Аннотация: Материалы для этого путеводителя найдены в интернете.
От Москвы до Волги.
канал им. Москвы
Северный речной вокзал, с которого начинаются наше речное путешествие, расположен на канале им. Москвы.
Канал им. Москвы проходит по территории Химкинского, Мытищинского, Дмитровского и Талдомского районов Московской области.
Северный речной вокзал
Северный речной вокзал, грузовой порт и причалы были построены в 1936 году на сухом месте еще до заполнения водохранилища. Архитектор вокзала Алексей Михайлович Рухлядев (1882-1946 годы).
Речной вокзал
Пассажирская часть.
Ввиду статуса памятника архитектуры здание было доведено до естественного разрушения и с 2009 г. закрыто на реконструкцию. Высота здания вместе с 27-метровым шпилем - около 85 метров.
Здание Северного речного вокзала, построенного к открытию Канала Москвы, венчает шпиль со звездой, раньше находившейся на одной из башен Кремля. По плану шпиль на время навигации должен был подниматься, в межсезонье - опускаться, но эту операцию проводили крайне редко. В 2008 его опустили и больше не поднимали.
В парке перед зданием вокзала установлена скульптура девушки с парусной яхтой - копия скульптуры Ю.Куна, установленной на стрелке перед шлюзом N5.
С 2010 года здание перешло в управление к ФГУП Канал Москвы и было закрыто на реконструкцию.
Завершение его строительства предшествовало заполнению Химкинского водохранилища. К причалам (их протяженность достигает 1,5 км) была подведена широкая гранитная лестница, а вокруг вокзала, там, где ещё два года назад рос лопух и мирно паслись коровы, был разбит парк, размером 50 га. Большая часть причалов отдана круизным судам, небольшой пятачок занимает прогулочный флот.
Территория, где разместился вокзал и причалы, первоначально не входила в черту столицы. Здесь расстилались поля, зеленели леса. На их месте выросли многоэтажные здания "спальных" районов Москвы, которые, если смотреть со стороны водохранилища, возвышаются над парками и портовыми сооружениями. Память о разрушенных деревнях и селах хранят названия районов, улиц, станций метро: Строгино, Тушино, Сходненская. К югу от водохранилища и теперь существует лесопарк "Покровское - Глебово", а к северо-западу от него - так называемый Алёшинский лес.
Предприятия северо-запада Москвы сравнительно молоды: они создавались в преддверии освоения космоса и были ориентированы на прогрессивные, наукоемкие технологии. В их числе - авиаракетный комплекс, включающий самолетостроительные заводы близ аэродрома Ходьшского поля и вдоль Ленинградского проспекта. Южнее Химок располагаются домостроительные комбинаты и заводы железобетонных изделий, производители основного сырья для строительства Москвы.
Идущие по каналу и водохранилищам тяжёлые неповоротливые баржи, до краёв наполненные песком, гравием, держат путь к Северному и Западному портам, туда направляются необходимые для предприятий строительные материалы.
Напротив Северного речного вокзала на берегу водохранилища, у небольшого Захарковского залива в Тушино, видны корабли музея Военно-Морского флота. Причалы Северного речного вокзала продолжаются грузовыми причалами Северного порта.
Ближе к кольцевой автодороге находится Портохладокомбинат, существующий с 1959 года.
Напротив речного вокзала расположен один из крупнейших микрорайонов столицы -- Тушино и парк, где открыт музей ВМФ. Первоначально музей должен был быть в центре Москвы, у Парка Горького. В составе его экспонатов подлодка "Новосибирский комсомолец", приведенная в Москву в сентябре 2003 года из Северодвинска.
Село Тушино известно с 14 в. В 1939 году село Тушино стало городом; в черте Москвы - с 1960 г. В 1608-10 гг. В Тушино располагался укрепленный лагерь Лжедмитрия II, осаждавшего Москву. Обнаружены земляной вал и оружие тушинцев.
У причалов Портохладокомбианата с октября 2003 года стоит СКР "Дружный", прибывший в Москву из Калининграда. Он должен был также войти в состав экспонатов музея, но по ряду причин этого не произошло. Летом 2008 года "Дружный" на одну ночь был арендован под корпоративную вечеринку и с помощью буксиров его таскали по водохранилищу вдоль причалов.
