Илу : другие произведения.

Тайна расписной шкатулки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ создавался в рамках конкурса "Арена детективов АД3" при участии команды Зюйд-Вест и под руководством капитана Ксении Томашевой

- Всем привет, с вами Марго Лисовская, это канал "Темная комната". Сегодняшний выпуск хочу начать с одной истории, которая произошла примерно три года назад. Иван Куравлев, мужчина средних лет, найден убитым у себя в гараже.

(Изображение блондинки, яркой, с агрессивным макияжем, великолепной укладкой и нескромным декольте сменяется кадрами с места происшествия. Звучит негромкая музыка, исподволь нагнетающая чувство беспокойства)

- Орудия убийства - необычное, Ивана забили насмерть крышкой багажника автомобиля. Ужасная смерть, жестокое убийство, виновник которого до сих пор не найден.

(Гаражный интерьер, на заднем плане видны полки с коробками, машинным маслом и прочая рухлядь, на переднем - мертвое тело нелепо свисает из багажника, словно уродливый язык из пасти чудовища; повсюду кровь)

- Отмотаем еще несколько лет назад. Пожилая Валентина Салинчук убита в собственной квартире, при этом дверь оказывается запертой изнутри на задвижку. Десять лет назад: Борис Багдасян, крупный бизнесмен, застрелен в собственном офисе, выстрела никто не слышал. Несмотря на обилие камер на месте преступления, убийца не найден. Почти двадцать лет назад: Алина Баранкина зарезана в автобусе в час-пик, и снова никто ничего не видел. Убийца не найден.

(Чередуются кадры, запечатлевшие места описываемых событий: гараж сменяется видавшей виды хрущевкой, массивный, глянцевито блестящий стол - обшарпанными сиденьями и заплеванным полом. Нагнетающая беспокойство музыка звучит все громче и нервознее)

- Что объединяет эти убийства? Человеческая жестокость, скажете вы. Да. Бессилие исполнительной системы. Да. Мистическая подоплека. Да. И - ЭТО.

(Кадры сменяют друг друга в том же порядке, но теперь каждая фотография увеличивается до тех пор, пока не станет видно довольно неброскую деталь - небольшую подарочную шкатулку шестигранной формы с ярким цветочным орнаментом. Она то прячется на полке рядом с покрытой пылью старой кофеваркой, то виднеется за стеклом массивной "стенки", то совершенно открыто лежит на столе рядом с рукой убитого или торчит расписным боком из упавшей на пол автобуса женской сумки)

- Симпатичная вещица явно ручной работы сопровождает каждое из этих загадочных убийств. Единичный экземпляр - вы не найдете ее ни в ФиксПрайс, ни в Икеа, ни на Али. Да, я искала, но найти смогла только подобные фото с мест преступлений и зловещую легенду об убивающей расписной шкатулке. Она появляется из ниоткуда, скрывая в себе самое желанное, а затем убивает нового владельца. Возможно ли это? Легенды не появляются на пустом месте; и на то, что не заметили или не захотели заметить следователи, обратили внимание более внимательные пользователи сети, способные выйти за рамки стандартов мышления.

Но вот самое главное, что я хочу вам показать.

(Еще одно фото с места преступления: женщина лежит на ковре, в центре черного кровавого пятна, на шее можно разглядеть туго затянутый ярко-желтый шнур, на груди и животе - влажно блестящие раны. В нескольких сантиметрах на полу валяется нож необычной формы, обоюдоострый и довольно длинный. В кадр попал сейф, на котором красуется пресловутая шкатулка)

Это убийство случилось буквально на днях. И снова возле тела жертвы, будто невзначай, оказывается эта шкатулка. Как она появляется на месте преступления? Ее оставляет серийный убийца? Или все жертвы как-то связаны между собой? Действительно ли эта таинственная вещь обладает мистической силой? У нас есть возможность выяснить все по горячим следам и подтвердить - а может, развенчать - эту мрачную легенду! Триста лайков - и я отправляюсь на место последнего преступления, чтобы разузнать все и рассказать вам. Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки! Кофточка от Ренди, комплект бижутерии Ле Орманди! Пока-пока!

Что ж. Кажется, вышло неплохо.

Маргарита с удовольствием наблюдала, как потихоньку увеличивается число возле иконки большого пальца, поднятого вверх. Конечно, триста наберется без проблем и очень скоро. В запасе уже есть кое-что интересное, и лучше бы выложить это пораньше, пока остальные новостные паблики не ухватили сюжет. Надо только немного добавить подробностей.

