Актуальное Интервью: другие произведения.

Виталий Романов: "Дверь в Лето?" (март 2003)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Субъективно об истории "Самиздата", сборниках, конкурсах, немного о себе и не только...
    Беседы с авторами "Самиздата": Актуальное Интервью

Виталий Романов: "Он искал Дверь в Лето" (март 2003)

Виталий Романов - популярный автор СИ, имеет публикации в газетах и журналах. У VR оказался самый высокий "индекс цитирования", если пользоваться терминологией Яндекса: четверо из пятерых предыдущих интервьюируемых сделали ссылку (по разным вопросам) на Виталия. Еще позволю себе процитировать Хокана (из интервью Сергея Серегина): "Виталий Романов очень многое сделал для сайта и не останавливается на достигнутом".

ОБЩИЙ ПОРТРЕТ | ИСТОРИЯ СИ | ОБЗОРЫ VR | ИНФО | СИ-СБОРНИКИ | О САМИЗДАТЕ | НА ДОСУГЕ

ОБЩИЙ ПОРТРЕТ

Виталий, в вашем разделе, на месте фотографии автора изображена обезьяна. По-моему, горилла или орангутанг. Снизу надпись: "Здравствуй, читатель! Я уж тут одичал немного, пока ждал тебя". Что это значит: просто оригинальное оформление раздела (вроде как шутка), нежелание славы (а то ведь на улице начнут узнавать), боязнь, что похитят фотографию и используют в личных целях или что-то еще?

Михаил, проблема в том, что невозможно сделать счастливыми всех людей. Вот мы (и я в т.ч.) проводим сетевые конкурсы, печатаем книги, кого-то в журналы рекомендуем, вроде как помогаем большой группе авторов. Но все же "счастливчиков" мало, за "бортом" проектов остается еще бОльшая группа авторов, к сожалению, по-другому невозможно. А некоторые очень тяжело это переносят... Иногда мне кажется, что я чувствую злобу и ненависть к себе физически. За что? Почему? Делаешь что-то для людей, не для своего "эго" же... Может быть, у меня паранойя: ставить фото на СИ не хочу - вот если б тут были только добрые, хорошие люди... А так... Зачем? Чтобы кто-то бросал в фото дротики?

Ну и, конечно, так меньше шансов, что девушки сходить с ума будут - трудно влюбиться в плюшевую обезьяну...

Ваш выбор литературы, как образа жизни, понятен вдумчивому читателю при прочтении подраздела "об авторе". Можете ли сказать, что утверждение "Неудачником человека делает выбор между журавлем и синицей в пользу синицы" - стал вашей жизненной позицией?

Я позволю себе ответить цитатой из Р.Э.Хайнлайна: "Той зимой Пит взял за правило подходить к своей двери, обнюхивать ее - и поворачивать обратно. Его, видите ли, не устраивало противное белое вещество, покрывавшее землю и все вокруг. Он начинал приставать ко мне, чтобы я открыл ему человечью дверь, ибо был твердо убежден: хоть одна из дверей да должна открываться в лето. Поэтому всякий раз мне приходилось обходить вместе с ним все одиннадцать дверей и приоткрывать их по очереди, дабы он убедился, что за каждой из них та же зима. И с каждым новым разочарованием росло его недовольство мною.

И все-таки он оставался дома до тех пор, пока гидравлика естества не понуждала его выходить наружу. Когда он возвращался, льдинки на лапах стучали по полу, словно башмаки на деревянной подошве. Он свирепо посматривал на меня и отказывался мурлыкать, пока не слизывал льдинки, после чего милостиво прощал меня - до следующего раза. Но он никогда не прекращал искать Дверь в Лето".

Так что, если вдруг кто-то спросит обо мне, о моей жизненной позиции, можно смело отвечать: "Этот парень искал Дверь в Лето".

Как мне кажется, чтобы писать и еще заниматься активной деятельностью на "Самиздате", надо иметь работу, на которой есть интернет и возможность мало работать. А что делать, если нет такой работы? Искать? И как вы решаете эти проблемы?

Хорошо быть сыном Рокфеллера или дочерью нефтяного короля. В этом смысле - я не уродился. А потому кручусь, как получается. На самом деле не все так гладко, как это представляется через интернет, со стороны. А потому мое присутствие на "Самиздате" уже начало уменьшаться.

Как быть писателю с техническим (или экономическим) образованием, если литература для него - стала призванием? Как совместить основную работу с творчеством?

Как совместить основную работу с творчеством? Они очень плохо совмещаются, а что делать? Приходится писать по ночам, по выходным, на праздниках, когда болеешь, в отпуске...

Когда вы начали писать, почувствовали себя писателем? Как это произошло?

Писателем я себя не чувствую до сих пор. Мне кажется, писатель - некая возрастная категория. Это когда у тебя за плечами огромный жизненный опыт, и ты уже имеешь право делать выводы и доносить их до других людей. Когда начал писать и как это произошло? Случайно, надо так полагать. А может - все было предопределено. В школе у меня вообще не было тяги к литературе, я очень плохо писал сочинения, да и, признаться, та программа, что нам давали, оставляла меня равнодушным. В основном приходил домой, бросал портфель и хватал те книги, что доставали мне родители - фантастику, приключения, детективы... А писать начал на Севере, во время службы на СФ. Понимаете, там очень... необычно. Не так, как здесь. С одной стороны - жестокий, жуткий прессинг системы, с другой - обалденная природа, ночью нет людей, зато сопки, море. До звезд, кажется, всего один шаг. Там я и написал свой самый "сентиментальный" рассказ - "Сказку". Это было в 1988 году. Кто-то говорит - сопли. Может, оно и так. Но та жизнь к соплям не располагала, там были только самые простые желания: жрать, спать, чтоб тепло было... Но вот родился тогда коротенький рассказ, как сейчас помню, он уместился на один лист печатной машинки. Это уже позже я его немного "расписал". Вот та жизнь и тот рассказ и стали началом пути. И я, кстати, очень рад, что именно "Сказка" была позднее моей первой публикацией. Это как символ.

До сих пор (насколько я знаю), самой популярным вашим произведением считается Arachnida Time. Когда это сочинение было написано? Как долго шла работа над ним, может быть, вы впоследствии что-то переделывали или дописывали?

Возможно, это кого-то удивит, но вся "Arachnida Time" была написана за два дня, включая кусок ночи между этими днями. Было это в 1991 году. Конечно, позднее я ее много раз переписывал - у меня вообще такой стиль, стиль десяти правок. Когда не было компьютеров, выглядело это так: пишу от руки, то есть на бумаге. Перебиваю на печатной машинке. Делаю одну-две-три вычитки-правки, снова перепечатываю. И так несколько раз. Конечно, это очень утомительно. Помню, когда появились первые XT-хи (персональные компьютеры), то я сразу стал забивать "Арахниду" в текстовый редактор. Дальше дело пошло малость веселее - уже не надо было каждый раз после корректуры файл заново набирать (печатать). Вскоре и "Самиздат" подвернулся, а вместе с ним - новая волна правок, уже больше по части запяточек и коррекции стиля.

Влияние каких авторов-фантастов подхлестнуло вас на создание именно такого сочинения? Насколько вообще в своем творчестве вы испытываете влияние других авторов? Кто является для вас непререкаемым авторитетом среди фантастов? Есть ли такие? Или вы идете своим, самостоятельным путем и стараетесь сочинять оригинальные вещи, не ориентируясь на труды других литераторов-фантастов?

Я не думаю, что на создание "Арахниды" меня всподвиг чей-то труд. У меня вообще нет кумиров, людей, чьему стилю я хотел бы подражать (на сознательном уровне). А вот на уровне подсознания - допускаю, что на мое письмо сильно воздействуют те авторы, который я читал в молодости, например, из наших: А.Беляев, А. и Б.Стругацкие, О.Ларионова, Г.Мартынов, С.Снегов, из "ненаших" Ж.Верн, С.Лем, А.Кларк, А.Азимов, Г.Уэллс, Р.Брэдбери.

Но я не думаю, что для молодого автора правильный путь - это подражание кому-либо. А потому меня сильно радует, когда в одной моей работе находят черты А.Д.Сент-Экзюпери, в другой - Р.Э.Хайнлайна, в третьей - Г.Гаррисона, С.Кинга и С.Лема, а в четвертой - Р.Шекли. Значит, пока нормально.

Раз уж зашел разговор о фантастической литературе, не расскажете ли, какие авторы-фантасты вам больше всего нравятся: отечественные и зарубежные? Какие книги - самые любимые?

Самый дорогой для меня автор - Ольга Ларионова. Это единственный писатель-фантаст, у которого я бы взял автограф. При этом отмечу, что подобное не означает, что других писателей я не уважаю - нет, никоим образом. Но некоторые вещи Ольги я перечитывал много раз. Видимо, это просто мое, близкое: "Сказка королей", "Леопард с вершины Килиманджаро", "У моря где край земли", "Солнце входит в знак Водолея", "Соната звезд. Анданте"...

