Аннотация: Жизнь берлинцев в гитлеровской Германии. Путь в пропасть.
Как Гитлеру удалось оболванить немецкий народ, внушить ему мысль о превосходстве арийской крови и сделать его заложником своих кровожадных, граничащих с безумием идей в общих чертах знают многие. Чаще всего вспоминают о построенных Гитлером дорогах и гитлеровской пропаганде, имевшей почти гипнотический эффект. Но причины, по которым он стал возможен, не столь очевидны.
Недавно в одной из электронных библиотек мне попалась монография Тимофеевой Татьяны Юрьевны "Мы жили обычной жизнью?" Семья в Берлине в 30 - 40 - е годы 20 века.
Книга основана на статистических данных за указанный период, на опросах, воспоминаниях живших тогда берлинцев и является прекрасным образцом научной прозы. Сухая статистика навевает скуку, но разбавленная цитатами из дневниковых записей и отрывками интервью, она превратилась в интересный, познавательный текст. Анализ немецкой семьи среднего класса, незаумный, доступный любому читателю разбор экономической обстановки тех времён, описание принимаемых законов, образования, культуры, науки, периодической литературы, сцен быта, досуга, работы - чтение оказалось захватывающим. Страница за страницей автор рассказывает о постепенном движении Германии к нацисткой пропасти.
Стоит отметить, что в выборе этой дороги немалую роль сыграли экономические и демографические проблемы, назревшие к моменту прихода Гитлера к власти.
Их решение, описанное автором книги, заслуживает особого внимания. Также весьма любопытна молодежная политика с методами внедрения её в жизнь немецкой семьи. Задурить головы взрослым, умудренным жизненным опытом людям довольно сложно, а вот с юным, тянущемся к новизне умом работать проще.
Детям в возрождении Германии отводилась особая роль. При этом регламентировались даже игры и детские игрушки, требования к которым базировались на традиционных семейных ценностях (как тут не вспомнить современную Европу с ее гендерными экспериментами и нашумевший квадробинг), народном творчестве, натурализме и милитаризме. На воспитании "нового немца" государство не экономило, но и спрашивало с него в полной мере.
Отношение молодежи к государственной затее красноречиво свидетельствует, что расчет Гитлера и его советников оправдался на все сто!
Оккупировав детскую, нацизм пробрался на бюргерскую кухню! Примеры насаждения идей национал-социализма в питание немцев очень занимательны. Реакция граждан наглядно выражена в рецепте воскресной похлёбки: "Немного мозгов, очень много лапши и долго варить под коричневым соусом".
Вопреки расхожему мнению о полном контроле нацистов над культурной жизнью немцев, автор утверждает, что это не так. Согласно статистике, радиовещание 1939 года отводило на политику всего 10, 4 % эфирного времени. Самый большой объем занимала лёгкая музыка - 64%. До войны в кинотеатрах показывали голливудские фильмы, в книжных магазинах продавали книги всемирно известных американских писателей, в театрах и опере шли классические постановки, существовала масса танцевальных клубов.
Такие формы досуга, как спорт и туризм несли определенную идеологическую нагрузку и всячески поддерживались государством: нации требовались сильные, крепкие граждане. Их здоровье оказалось под жёстким контролем. Борьба за здоровое и расово чистое общество была жестокой и беспощадной, приведенные в книге масштабы и методы поражают воображение.
В целом до 1941 года берлинские семьи жили вполне благополучно. Нападение Германии на Советский Союз изменило жизнь обитателей столицы не в лучшую сторону. Долгие годы немкам усиленно внушали, что именно в семье, рожая и воспитывая детей, обустраивая быт, женщина лучше всего служит рейху. С открытием восточного фронта государственная риторика резко изменилась. Женщины были призваны на трудовой фронт. Автор отмечает, что дамы восприняли призыв как патриотический долг и с энтузиазмом взялись за дело.
Между тем положение на фронте ухудшалось, начались бомбежки Берлина. Недовольство людей росло, однако критика сути и задач режима не допускалась и каралась. Немецкие семьи сковал страх, но гибель империи переживалась ими как личная трагедия.
Монография Трофимовой Татьяны Юрьевны не только расширяет кругозор и упорядочивает знания о нацистском периоде в судьбе Германии, но и наводит на глубокие размышления. Не это ли признак хорошей книги?