Психокоррекционные разработки Д. Н. Ипаткина
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: В данной работе изложены авторские разработки новедений гипнотического транса, выведений из транса, ряд психокоррекционных сказок и трансовая методина в работе по нивелированию энуреза.
|
Психокоррекционные разработки Д. Н. Ипаткина
Дмитрий Ипаткин
Методики в рамках применения Эриксоновской гипнотерапии.
(Вступление )
Наряду с просветительской и профилактической деятельностью, входящих в обязанности педагога - психолога ГУСОКК " Центр социальной помощи семье и детям "Юнона"" (г. Тихорецк), в сферу должностных обязанностей включено оказание консультационной и коррекционной помощи населению нашего города и района.
Оказывая психологическую помощь, необходимо руководствоваться теми принципами консультирования, которые наиболее соответствуют как запросам клиента, так и индивидуальным особенностям, навыкам и знаниям самого консультанта. В данном разделе размещены основные постулаты общения с клиентом. Здесь также приведены основополагающие вопросы, применяемые на первых этапах консультирования, которые и служат не только для сбора необходимой информации, но и запускают внутреннюю работу бессознательного. Ту работу, на основе которой могут быть построены фундаментальные принципы, вызывающие во внутреннем мире человека положительные изменения.
*******
Эриксоновская терапия и гипноз.
(основные понятия).
Для более эффективного оказания помощи клиентам каждый психолог, психотерапевт, стремится получить те специальные знания, которые позволяют в оптимальный срок и с наибольшим комфортом, как для себя, так и для обратившегося за помощью, получать желаемые результаты.
По этой причине я окончил обучение в 2009 году по курсу "Эриксоновская терапия и гипноз". И именно поэтому в процессе оказания психокоррекционной помощи, по преимуществу, пользуюсь знаниями, полученными в процессе вышеупомянутого обучения.
В этой части портфолио представлен материал, соответствующий принципам построения и оказания психологической помощи обратившимся к нам, с учетом применения специфических знаний, которые вмещает в себя психотерапевтический институт, имя которому: "Эриксоновская терапия и гипноз".
Эриксоновский гипноз -это инструмент самопознания, обучения тому, как стать более успешным и эффективным. В процессе такой работы психолог выступает в качестве проводника, который знает пути и тропинки в стране транса и помогает идти по ним своим клиентам.
Что же такое транс и гипноз?
Гипноз - это такой особый тип психического функционирования, при котором человек, благодаря воздействию другого человека, забывает о внешнем мире, сохраняя при этом связь с терапевтом, который позволяет осуществлять психическое переструктурирование.
У всех людей есть часть психической деятельности, которая не осознается, - то что называют "бессознательным". У сознания и бессознательного разные языки.
Язык сознания-логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного - образы, символы.
Возникающие у человека образы и представления, автоматически, без участия сознания, реализуются в движении, ощущении, эмоции, мысли. Это и есть предпосылка, основа гипноза.
Образ - это основа регуляции внутренних состояний. Человек программирует сам себя посредством тех образов, которые сам создает. Если человек думает о том, какой он бедный, несчастный и больной, бессознательное - автопилот приведет в Бедность, Несчастье, Болезнь. Если позитивное программирование проводить под руководством психолога, то это и будет являться
- гипнозом (в переводе с французского "гипноз"-передача образов).
Некоторые авторы различают понятия: "транс" и "гипноз": транс рассматривается как состояние, а гипноз - как процесс, помогающий войти в это состояние.
Транс - это внутренний фокус внимания. Внимание похоже на луч прожектора. Внимание, направленное наружу, на внешний мир-это обычное состояние сознания. Если этот луч развернуть и направить вовнутрь, то мы получим состояние, которые мы называем "транс".
"Навести транс" -это значит помочь человеку развернуть свое внимание внутрь себя самого. Поэтому самое простое наведение транса - это предложить что-нибудь вспомнить или представить.
Различают три вида транса.
1.Повседневный транс - обычная мечтательность. Все мы бываем в трансе много раз в день. Когда человек слушает скучную лекцию и изображает на лице напряженное внимание, а мысленно переносится на пляж, - это транс. Таким образом, транс-это нормальное, физиологически естественное и жизненно необходимое состояние. Психическая активность человека изменяется циклически: каждые полтора часа чередуются подъемы и спады активности... То есть каждые полтора часа мы спонтанно входим в транс.
2.Углубленный транс - намеренное усиление естественного феномена, обычно с помощью другого человека. Это то, чем я занимаюсь в повседневной псикоррекционной работе.
3.Сомнамбулический транс - глубокий транс, при котором человек выглядит и ведет себя как человек, не находящийся в трансе.
В эриксоновском гипнозе эффективность терапевтической работы не связывается с глубиной транса: в очень легком трансе можно сделать очень хорошую работу.
Важно понимать, что транс-это не потеря сознания, не утрата контроля.
Транс - это такой способ психического функционирования, в котором участвуют как сознательный, так и бессознательный уровни. Это опосредующее звено между двумя типами психического функционирования.
********
Неудача - есть основание успеха.
( Жан Беккио)
********
Наведение трансового состояния.
Термин "наведение" используется в эриксоновской гипнотерапии достаточно широко. И взят он из профессионального сленга традиционных гипнотизеров. В эриксоновском наведении транса терапевт скорее помогает клиенту войти в транс, потому что входит в транс сам клиент, а терапевт выполняет при этом роль инструктора, указывая и подсказывая комфортный способ вхождения в трансовое состояние.
Наведение транса -это отдельная, начальная стадия терапевтического сеанса, направленная на то, чтобы помочь человеку развернуть внимание вовнутрь, сформировать внутренний фокус внимания. На первом этапе наведения фиксируется внимание субъекта на телесных ощущениях, на звуках, на каком-либо объекте вовне. Для этого клиенту предлагается отмечать все спонтанно происходящие изменения и даются внушения на вхождение в транс. ( Вы можете выбрать точку, на которую вам удобно смотреть? Продолжая смотреть на эту точку, отмечайте те изменения, которые могут происходить сами по себе... И изменения продолжаются и они нарастают все быстрей и быстрей.)