А вообще, я "застрял" в том времени, где, кроме уже вышеперечисленных авторов были И.Ефремов, С.Павлов, К.Булычев, А.Дюма, А.Конан Дойль, Г.К.Честертон, Ж.Сименон... Современные писатели привлекают меня куда меньше. Хотя, скажу честно, я без ума от коротких рассказов С.Лукьяненко, на мой взгляд - это вообще сильнейшие вещи у Сергея, хотя популярность "Дозоров" - вещь общеизвестная. Да и вот, недавний роман "Спектр" запомнился мне больше всего теми историями, что главный герой ключникам рассказывал. Нравится "Черный человек" В.Головачева - выходящая из ряда книга, хотя уже и не новая. Встречал очень пронзительные короткие рассказы у Г.Л.Олди, например "Хоанга", "Жизнь которой не было". Больно ранил сердце "Очаг на башне" В.Рыбакова. А еще этот роман запомнился глубиной и детальностью проработки образов героев.

Мир в "Банке", куда попадает Карл Линке, это проявление худшего, что есть в человеке, или сами условия "Банки" меняют личность попавшего туда? Наверное, читатель должен делать выводы сам, но каким вам видится ответ на этот вопрос?

Я по-прежнему, несмотря на критику, уверен, что аура зла - не фикция. Зло и Добро существуют в нашем мире, как нематериальные субстанции. Банка - аккумулятор "черного" - и нормальный человек не мог противостоять этому...

Какая сцена лично вам больше других нравится в Arachnida Time? Описание каких моментов, на ваш взгляд, получилось более ярким, запоминающимся?

Конечно, это метания героя в начале и развязка: "Я превратил троих десантников в гранитные статуи за миг одним взглядом, долгим, как вечность, быстрым, как молния, режущим и страшным, как боль внутри ..."

Одно из ваших последних произведений "Виртуальная кровь". Мне кажется, хотя я могу и ошибаться, что капитан (затем - майор) Попов - глубоко симпатичный вам герой. Я думаю, что вы, руководствуясь принципами капитана Попова, решили сделать СИ краше, лучше и популярней, только сражаетесь не с вражескими самолетами, а равнодушием и аморфностью на сайте. В любом случае, мой вопрос такой - вам хотелось бы быть таким же, как капитан Попов? Что это для вас - образ положительного героя, взятый просто для сюжета или близкий человек (пусть и выдуманный)?

Не хотел бы, чтобы из меня делали "благородного дона", борющегося на СИ с чем-то и за что-то. Это неверно. Я делал то, что мне было интересно. Видимо, просто в моей настоящей жизни мне немного не хватает нормального человеческого общения... Мне хотелось получить на СИ то, чего мне недостает в реальном мире. Чего именно? Я сам не могу сказать точно... Чтобы люди собирались и говорили не о проблемах, а о чем-то хорошем. О творчестве, об отвлеченных материях - какая разница. Я стремился к тому, чтобы удержать интересных людей любой ценой - мы делали сборники, проводили конкурсы, но те, кто дорог, все равно уходят...

Возможно ли удержать их? Увы, нет. Сколько смотрю - все больше убеждаюсь, что рано или поздно человек наигрывается в СИ. Сайт стал другим. Уже в который раз! А капитан Попов? В чем-то я и он - одно и то же. Просто в детстве не доиграл в солдатиков, вот и все.

Когда вы писали "Виртуальную кровь", откуда у вас столь детальное знакомство с самолетами: играли в похожие компьютерные игры, изучали в институте или что-то третье?

В детстве мечтал стать летчиком-космонавтом. Потом от этой идеи пришлось отказаться, слишком слабый вестибулярный аппарат. Но, тем не менее, я учился в ЛИАПе (Ленинградском Институте Авиационного Приборостроения), нам, помимо антенно-фидерных устройств, усилителей, приемников, передатчиков и основ теории обработки сигналов преподавали аэродинамику, радионавигацию и прочие приятные мелочи.

А еще во дворе нашего ВУЗа, в закрытом внутреннем дворе, стоял настоящий МИГ-15, по которому могли лазать все мальчишки. Так как мои родители (оба) работали в ЛИАПе, то нередко таскали меня с собой в институт, вот я и болтался во дворе, лазая по крылатой машине - там не гоняли пацанов, посторонним туда доступа нет, все свои. А чуть позже приволокли еще вертолет МИ и какую-то ступень от ракеты... Так что самолетно-ракетная техника была у меня перед глазами с детства.

Ну и такой вопрос, если отвлечься на секунду от реальности: теоретически, как вы думаете, возможен какой-то аналог "Виртуальной крови" в форме, допустим, войны США и России (через лет 20-25), или вы писали данное сочинение без всякой ориентации на любые земные события?

Между Россией и США - вряд ли. Как сейчас помню, лет пятнадцать назад читал серьезное исследование о конфликтах. Там анализировались прошлые, настоящие и будущие войны. Так вот, условно говоря - до 20 века войны были войнами "за территорию". В 20-м - самая страшная война - война идеологии (фашиcтская Германия против Советского Союза). В 21-м - другая эпоха. Все войны - по уровню веры. Увы.

А уж если где и возникнет противостояние не по уровню "верный - неверный", а по уровню "страна-страна", так это между Россией и Китаем. Увы, мне очень горько об этом говорить... Я отношусь к Китаю с огромным уважением, мне очень интересна древняя культура этого мира. Но все лежит на поверхности: огромные полупустые территории России и перенаселенный, жадный к жизни Китай. Плюс старые обиды, которые восточные люди способны помнить столетиями (например, конфликт на КВЖД, 20-е годы, разрыв дипотношений; о.Даманский, 70-е).

Ну и наконец, сообщу, что ваш последний рассказ - "Сотрясение печени" - очень хорош! Как пришла в голову такая идея, долго ли писался рассказ?

Да фиг его знает, как пришла в голову идея. Я бы сказал, что это - мимолетное настроение. Удача в том, чтобы его поймать. Если повезло - и почувствовал кураж, то рассказ легко и быстро "материализуется" в голове в виде привычных слов русского языка. До этого он витает как непонятная субстанция... Выливается на бумагу все обычно за один или два дня. А потом вступает в действие "стиль десяти правок", я говорил выше.

Как считаете, что у вас легче получается: серьезные вещи или юмористические? Или подобным образом вообще рассуждать невозможно?

От настроения зависит. Раньше все как-то грустные вещи получались. Сейчас иногда что-то повеселее выходит, вроде народ не плюется.

Ну и традиционный вопрос: каковы творческие планы?

Вот сколько на ТВ задавали этот вопрос нашим "звездам" эстрады, так сразу в ответ: "Ооо! Я сейчас как раз заканчиваю запись нового альбома... Скоро вы..." Не знаю, что сказать. Творческие планы? Главное, чтоб они были...

ИСТОРИЯ СИ

В какое время вы появились на Самиздате? Сколько тогда было авторов? Кто был самым "модным"? Расскажите подробней: как это было, а то на все вопросы по истории самиздата авторы неизменно отвечают "спросите у Виталия Романова".

На самом деле, можно спросить Романа Ясюкевича. Кажется, Роман говорил, что был чуть ли не первым, кто пришел на СИ. А я? Теперь точно не помню... Я "жил" на старом "Самиздате" Мошкова, том, что "прикручен" к LIB.RU. Оттуда пришел сюда. Сколько уже было авторов? Не помню. Знаю, что точно были. Может, пять, а может десять... Хорошо сохранился в памяти только "пустой" алфавит - у Максима Мошкова на стартовой странице уже были размечены все буквы: "А", "Б", "В"... Но буквы были пустые - еще не было фамилий против многих. Кажется, на букву "Р" я первым влез. А вот на "Б" был Анри Бертьен, это точно.

Кто был самым модным? Никого! Представьте себе ситуацию: десять графоманов начали заливать на сайт свои работы и радостно потеют в ожидании, когда к ним повалят толпы читателей. Откуда толпы? Кому мы были нужны? Новый, неизвестный ресурс, никаких рейтингов, неизвестные имена... Через месяц-другой ожидания мы стали умнее - кто-то начал кого-то читать, типа, авторы стали ходить друг к другу "в гости", поначалу - чтобы "бананов" побольше поставить, да "гэ" какое сказать - все как везде. Но все же, так вышло, что здесь сложилась чуть другая атмосфера, более дружелюбная. Иногда приходили очень теплые отзывы на работы. Самые первые из них я храню до сих пор... Например, вот этот, что пришел мне по электронной почте:

"Cпасибо за "сказку"! :)

(Я не со своего адреса, так что отвечать нет смысла)."

Я собираюсь еще с М. Мошковым поговорить об истории СИ, но дело до этого дойдет не скоро. Поэтому, лучше начнем с вас - вы помните, какой конкурс проводился первым на СИ? Как вообще начиналась осознанная СИ-деятельность?

Я не помню, какой был самый первый конкурс на СИ. Полагаю, что друзья могли бы помочь... То ли на "Предгорье", то ли конкурс юмора... А что касается "осознанной деятельности на СИ", то абсолютно первым немодераторским спецразделом (то есть не авторским разделом, а специальным) был наш раздел "Самиздат", позднее переименованный в "Сборник-1". Это был ресурс, посвященный сборнику "СеРверное Сияние".

