«Древний Рим давно стал излюбленным местом авторов военно-исторической прозы. Один из лучших из них — Гарри Сайдботтом».
SUNDAY TIMES
ПРОЛОГ
Мавзолей Адриана
День перед апрельскими календами
«ПОСЛЕДНИЙ ЧАС».
Умирающий лежал на полу, прислонившись к стене, прижимая обе руки к ране на животе.
Баллиста склонилась над ним. «Последний час чего?»
«Завтра. Последний час дня. Они собираются убить императора, когда он выйдет из Колизея».
Откуда-то снизу, из глубины гробницы, раздался шум.
Баллиста подошла к двери, осторожно перешагнув через два трупа.
Стук сапог, скрежет гвоздей по камню, лязг оружия. Вооружённые люди стояли у входа в Мавзолей. Их было много. Они поднимались по лестнице.
Баллиста вернулся в комнату.
«Помогите мне», — сказал пострадавший.
Баллиста ударил его по лицу. «Кто?»
«Они никогда этого не говорили».
Баллиста снова ударил его.
«Пожалуйста. Я не знаю».
Баллиста поверил ему.
«Не оставляй меня здесь».
Баллиста убил двух грабителей с ножами, когда прорвался через дверь, но спасти информатора он не успел. Тем не менее, он узнал время и место.
'Пожалуйста.'
Миссия не провалилась бы, если бы Баллисте удалось уйти.
Он встал.
«Они меня убьют».
Баллиста двинулся к двери. Звуки стали ближе.
«Ты не можешь меня бросить».
Пути вниз не было. Нужно было подниматься. Баллиста повернула налево и начала подниматься по лестнице, перепрыгивая через две ступеньки.
«Ты варварский ублюдок!»
Баллиста с грохотом поднимался по лестнице.
'Сволочь!'
Коридор спиралью шёл через сердце огромного памятника. Баллиста уже бывал здесь, много лет назад, когда впервые приехал в город. Сверху открывался прекрасный вид на Рим. Он помнил сад на крыше и статую императора Адриана на колеснице. Если будет воля Всеотца, внизу будет ещё один проход.
Встреча была ловушкой. Скарпио послал его на встречу с информатором. Он настоял, чтобы Баллиста пошёл один. Знал ли префект Городской стражи, что это ловушка? Сейчас не время об этом думать. Подумайте, переживёт ли он следующий час.
Баллиста бежал, держа ножны подальше от ног.
Всё время вверх, всё время влево. Всё дальше и дальше, через две ступеньки за раз. Пробегая под световыми колодцами в потолке, он проносился сквозь иллюзорные столбы яркого воздуха, а затем снова погружался во мрак.
Грудь начала болеть, мышцы бедра и голени ноют. Сколько ещё осталось до вершины?
На внутренней стене были закрытые двери. Он не остановился. Если они вели в комнаты, подобные той, которую он покинул, там не было бы ничего, кроме праха давно умерших.
Члены императорских династий. Они не предложили бы пути вниз.
Снизу послышались громкие голоса, а затем и крик.
Прибежавшие мужчины нашли своих друзей, нашли информатора. Смерть первого не обрадовала бы их.
Не имело значения, что последний расскажет им о Баллисте. Вооружённые люди хотели бы убить их обоих, а Баллисте некуда было идти, кроме как на крышу.
Еще один крик разнесся по длинному коридору и резко оборвался.
Каждый вздох причинял боль. Пот ручьём катился по Баллисте. Кончится ли когда-нибудь эта лестница? Это было словно адское наказание из мифа.
Последний поворот – и вот дверь. Пусть, боги, она будет открыта.
Дверь открылась наружу. Баллиста закрыл её за собой и прислонился к ней, пытаясь восстановить дыхание. Сорок три зимы в Средиземье — слишком долго для такого испытания.
Сад на крыше имел плавный купол, похожий на невысокий холм. Он поднимался к постаменту, на котором стояла статуя императора Адриана в натуральную величину, возвышающаяся над остальными людьми, в триумфальной колеснице, запряженной четверкой лошадей. Ужасные бури последних дней прошли, но в воздухе пахло дождём. Камни под ногами всё ещё были влажными.
Должен быть другой путь вниз. Баллиста оттолкнулся от двери и пошёл по тропинке наверх.
Солнце клонилось к горизонту. Кипарисы отбрасывали длинные тени, испещрённые там, где они были увиты виноградной лозой и плющом. До темноты оставалось меньше часа.
Баллиста кружила у основания статуи. Ни двери, ни люка. Ничего. Должен быть другой путь вниз. Проход для садовников, растений, слуг. Он дико огляделся.