Затем "разделяется", диссоциируется, сознание и бессознательное, другими словами -производится "депотенциализация" сознания (И сейчас совершенно неважно, чем занимается ваш сознательный разум, потому, что сейчас ваше бессознательное может найти оптимальные пути использования этого погружения в состояние покоя и равновесия с тем , чтобы...).
Кроме того, наведение транса позволяет произвести установку на откликаемость: клиент привыкает следовать за терапевтом, обучается тому, как принимать и реализовывать внушения(И по мере того, как проходит время, может прийти эмоция, чувство... и когда это хорошее чувство придет, голова кивнет, чтобы дать об этом знать...).
Любое наведение может не "сработать". Если наведение не сработало, надо просто перейти к другому наведению.
Когда человек привыкает к определенному типу наведения , время вхождения в транс существенно сокращается.
Очень часто в процессе наведения транса клиенту говорят:
" Сейчас я попрошу Вас некоторое время ничего не делать и, при этом, вы можете делать то, что хотите".
Тем самым его страхуют от неудачи. Если человеку ничего не нужно делать, если от него ничего не требуется, значит невозможно ни в чем потерпеть неудачу. Таким образом, чтобы клиент ни делал, он сотрудничает с терапевтом. Одной из особенностей сеансов эриксоновского гипноза является то, что для клиента в нем не бывает неудач - все, что исходит от клиента, принимается и одобряется. В сеансе эриксоновского гипноза всегда все "хорошо" и "очень хорошо".
В данном разделе, в определенной мере освещающем суть моей психотерапевтической работы, представлены наведения транса собственного составления.
*******
"Огненное колесо"
(автор - Д.Н. Ипаткин)
Вообразите себя где-нибудь на прекрасном лугу..., где-нибудь в известном вам месте..., или вы можете создать его в своем воображении... Сейчас теплый солнечный день..., вторая половина дня..., дует легкий ветерок... и вы ощущаете мир и комфорт....Вы осматриваетесь и где-то слышите шум реки..., вода звенит по камням, прокладывая путь через луг... Когда вы смотрите вокруг..., вы видите лес... гору... и дом. Вам нравится это место..., вы чувствуете себя счастливым... и решаете прилечь на траву. Вы смотрите наверх..., в голубое небо... и наблюдаете за пушистыми... белыми облаками, медленно плывущими по небу. Вы слушаете жужжание насекомых... и пение птиц..., слышите шелест травы..., колеблемой ветерком..., вы чувствуете сонливость... и начинаете грезить наяву. И когда вы фокусируете свое внимание на том..., что проходит через ваш разум..., вы видите перед собой вертикально стоящее ... старинное колесо...можно видеть втулку...спицы...ленту обода...
На этом колесе -7 огоньков... И можно увидеть, где расположен 1-й огонек,...2-й... 3-й огонек... 4-й огонек... 5-й огонек... 6-й огонек... 7-й огонек( все это говорим медленно, спокойно, размерено). И ты фиксируешь свое внимание... на 7-м огоньке (подольше паузу).
И все колесо начинает медленно вращаться... вокруг своей оси... Ты удерживаешь внимание... на 7-м огоньке... Колесо крутится все быстрее и быстрее... и вот уже невозможно фиксировать внимание... на 7-м огоньке, потому что все огоньки слились... в один огненный шар... и колесо крутится ... и от него доносится словно бы голос: "Глубже...глубже... глубже( все на выдохе)... И вот колесо отодвигается дальше... и в поле зрения появляется другое колесо. Два колеса крутятся... и вот уже два голоса мягко напевают: "Глубже...глубже... глубже..." И колеса отдвигаются дальше, становясь меньше ... и появляется 3-е колесо... и удаляющееся тройное эхо убаюкивает: "Глубже...глубже... глубже..." И вот уже можно видеть 5 колес, удалившихся еще дальше и от того, ставших еще меньше.
Потому что, чем дальше удаляются эти огненно-вращающиеся колеса... тем меньше они становятся... и чем меньше они становятся... тем дальше они удаляются...
и все они заботливо, словно песню, складывают: " Глубже... глубже...глубже..." И колеса отдвигаются дальше... и появляется уже 7 колес... и удаляющиеся 7 голосов произносят: " Глубже...глубже... глубже..."
И уже 12 , удаляющихся колес издают: "Глубже... глубже..."
Колеса все дальше и меньше... и все тише: "Глубже...глубже..." И по мере того, как колеса удаляются все дальше... их становится все больше... И можно видеть уже 30 колес... и слышать хор из тридцати огненных кругов: "Глубже.. глубже"... и 57 колес...словно укачивают : "Глубже...глубже...глубже..."
И 83 колеса: "Глубже...глубже..."
и чем дальше удаляются эти огненные колеса... и их появляется все больше и больше..., тем меньше и меньше становится в размерах каждое из них... 93 колеса... 98: "Глубже и глубже..."
И вот их уже 100...(пауза подольше)...
И они все тише шепчут : " Глубже...глубже.."
И колеса все дальше и огоньки гаснут...удаляясь все больше... исчезают...(пауза подольше)...
И вы остаетесь в полной... мягкой... комфортной темноте...
Здесь человек уже в трансе и дальше можно давать основное "лекарство".
Выведение.
И можно вновь почувствовать себя , лежащим в траве.. И вдали увидеть 100 маленьких... огненных... вращающихся колес... И они приближаются... и шепчут: "Подвсплывай выше... выше..." (слово "выше"-обязательно на вдохе).
И чем ближе они приближаются, тем меньше становится их численность... и вот уже 97 колес... чуть громче шепчут: " Подвсплывай выше..." 73 колеса все громче напевают( психолог говорит более громким голосом): "Выше... выше..."
Колеса приближаются... И чем меньше становится колес, тем больше увеличивается в размерах каждое из них...
И вот уже 35 колес приближаются к вам ближе и ближе ... и все громче и громче: "Подвсплывай выше"(на вдохе и погромче)...
По мере того, как колеса приближаются... уменьшаясь в своем количестве... и увеличиваясь в размерах ...они вращаются все медленнее...
