Ильин Алексей Игоревич : другие произведения.

Время воздаяния (послесловие)*

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

А. Ильин, Время воздаяния
(вместо послесловия)

(начало)


Великий Сфинкс был воздвигнут в Гизе, в эпоху Древнего Царства в Египте (ок. 2520-2494 до н. э.), в правление фараона Хафры. По другим источникам - Великий Сфинкс появился даже несколько раньше, и был создан вообще не египтянами, а неизвестно кем. Мнение науки по этому вопросу пока не определилось окончательно.

Часто полагают, что сфинксы принадлежали к женскому полу, однако это не совсем верно - существами женского рода были лишь греческие сфинксы, образ которых был частично заимствован у египтян; почему греки при этом решили поменять еще и пол, науке также неизвестно. Египетские сфинксы - мужского рода.

Сфинксам приписывалась мудрость и склонность загадывать загадки.


* * *

Происхождение пророка Заратуштры точно не установлено; различные исследователи датируют его жизнь периодом от начала второго тысячелетия и до IV века до н. э.; так или иначе, 2003 г. был отмечен ЮНЕСКО, как год 3000-летия зороастризма.

Написанная Заратуштрой самая древняя часть Авесты - Гаты - рисует его скорее мыслителем и проповедником, нежели пророком: учение его носило ярко выраженный рациональный и этический характер, осуждало несправедливое насилие, восхваляло мир между людьми, честность и созидательный труд. Главная его идея - фундаментальная оппозиция добра и зла; по этой причине зороастризм называют первой дуалистической религией, послужившей основой для позднейших дуалистических учений и дуалистических элементов других религий. Однако подобная точка зрения представляется не вполне обоснованной, поскольку богом в зороастризме все же признавался лишь единый Ахура Мазда - творец мира и доброе его начало.

Главный ритуальный элемент в зороастризме - культ огня, которому приписывалось божественное происхождение и который в храмах веками поддерживался негасимым. Зороастрийцам предписывалось соблюдение духовной и телесной чистоты, а также повсеместное уничтожение всех проявлений зла, в том числе - "нечистых" животных: жаб, змей, пауков и т. п. Наибольшего расцвета зороастризм достиг в Персии, однако в современном Иране он официально запрещен.

Предположительно элементы учения и ритуалов зороастризма, как и некоторых еще более древних учений ведической традиции можно заметить в христианстве, особенно православном. Однако зороастрийцы впоследствии преследовали христиан и разоряли их святыни - например, в древней, как сообщают, Иберии.


* * *

Пушкин, Александр Сергеевич (1799-1837) - великий русский поэт, правнук по матери вывезенного из Эфиопии денщика царя Петра I, Ибрагима (по крещении - Абрама Петровича) Ганнибала. Пушкин стал первым профессиональным литератором в России и фактически - одним из главных вдохновителей современной литературной традиции. Вошел в легенды своей невоздержанностью в любовных утехах - возможно, от присутствия негритянской крови; был подвержен частым и необъяснимым перепадам настроения.

В числе прочих его перу принадлежит стихотворение "Пророк":

- Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, и шестикрылый серафим на перепутье мне явился... - а также - "Памятник":

- ...и долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в наш жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал.


* * *

Серафимы - высший ангельский чин, более всех приближенный к Богу; их бытие состоит в непрестанном вознесении хвалы Ему и вдохновлении божественной любви во всех остальных созданиях внутренним своим огнем. Пол серафимов также считается женским - то есть повествование Пушкина не совсем точно - скорее речь должна идти о херувиме.

Херувимы - второй ангельский чин; воплощаются в образе мужчины или ребенка. Псевдо-Дионисий учит нас:

- ...наименование же Херувимов означает их ... способность принимать высший свет ... мудрое их искусство преподавать и сообщать другим дарованную им самим мудрость.

Вообще же, ангелы - бесполы, чтобы, как случалось раньше, не баловались с земными женщинами.

Само слово "ангел" означает - "вестник".


* * *

Лилит - легендарная первоженщина, сотворенная тем же способом, что и мужчина, в некотором смысле ему равная, а потому не пожелавшая связывать себя узами брака и, стало быть, подчинения ему. Библия о дальнейшей ее судьбе умалчивает, однако более поздние оккультные учения олицетворяют в ней темное начало первородной похоти и страсти; можно предположить ее фактическую идентичность Астарте, Иштар - аккадской богине плодородия и плотской любви, войны и распри, земному воплощению планеты Венера. Иштар считалась покровительницей проституток.

Астартизм - древний и чрезвычайно темный культ, сопровождающися ритуальными оргиями и кровавыми жертвоприношениями; разновидность сатанизма: в своем прошлом оба - дети Бога. Однако многие черты культа Астарты вызывают ассоциации с другим - культом сына Зевса, умирающего и возрождающегося каждый год бога Диониса.

