в надежде, что они простят мне любые вольности, которые я допустил с их историей. Джеремайя Бокс Стокдейл и Влаетислав Спиридион жил в Кардиффе в 1855 году, но События, описанные здесь, полностью вымышленные .
ГЛАВА ПЕРВАЯ
1855
Найджел Бакмастер знал, как сделать появление. Когда он вошел в оживленный зал на вокзале Паддингтон, толпа расступилась перед ним, как перед королевской особой. Те, кто был рядом с актером-менеджером, разинули рты и ахнули, когда он прошел мимо. Те, кто был дальше, вытянули шеи, чтобы увидеть, из-за чего вся эта суета. Высокий, поджарый и гибкий, Бакмастер был одет в черный плащ, который развевался за ним, и широкополую черную фетровую шляпу, из-под которой на плечи падали длинные, блестящие, темные локоны. Его лицо было скорее поразительным, чем красивым, его наиболее значимыми чертами были острый подбородок и два больших, тлеющих глаза, разделенные узким, сужающимся носом. Это было лицо одновременно героя и злодея, сочетающее в себе браваду с угрозой в одинаковых пропорциях и источающее чувство непоколебимой цели.
В равной степени их драматичному прибытию способствовала величественная главная леди, которую Бакмастер вел под руку. Кейт Линнейн приближалось к тридцати, но она все еще обладала ошеломляющим цветением и красотой гораздо более молодой женщины, черты лица светились, глаза танцевали, изящный подбородок был приподнят с королевским презрением. Светлые локоны выглядывали из-под шляпки-поке, отделанной страусиными перьями. Ее светло-голубой жилет тонко контрастировал с изысканно сшитым темно-синим жакетом. Скрытые под украшенной темно-синей юбкой, которая раздувалась наружу, ее ноги двигались так грациозно, что она, казалось, скользила в унисон с величественной походкой своей спутницы. Открытый в предыдущем году, лондонский вокзал Большой Западной железной дороги был впечатляющим собором из кованого железа и стекла, куда ежедневно приходили тысячи пассажиров, чтобы поклониться алтарю пара.
Найджел Бакмастер и Кейт Линнейн на мгновение превратили его в огромную сцену, на которой они могли выступать перед изумленной публикой.
Как и подобает такой великолепной паре, у них была внушительная свита.
поминки. Куда бы они ни шли, за ними следовали и другие члены труппы. Сначала шла группа напыщенных, длинноволосых актеров разного возраста вместе с несколькими симпатичными, надушенными, жестикулирующими молодыми актрисами, жаждущими заполучить свою долю внимания. За этими прихорашивающимися павлинами находилась разношерстная сценическая команда, заметно менее хорошо одетая и отмеченная атмосферой коллективного смирения.
Кавалькаду завершала вереница носильщиков, кативших потрепанные чемоданы на своих громыхающих тележках или везших корзины с костюмами, декорации и реквизит на своих дребезжащих тележках. Игроки Бакмастера были в движении. Они хлынули на платформу, как будто реквизируя весь поезд.
Соблюдался строгий порядок старшинства. Пока двое светил направлялись в вагон первого класса, другим артистам пришлось ехать вторым классом, а остальная часть труппы была вынуждена наблюдать за погрузкой багажа и театральных принадлежностей, прежде чем их приняли в неуютные объятия третьего класса.
Бакмастер распахнул дверь вагона, чтобы Китти могла войти в купе. Когда он забрался следом за ней, он закрыл дверь, сбросил шляпу, скинул плащ и сел спиной к паровозу.
Кейт опустилась на сиденье напротив него. Теперь, когда не было зрителей, на которых нужно было бы произвести впечатление, она позволила своим чертам лица измениться в выражение чистой скуки.
«Я ненавижу все эти путешествия, Найджел», — сварливо сказала она.
«Нужно, когда дьявол гонит», — сказал он ей. «Если гора не идет к Магомету, то Магомет должен идти к горе».
«Почему мы не можем играть на стадионах «Друри-Лейн» или «Ковент-Гарден»?»
«Потому что они пока нас не заслуживают, любовь моя», — сказал он с высокопарным жестом. «Пока они этого не заслуживают, мы должны искать новые пастбища».
Кейт вздохнула. «Но почему, черт возьми, мы должны делать это в Уэльсе ?» — горько пожаловалась она. «Это как оказаться брошенным во тьму внешнюю».
Двадцать минут спустя, как раз перед отправлением поезда, появились две фигуры.
внезапно появился снаружи их кареты. Кейт была раздражена тем, что их уединение вот-вот будет нарушено, но Бакмастер проявил интерес к трогательной маленькой сцене, которая разыгрывалась всего в нескольких футах от него.
Хотя он не мог слышать ни слова, он нашел мим красноречивым. Невысокий, усатый старик с округлыми плечами давал пассажиру ряд инструкций, глядя поверх очков и постоянно грозя пальцем.