До работы над первым сборником СИ, еще до первых предложений о сборнике, были ли какие-то события на СИ, заслуживающие внимания, разнообразные инициативы авторов? Я знаю, что вы общались по мейлу с Павлом Петриенко, помогали отлаживать и совершенствовать различные функции СИ. Может, вспомните какие-нибудь забавные случаи или проблемы, которые тогда решались?

Из забавных эпизодов ранней молодости СИ больше всего запомнились яростные бойни по накрутке рейтингов. Каюсь, по молодости, я тоже играл в эту игру. Тогда Максим Мошков еще не ввел такую мощную защиту, как сейчас. В общем, если в распоряжении человека было несколько машин в одной IP-подсети, он мог ставить себе оценки от всей души. Скажем, системный администратор небольшой сети (машин на 20) мог поставить себе 20 оценок в рейтинг. И ровно столько же бананов "ненавистным конкурентам". Ну, а если кто из дома выходил на сайт - так там вообще все отдыхают. У провайдера обычно здоровый пул IP-адресов, можно было каждый день звонить по dial-upу, получать новый IP и голосовать за себя. Славные были времена. Рейтинги летали...

Было также очень забавно смотреть, как это надоедало (в конце концов) "старичкам", ведь рано или поздно устаешь от "игр" и уже мечтаешь увидеть реальные оценки и отзывы о своем творчестве, а не надутый рейтинг... Все потихоньку теряли энтузиазм по отношению к "дутикам", а вот новички бросались "во все тяжкие" сломя голову... Им же надо было себе имя делать... Обламывало всех то, что раза три полностью падала статистика сайта - и по рейтингам, и по посещаемости. Истерики были, да, когда все "умирало".... Но сайт продолжал жить, с рейтингами все начиналось заново. Кто-то даже шутил, что так Мошков "лечит" от накруток. Обнуляет, мол, всех... Чтоб не обидно было.

Вот чего точно жалко - так это - что один раз "упали" комментарии. Они "отвязались" от файлов с текстами, причем с летальным исходом. Ну, а потом стало проще - Павел Петриенко стал бэкапить сервер, Максим старательно совершенствовал защиту от накруток, так что со временем "игрунам" стало уже не так вольготно.... Сейчас рейтинг себе не особо накрутишь с одного провайдера, хотя "загасить" конкурента по-прежнему можно.

Если вас удивляет причина моего интереса к событиям, которые случились не так давно: два-три года назад, объясню: сейчас это все уже стало историей. А на мой взгляд, СИ - явление, которое при успешном стечении обстоятельств еще станет известно всему миру. Я не шучу, произнося эти заносчивые и в данный момент абсолютно фантастические фразы. Так вот, найдутся историки Самиздата, на них будет спрос. Ну и я хотел бы быть первым! В свете подобной позиции все вызывает интерес. Например, а что за автор был такой Злобный? (Раздел-то его по-прежнему есть, но, похоже, он покинул СИ). Злобный что, задавал тон на Самиздате? Может быть, припомните других авторов, которые были активны, а затем - покинули СИ навсегда?

Да, многое сейчас уже история. Несомненно, в жизни ряда людей "Самиздат" сыграл определенную роль - катализатора, что ли... И придет еще время, когда ставшие писателями люди, мысленно возвращаясь к исходной точке, с удивлением поймут - это "Самиздат" М.Мошкова.

А что касается Злобного... Ну да, был такой автор. Он и сейчас есть, реальный человек, который живет в Москве. Задавал ли он тон? Да трудно сказать. Тогда ведь, по молодости сервера, все были равны. Просто, с той минуты, как наша инициативная группа задумала издать первый сборник работ сайта, авторы немного "поляризовались", что ли. Одни были всецело "за" эту идею, другие считали, что таким графоманским книгам не место на рынке, да и сами графоманы не могут решать - кого печатать, кого нет. Собственно, так как был заметен проект сборника "СеРверное сияние", были хорошо заметны и те, кто резко его не принял: Alex Finereader и Zлобный. Да, в те времена, пожалуй, группа, которая создавала книгу, и группа, что активно противодействовала изданию сборника - выделялись на сайте активностью. Но другому народу это, скорее, мешало, чем помогало.

А вот что касается тех, кто ушел... Ушли многие, кто по-тихому, не удаляя раздел. Кто навсегда, нажав delete. Если я сейчас начну перечислять всех, а я помню очень многих, то у нас получится вечер памяти и соплей. Увы. В некотором роде, мне трудно об этом говорить. Сейчас начинаю понимать, что чувствует школьный учитель, провожая выпускной класс. Это ж какое сердце надо иметь, чтоб выдержать...

Вот даже если взять в руки "СеРверное сияние". Читаю: Над книгой работали:

Ирина Данилова. Ира вроде как не ушла с сайта, до сих пор здесь. Но дальше своей территории давно не ходит. Периодически у нее в разделе появляются новые интервью: А.Розенбаум, А.Волочкова, О.Янковский, А.Абдулов, М.Шуфутинский. Делаю заключение, что Ирина по-прежнему работает в журнале "Мир звезд".

Ольга Навроцкая. Оля, если не ошибаюсь, модельер, живет в Киеве. За последние два года, по косвенным признакам и слухам, сделала сумасшедшую карьеру. На СИ у нее времени нет, иногда забегает виртуально сказать мне "привет!", прихожу к выводу, что она еще помнит те времена, когда мы работали вместе.

Борис Долинго. Тогда, в 2001-м, у Бориса только готовилась к выходу первая книга. Сейчас - это уже профессиональный писатель, с тремя изданными романами. Более того - Председатель оргкомитета Фестиваля Фантастики "Аэлита" в Екатеринбурге. К "Самиздату" интерес утратил, хотя при случае позвать можно, посудить чего-нибудь. Вон, как раз в феврале Борис судил конкурс на "Прозе.ру".

Ушли Анна Креславская, Влад Масликов, почти незаметен Сергей Палий... По сути, только мы с Ириной Чудновой еще "бегаем" по сайту из той команды. А ведь какие были люди...

И с авторами то же самое. Удалили свои разделы Кузнецов Иван Геннадьевич (чья "Схватка" открывала наш сборник), Аномалия. Нет прекрасного поэта и кинорежиссера Эдгара Бартенева, ушли Юлия Ивашкова и Инна Артеньева. Нет когда-то возглавлявших рейтинги Владимира Любимова и Августа Вольного Стрелка. Почти пропала Лена Александрова, нет Димы Померанцева. Про Диму слышал от А.Плеханова, известного писателя из Нижнего Новгорода. В одном из интервью Андрей произнес такую фразу: "Когда я получил свой "Старт" и попал в поле зрения, а затем в цепкие руки нижегородских любителей фантастики, то был обвинен в невежестве и пренебрежении отечественной фантастикой. Видные нижегородские фэны С.Лифанов и Д.Померанцев лично обязались снабдить меня лучшими образцами российской фантастики..."

Господи, да из авторов того сборника уже почти никого нет! :( Теперь это не книга - памятник тем людям, что когда-то были здесь. Больше всего удручает то, что со сборником "Вся неправда Вселенной" происходит то же самое: Шимун Врочек, Максим Моторный, Сергей Саблин, Вячеслав Доронин. Та же Аделаида, которая если и забегает на сайт, то чтобы выложить новый шедевр или ответить на коммы в своем разделе. Тот же Димка Шатров, который о своих публикациях узнает от меня. Нет, ни сборники, ни конкурсы, ни даже помощь авторам с публикацией их рассказов не помогли - все равно народ покидает сайт. Увы. :( Мне не удалось найти механизм, чтобы удержать хороших интересных людей здесь.

Максим Мошков говорил: "Потом начался "детсадовский" период, когда самой заметной на сайте была группа откровенных графоманов. Они мне очень не нравились и, честно говоря, я с трудом сдерживал себя, чтобы их не погнать". А вы-то себя как на СИ ощущали? Чем "Самиздат" привлекал вас в то время?

Честно говоря, мне трудно сказать, какой период Максим назвал "детсадовским". Это когда Владимир Любимов во главе рейтинга был или Август Вольный Стрелок? Или позже - когда настал черед Олега Козырева? Или еще позднее - когда Александр Шленский тон задавал? А может ДО? Мне трудно понять вкусы модератора СИ - я четко знаю, что ему нравится военная проза, и этому жанру Макс дает скидки. В смысле - прощает то, что не прощает другим жанрам. А вот в остальном - темный лес. Просчитать вещь, которая понравится нашему модератору - я не могу.

Но, честно говоря, я уверен, что если бы Максим Мошков взялся разгонять группу "откровенных графоманов", он бы и меня разогнал, ибо относится к моим графокаклям без особого восторга. Чем меня "Самиздат" привлекал в то время? Я уж выше говорил - сначала ищешь людей, близких тебе, потом общаешься с ними, привыкаешь. Потом - теряешь. Видимо, тем и привлекал, что люди были.

И еще вопрос совсем специфический: не помните в самое свое раннее время выхода в СИ: какова была посещаемость сайта, сколько максимально было посетителей у самого посещаемого автора?