Под кипарисами сад был густо засажен фруктовыми деревьями и цветниками. От него расходились дорожки. Здесь были живые изгороди, растения в горшках, тяжёлая садовая мебель, небольшие фонтаны и другие статуи. Служебный доступ был тщательно замаскирован. Элита не хотела видеть рабов, наслаждающихся видами. Времени на поиски не было.
Баллиста подумал о световых колодцах. Нет. Даже если бы он нашёл один из них, он был бы слишком узким, не за что было ухватиться. Его осенила другая мысль. Он спустился по тропинке на восток.
Над изящной декоративной ширмой вдоль края сада тянулась тонкая деревянная ограда, уставленная ещё несколькими статуями. Баллиста не смотрел на город, раскинувшийся за рекой, лишь изредка бросая взгляд на вздымающиеся воды Тибра у подножия памятника. Он сжимал в руках мраморную ногу Антиноя, обречённого юноши, любимого Адрианом. Римлянина такая ассоциация, возможно, смутила бы. Баллисту, наследника иного мировоззрения северян, подобные предзнаменования не тревожили. Он боялся высоты и перегибался через ограду так далеко, как только мог.
Облицовка мавзолея была сделана из белого мрамора. Блоки были так искусно подогнаны друг к другу, что едва можно было различить линию их соединения. Никакой надежды ухватиться за что-либо. 20 футов или больше гладкой, отвесной стены до основания, а после этого уступа ещё, наверное, 40 футов вниз до узкой насыпи и реки. Спуститься было невозможно.
Баллиста побежал обратно к началу лестницы и открыл дверь. Мужчины приближались к вершине. Их тяжёлый подъём был громким. Оставалось только одно. Не думая ни о чём, Баллиста проделал свой собственный молчаливый предбоевой ритуал: правой рукой взял кинжал на правом бедре, вытащил его примерно на дюйм из ножен и резко вернул обратно; левой рукой взялся за ножны меча, правой рукой высвободил клинок на несколько дюймов, прежде чем вставить его.
назад; наконец он прикоснулся к лечебному камню, привязанному к ножнам.
Всеотец Воден, храни потомков своих. Не дай мне опозорить моих предков. Если мне суждено умереть, пусть умру достойно своих предков.
Баллиста снял плащ и обмотал толстый материал вокруг левого предплечья в качестве импровизированного щита, расположив складки так, чтобы около фута свисали вниз, чтобы поймать и запутать оружие противника.
Он не хотел умирать. Слишком многое стоило жить: жена Юлия, сыновья Исангрим и Дернхельм, ближайший друг Максимус. Он отогнал эти мысли. Выбора не было. Либо пробиваться с боем, либо пасть с мечом в руке. Если уж ему суждено умереть, пусть не трусом.
Баллиста с размаху обнажил свой меч, словно воображаемое жрецом воинственное видение.
Не думай, просто действуй.
Он вернулся через дверь, закрыл ее и занял позицию за последним поворотом лестницы.
Мужчины были почти наверху.
Жаль, что лестница была достаточно широка для того, чтобы нападать одновременно могли двое мужчин, а если бы они рисковали мешать друг другу, то и трое.
Тяжелые шаги, стоны усилий, бряцание оружия.
Они почти настигли его.
Меч опущен поперёк тела, спиной к ступеням, Баллиста задержала его дыхание. Он сдвинул сапоги, балансируя на подушечках стоп. Вот только подожди. Осталось совсем немного. Подожди.
Шум их приближения отдавался от стен, становясь все громче и громче, достигая крещендо.
Сейчас!
Он шагнул вперед и одним плавным движением взмахнул клинком.
Лезвие стали ударило первого мужчину прямо в лицо. Брызги горячей крови жгли глаза Баллисты.
другие остановились, ошеломленные нападением, столь же неожиданным, как появление призрака.
Адские боги, их так много.
Баллиста вытащил клинок из изуродованного лица и столкнул человека с лестницы. Смертельно раненный мужчина царапался на тех, кто был по обе стороны, и сталкивался с теми, кто был сзади.
Собравшись в тесноте, все отшатнулись назад, хватаясь друг за друга и изо всех сил стараясь не упасть.
«Убейте его!» — кричал кто-то внизу по лестнице.
Баллиста двинулась вперёд, нанеся удар в фигуру справа. Тот отразил удар с военной точностью, но всё равно отступил.
Десять, двенадцать или больше — Баллиста не могла видеть их всех.
Толпа растянулась за поворотом и скрылась из виду.
«Он один. Убейте его!» — раздался снизу высокий, полный эмоций, но смутно знакомый голос.