Ему было всего двадцать с небольшим, его спутник выглядел свежим и мальчишеским, он послушно кивал в знак послушания и время от времени ласково улыбался. Он нес большую сумку, ее тяжелый вес заставлял его перекладывать ее из одной руки в другую. Судя по его одежде, его котелку и обеспокоенным взглядам, которые молодой человек бросал на поезд, Бакмастер предположил, что он не был обычным пассажиром первого класса. Действительно, когда он наконец открыл дверь, он настороженно огляделся, как будто не был уверен, имеет ли он право подняться на борт.
«Входи, входи, мой друг», — сказал Бакмастер, приглашая его вперед. «Мы рады иметь компанию».
Кейт, недовольная новичком, скрыла свое раздражение за ослепительной улыбкой.
Он кивнул им обоим в знак благодарности, затем встал между ними и сел у окна на противоположной стороне купе. Бакмастер закрыл дверь и кивнул человеку на платформе. Через минуту раздался свисток, и локомотив взорвался жизнью. Когда поезд двинулся вперед, молодой человек помахал на прощание своему бывшему сопровождающему.
Пробормотав последний совет и придерживая одной рукой цилиндр, старик заботливо поспешил рядом с каретой, пока не выдохся и не лишился платформы. Бакмастер был заинтригован.
«Ты настоящий Лаэрт, мой друг», — заметил он.
Вошедший моргнул. «Прошу прощения, сэр».
«Вы явно не знакомы с величайшей пьесой, когда-либо написанной. Я имею в виду, конечно, «Гамлета » Уильяма Шекспира , роль, в которой я собрал бесконечные аплодисменты. Однако в прежние дни, когда я был подростком в труппе, я часто играл роль Лаэрта и получал мудрые советы от
«Мой отец, Полоний, во многом так же, как ты только что последовал совету своего достопочтенного родителя».
«Мистер Вок мне не отец, сэр».
Бакмастер был удивлен. «Правда? Неужели мои глаза обманули меня?»
«Это правда, что в каком-то смысле он был мне как отец», — нервно сказал другой, — «особенно с тех пор, как его собственный сын бросил бизнес, но мы никак не связаны. Мистер Воук — мой работодатель».
«А, понятно. И какую форму принимает эта занятость?»
«Мы — серебряных дел мастера».
Потребовалось много времени, чтобы выманить его. Хью Келлоу явно никогда раньше не встречал трагиков. Арестованные на любой сцене, Бакмастер и Кейт были положительно подавляющими в тесных пределах железнодорожного вагона, хотя и на более широкой колее чуть более семи футов. Серебряных дел мастер поначалу чувствовал себя неловко и не мог говорить. Он сидел в углу, защитно обхватив рукой свою сумку. Они медленно завоевывали его доверие, выпытывая у него его имя и место назначения. Прошло почти полчаса, прежде чем он набрался смелости посмотреть Кейт прямо в лицо. Бакмастер прибегнул к лести.
«Вы, как я понимаю, никогда не стояли на скамейке запасных?» — начал он.
«Нет, сэр», — скромно ответил Келлоу. «Я был в нескольких заведениях Penny Gaff в Лондоне, но это все».
Кейт фыркнула. «Презренные места!»
«Они оказывают услугу, любовь моя», — снисходительно сказал Бакмастер. «Чего они, конечно, никогда не смогут сделать, так это достичь высот, к которым мы взлетаем. В то время как они предлагают низменные развлечения для необразованных, мы имеем дело с истинным искусством, глубокой драмой, которая может достичь самой души тех, кому посчастливилось ее наблюдать». Он изучал Келлоу. «Если я не ошибаюсь, у вас могли бы быть задатки прекрасного актера.
«Это не я, сэр», — запротестовал серебряных дел мастер. «У меня нет никакого таланта».
«У вас хороший голос и красивое лицо, два необходимых качества любого актера. Если вы можете овладеть ремеслом серебряных дел мастера, у вас, очевидно, есть самоотверженность, необходимая для подготовки к сцене». Он посмотрел на Кейт. «Вы не согласны?»
«Я была поражена его внешностью с того момента, как увидела его», — сказала она, понимая ее намек. «У вас есть харизма , мистер Келлоу, и это самое важное качество из всех. Вокальным трюкам и театральным жестам можно научиться, но сценическое обаяние — это природный дар. Ну же, наверняка были времена, когда вы чувствовали потребность выступать на публике».
«Никогда, мисс Линнейн», — сказал Келлоу с самоуничижительным смехом. «Правда в том, что я довольно робкий человек».
«От застенчивости можно легко избавиться».
«Кейт права», — добавил Бакмастер, доставая из кармана серебряный футляр и извлекая карточку. «Вот — возьми это. Если ты когда-нибудь передумаешь, для тебя всегда найдется место в моей компании». Келлоу взял карточку с золотым обрезом и осмотрел ее. «Тебе придется начинать с самого низа, ты понимаешь, с маленьких ролей и скудных наград, но подумай, какая слава может ждать тебя впереди — Хью Келлоу в «Гамлете »!»
Серебряных дел мастер пожал плечами. «Думаю, я останусь при своем ремесле, сэр».
«Сохраните мою визитку и приходите посмотреть наше выступление в Кардиффе».
«О, я не останусь в городе, сэр».