Посещаемость сайта росла вместе с его возрастом. Поначалу сюда заходили лишь сами авторы. Сколько их было - такова и посещаемость. Потом стали заходить знакомые авторов. Потом, когда немного сильных работ появилось и заработали рейтинги - стал народ с LIB.RU забегать, по линку М.Мошкова, в день могло и 300, и 500 человек забрести. Авторы учились регистрить себя в поисковиках, привлекая на сайт сторонних читателей...

Определить, сколько было посетителей у самого посещаемого автора невозможно - система защиты от накруток еще только разворачивалась, Максим ее менял постоянно, на ходу, т.к. умные люди находили новые лазейки, накручивая хосты, хиты и баллы. Потому, "дутые" рейтинги - бич первых лет работы СИ. Очень большая посещаемость была у тех работ, на которые вели линки с других сайтов. Например, однажды на работу Августа Вольного Стрелка пришелся линк с одного из раскрученных компьютерных сайтов - и человек за несколько дней получил 3000 посетителей (если я не путаю цифру). Но это исключение. Такие "выстрелы" бывали, но обычно, в среднем, в раздел нормального автора за день заходило человек 30-100 (во все работы).

Может быть, помните, как постепенно добавлялись жанры и формы? Или это было заложено в проект изначально? Все это - вопросы второстепенные, но я не смог детально расспросить Павла Петриенко (из-за его загруженности), а Максима Мошкова не хочется чрезмерно загружать большим количеством вопросов.

Конечно, жанры появлялись постепенно. Когда и какие - я не отслеживал. Я ведь здесь уже почти 3 года, это огромный период времени, многое стерлось из памяти, тем более - такое второстепенное. Точно помню, как возник жанр "литобзор", и как их было всего четыре на сайте, причем два файла в жанре "литобзор" были в разделе "Сборник-1". А потом жанр стал моден (еще бы, никакой толкотни, в прозе - тысячи, в поэзии - тысячи, а тут всего - четыре) и народ стал активно писать литобзоры. Теперь их тоже как собак нерезаных.

На ваш взгляд, какие авторы СИ внесли наибольший вклад в развитие сайта? Можете назвать фамилии?

Ирина Чуднова, Сергей Серегин, Хокан. Даму поставил первой - из уважения. Сергей Серегин первым из всех стал делать серьезные обзоры новинок, рейтингов, некоторые время это были "хитовые" продукты. Правда, Серж сломался в конце концов.... Я не иронизирую, когда говорю "сломался". Я сам делаю обзоры раз в месяц и знаю, как это тяжело, жутко тяжело. Сергей же делал обзоры еженедельно.

Ирина Чуднова - это ведомый суперкласса. Тут я использую авиационную терминологию. Ведомый в паре - не означает, что этот человек не мог бы стать ведущим. Ведомый - это тот, кто надежно прикроет хвост, прикроет собой, а потому у ведущего развязаны руки. Кто читал про воздушные бои времен второй мировой - поймет.

Ну а Хокан - это "Предгорье". Проект, который раскрутился до первого места в рейтинге посещаемости "Самиздата". Единственный качественно сделанный тематический журнал на СИ. Если б таких было три или четыре: юмора, прозы, поэзии -так и авторам было б жить значительно веселее.

ОБЗОРЫ VR

Насколько мне известно, первыми обзоры начал писать Хокан. Когда за это дело взялся Виталий Романов?

Я начал писать обзоры в мае 2002 года. Идею обзора позаимствовал у Сергея Серегина, только выбрал себе более "щадящий" режим - писать раз в неделю я не смог бы. Почему начал писать обзоры для "Предгорья"? Во-первых, было интересно попробовать, получится или нет. Во-вторых, мы поговорили с Хоканом, обменялись мнениями о "Самиздате", пришли к выводу, что хотели бы поработать в "одной команде" по раскрутке фантресурса. Хокан объяснил мне свою идею электронного сайта-журнала, мне она пришлась по вкусу. Ну, а так как в то время у меня уже было некоторые имя (как автора проекта двух сборников "Самиздата" и ведущего раздела "Инфо"), мы пришли к выводу, что совместная работа сможет немного увеличить популярность "Предгорья". Так появились обзоры VR. А позднее - и "Блэк Джек" заработал тут же.

В каждом обзоре вы подчеркиваете: обзор "субъективен, так как составлен на базе мнения одного человека". А могут ли вообще быть объективные обзоры?

Объективные обзоры? Вот, например, если бы их писали сразу несколько редакторов издательств и журналов, а также именитые авторы (обобщая свои наблюдения) - то такие обзоры могли бы быть объективными. Пусть не полностью - но хоть частично. Мой обзор, конечно, субъективен. Это все знают. А пишу я такие строки потому, что запинали... Уже третий год спрашивают: какое право я имею...? Да никакого. Просто старался делать что-то, чтоб людям на сайте было поинтереснее. Хорошо ли, плохо ли - как умел. Но если б не пытался - ничего бы и не было.

Обычно в вашем обзоре содержится пять текстов, которых вы рекомендуете читателям. Каковы ваши критерии отбора? Почему текстов пять, а не десять или три? И еще вопрос - вы всегда сами читаете читаете тексты, которые рекомендуете в обзоры?

По порядку: критерии отбора. Либо это должна быть известная работа (входящая в ТОП40, рейтинг экспертов, хорошо обсуждаемая или хорошо посещаемая); либо печатавшаяся работа; либо выигрывавшая сетевой конкурс; либо работа, на которые были положительные отзывы людей, чьему мнению я доверяю. Иногда (очень редко) бывают исключения, я ставлю в ТОП5 новичков... Почему текстов пять? Потому что три - мало, а десять - мне не потянуть. Надо про каждый рассказ написать свои слова, особенные. Тексты, которые рекомендую - читаю всегда сам - а как бы я иначе мог их рекомендовать?! Читаю обязательно.

И, ради бога, ответьте на вопрос, который мучает меня уже два месяца, но к обзорам имеет очень далекое отношение. Что такое "ИМХО"? Данное выражение, используемое всеми, я пытался расшифровать десятками различных способов, но не смог. В ваших обзорах оно также используется.

ИМХО - imho - "In my humble opinion" - "по-моему скромному (личному, субъективному) мнению". Это от языка общения в интернете. Он вообще очень живой, подвижный. Например, пишут в конце письма ЗЫ и кусок текста. Это лишь потому, что лень "перекидываться" с русской раскладки клавиатуры на латинскую. На самом деле, никакое не ЗЫ, а PS, еще точнее P.S. - послесловие. :)

Это еще фигня. Бывает, покруче. Например, программист по e-mail шлет поздравление с днем рождения. В поле "To" (кому) ставит адрес "Васе Пупкину". В поле "Subj" (тема) пишет "Happy Birthday", а в самом теле письма ставит одно слово: "Subj". Все, поздравил. Непонятно? Очень просто, в теле письма написано: "сабж". Это значит, что вся смысловая информация стоит в поле "сабж", а там и написано: "Happy Birthday". Все. Коротко и по существу.

В обзорах вы перечисляете СИ-авторов фантастической направленности, которые печатались на бумаге. Каким образом вы об этом узнаете - поддерживаете общение со многими авторами?

Да, поддерживаю общение с авторами. Но, кроме того, обхожу "дозором" сайты журналов, кое-кого сам (или с помощью инициативной группы) проталкиваю, читаю рассылки фантастических новостей, где пишется про новые публикации. А еще - народ помогает - информирует, у кого что выходит, рассказывают не только про себя, но и чего еще удалось узнать. Тут особое спасибо Алексею Пехову.

В обзорах вы публикуете рейтинги по фантастике: это очень ценно для читателя. Однако, как я понимаю, самое сложное дело - рейтинг по посещаемости [если смотреть по жанру "фантастика", то там нельзя сделать сортировку по посещаемости]. Как же вы узнаете самые посещаемые произведения?

Методом банального обхода разделов. Открываю подресурсы самых посещаемых авторов, считываю статистику, выписываю на бумажку - сколько было посетителей у самой "крутой" работы данного автора. Потому формирую сводный топ. Это долгая и нудная работа - обычно занимает несколько дней. Не целиком, конечно. Я имею ввиду - отнимает все свободное время за несколько дней. Но мне интересно, я люблю статистику.

Собираетесь ли и дальше писать обзоры, как будете их делать - длиннее, короче, или все оставите, как есть?

Обзоры писать собираюсь, вряд ли они будут короче, хотя все бывает - как схватишь проблемы в "реальной жизни", так и вообще не до обзоров. А вот точно могу сказать одно - если уж хватит сил их писать - обзоры со временем будут меняться. Надо какие-то новые идеи в них ставить. Часть рубрик меня вполне устраивает, но нечто венчурное надо изобретать постоянно.

ИНФО

Как возник раздел "Инфо" (для новых авторов более известный, как последний пункт верхнего меню Самиздата [Помощь] ?

Как возник? Чтоб я вспомнил... У меня постоянно в голове бродят какие-то идеи... что и как можно улучшить. Вот однажды решил, что сайту будет полезен раздел, где была бы вся информация о том, куда пойти молодому автору со своими работами... А то ж я себя помню - че-то написал, а куда деваться - хрен знает. "Пык-мык"... Теперь, благодаря "Инфо", все в равных условиях - открыли, прочитали, послали.

