Хазанов Борис
Творческий путь Геббельса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  IV. Эссе
  
  
  Борис Хазанов
  
  Творческий путь Геббельса
  
  
  
  Есть что-то извращённое в том, что наша память прикована к именам этих лю-
  дей. Страшный век, оставшийся позади, – для нас это век двух самых разруши-
  тельных войн, век концентрационных лагерей, век тайной полиции, век Сталина
  и Гитлера.
  Поистине великое унижение нашего времени состояло в том, что на ролях все-
  светных властителей оказались люди низкие и бессовестные, умственно ограни-
  ченные, люди примитивного образа мыслей и невысокой культуры. «Руково-
  дство, – заявил в одной из своих речей Геббельс, – имеет мало общего с образо-
  ванием». Он был прав. Можно сколько угодно говорить о выдающемся коварстве
  Сталина, дивиться его инстинктивному пониманию методов и механизмов неог-
  раниченной власти, – достаточно прочесть сочинения вождя, чтобы оценить его
  убогий интеллект. Можно отдать должное дару гипнотизировать толпу, которым
  владел Гитлер, – его хаотическая книга оставляет такое же прискорбное впечат-
  ление, как и труды Сталина. Ничего общего с величием – речь идёт о выдающей-
  ся низости.
  Власть развращает её носителя, власть даёт возможность развернуться вволю
  его низменным инстинктам. Но существует обаяние власти. Власть, и тем более
  – всесильная власть, бросает особый отсвет на всё, что творит властитель. В ус-
  тах тирана банальности начинают казаться прозрениями, пошлость преображает-
  ся в глубину мысли, площадной юмор становится тонким остроумием. Жесто-
  кость, подлость, аморализм – воспринимаются как веления высшей необходимо-
  сти. Аура всемогущества заставляет рабов романтизировать властителя, по-
  клоняться божественным сапогам. Этим объясняется желание видеть в диктато-
  ре, вопреки очевидности, великого человека, на худой конец представить его де-
  моном, возвести в ранг Антихриста. Мысль о том, что нами правил карлик, не-
  выносима.
  Ни один русский самодержец не пользовался властью, сравнимой с властью
  Сталина, никакой временщик не обладал столь неограниченными возможностя-
  ми злоупотреблять властью. Что касается Гитлера, достаточно будет напомнить о
  специальном решении рейхстага (превратившегося, подобно Верховному Совету
  
  1
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  СССР, в машину для аплодисментов) о праве фюрера распоряжаться судьбой ка-
  ждого граж-данина страны, игнорировать любой закон.
  
  
  1
  Пауль Йозеф Геббельс находился – вместе с Германом Герингом, Мартином Бор-
  маном и Генрихом Гиммлером – на высшей ступени у подножья вождя. Геббельс
  был куда более яркой фигурой, чем хвастливый солдафон Геринг, непроницае-
  мый Борман и страшный, но безликий Гиммлер. Низкорослый, щуплый, припа-
  дающий на левую ногу человечек, наделённый к тому же отнюдь не арийско-нор-
  дической внешностью, был снедаем неутолимой жаждой деятельности, обладал
  способностями незаурядного оратора, он был единственным в нацистской вер-
  хушке человеком пера – писателем и публицистом – и одним из редких в этой
  среде интеллигентов.
  Сохранилось большое количество фотографий Геббельса, почти все они (как и
  кадры киноплёнки) тщательно отобраны, процежены, почти все носят более или
  менее парадный характер. Но, в отличие от множества документов такого рода, среди них нет обычных для тоталитарной пропаганды фальсификаций. На мно-
  гое из того, что в те времена делалось и воспроизводилось напоказ, сегодня не-
  возможно смотреть без смеха и отвращения; фильмы и фотографии, которые
  должны были внушать благоговение и восторг, обладают разоблачительной си-
  лой похлеще всяких карикатур. Это в равной мере относится к иконографии гла-
  варей, к документально-пропагандистским лентам наподобие фильмов Лени
  Рифеншталь и, конечно, к псевдо-художественной продукции. Правда, среди
  увенчанных наградами творений государственных живописцев («Знаменосец» –
  рыцарь в шлеме и латах с лицом Гитлера, на коне, с кроваво-красным стягом,
  «Рейхсмаршал Герман Геринг на охоте» и т.п.) полотен с Геббельсом не было.
  Много снимков жестикулирующего Геббельса, с разверстым ртом, с воздеты-
  ми кулаками или растопыренными пальцами перед грудью, – он на трибуне. По-
  ясной фотографический портрет начала сороковых годов представляет имперско-
  го министра народного просвещения и пропаганды и председателя Палаты по де-
  лам культуры в минуту импозантной задумчивости. Он в двубортном полу-
  пиджаке, полумундире, в шёлковом галстуке, на правом рукаве красная повязка с
  белым кругом и свастикой, на груди круглый золотой значок партии. Тёмные во-
  лосы без пробора зачёсаны назад. Геббельсу 44–45 лет. Довольно правильные
  черты лица, которым, однако, убегающий назад лоб и выступающая верхняя че-
  люсть придают нечто крысиное; беспокойный взгляд, напряжённое выражение, словно он проглотил комок слюны, глубокие складки на щеках и вокруг рта –
  
  2
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  следы государственных забот. Общее впечатление нервного и даже несчастливо-
  го субъекта.
  Любопытная фотография начала тридцатых годов: «эпоха борьбы». Власть
  ещё не завоёвана. Геббельс – ему 34 года, – улыбаясь, выходит из помещения из-
  бирательного участка. Длиннополое пальто-макинтош не может скрыть недос-
  татка его фигуры, он коротконог. Отчётливо видна увечная левая нога. После пе-
  реворота 1933 г. этот слишком реалистический снимок не публиковался.
  Ещё одна фотография. Главный уполномоченный по ведению тотальной вой-
  ны, в длинном кожаном пальто, в орлиной фуражке, непомерно большой для его
  маленькой головы, с римским жестом – хайль Гитлер! – вышагивает вдоль ше-
  ренги солдат на площади маленького городка в Восточной Пруссии. Март 1945
  года. Из рядов на Геббельса смотрят пожилые люди с плохой выправкой, и среди
  них мальчик лет двенадцати с Железным крестом на груди, в огромном шлеме, который ему тоже слишком велик. У министра пропаганды грозно-решительное
  лицо, провалившиеся глаза. Геббельсу остаётся жить два месяца.
  Последний фотоснимок сделан в Берлине во дворе имперской канцелярии в
  первых числах мая 1945 г. Среди груды кирпичей лежит что-то страшное, видна
  скрюченная обгорелая рука. Штамп по-русски: «Совершенно секретно! Оглаше-
  нию не подлежит!»
  
  
  2
  Как все или почти все руководители Третьей империи, он был выходцем из ме-
  щанской мелкобуржуазной среды. Его отец, в юности –мальчик на побегушках, выбился в служащие чулочной фабрики. Мать, наполовину голландка, была ма-
  лограмотной служанкой. Геббельс родился в октябре 1897 г. в городке Рейдт, ко-
  торый ныне является районом города Мёнхенгладбах, в Рейнской области. Про-
  исхождение его увечья остаётся неясным. Косолапость (pes varus, подвёрнутая
  внутрь стопа) почти всегда бывает врождённой, чаще встречается у мальчиков.
  Но все врождённые или наследственные недуги и деформации с точки зрения на-
  цистской идеологии были признаком расовой неполноценности. В «Листках вос-
  поминаний», предваряющих дневники Йозефа Геббельса, он довольно невразу-
  мительно рассказывает о костном заболевании, долгом и безуспешном лечении.
  Инвалидность отгородила юного Геббельса от сверстников («мои одноклассники
  меня никогда не любили»), лишила возможности заниматься спортом, позже сде-
  лала непригодным для военной службы.
  Случай Геббельса – образцовая иллюстрация психологического явления, назы-
  ваемого компенсацией. Я для вас инвалид, не мужчина, неполноценный человек,
  – так вот, я вам всем покажу. Геббельс, единственный в многодетной семье, по-
  
  3
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  ступает в гимназию, прекрасно учится и заканчивает школу в числе лучших.
  Учитель словесности, еврей, опекает его, находит у него блестящие способности.
  Геббельсу было 17 лет, когда началась Мировая война, он записался в армию
  добровольцем, был забракован врачебной комиссией (позже он рассказывал, что
  хромает из-за ранения, полученного на фронте), спустя три года имматрикули-
  ровался в Бонне, сменил несколько университетов: Фрейбург, Мюнхен, Кёльн, Франкфурт, Берлин, ютился в дешёвых комнатушках. После первого семестра
  ему пришлось просить католическое общество поддержки неимущих студентов о
  финансовой помощи. Геббельс удостоился похвальных отзывов. Он закончил
  учёбу в Гейдельберге, под руководством известного германиста Гундольфа, как
  на зло тоже еврея, защитил диссертацию о немецком драматурге XIX века Виль-
  гельме Шютце и получил вожделенный докторский титул.
  