Перов рассказал ей, что в этот раз убили хозяйку антикварного магазина, и подозреваемые, вопреки сложившейся недоброй традиции, уже есть. Улики неопровержимые: пото-жировые на удавке, отпечатки на ноже и следы крови на мужской рубашке, найденной прямо под окном кабинета, в котором произошло преступление. Задержаны продавщица и охранник магазина, возможно, состоявшие в любовной связи; начальницу убивали сообща, причем самая кровавая работа досталась женщине. Мотив пока неясен, может, конфликт по работе - вроде бы, по бухгалтерии проходила небольшая недостача, может, рассчитывали поживиться какими-то ценностями. Убийцы даже не попытались скрыться или замести следы, только выбросили в окно испачканную рубашку.

Рита загорелась сразу, увидев фотографии: детальные снимки повреждений, удавка, окровавленный нож, серая форменная рубашка в багровых пятнах, общая сцена комнаты с трупом. В этот раз шкатулка сразу цепляла взгляд, находясь в самом центре криминальной композиции. Пожалуй, ее можно было считать единственным связующим звеном с остальными убийствами, попахивающими если не явной мистикой, то непревзойденной мистификацией. Только теперь таинственная вещица казалась лишней - убийство выглядело как совершенно обыденная бытовуха.

Перов, конечно, не преминул воспользоваться ситуацией:

- Приходи вечером ко мне, - хитро подмигивая, предложил он. - Посмотрим вместе записи с камер наблюдения. Подозреваемые сейчас в СИЗО, с ними тебе поговорить не удастся, но я выписал адреса родственников.

Перов, как всегда, в своем репертуаре... Нескончаемое терпение! Давно и безуспешно подкатывает, - и тут это убийство с легендарной шкатулкой. Учитывая, как давно Рита собирает про нее всякие сплетни... Что ж, все равно дело идет к постели, почему бы не воспользоваться ситуацией.

- Но адреса ты мне выдашь сейчас!

***

Первым делом Рита решила наведаться к родственникам охранника. Совсем еще юный парень Володя Проскуряков жил со своей матерью. Отстрелявшись в армии, учился на последнем курсе техникума и проблем с законом никогда не имел. Однако, молод он для убийцы, впервые появившегося на сцене аж двадцать лет назад. Володя в те времена еще пешком под стол ходил.

Возле самого подъезда Маргарита задержалась, сверяя адрес. По номеру квартиры выходило, что окно первого этажа справа как раз принадлежало Проскуряковым. Старенькие деревянные рамы с облупившейся краской смотрелись убого, прикрепленная к отливу сушилка для белья с канареечного цвета веревкой и висящими на ней тряпками усиливала впечатление, аж коммуналкой будто запахло. Решив сделать фото для блога, Рита включила камеру, подняла повыше, и тут из подъезда выскочила женщина с криками:

- А ну отойди от окна! Все трусы потаскали, сволочи! Отошла от окна, я сказала!

Рита в смятении попятилась назад:

- Какие трусы? Что вы несете?

- Третий раз за неделю! - не унималась хозяйка трусов, надвигаясь на девушку. Ошеломленная Рита все же взяла себя в руки. Импровизируя на ходу, она рассказала, что является журналистом газеты "Справедливость" и защищает жертв беззакония, к коим, без сомнения, относится Володя Проскуряков, и просто сокрушила воинственную женщину своим вдохновенным напором.

- Ох, простите, я думала, вы... у меня дважды на этой неделе стащили белье, - пожаловалась Проскурякова. - Аж вместе с веревкой! Что не унесли, то изваляли... Хулиганы какие-то.

- Беспредел, - сочувственно подытожила Рита и попросила рассказать женщину о сыне.

Погрустневшая мама, часто вздыхая, рассказала, что Володя - обычный парень, который любит гулять с друзьями, играть в футбол. Ходил в качалку, занимался боксом, но вообще он мирный. Работу свою называл сонным царством, конфликтов с начальницей не имел, с продавщицей Леной дружил, не более. Не мог он, никак не мог на убийство пойти.

Уточнив, не замечала ли женщина чего подозрительного за сыном в последнее время, Рита достала распечатку с увеличенным изображением шкатулки. Родительница Володи с удивлением посмотрела на фотографию, явно не понимая, как она связана с ее сыном.

- Я не знаю, что это. Это украли из магазина?

Ответив уклончиво, Рита распрощалась с Проскуряковой, оставив ей распечатку с номером своего телефона на всякий случай.

Следующим на очереди был муж Лены.

- Я не собираюсь с вами ни о чем разговаривать, - сходу заявил тот. - Убирайтесь.

Рита еще некоторое время плясала у двери, просовывая носок туфли в проем и пытаясь прикинуться личным адвокатом Луизы Андреевны, завещавшей Лене все свое имущество, но мужчина во внезапную щедрость "старой жадной кошелки" не поверил и навязчивую гостью, не стесняясь, отправил куда подальше.

