ТАК ГОВОРИЛ ГЕББЕЛЬС Избранные речи и статьи министра пропаганды и просвещения Третьего рейха
Биография
Цитаты из речей и записей
Глава 1 Коммунизм без маски
Глава 2 Большевизм в теории и на практике
Глава 3
Речь о тотальной войне
Глава 4 Мимикрия
Глава 5 Пособие для будущих фюреров
Двадцать советов диктатору и тем, кто хочет им стать
Вождь
Глава 6 Занимательная евреология
Еврей
Исидор
«Быть недовольным запрещено!»
Глава 7 Битва за Берлин (Отрывок)
Приложение
Annotation
Прошло более полувека после окончания второй мировой войны, но интерес к ее
событиям и действующим лицам не угасает. Прошлое продолжает волновать, и это верный
признак того, что усвоены далеко не все уроки, преподанные историей. Предоставленные
здесь речи Йозефа Геббельса, второго по значению (после Гитлера) деятеля нацистского
государства помогают лучше понять смысл поступков современных политиков и методы
работы современных средств массовой информации.
На его выступления собирались толпы людей. Его речи воздействовали на миллионы
немцев. Ему верили даже тогда, когда он говорил заведомую ложь. Он, единственный из
вождей третьего рейха, который не проиграл ни одного сражения. В своей пропагандистской
войне он остался победителем и поэтому немцы, продолжали сражаться, даже тогда, когда
Берлин был окружен войсками
Многие журналисты и политики, не считающие возможным использование духовного
наследия Геббельса, тем не менее высоко ценят его ораторское мастерство и умение
манипулировать настроением «толпы», охотно используют его «открытия» и приемы в
обращении с массами.
ТАК ГОВОРИЛ ГЕББЕЛЬС
Биография
Цитаты из речей и записей
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Речь о тотальной войне
Глава 4
Глава 5
Двадцать советов диктатору и тем, кто хочет им стать
Вождь
Глава 6
Еврей
Исидор
«Быть недовольным запрещено!»
Глава 7
Приложение
ТАК ГОВОРИЛ ГЕББЕЛЬС
Избранные речи и статьи министра пропаганды и
просвещения Третьего рейха
Биография
Отец Геббельса был бухгалтером. После окончания бюргершуле и гимназии в Рейдте с
1917 по 1921, при финансовой поддержке «Общества Альберта Магнуса», учился в
университетах Фрайбурга, Бонна, Вюрцбурга, Кёльна, Мюнхена и Гейдельберга, где изучал
философию, германистику, историю и литературу. В 1921 в Гейдельбергском университете
под руководством профессора Фридриха Гундольфа, историка литературы, еврея, Геббельс
защитил диссертацию, посвященную романтической драме, получив учёную степень. По
другим данным Геббельс защитил диссертацию под руководством барона М. фон
Вальдберга. Тема диссертации Геббельса: «Вильгельм фон Шютц как драматург. К вопросу
об истории драмы романтической школы». 21 апреля 1922 Геббельсу присвоена степень
доктора философии Гейдельбергского университета.
Во время Первой мировой войны признан негодным к армейской службе из-за хромоты.
Во время и после Первой мировой войны Геббельс неоднократно пытался проявить себя
в качестве литератора, но безуспешно (пьесу «Странник» («Der Wanderer») отверг
франкфуртский «Шаушпильхауз»).
В 1922 он вступил в НСДАП, примкнув первоначально к её левому, социалистическому
крылу, лидерами которого были в то время братья Штрассеры.
Вступив в партию, он предложил «10 заповедей национал-социализма»: Твоё отечество — Германия. Люби его превыше всего и больше делом, чем на
словах.
Враги Германии — твои враги. Ненавидь их всем сердцем!
Каждый соотечественник, даже самый бедный — это частица Германии.
Люби его как себя самого!
Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретёт справедливость!
Гордись Германией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого
миллионы отдали свои жизни.
Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь
кулак против него!
Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь
право уничтожить его!
Не дай евреям обмануть себя. Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»!
