Камень был старым еще до того, как бледные люди на четырех высоких ногах, с металлической грудью и металлическими головами прошли по пути солнца из большой воды, которую нельзя было пить.
Камень был до царей-жрецов; до королей-воинов он был. Он был до ацтеков, тольтеков и майя. До Актатля, который служил ему и признавал его своим личным богом, камень был.
Камень был высотой с короля, и если вы не знали, что круг, очерченный на его животе, был вырезан самими богами еще до того, как человек появился изо рта черепахи, если вы не знали этого, то вы не были Актатлем. И вам не будет позволено входить во дворец бога, и вам не будет позволено приближаться к священному камню, чтобы бог не пришел в ярость от прикосновения к нему пальца неверующего.
И назвали люди священный камень Уктутом.
Но только священники знали его настоящее имя.
В первые годы правления бледнолицых людей король-воин Актатль призвал пятерых жрецов Уктута во дворец, который был высотой в 142 ступени и защищал Уктут от северного ветра и северного света. Он спросил священников, что они думают о новых бледнолицых людях.
"Монтесума говорит, что они боги", - сказал один священник
"Монтесума думает, что боги дышат, когда он выпускает воздух после пира", - сказал король.
"Монтесума - это король, который больше идет по пути бога", - с упреком сказал другой священник. "Известно, что ацтеки Монтесумы лучше следуют своим богам, потому что их король - священник".
"Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на подготовку к своему концу", - ответил король. "И я верю, что дождь льется без того, чтобы сердце ребенка бросали в колодец, который питает Уктута, и я верю, что появляются новые дети, даже если сердца женщин не бросают в колодец, и я верю, что я одерживаю победы не потому, что Уктут напоен кровью, а потому, что мои мужчины сражаются с высот, а другие - с низов".
"Ты никогда не хотел узнать имя Уктута? Настоящее имя? Чтобы он мог говорить с тобой так, как он говорит с нами?" - спросил другой священник.
"За что? У каждого есть название для чего-то. Это просто глоток воздуха. Я позвал вас сюда не для того, чтобы сказать, что после стольких лет я встал на ваш путь. Пусть все остается по-прежнему: ты даешь людям своих богов, и я не забираю людей у тебя. Теперь я спрашиваю тебя, что ты думаешь о людях цвета облаков?"
"Уктут думает, что он должен заполучить их сердца за свою воду", - сказал один священник.
"Монтесума думает, что мы должны дать высоким четвероногим желтые металлы, которые они ищут", - сказал другой.
А другой сказал: "Монтесума также сказал, что мы должны отдать сердца этих белых людей Уктуту".
"Сказал ли Монтесума, что ацтеки должны отдать сердца этих белых людей вместе с их палками смерти?" спросил король. "Или он сказал, что актатль должен забрать эти сердца?"
"Он сказал, что это была такая хорошая жертва, что мы должны быть рады совершить ее в Уктуте", - сказал священник.
"Тогда пусть великий Монтесума заберет их сердца, - сказал король, - и он может принести их в жертву Кецалькоатлю, богу-змею с перьями".
Другой священник ответил: "Он сказал, что ацтеки оказали честь Актатлю, не взяв эту богатую жертву для себя, но позволив нам принести ее для Уктута, чтобы сделать нашего бога богатым и румяным с самыми прекрасными сердцами".
"Тогда это я передаю Монтесуме, великому королю великих ацтеков, от его самого уважаемого соседа, короля Актатля, владельца леопардов, который защищает Уктут от северных ветров, покорителя умай, Акупля, Хорека. Я говорю Монтесуме: "Привет, сосед". Мы ценим твою щедрость и, в свою очередь, дарим подарки ацтекам и их великому королю".
Пока король говорил, все жрецы делали священные знаки, ибо они знали о тайнах, о том, как один человек мог поставить знак на каменной табличке, и как другой человек, увидев этот знак, мог угадать по нему мысль, даже если создатель знака много лет назад ушел в другой мир.
Пятьсот лет спустя, в стране, где почти все читали и в этом не было никакой тайны, археологи предавались любимому занятию - мечтали поговорить с обитателями мертвых культур, которые они изучали. Они сказали бы, что могли бы получить больше от получасовой беседы с кем-то, кто жил в этой культуре, чем они могли бы получить за всю жизнь изучения знаков на табличках, которые они нашли.