'Нет?'
«Мне просто нужно сделать доставку», — сказал Келлоу, кладя карточку в карман, — «а затем я сяду на обратный поезд до Лондона. Боюсь, что в этой поездке у меня не будет такой выдающейся компании в первом классе. Мистер Воук купил мне билет во второй класс».
«Мне кажется, я понимаю, почему», — сказала Кейт, которая наблюдала, как его рука не выпускала сумку. «Вы, должно быть, несете что-то очень ценное, если
Вы не позволили разместить ваш багаж на крыше кареты. Можем ли мы спросить, что это такое?
Келлоу прикусил губу, прежде чем заговорить. «Это локомотив», — сказал он. «Если быть точнее, это серебряный кофейник в форме локомотива».
«Как странно!» — воскликнул Бакмастер. «Умоляю, дайте нам это увидеть».
«Мистер Вок запретил мне показывать это кому-либо, сэр».
«Но мы не кто-нибудь, мистер Келлоу, мы друзья».
«Надеюсь, это верные друзья», — сказала Кейт, у которой разыгрался аппетит. «Что плохого в том, что вы позволите нам взглянуть на это? Мы очень осторожны, и вряд ли ваш работодатель когда-нибудь узнает об этом».
Хью Келлоу несколько минут боролся со своей совестью, не желая открывать сумку, но и не желая их подвести. Он не хотел провести остаток долгого путешествия в напряженной атмосфере. Они предложили ему дружбу, и ему нужно было ответить.
«Очень хорошо», — сказал он, сдаваясь. «Но вы должны пообещать, что не прикоснетесь к нему».
Остальные кивнули в знак согласия. Келлоу развязал ремни на сумке и достал предмет, завернутый в муслин. Он раздвинул складки материала. «Вот она — копия класса Firefly 1840 года, точная до мелочей».
Бакмастер и Кейт были поражены. То, что они увидели, было не чем иным, как миниатюрным шедевром, масштабной моделью, которая была более фута в длину и имела содержание и блеск высококачественного серебра. Котел был установлен на высокой, куполообразной, блестящей топке. По обе стороны от двух больших ведущих колес были гораздо меньшие несущие колеса. Пока Бакмастер свистел от изумления, глаза Кейт жадно расширились.
Келлоу был доволен их реакцией.
«Каркас был немного упрощен, — пояснил он, — и мы добавили несколько креплений для котла. Что касается этого маленького украшения, — продолжил он, указывая на серебряную корону наверху дымохода, — это не просто
«Украшение. У него важная функция». Он откинул заводную головку на петле. «Она сохраняет кофе теплым, пока его не нальют».
«Это великолепно», — сказал Бакмастер. «Я никогда не видел такой точной проработки деталей. Должно быть, на ее изготовление ушла целая вечность».
«Так и было, сэр. Мистер Воук — перфекционист. Он работал над этим заказом целую вечность. Он даже послал меня в Суиндон, чтобы я сделал несколько чертежей локомотивов Firefly».
Глаза Бакмастера блеснули. «Вы летели первым классом?»
«В тот раз мне пришлось довольствоваться третьим классом», — грустно признался Келлоу. «Мистер Вок очень осторожен со своими деньгами. Некоторые называют его скупым — его сын, конечно, так считал, — но я думаю, что он разумен. Он научил меня распоряжаться собственными доходами с такой же осторожностью».
«Я никогда ничего подобного не видела», — сказала Кейт, любуясь локомотивом. «Ваш работодатель превратил уродливую, грязную, шумную железную штуковину в нечто поистине прекрасное. Должно быть, это честь — работать на такого превосходного мастера».
«Это действительно так», — с благодарностью ответил Келлоу, — «хотя кофейник — не полностью дело рук мистера Воука. Правда в том, что у него не то зрение, поэтому он попросил меня взять на себя некоторые из более сложных работ, таких как корона и эмблема на стороне топки. Я также отвечал за поршни и за перила по обе стороны подножия». В голосе прозвучала нотка гордости. «Именно потому, что я был так вовлечен в его создание, мистер Воук оказал мне честь доставить его новому владельцу».
«А это кто?»
«Миссис Томкинс из Кардиффа — ее имя указано на табличке».
«Я ей завидую!» — с чувством сказала Кейт. «Я обожаю серебро. Нет, нет», — быстро продолжала она, пока Келлоу пытался снова прикрыть локомотив. «Не прячь его, умоляю тебя. Дай мне позлорадствовать!»
Среди облаков дыма, серы и копоти поезд с ревом въехал на станцию Cardiff General и замедлил ход до тряской остановки. Пассажиры вышли и стали ждать, пока их багаж выгрузят с крыш вагонов.
Более крупные предметы путешествовали в фургоне охранника. Прежде чем ступить на платформу, Найджел Бакмастер надел шляпу, плащ и принял повелительное выражение лица.
Он помог Кейт Линнейн выбраться, а затем пожал руку Хью Келлоу.
Серебряникам не терпелось доставить кофейник, но Кейт не хотела его отпускать, сжимая его руку одной рукой, а другой тайком поглаживая его сумку. Когда он наконец отстранился, она невольно вскрикнула от горя.