А еще - очень хотелось, чтобы с днем рождения поздравляли. Это у меня со школы пунктик. У меня ведь ДР летом - как я завидовал осенне-зимне-весенним! Они на свои дни рождения собирали веселый тусняк из парней и девок! А коли у тебя ДР летом? Вот я и подумал - хорошо б, хоть так поздравляли. И в "Инфо" появился файл, куда я записывал известные мне даты рождения "самиздатовцев", а народ, кто хотел быть "опоздравлен", свои "денечки" в коммах оставлял. Ну а потом Максим Мошков, которому популярность файла понравилась, сделал официальные "поздравлялки", теперь каждый день на стартовой странице высвечиваются фамилии именинников.

Аналогично было с рейтингом по городам. Такой файл я тоже вручную вел внутри "ИНФО" - данные собирал, чтоб авторы знали своих "одногорожан". Позднее это стало не нужно, Макс и такую сортировку к сайту "прикрутил". А еще в "ИНФО" были данные о сетевых конкурсах, об авторских правах. Ну, короче, мы несли туда весь хлам, который мог быть полезен авторам...

Какую информацию вы разместили в "Инфо" с самого начала? Я знаю, что существует раздел Павла Петриенко, где размещены такие же "Публикация произведения", "Создание своего раздела". Какой раздел появился раньше?

Конечно, раньше появились разделы Максима Мошкова и Павла Петриенко. Я делал "ИНФО" ради прикола, чтобы авторы могли для себя полезные вещи найти. А уж потом, когда Максим Мошков решил придать этому начинанию официальный статус, он своею модераторской рукой загнал туда всякие файлы, которые они вдвоем с Павлом и писали. То не мой ход конем - у Макса пароли от любого раздела.

Что было в "ИНФО" изначально? "Куда податься автору бестселлера", "ЧАВО", кое-что об авторских правах, о сетевых конкурсах, прообраз рейтинга по дням рождения и по городам. Возможно, что-то еще, не помню.

Сейчас количество новых авторов СИ стремительно растет. Что интересно - оно увеличивается быстрее, чем посещаемость файлов "создание своего раздела", "публикация произведения". Для примера - количество авторов за последние два месяца выросло на тысячу, а файл "создание своего раздела" посетило только четыреста человек. Как подобное могло получиться?

Да очень просто - здесь же (на сайте) много людей, для которых интернет - дом родной. Если у человека на плечах голова, то читать файл помощи не обязательно, можно самому до всего допереть. Максим Мошков - программер по сути, он все делает на базе привычной определенному классу людей логики. А потому - чтение хэлпов - это излишество, все и так понять можно. Вот если б модератор был полным тормозом, и, чтобы закачать файл, требовалось лабиринт пройти...

Много ли времени у вас занимают ответы на вопросы в комментариях к Инфо? Кстати, вы всегда на них отвечаете? В связи с увеличением количества авторов, число вопросов будет возрастать. Справитесь с возрастающей нагрузкой?

Я не всегда отвечаю, а процентов на 80-90. Иногда другие авторы успевают раньше меня коллегам ответ дать. Иногда ответ может дать только модератор. Нагрузка по ответам не кажется мне возрастающей (пока). Вопросы, в большинстве своем, однотипные, не требуют больше пяти минут. В исключительных случаях приходится пробовать некие фичи сайта самому, чтобы ответить. Иногда приходится посылать интересующихся в Павлу Петриенко, когда вопрос не ко мне: некоторые вещи только программеры сайта знают.

Чтобы вы посоветовали новым авторам в первую очередь прочесть из "Инфо"?

Если совсем новый автор на сайте - то ЧАВО и несколько текстов по созданию раздела и оформлению текста; если малость продвинутый - "Куда податься автору бестселлера", если расширить свои возможности - набор ссылок в файле "Опыт общения с издателями (из первых рук)".

Вы уже знаете о моем параноидальном желании увидеть в один прекрасный день (месяц, век) в разделе Инфо супер-подробную хэлп по Самиздату (или три-четыре варианта хелпа, как предлагает Павел Петриенко). Как вам кажется, подобной помощи нет потому что (далее следуют варианты ответа) 1) она никому не нужна, 2) ни у кого на это нет времени, 3) сам софт Самиздата постоянно меняется и любой хэлп быстро устаревает? Может быть, укажете свой вариант ответа?

Сайт очень динамично развивается. В нем часто меняются какие-то опции. Создать суперподробный хэлп, который устареет через неделю... Хм... Почетная задача. :) Кроме того, многие люди не читают подсказок, пока не припрет.

Я-то склоняюсь к мысли, что подробная помощь не написана потому, что Павлу Петриенко просто некогда этим заниматься. И его можно понять. Но что произойдет, если, не приведи Господь, с Павлом Петриенко что-нибудь случиться? Например, он уедет заграницу и забудет о Максиме Мошкове, Самиздате и прочих проблемах. Тогда придется восстанавливать то, что он знает о Самиздате, самим, а это - трудно. Вопрос такой: как вы думаете, возможна ли такая инициатива - если авторы СИ, хорошо разбирающиеся в функциях "Самиздата" написали хотя бы общий приблизительный хелп по метафорумам, ленте френдов, хтмл-оформлению разделов, как добавлять иллюстрации, про вложенные "дополнительные группы" и тому подобное - а Павел Петриенко потом бы одобрил данный труд. Я, в данном случае, никоим образом не пытаюсь именно вам навязать эту работу. Я просто рассуждаю. Таким образом, окончательный вопрос: вы считаете возможной такую инициативу или скептически относитесь к подобным предложениям?

Ой, я бы за это не взялся. Если б кто-то нашелся желающий - им следовало бы чиркануть письмо Максиму и спросить, стоит ли такой хэлп писать. Если будет инициативная группа и Макс ее поддержит - почему бы нет?

Если вы считаете вышеупомянутую гипотетическую инициативу - достойной внимания, какие шаги, по вашему, надо сделать?

Первый шаг - задать предельно четкий и конкретный вопрос модератору сервера: обрисовать, что планируется сделать и спросить, надо ли такое? Дальше - искать людей, группу.

Каким вам видится будущее раздела Инфо? Что в Инфо, на ваш взгляд, не хватает?

Инфо мне видится более компактным. Там много полупустых файлов, например, вот бы все сетевые конкурсы в один файл залить... Или кой-чего убрать совсем. Да не моими силами это делать, html-верстальщик нужен, с головой.

СИ-СБОРНИКИ

Одной из важных тем настоящего интервью для меня являются самиздатовские сборники. Сколько их всего было? Какова тематика каждого сборника?

Первый сборник - "СеРверное сияние" (всего понемногу, как бы представление сайта), вышел в конце 2001 года. Второй сборник - "Вся неправда Вселенной" (фантастика, фэнтези, мистика), вышел в мае 2002 года. Третий сборник - "Совершенно НеСИрьезно" (юмор).

Когда вам пришла в голову идея первого сборника? Сведения об этом процессе можно получить из Кое-что из истории сервера Ирины Чудновой и сочинения Сергея Палия "Самиздат. Времена суток". Когда начались самые первые разговоры о Сборнике-1?

Первую книгу мы задумали в середине января 2001 года. Именно в это время я вывесил на сайт описание идеи сборника и в коммах к этому файлу стала формироваться команда, что затем сделала книгу.

Сколько времени продолжалась работа над Сборником-1? Кто, кроме вас, принимал в этом процессе наиболее активное участие?

Как видно, над первой книгой мы работали очень долго - с января по сентябрь 2001 года (с учетом того времени, что "Геликон" сборник делал). Все было впервые - потому мучительно и медленно. Над книгой работали: Анна Креславская, Ирина Данилова, Ольга Навроцкая, Ирина Чуднова, Борис Долинго, Иван Безродный, Владислав Масликов, Сергей Палий, Виталий Романов.

Когда Сборник-1 увидел свет?

В конце сентября 2001 года. Я держал книгу в руках, и, как дурак, счастливо улыбался.

На все вопросы по Сборнику-2 вы сами прекрасно ответили в декабрьском обзоре на "Предгорье". Поэтому, вместо того, чтобы задавать вопросы, просто приведу обширную цитату из вашего обзора. Думаю, это будет уместно и данный повтор никому не повредит (гиперссылки не расставляю, пусть читатели заходят в сам обзор).

Еще на стадии подготовки сборника "Вся неправда Вселенной" было сказано вслух, что такие самопальные сборники - сплошь "братские могилки". Действительно, бытует такое мнение в профессиональных кругах. Мол, "када ни на что не годны, за свой счет графомань разводят". Потому, читать такие книги - себя калечить не по-детски. Ну что тут скажешь? Тогда, давно, когда слова о "могилках" произносились, казалось неуместным рвать на себе белье и кричать, что мы тут все хорошие, белые и пушистые. Был очень простой способ ответить на те слова. Весь год, с ежемесячными обзорами VR-а мы шли к ответу. Не будем рвать белье, а вспомним, что делать второй сборник "Самиздата" ("Вся неправда Вселенной") мы начинали в ноябре прошлого года. Давайте обозрим период с декабря 2001 г. по декабрь 2002 г., что же за это время наработали в свои копилки авторы второго сборника?