И все же, если бы они поговорили со средним актатлем, они бы услышали только то, что знаки были тайнами, что король жил высоко, народ жил низко, а жрецы служили Уктуту, чье настоящее имя знали только жрецы, и им было позволено произносить.
Но камень, который был Уктутом, сохранится. Ацтеков больше не будет, майя и инков больше не будет. Имя актатля будет уничтожено, а умай, акупл, хорек, народ, живущий в глубине страны, который они покорили, даже не будут вспоминать.
Все было бы забыто. И все же Уктут выживет, и в то далекое время, в стране под названием Соединенные Штаты Америки, кровь и ужас постигнут многих во время королевского жертвоприношения актатль своему богу камня.
И это кровавое жертвоприношение началось с того, что произошло в тот день, когда король Актатля попытался избежать встречи в битве с испанским захватчиком, который, как он подозревал, был не богом, а просто человеком другого цвета кожи.
И вот священники сделали свои знаки, и король заговорил. Подарком, который он и его народ преподнесут ацтекам, будут исключительные права на сердца бледнолицых людей на четырех высоких ногах, с металлической грудью и металлическими головами.
Один священник возразил, что это слишком щедрое предложение, что Уктут будет ревновать Кецалькоатлю, главному богу ацтеков. Но король жестом призвал к тишине, и сообщение было окончено.
Для одобрения Уктута была выбрана маленькая жертва, юная девушка с набухающей грудью из знатной семьи, и ее одели в королевское одеяние из желтых перьев и поместили на камень над колодцем, в котором были воды, питающие Уктута.
Теперь, если ее семья, казалось, заставляла себя плакать и только притворялась, что причитает, на то была веская причина. На протяжении многих поколений актатль покупали рабов и держали пленников именно для такой церемонии, и когда жрецы призывали к жертвоприношению высокопоставленных солдат и тех, кто руководил фермерами и строительством дорог, они одевали этих рабов, которых держали именно для этой цели, и приносили их в жертву Уктуту.
Один священник держал одну лодыжку, другой священник - другую лодыжку, а двое других священников держали запястья. Они были сильными людьми по необходимости, потому что тела, борющиеся за жизнь, часто обладали огромной силой. Кожа этой девушки была гладкой, зубы прекрасными, а глаза блестящими черными. Пятый священник одобрительно кивнул семье, которая будет довольна собой позже; сейчас они сокрушались, как будто ребенок был их собственной дочерью.
С деликатной осторожностью пятый жрец развернул одну сторону одеяния, затем другую, и его руки были так осторожны, что девушка с надеждой улыбнулась ему. Возможно, он отпустит ее. Она слышала, как другие рабы говорили, что иногда они приводили тебя к большой скале и отпускали. Не часто, но иногда. И она разложила камешки по кругу на травянистом берегу в честь богов потоков, которые, хотя и не были такими сильными, как Уктут, иногда могли перехитрить его. И ее единственной просьбой с тех пор, как ее привезли с полей в специальное здание, было то, чтобы ее бог перехитрил Уктута и оставил ее в живых.
И разве улыбка священника над ней и его нежные руки не означали, что он сказал бы, что эта девочка слишком мала и слишком мила, чтобы умереть в этот день? Ни она, ни другие рабы не знали, что жертв отсылали обратно только из-за косоглазия, сколотых зубов или шрамов, которые придавали им неприличный вид.
Но это была симпатичная маленькая девочка, и поэтому жрец Актатля вырвал ее сердце.
Это было доброе сердце, все еще бьющееся в его нежных руках после того, как его разрезали и вырвали из молодой груди, и она издала хороший крик, который увеличил бы аппетит Уктута. Священник высоко поднял трогательное сердце, чтобы все увидели, какой прекрасный подарок сделала семья на благо всех.
Предполагаемая мать взвыла и рухнула на колени в предполагаемом горе. Хвалебное пение наполнило открытый собор скалы, и прежде чем сердце успокоилось, священник опустил его в колодец, а четверо других священников отправили тело следом, осторожно, чтобы ценное одеяние не ушло вместе с ним.
Таким образом, послание короля Монтесуме было заверено в добром ветре Уктута.
Король наблюдал за всем этим с явным одобрением, но его мысли были заняты не глупой, жестокой маленькой церемонией. Даже будучи маленьким мальчиком, он понял, что сердца нужны не Уктуту, а священникам и народу. И поскольку единственными, кто пострадал, были рабы и пленники, церемонии продолжались.