  3
  Он был влюбчив, «вечно бегал за юбками», по словам товарища школьных и
  студенческих лет Фрица Пранга. «Видимо, инвалидность и маленький рост про-
  буждали у женщин материнские чувства. А затем, – добавляет Пранг, – он пере-
  ходил в наступление». Самое стойкое увлечение этой поры – Анка Штальгерм, прототип героини романа «Михаэль»; ей адресованы горы писем и посвящено
  немало выспренних, патетически-прочувствованных и слюнявых страниц в «Ли-
  стках воспоминаний». Но у него есть соперник. Геббельс одерживает победу. В
  летний день на лугу под Фрейбургом, в стоге сена происходит великое событие.
  В конце концов фрейлейн Штальгерм оставила Геббельса, но десять лет спус-
  тя произошла новая встреча. К этому времени Анка пережила неудачный брак, развелась с мужем, бедствовала; она обратилась за помощью к могущественному
  министру пропаганды. Геббельс устроил её в редакцию женского журнала. При
  этом случилась неприятность: бывшая возлюбленная не умела держать язык за
  зубами. Разнеслась весть о том, что Геббельс когда-то преподнёс ей «Книгу пе-
  сен» Гейне с красноречивой дарственной надписью. Того самого Гейне, которого
  он, в первые же недели после своего назначения министром, распорядился вклю-
  чить в списки книг, подлежащих публичному сожжению.
  Преемницей Анки Штальгерм стала знакомая Пранга (вступившего в это вре-
  мя в нацистскую партию), молодая учительница по имени Эльза, девушка из со-
  стоятельной семьи и, увы, дочь еврейской матери, как выяснилось позже, к вели-
  кому разочарованию поклонника. Поистине злой рок преследовал молодого Геб-
  бельса. Между тем состоялась помолвка, которая длилась пять лет, нарушаемая
  бурными ссорами и вновь скрепляемая клятвами в верности. Геббельс гол как со-
  кол, родители Эльзы решительно против их брака; так ничего и не вышло.
  
  
  
  4
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  4
  О ранних литературных опытах Геббельса имеются общие сведения: он писал
  рассказы, драмы в прозе и стихах («Скиталец», «Одинокий гость», «Кровавый
  посев»; последние две пьесы были поставлены в маленьком берлинском театре в
  1927 и 1929 гг.), сочинил стилизованную биографию некоего Михаэля Фоормана, своего alter ego. В студенческие годы Геббельс много и жадно читает, его интере-
  суют Маркс, Ницше, Шпенглер, он в восторге от Достоевского, в котором видит
  национального пророка, мистическую душу России. Жизнь не ладится, родители
  едва в состоянии наскрести денег на учёбу, рестораны, пикники и путешествия
  оплачивает подруга. Окончив курс, новоиспечённый доктор философии остался
  без работы, пришлось вернуться в Рейдт. На дворе – двадцатые годы.
  Республика, сменившая империю Гогенцоллернов, имела своей столицей, как
  и прежде, Берлин, но называлась Веймарской в честь городка в Тюрингии, где
  некогда жили Бах и Лука Кранахстарший, Гердер, Виланд, Шиллер и Гёте. В ав-
  густе 1919 года в Веймаре Национальное собрание приняло новую конституцию
  страны. Предыдущее государство не сумело прожить и полвека, последующее
  погибло на 14-м году своего существования; чтобы понять, отчего это произош-
  ло, полезно кое-что вспомнить.
  На исходе Мировой войны (которая тогда ещё не называлась первой) Герма-
  ния, как ни удивительно, стояла на пороге победы. Никогда военно-стратегиче-
  ское положение не выглядело столь блестящим. На востоке армия занимала ли-
  нию от Эстонии до Ростова-на-Дону. Западный фронт находился вдали от границ
  рейха. Было решено закончить войну одним ударом. Весной 1918 г. немцы про-
  рвали фронт в северной Франции. За этим последовало ещё два рывка вперёд; снова, как в начале войны, победоносная рать докатилась до Марны. Но затем
  наступательный порыв иссяк. На помощь французам и англичанам пришли аме-
  риканцы. Германия была истощена четырёхлетней войной. Голодало не только
  население в тылу, но и воюющая армия. Вступление в войну Соединённых Шта-
  тов окончательно отняло шансы на победу.
  Монархия рухнула, в мае 1919 г. республиканскому правительству был пред-
  ставлен проект Версальского мирного договора; он вызвал гнев и отчаяние. К
  урону, нанесённому войной, присоединилась перспектива новых долговремен-
  ных жертв и унижений. Договор предусматривал потерю государственной терри-
  тории, на которой проживала десятая часть населения страны, потерю трёх чет-
  вертей запасов железной руды, четверти запасов угля и одной шестой посевных
  площадей. Восточная Пруссия была отделена от остальной Германии так назы-
  ваемым Польским коридором. Германия лишилась всех своих колоний в Афри-
  ке и других частях света; все заграничные вложения подлежали конфискации. У
  неё был отнят торговый флот, главные реки страны и Кильский канал были ин-
  
  5
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  тернационализированы, предусматривалась оккупация рейнского Левобережья и
  правобережной части нескольких крупных городов на Рейне, страна не имела
  права производить тяжелое оружие, вооружённые силы не должны были превы-
  шать численность, необходимую для подавления внутренних беспорядков, и так
  далее. Специальная статья Версальского договора возлагала на Германию всю
  вину за Мировую войну. И, наконец, предстояло выплачивать миллиардные кон-
  трибуции.
  Договор был подписан, воцарился мир; как мы знаем, он длился недолго.
  Впервые за всю историю, если не считать короткого эпизода революции 1848 г., в
  Германии был провозглашён республиканский строй. Но это была, как кто-то
  съязвил, республика без республиканцев.
  