Верши, что нужно, без стыда, когда речь идёт о Новой Германии!
Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем!
В 1924 он перебрался в Рур и попробовал себя в журналистике — в качестве редактора
«Фёлькише фрайхайт» («Народная свобода») в Эльберфельде, затем в штрассеровской «НС-
Бриф». Послал 48 статей в одну из крупнейших газет Германии 20-х — «Берлинер
тагеблатт», но все они были отвергнуты редакторами из-за антисемитского тона. Этому
периоду, окрашенному яростной полемикой между Штрассерами и Гитлером о степени
социализма
в
национал-социалистическом
движении,
принадлежит
знаменитое
высказывание Геббельса: «Буржуа Адольф Гитлер должен быть исключён из Национал-
социалистической партии!».
Однако в 1926 его политические симпатии резко изменились в пользу Гитлера.
Геббельс стал воспринимать его «либо как Христа, либо как Св. Иоанна». «Адольф Гитлер, я
люблю вас!» — писал он в своём дневнике. В дальнейшем Геббельс на публике многократно
высказывался о Гитлере в превосходных тонах, в результате чего в 1926 году Гитлер назначил
Геббельса гауляйтером НСДАП в Берлине-Бранденбурге.
В столице в полной мере раскрылись ораторские способности Геббельса. Его
выступления собирают десятки тысяч человек в парке Люстгартен.
Гитлер назначаил Геббельса рейхсляйтером НСДАП по вопросам пропаганды. В 1926
году он начал издавать газету «Ангрифф» («Der Angriff»). Газета имела большой успех и в
конечном счете стала наряду с «Народным обозревателем» одним из главных рупоров
НСДАП.
В 1928 Геббельса избрали депутатом рейхстага от нацистской партии.
В 1929 Гитлер назначил Геббельса Имперским руководителем пропаганды нацистской
партии.
В 1932 он организовывал и возглавлял избирательные кампании Гитлера по
выдвижению на президентский пост.
Став канцлером, Гитлер 13 марта 1933 назначил Геббельса рейхсминистром народного
просвещения и пропаганды.
В ходе подавления Июльского заговора 1944 Геббельс проявил большую активность, после чего Гитлер назначил его главным уполномоченным по мобилизации на «тотальную
войну».
В своём политическом завещании Гитлер назначил Геббельса своим преемником на
посту канцлера, однако на другой же день после самоубийства фюрера Геббельс и его жена
Магда сами покончили с собой, предварительно отравив своих шестерых детей цианистым
калием. «Акта о капитуляции за моей подписью не будет!» — Ответил Геббельс на
советские требования о безоговорочной капитуляции. Его жена Магда сказала своим
малолетним детям: «Не пугайтесь, сейчас доктор сделает вам прививку, которую делают
всем детям и солдатам». Когда дети под влиянием морфия впали в полусонное состояние, она сама каждому ребёнку (их было шестеро) вложила в рот раздавленную ампулу с
цианистым калием. 1 мая в 21 час Геббельс застрелился, предварительно застрелив свою
жену по её собственному требованию.
Геббельс до….
и после…
Цитаты из речей и записей
Приходишь к горькому выводу, что военное руководство Советского Союза
состоит из людей классом выше, чем наше собственное
Я не боюсь потерять голову: я опасаюсь потерять лицо
Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверят
Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной.
Хорошо обладать пушками и штыками, но гораздо важнее обладать сердцами
нации.
Сегодня даже самые радикальные меры нельзя назвать радикальными и самая
тотальная война недостаточно тотальна
Моя партия — моя церковь
Покой — родитель всех великих мыслей
Юриспруденция — продажная девка политики.
Имей мужество жить в опасности!
Собственность обязывает и крепко привязывает
Худший враг любой пропаганды — интеллектуализм.
Страна населена смесью рас, которую не назовёшь народом. (Про США.)
Глава 1
Коммунизм без маски
Communism with the Mask Off.
Речь на ежегодном партийном съезде НСДАП, 13 сентября 1935 г.