В этот день у него на уме были другие вещи, когда он смотрел на свой народ, их дома и поля, которые, как он знал, простирались на двадцать дней пути во всех направлениях, за горами, реками и равнинами. Все это было обречено. Люди были обречены. Даже сами слова, которые они произносили, исчезали. И хотя он знал, что это, должно быть, случалось с другими и еще случится с кем-то, и что таков порядок вещей, кто-то приходит, а кто-то уходит, все же внутри него что-то, чего он не мог понять, настаивало, чтобы он этого не допустил.
Он знал, что пришельцы из воды, которую ты не мог пить, заберут все, потому что им нужно было больше, чем желтый металл и больше, чем рабы. Они хотели, по словам королевских шпионов, того, что, по их словам, было в каждом человеке и жило вечно. Что-то вроде разума, но не разум, сказали шпионы. И они хотели эту вещь для своего бога.
И их бог был одним богом, хотя богов было трое, и один умер, но не умер. Король поручил своему шпиону спросить, примет ли новый бог бледнолицых четвертого - Уктута - и когда шпионы вернулись со словами, которые они перевели с нового языка, король понял, что все, что знали актатль, ацтеки, майя и все остальные, закончилось. Слова были: "Да не будет у тебя других богов передо мной".
Этот бог не взял бы ни крови, ни пищи, ни украшений. Он хотел живые умы своего народа. Не такой, как Уктут, которого можно было обмануть желтым одеянием из перьев и искусственным воплем кого-то, притворяющегося матерью жертвы.
Король ничего не сказал священникам, чтобы они в страхе или гневе не предприняли то, что наверняка потерпело бы неудачу. Эта новая вещь была непохожа ни на что, что когда-либо знали актатль, и против нее не могло быть эффективно ничего из того, что они когда-либо знали.
В тот вечер жертвоприношения король объявил, что останется на своем возвышении на много дней, но он переоделся рабом и в сопровождении своего самого грозного воина покинул возвышение со свертком желтого металла. Поначалу воину было очень трудно обращаться с королем как с рабом, поскольку с рождения его учили служить своему королю и отдать свою жизнь, чтобы спасти жизнь своего короля. Но король сказал ему, что теперь они должны использовать обман ранга в качестве прикрытия, как когда-то они использовали прикрытие леса. Воин был озадачен этим, когда они бежали по ночным дорогам. Все знали, что король был королем, потому что он был королем. Он не был рабом, иначе он был бы рабом. И бледнолицые новички знали бы это, ибо те, кто короли, есть короли.
Теперь кинг не мог сказать ему то, о чем давно подозревал - что различия в людях были придуманы самими людьми, как детские сказки, за исключением того, что в различия между людьми верили. Итак, король сказал воину, что он сотворил магическое заклинание, которое заставит бледнолицых поверить, что он раб, а не король актатль. И это удовлетворило воина.
Они бежали всю ночь, а утром уснули. Они делали это двадцать два дня, проезжая родной город Монтесумы. И однажды утром они увидели ужасную вещь.
Бледный мужчина, вдвое выше других мужчин, с густыми волосами на лице и блестящим металлом на голове и груди, с двумя ногами спереди и двумя сзади, прошел мимо них, и инстинктивно воин заслонил своего короля. Но король снова предупредил его, что с ним следует обращаться как с рабом, а не как с королем, и больше предупреждений не будет. Он не мог дать ему еще одно предупреждение.
И они вышли из своего укрытия, и высокий бледный человек направил на них копье без наконечника, но с дыркой в нем. И король заметил, что там была еще одна голова того же цвета, что и тело, и тогда он понял, почему у бледного человека было четыре ноги и он был таким невероятно высоким. Он сидел на животном.
Разве инки на юге не обучали животных носить свертки? Это странное новое животное было обучено нести человека. И король понял, что металл был просто чем-то, что надевали на голову бледного человека. Это подтвердилось, когда они вошли в большой лагерь, и король увидел нескольких человек с металлом на головах и нескольких без него. Он также увидел бледных людей и странных животных разделенными, а не соединенными вместе.