У Алексея Пехова вышло две книги в издательстве "Альфа-Пресс": "Крадущийся в тени" и "Джанга с тенями". За первую из них Алексей получил "Меч без имени".

Лора Андронова выиграла сетевой конкурс "Блэк Джек"-1, получила книгу с автографом Святослава Логинова, выдала очумительную очередь публикаций, в журналах "Полдень, XXI век", "Звездная дорога", "Уральский следопыт", "Порог", газете "Просто фантастика". Александр Ройфе, главный редактор "Звездной дороги" в одном из писем сказал так (цитата): "Талант Лоры Андроновой виден невооруженным глазом".

Иван Безродный публиковался в сборнике "Наша фантастика" (изд.Центрполиграф), в журналах "Звездная дорога" (старая) и "Магия ПК".

Шимун Врочек печатался в "Полдне"

Елена Навроцкая - в "Уральском следопыте", "Магии ПК", "Пороге"

Сергей Палий съездил на "Роскон"-2002, в мастер-класс Сергея Лукьяненко. Если наш бобер не врет, его рассказ был признан там лучшим. Диплом с "Роскона"

Кроме того, во вступительном слове к сборнику "Вся неправда Вселенной" С.Лукьяненко про С.Палия написал: "Перспективный писатель". Правда, насколько мне известно, публикаций пока было немного - только в "F-Hobby" и "Пороге".

Mayra и Максим Моторный публиковались в "Пороге"

Наталия Нечипоренко (Hiч) и Константин Прокопов - в "Искателе"

Ирина Белояр - 1-е место на конкурсе "Предгорья" и публикация в сборнике лучших работ весеннего КЛФ-2002.

Иван Кузнецов - "F-Hobby", "Порог", публикация в сборнике лучших работ весеннего КЛФ-2002.

Алексей Рыбкин занял 3-е место на конкурсе "Блэк Джек"-1, печатался в газете "Просто фантастика"

Леонид Свердлов - 2-е место на конкурсе "Третий день"

Дмитрий Шатров - в шестерке лучших на "Рваной грелке"-3

Аделаида - 7-е место на "Рваной грелке"-4 (чуть-чуть до призовой шестерки не дотянула, хотя и 7-е место отличный результат), а еще... еще... еще... Впрочем, рано. Тсс. Ждем.

Олег Шрайбер - победитель конкурса "Третий день", публикации в журналах "Порог" и "Млечный путь".

Можно, конечно, на миг отрешиться от фантастических публикаций. Тогда надо будет вспомнить Олега Козырева. Но у меня рука отсохнет перечислять. :)

Ну и в конце, очень скромно о Виталии Романове. Публикации в журналах "Техника молодежи", "Искатель", "Порог", "Млечный путь", в газете "Просто фантастика". Юмор пропустим.

Мало? Пожалейте, прошел всего один год... А реально - еще меньше.

Кроме того, по всегдашнему старанию не навредить, я умолчал о готовящихся публикациях, дабы не сглазить. Инсайдерская информация осталась внутри инсайдеров. :) Узнаем еще, успеется.

Неужто это - "братская могилка"? Не верю.

P.S. Cтранная мысль: задумывался ли кто-нибудь о том, сколько будет стоить раритетное издание - сборник "Вся неправда Вселенной" - через 10 лет? Особенно с автографами? Ух! Ну почему я все раздал?!

Тут можно добавить: с тех пор открыли счет публикациям: Аделаида - в журнале "Полдень, XXI век", Ирина Белояр - две публикации в газете "Просто фантастика", Дмитрий Шатров - в журнале "Мир Искателя" и в газете "Просто фантастика". Кстати, над "Всей неправдой" работали Mayra, Елена Навроцкая, Ирина Белояр, Ирина Чуднова, Шимун Врочек, Борис Долинго, Сергей Палий.

Ответ ваш противникам сборников лично меня вполне устраивает, я понимаю ваши чувства. Мне, не так давно обитающему на СИ (читающему и анализирующему сайт), очень приятно, что на СИ уже существует практика сборников, пусть они и издаются на средства авторов. Это - гораздо лучше, чем полное отсутствие печатной продукции. А какова на сегодняшний день стоимость сборников 1 и сборника 2?

"СеРверное сияние" обошлось нам при производстве в 42-43 рубля, а на сайте "Геликона" книга продается по 60 руб, но при этом 15 руб с каждой книги идет издательству.

"Вся неправда Вселенной" обошлась нам в 160-170 руб, на сайте "Геликона", продавалась, кажется, по 140 руб, из которых 40 шло "Геликону". Сейчас 23 экз второго сборника, предназначавшиеся для свободного обращения, проданы. Все остальное ушло авторам уже давно.

Оба сборника распространяются через интернет-сайт издательства "Геликон-Плюс"? Не могли бы вы подробней описать этот процесс. Хотелось бы знать - у сборника был выпущен определенный тираж и книги сейчас лежат на складе "Геликон-плюса" и в случае заявки распространяются? Или механизм другой? Если есть возможность, расскажите в деталях - как осуществляется выпуск и распространение сборников?

Ой, Михаил, это целую лекцию прочесть надо. Если очень кратко, то сначала готовится один ворд-файл со всеми работами. Потом он "переливается" в редакторскую систему, например PageMaker. Затем верстальщик предварительно "разбрасывает" текст по страницам, будущая книга печатается на обычную бумагу формата А4 и передается корректору, который ручкой правит ошибки. Потом верстальщик вносит корректуру в электронную книгу, окончательно расставляет элементы текста (заголовки, копирайты, эпиграфы, сам текст) по местам и утверждает макет у автора. На этом макет как бы готов. Хотя бывают еще художественная редактура или вторая корректура "по чистовому" материалу... Потом идет куча печатных процедур - печать блока, обрезка блока, печать обложек, сшивка блока, ламинация обложек и проч.

Мы, конечно же, выпускали определенный тираж любого сборника. БОльшую часть тиража забирали авторы, лишь небольшие остатки появлялись в свободной продаже. Соответственно, "Геликон" на своем сайте открывал строки - продаем такие-то книги. Вот и все.

Вы обладаете информацией, сколько сборников-1, 2 всего было продано? И куда пошли деньги от их реализации? Я читал отклики на первый сборник, и понимаю, что его купило из заинтересованных лиц человек пятьсот (максимум), а из незаинтересованных - ноль.

Михаил, у Вас стойкое заблуждение, будто бы сборники делались ради прибыли. Это в корне неверно. Книги эти делались для того, чтобы напечатать молодых авторов. Практически все средства, собранные авторами, пошли на их же, авторские экз. Надо ведь еще учесть, что отправить посылочку авиапочтой в США, Канаду, Израиль (даже небольшую) - это удовольствие на 10-20 долларов. Потому, наша задача была в том, чтобы свести концы с концами, то есть, чтобы собранных денег хватило на печать тиража и рассылку книг почтой всем авторам, которые скидывались.

Что касается остатков книг. Как я уже сказал, сборники "Вся неправда Вселенной" разошлись все, там тираж был всего 200 экз - это книга для друзей. У "СеРверного сияния" тираж был побольше - 900 экз, но из них 750-800 забрали авторы. Сейчас небольшой остаток первого сборника еще есть на складе "Геликона"

Когда планируется выпуск Сборника 3?

Надеюсь, скоро.

Кто помогает вам работать над этим сборником в настоящее время?

Первую часть оргпроцесса вела Аделаида - это ее проект. Я подключился на втором этапе. А вообще, над книгой работали: Аделаида, Ирина Белояр, Светлана Горохова, Ирина Чуднова, PashCo (Павел Курышев), Андрей Звонков, Владислав Масликов, Сергей Палий, Дмитрий Шатров, Роман Ясюкевич.

Каковы принципы отбора произведений в Сборник-3, как это осуществляется?

Все вышеперечисленные люди читали работы по списку Аделаиды, и высказывали мнение (принять, не принять, нейтрально). Аделаида суммировала оценки, в итоге работа либо проходила, либо нет. Но это все давно закончено. Книга уже в печати.

Какие улучшения в оформлении, формировании издания произошли от Сборника-1 к готовящемуся Сборнику-3?

Первый сборник был тестовым проектом. Несмотря на это и на все замечания к нему - "СеРверое сияние" очень дорогая для меня книга. Как память о жутко трудном, но очень счастливом времени, когда мы делали этот сборник. Как память о тех людях, с которыми нас соединила эта книга. Как память о тех авторах, что уже ушли с сайта, скорее всего - навсегда.

Сборник-2 был сильнее по составу (я так надеюсь) и в нем были учтены некоторые замечания, высказанные по Сборнику-1. В частности, работы были логически разбиты на разделы, очень профессиональная обложка книги. Про Сборник-3 говорить еще рано.