***

Перов решил показать себя с самой лучшей стороны: приготовил романтический ужин при свечах, надел новую, идеально отутюженную рубашку и даже сумел как-то пригладить вечно торчащие вихры на затылке. Вместо полагающегося в таких случаях эротического кино смотрели обещанные записи с камер наблюдения. Съемка велась с двух точек: одна располагалась над входом, вторая - над рабочим местом продавщицы.

Первый посетитель - женщина в светлом пальто с маленькой сумочкой через плечо - появляется около двух часов дня. Практически следом за ней входят еще двое: мужчина и женщина, оживленно болтающие между собой. Обычные офисные работники на обеденном перерыве. Болтливая парочка о чем-то спорит возле одной из витрин, размахивая руками, и явно нервирует продавщицу Лену; в конце концов, она срывается, подходит к возбужденным посетителям, но те отмахиваются. Затем в магазин втискивается необъятных размеров мужчина с пухлым портфелем в руке, он обходит все витрины, подолгу задерживаясь возле каждой; шумная парочка тем временем все больше расходится. Охранник держится поближе к ним. Заходит курьер в темной спецовке с огромной квадратной сумкой за спиной, спрашивает что-то у продавщицы и, бодро прошагав через весь зал, вдруг исчезает.

- О! Куда он делся? - встрепенулась Рита.

- Там коридор, а дальше - кабинет Луизы, туалет и кладовка. Вот, смотри на первую камеру.

Обзору первой камеры сильно мешают два гигантских стеллажа, стоящие посреди зала, но дверь в коридор все же видно, как и входящего туда курьера. В это время в магазине появляется еще один покупатель - невысокий мужчина средних лет, сверкающий в камеры лысиной, старательно прикрытой жидкими клочками волос. Кто бы мог подумать, что антиквариат пользуется таким спросом! К Лене с какой-то безделушкой в руках подходит самая первая покупательница. Продавщица, нервно оглядываясь на спорящих, быстро упаковывает товар, записывает что-то в тетрадь, извлеченную из-под прилавка. Охранник успокаивает скандалящую парочку. Лысый что-то разглядывает в одной из витрин недалеко от них, присев на корточки, так, что пропадает из виду. Уходит курьер.

- А где толстяк?

- Да вот тут, - ткнул пальцем Перов. - В слепом пятне, пялится на экспонаты.

Действительно, грузный мужчина вскоре снова появляется в кадре, выкатившись из-за границы экрана вместе с лысым. Тот, нервно глядя на часы, сталкивается с толстяком и спешит к выходу, следом за ним и толстяк, застегивая куртку, вразвалочку покидает магазин. Еще через несколько минут наконец-то уходят балагуры - продавщица в явном облегчении. Она пересекает зал и выходит в коридор, и практически тут же за ней поспешно выбегает охранник. Через несколько минут они выходят оба, Лена прижимает ладонь к губам.

Тут Перов прокомментировал, что охранник уже успел переодеться, выбросив запачканную кровью одежду в окно. Рита присматривается - действительно, на монохромном видео рубашка выглядит почти белой, кровь однозначно была бы видна.

- А в кабинете камеры нет?

- А вот это - очень интересный момент! - Перов многозначительно повел бокалом, чудом умудрившись не выплеснуть вино. - Камера есть, но ее отвернули к стене, и сделала это почему-то сама хозяйка примерно за час до трагических событий.

- Но зачем?!

- Кто ж знает? - Перов подмигнул. - У нее там сейф. Наверное, боялась, что работнички подглядят комбинацию с монитора. А может, непотребством каким занималась.

- Перов, тьфу на тебя!

***

Ближе к трем ночи, чувствуя, что морфей свои объятия раскрывать не торопится, Рита выбралась из-под тяжелой лапищи храпящего Перова и, дотянувшись до смартфона, от скуки и по привычке полезла смотреть комментарии к недавно выложенному видео.

В основном, конечно, подписчики обсуждали недалекость и халатность работников органов, кто-то вспоминал пионерлагерные страшилки про черные руки и желтые шторы, многие откровенно потешались над глупой идеей разоблачить прифотошопленную шкатулку:

- Эй, Марго, зловещая шкатулка идет за тобой! - идиотская шуточка от пользователя с ником МорталКаскет.

- Это угроза? С инвентарем переговоров не веду.

Пролистала новостную ленту в соцсетях. Отыскала профили Володи и Лены - совершенно ничего примечательного. Тот же результат при изучении профилей жертвы - разве что фотография из магазина, сделанная возле диковинного тотема в одной из витрин. Рита присмотрелась - на фото как раз попала дверь в коридор. Странно, кстати, ведь камера над входом практически напротив коридора, должна отлично показывать все передвижения.

