Ильин Алексей Игоревич : другие произведения.

Но

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  ...но к чему? к чему это совершенно отвлеченное, абстрактное знание, так далекое от человеческого мира, что даже понять, о чем речь - требует почти невыносимого напряжения ума и, главное, воображения - натуги непосильной, как непосильно для нарисованного на тетрадном листе человечка представить себе форму карандаша, который его нарисовал?
  
  К чему? к чему оно, твое знание, какой в нем прок для человека? Оно ничего не меняет в его жизни, не согреет в холодный день и не принесет прохлады в жару; не накормит, не вылечит; его не положишь в основу изобретений новых полезных приборов для быта и отдыха; даже в науке оно бесполезно: оно - ни о чем!
  
  Зачем - нет, ты скажи - зачем оно тебе?! Ведь оно лишает простой повседневной радости, иссушает и выхолаживает душу, лишает ее жизненной силы, а саму жизнь - цели и смысла? Ведь это даже не мизантропия - даже для нее нет смысла и места в этом проклятом твоем знании. Оно делает тебя изгоем среди людей, ставит непреодолимую стеклянную стену меж тобою и еще недавними твоими друзьями, близкими... Ведь никто никогда не поймет тебя, не оценит, а будет лишь с жалостью и осуждением, как на бездельного фантазера, коситься и пальцем крутить у виска. Как, нося это в себе, вообще жить, возделывать землю, строить дома, растить детей?
  
  К чему?! - дай ответ...
  

См. Перевод с русского

  

Возможно

  
  
  Известные мне духовные учения и практики начинаются -- или, по крайней мере, должны бы начинаться -- с объяснения того, что данное человеку в его земной жизни -- дано ему взаймы, не в собственность; иначе говоря, не он хозяин своих талантов: способностей, силы, да и самой жизни, а то, или тот, кто, или что дало их (намеренно пишу общо, насколько это возможно). Человек может лишь распоряжаться ими до времени и зарыть их, как известно, в землю или, напротив, приумножить; собственно, не ему принадлежат и проценты с того, что дано, и плоды, добытые или взращенные с его помощью, а только право распоряжения ими -- до времени.
  
  Осознание такого положения вещей дает человеку достойное смирение, а оно, в свою очередь -- покой и -- в конечном итоге -- счастье.
  
  Однако, понимая это, я отчего-то немного коробился, когда бывало слышал признания друзей, или -- назовем -- знакомых, что в творчестве их рукою движет некое высшее начало, а отнюдь не они сами. Мне всегда казалось это нескромностью, даже дерзостью, поскольку, говоря так, они вольно или невольно ставили себя на одну доску с авторами, например, евангелий, вольно или невольно приписывая себе ту же богодухновенность -- ведь не может же быть разных ее сортов (хотя, вероятно, могут быть разные степени) для первоапостолов и членов союза писателей -- или художников -- Российской федерации. Сам я всегда избегал даже думать подобным образом, но получилось, что... они-то были скромнее меня?
  
  Возможно, я ошибался...
  
  * * *
  
  Любя и, как мне кажется, немного зная русскую поэзию, размышляя над стихами разных лет жизни многих авторов -- я еще в молодости вывел для себя формулу (условную, конечно), что только в 20 лет поэт может -- петь, а в 40 -- неизбежно начинает вещать. Последнее никогда не было мне близко, и я положил для себя, что после 40 сам не стану более писать -- и не стал.
  
  Возможно, я ошибался...
  
  

Дар

  
  
  Увязая в густой болотной тине повседневности и поминая ее недобрым словом, я про себя часто думаю со стыдом: "Какою же практической дрянью занята моя голова! Ну зачем все мысли мои наполнены этой суетой - поисками работы и денег, покупками, приготовлением пищи и уборкой комнаты, зачем я так напрягаю свой ум и трачу столько драгоценного времени на самые простые, низкие, ежедневные вещи, которые совестно даже перечислять - когда есть высокое искусство, красота природы, Вселенная, наконец, Мироздание с его загадками, иные из которых раскрываются прямо сейчас пред моим изумленным взором - а надо всем этим - божественная мудрость, которая наделила меня тем бесценным даром, который я теперь столь бестолково и расточительно употребляю на предметы, которые не стоят малой его частицы?"
  