Данная речь была произнесена 13 сентября 1935 года на ежегодном съезде
национал-социалистической партии Германии и произвела большое впечатление
на всех собравшихся. В ней показываются истинная сущность большевизма и
стоящие за ним силы. Перевод на русский язык был сделан с английского перевода, опубликованного национал-социалистами в 1935 году.
В начале августа этого года одна из самых влиятельных английских газет напечатала
передовицу под названием «Две диктатуры», в которой была сделана наивная и неудачная
попытка показать читателям газеты ряд сходств, будто бы существующих между русским
большевизмом и немецким национал-социализмом. Статья эта вызвала невероятное
количество жарких дискуссий в международных кругах, что служит лишним
доказательством того, что даже в самых видных западноевропейских кругах существует
поразительное непонимание той опасности, которую коммунизм представляет для жизни
отдельного человека и всего народа. Эти люди продолжают оставаться при своём мнении, невзирая на все те жуткие и опустошительные события, которые имели место в России в
последние восемнадцать лет.
Автор этой статьи утверждает, что символы, противостоящие сегодня друг другу, а
именно символы большевизма и национал-социализма, олицетворяют собой режимы,
«схожие по основной структуре и одинаковые по многим своим законам и устоям. Эта
схожесть постоянно растёт».
Далее он говорит: « В обеих странах существует та же цензура в искусстве, литературе и, конечно же, в прессе, та же война с интеллигенцией, нападки на религию, а
также массовая демонстрация оружия, будь это на Красной площади или же на
Темпельхофер-Фельд».
«Поразительным и ужасным является то, — заявляет он, — что эти два народа, некогда столь разные, воспитываются и учатся жить по столь схожим и столь серым
шаблонам».
Здесь много пустословия и мало понимания. Анонимный автор этой статьи явно не
изучал основных принципов ни национал-социализма, ни большевизма. Он видит всего
лишь некоторые поверхностные явления; он понятия не имеет о том, что высказывали по
данному вопросу серьёзные журналисты, и не сопоставляет свои взгляды с их объективными
заявлениями. Это, совершенно неправильное, суждение о данном вопросе можно было бы, пожав плечами, обойти молчанием и счесть частью повседневной обыденности, если бы не
тот факт, что обсуждаемые здесь проблемы принадлежат по своей сути к политическим
явлениям, имеющим большое значение для будущего Европы. Кроме того, это, на удивление
поверхностное, суждение о данной проблеме не является единичным случаем, но должно
рассматриваться в связи с гораздо более широкой и более влиятельной частью
западноевропейского мнения.
Я же, в свою очередь, попытаюсь проанализировать основные элементы большевизма и
показать их немецкой и европейской общественности как можно чётче. Задача эта не из
лёгких, учитывая, что пропагандистские учреждения коммунистического Интернационала, вне всякого сомнения, хорошо организованы, и им удалось представить мировой
общественности за пределами советских границ совершенно неправильную картину
большевизма. Эта картина представляет собой огромную опасность из-за напряжения, которое она может вызвать и, несомненно, вызовет. Отметим также ту глубокую ненависть, которую питают либеральные круги во всём мире по отношению к национал-социализму и
его практической, созидательной работе в Германии. Это нередко приводит к ошибочным
выводам, наподобие вышеупомянутых. Они не видят самого главного. Международный
коммунизм полностью покончит со всеми национальными и расовыми особенностями, присущими человеческой натуре как таковой; в собственности же он видит основную
причину краха мировой торговли в капиталистической системе. Поэтому он эксплуатирует
всё это при помощи гигантской, тщательно организованной и жестокой системы действий, попирая личные ценности и жертвуя личностью для изготовления массового идола, представляющего собой жалкую пародию на подлинную суть жизни. В то же время он
игнорирует и уничтожает все идеалистические и высокие побуждения людей и народов при
помощи своих грубых и пустых материалистических принципов. В свою очередь, национал-
социализм видит во всём этом — в собственности, в личных ценностях, в народе, расе, принципах идеализма — те силы, которые движут любой человеческой цивилизацией и
определяют её ценность.