* * *

- Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек, - проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук - во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда "священное безумие Вакха", вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит - с Дионисом.

Так пишет покойный о. Александр Мень в своей "Истории религии".


Дионисизм завоевал всю Грецию к VIII-VII вв. до н. э. Но культ, обещавший освободить душу от всего бренного, в экстазе соединить её со Вселенной и доказать бессмертие души, всё больше обращался в безумные оргии и безудержный разгул страстей и инстинктов. Празднества в честь Диониса, были во многом схожи с шабашем ведьм: рекой текло вино, возбуждающее все желания человека, звучала ритмичная музыка, участники исполняли танцы, которые доводили их до экстаза, граничащего с безумием. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т. н. "менады" (от слова "мания" - безумие) или вакханки, получившие такое прозвище от второго имени своего бога.

- Демонические силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается в водоворот экзальтации. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила, - говорит Мень.

По легенде, Диониса всегда окружали женщины, и даже в детстве его одевали как девочку, чтобы скрыть от врагов (что нашло отражение в культе). Мать Диониса погибла, когда он был еще в утробе - кстати, от излишнего любопытства. Позже Дионис спустился в Ад, чтобы отыскать ее.

- Нередко мужчина, отождествляемый с данным архетипом, ищет себе идеальную женщину, которая стала бы для него одновременно матерью и возлюбленной. Он часто меняет партнерш, стараясь отыскать "Ее", но не находит, - пишет психоаналитик Джин Болен.

* * *

Блок, Александр Александрович (1880-1921) - великий русский поэт. Повествование IV части основано на его дневниках, письмах, воспоминаниях современников и часто использует их текстуально.

История его жизни - это история возвышения к мистическим небесам, освещенным кровавыми зорями грядущего - "бездомного", как он его называл - века, и постепенного сошествия оттуда в пыль земных городов; история падшего ангела, с которым его и сравнивали в зрелые годы. Впоследствии, в известнейшем и до невозможности затасканном стихотворении 1912 г. он напишет:

- Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала, и повторится все, как встарь: ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь.

В лице Блока на известном портрете того периода работы Сомова современники часто усматривали образ Сфинкса.

Однако за несколько лет до этого, в 1904 - 1905 гг., после романтических "Стихов о Прекрасной Даме" Александр Александрович неожиданно (или ожиданно?) написал - предварив его эпиграфом из "Макбета" - сборник "Пузыри земли", вошедший во вторую изданную им книгу, где среди прочих стихотворений есть, в частности, такое (разумеется, не лучшее в его творчестве, но придется привести его также полностью, а то будет непонятно):


Побывала старушка у Троицы
И всё дальше идет, на восток.
Вот сидит возле белой околицы,
Обвевает ее вечерок.

Собрались чертенята и карлики,
Только диву даются в кустах
На костыль, на мешок, на сухарики,
На усталые ноги в лаптях.

"Эта странница, верно, не рада нам -
Приложилась к мощам - и свята;
Надышалась божественным ладаном,
Чтобы видеть Святые Места.

Чтоб идти ей тропинками злачными,
На зеленую травку присесть...
Чтоб высоко над елями мрачными
Пронеслась золотистая весть..."

И мохнатые, малые каются,
Умиленно глядят на костыль,
Унижённо в траве кувыркаются,
Поднимают копытцами пыль:

"Ты прости нас, старушка ты божия,
Не бери нас в Святые Места!
Мы и здесь лобызаем подножия
Своего, полевого Христа.

Занимаются села пожарами,
Грозовая над нами весна,
Но за майскими тонкими чарами
Затлевает и нам Купина..."


Мы здесь!.. Мы здесь... Эти-то строки, бог знает, как много лет назад запавшие в сонное забвение на какую-то потайную полочку в душе, вдруг проснувшись в один прекрасный день, и дали тот, самый первый, побудитеьный толчок к написанию - сначала мини-романа "Карр", а затем вот и этого, странное послесловие к которому я сейчас пишу, а вы читаете. Именно эти строки и связывают их для меня в единое целое - пусть не содержательно, но эмоционально.


* * *

Менделеева, Любовь Дмитриевна (1881-1939) - старшая дочь великого русского ученого Менделеева Дмитрия Ивановича; фамилию "Менделеев" получил его отец, в духовном училище. Дмитрий Иванович некоторое время увлекался модным спиритизмом, и даже написал о нем исследование, был действительным членом всех европейских академий, кроме российской, и при этом - членом черносотенного "Союза русского народа".