  Воспарив мыслями от грешной и скучной земной обыденности к облакам, небесам и выше - туда, за тонкую стенку мыльного пузыря реальности, размышляя о природе божественного разума, о загадках Жизни, Вселенной и всякого такого, любуясь красотой, наполняющей самый крохотный кусочек природы, углубляясь в тонкости мастерства давно ушедших от нас художников, разбирая и пытаясь разгадать их тайные замыслы - я вдруг пристыженно спохватываюсь: "Какою же отвлеченной чепухой заняты мои мысли! Когда есть повседневная жизнь, в которой нужно заботиться о хлебе, жилье, благополучии близких, наконец - чтобы они и сам я были сыты, одеты, здоровы, был кров над головой и не дуло в щели! Вот о чем нужно сейчас думать, на что употреблять данный мне Создателем дар!"
  
  Боже. Какой ерундой я занят.
  
  

О зеленых насаждениях

  
  
  Скажем, растение -- тополь. Не знаю, где как, а в Москве -- в которой имею счастье (без иронии) проживать с самого, что ни на есть рождения -- представляет он некоторую даже угрозу здоровью (в отдельных случаях -- и жизни) граждан, засоряя им носовые проходы своим пухом (про угрозу жизни я в том смысле, что у некоторых особо чувствительных может это вызвать даже и астматический приступ). Насажден здесь тополь некогда просто потому, что Господь в мудрости своей сделал его малочувствительным к автомобильным выхлопам и прочим тяготам большого города. И се -- рядом с моим домом, на бульваре -- пирамидальные тополя, как в ностальгически поминаемом всеми, кому не лень, Крыму, да и вообще -- повсеместно распространенные на земле моих предков, и даже воспетые за это классиками литературы.
  
  Но не об этом дело. А о том, что в месяце июне каждый -- прописью: каждый -- из растущих в столице тополей, а равно каждый из тополей, растущих не в столице, а в каких-нибудь других уголках нашей родины и даже за ее пределами -- разбрасывает, отпускает по ветру миллионы своих семян -- что называем мы пухом -- от которого отмахиваемся, ругаем его всякими словами; озорная молодежь -- для развлеченья и веселья -- поджигает его белые сугробы, итд.
  
  Но каждое -- прописью: каждое -- из миллиардов этих семян суть генетическое послание тополя окружающему его миру: он ведь что-то хотел сказать им, что-то, быть может, выразить -- только его личное, сокровенное; хотел, чтобы хоть одно из них упало на почву плодородную, взрасло и укоренилось, поднялось, созрело и в свое время распространило это послание далее; пустил по воздушным волнам, как крошечную бутылочку с запиской, в смутной и безумной надежде, что когда-нибудь все же дойдет она до неведомого адресата...
  
  Что-то в этом году почти совсем не было в столице тополиного пуха -- никто не заметил?..
  

(См. С. Лем. "Голем XIV")

  
  

Ахимса

  
  
  Суббота, утро. Проснулся, приоткрыл глаза и принялся лениво наблюдать за крохотной козявкой, что суетливо шныряла по полу, прямо в центре комнаты, по каким-то своим, козявкиным делам.
  
  Я лежал, щурился на нее сонно и медленно-медленно думал, что вообще-то следовало бы встать, да прихлопнуть ее, поскольку ейные дети-личинки, для которых она так сейчас хлопочет, грызут дерево - паркет и мебель, и размножившись ее хлопотами, вовсе их мне изгрызут, оставив неэстетичные следы челюстей своих в самых, может быть, неподходящих местах. Я размышлял на эту тему и так и этак, а козявка тем временем все суетилась, не подозревая, конечно же, об этих моих, могущих сыграть в ее судьбе роковую роль, мыслях, и даже, вероятно, не подозревая о самом моем существовании в одном с нею мире - настолько я был велик по сравнению с ней, и настолько космически велико с ней по сравнению было разделяющее нас расстояние.
  