И колеса все ближе... и огни ярче ... и вот уже 7 приближающихся огненных колес... твердым голосом твердят: " Выше... выше..."
И 5 колес громко поют: " Выше... выше..." и чем меньше колес... тем четче становится ваше внимание .. тем больше вы чувствуете... что вместе с приближением колес... возвращаетесь в это время... на этот луг... в свое тело..
И вот уже перед вами остаются три вращающихся колеса...
И три голоса громко требуют: " Проснись...проснись...проснись...( на выдохе)
И два колеса...
И одно колесо перед вами ... и оно постепенно останавливается... издавая приказ "Просыпайся... просыпайся... просыпайся..."
И вы вновь видите... что на этом колесе -7 огоньков... И можно увидеть, где расположен 7-й огонек,...6-й.. 5-й огонек... 4-й огонек... 3-й огонек... 2-й огонек... 1й огонек( все это говорим медленно, спокойно, размерено и громко). И когда ты фиксируешь свое внимание... на 1-м огоньке... ты возвращаешься... в это время... в это место... в эту комнату ... полностью присутствующим здесь... и сейчас... И когда ты почувствуешь... что окончательно пришел в себя... и готов к проявлению активности... твои глаза откроются .. твое бессознательное позволит телу потянуться... и мы сможем поговорить... если ты, конечно , этого хочешь...
******
Наведение "Субъект-объект"
(автор - Д.Н. Ипаткин).
Проводим предварительную беседу с целью уточнения тех деталей, которые будем использовать в процессе наведения трансового состояния...
- Как ты и на чем добрался?
- На какой остановке вышел?
- По какой улице шел именно сюда от остановки и т.д.
И я попрошу тебя закрыть глаза... Конечно, ты можешь делать то, что хочешь и, при этом, это упражнение полезнее делать с закрытыми глазами... Глаза закрыты, но наш дух открыт... наша память открыта... и с закрытыми глазами мы отчасти здесь..., отчасти в мире воспоминаний. Некоторые воспоминания остаются с нами всю жизнь, не меняя яркости и подробностей, позволяя четко и ясно видеть все то, чего нет в окружающем нас мире... в данный момент... и что есть в мире внутреннем , в нашей памяти, в наших сокрытых мыслях и образах... По законам человеческой физиологии, наша память может покрывать молочно -белой мантией безвременья детали происходившего когда-то или менять краски прошедшего по мере того, как проходят недели... месяцы...годы. В силу этого, большинство тех событий, которые происходили совсем недавно, сохраняют свою четкость, предоставляя возможность каждому человеку вспомнить во всех подробностях то, что имело место лишь малое время назад. Поэтому Вам достаточно легко будет вспомнить тот момент, когда Вы добирались сегодня..., сейчас... ко мне, в этот кабинет. И совсем неважно вспомните ли вы в подробностях: что именно делали непосредственно перед тем, как сесть в машину(автобус) для того, чтобы прибыть сюда. Совсем неважно вспомните ли вы что или кто находилось справа от вас..., слева..., сверху и снизу в течение этой небольшой поездки. И, конечно, вы можете не вспоминать: какие голоса или звуки слышали в момент нахождения в едущем к этому пункту транспортном средстве. Все это неважно потому , что я попрошу Вас вспомнить лишь тот момент, когда вы уже собирались выходить из транспорта. Вспомнить, что ощущала ваша левая рука...ваша правая рука...в этот момент... Интересно: в какой руке у вас была сумка, и какой рукой вы брались за ручку двери или поручень над ступеньками в трамвае (троллейбусе)..., ведущих к выходу... Хлопала ли дверь закрываемого вами авто... или устало и медленно скрипели створки, выпускающего Вас из себя автобуса( трамвая, троллейбуса)....И вот Вы выходите из него...
Вы проходите несколько шагов вперед, чувствуя и, может быть, даже наслаждаясь... разницей в запахах между воздухом на улице и тем, который был там, в машине(автобусе)... И концентрируя свое внимание на этом, Вы вдруг, чувствуете, что происходит нечто странное... Что-то необъяснимое и непреодолимое заставляет Вас обернуться и посмотреть назад... Вы оборачиваетесь и видите, как из транспорта выходит человек, очень похожий на Вас( описываем внешний вид, черты лица, одежду ее цвет, прическу, другие детали туалета, походку, наклон туловища, амплитуду движения рук). Вы очень удивлены такому сходству... и это удивление вызывает желание еще некоторое время видеть этого человека и может быть даже узнать его поближе...поглубже. И от этого вам становится интересно знать : куда он направляется...
Вы пропускаете его вперед и начинаете идти за ним. И по мере того, как он идет дальше, сопровождаемый взглядом ваших глаз, вам все больше и больше становится любопытным это странное и очень удивительное совпадение...
Вы идете за этим человеком словно завороженный, по пути, как в тумане, созерцая очертания здания, в котором вы уже находитесь сейчас и были около него тогда. Вы не думаете о том, что и как нужно делать: вы, словно автоматически, поднимаетесь по ступенькам. Вы открываете вслед за этим человеком дверь, дверь, которую он уже открыл перед вами несколько секунд назад и вошел в нее... Вы даже не думаете о том, что вам хочется войти в эту дверь и понаблюдать за тем, что будет происходить дальше... потому что вы непроизвольно позволяете происходить тому, что происходит само по себе...
И вот этот человек входит в эту комнату, здоровается со мной, потом садится в это кресло. И по мере того как этот человек, один в один похожий на тебя, погружается в это кресло или в мягкую, может быть, не очень мягкую обивку предмета мебели, который служит опорой и поддержкой для всего тела, для всего организма, ты все больше и больше становишься погруженным в происходящее.