«Что с тобой, любовь моя?» — спросил Бакмастер.
Она наблюдала за Келлоу, пока его не поглотила толпа.
«Это тот серебряный кофейник», — призналась она, прижав ладонь к груди. «Он украл мое сердце, Найджел — я бы убила , чтобы обладать им!»
Труп лежал на кровати, непроницаемый для ветра, который дул через открытое окно, чтобы шелестеть занавесками. Когда в комнату залетела муха, она описала бесконечные круги в воздухе, прежде чем сесть на верхнюю часть большого, открытого, пустого кожаного мешка.
ГЛАВА ВТОРАЯ
«Зачем нам ехать в Кардифф?» — сварливо спросил Виктор Лиминг.
«Потому что именно там произошло убийство», — сказал Колбек.
«Но Кардифф находится в Уэльсе».
«Вам не нужно читать мне лекцию по географии, Виктор. Я точно знаю, где это и сколько времени займет поездка на поезде».
«Слишком долго», — простонал Лиминг.
«Смена обстановки пойдет вам на пользу».
«Разве у них нет собственной полиции?»
«К нам обратилась железная дорога Южного Уэльса».
«Вы имеете в виду, что вы были, инспектор. Каждая железнодорожная компания в стране ищет ваших услуг. При первых признаках неприятностей они посылают за Робертом Колбеком, железнодорожным детективом».
«Убийство — это больше, чем просто признак беды».
«Что именно произошло?»
«Телеграф предоставил нам только самые скудные подробности», — сказал Колбек. «Гость отеля Railway был убит в своем номере. Это все, что нам нужно знать на данном этапе. Повестка заставила меня потянуться за своим Брэдшоу , и именно поэтому мы направляемся в Паддингтон».
Лиминг поморщился. «Ненавижу скучные поездки на поезде».
«Это противоречие в терминах. Для подготовленного наблюдателя — например, для детектива-сержанта вроде вас — ни одно путешествие на поезде не должно быть скучным. Это наслаждение для глаз и постоянный стимул для мозга. Путешествия расширяют кругозор, Виктор».
Лиминг ворчал мятежно. Колбек знал, почему он был таким грубым. Сержант был женатым человеком с женой и двумя детьми на
которого он обожал. Он ненавидел отсутствовать по ночам, а расследование в Кардиффе могло означать, что придется ждать несколько дней. Как только телеграмма пришла в Скотленд-Ярд, Колбек велел Лимингу захватить чемодан, который он держал в офисе на случай командировки вдали от Лондона. В нем была сменная одежда. Теперь двое мужчин устроились в такси, которое шумно катилось к железнодорожной станции по мощеной улице. На вид они были неподходящей парой. Колбек был высоким, стройным, любезным, безупречно одетым и с почти кричащей красотой, в то время как Лиминг был коренастым, среднего роста, неэлегантным даже во фраке и цилиндре, и с поразительным уродством ярмарочного хулигана, который оказался в проигрыше в драке. Тем не менее, его семья глубоко любила его, и Колбек восхищался им за его безупречные качества как полицейского. Лиминг обладал упорством человека, который, однажды встав на верный путь, никогда не сворачивал с него, пока дело не было раскрыто.
Колбек попытался подбодрить своего пресытившегося товарища.
«Есть утешения», — утверждал он. «Для начала, мы на некоторое время будем вне досягаемости суперинтенданта Таллиса».
«Это всегда бонус», — согласился Лиминг. «Он был очень раздражительным в последние несколько недель».
«Это понятно — было слишком много преступлений и слишком мало обвинительных приговоров. Суперинтендант ожидает, что мы поймаем каждого нарушителя закона и посадим его или ее за решетку. Мы оба знаем, что это невыполнимое требование».
«Если он хочет, чтобы мы патрулировали улицы Лондона, почему он позволяет нам пересекать границу с Уэльсом?»
«Я думаю, что тут замешано тщеславие, Виктор», — решил Колбек. «Тот факт, что нас разыскивали по имени, свидетельствует о том, что репутация Детективного отдела распространилась далеко и широко. Это питает его самомнение. В этой необитаемой пустыне, известной как его сердце, я полагаю, ему нравится идея отправлять своих людей раскрывать преступления в разные части
страна – если мы, конечно, сделаем это быстро».
«На этот раз мне не удастся сделать это достаточно быстро».
«Нет причин для беспокойства. Эстель и дети проживут без тебя одну-две ночи».
«Это не то, что меня раздражает, инспектор», — признался Лиминг. «Я беспокоюсь о том, что не смогу выжить без них ».
Резкий стук лошади сменился медленным топотом копыт, когда кучер натянул поводья. Вскоре такси остановилось, и двое мужчин вышли. Колбек заплатил за проезд, а затем повел своего спутника в водоворот, который представлял собой вокзал Паддингтон в оживленный полдень. Сквозь суматоху он окликнул Лиминга.
«Есть еще одно утешение, Виктор».
«Есть ли, сэр?»