Девушка выбралась из постели и, подсев к компьютеру Перова, еще раз бегло пролистала видео. Действительно, камера над входом, хоть и теряла обзор из-за двух высоченных стеллажей, все же захватывала выход в коридор, но именно в этом месте постоянно маячила орущая парочка, да еще и охранник возле них терся. Они с Перовым практически не смотрели видео с этого ракурса, картинка со второй камеры была четче и снимала с более близкого расстояния. Выходящего в коридор курьера, между прочим, на камере, висящей над входом, видно отлично. А вот уход из-за возникшей следом мешанины в кадре едва можно заметить, разве что вторая картинка это ясно показывает. Но... кажется, кто-то еще мелькнул возле двери в коридор! Рита глянула на второй экран - нет, все на своих местах, разве что лысый совсем спрятался за стеллажом, и... толстяк! Все это время он был в слепом пятне как раз возле дверей!

Оглянувшись на похрапывающего Перова, Рита быстро сделала скриншоты с подозреваемыми и всеми покупателями и - особенно тщательно выверяя картинку - их передвижения возле входа в коридор. Едва успела отправить себе на почту - и зазвонил будильник.

***

Сонный Перов, как сомнамбула, сполз с кровати и принялся, собирая все углы и сутулясь больше, чем обычно, бродить по квартире. Рита помчалась на кухню, сварила кофе и, преподнося чашку мигом растаявшему мужчине, промурлыкала:

- Димочка, милый, а сможешь достать мне ключики Луизы? От магазина.

- Ты с ума сошла? - поперхнулся Перов. - Это ж вещдоки, меня уволят к черту!

После недолгих препирательств и обещаний ничего там не трогать Перов сдался. Но только на один вечер и в обмен на совместные выходные, конечно.

Хотелось спать, но на утро были назначены ногти. Шантажист-любовник любезно изволил подбросить подругу, а сам отправился на работу.

- Анжелочка, сегодня небесно-голубые, - попросила Рита, поудобнее устроившись в кресле. - Под цвет моих глаз!

Хотя у Анжелы были ловкие ручки, домой Рита попала только к десяти утра, после романтической ночи возле компьютера страстно желая поскорее упасть в постель и уснуть. Но задуманному не суждено было случиться.

Уже в тот момент, когда ключ туговато, со скрипом вошел в замочную скважину, Рита почуяла неладное. Вошла на цыпочках, прислушиваясь. Вроде никого. В комнатах никаких следов погрома и грабежа. Самое ценное - оборудование для съемки и компьютер - на месте. И рядом с ним, на столе - она.

Шкатулка.

Стоит возле клавиатуры и словно говорит своим расписным винтажным боком: "Кого это ты инвентарем назвала?"

Рита медленно подошла ближе, не решаясь коснуться зловещего сюрприза, отчетливо пахнущего деревом и лаком. Отыскала нужную картинку в смартфоне, увеличила, сравнила... точь в точь. Еще несколько минут в смешанных чувствах стояла и пялилась на гостью, потом, наконец, решилась открыть крышку. "Самое желанное"? Внутри лежал лавровый лист. Рита осторожно повертела его перед глазами и положила обратно, прочла надпись на дне шкатулки: "Держи друзей близко, а врагов еще ближе".

Схватив коробочку, Рита поспешно вышла из квартиры, закрыла дверь и, только плюхнувшись за руль своей "Астры", позволила себе выдохнуть.

Ей вспомнилась злая шутка от МорталКаскет. Кто из подписчиков может знать ее адрес? Единицы... И все они - близкие и давние друзья. Не может быть, чтобы...

Мозг взрывался.

- А вы шкатулку забирали? - выпалила она сразу, игнорируя приветствия, как только Перов поднял трубку.

- Что? - не сразу понял он. - Нет. Оставили, как было. Слушай, эти твои конспирологические теории...

Рита нажала на отбой. Значит, кто-то проник в магазин уже после того, как он был опечатан. Забрал шкатулку и поставил на компьютерный стол пронырливой девушки. Или она сама - Рита посмотрела на скромно лежавшую на соседнем сиденье коробочку - сама возникла?..

Полицейские лениво выслушали короткий рассказ, поковырялись в замке, "да, наверное, взломан", без особого энтузиазма постучались в соседние квартиры. Конечно, никто ничего не слышал и не видел. Тягомотина с заявлением, обещания сделать запрос на записи ближайших камер наблюдения и перезвонить, если что-то станет известно. И ощущение бесконечной усталости.

Возвращаться домой было страшно, спать в машине - тоже, так что девушка решила отправиться в самое людное место с множеством камер и полицейским патрулем, где при этом вид спящего человека никого не смутил бы.

То есть, на вокзал.