Северный грузовой порт.
С пассажирским портом соседствует грузовой порт.
Главным грузом, идущим теперь в Москву водным путем, являются строительный песок и гравий. Всего в Москве три грузовых порта: Северный -- на Химкинском водохранилище, Южный -- в Нагатино, и Западный -- в Филях (два последних на р. Москва).
А теперь немного об истории строительства канала им. Москвы, по которому мы с вами будем плыть до Волги.
Северный речной вокзал, с которого начинаются наше речное путешествие, расположен на канале им. Москвы.
КАНАЛ ИМ. МОСКВЫ
Канал является звеном единой глубоководной системы Европейской части России, связывающей Москву с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями. По каналу из Волги подается около 60% воды, потребляемой Москвой.
Судоходство по каналу Москва - Волга (так канал назывался до 1947 года) было открыто 15 июля 1937 года (канал строился 4 года 8 месяцев).
Длина канала -- 128 км.
Канал имеет два склона -- южный, обращенный к р. Москва, и северный, обращенный к Волге, между которыми расположен водораздельный бьеф между Замоскворецким и Волжским бассейнами.
На южном склоне (4 км) расположены два шлюза (NN 7 и 8), опускающие суда на 36 м до уровня р. Москва.
На водораздельном бьефе (50 км) от шлюза N 7 (Щукино) до шлюза N 6 (пос. Икша) образованы 5 водохранилищ: Химкинское, Клязьминское, Учинское, Пестовское и Икшинское.
Высота водораздельного бьефа над уровнем моря 162 м.
На северном склоне (74 км) расположены пять шлюзов (NN 6, 5, 4, 3, 2), в которых суда опускаются на 38 м до уровня Иваньковского водохранилища на Волге.
Вода из Волги на водораздельный бьеф перекачивается насосными станциями, расположенными при всех пяти шлюзах северного склона.
Из Пестовского и Учинского водохранилищ вода забирается в московский водопровод. Ширина канала по верху -- 85 м, по дну -- 45 м, глубина -- 5,5 м. Профиль трапециевидный.
Для удобства судовождения отсчет километров по каналу ведется от Москвы, а направление течения на канале условно установлено от Иваньковского водохранилища к Москве.
Канал принимает суда грузоподъемностью до 5000 тонн.
Сроки работы -- с 20 апреля до 1 ноября.
Канал -- сложное гидротехническое сооружение.
Всего на канале сооружено 240 объектов: 11 шлюзов, 5 насосных станций, 3 грузовых и 2 пассажирских порта, 8 заградительных ворот, 2 туннеля и др. В эстетическом отношении канал представляет исключительное явление. Его архитектурные ансамбли гармонируют с окружающим ландшафтом и гармонично вписались в подмосковную природу. В 1997 году исполнилось 60 лет бесперебойной работы канала.
Для сравнения. Суэцкий канал: длина -- 161 км, глубина -- 13 м, ширина -- 120-150 м, без шлюзов, строился 14 лет, открыт в 1869 году. Панамский канал: длина -- 81,6 км, глубина -- 12,5 м, ширина -- 150 м, три пары шлюзов, строился 35 лет, открыт в 1914 году (официально -- в 1920).
Канал имени Москвы является сооружением, комплексно решающим несколько крупных водохозяйственных задач:
водоснабжение столицы,
обеспечение воднотранспортной связи с р. Волгой,
улучшение санитарного состояния рек в пределах города,
выработка электроэнергии на попутных и оставшихся расходах воды,
а также создание зон отдыха.
Трудно переоценить значение канала имени Москвы в жизни столицы. Канал не только открыл большое судоходство в Москву, но и обеспечил город водой. Сегодня его насосные станции подают Московскому водопроводу половину всей потребляемой населением и промышленными предприятиями воды. Волжские воды сделали р. Москву полноводной. Берега канала и его водохранилища стали основной зоной отдыха.
Канал имени Москвы соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве.
Длина 128 км. Ширина канала по поверхности -- 85 м, по дну -- 45 м, глубина -- 5,5 м.