«Когда мы приедем в Кардифф, мы встретим старого друга».
«О, и кто бы это мог быть?»
«Джеремия Стокдейл».
Лиминг мгновенно просветлел. «Вот это утешение ».
И впервые в жизни он вошел в вагон поезда с чем-то вроде улыбки на лице.
У Архелая Пью было много достоинств, но он не был человеком для кризиса. Как управляющий железнодорожной гостиницей в Кардиффе, он был неизменно эффективен.
Сталкиваясь с повседневными проблемами — неловкими гостями, ошибками при бронировании, ленью среди персонала — он был спокоен, терпелив и решителен.
Однако, столкнувшись с мертвым телом в одной из своих комнат, Пью быстро пришел в упадок. Пот выступил на его морщинистом лбу, глаза неудержимо метались, а одежда внезапно стала ему тесной. Это был невысокий, аккуратный мужчина лет сорока с четким и властным голосом, который
теперь стань зловещим карканьем.
«Вы не можете оставить его там, суперинтендант», — причитал он.
«Я могу это сделать, и я это сделаю, мистер Пью», — сказал Джеремайя Стокдейл.
«Представьте, как это выглядит. Если полицейский будет стоять у этой комнаты весь день, это напугает моих других гостей».
«Это, скорее всего, успокоит их, сэр. И это также не даст никому из них случайно зайти в комнату. Подумайте, как бы они ужаснулись, если бы это произошло».
Пью попытался самоутвердиться. «Мне нужно управлять отелем».
«А мне нужно раскрыть преступление», — возразил Стокдейл, нависая над ним.
«Это превыше всего».
«Неужели вы не можете хотя бы вынести отсюда труп?»
«Нет, мистер Пью».
«Почему бы и нет — это самая ужасная реклама для нас».
«Мои соболезнования на стороне жертвы. Он останется там, где находится, пока из Лондона не прибудет инспектор Колбек. Я хочу, чтобы он увидел, что именно мы обнаружили, когда вошли в ту комнату».
Стокдейл был непреклонен. Это был крупный, мускулистый, грубоватый человек лет сорока с густыми темными усами и бородой. Англичанин по рождению, он имел короткую военную карьеру в качестве наемника в Испании, прежде чем был демобилизован домой по инвалидности. Оправившись от ран, он присоединился к недавно сформированным силам столичной полиции. В результате обучения и опыта, приобретенного на опасных улицах Лондона, он получил, когда ему было всего двадцать четыре года, должность суперинтенданта полиции Кардиффа. Это сделало его, по сути, главным констеблем города. Почти два десятилетия он был очень успешным сотрудником правоохранительных органов, несмотря на недостаточный бюджет, ограниченные людские ресурсы и постоянную критику со стороны Комитета по наблюдению.
Спорить с Джеремайей Боксом Стокдейлом было бессмысленно. Он был сам по себе. Он не терпел дураков и не уступал желаниям охваченных паникой менеджеров отелей. Архелай Пью мог блеять на него весь день, но это было бесполезным занятием. Труп останется там, где он был, а полицейский останется на страже.
Они находились в фойе отеля, и гости, проходившие мимо, смотрели на суперинтенданта с любопытством, щедро окрашенным страхом. Внушительная фигура была одета в форму собственного изобретения — темно-синюю тунику и брюки, отделанные красным шнуром, фуражку и портупею из армейских времен. Рядом с ним Пью был невидим.
«Когда приедет инспектор?» — спросил менеджер.
«Я уверен, что он сядет на первый попавшийся поезд», — сказал Стокдейл, — «и я также уверен, что он привезет с собой сержанта Лиминга. Вы должны быть благодарны, что сюда приезжают два человека с такими способностями, мистер Пью».
«Единственный раз, когда я почувствую хоть малейшее чувство благодарности, это когда они вынесут отсюда это мертвое тело и смоют пятно убийства».
«Разве вы не хотите, чтобы это преступление было раскрыто?»
«Конечно, я беспокоюсь, но меня больше волнуют другие гости».
«Подозрение предшествует беспокойству», — мрачно сказал полицейский. «Неужели вам никогда не приходило в голову, что убийцей, скорее всего, окажется кто-то из тех, кто живет под этой крышей?» Пью сглотнул и невольно отступил назад. «Он может заниматься своими делами, как будто ничего не произошло. Другими словами, мистер Пью, где-то среди гостей, о которых вы так беспокоитесь, может быть тот самый злодей, который совершил это гнусное преступление».
Пью был ошеломлен. «Убийца все еще здесь ?»
«Это то, что я обязательно учту».
Оставив менеджера переваривать эту ужасную возможность, Стокдейл оторвался от него и подошел, чтобы поприветствовать двух мужчин, которые были
входящий через дверь. Колбек и Лиминг прошли небольшое расстояние от железнодорожной станции. Они были рады видеть своего старого друга.
Состоялся обмен приветствиями и теплыми рукопожатиями. Взаимное уважение между тремя мужчинами было очевидным. Стокдейл представил их менеджеру, но Пью был не слишком впечатлен. Ожидая полицейских в форме, он вместо этого смотрел на то, что он воспринимал как денди и боксера.