Двое мужчин приготовились. Остальные ждали несколькими ступенями ниже. Ситуация была скверной. Они знали своё дело и не собирались мешать друг другу. Они были в штатском, но были полностью экипированы для этой задачи.
Каждый держал гладиус. Короткий меч вышел из моды в легионах, но в ограниченном пространстве он был более маневренным оружием, чем длинный клинок баллисты.
Двое переглянулись и бросились вперёд. Тот, что был слева, нацелился на ноги Баллисты. Баллиста принял удар свисающими складками плаща, перекинул его через себя и протащил человека между собой и другим противником. Укол, всегда укол. Клинку хватило всего на пару сантиметров, чтобы стать смертельным. Мужчина попытался отпрянуть, но инерция была против него. Укол был неточным. Остриё клинка Баллисты царапнуло по грудине, прежде чем вонзиться в мягкую плоть горла.
Баллиста выхватил меч. Кровь брызнула во все стороны. Мужчина рухнул на своего коллегу.
Баллиста опустилась на одно колено и повернулась к умирающему
Человек у бедра здорового. Иногда невозможно было сделать укол. Это было похоже на топор мясника, рубящий кусок мяса. Человек взвыл и упал. Его меч зазвенел по мраморным ступеням. Он не умрёт, разве что истечёт кровью, но он выбыл из боя.
Настал момент атаковать. Сломить решимость остальных, заставить их броситься вниз по лестнице.
Баллиста спускалась быстро, но осторожно. Ступени были скользкими от крови. Меч впереди. Используй более дальний удар. Он выкрикнул варварский боевой клич своей юности. Звук ревел от камней арочного прохода, первобытный и ужасающий.
Мужчины не растерялись и не бросились бежать вниз по лестнице. Они едва вздрогнули. Приземистые и целеустремлённые, они сомкнулись в три ряда, и между рядами больше не было промежутков. Пригнувшись, с мечами впереди, обернув плащи вокруг левой руки, они образовали импровизированную живую изгородь. Не новички, они знали, что делают.
Баллиста сделал ложный выпад в сторону того, что слева, затем нанёс удар мечнику в центре. Тот парировал. Тот, что слева, сократил дистанцию и нанёс удар. Удар пронзил руку Баллисты. Он почувствовал, как сталь прорезала ватный материал плаща, но не настолько глубоко, чтобы достичь предплечья. Быстрый, как змея, Баллиста нанёс удар ему в лицо. Мужчина пригнулся под ударом, затем отступил на два шага, затем на три. Двое других в первых рядах отступили вместе с ним. Задние ряды позволили им отступить. Зловеще дисциплинированный, строй сохранял оборонительную линию.
Это не сработает. Баллисте нужно было быстро, пока у него была минутка времени, немного пространства, придумать другой план.
«Прикончи его!» — раздался снизу тот же бестелесный голос.
Наемные убийцы переглянулись, но не двинулись с места.
Повернувшись спиной к врагу, Баллиста поднялся над упавшими. Он схватил раненого за руку.
Схватил его за загривок туники, приподнял наполовину и ударил лезвием по шее.
«Один шаг — и твой сосед по палатке умрет».
В полумраке взгляды людей внизу метались от Баллисты друг к другу, выискивая, кто из них возьмет на себя инициативу.
«Я иду на крышу. Если ты последуешь за мной, как только первый мужчина появится из-за угла, я перережу твоему другу горло».
Мужчины молчали и не двигались.
«Я возьму с собой других. Вам платили за убийства, а не за смерть».
Баллиста отступил, увлекая за собой раненого.
Те, кто был ниже, не двинулись с места.
Скрывшись из виду, Баллиста протащил пленника через дверь. Он оставил её открытой, чтобы слышать.
Пока никаких звуков погони не слышно. Осталось совсем немного.
«Оставьте меня в живых», — тихо проговорил мужчина.
Баллиста огляделся вокруг, размышляя. У него почти не осталось выбора.
«У меня жена, дети. Мне нужны были деньги».
Баллиста откинул голову назад. «Ты выбрал не ту работу».
«Я не хочу умирать».
«Не бойся, — сказал Баллиста. — Смерть — ничто. Возвращение ко сну».
Опытным движением Баллиста перерезал ему горло. Он упал, словно жертвенное животное.
Баллиста машинально вытер клинок о тунику мертвеца. Он сам не верил своим словам.
Полузабытый голос снизу: «Трусы! Поднимайтесь и убейте варвара».
Баллиста увидел то, что хотел. Он вложил меч в ножны. Захлопнув дверь сапогом, он услышал звуки осторожного приближения.
В нескольких шагах от меня стояла садовая скамейка. Это было громоздкое, замысловатое изделие из железа, украшенное листьями аканта и лотоса.