Был открыт 15 июля 1937 как Канал Москва -- Волга. Строительство канала Москва-Волга началось в сентябре 1932 года и длилось 4 года и 8 месяцев. При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитлаг, просуществовавший более пяти лет).
Как все начиналось
К началу 30-х годов Москве не хватало питьевой воды. Рублевский водопровод не мог обеспечить растущие потребности столицы в воде. Река Москва настолько обмелела, что ее можно было перейти вброд напротив Кремля в том месте, где сейчас красуется Большой Каменный мост. Вся водопроводная сеть подавала в город 15 млн. ведер воды. А население возросло до 3-х млн. человек.
И вот тогда взоры обратились к далекой от Москвы Волге. Только эта полноводная матушка-река могла спасти растущий город от безводья. Но Волга текла за бугром, севернее Клинско-Дмитровской гряды, высота которой достигала почти шестидесяти метров над уровнем Москвы-реки. Прорыть канал подобной глубины казалось затеей безумной, тем более что расстояние -- 128 километров по прямой!
Откуда же взять такую массу воды? Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро -- Иваньковское водохранилище, первое "московское море". Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку.
Было предложено несколько вариантов трассы канала. После долгих споров 20 мая 1932 г. Московский горком партии выбрал "Дмитровский" проект, а на следующий день инженерные группы уже обозначали колышками будущую трассу.
Трасса канала должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой: расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км. Высокий гребень холмов с истоками и долинами мелких рек планировалось превратить в непрерывный многокилометровый водяной мост. К нему с двух сторон -- от Волги и от Москвы-реки -- нужно было поднять водяные лестницы, чтобы по этому пути направить воду и корабли из Волги в Москву-реку.
Намеченная проектировщиками и утвержденная правительством трасса канала неизбежно пересекала определенное число селений. Часть селений также попадала в зону затопления шести вновь образуемых водохранилищ. Согласно финансовому отчету НКВД, переносу подлежал 6261 двор. Примерно было перенесено около 200 сел. Переселения на вновь выделенные территории явились тяжелым стрессом для переселяемых.
Для строительства было организовано Управление строительства канала Москва-Волга. Начальником строительства канала назначается Павел Яковлевич Бовин (ранее заместитель начальника Центрального управления речного транспорта Наркомвода СССР), главным инженером Управления назначается профессор с кафедры гидротехнических сооружений Московского института инженеров транспорта Александр Иванович Фидман, который "за выдающиеся успехи в деле строительства канала Москва-Волга" был награжден орденом "Ленина".
В мае 1932 года закончены геологические изыскания, на основании которых выдвинуты три варианта строительства: Старицкий, Шошинский, Дмитровский.
Старицкий самотечный вариант канала был разработан инженером Авдеевым. Его идея состояла в том, чтобы на верхней Волге, примерно в 12 километрах от города Старица построить плотину высотой 40 метров, которая создала бы водохранилище объемом в 2,5 млрд. куб метров воды с большим затоплением земель. Из водохранилища вода по каналу длиной 230 км должна была идти в Москву-реку самотеком через Клин и Волоколамск. С выходом в Москву-реку у села Тушино. Но против Старицкого проекта выступили опытные гидростроители, свои доводы они представили начальнику Главэнерго Г. М. Кржижановскому, он согласился с ними. Его авторитет как гидростроителя был очень высок. На обсуждение Старицкого проекта Глеб Максимилианович высказался резко против данного проекта: "Я враг самотека, как в технической, так и в партийной жизни...". Осталось два проекта, которые мало чем отличались друг от друга, но надо было обсудить и выбрать самый лучший, самый экономичный и менее затратный.
Шошинский вариант (с началом канала от устья реки Шоша) с механической подачей воды и лестницами шлюзов.
Дмитровский вариант с механической подачей воды и лестницами шлюзов через Клинско-Дмитровскую гряду (от московского района Тушино до устья реки Дубны, впадающей в Волгу).
20 мая 1932 г. в Московском городском комитете партии подавляющее большинство высказалось за Дмитровский вариант по следующим основным причинам:
1. Дмитровское направление канала давал наименьший объем необходимых основных работ (земляных, бетонных и прочих); имел наименьшую высоту подлежащего преодоления водораздельного участка Клинско-Дмитровской гряды.