Он увидел королеву прибрежного народа, сидящую на высоком стуле рядом с бледным мужчиной, и его и воина привели к ним. Женщина говорила на языке ацтеков, и она заговорила с воином. Как его проинструктировали, воин назвал свое имя и свою функцию актатля, затем стал ждать.
Женщина задала вопрос на ацтекском, а затем заговорила с бледным мужчиной на другом языке. И король запомнил каждый звук, слетавший с ее губ, потому что ему многому предстояло научиться, чтобы спасти свой народ. И тогда воин сказал, что он захватил этого раба, бежавшего из города Монтесума.
Воин сделал паузу, и женщина заговорила на странном языке, и хотя она произнесла "Монтесума" правильно, бледный мужчина не смог. Когда он повторил это, он произнес "Монтесума" с другим ударением.
Воин сказал, что раб ничего не стоит и у него ничего нет, потому что Монтесума и ацтеки были бедны. И женщина заговорила на другом языке, и бледный мужчина заговорил, и в их голосах чувствовалось напряжение. И женщина сказала воину, что ацтек не был беден, что у самого Монтесумы были комнаты из золота. И воин сказал, никакого золота. Просто никчемные рабы. И когда женщина заговорила снова, король Актатля, одетый как раб, выпустил из рук множество тяжелых золотых монет, с которыми он носился много дней, и он не обращал на них почти внимания, отряхивая свои бедные лохмотья, как будто золото было всего лишь пылью земной.
И, как он и планировал, это вызвало большой переполох, и бледнолицые даже попытались съесть золото, вонзив в него зубы. И король, притворяющийся рабом, засмеялся и воскликнул: "О, великая королева, почему эти бледнолицые так любят желтую грязь?"
"Это пришло из города Монтесумы?" спросила она, и король низко, как раб, кивнул и сказал: "Да. Это пришло из золотых комнат".
И когда она повторила это бледнолицему, он вскочил и затанцевал, и с тех пор бледнолицый человек ждал слов от раба и приказал предать воина смерти за то, что он говорил неправду. И так королю-рабу доверили и приняли в лагерь бледнолицых, и так этот бледнолицый человек, которого, как позже узнал король, звали Кортес, приступил к долгой и трудной осаде города Монтесумы, наконец взяв его.
В течение месяцев осады король, которого считали рабом, передавал крупицы информации об ацтеках, подобно озеру, из которого каждый день вытекает лишь небольшой ручеек. И он наблюдал и учился. Как и его собственный народ, немногие здесь умели читать, хотя секреты не охранялись. Он выучил новый язык у жреца нового бога. Он узнал, что убивал не звук, издаваемый палками, а снаряд, вылетающий с огромной скоростью из отверстия в палке. Он узнал, что были палки побольше, которые выпускали более крупные снаряды.
Однажды ночью он научился ездить верхом и чуть не погиб.
Металлы бледнолицых были тверже, чем у актатля. Их военные формирования не были превосходящими, но, будучи способными стоять на расстоянии двадцати-тридцати шагов и убивать с помощью палок, называемых пистолетами, эти формирования и не должны были быть превосходящими. Их письмена были символами не вещей, а звуков, и в этом, как знал король актатлей, была великая сила. Со светлыми людьми обращались лучше, чем с темными, и эти бледнолицые люди, как правильно сообщили ему его шпионы, не приносили в жертву людей или животных, хотя сначала, когда он увидел статую человека, распростертого на перекрещенных прутьях, он не был уверен.
Он видел, как пал город Монтесума, а его жители были порабощены, и он был уверен, что так же, как более сильные ацтеки были обречены, был обречен и его собственный народ. От него почти не останется и следа.
Эти бледнолицые люди из страны под названием Европа были воинами-разбойниками, и хотя для новых племен не было ничего необычного в переселении на старую землю, эти бледнолицые люди отличались тем, что у них не было общих обычаев, они навязывали свои. И их путь был лучшим, который не требовал такой глупой жертвы.
Но он не должен позволить своему народу умереть.
В лагере бледнолицых было много племен, которые встали на сторону пришельцев против Монтесумы. Один мужчина узнал короля Актатля, подошел к женщине Кортеса и сказал: "Это не рабыня, а король Актатля". И женщина позвала короля к себе и спросила, почему он пришел как раб, когда как король он был бы желанным гостем.
"Ты уже рассказал об этом Кортесу?" - спросил король.