И тот, за которым ты наблюдаешь, начинает проверять: в каком положении находится его позвоночник.. все его тело... И в то время, как этот человек впускает в себя мои слова, не анализируя их .. не интерпретируя, просто принимая как указания к действию, я говорю ему : " Я попрошу тебя сейчас не обращать внимание ни на что..., ни на какой шум... Ты можешь обратить внимание лишь на то, как именно твои веки делаются все тяжелее и тяжелее, потому, что ты становишься все сонливее и сонливее. Через несколько мгновений ты можешь почувствовать, что малейшее движение сопряжено для тебя с большим усилием... окружающий шум нисколько не беспокоит тебя, кровь постепенно отливает от конечностей, твои руки, ноги, голова, делаются все холоднее и холоднее; сердце начинает биться медленнее, пульс становится слабее: дыхание твое делается свободнее, спокойнее и глубже; ты постепенно погружаешься в состояние глубокого созвучия с самим собой... И это позволяет быть тебе спокойным, чувствовать, что все хорошо, что душевная боль и тревога постепенно ослабевают..."
И ты видишь спокойное, умиротворенное лицо человека, сидящего рядом со мной, видишь как он наслаждается этим покоем и убаюкивающей неподвижностью... И, смотря на этого человека, сидящего около кресла, в котором нахожусь я, в твоей голове может появиться мысль : "Наверное, он чувствует себя хорошо". И тебе хочется почувствовать себя также как он. . И ты со спины входишь в него, с удивлением созерцая себя со стороны, переходящего с того стула на этот, объясняя себе то, что каждый из нас может думать, что он тут а быть или быть там, и думать что он тут.
Когда ты всем собой ощущаешь, что твое тело- его тело..., что это одно и то же, ты начинаешь чувствовать комфортное, теплое расслабление...,с упоением замечая и погружаясь в мысль о том, что хотя ты думал что ты тут, а тот человек..., который вылитый ты...- там, что он тут а ты- там.. Это еще более занятно потому, что даже если ты думаешь что стул, на котором ты сидишь тут и ты-тут а тот человек -там , ты начинаешь понимать, что он -тут и что ты -там... И, наверно, любопытно наблюдать, как ты сидишь спокойно в теле этого человека, который находится кресле...,находящемся рядом со мной...
Интересно, чувствуешь ли ты , что вы - две части одного и не забавно ли тебе от того, что ты думал, что ты там в то время как ты тут и что человек, который вылитый ты, уже не тут и, в то же время, еще не там.... Потому, что твое тело..., его тело...- это одно и то же.
Далее по плану психотерапевтической сессии
***********
Кубик льда
(автор - Д.Н. Ипаткин)
Усядьтесь поудобнее... и позвольте своему вниманию... сосредоточиться на дыхании.
Позвольте своему уму... и телу... начать успокаиваться...
Позвольте телу смягчиться.... Позвольте дыханию... дышать самому по себе...
Если вдох длиннее, чем выдох..., пусть так и будет.
Если выдох длиннее, чем вдох..., то пусть так и будет.
Ничего не надо менять..., некуда идти..., пусть все будет..., как есть.
С каждой минутой... тело может становиться мягче, освобождаясь от ощущения плотности.
Чувствуя силу притяжения... на своем земном теле.
Почувствуйте..., как его плотность..., его густота начинает размягчаться... и таять по краям...
Позвольте рукам и ногам лежать свободно... Вы полагались на эти кисти..., эти руки... всю свою жизнь, вы рассчитывали..., что они притянут мир поближе... или оттолкнут его подальше... Теперь отпустите силу из ваших рук... и позвольте ей соединиться в сердце... Позвольте напряжению в кистях и в руках... растаять в пространстве, в котором парят все ощущения.
Ощущения из локтей ног..., туловища..., слышащих плеч..., головы..., сходятся в мягком животе..., в просторном сердце.
Как тает кубик льда..., позвольте этому телу смягчиться..., превращаясь из твердой плотности... в мягкий открытый поток текучести...
Тело больше не имеет формы, оно тает, превращаясь в ощущение пространства и текучести.
Груз забот исчезает..., осознающее тело..., легкое тело внутри, начинает парить свободно, свободно от плотной земной оболочки.
По мере того, как ощущение плотности тела растворяется, превращаясь в текучесть, направьте свое внимание вовнутрь. И можно почувствовать..., как края тают..., плотность размягчается..., как хрустальный ледяной шар... тает, превращается в воду..., и рассеивается в воздухе..., равномерно распространяясь в пространстве.
Позволяя сердцу растопить все..., что удерживает..., одно за другим - освободитесь от имени..., освободитесь от репутации..., освободитесь от семьи..., освободитесь от формы... - милосердием пропитана каждая минута существования.
Каждая приходящая мысль тает... в безграничном терпении... и доброте нашей истинной природы...
Каждое ощущение растворяет следующее..., и этот процесс разворачивается в осознании... Осознание медленно парит.., свободное от тела...
Каждое мгновение бытия ума ...и тела... поглощается бесконечным пространством... легкого тела осознания....
Тая, мягко тая в пространстве.
Каждое восприятие, каждая мысль, каждое ощущение, каждое чувство мягко парит, растворяясь, растворяясь в огромном бесконечном пространстве.
Картины жизни могут проноситься..., растворяясь одна за другой..., образы такие свежие.., искренние...
И я не знаю..., какой именно образ предоставит вашему сознанию... ваша глубинная память... ваше истинное "Я" ваше духовное "Я" Возможно это будет.....
Далее по плану психотерапевтической сессии...
*******
Пляжное - Черноморское
(автор - Д.Н. Ипаткин)
Вы можете делать это упражнение с открытыми или закрытыми глазами, как вам удобнее... И когда вы здесь сидите, вы чувствуете, как нижняя часть вашей спины опирается на сиденье, и вы чувствуете место, где ваша нога опирается о линолеум, прямо под вашей пяткой... И когда вы здесь сидите..., вы замечаете теплоту там, где лежат ваши руки..., и вы чувствуете себя все более уютно.... И когда ваши веки начнут чувствовать теплую тяжесть , вы можете просто оставить их в таком погружении... в это ощущение ..., и вы испытаете приятное..., все более сильное чувство внутреннего спокойствия... Вы слышите, как кто-то говорит за дверью или стучит каблуками..., этот звук проходит через вас..., и вам становится еще уютнее... И пока вы здесь сидите... и делаете вдох... и выдох... вы испытываете все большее чувство уюта... Слушайте эти звуки... и чувствуйте себя все более... уверенно...