Кое-как устроившись в совершенно неудобном кресле платного зала ожидания и напоследок вспомнив первое убийство, произошедшее прямо в автобусе у всех на глазах, Рита, несмотря ни на что, заснула.

***

Разбудили Риту крики какой-то истеричной особы с другого конца зала. Часы показали шесть вечера, то есть поспать удалось всего часа три. За окном уже царила пасмурная осенняя ночь. Достала смартфон: куча пропущенных от Перова, в мессенджере - требования отозваться и сердечки от него же, и предупреждение, что вечером задержится на работе. К ролику добавилось несколько глупых комментариев.

От скуки сфотографировалась с новыми ногтями, привычно на пробу прогнала через фильтры инстаграмма. Хотела было выбрать черно-белый вариант, но ногти там выглядели белыми, а серое пальто сливалось с малиновым сиденьем. Жуть какая. Выложила цветное фото. Опять заскучала. Ради интереса отыскала сайт магазинчика убитой.

Краткая история заведения, фотографии интерьера и биография самой хозяйки. Луиза Герпель оказалась достаточно известной в городе художницей, впрочем, неудивительно. На сайте был небольшой раздел с ее творчеством и каталог представленных в магазине раритетов. Рита на всякий случай пролистала все в надежде найти расписную коробочку - безрезультатно. Взгляд зацепился за лот номер сто шестьдесят пять - длинный, обоюдоострый нож. Открыла фотографию с места преступления, увеличила, сравнила... Черт, а ведь похож! Кликнула по лоту, надеясь из описания узнать что-то значимое, однако указание эпохи, народности и стиля ей ни о чем не говорило. Странно: статус ножа - "продано". Разве улику можно продать? Или просто изъяли из продажи, чтобы не морочить головы покупателям? Кто мог это сделать, если хозяйка мертва, а работники в СИЗО? Учитывая, что магазинчик совсем крошечный и работников всего трое, включая хозяйку, наполнением сайта наверняка занимался кто-то из них.

Перов все задерживался, и Рита не утерпела, поехала к магазину одна, в надежде встретиться с любовником уже там, если, конечно, он все-таки добудет ключи. От нечего делать обошла здание вокруг. Главный вход был опечатан тонкой бумажной лентой, вроде бы, целой, а вот дверь запасного выхода к восторгу девушки оказалась незапертой, лишь аккуратно прикрытой; печать беспечно надорвана. Это мог сделать тот, кто забрал шкатулку. Вдруг это засада? А сигнализация? Тоже отключена?

Предусмотрительно натянув старую папину толстовку, валявшуюся в багажнике с прошлой поездки на дачу, и кожаные перчатки, Рита тихонечко приоткрыла дверь и заглянула внутрь. Тихо. Темно. Непохоже, чтобы там кто-то был. На всякий случай оглянувшись, девушка вошла.

Интересно, отряд охраны уже выехал? Или скупая кошелка Луиза в свое время решила сэкономить, и об открытии двери уведомит смс на номера телефонов, которые сейчас хранятся где-то у следователя как вещдоки. Огоньков инфракрасных датчиков вроде не видно... В любом случае, наверное, минут пятнадцать есть.

Через панорамные окна внутрь магазина попадало немного света уличных фонарей, достаточно, чтобы не наткнуться на расставленные повсюду стеклянные витрины. В маленьком кабинете Луизы же было совсем темно, пришлось включить фонарик на смартфоне. Пахло старым деревом, краской и, кажется, кровью. В центре комнаты на полу темнело зловещее пятно. Пришлось пробираться, прижавшись спиной к стеклянной витрине, а затем протискиваться к столу.

Осмотрела сейф - шкатулки не было.

Девушка для порядка выдвинула ящики стола, бегло осмотрела витрину с антикварными диковинками, на всякий случай делая снимки всего подряд. Проверила, заперт ли криво стоящий на тумбе сейф - явно немного сдвинут; отметила заваленный офисный стул и опрокинутый горшок с цветком на подоконнике. Рита вспомнила фото с места преступления и попыталась представить: жертва, сидя на стуле, поворачивается к сейфу, убийца, стоя за ее спиной в узком углу между окном, столом и витриной, набрасывает удавку. В попытке отбиться Луиза хватается за сейф, опрокидывает стул, но звук приглушает ковер. Убийца чудом не разбивает стеклянные дверцы шкафа, но задевает горшок на подоконнике. Очень уж тесно... Луиза теряет сознание, и ее укладывают на ковер. Рита снова осветила темное пятно, отмечая мелкие брызги на столе и витрине - но совсем низко, на уровне коленей. Под столом стояла какая-то жестяная банка, Рита бегло сфотографировала и ее на всякий случай. Напоследок проверила окно - створка была только одна, открывалась легким поворотом ручки.