"Я расскажу ему до восхода солнца", - сказала королева прибрежного народа. И более острым, более твердым металлом бледнолицых король перерезал ей горло. Он не забрал ее сердце.
Когда у него отсохли руки, он пошел к Кортесу и рассказал ему о том, что слышал, будучи молодым рабом, - что к северу от Монтесумы есть города из чистого золота. Стены были золотыми. Потолки были золотыми. Улицы были золотыми.
Кортес спросил, почему он не сказал ему об этом раньше.
"О, великий повелитель бледнолицых людей, твоя женщина попросила меня о золотых комнатах. В этих городах севера золото в комнатах не хранят. Они делают кирпичи из золота и строят с его помощью, так много этого странного металла ".
И со славным смехом Кортес приказал готовиться к экспедиции. В волнении смерть одного переводчика, пусть даже королевы прибрежных стран, не была воспринята как неоправданная трагедия. Теперь переводчиков было много.
Пятнадцать дней король вел Кортеса и его отряд на север, а на пятнадцатый, находясь в горах, ночью ускользнул.
Потеряв своего проводника, Кортес отказался от экспедиции, но столетия спустя те, кто последовал за ним, продолжали искать Семь городов Сибола, городов, которые никогда не существовали, кроме как в воображении короля, желавшего держать алчных испанцев подальше от себя и своего народа.
В ту пятнадцатую ночь король уехал с лошадью и одним ружьем с порохом, пулями, кремнем и множеством книг.
И месяц спустя он прибыл в главный город Актатля. Короля не было целых четыре сезона.
Теперь был новый король, и жрецы Уктута, в своем замешательстве, объявили, что один король должен быть убит. Итак, новый король, который был сыном старого короля, собрал своих воинов и приготовился принести в жертву своего отца. Но когда приблизился первый воин, старый король использовал громовой посох и, вообще ничего не бросая, убил человека. Все, видевшие это, обернулись против нового короля, чтобы заставить его пожертвовать собой ради старого, но старый король этого не допустил. Он вернулся не для того, чтобы быть королем, а чтобы принести послание о новом начинании, которое Уктут должен одобрить.
Старый король брал пятьдесят женщин, десять маленьких мальчиков и десять маленьких девочек и уходил с ними. Но священники не допустили бы этого, потому что это означало бы, что в живых остались бы два короля, и Уктут был бы разгневан.
"Всего через несколько поколений Уктута не будет", - сказал старый король. "Этого города не будет. Слова, которые мы используем, не будут. Того, как священник приветствует короля, а король, священник и народ приветствуют своих лордов, не будет. Ничего от Актатля не будет ".
Они спросили, говорил ли с ним бог в священном видении, и чтобы они поняли, он сказал, что ему рассказал Уктут.
Это сильно обеспокоило жрецов, которые приказали каждой семье принести жертву, чтобы Уктут поговорил со жрецами.
Когда жертвоприношения закончились, человек не мог ходить по камню над колодцем, потому что он был залит кровью.
Чаши с кровью заполнили трещины и расселины на ступенях, ведущих к высокому камню. Красным был источник, питавший Уктут. Сильным было зловоние, исходившее от высокого камня.
А потом пришло знание. Старый король мог бы жить, но каждый, кто ушел с ним, должен был бы стать жрецом Уктута, который должен был бы знать настоящее имя камня, и если предсказания короля сбудутся, каждый должен был бы пообещать жреческую службу для защиты Уктута.
В этом обещании, в цивилизации, которой вскоре предстояло погибнуть, на пышных зеленых холмах между Мексикой и Южной Америкой, было посажено семя, которому суждено было прорасти более четырехсот лет спустя. Его цветок будет питаться человеческой жизнью, и ничто в том будущем мире, что могло бы отправить человека на Луну, не смогло бы защититься от потомков тех, кто все еще смотрел на сияющую желтую луну ночью как на другого бога.
Старый король увез свою новую семью в необитаемую долину, которую он однажды видел во время похода. Он хорошо воспитывался и хорошо преподавал. Каждый выучил язык, письмо, цифры и примитивную науку запада. И когда новое поколение его потомства было готово, он отправил их группами на поиски бледнолицых захватчиков - не убивать их, потому что их было слишком много, - но размножаться вместе с ними, беря лучшего ребенка из каждого выводка и обучая его тому, что это актатль. Даже если его волосы были желтыми, все равно это был Актатль.