Любовь Дмитриевна после смерти мужа сделала небольшую театральную карьеру, начав, главным, как кажется, образом с повсеместного чтения поэмы "Двенадцать", которая принесла ее автору новое отвержение в среде бывших друзей, и некоторое внимание и покровительство со стороны революционных властей. Чтение ее Любовью Дмитриевной сопровождалось также и неким подобием танца - с шарфом - в подражание чрезвычайно модной в то время американской танцовщице Айседоре Дункан, бывшей достаточно эксцентричной, чтобы не только танцевать на сцене босиком, но и приехать выступать с этими танцами в страну, которая, корчась в муках, пыталась родить новое свое будущее.

Менделеева-Блок, как она стала себя называть после смерти мужа, оставила о нем и об их жизни замечательные, необычайно интересные воспоминания.


* * *

Садовская, Ксения Михайловна - действительно первая его любовь, действительно знакомая его матери; была действительно старше него на 20 лет. Они познакомились на немецком курорте Бад Наугейм, роман длился несколько лет. Ей посвящены несколько стихотворений, одно из них, написанное уже в 1910 г., называется "Посещение":

- Голос: То не ели, не темные ели на закате подъемлют кресты, то в дали снеговой заалели мои нежные, милый, персты...

- Второй голос: Я не смею взглянуть в твои очи, то что было - далеко оно. Долгих лет нескончаемой ночи тяжкой памятью сердце полно.

Все остальное про нее - разумеется, выдумка.


* * *

"Башня" Георгия Иванова существует по сей день, туристов возят смотреть на нее. Однако нравы общества, собиравшегося там - также выдумка, хотя, учитывая царившие в то время настроения, более правдоподобная. Блок действительно читал свою "Незнакомку" - на крыше этой башни, и это, если и не стало пиком его поэтической карьеры, во всяком случае было триумфом.


* * *

Настоящее имя Саши Черного, на мгновение появлющегося в конце IV части - Александр Михайлович Гликберг (1880 - 1932). Он был замечательный поэт (и прозаик); как и Лев Толстой, очень любил детей. Именно ему принадлежит замечательное в своей пронзительности стихотворение "Больному", написанное, судя по всему, под впечатлением эпидемии самоубийств, прокатившейся в те годы в Петербурге. Он больше известен как сатирик, но лирика его - пожалуй, не сравнима ни с какой другой и стоит совершенным особняком в истории русской литературы.


* * *

То, что "Лев Толстой очень любил детей" - реминисценция из "Жизни замечательных людей" Даниила Хармса, настоящая фамилия которого - Ювачев; он был сыном довольно известного...


Но, впрочем, здесь следует, наконец, остановиться, иначе обо всем этом можно написать еще много романов, каждый из которых будет, возможно, интереснее и полезнее того, что уже написано мною; но только это очень трудно - остановиться: имя цепляется за имя, как бесконечной лентой цепляются водяные растения за случайно потянутые из лесного ручья ветви плакучей ивы, в молчаливом безумии опущенные ею в его покойные тяжелые воды; мысль тянет за собой из темной глуби времени и забвения другую мысль, та - третью, слово - рождает долгое замирающее эхо, к которому прислушиваться можно долго - очень долго прислушиваться, как со всех сторон откликаются на него давно забытые, далекие голоса прошлого, и каждое новое слово, оброненное даже ненароком, заставляет их снова что-то отвечать, бормотать что-то, чуть слышно и неразборчиво - и прислушиваясь к этому неясному бормотанию, пытаясь разобрать его, проникнуть мыслью и отыскать взглядом в колыхании листвы и странных сплетениях - не то растений, не то животных, беспокойно извивающихся в равнодушных струях темной тяжелой воды - надеясь разглядеть в них тени давно ушедших и навсегда канувших судеб, можно самому лишиться навсегда памяти и рассудка и уйти, навсегда уйти в их лабиринты, как в бесконечные завитки раковины обыкновенной прудовой улитки, случайно подвернувшейся под ноги на отмытой добела песчаной отмели, заботливо укрытой от нескромных людских взглядов нависшими ветвями дерев. Поэтому только еще одним, последним, совершенно уже не относящимся к делу именем я, надеюсь, оборву этот ленивый поток ассоциаций, грозящий сделаться бесконечным: Курт Воннегут - американский писатель, один из моих любимых, и, к сожалению, недавно ушедший из жизни. Такие дела.


* * *

Прочие мелкие реминисценции и анахронизмы - чистой воды хулиганство.











Ссылки

При работе над романом и послесловием использовались следующие источники:

ВикипедиЯ, Библиотека Мошкова (Классика), Биографии Известных Людей, проект Хронос, Мифологическая Энциклопедия, Летящий Ангел, библиотека PSYLIB


web analytics Site Meter


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"