В общем зале проверила стойку продавца - повезло, там лежала искомая тетрадь с записями о продажах антикварных раритетов. Рита, разложив тетрадь прямо на полу, чтобы с улицы было меньше шансов увидеть вспышку, быстро сделала снимки нескольких последних страниц, затем вернула все на место и поспешила к выходу.

Как раз уложилась в пятнадцать минут. Осторожно выглянула из-за двери, повертела головой, высматривая возможную засаду или подъезжающую машину охраны, прислушалась - кажется, безопасно. И вдруг - шорох со стороны растущего неподалеку дерева. Нервы были, как натянутая тетива, так что Рита рванула, толком не успев ничего рассмотреть. Кто-то наперерез выскочил из темноты, схватил, крутанул, с размаху впечатал в стену. Девушка вскрикнула, пытаясь отбиться, лягнула куда-то, вырвалась, но тут же снова была схвачена и повалена в траву. Незнакомец всей тяжестью навалился сверху.

- Пустите! - потребовала Рита, пытаясь придать срывающемуся голосу повелительный тон.

- Что вы делали там, в магазине?

Все-таки охрана успела... Но хорошо, что хотя бы не шкатулочник-убийца. Черт, что сказать?

- Лежать, - велел мужчина, пресекая ее попытки встать.

- Да отпустите вы меня!

Нападавший, наконец, слез с нее и позволил подняться на ноги. Вся в грязи, колготки порваны, на коленках ссадины... Едва сдерживая рыдания, с вызовом спросила:

- Вы кто такой?

- А вы?

Не представился... Значит, не охранник? Но убийца-шкатулочник наверняка знает ее в лицо, так что таких вопросов задавать бы не стал. Ни на кого из посетителей магазина он тоже не похож, хотя... лиц курьера и лысого на видео не видно.

Странным образом начавшийся разговор зашел в тупик, но незнакомец неожиданно повел себя как истинный джентльмен и пригласил даму в кафе. Понимая, что просто так ее все равно не отпустят, Рита согласилась.

Первым делом отправилась в туалет - вид, мягко говоря, был тот еще. Пригладила растрепанные волосы, поправила макияж. Похвалила себя, что сменила пальто на толстовку. Только вот ноги не спрячешь, пришлось дефилировать обратно, как есть: в рваных колготках на ссаженных коленях, зато в красивом и откровенном платье. Даже слишком, пожалуй, ведь этот наряд она вчера выбирала для свидания с Перовым... Впрочем, незнакомец, представившийся Олегом, не шибко впечатлился, и антикварный магазин Герпель волновал его больше глубокого Ритиного декольте. Пришлось соврать, что она знала Луизу, а сама - репортер криминальной хроники и всего-то хотела сделать пару снимков места преступления для статьи, ведь публика любит сенсации, особенно если убийства, но ничего не трогала, ничего не взяла, сами видели, вот, проверьте сумку и карманы.

Олег проверять ничего не стал, но и в историю с фотосъемкой, похоже, не очень поверил.

- А вы чего там прятались под деревом? Следили за магазином? - перешла в атаку осмелевшая Рита. - Или за мной?

- Меня просто очень интересует искусство, - невозмутимо ответил Олег, насмешливо глядя на нее поверх края чашки с зеленым чаем.

- В самом деле? А что скажете об этом? - и она сунула ему распечатку с фотографией шкатулки. Тот глянул бегло, равнодушно - или прикидывается?

- Симпатичная, - обронил сухо и, возвращая лист, задал встречный вопрос: - А что вы мне скажете о картине "Полет орла?"

К сожалению, Рита ничего не могла сказать, а врать побоялась. Луиза - владелица антикварного магазина, известная в городе художница, имела связи в столице, а много лет назад была втянута в какую-то мутную историю с криминалом. В общем, это все, что Рита знала об убитой. Видя, что теперь мужчина слушает с искренним интересом, девушка окончательно расслабилась, хоть и ощутила некоторое разочарование. Жаль, конечно, что ей не удалось ничего разузнать у нового знакомого, но, с другой стороны, собирая сведения по своему делу, он вполне мог бы наткнуться на информацию, ценную для Риты. Так что в конце концов они обменялись телефонами - на всякий случай.

Домой возвращаться Рита побоялась, а Перов, предупредив, что визит в магазин откладывается до завтра, торчал где-то в пробке по дороге с работы. Так что пришлось ждать его, сидя в машине, словно верная собачонка. Пока выдалась свободная минутка, можно было пролистать фотографии, сделанные в магазине Герпель.

В снимках тетради учета продаж Рита нашла ожидаемую отметку о продаже лота номер сто шестьдесят пять, покупатель - какой-то Боропкин. Дата сделки - примерно за месяц до убийства, причем нумерация страниц и записи о последующих продажах исключали возможность каких-либо исправлений. Наткнулась на фотографию банки, стоявшей под столом: лак для дерева. Так вот чем воняло! Время высыхания сорок восемь часов, а запах до сих пор не выветрился.

