Ну, вот и я тоже прочитал "Спектр" Сергея Лукьяненко.
Что понравилось:
1. Сюжет конечно увлекает. Как обычно у Лукьяненко, читаешь, не отрываясь. Немного смазывает впечатление тот факт, что все, оказывается, вертится вокруг мега-артефакта для перехода на next level, но это мелочи.
2. Стиль оценивать не мне (я не филолог), скажу лишь, что начинаю выискивать стилистические огрехи либо когда сюжет скучноват, либо когда эти огрехи просто прут из текста. А посему, раз желания придираться к стилю у меня не возникло, скажу, что он хорош.
3. Хороша фишка с планетой Мардж - ее жители любили использовать старые вещи до самого конца их срока службы, хотя и появляются уже более крутые вещи. Это есть хорошая иллюстрация к мыслям автора о том, что народ склонен и разум использовать так же - вроде бы пора переходить на новый этап эволюции, но мы все ездим на допотопных паровозах. Возможно такие же фишки есть и на других планетах (не просто так ведь герой по ним скакал!), но я их не нашел - то ли тупой, то ли читал невнимательно.
4. Довольно интересна раса шеали, прямо вспоминается "Сказка о тройке". Мне вообще интересны мысли на тему: что делается с разумом человека, когда тот устраивается в жизни, добивается, чего хотел и имеет возможность не думать.
5. Коллективный разум у ключников, как следующий этап эволюции разума. Мысля интересная, хотя и не сказать что новая. Например, у Громова в романе "Год лемминга" похожая идея вылезает. Но если Громов к этой идее подводит, рассматривает проблему со всех сторон, заставляет героя выбирать, то Лукьяненко ограничивается описанием явления и практическими выгодами от него.
6. Много мелких, но греющих душу деталей - кулинария, яркие описания, книжки Ди-Ди, интересные метафоры ("интуиция - костыли для рассудка") и много чего еще. Книга - не голый сюжет с парой типафилософских мыслей, и это радует.
7. Еще мне очень понравился способ размножения Ирины. Честно, не ожидал такого камня в огород Microsoft (а ведь висело там ружьишко!) и искренне порадовался.
Что не очень:
1. Название - так себе. Еще до гибели второй Ирины я все думал, когда же герой сообразит, что девушек должно быть семь, а потом вспомнил, что он-то названия романа не знает.
Похоже на то, что сначала было рабочее название, а потом автор не захотел его менять, предпочел сделать пару штрихов (например, цвета на планетах), чтобы вроде как соответствовало.
2. Герой - типичный голливудский супермен. Брюс Уиллис (это тот, который и выглядит не всегда по-суперменски, но миры спасает только так). Он никогда не ошибается, все его предположения, даже самые дикие - верны. А с чем он не согласен - об этом он потом скажет (я имею ввиду последний разговор с ключником: "мне с самого начала казалось что это какая-то большая неправда!" - хотя до этого никаких признаков недоверия к "стройной" теории своей возлюбленной герой не выказывал). Больше всего меня позабавило, как он на Талисмане предположил, что планета - генератор артефактов для получения всемогущества, и это оказалось верным! Блин, да если бы его хоть те же ключники разок всерьез завернули, и то было бы интереснее! А то ведь ни одного серьезного препятствия на всем прямом пути его продвижения к финалу.
3. Кстати, вот этот финт ушами с "большой неправдой" исключает объяснение смертей пяти Ирин при помощи теологической теории (ну, там в середине вроде намекалось, что умирают они под воздействием какого-то злого рока). А так как в конце выясняется, что природе и высшим существам до людей дела нет, то непонятно, почему же пять Ирин подряд помэрли. С шестой-то все более-менее понятно: портал дал, портал взял. Так что воля рока тут ни при чем (тем более, если на трактирщика она не распространяется, то и на девушку не должна), ключники своих соображений не высказали (значит, не они), выходит, действительно случайность!
4. Я так и не понял, почему герой должен был посетить именно эти планеты, именно в таком порядке, и кто его на это сподвиг. Вроде, не ключники. Вроде, не сверхразум. Вроде (как получается) и Ирина тут не очень-то причем - все дело в нем было.
5. Каких-то принципиальных изменений в Мартине к концу книги по сравнению с началом я не пронаблюдал. Так почему он только в конце был допущен к таинству Талисмана? Ну, дошло до него несколько крутых истин. Ну, стал по-другому относиться к разуму.
6. Почему-то ни у одного героя в книге не возник вопрос - а кто ентот Талисман сотворил? И для чего? И что это за всемогущество такое? Не, с последним все понятно - скачешь по звездам, знаешь все тайны и ваще весь такой супер крутой, но что конкретно? Почему человек без этого артефакта не в состоянии использовать все ресурсы своего разума? Они ж даже не задумались!
7. То, что герой в обязательном порядке влюбляется в героиню, обозначенную в начале - это совершенно естественно. Было бы удивительно, если бы не влюбился. Некоторую интригу добавляет то, что героиня разсемерилась, но герою это, понятно, не мешает. Тем более что все понимают - в конце останется только одна и все будет ОК.
8. Когда Мартин стреляет в "синий лабиринт" амебы - это просто финиш! Я понимаю, конечно, надо как-то объяснить читателю, почему амеба свихнулась, но это прямо как в старых добрых американских фильмах:
- Сейчас я тебя убью!
- Нет, ты не сможешь меня убить, потому что на мне бронежилет!
- А вот я тебя и убил, потому что мой "Смит-энд-Вессон" твой бронежилет легко пробивает!
9. Шеали прописаны не до конца. Не понятно, как они, не думая, изобретают разные изобретения, как проходят ключников (или это хитрый намек на то, что и писатели после того, как их карьера устаканилась, могут сочинять, не думая????????????????)
10. Артанки на Талисмане похожи на классических голливудских злодеев - не стреляют до тех пор, пока уже не будет поздно. Заговаривают зубы. И потом, когда уже видят, что герой практически их сделал, все равно дают ему еще три секунды, чтобы он их доделал. Вообще непонятно, зачем они стреляли по нему из пулеметов, а не гасили своими парализаторами.
11. Ключники, значит, перенастроили Талисман, потому что до них дошло - каждый должен сам пройти свой путь до сверхсущества. А до двух предыдущих рас это почему-то не дошло. И до создателя Талисмана тоже.
12. И еще я не понял, почему там все время говорится о "следующем этапе ментальной эволюции". Ни фига себе, эволюция: получаешь крутой артефакт и скачешь на следующий уровень. Это уже, батенька, есть ментайьная гево"юция! И вообще, фраза "скачок эволюции" звучит, по меньшей мере, странно.
Итого.
Роман не плох, но и диких восторгов я не испытал. Впрочем, если бы мне было сейчас 16-20 лет, и это был бы первый роман Лукьяненко, который я прочитал, то, несомненно, я бы протащился. Но и мне не 20, и книжка от Лукьяненко не первая. Есть в его книгах что-то такое, что в аннотациях называют "лукьяненовским стилем", а у меня на языке вертится слово "штамповка". Хотя, если мерить Лукьяненко по придуманным им же шеали, не сказал бы я, что он уже стал взрослым (в понимании шеали). Но кажется, что обряд освобождения от разума близок. Посмотрим, чем будет его следующая книга - действительно чем-то принципиально новым, как обещается на его сайте, или прыжком на встречу освобождающему ветру...