  
  5
  Драма Веймарской республики состояла из трёх актов. Первый – смутные годы
  становления демократии и одновременно годы, когда казалось, что демократия
  себя дискредитировала: экономическая разруха, уличные бои, нищета, голод, фантастическая инфляция; к концу 1923 г. доллар стоил 4 миллиарда 200 мил-
  лионов марок, деньги стали во много раз дешевле бумаги, на которой они были
  напечатаны. Акт второй: по контрасту, как и полагается в театре, сцена залита яр-
  ким светом – «золотые двадцатые». Фактически всего пять лет, с 1924 по 1929.
  Стабилизация, упрочение валюты, приток иностранного капитала, подъём не-
  мецкого экспорта, время относительного благополучия, даже расцвета, эра фок-
  строта и экстравагантных мод; время, когда крайние анти-конституционные пар-
  тии и группы ненадолго теряют престиж. Третий и последний акт – крах нью-
  йоркской биржи и мировой экономический кризис, поразивший все европейские
  страны, особенно Германию. Тут-то и ожила партия, о существовании которой
  все забыли: в точном соответствии с кривой роста безработицы (в 1929 г. 1,8
  млн. безработных, в 1932 – 5 с половиной миллионов) идёт нарастание нацио-
  налсоциалистического «движения». Когда мы в сотый раз задаём себе вопрос, как могло случиться, что в Германии воцарился каннибальский режим, нам при-
  ходится принять во внимание целый клубок обстоятельств.
  Кризис разорил предпринимателей и растравил старые раны. Людям каза-
  лось, что они со всех сторон окружены врагами. Враги гнездились и внутри –
  возродилась легенда об ударе ножом в спину: если бы не измена в тылу, доблест-
  ная армия одержала бы победу, не было бы Версаля и так далее. Общая неста-
  бильность подорвала доверие к правительству и государству, у республики снова
  не осталось приверженцев. В читающей стране писатели и публицисты внушали
  мысль о том, что буржуазный либерализм, парламентская демократия, многопар-
  
  6
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  тийная система изжили себя. Расцвёл миф о новом справедливом мире, который
  строится в Советский России. Умножились ряды коммунистической партии. С
  другой стороны, ожил национализм, который всегда был силён в этой стране: так
  называемое национальное самосознание стало приобретать агрессивно-злокаче-
  ственные черты.
  Задолго до того, как Йозеф Геббельс стал одним из тех, чья нравственная и по-
  литическая физиономия сформировала отвратительный лик эпохи, современ-
  ность наложила резкий отпечаток на его судьбу. Путь Геббельса, полунищего сту-
  дента, антикапиталистического бунтаря не-определённой ориентации, субъекта с
  истерическими наклонностями, с уязвлённым честолюбием, крикуна, патриота, антисемита и, наконец, фанатика-националсоциалиста, – путь этот, при всём том, что он привёл Геббельса на высоты власти, весьма типичен.
  
  
  6
  Первые пробы пера малоудачны, попытки пробиться в журналистику и литерату-
  ру безуспешны, статьи, которые он рассылает в редакции, возвращаются, пьесы
  никто не хочет читать. Это не смущает автора; он уверен, что его час придёт. Геб-
  бельс захвачен революционной идеей. Эта идея в известной мере сближает его с
  так называемой Консервативной революцией, широко распространившимся в
  двадцатые годы и достаточно неоднородным идейно-политическим течением, ко-
  торое возглавили блестящие умы; Геббельс – их карикатурное повторение. Он
  ещё не нацист, он станет им завтра.
  Время от времени удаётся найти работу то там, то здесь: мелким служащим в
  кёльнском филиале Дрезденского банка, на кёльнской бирже; его не берут в со-
  трудники берлинской газеты, не принимают в театр. Зато удалось устроиться
  секретарём депутата рейхстага от маловлиятельной правой партии. Геббельс пе-
  чатается в партийной газетке. Важное знакомство: на молодого человека обратил
  внимание гаулейтер округа Рейн-Рур и предложил работу в своей конторе.
  Стариннное, вышедшее из употребления слово Gau возродилось в нацистском
  лексиконе: оно означало территориальную единицу во главе с местным партий-
  ным руководителем. Партия, еще очень немного-численная, начала распростра-
  нять своё влияние за пределы Баварии. Вскоре Геббельс выдвинулся как оратор
  на митингах и автор зажигательных статей в только что основанном журнале
  «Нацио-налсоциалистические письма». К этому времени он уже состоит в пар-
  тии. Многообещающего активиста представляют самому Гитлеру, выпущеному
  на поруки из крепости в Ландсберге близ Мюнхена, куда фюрер угодил после
  провалившегося путча 1923 года. В феврале 1925 г. запрещённая партия, как пти-
  ца Феникс, восстала из грязного пепла. В июле вышел первый том «Моей борь-
  
  7
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  бы». Вскоре после личного знакомства состоялась вторая встреча с Гитлером на
  партийном слёте в Бамберге.
  Это начало карьеры Геббельса. Дневники второй половины 20-х годов дают
  представление о бурной деятельности этих лет: собрания, пропагандистские ак-
  ции, метания по стране, нередко вместе с вождём. Всё чаще на фотографиях той
  поры он стоит позади Гитлера. Геббельс надрывается на митингах, сам становит-
  ся гаулейтером Берлина с собственным штатом, основывает (июль 1927) газету
  «Атака» под девизом: «За угнетённых! Против эксплуататоров!». Сначала газета
  выходит один раз в месяц тиражом 2000 экземпляров, потом дважды в неделю и, наконец, ежедневно. В каждом номере – передовица редактора, грозные инвекти-
  вы против веймарского режима, агрессивное юдофобство и воспевание героиче-
  ских деяний партии. В следующем, 1928 году Геббельс избран депутатом рейхс-
  тага (один из 12 мандатов, добытых партией на выборах) и получает от Гитлера
  назначение возглавить всю партийную агитацию и пропаганду.
  И, наконец, ещё одно событие: чрезвычайно выгодная женитьба. Магда
  Квандт, разведённая жена фабриканта – высокая светловолосая дама северного
  типа, с хорошими средствами, горячая поклонница фюрера и образцовая мать: в
  браке с Геббельсом родилось шесть детей, все дети (как и сын от первого брака) получили имена на букву Г, ту же, с которой начинается фамилия вождя. Гитлер
  выразил желание быть свидетелем на бракосочетании и почётным гостем пышно
  отпразднованной свадьбы.
  
  
  7
  Роман «Михаэль. Немецкая судьба в листках дневника», самое крупное художе-
  ственное произведение Геббельса, был написан в 1921–22 годах. Все издатели, которым автор разослал книгу, отвергли её. Роман вышел лишь в конце двадца-
  тых, в издательстве Eher, которое с 1920 г. принадлежало нацистской партии и в
  1925-26 гг. выпустило оба тома «Моей борьбы» Гитлера. После захвата власти
  Eher превратился в могущественный концерн, к концу войны контролировал
  сбыт четырёх пятых всей немецкой газетно-журнальной продукции. Но мы пока
  ещё в Веймарской Германии.
  Авторское предисловие к роману даёт представление о его слоге. «Дневник
  Михаэля – это памятник немецкого горения и самоотдачи, который потрясёт и
  утешит. В его скромном зеркале зеркально отражены все те силы, которые сего-
  дня формируют нас, молодых, для единой мысли, а завтра – для власти. Вот по-
  чему жизнь и смерть Михаэля – больше, чем случай и слепая судьба. Это знак
  времени и символ будущего... Сегодня юность исполнена жизни больше, чем она
  