Еще раз пролистала скриншоты с видео камер наблюдения: а ведь на Володе рубашка белая не только ПОСЛЕ убийства, но и ДО. Понятно, что она такой кажется из-за того, что съемка монохромная, но... Что-то крутилось в голове: голубой, серый... Рита вдруг подумала про свои новые ногти, про пальто на малиновом фоне, снова прогнала фото через фильтр. Так и есть!

***

Серебристый мицубиши подкатил уже ночью. Увидев Риту в рваных колготках и измазанном грязью пальто, Перов просто выпал в осадок. Пришлось признаться, что побывала в магазине без него, и рассказать про знакомство с Олегом.

- Какого черта? - вопил не на шутку встревоженный Перов. - А если бы он оказался насильником? Не могла дождаться меня?

Рита изобразила раскаяние и попросилась на ночевку - чтобы и вину загладить, и домой не возвращаться.

Перед сном, когда они в обнимку лежали у телевизора, жуя пиццу и запивая пивом, Перов наконец оттаял. Рита, привыкшая держать вечно флиртующего приятеля на расстоянии, в этот раз чувствовала себя почти счастливой, оказавшись под его уютным боком. Может, Перов и неудачник, и денег у него немного, но иногда он такой лапочка!

- И че я парился с этими ключами, - буркнул лапочка. Рита мигом встрепенулась:

- А ты достал?!

- Ага.

Рита бросилась целовать охмелевшего от пива и нежностей мужчину:

- Давай еще домой к ней съездим! Вместе!

Вопреки протестам Перова, Рита все-таки смогла добиться своего. Поездка была назначена на вечер следующего дня.

***

Дом пожилой художницы, несмотря на видимый порядок, был завален всяким барахлом: повсюду висели, лежали и стояли фигурки, статуэтки, картины и прочие предметы искусства. На втором этаже обнаружилась мастерская с мольбертом и множеством рисунков на разных стадиях готовности, расставленных вдоль одной из стен. В одном из углов под веником прятались деревянные стружки, рядом валялась очередная банка из-под лака. Огромный шкаф, сверху донизу забитый муляжами фруктов, гипсовыми головами, кувшинами, кистями и красками. Искать здесь можно было до конца недели, особенно не зная, что именно ищешь. Перов, психанув, отправился курить, а Рита принялась за поиски.

Она перебрала все восковые фрукты, все холсты, заглянула в кувшины и проверила, нет ли секретных полостей в гипсовых головах. Удача улыбнулась, когда руки дошли до маленького письменного стола в углу мастерской. В ящиках обнаружилось множество бумаг: документы, фотографии и... старый, помятый рисунок шкатулки, точь в точь как та, что переходила от одного убийства к другому. Он лежал в одном из конвертов с короткими, явно зашифрованными письмами. Рите пришлось присесть на минутку, чтобы прийти в себя. Стараясь дышать ровно, девушка перевернула конверт и посмотрела на почтовый штемпель. Письмо было отправлено двадцать лет назад. Обратный адрес отсутствовал.

***

- Всем привет, с вами Марго Лисовская, это канал "Темная комната". Прошу прощенья за непрезентабельный фон и плохой свет, но этот выпуск я вынуждена делать практически в полевых условиях.

Итак, благодарю за лайки! И выкладываю, что мне удалось выяснить о последнем убийстве. Жертва - хозяйка антикварного магазина, по совместительству художница Луиза Герпель. Убита в собственном кабинете. Следствие считает, что убийцы - работники магазина: продавщица наносила удары ножом, пока охранник душил женщину.

Однако, я собираюсь опровергнуть эту версию и доказать, что убийство было совершено другим лицом.

Побывав возле дома одного из предполагаемых убийц, я увидела на его окне точно такую же веревку, какой было совершено удушение. Конечно, скажете вы, у охранника остался кусочек, и он принес его с собой на работу, чтобы исполнить свое гнусное намерение. Однако, полиция склонна считать, что убийство было спонтанным. Кроме того, я выяснила, что за несколько дней до происшествия местные хулиганы дважды срезали эту веревку с сушилки вместе с бельем. Дважды! Первый раз - чтобы вынудить хозяина обновить шнур, второй - чтобы получить этот шнур с биологическими следами хозяина. Хочу обратить ваше внимание, что при этом исчезла часть сушившейся одежды, а после - появилась под окном магазина, уже со следами крови. Следствие считает, что убийца выбросил улику в окно, переодевшись в другую рубашку.