«Когда вы переместите тело, инспектор?» — потребовал Пью.
«Когда придет время это сделать», — резко бросил Стокдейл, усмирив его взглядом.
«Тем временем я предлагаю вам отодвинуть свое тело в сторону, чтобы мы могли подняться наверх. Я уверен, что инспектор Колбек захочет поговорить с вами позже».
«Я, конечно, так и сделаю, сэр», — сказал Колбек, вежливо обращаясь к Пью. «Мне жаль, что это, должно быть, вызвало помехи. Я понимаю ваше беспокойство. Возможно, нам с сержантом Лимингом придется остаться в городе на некоторое время. Я полагаю, у вас есть свободная комната?»
«Он уже забронирован на ваше имя», — сказал Стокдейл.
«Спасибо, суперинтендант».
«Вот», — продолжил он, забирая у них чемоданы и передавая их управляющему. «Сделайте что-нибудь полезное и отправьте их в их комнату».
Он улыбнулся остальным: «Следуйте за мной, джентльмены».
Пока детективы поднимались по ковровой лестнице, Стокдейл сообщил им предварительные подробности.
«Жертва — молодой серебряных дел мастер из Лондона. Его звали Хью Келлоу, и он работал на мистера Леонарда Вока с Вуд-стрит. Он приехал сюда, чтобы доставить товар — счет был у него в кармане — и его украли.
«Очевидно, что мотивом убийства было ограбление».
«Что это был за предмет?» — спросил Лиминг.
«Это был серебряный кофейник в форме локомотива».
Колбек был очарован. «Тогда это должно быть очень ценно».
«Так и есть», — с завистью сказал Стокдейл. «Это стоило гораздо больше, чем любой из нас, простых смертных, мог себе позволить». Они достигли лестничной площадки, и он повел их по длинному коридору. «Гостья проходила мимо комнаты, когда услышала что-то похожее на приглушенный крик о помощи. Она предупредила управляющего, и, надо отдать ему должное, он сразу же поднялся сюда. Когда он постучал в дверь, ответа не последовало, поэтому он воспользовался мастер-ключом, чтобы открыть ее, и сделал открытие».
В конце коридора они повернули за угол и увидели полицейского в форме, стоящего снаружи первой комнаты слева. При виде своего начальника он тут же выпрямился и отдал почтительный салют.
Достав ключ из кармана, Стокдейл взмахом руки отстранил коллегу.
«Почти ничего не тронуто, инспектор», — сказал он. «Я вспомнил, что вы мне однажды рассказывали о месте преступления. Важные улики могли быть утеряны, если люди топтали его или, в случае убийства, если тело переместили до того, как его как следует осмотрели».
«Мы вам очень благодарны», — сказал Колбек.
Стокдейл отпер дверь. «То, что вы сейчас увидите, — сказал он им с мрачной улыбкой, — это именно то, что видел менеджер, — хотя, в отличие от мистера Пью, у вас не случится приступа истерики».
Дверь распахнулась, и они вошли в комнату. Колбек и Лиминг осмотрели место происшествия. Труп лежал на спине на смятой кровати. На нем была рубашка, которая была частично расстегнута, расстегнутый жилет, пара брюк и несколько чулок. Его туфли стояли на полу рядом с кроватью, а его пальто и галстук на стуле. Его котелок стоял на маленьком столике, перед которым стояла пустая кожаная сумка. На лице жертвы были синяки, а на лбу засохшая кровь от раны на голове. Лиминг затаил дыхание, потому что рот и подбородок мужчины были изуродованы, как будто их сильно ошпарили.
«Была использована какая-то кислота», — пояснил Стокдейл. «Убийца вылил ее
«В горло. Часть пролилась ему на лицо».
Колбек обошел кровать, чтобы рассмотреть тело с другого ракурса. Он наклонился, чтобы рассмотреть его. Затем он подошел к открытому окну и выглянул. Его взгляд переместился на пальто.
«Что вы в этом нашли?» — спросил он.
«Очень мало», — ответил Стокдейл. «Мне кажется, что его бумажник украли вместе с кофейником. Остались только те вещи, которые вы видите на туалетном столике — счет от его работодателя, билет второго класса до Паддингтона и визитная карточка».
Колбек подошел, чтобы поднять карточку. «Найджел Бакмастер», — прочитал он вслух. «Вот это имя я хорошо знаю».
«Я никогда не слышал об этом человеке», — сказал Лиминг.
«Это потому, что ты никогда не ходишь в театр, Виктор».
«Как я могу жить на свою зарплату, инспектор? Мне нужно кормить семью».
«Мистер Бакмастер — актер-менеджер. У него своя труппа бродячих актеров. Однажды я видел, как он виртуозно играл Отелло». Его взгляд метнулся к трупу. «Каким образом его карточка оказалась в кармане жертвы?»