  Вот, - продолжал думать я, - а ведь я теперь как встану, и как тоже начну хлопотать - готовить завтрак, мыть посуду, убирать в комнате - и эти мои хлопоты тоже могут оставить свои, с иной точки зрения не весьма эстетичные следы в нашем и без того несовершенном и загаженном мире. И кто-то, настолько великий по сравнению со мною, что я даже и не догадываюсь о проявленном ко мне внимании с его стороны, тоже в данную минуту лениво размышляет: а не прихлопнуть ли меня - с чисто даже гигиенической точки зрения - особенно, если учесть мою многочисленность как вида, которому что-что, а попадание в красную книгу явно не грозит.
  
  Или же оставить меня - пусть, дескать, оно поживет еще, похлопочет, вреда-то от него, в сущности, не так уж и много, не считая отсутствия пользы? А раздавишь - так останентся грязное пятнышко, которое еще и вывести чем-то нужно, лишние хлопоты; уж пусть лучше само спрячется куда-нибудь, в свою какую-нибудь щелку, с глаз долой?
  
  А время тем временем текло неодинаково для нас - и за ту пару минут, что решалась, можно сказать, ее судьба, козявка переделала, видимо, все свои неотложные утренние дела - кашу сварила, всех накормила, этому дала и этому дала - и, небрежно обмахиваясь каким-нибудь нано-платочком, скрылась между паркетными планками.
  
  А я встал, оглянулся по сторонам и, вздохнув, подумал, что собирался сегодня пылесосить.
  
  

Но

  
  
  Ты можешь много лет упорно учиться, постигая секреты мастерства, затем трудиться долгие дни и вечера, забывая о сне и еде, щурясь и моргая покрасневшими от напряжения глазами, самому тереть и смешивать краски, искусными пальцами кропотливо собирать мелкие хрупкие детали, раскрашивать их нежной беличьей кисточкой, подбирая оттенки, отчаиваясь и переделывая - и наконец создать для своего - или чужого - жилища прекрасное украшение, глядя на которое люди будут восхищенно ахать и говорить: "Как живое!".
  
  А можешь просто бросить в землю семечко и - если ты будешь беречь его от зимней стужи и летней жары, да время от времени поливать обыкновенной чистой водой - и даже, если иногда, усталый, будешь забывать делать это - через некоторое время, повинуясь только заложенной в него изначальной мысли, расцветет прекрасный цветок - несравненно прекраснее, чем все, что ты в состоянии представить в своем утонченном воображении и создать изощренными в мастерстве пальцами...
  
  Но цветок этот очень скоро завянет: высохнут и опадут его лепестки - что всего лишь день или два назад поражали глаз разнообразием и совершенством формы, нежностью цвета. Почернеют, высохнут и совьются хрусткими трубочками зеленые листья, расточится прекрасный аромат и сменится тонким, но явственным запахом тления и смерти. И прежнее восхищение сменится досадой и брезгливостью: "Скорей бы - с глаз его долой!"
  
  А творение рук человеческих - из прочного, полимерного, материала, окрашенное стойкими, невыцветающими красками - неподвластно времени и непогоде: ни в огне оно не горит, ни в воде не тонет - и если не погибнет от рук какого-нибудь особенного вандала - будет и век и два украшать дом и радовать даже весьма отдаленных потомков: придет черный день - может быть и продано с аукциона, доставив им средства на пропитание и оплату коммунальных услуг...
  
  Но творение рук человеческих - ежедневно перед глазами, неизменное, только с годами все гуще покрываемое пылью - скоро примелькается, наскучит: "Где же оно?" - "Да которое? Ах, это? Там где-то... Мы и забыли".
  
  А живой цветок - каждый раз новый, свежий, каждый раз все тот же, но разный, каждый раз чудо: никогда не надоест любоваться им - и сегодня, и через год, и спустя век; да посади их сто - да и тысячу - разных: у Бога всего много - глаза разбегутся, дух захватит от этой роскоши и, вместе, скромной утонченности - что не иссякают никогда...
  
  Но...
  
  

Эпикриз

  
  
  ... возможно, дело в том, что раньше у меня был постоянный и острый интерес - к людям.
  