  8
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  думает. Юность всегда права перед лицом старости. Мы ждём, когда придёт
  день, который несёт ветер бури».
  Дневниковый жанр – не случайность: дневник был для Геббельса многие деся-
  тилетия главной формой литературного самовыражения и самолюбования. Геб-
  бельс начал вести его школьником; в военные годы рейхсминистр диктовал свой
  дневник секретарям; последняя запись сделана в день смерти. Весна. Герой ро-
  мана возвращается с фронта. Он едет в поезде. «Под бёдрами у меня уже не фыр-
  кает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по
  глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по
  безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Всё прошло! Я восстал из
  пепла войны и разрушения, словно Феникс. Родина! Германия!»
  Михаэль становится студентом в Гейдельберге. Что он изучает, не так уж важ-
  но. Профессора-педанты, студентки – синие чулки, подготовка будущих учёных
  сухарей, всё это не для него. Главное – стать мужчиной и новым немцем. Он
  слушает лекцию о прародине германцев. Какое счастье узнать, что наши предки
  жили на Нижнем Дунае и берегах Чёрного моря. Знакомство со студентом Рихар-
  дом, тот рассказывает о марксизме: скука, голый рационализм, деньги, желудок и
  никаких идеалов.
  Дружба с девушкой Гертой, гуляния, разговоры. «Сегодня для молодого немца
  есть только одна профессия: защищать Германию». – «В вашей душе живёт поэт
  и солдат». На прощанье она дарит ему гвоздику. В дневнике Михаэля появляется
  запись: «Герта Гольк, я люблю тебя!!!»
  Герой уезжает в Мюнхен, новое знакомство: русский студент Иван с несколько
  несуразной фамилией Винуровский. Он даёт Михаэлю читать Достоевского. Ми-
  хаэль перечитывает письма Герты и упивается Достоевским. «Вспыльчивая, рез-
  кая, бесцеремонная, вечно что-то замышляющая, полная ожидания, надежды, бесконечно злая и бесконечно добрая, полная глубочайших страстей, добросер-
  дечная и нежная, фанатичная во лжи и в правде, юная, нетронутая и при этом бо-
  гатая глубиной, радостью, юмором, болью и тоской, вот она, душа славян, душа
  России». Возвращение и долгожданная встреча с Гертой. Первый поцелуй, за ко-
  торым следует шеренга восклицательных знаков. Ночью под окном у Герты; он
  кладёт на подоконник букет красных роз и слагает стихи. На другой день воз-
  любленная появляется с розой на груди. Не правда ли, это что-то означает? И
  сколько можно ждать. Вечер вдвоём. Герта (наконец-то!) «одаряет своими да-
  рами».
  Излияния перемежаются с раздумьями. Михаэль размышляет о евреях. Его на-
  циональное и политическое самосознание крепнет под влиянием этих мыслей.
  «Еврей противоположен нам по своей сущности. Он осквернил наш народ, зама-
  рал наши идеалы, парализовал силу нации. Он неспособен к творчеству. По сво-
  ей сущности он предрасположен к торгашеству. Он торгует всем: тряпками, 9
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  деньгами, акциями, лечебными средствами, картинами, книгами, партиями и на-
  родами».
  Михаэль встречает вождя. Гитлер не назван по имени, но читатель догадыва-
  ется, о ком идёт речь. Глаза фюрера подобны двум голубым звёздам. Он произно-
  сит речь. Михаэль в экстазе, он чувствует себя бойцом: «Я надеваю шлем, опоя-
  сываюсь мечом... Быть солдатом! Стоять на посту! Солдат на службе револю-
  ции...» Мысли о пролетариате. «Рабочему классу предстоит выполнить свою
  миссию – и прежде всего в Германии. Он должен освободить немецкий народ
  внутренне и внешне. Это всемирная миссия. Если Германия погибнет, погаснет
  свет мира».
  Между тем герой снова в Мюнхене. Письмо от Герты: оказывается, и она
  здесь. Вместе гуляют по городу. Швабинг, квартал художников и писателей: сво-
  лочной народ. Все оторвались от почвы; разлагают нацию; давно пора их отсюда
  выкурить. Несколько времени спустя происходит размолвка. Герта ревнует Ми-
  хаэля к политике. Он пылает огнём не к ней. Прощальное письмо. Она больше не
  верит в его любовь. Русский друг Иван возвращается в Россию, где его ждёт
  большевистская пуля. Михаэль идёт работать на шахту и гибнет от несчастного
  случая на производстве.
  Идейно-сусальное творение Геббельса не имело успеха. Серьёзная критика его
  не заметила.
  
  
  8
  «...Всё — словно сон. Вильгельмштрассе принадлежит нам. Фюрер уже работает
  в имперской канцелярии. Мы стоим наверху у окна, сотни и сотни тысяч людей в
  блеске пылающих факелов проходят мимо престарелого президента и молодого
  канцлера, восклицая слова благодарности и восторга... Вот он, взлёт нации! Гер-
  мания пробудилась!»
  Дневниковой запись в книге Геббельса «Из отеля Кайзергоф – в рейхстаг» да-
  тирована 30 января 1933 г., то есть днём, когда 85-летний президент республики
  фельдмаршал Пауль фон Бенекендорф унд фон Гинденбург назначил рейхсканц-
  лером Адольфа Гитлера. Подробности захвата власти стилизованы в привычном
  для Геббельса истерически-выспреннем стиле; многостраничное изделие укра-
  шает надпись: «Эту книгу я посвящаю ФЮРЕРУ».
  При дележе постов и привилегий так называемые старые борцы, обладатели
  партийных билетов с номерами до 100 тысяч, те, кто имел право носить золотой
  значок партии, – были вправе рассчитывать на благодарность вождя. В марте
  1933 г. «имперский руководитель пропаганды Националсоциалистической гер-
  манской рабочей партии и гаулейтер Берлина» занял пост министра народного
  
  10
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  просвещения и пропаганды. Весьма скромный подарок. Другим соратникам дос-
  тались более важные министерские портфели: оборона, иностранные дела, внут-
  ренние дела, финансы, юстиция. С самого начала своей партийной карьеры Геб-
  бельс был фанатичным приверженцем вождя (слово «фанатичный» в нацистском
  обиходе употреблялось в положительном смысле, близком к «беззаветно предан-
  ному». в советском политическом языке). Теперь он чувствовал себя обойдён-
  ным. Его старания дискредитировать Риббентропа, заключить соглашение с Ге-
  рингом против Бормана, позднее, в союзе с Герингом, оттеснить тройку Ламмерс
  (начальник имперской канцелярии) – Борман (начальник личной канцелярии фю-
  рера) – Кейтель (шеф верховного командования вермахта), имевшую право каж-
  додневного входа к Гитлеру, составляют особую главу его биографии; мы не ста-
  нем на ней останавливаться. Тем не менее очень скоро стало ясно, что его ведом-
  ство по степени важности и влияния отнюдь не уступает другим высшим учреж-
  дениям нового государства.
  Компетенция шефа пропаганды в нацистском рейхе была чрезвычайно широ-
  ка. Мало сказать, что министерство выполняло функции, аналогичные тем, кото-
  рыми в СССР ведали Отдел пропаганды ЦК, министерства народного образова-
  ния и культуры, комитеты по делам искусств и кинематографии, Главлит и ещё
  множество учреждений. Пропаганда, по убеждению Геббельса, не обслуживает
  власть, но сама есть форма проявления государственной власти, больше того, пропаганда – синоним власти; правоту этого взгляда он подтвердил на деле. Соб-
  ственно министерский штат насчитывал около 1000 сотрудников, по большей
  части молодых людей и, само собой, членов партии. Министерство состояло из
  10 отделов: административно-юридического, пропаганды, радио, печати, кино, литературы, театра, музыки, изобразительных искусств и иностранного отдела.
  Вот когда развернулись во всём блеске его способности. Нигде необычайная
  энергия Геббельса не проявилась так ярко, как на этом посту. Никогда его непо-
  мерное тщеславие не получало столь полного удовлетворения. В импозантном
  кабинете с огромным глобусом и портретами вождя и Старого Фрица рейхсми-
  нистр отдаёт распоряжения, сидя за необъятным столом, чьи габариты не далеки
  от размеров небольшого жилого участка. Этот стол меньше циклопического ра-
  бочего стола фюрера в новой гигантской, воздвигнутой лейбархитектором Шпее-
  ром имперской канцелярии, где надо было прошагать пешком 300 метров, преж-
  де чем попасть в зал, который служил Гитлеру рабочим кабинетом, но и стол ми-
  нистра пропаганды предназначен для той же цели: это символ бюрократического
  могущества.
  Тщеславие Геббельса не принимало таких гротескных форм, как у Геринга, люди, знавшие Геббельса вблизи, подчёркивают относительную скромность его
  образа жизни; он избегал показной роскоши, разве только в загородных поместь-
  ях позволяя себе жить на широкую ногу. Тем не менее стоит упомянуть о том, что высокий пост изрядно обогатил имперского шефа пропаганды. Финансовые
  