«Я могу вам это сказать», — сказал Стокдейл, стремясь показать, что он не бездельничал. «Игроки Бакмастера прибыли сегодня, чтобы провести неделю в Королевском театре. Похоже, мистер Бакмастер и его ведущая актриса мисс Линнейн делили купе с мистером Келлоу в поезде. Они были в ужасе, услышав, что с ним случилось. Именно они подтвердили его имя. Их удивило то, что он пришел в отель. Он сказал им, что поедет обратно в Лондон, как только доставит кофейник».
«Возможно, он должен был передать его новому владельцу прямо здесь»,
предложил Лиминг.
«Нет, сержант. Он должен был отнести его в дом».
«Какой дом?»
«Тот, что принадлежит мистеру и миссис Томкинс», — сказал Стокдейл, — «хотя он больше похож на маленький дворец, чем на дом. Только такой человек, как Клиффорд Томкинс, мог позволить себе купить такой дорогой кофейник. Он разбогател в Мертире, будучи металлургом, а затем построил особняк в Кардиффе. Кофейник был подарком его жене».
«Давайте вернемся к мистеру Бакмастеру», — сказал Колбек. «Если он проделал весь путь сюда в компании мистера Келлоу, он мог бы собрать какие-нибудь полезные сведения. Мне нужно будет поговорить с ним».
«Тогда вам не придется далеко идти. Он и мисс Линнейн остановились в отеле». Стокдейл понимающе ухмыльнулся. «У них отдельные комнаты, но я предполагаю, что будет использоваться только одна из кроватей».
«Я не одобряю подобных вещей», — прямо заявил Лиминг.
«Закона против этого нет, сержант».
«Иногда я думаю, что так и должно быть».
Стокдейл рассмеялся. «Тогда мне пришлось бы запереть половину города».
«Суперинтендант прав, — сказал Колбек. — Нельзя издавать законы против определенных вещей. Нужно жить и давать жить другим — даже если последствия могут быть фатальными, как в этом случае».
Лиминг был озадачен. «Что вы имеете в виду?»
«Расскажи мне, что ты здесь видишь, Виктор?»
«Я вижу то, что видим мы все. Жертву убийства избили, а затем влили в ее горло кислоту. Меня удивляет то, что мистер Келлоу не оказал особого сопротивления. Он выглядит как здоровый молодой человек, но на нем нет никаких реальных следов борьбы».
«Вот что меня беспокоило», — признался Стокдейл. «Он, должно быть, был удивлен. Я знаю, что он должен был вернуться в Лондон сегодня, но эта комната была, по сути, зарезервирована на его имя. Моя теория заключается в том, что мистер Келлоу
«Зашел сюда отдохнуть, снял шляпу, пальто и обувь, затем лег на кровать. Кто-то застал его врасплох. Убив жертву, убийца забрал все ценное и скрылся через окно».
«Да», сказал Колбек, «я заметил, как легко было бы забраться на крышу того сарая внизу. Это вполне могло быть средством спасения. Но,»
он добавил, переходя на колени возле кровати, «мне приходит в голову еще одно объяснение». Он откинул манжеты рубашки мертвеца. «Все так, как я и думал. Он был связан. На его запястьях все еще видны следы веревки».
Стокдейл был расстроен. «Я сам должен был это заметить».
«Вы искали только то, что соответствовало вашей теории».
Лиминг почесал голову. «Убийца, должно быть, был сильным человеком».
он отметил: «Если бы он мог одолеть и связать свою жертву. Почему бы мистеру Келлоу не заорать во весь голос? Именно это я бы и сделал в подобных обстоятельствах».
«Я очень сомневаюсь в этом, Виктор», — заметил Колбек с улыбкой. «Вы никогда бы не оказались в таких обстоятельствах. Ваше обручальное кольцо спасло бы вас от недозволенного сексуального контакта. Я думаю, что могло произойти следующее», — продолжил он, обдумывая это. «Мистер Келлоу — молодой человек, у которого выходной в чужом городе. Его, вероятно, заманила сюда женщина, которая убедила его позволить ей связать его, чтобы она могла подразнить его и усилить его удовольствие». Лиминг был шокирован. «Как только она довела его до такого состояния, либо она, либо ее сообщник-мужчина в полной мере воспользовались им».
«Это отвратительно!» — запротестовал Лиминг.
«В Бьютттауне это случается постоянно», — устало сказал Стокдейл. «Иностранные моряки толпами сходят со своих кораблей после месяцев плавания и бегут прямиком в объятия ближайшей шлюхи. После пьяной ночи страсти они просыпаются и обнаруживают, что у них отобрали все до последнего пенни. Единственное отличие здесь в том, что бедный мистер Келлоу никогда не проснется».
«Была расставлена ловушка», — заключил Колбек. «Вот почему я склоняюсь к мысли,
что их было двое. Они знали, когда мистер Келлоу приедет в Кардифф и что он будет везти. Его просто нужно было отвлечь от его поручения. Этот номер был забронирован мужчиной, назвавшимся Хью Келлоу. Когда его сообщница сделала их жертву беспомощной, он совершил убийство, и они скрылись. Он повернулся к Стокдейлу. «Тело можно переместить, суперинтендант. Я хочу, чтобы провели вскрытие».
«Конечно, инспектор», — сказал Стокдейл.