  Мне было интересно, что они рассказывают о себе, и я мог подолгу слушать их рассказы - о самых обычных вещах: кто как и где родился, учился, женился или вышел замуж, служил, вышел на пенсию; мне действительно были ужасно интересны все эти скучные биографические подробности, рассказанные живым негромким голосом, вечером, на дачной веранде, за чашкой чая с каменноугольными, купленными в ближайшем сельпо сухарями, пролежавшими там многие годы, терпеливо дожидаясь меня и этих моих вечерних разговоров под лампой с оранжевым абажуром, так уютно светившей через окно в тихий, совсем уже не видный средь августовской вечерней тьмы сад - и дальше, за калитку - на освещенную уже собственным ртутным светом одиноких своих фонарей улицу, а за нею еще дальше - за обрыв, к реке - издалека был виден этот теплый живой огонь дачных вечерних разговоров, тихой, довоенной (так она мне теперь всегда представляется - не осуждайте меня) жизни - я был крайне юн тогда, я, фактически, был дитя.
  
  Мне казалось - все это имеет какое-то значение, какой-то смысл; и сами люди, и то, что они рассказывали мне - и то, что они вообще говорят, и делают, что они представляют из себя - имеет какое-то важное значение в жизни вообще и, в частности, в моей; что я должен что-то узнать от них; что если они что-то говорят или, тем более, рассказывают мне - это важно, это имеет смысл, только я его пока еще, возможно, не вполне понимаю - поэтому то, что они рассказывают мне и, тем более, говорят, кажется мне скучной нелепицей, лишенной всякого значения и смысла, в которой концы очевидным образом не сходятся с концами. Мне казалось, что это я - я их не понимаю, мне не хватает их жизненного опыта, их знаний, их умения рассказывать, наконец - но когда я стану старше, умнее и искушеннее, узнаю массу вещей, необходимых мне для того, чтобы понимать людей - я их таки пойму, потому, что это очень важно для жизни, вселенной и вообще всего, и мне казалось, что когда я, в свою очередь, преодолев природную скрытность посредством хорошей дозы нахальства, рассказываю что-то им - они также, иногда - но иногда же все-таки слушают меня с тем же - как мне казалось - интересом: для них это также - хотя, как я понимал, и несколько менее - важно, это имеет некоторый смысл в их жизни, вселенной и вообще...
  
  И вот теперь дело, возможно, в том, что этот интерес у меня - пропал.
  
  Нет, даже не так - я по-прежнему готов с удовольствием и благодарностью выслушивать, что мне рассказывают, хотя эффект от этого, наверно, уже не тот, поскольку нет, давно нет той лампы под оранжевым абажуром, да и некуда светить ей больше - нет уже ни сада, ни самого окна, через которое лился ее теплый живой человеческий свет.
  
  Главное состоит в том, что я более не верю, что в этих рассказах, историях этих, в людях, которые их рассказывают, или - напротив, не рассказывают, а пишут и доносят до меня разного рода способами - иногда насильственными; во всем, что они делают, во всем, чего мы, вообще, касаемся, что видим, что пробуем на вкус, что чувствуем, любим, что ненавидим, чему все равно не доверяем, и что пытаемся сохранить, что мы даем, с чем имеем дело, что покупаем, выпрашиваем, занимаем и крадем; все что мы создали и что разрушили; вообще во всем, что мы делаем и что говорим, что едим, во всех, кого встречаем, во всем, что презираем и с чем боремся - есть какой-то смысл и, главное, хоть какое-то соответствие реальности.
  
  Нет их. Болван -- увенчанный степенями, наградами, признанием и бог весть, чем еще - говорящий, что черное, это белое, и наоборот - а мне только не хватает образования, цивилизованности, широты эрудиции и твердости в вере, чтобы с этим согласиться - более не вызывает во мне желания приобрести все это, чтобы понять его правоту, поскольку, все, чем на она основана - есть самодоказательная казуистика, принимаемая просто на веру в кругах, к которым болван принадлежит. В иных, и зачастую, соседних, на основании совершенно подобной казуистики его справедливо почитают болваном...
  
  "Нет, нет в людях ни проку никакого, ни смысла - ничего не значат они для жизни, вселенной и вообще, и все вместе взятые не стоят единого волоска из твоей бороды", - помолчав, заключил Денница.
  
  Но что мешает Богу согласиться с ним?..
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"