  11
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  документы, обнаруженные в его бумагах, позволяют судить о его доходах. В 1933
  г. д-р Геббельс заработал сравнительно немного – 33367 марок, зато в следую-
  щем году уже около 135 тысяч. Сюда не вошли его литературные гонорары – ас-
  трономические авансы, которые он получал за сборники речей и другие сочине-
  ния; в 1936 г. они составили 290 тыс. марок. В 350 тысяч обошлось казне строи-
  тельство личного бомбоубежища Геббельса под его берлинской квартирой.
  Покровитель искусств сумел в полной мере реализовать и другие свои наклон-
  ности. Сексуальный энтузиазм д-ра Геббельса не угасал с годами, его приключе-
  ния с актрисами кино и театра, с секретаршами, с полудевами из разных слоёв
  общества были постоянной темой крамольных анекдотов, которые в Третьей им-
  перии рассказывались так же охотно, как в Советском Союзе. В 1936 году Геб-
  бельс познакомился с 20-летней чешской киноактрисой Лидой Бааровой, успев-
  шей сняться в паре со знаменитым Густавом Фрелихом. Загородный дом Фрели-
  ха, где жила Баарова, на речном острове Шваненвердер под Берлином, находился
  по соседству с виллой министра пропаганды. История получила широкую огла-
  ску, Магда Геббельс собиралась возбудить бракоразводный процесс. Связь была
  прекращена по требованию Гитлера и едва не стоила Геббельсу карьеры. Филь-
  мы с Лидой исчезли с экранов.
  
  9
  Не прошло и месяца после переворота, не успел ещё рейхсминистр разместиться
  в здании новообразованного министерства в правительственном квартале на
  Вильгельмштрассе, как в гостиницу Кайзергоф были созваны видные представи-
  тели немецкого кино (в 20-х годах лидирующего в Западной Европе). Геббельс
  поделился своими соображениями о будущем киноискусства в новом государст-
  ве. Кино должно оставаться свободным, «но обязано приучить себя к определён-
  ным нормам». Вопреки заклинаниям искоренить «культурбольшевизм», он на-
  звал, ко всеобщему удивлению, в числе своих любимых фильмов прогремевший
  незадолго до этого во всём мире «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна.
  Когда в сентябре 1933 г. была учреждена имперская Камера (палата) культуры
  с доктором Геббельсом в качестве президента, она стала чем-то вроде второго
  министерства внутри главного министерства. Она должна была монополизиро-
  вать позиции Геббельса в сфере культуры, поставив его выше министра внутрен-
  них дел Вильгельма Фрика и главного идеолога партии Альфреда Розенберга
  (оба казнены в 1946 г. по приговору Нюрнбергского трибунала). Высшая задача
  Палаты состояла в том, чтобы положить конец независимой творческой деятель-
  ности в любых её проявлениях. Членом Палаты должен быть не только каждый
  писатель, художник, артист, режиссёр, музыкант и т.д., – это уж само собой, – но
  и каждый книготорговец, издатель, владелец кинотеатра или художественной га-
  
  12
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  лереи, даже изготовитель радиоаппаратуры и музыкальных инструментов. Для
  разных профессий существуют специальные отделы – отдельные камеры.
  Далее министр пропаганды обнародовал закон, регламентирующий работу ре-
  дакторов и журналистов: работник печати приравнен к государственному служа-
  щему, критика режима исключена, пресса контролируется и направляется госу-
  дарством. При этом каждый журналист обязан представить свидетельство об
  арийском происхождении для себя и своей жены.
  Несколько позже это правило было распространено и на деятелей искусства.
  Для всемирно известного кинорежиссёра Фрица Ланга, автора «Нибелунгов» и
  «Метрополиса», ветерана первой Мировой войны, который был сыном еврейки, могущественный шеф пропаганды сделал исключение, разрешив ему не пред-
  ставлять арийское свидетельство. Он даже предложил Лангу высокий пост. Ланг
  уклонился от этой чести и эмигрировал в США.
  Нужно заметить, что фильмы, которые откровенно, в лоб пропагандировали
  идеалы националсоциализма («Юный гитлеровец Квекс» Ганса Штейнгофа,
  «Штурмовик Бранд» и тому подобные, немедленно появившиеся на экранах из-
  делия), в общем ставились редко, исключением на этом фоне были высоко оце-
  нённые Гитлером квазидокументальные пропагандистские киноленты Лени Ри-
  феншталь «Победа веры» и «Триумф воли», «Праздник народов» и «Праздник
  красоты», которые можно отнести к числу шедевров фашистского искусства (что
  не мешало Рифеншталь враждовать с Геббельсом, на которого Лени сумела най-
  ти управу у самого фюрера). Чаще, однако, публике предлагались псевдоистори-
  ческие фильмы, весьма похожие на героико-монументальные произведения ки-
  нематографии фашистского толка в СССР, вроде «Петра Первого» В. Петрова
  или «Александра Невского» С. Эйзенштейна. Основную же массу кинопродук-
  ции составляли развлекательные фильмы, которым министерство пропаганды
  придавало, особенно во время войны, большое значение: музыкальные, комедий-
  ные, любовно-сентиментальные, мелодраматические, почвенные на сюжеты в
  стиле так называемой деревенской литературы; нацистский дух этих фильмов не
  давал себя знать столь назойливо. И подобно тому, как залитая солнцем река, по
  которой идёт белый теплоход, и радостные песни Дунаевского в исполнении Лю-
  бови Орловой в фильме Григория Александрова «Волга-Волга» шли на незримом
  фоне Большого террора 1937–38 годов, так чарующие ландшафты Германии, пес-
  ни и танцы Марики Рёкк, Ильзе Вернер и Зары Леандер, лучистый взгляд и сму-
  щённая улыбка Кристины Зедербаум в аполитичных по видимости кинобоевиках
  нацистского производства должны были заслонить действительность лагерей
  массового уничтожения, вне которой они, однако, были немыслимы.
  И теперь, через много лет, эти фильмы выполняют ту же функцию, заставляя
  зрителей в обеих странах позабыть хотя бы ненадолго о том, что произошло.
  
  
  
  13
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  10
  Важнейшими каналами пропаганды оставались, однако, печать и радио. Еже-
  утренне в конференц-зале своего министерства Геббельс давал руководящие ука-
  зания редакторам крупных газет и радиокомментаторам. Гитлер не зря сказал од-
  нажды: «Дух сопротивления уничтожен нами при помощи радио». Был выбро-
  шен лозунг: радиовещание в каждой семьё! Промышленность получила государ-
  ственный заказ на изготовление дешёвых радиоприёмников. (Народ прозвал их
  Goebbels-Schnauze, «глоткой Геббельса»). Уже к 1934 году было выпущено 6
  миллионов приёмников, спустя четыре года в стране было 9 с половиной млн.
  радиоточек.
  Картина «националсоциалистически ориентированного» живописца-лауреата
  Пауля Маттиаса Падуа «Говорит фюрер» даёт представление о том, чем должно
  было стать (и отчасти стало) домашнее радио: семья рабочего собралась вокруг
  ящика с затянутым материей круглым окошком для рупора. В центре сосредото-
  ченно внимающий отец семейства. Жена, погруженная в эротический экстаз.
  Младшая дочурка у неё на коленях не сводит глаз с матерчатого экрана. Зачаро-
  ванные лица старших детей. На стене портрет того, чей голос витает над всеми.
  Само собой, не упускал любого повода выступить по радио и министр пропаган-
  ды.
  Два столпа пропаганды – прославление и разоблачение. Режим утверждает се-
  бя в борьбе с врагами и чахнет без врагов. К числу особо выдающихся достиже-
  ний Геббельса нужно отнести знаменитую мюнхенскую выставку 1937 года «Ис-
  кусство вырождения», истребление картин и сожжение книг.
  Термин «искусство буржуазного вырождения», упадочное, антинародное ис-
  кусство, порождённое якобы гибнущим капитализмом, широко применялся, как
  мы помним, и в советском искусствоведении. И там, и здесь под ним подразуме-
  вались школы и направления изобразительного искусства конца XIX и начала
  XX в., порвавшие с художественным натурализмом, – проще говоря, всё то, что
  не соответствовало канонизированному режимом идеалу красоты и мещанскому
  вкусу вождей. Немецкие музеи располагали богатейшими собраниями произве-
  дений парижской школы, мастеров немецкого и зарубежного экспрессионизма и
  т.д. Представительные образцы были свезены в «столицу движения» и город ис-
  кусств Мюнхен. Экспозицию (позднее дополненную выставкой «Вырождение
  музыки») в только что сооружённом Доме немецкого искусства, с пояснительны-
  ми щитами, фотографиями, изречениями вождя, посетил Гитлер, посетили три
  миллиона экскурсантов, всё это сопровождалась шумной кампанией в прессе, после чего несколько тысяч полотен были публично уничтожены в Берлине.
  Там, где горят книги, будут сжигать людей. Сколько раз потом вспоминалась
  эта фраза Гейне. «Союз немецких студентов» учредил под покровительством
  