2. Дмитровский вариант канала был дешевле других, как в отношении строительной стоимости всего сооружения, так и стоимости прохода кубометра воды, подаваемой по каналу в город, а также стоимости прохода судов и транспортных грузов.
3. В отношении подачи воды в город для водоснабжения, а также обводнения главнейших притоков реки Москвы, Яузы и Лихоборки, Дмитровский вариант предполагал более простые и удачные решения.
4. В транспортной части Дмитровское направление позволяло подойти к действующей Мариинской водной системе и к городу Горькому (Нижнему Новгороду) по более короткому расстоянию, чем другие варианты канала. Это уменьшало продолжительность пребывания судна в пути по ряду основных маршрутов, что значительно удешевляло стоимость перевозок.
26 мая начальником строительства канала становится прежний руководитель ГУЛАГа Лазарь Иосифович Коган, за которым сохраняется и должность начальника Беломорстроя. (Постановлением Президиума ЦИК СССР от 14 июля 1937 года "за выдающиеся успехи в деле строительства канала Москва-Волга" бывший начальник МВС Лазарь И. Коган был награжден орденом "Красной Звезды". Арестован 26 декабря 1938 года. Осужден Военной коллегией Верховного Суда СССР к ВМН-02. 03 1939 года и расстрелян. Реабилитирован 24. 11. 1956 года.)
Строительство канала передано от Наркомвода Объединенному государственному политическому управлению (ОПТУ).
13 апреля 1933 года приказом по строительству N50 было объявлено официальное название "Строительство канала Москва-Волга", а также сокращенное его наименование: "Москва-Волгострой" (МВС).
27 января. Президиумом ЦИК Союза ССР утверждает значок "Лучшего ударника строительства канала Москва-Волга".
Краткая справка. Первые каналоармейцы Волжского района награжденные значком "Ударник МВС" были:
1.Созерико Абиевич Икаев - землекоп из отряда "Красный ударник"- 8 апреля 1934 года;
2.Начальник отряда тридцатипятников заключенный Лазареев Анушеван Алексеевич. - 8 апреля 1934 года;
3.Начальник 1-го украинского отряда "За нову людину" заключенная Тасарская Галина Васильевна -30 июля 1934 года;
4.Начальник 5-го отряда "Перекоп" 1-го участка Волжского района заключенный Лучина 30 июля 1934 года;
5.Начальник Центрального городка 1-го участка Волжского района заключенный Хейфиц - 30 июля 1934 года;
6.Начальника 1-го хозрасчетного отряда 3-го участка Волжского района Бунина Г.В.- 30 июля 1934 года;
В Дмитрове, в районе стройки, были созданы курсы, подготавливающие специалистов 43 основных специальностей. Так стройка получила: прорабов, младших и старших техников различных специальностей, лаборантов по бетону и грунтам, машинистов и кочегаров для экскаваторов, монтажников, мотористов, шоферов и электросварщиков.
Заполнение водой
23 марта 1937 г. последовало решение "остановить Волгу", то есть приступить к наполнению Московского моря и канала. В этот день полноводная весенняя Волга сердито несла свои воды через пролеты плотины. Главный инженерСергей Яковлевич Жук спокойно, будто он это делал каждый день, велел закрыть Волге дорогу на восток. И путь Волге на восток был закрыт. Первый раз за многое тысячелетия могучую реку остановила воля человека. С пеной и брызгами вода ринулась на плотину, но щиты легко выдержали сокрушительный удар. Река остановлена на три минуты. Затем щиты были приподняты на 25 см., через узкие щели под ними вода прорывалась в нижний бьеф Волги, поддерживая нужный уровень в ее нижнем течении.
Через 13 дней главному инженеру доложили: "Московское море полно!" Тогда он отдал приказ открыть щиты бетонной плотины, чтобы пропустить на восток излишние волжские воды. Волга была окончательно покорена.
Так Волга пришла в Москву. Уровень воды у Кремля поднялся почти на 3 м..