Ибо король обнаружил, что единственный способ, которым может жить его народ, - это маскироваться под цвета других, кем бы они ни были.
Только одно беспокоило его. Он не мог выбить их из Уктута, глупой скалы. Ибо, пока он учил их всему, Уктут и его настоящее название стали единственным, что знали даже дети, но не он. И поэтому это ценилось еще больше. Чем больше он говорил, что это просто глупый камень, тем более важным для них становился Уктут как символ того, кем они были и что они сохранят в своих будущих жизнях. Поэтому он просто перестал говорить об этом.
Однажды умерла последняя из первых женщин, и он понял, что остался один. Он устроил ей ритуальные похороны, хотя укладывать камни было тяжело, потому что он был стариком.
Новая деревня была пуста, а глиняные таблички, на которых были написаны звуки актатля и европейская речь, не использовались много лет, с тех пор как ушла последняя обученная группа юношей. Старшие не очень хорошо приспособились к новому языку и укладу вещей, и большинство остались с ним здесь, в скрытой деревне. Сейчас там было пусто, если не считать старой собаки, которая едва могла двигаться и очень плакала, когда ее хозяин ушел много лет назад.
"Готово", - сказал последний король Актатля. Он пытался уговорить собаку пойти с ним, но не смог. Он положил в маленький узелок столько еды, сколько мог унести, и открыл кладовку для собаки, которая, вероятно, стала бы пищей для одной из кошек джунглей теперь, когда человек ушел.
Король отправился обратно в город Актатль. Еще до того, как он ступил туда, он знал, что королевства больше нет. Дороги были заросшими травой, а поля непахаными. Огромные растения росли в каменных сторожевых башнях.
Возможно, несколько старых друзей дожидались бы своих последних дней, прячась в развалинах города. Но в великом городе, из которого когда-то управлялась империя Актатль, не осталось никого, даже собак. И еще кое-что было странным. Не было никаких признаков пожаров, которые обычно сопровождали осаду.
Он подумал: да, испанцы были здесь. Все золото было вывезено. Но он увидел, что осколки не были оторваны, не были изрублены или вырваны, а были аккуратно извлечены. На мгновение он с огромным счастьем подумал, что один из более поздних королей мудро увел народ, на что, как знал старый король, он никогда не сможет заставить священников согласиться. Но когда он подошел к высокому каменному алтарю, он понял обратное, и из его живота вырвался глубокий вопль. Побелевшие кости покрывали ступени и образовывали огромные кучи, уже смешиваясь с растениями. Маленькое деревце выросло изо рта ухмыляющегося черепа.
Он знал, что произошло. Услышав об испанцах поблизости, они все пришли на возвышенность, пряча то, что, как они знали, могло представлять ценность для захватчиков-бледнолицых людей. И они убили себя здесь, сделав свое последнее подношение Уктуту. Вероятно, одна группа убивала другую, пока последний не принес себя в жертву Уктуту. Он заметил сколы грудных костей в нижней части тела, но выше такого перелома костей не было. Вероятно, первые были принесены в жертву ритуально, и по мере того, как тянулись кровавые дни, убийство стало похоже на возделывание поля, с чем нужно покончить как можно быстрее и эффективнее. На верхних камнях он увидел черепа с отверстиями в них, и это подтвердило его догадку. В конце они разбивали головы.
Он устал, больше духом, чем своим старым телом.
Он посмотрел на высеченную скалу высотой с короля и сказал: "Уктут", - ибо он не знал ее тайного названия, - "ты даже не глуп, потому что люди глупы, а ты не люди. Ты - скала. Скала, созданная людьми особенной. Ты подобен гальке, которая встает на пути плуга. Рок. Глупый камень".
Он сел, отодвинув кости в сторону, пораженный тем, какими легкими они были, теперь высохшими, и он устал. И на четвертый день он почувствовал что-то острое у своего сердца и слабо потянулся к груди, просто чтобы убедиться, что крови нет. Конечно, ничего подобного не было, и он закрыл глаза, и ему стало хорошо, и он захотел умереть естественным образом. И он погрузился в этот глубочайший сон, зная, что его работа была хорошо выполнена.