Какие сборники вы (или команда единомышленников) планируете выпустить в будущем? Ведь всем известна фраза Максима Мошкова: "Или осуществил Романов свой безумный проект с изданием сборника - молодец. То есть, по-моему, ребята, участвовавшие в этом проекте, занимались фигней, с коммерческой точки зрения, проект совершенно бессмысленный. Но вот захотелось им, и сделали. Что уже хорошо". И что можно сделать, чтобы проект не был, с коммерческой точки зрения, совершенно бессмысленным?

Издавать книги гораздо бОльшим тиражом - не 1000 экз, а 10 000. Тогда себестоимость книги низкая и продавать ее с прибылью можно. На маленьких тиражах очень сильное увеличение цены книги дают изготовление макета и печать на ризографе. При большом тираже макет "распыляется" на огромное число книг, его удельная доля падает. И применяется офсет, а не ризограф. Это экономичнее.

Приведу еще цитату. Сергей Серегин: "А можно ли найти каких-нибудь спонсоров для подобных проектов"? Максим Мошков: "Ищите. Я повторяю, мне "Самиздат" нужен для того, чтобы пишущих мне каждый день людей"... Вы пробовали искать спонсоров? Это возможно? Может быть, в будущем?

Я не хочу связываться со спонсорами, потому что перед ними надо будет жестко отчитываться за истраченные средства, то бишь тратить время на ведение подробной финансовой документации. На фига мне это, если я не получаю зарплату при подготовке книг? Я ж делал работу для души, ни копейки в свой карман. Более того, как все авторы, выкладывал деньги на издание сборников. А спонсоры... Другой уровень нервных проблем.

Кстати, в недавнем интервью Сергей Серегин сказал: "Необходимо запустить, как минимум, три книжные серии: а) концептуальные сборники нескольких авторов; б) авторские сборники; в) отдельные произведения авторов. В общем, нужен продуманный издательский проект. Книги самиздатовцев должны продаваться не только в Интернете, но и в обычных магазинах. Что, кстати, совсем несложно устроить"... А что вы думаете по этому поводу?

Я думаю, что любой желающий может взяться за это. Как уже выше было сказано, авторы второго сборника - фантастики - очень неплохо "пошли", вон сколько из них начало издавать свои книги, печататься в журналах, выигрывать сетевые конкурсы и мастер-классы. Значит, реально сильные фигуры есть. Их можно было бы найти, объединить в книгу, напечатать, раскрутить и продать с прибылью. Если есть на сайте такой герой-менеджер - пусть пробует. Это не ко мне. Я не ставил целью "подняться" на проекте наших книг, делал работу для души.

И в заключении мне хотелось бы просто сказать "Спасибо" за вашу работу по самиздатовским сборникам. Все-таки, это - здорово, что подобные сборники существуют, и есть вещи, которые определяются не только коммерческой целью. Потому-то я и говорю, что вы похожи на капитана Попова из "Виртуальной крови" в стремлении прорваться "через тернии к звездам". Раздел АИ полностью поддерживает инициативу СИ-сборников и готов оказать посильную информационную поддержку.

О САМИЗДАТЕ

Теперь давайте абстрагируемся от всех узких тем, вдохнем полной грудью и попытаемся совсем немного поговорить о "Самиздате" в целом. Лично вы наблюдаете на СИ перемены к лучшему за последние полгода? Или, по вашему мнению, все осталось по прежнему? Если есть какие-то изменения, то, скажите, какие?

Я, как "старик" (которому положено ворчать), наблюдаю перемены к худшему - число авторов стремительно растет. Число ушедших авторов тоже стремительно растет. В ленте обсуждений - сплошь новые фамилии. Очень трудно - только привыкнешь к людям, а они уже наигрались в СИ и ушли.

Что, на ваш взгляд, более не хватает на СИ: хороших конкурсов (может быть, по прозе), сильных писателей или активных авторов СИ, желающих улучшить обстановку на сайте?

Сайту не хватает грамотных топ-менеджеров, которые могли бы потянуть на себе серьезные поекты. Что есть сейчас крутого? Только "Предгорье". А где обзоры прозы? Где тематический журнал, посвященный юмору? Где "тусовки" поэтов? Ни-че-го! Почему? Нет человека, который мог бы повести за собой группу авторов, нет идеи, вокруг которой группа могла бы сконцентрироваться.

Не боитесь, что авторы (перечисляемые в вашем декабрьском обзоре), которые печатаются в журналах, выпускают книжки, в скором времени просто покинут "Самиздат", и талантливых писателей (по крайней мере, по теме "фантастика") на сайте станет значительно меньше?

Авторы постоянно уходят, о чем я сказал выше. А еще я сказал, что начинаю понимать школьных учителей, провожающих выпускной класс. Что делать? Не знаю. Рвать свое сердце постоянно - тоже невозможно. Видимо, однажды надо как все - тихо уйти в небытие, оставив место более молодым и еще не наигравшимся.

Я понимаю провокационность вопроса, но все же: если вас станут издавать, в издательствах появятся ваши книжки, вы станете популярным автором-фантастом... В таком случае вы останетесь на "Самиздате"?

Михаил, у меня очень жесткие требования к людям, с которыми я работаю, но еще выше требования к себе. Мои близкие друзья знают, что я ушел бы с СИ в конце 2002 года, если б меня не начали печатать. Почему? Очень просто - это был крайний срок, который я себе отвел. Ибо не может оценивать, критиковать, вести за собой человек, который не способен добиться успеха, личного успеха. Если б не стали печатать - я бы ушел, потому что это было бы мое личное поражение.

А касательно Вашего вопроса... Типа, "звездной болезни" :). Вероятнее всего, мой раздел на СИ остался бы по-любому, это удобнее, чем на LIB.RU, т.к. здесь я могу сам его модерировать, да еще и отзывы получать. Мое участие в проектах? Видимо, оно станет меньше. Наши конкурсы и сборники, как сеть (или драга), зацепили целую группу интересных авторов. Если уж в чем и есть следующая задача, так в том, чтобы имеющимися в моем распоряжении способами помочь им "раскрутиться". Тем, разумеется, кто хотел бы стать настоящим писателем, не ради гонорара или сиюминутного успеха. Это если опять пытаться заниматься чем-либо организационным, а не своим творчеством.

В вашем разделе лежит файл Я рекомендую почитать на "Самиздате"? Не могли бы вы новым читателям Самиздата, да и авторам, порекомендовать пять-шесть писателей-фантастов, работы которые, в первую очередь, заслуживают внимания?

Нет, пять-шесть - не могу. Во-первых, они еще не доросли, потому что мало у кого есть стабильность: отдельные тексты хорошие, а вот взять любой из раздела автора - и чтоб "конфетка" была - такого нет. Во-вторых , пять-шесть я назову - двадцать обидятся. Или сто двадцать.

В заключении хотелось спросить и насчет "Актуального интервью". Какие вы видите недостатки в работе рубрики? Может быть, есть какие-то советы или рекомендации? Интервью с какими авторами СИ вы хотели бы прочесть?

Не очень удобно расположены файлы в разделе - они сливаются друг с другом. Их бы как-то оформить получше. Далее, интересно было бы почитать что-нибудь об Ирине Чудновой, Лоре Андроновой, Алексее Пехове, Хокане, Orke McKeene. Пока хватит?

Ну, и напоследок, есть ли советы начинающим авторам Самиздата? Как привлечь внимание к своим работам, что делать для увеличения посещаемости раздела? Или все это лишнее, и главное - хорошо писать, тогда все остальное приложится? Как вы думаете?

Сейчас на сайте около 7000 авторов и как привлечь к себе внимание? Видимо, традиционно:

Если расчитывать на внешних читателей - регистрировать себя в поисковиках, с интересными ключами поиска.

Если расчитывать на внутреннего читателя и коммы - ходить по сайту, оставлять свои постинги другим авторам, пытаться как-то вписаться в активную жизнь ресурса (где она проявляется)...

Ох, непросто все это, если честно. Не знаю я универсальных рецептов.

НА ДОСУГЕ

Честно скажу, после прочтения ваших ответов, на меня навалилась какая-то смертная тоска. Весь вечер я был в подавленном настроение, ибо ваш взгляд на СИ показался мне бесперспективным. Я почти готов согласиться, что на сегодняшний день так оно и есть. Однако, и вы это сами понимаете, с СИ у вас связаны счастливейшие дни в жизни: подготовка Сборника 1, общение с друзьями-самиздатовцами. Так что, все не так уж плохо! И, чтобы как-то развеять это грустное настроение, мне хотелось бы сделать последним подраздел "На досуге" и поговорить о ваших увлечениях и взглядах. Не возражаете?

Михаил, довести кого-то до суицида я не планировал. Считайте, что вы разговаривали с ослом Иа-Иа. Знаете, стоит такое тупое животное на берегу лужи, смотрит себе под ноги и гундосит: "Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище!" Давайте об увлечениях и взглядах...

О книгах мы уже вроде поговорили, а вот такой вопрос: любите ли вы путешествовать, отправляться в новые места? Или вы дальше Питера не выбираетесь (не считая службы в армии)?