И пока вы здесь сидите..., слушая звук моего голоса... и, вместе с тем, слышите..., как звучит музыка... и с чувством растущей независимости от всего, что вас окружает... и с внутренним уютом... и вы уже все сделали хорошо; все, что нужно для того... чтобы погрузиться на ту глубину комфорта своей души..., которую вы считаете для себя доступной ... а может быть и глубже... чем вы считали для себя доступной...
И можно увидеть... с птичьего полета... весь горизонт... например, весь берег Большого Сочи... можно охватить одним взглядом... и с одного раза схватить смысл пейзажа... И в самом деле... С самолета гораздо легче видеть такие вещи... и охватить весь... смысл... берега Большого Сочи... чем блуждать внизу между домами... Это точно также, как если Вы стоите на пляже..., чувствуя, как солнце греет ваше тело..., и вы смотрите назад... на пляж..., когда вы сюда плыли.
Если бы вы могли в самом деле... подойти к берегу моря... в теплый солнечный день..., то, прежде всего, вы заметили бы..., посмотрев вверх..., вы отчетливо увидели бы..., ясный свет неба... Вы видите тучи, плывущие по небу... и, когда вы смотрите кругом..., вы радуетесь... прозрачности воздуха... и вы смотрите вниз... и видите поверхность пляжа... и когда вы стоите так... и смотрите себе под ноги... вы видите ваши ступни... и чувствуете, как ваши ноги... стоят... на песке...
И когда вы смотрите вокруг... на Черное море ... вы видите волну... за волной... они катятся с горизонта... к вам... и каждая имеет свою собственную форму... особенный цвет, когда она плещет. И когда вы смотрите на волны... как они движутся к вам... вы замечаете, как ветер сдувает пену... с каждой волны... когда буруны разбиваются о берег... И когда вы смотрите на эту пену, вы ощущаете... влажность воздуха... когда бриз дует вам в лицо... И если бы вы сделали пару шагов... в воду... и ощутили бы прохладу воды, журчащей у ваших ног... вы в самом деле наслаждаетесь этим...
Дальше по плану терапевтической сесии
********
Замешательство.
Техники дезориентации во времени
Дезориентация во времени первоначально была разработана Мил- тоном Эриксоном для создания возрастной регрессии. Однако, затем , было обнаружено, что она годится и для других целей, в том числе и собственно для наведения транса.
Дезориентация во времени относится к большой группе техник замешательства и используется для того, чтобы освободить человека от жесткой привязки к сознательным процессам. Или, проще говоря, " выбить" его из левополушарного, рационального функционирования. Фактически замешательство дает мгновенное погружение клиента в состояние транса. Эта техника способствует разрушению привычных, но неэффективных шаблонов мышления и поведения и возникновению новых, то есть способствует изменению. Замешательство, вызванное посредством применения техник дезориентации во времени повышает вероятность принятия внушения. Когда человек в замешательстве, он стремится осмыслить - что происходит? Он ищет ответ. Ответ может прийти изнутри- как осмысление ситуации, а может прийти и снаружи -как внушение. Поэтому замешательство не создается ради замешательства. Оно используется для того, чтобы клиентом было легко воспринято предложение войти в транс, либо для того, чтобы перейти к более традиционной технике наведения транса, либо дается какое-то другое внушение.
Немало техник дезориентирования человека во времени создано со времен Милтона Эриксона. Это большое поле для творчества. Не упустил возможности внести свой вклад в создание такого вида дезориентирования человека и автор данной пояснительной записки.
Техника собственной конструкции носит название "Телепрограмма" и расположена на следующей странице, представленного вашему вниманию, портфолио...
*****
Телепрограмма(техника дезориентации во времени)
(автор - Д.Н. Ипаткин)
Наверное, вы смотрели сегодня телевизор. Все цивилизованные люди с той или иной степенью частоты смотрят телевизор.
Только иногда они пропускают просмотр какой-либо, нравящейся на протяжении определенного времени, телепередачи , фильма , музыкальной постановки и т. д.
Вполне возможно, что вы посмотрели что-либо, нравящееся вам, сегодня утром из цикла утренних телепрограмм. Существует большая вероятность того, что вы захотите просмотреть что-то подобное этому завтра или на следующей неделе.
Я не знаю, с какой периодичностью передаются нравящиеся вам программы, потому что это знаете вы, но, вполне вероятно, что вы смотрели нечто подобное и раньше: например, на прошлой неделе: в среду, как и сегодня.
На прошлой неделе, на этой неделе, на будущей неделе -это неважно, потому что для получения приятных ощущений в момент просмотра любимых телепередач это второстепенно. Многие люди думают о том, чтобы они хотели посмотреть завтра днем или сегодня вечером .
Для этого достаточно просто вспомнить, что вы, когда - то, смотрели то- то или то-то, и воспроизвести в памяти те приятные ощущения, которые имели место в тот момент, когда вы воспринимали интересную телеинформацию, с тем, чтобы вновь испытать эти хорошие ощущения в момент просмотра телеэфира.
По данным тележурналистких исследований, с этой целью многие люди приобретают программу телепередач. И сидя днем в субботу или уже поздним утром в воскресенье, которое , как правило, бывает перед понедельником, многие люди просматривают анонс телепередач по предпочитаемым ими телеканалам , анализируя, вместе с тем, прочитанную информацию, на основе которой делают выводы по поводу того, что они хотят посмотреть .В большинстве случаев, люди начинают просмотр анонса телепрограмм, который относится к телепередачам , транслирующимся в понедельник.
Понедельник наступает перед вторником, равно как и те передачи, которые запланированы в телеэфир этого дня недели.
Вполне вероятно, что вы остановите свое внимание на центральных каналах ( первом, втором , НТВ), что не исключает возможности привлечения вашего внимания к передачам , передаваемым по менее известным , но не теряющим от этого свой индивидуальный почерк телеканалам ( например ТВЦ, МТВ, Культура, ДТВ, Спорт и т. д. ).