Прошли столетия, и не было ничего особенного для сохранения костей всех, кто там был, они смешались с природными веществами, из которых были получены. Не осталось даже снов, когда тяжелый канатный кран утащил с высоты камень с резьбой королевского роста. Другие люди рубили камни с резьбой на них, но этот камень стоил бы больше необработанным, даже несмотря на то, что потребовалось четыре мула, чтобы протащить его через джунгли и горы, где люди с ацтекскими лицами и испанскими именами продавали его тому, кто предлагал самую высокую цену.
Уктут, камень, попал в крупный музей в Нью-Йорке на Западном Центральном парке и был неправильно помещен в экспозицию ацтекского искусства. Однажды немецкий бизнесмен увидел его и предложил, чтобы у него была собственная комната. Богатый промышленник из Детройта сделал большой вклад в музей и, став попечителем этого учреждения, последовал предложению немца.
Куратор возразил, сказав, что это довольно незначительное произведение доацтекской работы и не заслуживает целого зала, и вскоре после этого, к его удивлению, его уволили за "угрюмое и непрофессиональное отношение".
Японский архитектор спроектировал новую комнату для the stone с довольно грубой, тяжелой стеной, закрывающей северный свет от того, что раньше было прекрасным окном. И архитектор даже построил большой фонтан с водой, хотя рядом был питьевой фонтанчик.
По-видимому, новый попечитель и архитектор знали, что делали, потому что этот камень посещало множество посетителей со всего мира. Пламенный арабский радикал посетил его в тот же день, что и полковник израильских десантников, и, по-видимому, камень оказал какое-то успокаивающее действие, потому что они не только, казалось, поладили, но и обнялись прямо перед уходом. Оба, когда их спросили, произошло ли это их соотечественниками, отрицали этот инцидент. Конечно, никто не был так очарован этим доацтекским камнем, как граф Руй Лопес де Гома-и-Санчес, который приходил каждый день.
Однажды октябрьским вечером охранник обнаружил, что кто-то с помощью аэрозольного баллончика с зеленой эмалевой краской написал крупными буквами на камне: "Джоуи 172".
На следующий день конгрессмен от округа был найден в своем вашингтонском офисе с распростертой грудью в луже крови.
Его сердце было вырвано.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Его звали Римо, и он не верил своим ушам.
"Римо, это Смит. Немедленно возвращайся в Фолкрофт".
"Кто это?" Спросил Римо.
"Гарольд В. Смит, твой работодатель".
"Я тебя не слышу. Волны здесь слишком громкие", - сказал Римо, глядя на тихий нежный накат Атлантического океана цвета морской волны, набегающего на белый песчаный пляж Нагс-Хед, Южная Каролина.
В комнате мотеля тоже было тихо, если не считать слабого царапанья гусиного пера по пергаменту. Худощавый пожилой азиат быстро орудовал пером, но его пальцы с длинными ногтями, казалось, едва двигались. Он останавливался, заглядывал в этот колодец творчества и снова писал, едва шевеля своим золотым утренним кимоно.
"Я сказал, что ты должен немедленно вернуться в Фолкрофт. Все разваливается".
"Вы сказали, что хотите поговорить с Гарольдом Смитом?" Спросил Римо.
"Я знаю, что это открытая линия, но ..." Римо услышал жужжание. Кто-то отключил их. Он положил трубку.
"Я скоро вернусь, Папочка", - сказал Римо, и Чиун царственно оторвался от своих священных Писаний.
"Ты был съежившимся и толстым, или ты лежал в грязи, когда я нашел тебя?" - спросил Чиун. Голос был писклявым и достигал максимумов и минимумов, как горный хребет из сланца - по нему скребли гигантские лапы.
"Ни то, ни другое", - сказал Римо. "Я приходил в себя. Я был довольно здоров для этой цивилизации. На самом деле, я был довольно здоров почти для любого времени и места. Кроме одного места."
- И вот, - нараспев произнес Чиун - перо от скорости превратилось в размытое пятно, но каждый корейский иероглиф письма оставался четким, - Чиун, Мастер Синанджу, увидел пресмыкающегося белого среди мусора своего рождения. У него были изуродованные конечности. У него были тусклые глаза со странными круглыми шарами в голове. Но самым изуродованным, по мнению Мастера Синанджу, был этот белый в его сознании. Тусклая, промокшая, безжизненная масса в его уродливом бледном черепе ".
"Я думал, вы уже внесли свой раздел обо мне в историю Синанджу", - сказал Римо.