  14
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  Геббельса собственное Главное ведомство печати и пропаганды. Оно и взяло на
  себя акцию символического сожжения книг в стране, где было изобретено кни-
  гопечатание. Дело поставили на широкую ногу. Вредная литература по тщатель-
  но составленным спискам изымалась из публичных библиотек. Празднество со-
  стоялось 10 мая 1933 года во всех университетских городах в присутствии ректо-
  ров и профессоров. Автофургоны сгружали книги на площади. Хор ревел песню
  Хорста Весселя. Деятели студенческого союза выкрикивали лозунги, в Берлине
  священнодействовал лично доктор Геббельс. Зачитывались «Двенадцать тезисов
  против антинемецкого духа». Этим духом были проникнуты книги писателей-
  эмигрантов, евреев, фронтовиков, «оплевавших фронтовое братство», писателей
  левых убеждений, романы Генриха Манна, Лиона Фейхтвангера, Эриха Марии
  Ремарка, сочинения Маркса и Фрейда, публицистика Тухольского и Осецкого и
  многое другое; они и полетели в огонь. Оскар Мария Граф, романист и поэт, ба-
  варец с головы до ног, который в это время находился в Вене, опубликовал от-
  крытое письмо властям Третьей империи под заголовком «Сожгите и меня!»
  
  
  11
  Литература была предметом особого попечения Геббельса, – в конце концов, он
  сам был писателем. В докладе «Умственный работник в борьбе за судьбу держа-
  вы», произнесённом в актовом зале Гейдельбергского университета в июле 1943
  года (и включённом в сборник «Крутой подъём»), Геббельс рассуждает о вреде
  интеллектуализма – излюбленная тема нацистской публицистики, где слово «ин-
  теллигент» было бранным. До сих пор привилегией руководить нацией пользо-
  вался слой богатых и образованных. Но революция опрокидывает старые алтари
  и воздвигает новые. Не интеллект, а железная воля, сильный характер и руково-
  дство – вот что необходимо. «Мы все состоим на суровой службе во имя истори-
  ческой задачи, и суд грядущих поколений о нас и нашей эпохе будет зависеть от
  того, оказались ли мы на уровне этой задачи, выполнена ли она нами в том стиле
  и с тем успехом, которые обеспечат нам восхищение потомков».
  В читающей стране проводником нового общеобязательного мировоззрения, инструментом индоктринации – становится литература. Партия придаёт литера-
  турному делу первостепенное значение. Тотальный контроль над литературой в
  нацистском государстве осуществлялся по хорошо известному рецепту: много-
  ступенчатая лестница цензурно-бюрократических сит и шлюзов, с одной сторо-
  ны, и поощрение преданных режиму людей на всех этажах – с другой. Но систе-
  ма надзора не была единой; в известной мере она отражала борьбу за первенство
  в кругах, близких к вождю; кроме министерства пропаганды, литературой зани-
  малась и Комиссия партийного контроля, и ведомство Розенберга – имперское
  
  15
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  управление поощрения немецкой письменности. Одно лишь перечисление всех
  этих канцелярий говорит о масштабах бюрократического дирижирования литера-
  турой. В то же время сложность контрольного аппарата оставляла возможность
  лазеек и уловок разного рода, оставляла шансы, пусть незначительные, для появ-
  ления ненацистских и даже антинацистских произведений: как крайнее исключе-
  ние можно упомянуть роман Эрнста Юнгера «На мраморных скалах», вышед-
  ший в самом начале войны.
  Всё же первую скрипку играло министерство Геббельса. Первым делом надо
  было перетряхнуть состав литературной секции Прусской академии искусств.
  Почти сразу после переворота писателям было предложено сообщить в прези-
  диум академии, хотят ли они оставаться «в рядах». Если да, они подписывают
  обязательство впредь воздерживаться от критики правительства и заявляют о го-
  товности сотрудничать с новым режимом. Девять из 27 членов литературной сек-
  ции, в том числе Томас Манн, Альфред Деблин и Якоб Вассерман, отказались по-
  ставить подпись под этой бумагой. Исключительно резко и смело ответила Ри-
  карда Хух. Она заявила, что уходит из академии. Вслед за ней ушли или были из-
  гнаны братья Манн, Деблин, Вассерман, Франц Верфель, Леонгард Франк, Берн-
  гард Келлерман, Фриц фон Унру, Рене Шикеле – цвет тогдашней немецкой лите-
  ратуры; мы назвали далеко не всех. Существовавший в Германии Союз защиты
  прав писателей был прибран к рукам и в дальнейшем преобразован в филиал вы-
  шеупомянутой Палаты культуры – имперскую Палату письменности (отчасти на-
  поминающую Союз писателей СССР). Немецким писателям вменялось в обязан-
  ность дать письменную клятву верности фюреру и его режиму. Результат всех
  этих мероприятий было легко предвидеть: выдвижение на руководящие посты
  бездарностей, оттеснение лучших, запреты, преследования и массовая эмиграция
  писателей – евреев и неевреев.
  12
  Геббельс оставил, если можно так выразиться, обширное творческое наследие.
  Кроме художественных произведений, о которых говорилось выше, кроме объё-
  мистых, в значительной части сохранившихся и ныне полностью изданных днев-
  ников (имеется русский перевод фрагментов), его перу принадлежат сборники
  статей, речей, пропагандистские брошюры, антисемитские памфлеты. Всё это те-
  перь, за исключением дневников, – раритеты.
  Вершина карьеры Йозефа Геббельса как политического писателя и самое зна-
  менитое из его выступлений – речь о тотальной войне в пятницу 18 февраля 1943
  г. в берлинском Дворце спорта.
  После поражения Красной Армии под Харьковом летом 1942 года немцы дви-
  нулись к Дону, одна группа наступающих войск повернула на юг, к Кавказу, дру-
  гая устремилась к излучине Волги. К исходу октября передовые части вермахта
  