Цветы, призванные дополнять листву сада для тех, кто удобно расположился. Напрягая все мышцы и кряхтя от усилий, Баллиста подтащил его к двери и прижал к доскам. Долго он не продержится, лишь немного выиграет время.
Запыхавшись, как собака, после такого усилия, Баллиста направился через сад к стороне, обращённой к реке. Оставался только один выход. Он был нехорош.
Хрупкая перекладина у статуи Антиноя сломалась от одного мощного пинка. Ещё пара ударов – и её не стало. Разрушение тонкой решётки экрана, которую она поддерживала, не вызвало никаких задержек.
Баллиста стояла на краю пустоты. Река была далеко внизу. На дальнем берегу, словно театральные декорации, раскинулся город. Слева от него возвышалась громада Мавзолея Августа, его круглый барабан перекликался с гробницей, на которой он стоял. Рядом с ним располагались ровные и зеленые открытые парки, усеянные тут и там одинокими памятниками. Северное Марсово поле было разбито императорами, чтобы дать своим подданным место для прогулок, чтобы городской плебс ощутил вкус жизни в роскошных загородных виллах элиты. Лишь дымка от костров, где готовили еду бездомные, портила образ праздной сельской местности, перенесенной в город: rus in urbe, захваченный бродягами.
Прямо перед собой высились упорядоченные памятники южного Марсова поля. Взгляд Баллисты проследовал по изгибу стадиона Домициана к термам Нерона.
За ними, справа, возвышался Капитолий, увенчанный храмом Юпитера, чья позолоченная крыша всё ещё сверкала в лучах заходящего солнца. За Капитолием, также отражая свет, виднелись крыши Палатина, под которым император, возможно, проведёт свою последнюю ночь на земле, если только Баллиста не предупредит его.
Баллиста вновь вернулся мыслями к текущему вопросу.
Река, так далеко внизу, уже была в тени.
Воды Тибра были рыжевато-коричневыми. Весеннее таяние снега на Апеннинах и недавние дожди подняли уровень воды. Справа от него буксировали последнюю на сегодня баржу с зерном на склады. Из-за разлива реки это был бы долгий и трудный путь вверх по течению; четыре дня пути от порта, а не обычные два-три. Чуть левее него Понс Элиус тонкой белой линией пересекал ручей. За мостом последние два плота переправлялись на дальний берег. Ближний был нагружен мрамором. На дальнем пасся скот, выращенный на заливных лугах выше по течению.
На таком расстоянии коровы казались маленькими, словно детские игрушки, вылепленные из комков глины и вымазанные коричневой краской.
Сзади раздался приглушённый стук. Они могли выломать дверь только сапогами, кулаками и рукоятями мечей. Ещё оставалось немного времени.
Баллиста размотал рваный плащ с левой руки, уронив его на влажную землю. Он снял сапоги, расстегнул пояс с мечом и поднял перевязь над головой. Он не хотел, чтобы меч попал им в руки.
«Боевое Солнце» было не просто мечом. Выкованный на заре времён, он передавался из поколения в поколение героями Севера, пока Хеоден, король Харии, не передал его своему приёмному сыну Баллисте. Баллиста на мгновение задумался о том, чтобы бросить его в реку, но затем отвернулся и стал искать, куда бы спрятать клинок.
Когда он просунул ножны под куст рододендронов, его внимание привлекли украшения на ремнях.
Вышитый бумажник; деньги никогда его особенно не волновали. Стенная корона, оригинальный знак отличия, врученный много лет назад тому, кто первым из римской армии пересёк стену африканского города. Украшенная драгоценностями хищная птица, которая путешествовала с ним так долго, прилетела с далёкого Севера, подарок матери. Не время для сентиментальностей. Если он выживет, он сможет отправить матери послание с просьбой прислать ещё одну.
Удары стали громче, ритмичнее и организованнее.
Баллиста вернулась к краю. До реки оставалось больше ста футов, возможно, целых сто пятьдесят. Опасно, но не обязательно смертельно. В юности он прыгал с такой же высоты. Но ему нужно было преодолеть основание Мавзолея и узкую насыпь.
Треск ломающегося дерева. Хриплый крик.
Баллиста отступил на двенадцать длинных шагов от края. Вдали виднелся купол Пантеона. Неожиданно он заметил, что он идеально совпадает с колонной Траяна, стоявшей ещё дальше.
Крики. Мужчины продираются сквозь кусты. Приближаются.
Не думай, просто действуй.
Баллиста заставил себя двинуться вперёд, переставляя ноги, набирая скорость. Небольшая ошибка. На одиннадцатом шаге ему пришлось подпрыгнуть и прыгнуть в пропасть.