«Мне нужно поговорить с управляющим, а затем я хотел бы поговорить с мистером Бакмастером и мисс Линнейн. Они, должно быть, долго говорили с мистером Келлоу».
«А как насчет меня, инспектор?» — спросил Лиминг.
«Вы должны немедленно вернуться в Лондон», — сказал Колбек, — «но я посылаю вас туда не просто для того, чтобы вы провели там ночь с женой. Вы должны срочно навестить Леонарда Воука, ознакомить его с подробностями этого печального дела и выяснить, кто еще знал, что его помощник сегодня отправится в Кардифф с предметом большой ценности. О, есть еще кое-что, Виктор».
'Есть?'
«Предупреди его».
«Вы думаете, он в опасности?»
«Нет», — ответил Колбек, — «но его запасы могут быть под угрозой. Поскольку ему поручили важную задачу — доставить этот кофейник, Хью Келлоу, очевидно, был доверенным сотрудником. У него наверняка были ключи от помещения серебряных дел мастера. Сообщите мистеру Воуку, что они пропали».
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Мадлен Эндрюс была так поглощена изучением своего альбома, что даже не услышала знакомых шагов на тротуаре возле маленького дома в Кэмдене. Поэтому, когда ее отец вошел, она встревоженно подняла глаза, как будто к ней только что ворвался незваный гость. Она улыбнулась с облегчением, увидев Калеба Эндрюса, вернувшегося домой после очередного дня в качестве машиниста на Лондонской и Северо-Западной железной дороге.
«Ты застал меня врасплох, отец», — сказала она.
«Я нечасто так делаю, Мэдди», — сказал он, снимая пальто и кепку, прежде чем повесить их на дверь. «В любом случае, это я должен быть удивлен. Я ожидал, что место будет пустым. Сегодня вечером ты собиралась уходить с инспектором Колбеком».
«Роберт прислал записку с просьбой расторгнуть договоренность».
«Он назвал причину?»
«Ему пришлось срочно отправиться в Кардифф».
«Это означает Великую Западную железную дорогу», — сказал Эндрюс с усмешкой.
«и Величайшая Ошибка Брюнеля, установившего широкую колею. Если бы только у него хватило здравого смысла использовать стандартную колею на своем пути, жизнь была бы намного проще для всех нас».
«Это один из способов взглянуть на это», — сказала она.
«Это единственный выход, Мэдди».
«Господин Брунель утверждал бы, что LNWR и другие компании ошиблись, выбрав более узкую колею. Если бы все остальные выстроились в очередь за ним, не было бы никаких споров».
«Перестань меня провоцировать».
«Я пытался посмотреть на это с его точки зрения».
«В этом доме», — заявил он, топнув ногой, — «Изамбард Кингдом Брюнель не имеет своей точки зрения. Я работаю в конкурирующей компании».
«Тогда я вам этого не покажу», — сказала она, закрывая свой альбом.
«Что это было?»
«Набросок локомотива класса Firefly, который я сделал».
«Это одна из разработок Дэниела Гуча», — сказал он с невольным восхищением. «Это хороший, надежный локомотив, и он остался в эксплуатации. Поезд, который доставил инспектора Колбека в Уэльс, мог быть даже из класса Firefly. Вам следует рисовать наши локомотивы», — добавил он с внезапной раздражительностью, — «а не наших конкурентов».
«Я рисую то, что привлекает мое внимание, отец».
Отложив свой альбом для рисования, она встала и пошла на кухню, чтобы поставить ужин на стол. Она была разочарована тем, что Роберт Колбек не смог увидеть ее в тот вечер, но она привыкла к таким изменениям планов в последнюю минуту. Он работал долгие и неопределенные часы в Скотленд-Ярде.
Тесная дружба с Железнодорожным детективом означала, что ей приходилось терпеть его внезапные отъезды и непредвиденные обязательства. У Мадлен была работа, которая утешала ее. Именно Колбек открыл ее художественный талант и вдохновил ее развить его до такой степени, что он начал иметь коммерческую ценность. Не для нее были спокойные пейзажи и изящные акварели других художниц. Ее предметом была железнодорожная система, и в лице ее отца, который посвятил ей всю свою трудовую жизнь, и Роберта Колбека, который был ее преданным поклонником, она имела два постоянных источника вдохновения.
Когда он вошел на кухню, Эндрюс курил трубку. Это был невысокий, жилистый мужчина лет пятидесяти с тонкой бородой, проседью.
Его коллеги по работе знали его за вспыльчивость, но дома он становился мягче. После смерти жены о нем заботилась дочь, кормила его, лелеяла и не давала ему впадать в отчаяние. Когда он смотрел на нее сейчас, склонившись над столом, он так живо вспомнил свою жену, что его глаза увлажнились. У Мадлен были те же самые спокойные привлекательные черты лица,
тот же чистый цвет лица и те же каштановые волосы. Ему пришлось напомнить себе, насколько они на самом деле различны по характеру. Мадлен была гораздо более одаренной, более напористой и более выдержанной. Она могла бы нацелиться на что-то более высокое, чем быть женой железнодорожника.