7 сентября 1947 года, в ознаменования 800-летия Москвы Указом Президиума Верховного Совета СССР канал Москва-Волга переименован в "Канал имени Москвы".
Сооружения
Канал имени Москвы -- крупный комплекс гидротехнических сооружений, решающий задачи водоснабжения, обводнения, воднотранспортной связи столицы, выработки электроэнергии и электроснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зоне канала.
Трасса канала имеет 240 сооружений: 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках -- Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий.
Архитектура производственных зданий гидросооружений канала у многих вызывает восхищение. Архитекторы исходили из того, что сооружения должны радовать, отражать внешний стиль социалистической эпохи - "все для человека, все для вдохновенного его труда на благо Родины".
По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т.
НКВД заметает следы Дмитлага
Известно, что при строительстве канала Москва-Волга погибло очень много заключенных, сооружавших канал. Но документально полное число погибших пока никому подтвердить не удалось.
Календарный учет заключенных вели очень строго, списки были по всем лагерным пунктам, регулярные отчеты оседали в Управлении Дмитлага НКВД.
На сегодня о судьбе архива Дмитлага известно следующее. Осенью 1941 года при приближении немцев к Москве архив Дмитлага эвакуировали. Управление канала выделило для этого людей и транспорт в виде небольшой баржи с буксировщиком. Для сопровождения архива было назначены два ответственных человека из работников канала Изотов Н.И и Тельпуховский Е.С.. По распоряжению НКВД груз был доставлен в Ульяновск по Волге.
Но тут произошло совершенно невероятное. Когда ящики с архивными документами с трудом выгрузили на речной причал, чиновник НКВД, встречающий груз, приказал прибывшим разжечь костер и привезенные ящики побросать в него. На вопрос Тельпуховского, отвечающего за доставку груза: "Что это значит, и как я буду отвечать в Дмитрове за сдачу груза?" - ему грубо ответили: - "Не ваше дело!". И ящики были сожжены. Дмитровские или московские чины НКВД не решились сжечь архив на месте, а Ульяновский НКВД либо не захотел организовать хранение прибывшего архива, либо получил команду архив уничтожить. НКВД не хотели огласки материалов Дмитлага в случае попадания архива к немцам, в этот момент они уже были под Москвой в Яхроме.
По деньгам постройка канала обошлась совсем дешево, благодаря рабочей силе заключенных. Дмитровские историки, оказавшиеся на ранних стадиях ближе к первоисточникам, оценивают количество погибших на канале Москва-Волга строителей в диапазоне 0,7-1,5 млн. человек. Но скорее всего здесь большое преувеличение. Тем не менее, из рассказов очевидцев расстрельные списки были очень большие - целые листы формата А, а люди отправлялись на расстрел простой резолюцией под списком "Расстрелять" и всего одной малоразборчивой подписью.
Имеющие в Государственном архиве РФ 180 дел чисто московского делопроизводства по каналу Москва-Волга не могут пока пролить свет на самую главнуб тайну Дмитлага - сколько же строителей погибло вследствие истощения, болезней и расстрелов.
Рассказы очевидцев
Посещение стройплощадки Сталиным 4 июля 1934 году. Это эпизод наблюдал своими глазами Щербаков П.И. Заканчивая осмотр котлована, Сталин вдруг обратил внимание на то, что заключенные работают без обуви, то есть босиком. Хотя было начало лета, погода не была теплой. Сопровождающих свиту руководителей стройки (начальник строительства Л.Коган, начальник Дмитлага С.Фирин и др.) Сталин тут же строго допросил, почему рабочие работают без обуви. Те отвечали не очень определенно: мол, народу пришлость направить на эту стройку много, и на всех обуви не хватило, но недостающая обувь на подходе. Закончил этот разговор очень резко, приказав, чтобы через 2 часа все рабочие были обуты, а в отношении нескольких человек (начальник отдела снабжения, начальника участка и еще кого-то) сказал: "А этих расстрелять!".
Этих людей тут же схватили и расстреляли здесь же, у котлована.
