Инсаров Марлен : другие произведения.

Очерки истории революционного движения в России (1790 - 1890 годы) - 12

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чайковцы

Очерки истории революционного движения в России (1790 - 1890 годы)

 

 

Чайковцы

Участница народнического движения А.И. Корнилова вспоминала:

"Летом 1871г. в окружном суде разбирался процесс нечаевцев; суд был гласный, и подробные отчеты печатались в газетах. С большим интересом мы следили за делом, и некоторым удавалось попасть на заседания суда. Программа Нечаева, иезуитская система его организации, слепое подчинение ее членов какому-то неведомому центру, ничем себя не проявившему, - все это вызывало отрицательное отношение к нечаевщине. Вместе с тем возбуждалось стремление создать организацию на основе близкого знакомства, взаимного доверия, симпатии и равенства всех членов, а главным образом, на основе высокого нравственного развития" (Деятели СССР и революционного движения России. М., 1989, с. 121).

Именно на этих началах и был создан кружок "чайковцев". Активист кружка "чайковцев", Николай Чарушин, вспоминал спустя много десятилетий:

"Ни устава, ни писаной программы у кружка не было. Людей объединяла лишь общность настроения и взглядов по основным вопросам при полной свободе мысли, самоотверженная преданность делу и прежде всего высота нравственного уровня. Базируясь на таком прочном фундаменте, кружок и не нуждался ни в каких формальностях, отсюда же и вытекали те совершенно исключительные взаимоотношения, которые выделяли этот кружок среди других организаций, и то влияние, каким он пользовался среди учащейся молодежи и в радикальных кругах" ( там же , с.286).

Предатель Низовкин в своих показаниях так охарактеризовал чайковцев:

"Между ними нет ни старших, ни младших - все равнозначущи, и каждый действует сообразно обстоятельствам, хотя образ действия их носит на себе характер какого-то странного единства, ибо они ведут и всегда преследуют одну и ту же цель..." (Революционное народничество 70-х годов XIX века, т.1, М., 1964, с. 247).

Характерными чертами морального и идейного облика чайковцев были единство слово и дело, высокое товарищеское доверие и непримиримая враждебность ко всем проявлениям "революционного генеральства", т.е. к поползновениям кандидатов в вожди и вождики считать революцию своей личной собственностью. В кружок принимали только единогласно, товарищеская сплоченность, без которой невозможно общее дело, была важнее формального роста численности организации.

Кружок "чайковцев" возник еще в 1869г. Возникновение его связано с дискуссиями, которые во время студенческих волнений вел с Нечаевым студент - медик Марк Натансон. Если Нечаев исходил из перспективы неизбежного крестьянского восстания, ожидавшегося им в 1870г., то Натансон доказывал, что о подлинных настроениях крестьянства радикальное студенчество на самом деле не знает, поэтому необходима не иллюзорная ставка на немедленное восстание, но долгая подготовительная работа. Натансон и его единомышленники и создали кружок, не имевший собственного самоназвания, но называвшийся царскими следователями "Большим обществом пропаганды", а большинством историков - "чайковцами" (Николай Чайковский не был лидером этой организации, вообще не признававшей революционного генеральства, но он отвечал за ее контакты с другими революционными кружками, которые и начали, ради краткости, называть представляемую им группу "чайковцами").

Из кружка чайковцев вышло много замечательных людей. Это, во-первых, Софья Перовская, дочь бывшего петербургского губернатора, порвавшая с классом "ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови", и вставшая на путь борьбы за освобождение угнетенных, путь, по которому она бестрепетно прошла до самого эшафота. Советский историк Н.А. Троицкий охарактеризует ее как "признанного "нравственного диктатора" народнического движения и, пожалуй, самую обаятельную личность среди народников, ни в чем не уступавшую самым женственным из женщин и самым мужественным из мужчин" (Н.А. Троицкий. Первые из блестящей плеяды. Большое общество пропаганды. 1871 - 1874. Саратов, 1991, с.76). Это Петр Кропоткин, великий теоретик анархизма, а кроме того, выдающийся историк, географ и биолог, как и Перовская, порвавший с классом богатого дворянства и перешедший на сторону угнетенных классов. Это Сергей Кравчинский, революционер, писатель и публицист. Это Марк Натансон и Леонид Шишко, до самой своей смерти уже в 20 веке остававшиеся революционерами - народниками. Не все успели сделать все, что могли сделать. Еще до суда, в тюрьме умер гениальный юноша Михаил Купреянов. На царской каторге погиб бывший офицер Дмитрий Рогачев, вместе со своим другом Кравчинским первым из чайковцев начавший пропаганду в крестьянстве...

Нравственный задел, данный чайковцами всему последующему революционному движению был очень велик, без этого задела не было бы всего дальнейшего революционного движения в России, во всяком случае, оно не достигло бы той моральной высоты, которая завоевала ему уважение со стороны честных людей во всем мире.

Первоначально кружок чайковцев вел пропагандистскую работу среди учащейся молодежи, распространяя литературу - преимущественно легальную, хотя и не одобряемую правительством. Как справедливо считали чайковцы, чтобы убеждать других, нужно по-настоящему знать то, в чем ты убеждаешь.

Однако пропаганда среди молодежи была делом необходимым, но недостаточным, и вскоре, по инициативе Перовской, Кропоткина и Кравчинского, к ней добавляется пропаганда в рабочем классе. Советский историк Н.А. Троицкий так писал о результатах этой пропаганды:

"Все, что мы знаем о "рабочем деле" чайковцев, позволяет заключить, что в начале 1870-х годов, когда рабочее движение в России только зарождалось, народники, и в первую очередь чайковцы, играли основополагающую роль в идейном и нравственном воспитании кадров рабочих-революционеров. Выступать от имени класса с самостоятельными политическими требованиями рабочие могли лишь после того, как приобрели достаточную общетеоретическую подготовку, способность критически осмысливать общественные явления и разбираться в динамике революционных переворотов, т.е. все то, что давала им народническая пропаганда" (там же сс. 225 - 226).

Учеником чайковцев был ткач Петр Алексеев, в 1877г. выступивший со знаменитой речью на суде: "... подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах".

Также учеником чайковцев являлся слесарь Виктор Обнорский, который в 1878г. станет лидером Севернорусского рабочего союза, при этом большую часть ядра данной организации составляли рабочие, прошедшие школу чайковцев.

Следует указать, что у чайковцев, кроме основного кружка в Петербурге были находившиеся с ним в федеративных отношениях кружки в Москве (в нем начинал свою революционную деятельность народоволец Морозов), в Одессе (участником его был молодой Андрей Желябов), в Киеве и т.д. Также следует указать, что революционное движение первой половины 1870-х годов было чрезвычайно далеко от типа централизованной партии, и представляло собой своеобразный кружковый мир, причем революционные кружки, при надобности взаимодействуя и сотрудничая друг с другом, в основном действовали каждый на свой страх и риск и занимали по многим вопросам различные позиции - от ориентации на немедленное крестьянское восстание до тактики преимущественного занятия долгой теоретической самоподготовкой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"