Есть большая вероятность того, что вам нравятся программы, которые передаются в практически каждый день недели. Например Вести ( по второму каналу). Их передают и в понедельник, во вторник, в среду, воскресенье . В среду , четверг , пятницу - все одно , только информация может несколько меняться и не обязательно что кардинально. Даже ведущие меняются редко.
Этого диктора вы могли видеть в среду или понедельник, на прошлой неделе, на этой неделе , на будущей неделе - неважно .
Так же как и программа "Поле чудес" : она будет передаваться в восемь часов вечера в ближайшую пятницу, так же как она передавалась в этом месяце, в прошлом месяце, который следует перед последующим; в течение этого года , прошлого года, позапрошлого года - эта передача идет на протяжении стольких лет, что разница между прошлым месяцем , прошлым и позапрошлым годом медленно, но настойчиво стирается, вызывая ощущение слитности , стертости, расплывчатости недель , месяцев , лет , подобно тому , что происходит в тот момент , когда человек спит: стерты границы дней , ночей, вечерних зорек и светло-желтых рассветов.
Ведь во сне нет ни летоисчисления, ни названий дней недели, во сне можно увидеть и день и ночь, и вечер и утро... и от этого вневременного присутствия чувства свободы и легкости могут обнять каждого человека своими калейдоскопно-мозаичными образами, хрустальным кликом теплых воспоминаний. Эти воспоминания делают доступным осознание того, что пятница, как правило, бывает после четверга, перед июнем наступает май, но перед этим был апрель, и март следует за февральскими метелями, но кто в действительности помнит когда он в первый раз посмотрел телевизор , в котором транслировались передачи: "В гостях у сказки", "Спокойной ночи , малыши" или всенародный мульти- хит :"Ну, погоди "?
И в ночь с 31-го декабря на 1-ое января прошлого Нового года - это новогоднее поздравление нашего президента, такого бодрого , решительного , много желающего нам всего хорошего , доброго, теплого и светлого...
Запах шампанского, мандарин, так тесно связанный в нашем детском воспоминании с ожиданием чего-то приятного , вызывающее, слегка ощущаемое, биение трепетного и нежного детского сердечка.
И также тогда, как сейчас, вы можете увидеть выступление Валерия Леонтьева, Аллы Борисовны Пугачевой, Владимира Кузьмина , Льва Лещенко, Владимира Винокура , Софии Ротару..
Это вызывает в Вас ощущение всепроникновенности мыслей, ощущений , образов и звуков во времени, в пространстве, где нет расстояний, где настоящее плавно переливается словно новогодний дождик и свет праздничных бенгальских огней в прошлое состояние тихой радости , светлой надежды и чувство приятного ожидания от предстоящего путешествия по дням неделям месяцам и годам ., где будет много праздников , вплоть до сегодняшнего дня; новогодних телепрограмм ,вызывающих самые приятные ощущения , самые теплые мысли ,всплывающие в памяти в виде надежных рук папы, ласкового сюсюканья мамы и морозно- снежного баса деда Мороза, искусно переплетенного с бархатным и внушающим ожидание предстоящего близкого счастья, тенором Снегурочки...
Далее по плану психо-терапевтической сессии.
********
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ТРАНСЕ.
У человека, "далекого" от психологии вообще и от психотерапии, в частности, может возникнуть вопрос: что такое работа в трансе и почему именно в трансе эффективно делать те позитивные изменения, за которыми на самом деле и пришел клиент?
К сожалению, у многих клиентов есть серьезные ограничения в семейном и профессиональном плане, а также в более широком социальном контексте. Нередко с утра до вечера они испытывают агрессию по отношению к себе. И одного желания что-то изменить в своей жизни им недостаточно, чтобы справиться со своими трудностями.
Когда работа осуществляется в гипнотическом трансе, клиент не теряет силы на борьбу со своими симптомами на протяжении многих месяцев и лет, и энергию, которую экономит, он использует для того, чтобы жить. Крайне редко бывает так, что я провожу с одним человеком больше 10 сеансов, в основном же от двух до пяти. Этого обычно бывает достаточно. После каждого сеанса клиенту дается "домашнее задание". Это позволяет ему попрактиковаться в самогипнозе, а потом прийти второй раз. На втором сеансе я даю другие упражнения для самогипноза и назначаю ему встречу через 7 дней в зависимости от особенностей случая. И опять-таки он делает дома новые упражнения по самогипнозу и таким образом продвигается вперед. Изменение происходит, благодаря его собственным усилиям, собственной работе, серьезному отношению к ней. И если он действительно хочет справиться со своими трудностями, он серьезно делает упражнения. А их на самом деле очень легко делать. И наоборот, если пациент не хочет расставаться со своими проблемами, то не делает упражнения, не прогрессирует и не приходит во второй раз.
Когда я использую эриксоновский подход, я прошу клиента сесть на стул и сам сажусь рядом. Иными словами, мы уже на равных. Я не доминирую над пациентом, и он это знает. Я просто говорю ему, что владею техникой, которой обучу его, и что через несколько сеансов он будет знать ее так же хорошо, как и я. В таком случае пациент сам сможет изменять свое поведение. И обычно все проходит хорошо. Очень часто этого оказывается достаточно, чтобы узнать что-то полезное.
Нередко бывает так, что в трансе человек заново проживает психологическую травму из прошлого.
Обычно это означает, что внутри клиента происходит что-то важное: либо преодолевается сопротивление и прорывается какая-то преграда, либо оживляется травматическое воспоминание. И как только наступает такая реакция, психологу следует использовать все собственные умения и навыки, чтобы этот крайне неприятный опыт, который проживает клиент, стал для него позитивным. Если у человека возникло полное проживание травматического опыта, то ни в коем случае нельзя позволить ему уйти в слезах. Клиент должен уходить улыбающимся и спокойным.