Я предпочитаю "дикие" путешествия, а не культурные. То есть, переводя на русский язык - с гораздо большим удовольствием прогуляюсь по лесу, чем буду трястись в поезде, чтобы увидеть другой город. Хотя видел не так уж мало городов: на службе - Архангельск, Мурманск, Североморск, Северодвинск, Полярный, до и после - Москву, Ульяновск, Астрахань, Таганрог, Ростов-на-Дону, Вильнюс, Каунас. Может, чего и не упомнил еще...

Да, кстати, пригороды Питера стоит посчитать: Пушкин, Павловск, Петродворец, Ломоносов, Кронштадт, Лугу, Зеленогорск, Гатчину, Приозерск.

Как проводите свой отпуск - отправляетесь на юг, загорать или садитесь за комп и начинаете ваять очередную нетленку?

Когда получается, ходим с друзьями на байдарках, это любимый вид отдыха. Обычно мы не лезем на реки "с категориями", так... болтаемся в Ленобласти или чуть подальше. Хотя разик и по притокам Волги ходили.

А сейчас стараемся поближе: у многих - маленькие дети, им трудно выдержать длинные переезды на поезде. Наш рекорд - это поход с 11-ти месячной девочкой (дочерью моей двоюродной сестры) по Оредежу (Оредеж - небольшая река в Ленобласти). Если ничего путного не выходит - то есть собрать народ и куда-то ломануться - чаще всего провожу отпуск на даче, копая грядки, как примерный семьянин.

Стало быть, можно констатировать, что взгляды Максима Мошкова и Виталия Романова на активный отдых сходятся?

Как я уже сказал: походы люблю. Если б меня спросили, что мне больше по нраву: пройти 10 км по берегу реки, глядя на ее течение, или посетить новый шумный город, видимо, я выбрал бы посиделки-побродилки у реки. Города красивые - это здорово. Жаль, нельзя использовать телепортацию, чтобы мгновенно в них оказаться. Я б часок-другой послонялся - и обратно. А так...

Макс Мошков - крепкий кадр, это проверено. Дело в том, что многие люди, что приезжали в Питер, тянули меня попить пиво или водки. Иногда - кофе. Я отказывался от встреч - не люблю шумных мест, пьяных сборищ, суеты. Макс, когда приехал, согласился просто гулять по Невскому. Мы шли от Московского вокзала по всему проспекту, часа полтора. И он не сломался, не стер ноги. Наш человек.

Как часто вы смотрите телевизор? Можете ли назвать любимые передачи?

По телевизору "перехватываю" новости, причем чаще всего - краткую справку, чего и где. Смотреть американские "жвачки" достало, жалко тратить время, уж лучше купить хороший фильм и на видике...

Так что, выходит, по ТВ я смотрю новости и футбол, ибо горячо болею за питерский "Зенит". Ну, иногда концерты хорошие бывают...

Когда в последний раз были в кино? В театре? Как вообще проводите свободное время?

В кино последний раз был очень давно. В жизни кина хватает. В театр целый прошлый сезон отходил, на детские спектакли. Больше всего запомился "Гадкий утенок", с моралью в конце. :) Артисты там классно играли, в финале они "соль" не для детей вложили ("небо не каждому дается").

Свободного времени мало, точнее, его вообще нет. Если же что-то появляется, предпочитаю не в кино/театр идти, а в парк, типа в Павловск съездить, в Пушкин, в Петродворец на фонтаны... Люблю по Неве гулять. Или не гулять, а сидеть на ступеньках у воды - всей семьей кормим птичек... Это самое то.

Любите ли гулять по Питеру - вообще, в общих чертах, напишите ваше отношение к городу, если это возможно. Вам нравится Питер, или, например, надоел и тянет в Москву?

У-у-у. Бродить по Питеру - это супер. На Москву я ни за что Питер не променяю. Конечно, загадывать в жизни нельзя: что и как сложится. Просто хотелось сказать, что Питер - мой город. Я его частица, так себя и ощущаю. Я могу бродить по набережным, сидеть у Невы, проходил из конца в конец Московский, Лиговский, Невский проспекты.

Кроме Невы, где в теплое время мы с семьей тусуемся по мере возможностей, люблю Обводный канал . Возможно, кого-то удивит любовь к Обводному, это самый грязный канал Питера, но я там вырос, в рабочем квартале. Пусть грязно, но я иногда возвращаюсь туда, где прошли первые годы моей жизни - и сердце сжимается. Не знаю, как объяснить словами... Очень больно.

Люблю Фонтанку, Мойку, канал Грибоедова, маленькие и большие мосты через речки и речушки, могу водить людей, рассказывая про Поцелуев мост, про отметки самых высоких наводнений или про качающийся мостик неподалеку от ЛИАПа. Люблю огромные корабли, что приходят к мосту лейтенанта Шмидта, люблю "стрелку", вид на город с Исакия. Обожаю сидеть на камнях на берегу Финского залива - когда мы приезжаем на фонтаны в Петродворец, обязательно идем через весь парк насквозь, до берега, оттуда видны и Питер, и Кронштадт, и вообще - створ - там ветер с моря, который стал моей частицей, с тех пор, как я жил на севере...

Ну и, наконец, расскажите о хобби - есть ли у вас таковое? Или писательство вы рассматриваете как главное хобби... пока?

Хобби? Писательство - это не хобби. Это душа рвется наружу. Я ж не ради денег пишу. Не ради славы. Мне надо что-то сказать людям. Хорошо ли, плохо ли - но мне нужно. И если получается найти отклик - это миг счастья... А хобби?

Вот болеть за "Зенит" - видимо, хобби. На байдарках ходить - тоже хобби. По сопкам лазал на Севере - и это хобби, которого мне сейчас очень не хватает. Мечтаю, чтобы какой-нибудь идиот научил меня ползать по скалам... Только кто ж меня возьмет, с моей левой ногой... Впрочем, это другая история, которая так и не дописана пока в "Воспоминаниях о Северном Флоте"...

Еще мечтаю выучить пару иностранных языков - испанский, немецкий. Может, итальянский. Почему эти? Да хрен его знает. Вот просто блажь в голове. А еще мечтаю научиться играть на гитаре - просто тренькать. Чтобы приходить домой, бухаться на диван, брать дивайс в руки, и ... что-нибудь вроде:

"Я сажаю алюминиевые ааагурцы

на брезентовом поле"

или

"Я устал пить чай, устал пить вино,

Я зажег весь свет, но стало темно.

Десять лет я озвучивал фильм,

Но это было немое кино".

И последний вопрос: вам понравилось бы интервьюируемым? Каково оно?

Михаил, видимо, любой человек впадает в эйфорию, когда у него первый раз в жизни берут интервью. Такое состояние у меня тоже было, год или полтора назад, когда у меня брал "вью" журнал "Паттерн". Потом сам дважды выступал в роли задающего вопросы... Так что сейчас отношусь к процессу более спокойно, щенячьего визга уже нет.

Когда questions умные, интересные - тогда и говорить приятно. А когда нет - то и тускло все. В данном случае я не разочарован вопросами, мне не было скучно на них отвечать.

Лично я вам желаю удачных свершений и успеха во всех ваших начинаниях. Мне кажется, ставить крест на СИ еще рано. Люди взрослеют и вырастают из "Самиздата". В целом, в этом нет ничего плохого или страшного. Зато в "СИ", несомненно, есть и останется в любом случае, даже если вы и уйдете с сайта, ваша, очень яркая и крупная частичка. В конце концов, все мы умираем, но это не значит, что надо думать о смерти. И "Самиздат", все-таки, это меньше - чем жизнь.

Хорошо сказано. Сначала думал, что лучше и не добавлять здесь ничего, ибо все самое важное написано. Тогда не буду умничать, а просто поставлю строки из песни Игоря Корнелюка:

"Ночь и тишина, данная навек.

Дождь, а, может быть, падает снег.

Все равно, бесконечно надеждой согрет,

Я вдали вижу город, которого нет.

Где легко найти страннику приют,

Где наверняка помнят и ждут,

День за днем, то теряя, то путая след,

Я иду в этот город, которого нет.

Кто ответит мне, что судьбой дано.

Пусть об этом знать не суждено,

Может быть, за порогом растраченных лет,

Я найду этот город, которого нет.

Там для меня горит очаг,

Как вечный знак забытых истин.

Мне до него последний шаг,

И этот шаг длиннее жизни.

В заключение, я размещу основные гиперссылки на обсуждаемые темы. Заходите!

Сборник "СеРверное сияние"

Сборник "Вся неправда Вселенной"

Сборник "Совершенно неСИрьезно"

Конкурс "Блэк Джек" -1

Конкурс "Блэк Джек" -2

Авторские обзоры для "Предгорья"

Раздел "ИНФО"

 

Интервью: Михаил Гаврилов, раздел "Актуальное интервью".


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Е.Самойлова"Чужой трон" А.Якубова"Владычица ночи" А.Парфе"Про мышку Соню (дет)" Ю.Волошин"Пираты Марокко" О.Чернорицкая"Ослик (дет)" С.Чекмаев"Бремя Стагнатора" Е.Тыртышникова"Черный замок"

Конкурс имени Астафьева
Сайт - "Художники"
Поэзия в голосе - авторское и актерское исполнение.