OceanofPDF.com
ГЛАВА 1
Город мертвых
Апрельские календы
Часы тьмы
Падая, БАЛЛИСТА цеплялась за воздух, в панике цепляясь за какую-то воображаемую опору. Город, река и памятник – без всякой связи и смысла –
кружились перед его глазами.
Слепящая смерть, не дай мне умереть.
Тёмная река и белая набережная стремительно надвигались. Его конечности бессильно махали руками.
Стань хозяином положения или умри.
Баллиста перестал дергаться, скрестил руки на груди, левой рукой схватил правое запястье. С нечеловеческим усилием он откинулся назад, сблизил ноги, слегка согнув их в коленях. Управляя падением, он полетел ногами вперёд.
Всеотец...
Вода и камни поднимались так быстро. Достаточно ли далеко он выпрыгнул? Переплывёт ли он берег? Если нет,
. . .
Будь мужчиной...
Бледная кирпичная кладка была совсем близко. В любую секунду мог раздаться тошнотворный удар, хруст костей, и его тело разлетится вдребезги, словно раздавленное насекомое.
Затем мимо промелькнула стена набережной, река потянулась к нему.
Он испытал мучительную боль, когда упал в воду. Обжигающая боль пронзила ноги, отдалась в поясницу, перехватив дыхание. Его ноги, глубоко загнанные в воду, погрузились в грязь.
Вокруг него расцвела иловая масса. Он ничего не видел. Его охватил страх, когда он подумал, что налипшая тина его крепко держит, а затем течение подхватило его. Вода немного рассеялась, и через мгновение его голова и спина ударились о каменную кладку набережной.
Лучше оставаться под водой, пока он не окажется на некотором расстоянии от Мавзолея. Но в лёгких не было воздуха. Ему нужно было дышать. Над ним был свет, свет и воздух. Сильно плывя под водой, он устремился к поверхности. Его осенило ужасное осознание, что его уносит течение. Он не мог двигаться дальше. Снова нарастал страх, с трудом поддающийся контролю. Грудь была сдавлена, горела. Свет не приближался.
В мутной речке он едва разглядел возвышающуюся стену. Извернувшись, он нащупал кирпичи ногами. Судорожно толкнул их, и на этот раз он взмыл вверх.
Вынырнув на поверхность, Баллиста жадно глотнула воздуха, кашляя и отплевываясь.
Громада Мавзолея удалялась. На его вершине вырисовывались силуэты маленьких фигурок, чёрные на фоне заходящего солнца. Видели ли они его? Река была в глубокой тени.
Зашел ли он достаточно далеко?
Набрав воздуха, Баллиста нырнул под воду и позволил реке унести его.
Боль в груди и горький остаток страха не позволяли ему долго оставаться под водой.
После того, как Мавзолей вновь появился на поверхности, он стал заметно меньше.
Фигуры исчезли. Возможно, они уже спешили вниз, чтобы обыскать причал.
Мутная вода устремилась к подпорной стене.
Его проносило мимо императорских садов. Там были пустые причалы, и кое-где виднелись крыши павильонов.
Над листвой виднелся мост, сквозь арки которого Баллиста видел ряд высоких складов, а дальше – ветхие хижины рыбаков. За мостом наверняка были люди. Если он хотел ускользнуть незамеченным, не оставляя следов преследователям, ему нужно было уходить сейчас же. С наступлением вечера сады отдыха должны были быть безлюдны.
Причал приближался. Баллиста поплыл. Спина всё ещё болела, а боль в груди не утихала. Он выбросил это из головы и поплыл поперёк течения. Он был уже близко, всего в нескольких гребках от него, когда безликая сила реки снова накрыла его. Несколько мгновений он боролся, прежде чем сдаться и позволить себе унестись к середине реки.
Разлив Тибра славился силой внезапных водоворотов и завихрений. Чтобы спастись, даже будучи хорошим пловцом, Баллиста не мог использовать ни технику, ни грубую силу. Ему приходилось думать, читать воду, использовать её в своих интересах. Ни один смертный не мог сразиться с богом реки и победить.
Была еще одна пристань: крепкие столбы и лестница.
Баллиста оглядела поверхность. Вода у берега бурлила, отскакивая от подпорной стенки, пенясь сквозь опоры пирса. Впереди плыла раздувшаяся туша собаки. Она нырнула, снова вынырнула и её потянуло прочь от берега. Возможно, это было начало водоворота. Вопреки инстинктам, Баллиста поплыла прочь от берега.
Через несколько мгновений он почувствовал, что его темп ускоряется, пока бурные воды несут его вперёд. Он всё ещё плыл, когда мёртвая собака повернулась и её потащило обратно к причалу.