Для этого, когда возникает такая бурная реакция на прошлое событие, я "пробуждаю" человека, который не спал (потому что гипноз - это не сон), и говорю ему, что сделаю что-то конкретное, чтобы исчезли те неприятные переживания, которые он испытывает. И не предупреждая, беру его руку, поднимаю ее и придаю ей то или иное положение ( в гипнозе это называется :
" каталепсия руки"). А человеку настолько плохо, что он позволяет мне действовать. И я сопровождаю свои действия словами: "Вы оставите руку в этом положении. Вы закроете глаза и потихонечку попытаетесь вновь найти приятные ощущения, обрести образы вашего воспоминания. Не находите их сразу, подождите, пока ваша рука опустится, чтобы хорошо поискать, и лишь когда ваша рука окажется на колене, вы обретете то приятное ощущение, которое было в начале воспоминания. И когда ваша рука будет на колене, вы глубоко вдохнете, откроете глаза, потянетесь... и мы поговорим о тех ощущениях, которые вы пережили".
Дальше в контексте устранения подобной реакции можно ничего больше не делать.
Поступая таким образом, я предписываю пациенту очень простое упражнение по самогипнозу: "Вы сможете делать упражнение сами, точно так же, как делали его здесь. Вы просто сядете так же, как здесь, закроете глаза и будете слушать звуки, которые есть вокруг вас... Вы позволите приходить к вам образам воспоминаний, вы предоставите вашей руке потихоньку опускаться... И по мере того, как она будет опускаться, вы будете исследовать свое воспоминание, так... как вы делали это в начале упражнения,- цвета, запахи, оттенки, нюансы, краски... И когда ваша рука опустится, вы, полностью воспользовавшись этими ощущениями, глубоко вдохнете... и упражнение будет окончено".
Благодаря работе в гипнотическом трансе эмоциональное напряжение, испытываемое клиентом, постепенно уменьшится. Начнет осуществляться важная и нужная работа бессознательного по выработке ресурсов с тем, чтобы человек смог легко преодолевать препятствия, приближаться к цели, разрешать проблемы.
Преграды по-прежнему будут встречаться на его жизненном пути, но лишь как толчок для нового развития, и теперь негативные стрессовые ситуации не будут мешать клиенту строить и поддерживать эффективные отношения с людьми и миром.
********
Упражнение "Школьная перемена" вызывает у клиента классический гипнотический феномен -возрастную регрессию.
Упражнения, вызывающие возрастную регрессию, позволяют получить как приятные, так и травматизирующие воспоминания, осуществить "проживание" клиентом травматического опыта.
Это "проживание" можно использовать не со всеми клиентами и никак не во время первого сеанса. Возрастная регрессия - это любое воспоминание, то есть возвращение клиента во время, предшествующее определенному событию, которое, возможно, является причиной имеющегося симптома.
Цель данного занятия заключается в том, чтобы дать возможность пациенту оживить травматизирующий опыт и заново прожить его с тем, чтобы найти ресурсы для нейтрализации травматизирующего воздействия произошедшего ранее события.
"ШКОЛЬНАЯ ПЕРЕМЕНА"
Ты можешь положить руки на колени? Вот так( демонстрируем). И можно заметить..., что ( ближняя от нас рука )постепенно становится легче и легче..., она хочет приподняться.
(Накладываем свою руку): Но моя рука не даст ей этого сделать.... Потому что, она сильнее. Хотя я чувствую..., что твоя рука начинает подниматься.... Но моя рука не даст ей этого сделать.... По мере того..., как твоя рука поднимается..., я чувствую, что твоя рука хочет прикоснуться к лицу.... Но моя рука не даст ей этого сделать..., хотя мощное магнитное поле тянет ее к лицу....
И, не смотря на противодействующее сопротивление моей руки..., твоя рука прикоснется к лицу, и ты сможешь достичь своей цели: войти в состояние глубокого расслабления (клиент, возможно, даже об этом не думал). И вот рука коснулась лица... и ты можешь войти в состояние глубокого расслабления, торжествуя..., что твоя рука оказалась сильнее (внушаем тем самым то, что "я успешен сейчас, потому что все хорошо").
Вы сидите в этом кресле, вы закрыли глаза, как вчера вечером, в тот момент, когда ложились спать...пред тем, как погрузиться в эти прекрасные...ночные сказки из снов... и звездных приключений...
И очень радостно... и заворожено... смотрят на это ночное небо..., манящее и дурманящее своей свободой..., детские глаза...
И войдя в детское восприятие окружающего мира..., на несколько секунд легко стать ребенком, каким Вы были не так давно... ребенком, который ходит в школу. В России такая школа называется начальной. Это школа, в которую ходят дети от 6 до 10 лет. Наверное, каждый из нас помнит голос первой учительницы, его очень трудно забыть, он очень много звучал в течение того времени, когда мы учились в начальной школе.
Можно вспомнить еще звук школьного звонка, когда только прозвучал звонок с урока, открылась со скрипом дверь и вы слышите топот ног по коридору... и крики школьников.
И я не знаю, был ли в вашей школе специальный двор для перемен, вполне возможно, что все то что происходило в течение перемены происходит в школьном коридоре или на спортивной площадке.
И такие места есть во всех школах нашей страны. Это места, полные движений, радости, непосредственности в поведении и изобретательности. Интересно наблюдать, как дети, которые за десять минут до этого были в классе и не могли решить простую математическую задачу, теперь проявляют необычайную изобретательность и фантазию и пять минут спустя, находят необыкновенные, поразительные игры.
Теперь... постарайтесь представить один из тех удивительных дней, каким был для вас последний день школьного года.
Этот день ждешь, начиная с самого первого дня школьного года, с первого дня, который наступает в конце лета... начале осени... Почти такое же время, как сейчас, то время года, когда маленький ребенок , которым ты был... открывает для себя новых учителей, новых школьных товарищей... новую программу... новое упражнение, которому нужно научиться. А потом проходит осень, зима и приходит весна. И вскоре наступает лето. И быстро приближаешься к этому последнему дню учебного года.
Этого дня ждешь с огромной радостью, которую разделяют с тобой и одноклассники, и учителя... потому что они знают, что завтра первый день каникул. Потому что они знают также, что каникулы, может быть, так же, как и перемены, способствуют всплеску изобретательности, творческих способностей, что быть на каникулах вовсе не означает останавливаться и ничего не делать... Это означает делать что-то другое.