(Демонстрируются фото рубашки и эксперимент с фильтром, а затем - раскадровка с видео)

Но я уверена: охранник не менял рубашку! После убийства она выглядит так же, как и до, - почти белой; а не серой! Значит, испачканную в крови серую рубашку кто-то подбросил!

Теперь изложу свои размышления по поводу продавщицы. На ее одежде пятен крови как раз не обнаружено, единственная улика против нее - отпечатки пальцев на ноже. Однако я выяснила, что очень похожий (возможно, именно этот) нож числился в каталоге магазина под лотом сто шестьдесят пять и был продан за месяц до убийства. Наверняка продавщица демонстрировала нож перед продажей покупателю, при этом сам он был в перчатках. В конце концов, в кабинет начальницы девушка входит без ножа, а в витрине возле стола Луизы нет ни одной пустующей подставки, откуда, предположительно, убийца мог взять бы оружие.

Моя версия такова: убийца был один. Удары ножом наносились уже после того, как жертва оказалась на полу - посмотрите на следы крови. Кто-то из посетителей принес в магазин подложные улики - шнур, рубашку и нож - после чего зашел к Герпель, расправился с ней, испачкал похищенную одежду охранника и подставил невиновных людей.

На видео с камеры наблюдения мы видим, что посетителей было шестеро.

(Скриншоты камер видеонаблюдения)

Женщину с маленькой сумочкой сразу отметаем: она даже не подходит к двери коридора. Болтливая парочка постоянно на виду. Остаются трое: курьер, лысый и толстяк. Оставляю вам эту загадку, ответ будет после тысячи лайков.

Они будут заслуженными: я выяснила, откуда брались шкатулки - да-да, их было несколько. Кто еще не сидит - присядьте. Их создавала Герпель. Под заказ к каждому убийству.

(Фотографии из дома и кабинета Герпель)

Этот рисунок я нашла в ее столе. Вы скажете, что художница просто использовала полученный "подарочек" как натуру для живописи? Не угадали - рисунок явно старый. Скорее, она копировала с этого рисунка новую шкатулку каждый раз, когда получала заказ - судя по количеству конвертов, их было несколько. Сама вырезала, расписывала и покрывала лаком. Так было и с очередным экземпляром, причем лакировкой Луиза в этот раз занималась прямо в своем кабинете. Не поэтому ли она отвернула камеру?

Но связано ли убийство со шкатулкой? Давайте вспомним фамилию одной из жертв, которых я перечисляла в первом видео: Алина Баранкина была убита в автобусе. А теперь попробуйте разобрать написанную от руки фамилию покупателя ножа.

(Фотография тетради из кабинета Луизы)

Мститель вычислил художницу, полагая, что она и есть убийца-шкатулочник, но он все еще на свободе. Потому что вот:

(Демонстрирует оригинальную шкатулку)

Возможно, следующей жертвой станет ваша Марго, так что сохраните видео на случай, если оно исчезнет.

Надеюсь выжить и жду ваших версий!

Пока-пока!

Лысого Рита отметала сразу: легко одет, пришел с пустыми руками. А подозрительный толстяк, явно побывавший в коридоре, наверняка просто ходил в туалет; в тот уголок, где была убита Герпель, он бы никак не втиснулся. Остается курьер. Он заходит в коридор - никто не остановил, потому что ждали; у него огромная сумка, куда легко поместятся подложные улики, а темный костюм отлично маскирует пятна крови. Его лицо невозможно разглядеть из-за козырька бейсболки.

Рита обессилено откинулась на спинку стула, отрешенно наблюдая, как медленно капают лайки. Перов уехал на работу, оставив ее отсыпаться в своей квартире. Она так ничего не сказала ему про взломанный замок и шкатулку, но у него, наверное, свои предположения относительно внезапной Ритиной привязанности.

Зазвонил телефон, номер не определился.

- Маргарита Валерьевна? - осведомился приятный мужской баритон. - Изумлен гибкостью вашего ума.

- Кто это?

- Поклонник, - ответили со смешком, - который искренне надеется, что вы действительно сможете избежать участи Луизы Герпель.

- Не смейте мне угрожать!

- Это не угроза. Дружеское предупреждение и деловое предложение. Луиза Герпель работала на Клуб Лиса Рейнара, в который я хотел бы пригласить и вас. Адрес получите в смс.

- Какой еще Клуб Лиса Рейнара? Это вы убили Луизу и остальных?

- Что касается Герпель - нет, и я рад, что вы значительно облегчили нам задачу в поисках убийцы. Остальные - это просто развлечение, тренировка ума, насмешка над системой. Мы ждем вас.

Короткие гудки.

Рита несколько минут сидела, заторможено уставившись на погасший экран телефона. Коротко пиликнула смс. Рита медленно открыла приложение такси и вбила полученный адрес в строку конечного пункта поездки.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"