Поток увлекал Баллисту за собой. Смутно запомнившаяся строка из стоицизма: Человек привязан к своей судьбе, как собака к телеге.
Всё дело было в правильном расчёте времени. Баллиста наблюдала за трупом. Судьба не была непреложной. Примерно в пяти шагах от ближайшего столба причала встречное течение ударило собаку, и её понесло вниз по реке.
Пока нет. Подождите. Река была в бурном состоянии там, где столкнулись течения.
Пятнадцать шагов, десять.
Баллиста собрал все свои силы.
Сейчас! Он бросился в водоворот.
Три удара – и гонка отбросила его в сторону. Пять ударов. Огромная деревянная груда была вне досягаемости, лестница – чуть дальше. Собрав всю свою решимость, он помчался к ним.
Отчаянный бросок — и его правая рука нащупала стойку.
Покрытый слизью, он не давал никакого сцепления. Он скользил, вода тянула его за собой. Смертный не мог сражаться с отцом вод.
Жгучая боль, когда шляпка торчащего гвоздя разорвала ладонь. Несмотря на рану, он схватился за остриё. Река была полна решимости унести его прочь.
Каким-то образом он подтянулся, обнял вонючую древесину и обхватил ее ногой.
Лестница была справа, слишком далеко, чтобы до неё дотянуться. Один толчок, и он будет там. Вода перекатывалась через плечи, и Баллиста не мог заставить себя покинуть своё временное убежище.
Это было абсурдно. Теперь мужество не должно было его подвести. Будь мужчиной.
Он по-прежнему не двигался.
Не думай, просто действуй.
Он бросился к лестнице, ухватился за одну из её перекладин. С хрустом, перекрывающим рев воды, она сдвинулась. Вся конструкция грозила обрушиться. В порыве решимости Баллиста вскарабкался по скользкой, неустойчивой деревянной конструкции и подтянулся, чтобы выбраться на палубу.
Он лежал некоторое время, втягивая воздух и моргая, глядя на небо.
Высоко в небе кружили и пикировали ласточки. Обещание хорошей погоды.
Перевернувшись, он подполз к одной из колонн и прислонился спиной к дереву.
Если он доберётся до садов удовольствий, то сможет найти место, где можно переночевать. Сначала ему нужно было проверить, сможет ли он ходить. Ножовщикам потребовалось бы некоторое время, чтобы спуститься с крыши Мавзолея, а его унесло довольно далеко вниз по реке. Нельзя было терять времени, но у него было несколько минут передышки. Он начал быстро, но осторожно и методично осматриваться.
На правой ладони у него был серьёзный порез. Его нужно было промыть и перевязать. Река была грязной. Без ножа он не мог разорвать тунику, чтобы соорудить импровизированную повязку. Придётся подождать. Теперь его ноги были босыми. Они были синюшными, скоро покроются синяками. Ноги и спина болели. Сгибание их показало, что ничего не сломано.
Другое дело – грудь. Каждое движение вызывало острую боль. Он нарочно сделал глубокий, прерывистый вдох. Левая сторона грудной клетки болела, но боль была не настолько сильной, чтобы указывать на перелом рёбер. Скорее всего, одно или два рёбра были сломаны, или же были порваны мышцы между ними.
Опираясь на колонну, он поднялся на ноги, затем оперся на неё, и волна тошноты прошла. Палуба, на которой он сидел, была покрыта тёмными пятнами от воды, сочившейся из его туники и штанов.
Какое-то атавистическое чувство опасности заставило его посмотреть вверх по течению. Группа мужчин недалеко от Мавзолея, всё ещё в паре сотен шагов, спускалась вниз по течению. По крайней мере двадцать человек осматривали берег. Они его пока не видели.
В конце причала мощёная дорожка убегала в сад. Бежать – значит выдать себя. Если…
он вел себя естественно, на таком расстоянии они могли и не понять, что это он.
Баллиста медленно спускался по причалу. Он прижимал левую руку к рёбрам. Каждый шаг причинял боль подошвам ног. Он вышел на буксирную тропу. На полпути он услышал крик.
Краем глаза он увидел, как мужчины бросились бежать.
Баллиста рванулась вперед со скоростью зайца.
Через мгновение он скрылся из виду. Сады простирались по обе стороны.
Пойти ли ему налево или направо? Уйти от них или вернуться назад? Он слышал, как они за спиной лают, словно гончие.
Баллиста побежала влево.