И я знал детей в нашем классе..., особенно в то время, когда сам был ребенком..., которые с началом каникул принимались за другие дела... и рядом со своими родителями работали в поле или выполняли другую небольшую работу..., совершенно отличную от той, что они делали в школе..., но может быть, в чем-то дополнявшую ее в какой-то области....
И конечно в твоем школьном детстве происходили разные вещи... много вещей... радостных вещей и...также... неприятных вещей. И сейчас... ты можешь оказаться в какой-то ситуации... твоей школьной жизни..., которая может быть связана так или иначе... с причинами твоей проблемы... и когда ты окажешься в этой ситуации... ты можешь позволить пальцу своей руки дать мне об этом знать...
Очень хорошо..., оставаясь в трансе..., пробуди мышцы языка и губ и расскажи мне об этой ситуации..
Клиент описывает ситуацию, например: "Мне 10 лет... я один... около школьного туалета... на улице..., меня бьют трое пацанов из параллельного класса"
И такой, какой ты сейчас... большой... сильный... взрослый... ты можешь отправиться на помощь себе маленькому... разогнать обидчиков...
Взять себя за руку...успокоить...и объяснить этому мальчику..., что мальчишки его боятся... и научить его защищать себя от агрессии других .... Ион делает это и у него получается... и он смеется... ему радостно...
Еще несколько секунд оставайся в атмосфере школьных занятий, перемен и состязаний..., постепенно продвигаясь от одного учебного года... к другому, вплоть ... до последнего выпускного звонка... в то время как глубинная часть самого тебя... позволяет тебе на полностью бессознательном уровне... заново прожить важные моменты твоей жизни... в которых ты испытывал дискомфортное чувство...прожить их по-иному...по-новому...так, словно ты всегда обладал этим ресурсом...
И Вы возвращаетесь...в настоящее... в свой реальный возраст...в своем собственном темпе... и когда вы полностью вернетесь... вы сделаете глубокий вдох и откроете глаза... и выйдете из транса полностью присутствующим, здесь и сейчас... В своем собственном темпе.
********
Работа по нивелированию энуреза
(автор - Д.Н.Ипаткин)
Ты можешь оставить глаза открытыми или закрыть их. Но все-таки, это упражнение легче делать с закрытыми глазами. Ты можешь поступать так как хочешь. И в течение нескольких секунд , которые могут превратиться в несколько мгновений...,с каждым своим вдохом..., ты можешь позволить теплому, мягкому солнечному зайчику наполнять себя , а с каждым выдохом погружаться в мягкую, пушистую перину нежно-розовых облаков.
По мере того, как ты позволяешь себе погружаться в светлые, убаюкивающие объятия этих прекрасных небесных созданий, ты сможешь слышать мой голос и вызывать в глубине своего сердца те ощущения и представления, о которых я буду говорить. и ты можешь слушать меня или даже не слышать . Это неважно. Важно то, что в течение того момента, когда твое погружение в воздушные и легкие пространства "белогривых лошадок", с каждым моим словом будет все более глубоким и приятным, ты можешь разрешить своему сердцу биться ровно и незаметно, чувствуя , как постепенно твое дыхание следует своему желанию обрести свое плавное и медленное движение.
И ты можешь нырять в эти облака, выныривать из них, переворачиваться в самой глубине этих белоснежных шапочек, и даже удобно расположиться на поверхности одной из них, раскинуть руки, расслабиться и почувствовать , как по всему телу разливается приятное тепло, которое как сладкий сон прикасается к тебе, погружает в свое снежное и, приятно наполняющее каждою клеточку твоего тела, тепло.
И ты можешь быть приятно удивлен, когда в течение нескольких секунд почувствуешь присутствие во всем тебе покоя и полное отсутствие тревоги и беспокойства.
Ты можешь ощутить глубокую удовлетворенность собой после того, как через две или одну минуту почувствуешь прочную уверенность в том , что как только ты ощутишь желание пописать, ты сможешь проснуться в искреннем и удобном для себя темпе , чтобы последовать в то место, где ты сможешь спокойно и правильно сделать это.
И я не знаю когда твой мочевой пузырь как упругий и выносливый воздушный шарик внушит тебе уверенность в том , что он сможет выдержать большое количество мочи. Может через несколько часов, дней, может больше. Это неважно. Важно то, что твой упругий и надежный шарик - пузырь сможет дать тебе об этом знать через то количество времени, которое ему необходимо для того , чтобы он смог надежно хранить все свое содержимое до того момента, как ты сможешь открыть прочные и крепкие ворота в нем с тем, чтобы очистить его , для того, чтобы следующее количество светло- золотистой жидкости смогло храниться в нем до того момента, который необходим для следующего очищения.
И каждому ребенку в этот момент становится доступным ощущение , как по всему телу продолжает разливаться приятное тепло, по-особенному теплое внизу живота.
И ты, как и все дети , можешь почувствовать , как твой мочевой шарик становится настолько сильным, что сможет помещать в себя и надежно хранить большое количество светло-звенящей жидкости.
И при этом, ноги и руки , зная , что этот прекрасный мочевой шарик надежно выполняет свою работу , могут вплыть в умиротворяющее пространство приятной вялости, укрепляющей каждый внутренний орган, тепла; наряду с этим, глаза могут предоставить возможность векам приятно слипаться, вызывая с каждым моим словом желание предоставить всего себя для объятий красивого и сказочно- пестрого сна.
Интересно, по мере того как мой голос становится все тише и тише, насколько хорошо становится на душе ( отвечает про себя , вы не ждете его ответ и продолжаете)?
И, наверно , погружаясь в сказочно - влекущие, крепко- сонные грезы, очень приятно осознавать , что в тот момент , когда тебе захочется помочиться , ты сможешь легко проснуться, без труда встать, сходить в то, помещение в котором происходит выгрузка светло -жидкого содержимого твоего шарика в другой сосуд , который перенесет все вышедшее из него в иной , внетелесный мир.
После чего ты сможешь спокойно вернуться в постель и продолжить путешествие в царство сонно-сказочных грез.