  16
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  овладели большей частью Сталинграда. Почти все жители города погибли (при-
  казом Сталина эвакуация мирного населения была запрещена), вместе с ними по-
  тери обороняющихся приблизились к двум миллионам. В конце ноября VI армия
  генерала Фридриха Паулюса была окружена между Волгой и Доном, попытки
  прорвать кольцо не увенчались успехом.
  Посланная в Берлин 31 января 1943 г. из подвала универмага на бывшей пло-
  щади Героев революции, в центре разрушенного Сталинграда, радиограмма ко-
  мандования Шестой армии заканчивалась словами: «Выслушав воззвание фюре-
  ра в нашем бункере, мы единодушно вскинули руки для немецкого приветствия, быть может, в последний раз». Армия капитулировала. К этому времени от 250-
  тысячной рати в живых осталось 90 тысяч, вернулось из плена после войны во-
  семь тысяч.
  Был объявлен трёхдневный государственный траур. По распоряжению Геб-
  бельса газеты вышли в чёрных рамках. Радиопередачи начинались с глухого ба-
  рабанного боя. Спустя короткое время шеф пропаганды возвестил о тотальной
  войне.
  Нужно сказать, что с самого начала у Геббельса – об этом свидетельствует
  дневник – были серьёзные сомнения насчёт перспектив военной кампании на два
  (а впоследствии на три) фронта. Стремительное продвижение вермахта вглубь
  России как будто развеяло эту неуверенность. «Фактически мы уже победили», –
  записал он осенью 1941 г. В дальнейшем главной задачей министра пропаганды
  было убедить немецкое население, постепенно терявшее веру в победу, что у не-
  го нет другого выхода, как напрягать все силы, мобилизовать все резервы, при-
  нести любые жертвы – во имя собственного спасения. Тут говорилось и о вели-
  кой миссии германского народа, и об исторической схватке с врагом человечест-
  ва – мировым еврейством, которое одинаково правит Москвой, Лондоном, Ва-
  шингтоном, англо-американской плутократией и русским большевизмом, и о за-
  щите Европы от азиатских орд. Идеи Геббельса не отличались новизной, но вир-
  туозность, с которой он манипулировал ими применительно к обстановке, твер-
  дил сегодня одно, завтра другое, препарировал действительность, препарировал
  историю и лгал, безоглядно, непрерывно, самозабвенно, – поистине достойна
  удивления. Нечего и говорить о том, что Геббельс (как и сам фюрер) никогда не
  ораторствовал «по бумажке». Всё же его выступления не были импровизациями.
  Поведение этого макабрского клоуна на трибуне, жестикуляция, владение голо-
  сом, риторические вопросы, рассчитанные паузы – выдают в нём профессионала
  высокой квалификации. Он внимательно прослушивал записи своих речей, преж-
  де чем пускать их в эфир, вставлял дополнительные овации там, где они казались
  ему недостаточными, и не упускал случая похвастаться перед самим собой в
  дневнике своим успехом у публики. Успех, надо сказать, был немалый.
  Ораторская манера министра пропаганды отличалась от стиля выступлений
  обожаемого вождя. Поведение Гитлера на трибуне могло навести на мысль о
  
  17
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  большом истерическом припадке. Отчасти это было в духе времени, пафос с кли-
  ническим оттенком не вызывал улыбок. Фашистские режимы отличаются камен-
  ной серьёзностью. Вот запись митинга на Королевской площади в Мюнхене, февраль 1934 года. Гул толпы. Срывающийся голос Рудольфа Гесса: «Адольф
  Гитлер!.. Это!.. Германия!.. А Германия!.. Это... Адольф...» Затем наступает ти-
  шина, шелестит пространство, мы слышим другой голос, сначала негромкий, по-
  том всё выше, доходящий до визга. Во время своих больших речей обливающий-
  ся пóтом фюрер терял в весе несколько килограммов и сходил с пьедестала в со-
  стоянии, близком к изнеможению после полового эксцесса. Гитлер, что называет-
  ся, самозаводился. Геббельс, по всей видимости, был актёром с головы до ног, –
  что не исключало искренней, поистине беззаветной преданности режиму и ха-
  ризматическому вождю. Геббельс был фантастическим лгуном, атеист – он усна-
  щал свои речи религиозной терминологией, враг большевизма – восхищался в
  своём дневнике диктатурой Сталина; но, оставаясь лицедеем, он не был лицеме-
  ром.
  
  
  13
  Армия на Волге зажата в клещах, транспортная авиация не справляется со снаб-
  жением окружённых войск, тысячи солдат ежедневно гибнут от холода, недоеда-
  ния и артиллерийских обстрелов, но Геббельс всё ещё убеждён – так он пишет в
  своём дневнике, – что «благодаря фюреру и храбрости наших войск вновь удаст-
  ся справиться с кризисом. Вот почему, – продолжает он, – было бы хорошо, если
  бы мы воспользовались нынешней обстановкой, чтобы в широчайших масшта-
  бах осуществить тотальное ведение войны...»
  «Фюрер прислал ко мне Бормана, чтобы обговорить всесторонне вопрос о то-
  тальной войне. При всей серьёзности обсуждаемой темы для меня это – настоя-
  щий триумф: я констатирую, что все мои мысли и пожелания, которые я не-
  устанно выдвигаю вот уже полтора года, теперь одним толчком предстоит во-
  плотить в действительность».
  В январе 1943 г. Гитлер возвестил о тотальной мобилизации всех материаль-
  ных и людских ресурсов для окончательной победы. Спустя полтора года (только
  что произошло неудавшееся покушение Клауса Штауфенберга на Гитлера в Вол-
  чьей норе; Красная Армия подошла к границам Восточной Пруссии, вторглась в
  район восточнее Варшавы и бывшую Галицию; союзники высадились на фран-
  цузском побережье; англо-американская авиация планомерно бомбит немецкие
  города; американцы продвигаются вверх по итальянскому сапогу) Геббельс был
  официально назначен главным имперским уполномоченным по ведению тоталь-
  ной войны.
  
  18
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  «Тотализация» войны – программа, намеченная ещё классиком военной науки
  Карлом фон Клаузевицем и героем первой Мировой войны генералом Людендор-
  фом, но осуществлённая лишь во во время второй Мировой, сначала в СССР, а
  затем в Германии. Конкретно в интерпретации Геббельса тотальная война озна-
  чала, в числе прочих мероприятий, всеобщую трудовую повинность в тылу, мо-
  билизацию рабочей силы из оккупированных стран, народное ополчение
  (фольксштурм, вооружённые отряды из не подлежащих призыву гражданских
  лиц), летучие полевые суды для «элементов, разлагающих вооружённые силы», арест родственников солдат, сдавшихся в плен без сопротивления, отряды-«обо-
  ротни» для продолжения войны за спиной у врага, всякого рода кампании, уте-
  шительные новости и подбадривающие лозунги («победа или смерть», «крепость
  Европа», мнимые или действительные разногласия в лагере союзников, новое, якобы припрятанное на крайний случай чудодейственное оружие и проч.). То-
  тальная война означала войну, в которую вовлечены все без разбора; её жертвой
  становится всё население.
  Грандиозный спектакль во Дворце спорта начался в пять часов вечера. В зале
  находилось 14 тысяч человек. Широкий проход, трибуна, флаги со свастикой, ло-
  зунг во всю стену над головой оратора: «Тотальная война – кратчайшая война!»
  Речь Геббельса продолжалась два часа. В восемь, через час после её оконча-
  ния, она была передана по берлинскому радио, но так, как будто трансляция шла
  непосредственно из зала; в предварительном сообщении не говорилось, в каком
  часу начнётся выступление министра пропаганды, – вероятно, для того, чтобы
  союзная авиация не помешала Геббельсу (как это случилось незадолго до того с
  Герингом, чья речь было прервана из-за воздушной тревоги). Текст речи Геббель-
  са о тотальной войне поступил на радио накануне, с указаниями министра, как
  надлежит её подать. Речь сохранилась в виде звукозаписи и частично – на кино-
  плёнке. Зал неистовствовал, это была демонстрация преданности, восторга, пол-
  ной потери человеческого достоинства. Успех в равной мере объяснялся специ-
  фическим подбором публики и взвинченностью оратора, который превзошёл са-
  мого себя. «Я думаю, – записал Геббельс на другой день, – Дворец спорта нико-
  гда ещё, даже в годы борьбы, не видел подобных сцен».
  Речь преследовала разные цели. Прежде всего она должна была поднять на-
  строение, упавшее после катастрофы под Сталинградом. Речь была предназначе-
  на обосновать разработанные шефом пропаганды чрезвычайные меры, – для это-
  го, между прочим, требовалось подавить сопротивление конкурентов Геббельса в
  высшей партийной и государственной бюрократии, оказать давление и на самого
  фюрера; речь должна была укрепить позиции Геббельса. И, наконец, она очевид-
  ным образом имела целью повлиять на западных союзников: авось угроза боль-
  шевизма ослабит их волю сокрушить Германию.
  Под рёв зала речь была закончена патетическим возгласом: «Хотите ли вы то-
  тальной войны?»
  
