Васюков Игорь Леонидович : другие произведения.

Птицефабрика - пансионат

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Записки препода

   Этой весной впервые в моей "преподовской карьере" мне выпала честь поработать в одном из коммерческих высших учебных заведений нашего города.
  - На конвейер собрался! - сострил по этому поводу один из моих знакомых.
  - В каком смысле?! - спросил его я.
  - Как в каком? Это же птицефабрика, инкубатор, модульно - поточный метод быстрого изготовления никому ненужных спецов. "Чпок, чпок" и готово: или экономист на свет вылупился, или юрист, или менеджер! Главное во время плати, и из тебя сделают чего угодно!
  
   Принято считать, что образование, полученное в коммерческом вузе (подчеркнем, в современном периферийном коммерческом вузе, чтобы у читателей более точно понял о чем пойдет далее речь), это образование, как бы сказал один литературный герой из известно произведения, "второй свежести". За глаза преподаватели из госвуза, отрабатывающие там, так сказать, "вторую смену за лучшие деньги" к студентам "оттуда" относятся, если не свысока, то с известной долей снисходительности. Мол, там учатся те, у кого ... не все в жизни сложилось. По самым разным причинам: начиная от никудышной учебы в школе, гарантирующей стопроцентное непоступление в любое мало-мальски значимое учебное заведение, непрофильного образования, не дающего ничего для освоения и продвижения в "денежной" профессии до банального получения "корочек".
   Все это имеет место быть, когда мы используем "оптику" извне, т.е. собственноручно и собственноножно не погружаясь в непосредственную стихию рассматриваемого объекта. При ближайшем поступлении все кажется несколько иначе...
   Нет, нет. Впечатление некоей вторичности процесса остается. Ну, скажем, в родном вузе, где, как говорится, я "прописан" на мой родной предмет дается для освоения, скажем, два семестра по 50 часов в каждом плюс какая-нибудь курсовая, зачет и экзамен. Учи - не хочу. Иногда даже не знаешь, что ты со студентами под конец всей этой эпопеи будешь делать. Хоть танцуй перед ними, хоть стихи Пушкина рассказывай. В коммерческом вузе на этот предмет дается часов 20 всего. Или, даже, просят почитать десять. При чем в режиме скоростного троллейбуса - за 2-3 дня. Даже если ты очень глубоко проник в самые тайные построения своего предмета, и знаешь его как церковный батюшка "на зубок" - понятно, что подобная учеба есть определенная разновидность образовательной профанации. Не сможет за такое короткое время обучающийся человек ухватить все океанскую академическую глубину изучаемого явления. Так - по верхам, по корешкам. Некоторые студенты этих вузов так и говорят: "Нам бы побыстрее отстреляться!" Конечно, может быть, эта черта, желание побыстрее "сдать, спихнуть, свалить", является общей для всего студенчества мира вообще, но в дневном вузе требования к студентам все-таки на порядок выше.
   Однако у "коммерсантов" в их подходе к обучению есть и определенные плюсы. Дело даже не в том, что любой препод может рассчитывать в конце концов на какое-нибудь подношение в виде бутылочки коньяка с конфетками (и я их получил!) или чего посущественнее. Дело в том, что они получают образование гораздо более четко представляя себе, где оно может быть ими применено на практике. Поэтому любое получаемое ими знание оценивается ими все-таки с точки зрения реального результата, а не знаемого мотива. Как это говорится на дневном: "Ты учись, сынок, а через 5-6 лет посмотрим". Прагматично, конечно, но куда от этого сегодня денешься?
   Еще одна интересная деталь - печать индивидуальности на лице каждого учащегося "коммерческого" вуза. Если, работая со студентами, порой до конца семестра затрудняешься запомнить, как же их все-таки зовут - настолько они похожи друг на друга, то здесь я заметил за собой фантастическую особенность запоминать имена, лица с "кусочками биографии" всех своих новых студентов с первого раза! Ну а как не запомнит?! Вот, например, Виктор. Ему 40 лет! Сейчас он еще служит в армии прапорщиком, но, похоже, скоро ему светит "гражданка" и он, потихоньку, готовиться к тому, чтобы перейти в новое качество с более весомым образованием. Рядом с ним сидит Катя. Ей - 25. Она мила, аккуратна, внимательно слушает все, что ты ей говоришь. Можно сказать дышит на тебя как на икону. Еще бы, она мечтает сделать карьеру у себя в небольшом предприятии и верит, что ты сегодня, завтра, вложишь в ее хорошенькую головку что-нибудь важное для осуществления ее небольшой мечты. Рядом Женя. Ей вообще 17 лет и здесь она находится только потому, что не верит в собственную возможность поступить на дневную форму обучения за государственный "кошт". Кроме того, здесь - наименьшая цена за подобное обучение в городе.
   Именно этот фантастический разброс возрастов, опыта, сфер деятельности и рождает ту, довольно приятную атмосферу зрелого, серьезного, солидного общения, синергии, которое и отличает этот тип учебного заведения от "классического", со студентами - вагантами за партой. Но есть ведь и еще кое-что. И именно это и явилось для меня в приобретенном опыте если не откровением, то открытием. В последний день перед экзаменами ко мне подошел один студент, дагестанец по национальности и спросил, что за игры я провожу. Оказывается, быть только "птенцами из инкубатора" наши коммерческие "студиозы" не хотят. Они понимают, что их жизнь здесь, какая бы она не была, это их студенческая жизнь, которую абсолютное большинство из них переживает впервые. А раз так, то надо и жить по - студенчески. И, даже, более того, "крепит имыдж нашего института", как сказал мне мой собеседник.
  - Мы тут собирались в КаВН поиграть! - сообщил он мне. - Нельзя так скучно жить. Мы же студэнты! После этой фразы у меня в сознании наступил таки определенный перелом. И теперь "коммерсанты" мне больше не представляются единым серым пятном, весь смысл существования которого в том, чтобы мимикрировать под что-то более существенное, чем они есть. Нет, пожалуй, имеет смысл говорить о том, что в последние годы у нас в городе, да и по всей России вестимо, родились на свет такие высшие учебные заведения, которые, не только оказались востребованными по причине, что "нормальное" образование хотят получить слишком многие, но и, при определенном внимании и, я бы сказал, любви к ним, могли бы стать весьма интересной и яркой краской, деталью, элементом в чреде других учебных заведений города. Да и вуз этот, в который волею всевышнего, или кого там, мне удалось познать изнутри, совсем не напомнил мне какой-нибудь курятник или инкубатор. Скорее, я увидел пансионат для людей из "средних слоев": некрупных менеджеров, специалистов, руководителей малого бизнеса. Где к студентам относятся как к людям, с пониманием и весьма специфически, с какой-то особой теплотой и любовью. Чуть ли не лелея! И если к этой теплоте добавить бы еще хорошего корпоративного духа
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"