Там была дорожка, но она была гравийной, и он был бос. Баллиста перемахнул через низкую живую изгородь и побежал через лужайку. Впереди была широкая роща деревьев. Отдельные деревья были невысокими фруктовыми. Он пригнулся под цветком, почти ползком, и вышел на открытое пространство, искусно спроектированное, чтобы напоминать лесную поляну. В центре стояла высокая фигура в головном уборе из тростника и с огромной эрекцией. У его ног были цветы. Приап, вырезанный из дерева, служил одновременно пугалом и предостережением злонамеренным людям, которые могли осквернить эту поляну. Баллиста обошёл божество и вошел в ряд высоких деревьев за ним. Эти дубы были древними, когда были разбиты сады. Почти сразу он увидел один, с нижней ветвью, растущей почти горизонтально всего в паре футов над его головой.
Баллиста подпрыгнул, ухватившись обеими руками за сук. Его избитое тело ныло, когда он карабкался, шершавая кора царапала руки. С этой ветки он перебрался на другую, затем на ещё более высокую. Наконец он уперся там, где огромная ветка образовывала угол со стволом.
Баллиста не был уверен, насколько хорошо он спрятался. Вспомнился отрывок из Тацита. Какая-то битва, давным-давно,
Северные леса. Германцы укрылись в деревьях. Римские солдаты перестреляли их, словно птиц. Иногда классическое образование мало что утешало. И всё же существовала разница между одиноким беглецом и толпой. Большинство мужчин, особенно выросших в городе, не поднимали глаз от земли.
Время тянулось медленно. Воздух был полон птичьего пения.
Сквозь листву Баллиста видела неказистую голову Приапа, а тростник колыхался на вечернем ветру. Он ждал. Девять ночей и девять дней Всеотец висел на Древе Жизни. Никто не утешал его хлебом, не оживлял питьем из рога. Девять дней и девять ночей Всеотец Воден познал тайны мёртвых. Баллиста ждал.
Солнечный свет касался лишь самых верхушек дубов, и вечерний хор затихал, когда певчие птицы искали свои гнезда на ночь.
Баллиста услышала приближение мужчин: лающие приказы и гортанные ответы. Они пробирались сквозь фруктовые деревья.
Они явно не чувствовали необходимости в скрытности. Ни городская стража, ни местная полиция, проводившая ночные патрули на правом берегу Тибра, их не беспокоили.
Баллиста увидел, как на поляну вышли трое волосатых, несколько неопрятных мужчин. Они стояли на расстоянии друг от друга, шагах в пятнадцать, а то и больше, словно загонщики, выслеживающие противника. Одежды на них были пёстрые, у одного волосы до плеч, но мечи в руках, украшения на поясах и манера двигаться – всё говорило о военной службе.
Один вытер пот со лба. На запястье красовалась татуировка. Слишком далеко, чтобы разглядеть, какой именно отряд, но это было окончательное доказательство.
Под дубами было мало подлеска, и охотники быстро вышли, осматриваясь по сторонам.
Один направлялся прямо к дереву, на котором пытался спрятаться Баллиста.
Затаив дыхание, Баллиста наблюдал за мужчиной.
Всеотец, не дай ему поднять взгляд.
Мужчина остановился под дубом. Он потянулся, разминая затекшую шею, затем посмотрел по сторонам, ожидая, пока остальные подтянутся: опытный солдат, выстраивающий линию.
Внезапно мужчина поднял взгляд, словно заметив, что за ним наблюдают.
Баллиста закрыл глаза.
Шум людей, идущих вдали. У основания дерева не доносится ни звука.
Баллиста посмотрела вниз.
Солдат потирал плечи. Ветеран учений, не видя непосредственной угрозы, он невозмутимо ждал.
Свисток, и очередь снова двинулась дальше.
Баллиста не двигалась и едва осмеливалась дышать.
Вскоре шум их прохода стих.
Центурионы лишь немногих регулярных вспомогательных подразделений, да и ни одного в легионе, не потерпели бы столь неряшливого поведения.
Возможно, это были не солдаты, а дезертиры. Боги знали, что их было достаточно. Не так давно, во времена правления Коммода, человек по имени Матерн собрал из них целое войско. Он терроризировал Галлию и Испанию, грабил целые города и даже пытался убить самого императора.
Звуки охотничьих шагов терялись в свисте ветра в густых кронах листьев. Неизвестно, когда они вернутся. Баллиста спустился со своего насеста. Ребра и ноги болели. Порез на ладони пульсировал. Ему нужно было отдохнуть, но нужно было найти более безопасное место. Преодолев боль и усталость, он вернулся.
Выйдя на тропинку через сад, он повернул налево, подальше от реки. Гладкие камни мостовой ещё хранили дневной жар. Казалось, он обжигал нежные ступни.