  19
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  – Да! Да! Да!!!
  Они её получили.
  
  
  14
  К концу января последнего года войны русские овладели Краковом, Лодзью, оса-
  дили Кенигсберг, отрезали Восточную Пруссию от остальной Германии, вышли
  на Одер между Франкфуртом и Кюстрином. Начиная с 16 января Гитлер нахо-
  дился в Берлине; 31 января он назначил Геббельса начальником обороны Берли-
  на. Это означало, что Геббельс, никогда не воевавший, не имевший военного зва-
  ния, должен был стать во главе вооружённых сил, которым предстояло защищать
  столицу. Это значило также, – известие, с ужасом воспринятое населением четы-
  рёхмиллионного города, – что Гитлер готов сделать Берлин ареной боёв. Доктор
  Геббельс обзавёлся офицерской фуражкой, но форма, которую он носил, была
  по-прежнему формой нацистской партии (он оставался гаулейтером Берлина).
  Партийные бонзы, становясь военачальниками, всё же не получали военных чи-
  нов и не носили погон. В феврале здание министерства пропаганды дважды под-
  верглось налётам с воздуха. Весь штат перебрался в бомбоубежище, частью раз-
  местился в апартаментах рейхсминистра на Герман-Герингштрассе.
  В личном бункере Гитлера под зданием имперской канцелярии Геббельс звуч-
  ным голосом читает диктатору «Историю Фридриха Великого» Томаса Карлайля, страницы, где рассказано о том, как вслед за ослепительными победами в Семи-
  летней войне наступили тяжелейшие дни, одна весть хуже другой приходит к ко-
  ролю, теснимому со всех сторон вражеской коалицией. В последний момент про-
  видение спасает великого короля, неожиданно умирает в Санкт-Петербурге им-
  ператрица Елизавета Петровна, главный враг Пруссии. Новый царь Пётр III про-
  тягивает Фридриху руку мира.
  Находящийся в ведении Гиммлера особый «исследовательский отдел» полу-
  чил задание составить гороскопы вождя и рейха. Потрясающий результат: оба
  гороскопа указывают на победу во второй половине апреля, после серии тяжелых
  неудач. Под вечер 13 апреля Геббельс прибывает в Кюстрин, городок у впадения
  Варты в Одер, разбитый снарядами; там находится штаб IX армии. Огненная
  речь перед штабными офицерами. Геббельс ссылается на исторический преце-
  дент – внезапный поворот Семилетней войны в 1762 году. Кто-то из слушателей
  осторожно спросил, какая царица может сейчас умереть в Москве, чтобы счастье
  повернулось лицом к немецкому отечеству. Геббельс не нашёлся что ответить, но
  в тот же вечер приходит ошеломительное известие. Геббельс, вернувшийся в
  Берлин, на который вновь сыплются бомбы – большой налёт английской авиа-
  ции, – приказывает подать шампанское и приглашает Гитлера в кабинет, где на-
  
  20
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  крыт стол. «Мой фюрер! Произошло чудо. Бог не оставил нас. Судьба сокрушила
  нашего опаснейшего врага. Умер Рузвельт!»
  
  
  15
  Последняя большая речь доктора Геббельса по радио была произнесена 19 апре-
  ля, накануне дня рождения Гитлера. «В годину войны, в момент, когда, быть мо-
  жет, – хотелось бы верить, – в последний раз силы ненависти и разрушения со-
  шлись на наших фронтах с запада, востока, юго-востока и юга, чтобы прорвать
  их и поразить империю смертельным ударом в сердце, я выступаю, как всегда
  это делал начиная с 1933 года, в канун 20 апреля перед народом, чтобы говорить
  с ним о фюрере...»
  Фюрер к этому времени окончательно заперся в подземелье. Огромное соору-
  жение, находившееся, как уже сказано, под зданием рейхсканцелярии на Виль-
  гельмштрассе в центре Берлина, по соседству с Тиргартеном и Бранденбургски-
  ми воротами, представляло собой комплекс официальных, жилых и служебных
  помещений: два конференц-зала, гостиная, кабинет и спальня Гитлера, спальня
  Евы Браун, врачебный кабинет и комнаты для двух лейбврачей, пункт неотлож-
  ной помощи и экстренной телефонной связи, секретариат, комната дежурного, помещение для охраны СС, силовая станция и пр. Через узкую трёхмаршевую
  лестницу можно было незаметно выбраться из убежища в сад канцелярии.
  Первоначально предполагалось, что фюрер оставит бункер и осаждённый го-
  род, чтобы укрыться на юге, в Зальцбургских Альпах, и продолжать борьбу из
  «Альпийской крепости». Геббельс убеждал его оставаться в Берлине, если надо –
  погибнуть, защищая столицу. Гитлеру исполнилось 56 лет. В бункере собралось
  руководство Тысячелетнего рейха: Геринг, Геббельс, Гиммлер, Борман, Шпеер, Лей, Риббентроп и высшие чины вермахта. Явилась и Ева Браун. Поздравления, ответное слово Гитлера, в саду канцелярии фюрер обошёл строй подростков, бойцов отряда гитлеровской молодёжи. Это последние, хорошо известные кадры
  киноплёнки, запечатлевшие Гитлера, измождённого, с трясущимися руками. По-
  сле обеда Гиммлер, Риббентроп и почти все военачальники покинули бункер. Их
  ожидала колонна грузовиков. Незаметно исчез Борман. Распрощался с вождём и
  рейхсмаршал Геринг: его ждали «неотложные задачи на юге». Геббельс остался.
  Геббельс, его жена Магда и шестеро детей выехали в двух машинах из город-
  ской квартиры в пять часов пополудни 22 апреля. Рейхсминистр пропаганды, главный уполномоченный по ведению тотальной войны и начальник обороны
  Берлина переселился с семьёй к Гитлеру, в его убежище. С отъездом Геббельса
  персонал министерства разбежался. Весь правительственный квартал представ-
  лял собой нагромождение руин. В этот день Гитлер собрал свой штаб – тех, кто
  
  21
   Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание
  № 1, 2005 - http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss3.html
  
  
  ещё остался, – для «обсуждения обстановки». Обсуждение было прервано взры-
  вом дикого гнева. Вождь, с вылезшими из орбит глазами, сотрясаясь всем телом, буйствовал три часа, он обвинял коварного врага, изменников-подчинённых и не
  достойный своего фюрера немецкий народ. Все тупо ждали, когда кончится при-
  падок. Внезапно Гитлер умолк. Затем он командировал Кейтеля на Эльбу, где XII армия генерала Венка шла на помощь Берлину. Она никогда не пришла. Четыре
  дня спустя снаряды советской артиллерии уже рвались в саду имперской канце-
  лярии.
  Последние дни обитателей подземелья описаны много раз. 29 апреля Геббельс
  был официальным свидетелем на бракосочетании Гитлера и Евы Браун. Гитлер
  продиктовал своё политическое завещание («Прежде всего, как самое важное, я
  обязываю руководство нации и подчинённых неукоснительно соблюдать расовые
  законы и продолжать неуклонное сопротивление мировому отравителю всех на-
  родов – международному жидовству») и назначил Геббельса своим преемником
  (рейхсканцлером). На другой день фюрер и Ева покончили с собой. На одни су-
  тки Йозеф Геббельс стал главой правительства более не существующего государ-
  ства. Вечером 1 мая 1945 года, между половиной девятого и девятью, Геббельс
  подписал приказ взорвать бункер. Магда Геббельс приготовила ампулы с циани-
  стым калием для всей семьи. На рассвете русское подразделение ворвалось в сад.
  С автоматами в руках обследовали развалины бомбоубежища. Затем поднялись
  наверх и только тогда увидели обгорелые трупы министра пропаганды, его жены
  и детей.
  
  
  
  22

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"