Большевизм чётко заявляет, что его цель — мировая революция. В его сути лежат
агрессивные и международные стремления. Национал-социализм же ограничивается одной
Германией и не является продуктом для экспорта — как по абстрактным, так и по
практическим свойствам. Большевизм отрицает религию как принцип, целиком и
полностью. В религии он видит лишь «опиум для народа». Национал-социализм же, напротив, защищает и поддерживает религиозные убеждения, отдавая в своей программе
приоритет вере в Бога и тому сверхъестественному идеализму, предначертанному самой
Природой для выражения расового духа народа. Национал-социализм может служить
примером для новой концепции и новой формы европейской цивилизации. Большевики же
развернули
кампанию,
возглавляемую
евреями
и
при
участии
международной
организованной преступности, против культуры как таковой. Большевизм выступает не
только против буржуазии, но и вообще против человеческой цивилизации.
Его конечным итогом будет разрушение всех торговых, социальных, политических и
культурных достижений Западной Европы в пользу кочевого международного заговора, не
имеющего корней и нашедшего своё выражение в иудаизме. Эта грандиозная попытка
уничтожить цивилизованный мир таит в себе огромную опасность, поскольку
коммунистический Интернационал, являющийся мастером введения в заблуждение, сумел
найти себе покровителей и первопроходцев у большой части этих интеллектуальных кругов
Европы, физическое и духовное уничтожение которых будет первым результатом мировой
большевистской революции.
Большевизм, являющийся на самом деле нападением на мир личности, делает вид, будто он является светочем разума. Там, где того требуют обстоятельства, он предстаёт
волком в овечьей шкуре. Но под лживой маской, которую он то здесь, то там надевает на
себя, неизменно таятся дьявольские силы по разрушению мира. Там, где у него была
возможность применить на практике свои теории, он создал так называемый «рабоче-
крестьянский рай» в виде гигантской пустыни нищих и голодных людей. Если мы
посмотрим на его доктрины, то мы увидим вопиющее противоречие между его теорией и
его практикой. В теории он страстен и грандиозен, но за его привлекательной внешностью
скрывается яд. На самом деле он страшен и ужасен. Это видно из миллионов жертв,
принесённых на его алтарь, — мечом, топором, голодом, верёвкой палача. Его учение
обещает безграничную «власть рабочих и крестьян», бесклассовый общественный строй, охраняемый государством от эксплуатации; он проповедует такой экономический принцип, при котором «всё принадлежит всем», и что в этой связи наконец наступит мир во всём
мире.
Миллионы рабочих с нищенским жалованьем, которое просто нельзя себе вообразить в
западной Европе; миллионы скорбящих и страждущих крестьян, у которых отобрали их
землю, опустошаемую и разоряемую безумным экспериментом по парализующему
коллективизму; голод, от которого ежегодно гибнут миллионы людей (и это в стране столь
гигантской протяжённости, что она может служить житницей для всей Европы!); создание и
оснащение армии, которая, согласно заявлениям всех ведущих большевиков, будет
использоваться для осуществления мировой революции; грубое и безжалостное управление
этим ведущим в пропасть государственным и партийным аппаратом горсткой террористов, состоящей по большей части из евреев, — всё это говорит совсем на другом языке, и мир не
может слушать его до бесконечности, ибо это рассказ о безымянных страданиях и
невообразимых лишениях, которые терпит народ с населением в сто шестьдесят миллионов
человек.
Тот факт, что для осуществления своих целей большевизм использует пропагандистские
методы, которые могут распознать только те, кто имеет опыт в подобных вещах, и которые
доверчиво и полностью принимаются рядовым гражданином, делает сей международный
террор невероятно опасным для остальных стран и народов. Пропаганда эта исходит из того
принципа, что цель оправдывает средства, что можно и нужно использовать ложь и клевету, террор против личности и против массы, грабежи и поджоги, забастовки и мятежи, шпионаж и саботаж армий и что единственная и исключительная цель, которую при этом