Внезапно мощение сменилось утоптанной дорожкой, и сады по обеим сторонам кончились. Земля здесь была покрыта грубым вереском. Горлышки десятков полузарытых амфор торчали из земли. Некоторые были выкопаны и разбиты. Кое-где лежали белые кости. Это было кладбище бедняков, одно из многих, окружавших Рим.
Не бедных; их сбрасывали в братские могилы. Сюда тела рабов, вытащенных из тесных камер, приносили другие рабы-домочадцы, а городскую чернь несли в дешёвом ящике. Он стоял прямо рядом с тенистыми садами, где богатые и состоятельные прогуливались, беседовали и вкушали яства с серебряных тарелок. Неудивительно, что жители Вечного города испытывали смешанные чувства к пригородам. Это были места удовольствий, парки и павильоны, где можно было отдохнуть. В то же время именно там город сбрасывал мусор, хоронил своих мёртвых, казнил осуждённых и горел погребальный костёр.
Впереди был некрополь для состоятельных людей. Баллиста давно привык к римскому обычаю возводить гробницы, напоминающие дома, и строить их вместе, словно город мёртвых. Налево отходили две улицы. Он свернул на вторую.
Никогда не прячьтесь в уединённом строении. Оно привлечёт преследователей, как магнит. Но в одном из многих вы получите предупреждение, услышите, как поисковая группа ведёт поиск по направлению к вам.
Не за всеми этими гробницами ухаживали. Баллиста прошёл мимо нескольких с зияющими дверями. Он остановился у четвёртой или пятой, открытой, расположенной в глубине узкого прохода.
В таких местах таились нежелательные личности: бродяги, неудачливые проститутки и их клиенты, ночные ведьмы, ищущие ингредиенты для своего искусства. Если их потревожить, они могли поднять тревогу. Он не был уверен, что сможет их остановить.
Он сделал глубокий вдох, отчего рёбра пронзила спазм боли. Да будет так, как велит Судьба.
Он осторожно вошел в гробницу.
Некоторое время он стоял, ожидая крика или нападения, давая глазам привыкнуть к темноте.
Запах пыли, плесени и лёгкого тления. В неподвижном воздухе не было никакого движения. Гробница была пуста.
Он устало прислонился спиной к стене и стал думать о том, что привело его сюда, и о человеке, которого он оставил умирать в Мавзолее.
Скарпио, префект городской стражи, сказал, что информатор будет говорить только с одним человеком. Баллиста должен был идти один, и, поскольку неизвестно, насколько далеко распространился заговор, он не должен был никому ничего рассказывать. Информатор был бывшим рабом и вором. Накануне, совершая кражу из раздевалки бань на Целийском холме, он услышал шаги двух мужчин и спрятался. Говорил только один из них, но подслушивающий утверждал, что слышал каждое слово.
Галлиен покинет амфитеатр в последний час.
Как только он окажется в проходе, выйдя из императорской ложи, подайте ему свою просьбу. Пока он отвлечён, нанесите удар. Не тратьте попусту слова, не болтайте о свободе, наносите удар быстро. Не бойтесь. Стражники вас не остановят. Помните, мы все будем там.
Баллиста задавался вопросом, насколько точен этот диалог. Даже великий Фукидид признавал, что в речах в своей «Истории» он не всегда мог передать точные слова, но вместо этого использовал подходящие. По крайней мере, Баллиста был уверен, что информатор сделал именно это.
Заговорщики не видели шпиона, но, когда они уходили, он успел мельком увидеть их лица. Оба были стары и хорошо одеты. Молчаливый был лыс, а у болтуна лицо было как у крестьянина. В городе с миллионным населением это было не так уж много.
Привыкнув к слабому свету в гробнице, Баллиста увидел фрески на стенах и потолке. В полумраке над его головой мерцали белые кони, тянущие колесницу, управляемую богом. У противоположной стены пастух нес на плечах овцу.
Ещё более загадочным было изображение на другой стене человека, выпавшего из лодки, которое, казалось, вот-вот будет проглочено морским чудовищем, возможно, китом. Герой «Истинной истории» Лукиана был проглочен китом. Такая сатира была нетипичным выбором для надгробного памятника.
Может быть, это Иона и кит? История о странном культе распятого бога? Баллиста столкнулся с христианами на Востоке. Одна из их секты предала его, защищая город Арету на Евфрате. Ему поручили неприятную задачу – наблюдать за их гонениями в Эфесе. Они распространяли повсюду, казалось, даже сюда, пагубное и нездоровое Ager Vaticanus.
Свет померк, и картины снова слились со стенами. Стало почти совсем темно.
Завтра. Последний час дня. Они собираются убить императора.