Бетонный массив западной башни нижней головы шлюза N3 стал вечной могилой одного из заключенных, работавших на стройплощадке в Яхроме. Этот человек упал в бетонируемый котлован. Подача раствора была уже начата, когда один из заключенных пошатнулся от истощения и упал в бетонируемый котлован для устоя нижней головы. Производитель этих работ (прораб), зная, что по технологической инструкции запрещается прерывать начатое бетонирование, запретил другим работающим поднимать упавшего, то есть приказал продолжать работу. Тело этого человека навсегда осталось замурованным в бетоне устоя шлюза.
Канал начинал строиться с центра. Укладывали широкие толстые доски, по которым на тачках возили вверх землю и высыпали ее на берегу. Заключенных там было, как муравьев в муравейнике. Стояли широкие доски (см 30 шириной) по обе стороны. По одной доске тачки везут вверх и высыпают, а по другой доске, которая 2 м длиной, вниз. Внизу лопатами в эти тачки насыпают, и без конца круг идет. И такие вещи стоят через каждые 5-6 м, т.е. расстояние между этими "дорогами". И так без конца. Ходили они быстро: вверх чуть не бегом, вниз тем более.
Ценой многих жизней досталась эта стройка. История его создания вызывает чувство восхищения и преклонения перед людьми, претворившими в жизнь этот грандиозный комплекс сооружений.
В память о строителях канала на берегу Канала имени Москвы, при подходе к шлюзу N4, возведена часовня Новомучеников в земле российской просиявших - по проекту художника Петра Стронского (2007 г).
На канале имени Москвы построено 11 шлюзов, которые позволяют судам проходить водные бассейны с различным уровнем воды.
Перепад высот между ними - более 40 метров.
Длинна каждого из судоходных шлюзов канала имени Москвы - 290 метров, ширина - 30 метров.
Движение под парусами в канале запрещено. Яхты имеют право идти только на моторе.
Химкинское водохранилище образовано плотиной на р. Химка. Площадь 3,5 кв. км, длина 8 км. Большая часть находится в пределах Москвы.
На водохранилище расположены Северный речной вокзал, Северный грузовой порт, пристани Лебедь, Захарково, Химки. Химкинское водохранилище являет собой только начало большого водораздела, который включает цепь соединенных между собой водохранилищ, образующих единое пространство. Они связаны между собой реками, каналами и канальчиками, плотинами, шлюзами и выполняют самые разнообразные функции. Одни снабжают город водой, другие выполняют роль отстойника, третьи стали любимым местом отдыха москвичей. В их числе, наряду с Химкинским - Клязьминское, Учинское, Пяловское, Пестовское, Икшинское водохранилища.
Сразу за Северным грузовым портом налево уходит Бутаковский залив, а через канал перекинут автомобильный мост Ленинградского шоссе.
Мост Ленинградского шоссе сооружен в 1966-1969 гг по проекту архитектора К.Н.Яковлева, инженеры Васильев и Рудомазин . Открытие моста состоялось 22 апреля 1970 года, к столетнему юбилею В.И.Ленина. До него здесь существовал трехпролетный , металлический , монументальный, но в то же время легкий и изящный, даже воздушный из за арочной конструкции мост .
Несколько слов следует сказать о старом мосте. Он располагался на трассе старинного Петербургского шоссе. Старый мост также имел своего предшественника - здесь существовал маленький мостик через речку Химку. Так было до начала строительства в 1932 году канала Москва - Волга,
Арочный мост был построен, как и канал, в 1937 году , над оврагом , по дну которого до наполнения канала текла река Химка. Со временем пропускная способность старого моста оказалась недостаточна, и чтобы не прерывать движения во время строительства нового моста, в конце 1960-х гг ось шоссе была перенесена в сторону на 38 метров. В Москве такая уникальная работа производилась впервые, руководил ею инженер Цариковский. В 1980 году старый арочный мост был разобран.
В 2010 году в ходе реконструкции и расширения трассы Ленинградского шоссе, над каналом открыли еще один мост, точную копию предшественника.
За мостом Ленинградского шоссе наш теплоход пересекает северо-западную часть Химкинского водохранилища.
За мостом направо отходит Воробьевский залив и виднеется гостиница "Союз-1".
Примерно в километре от моста Ленинградского шоссе находится мост Химкинский мост МКАД. Трехпролётный, металлический, монументальный, но, в то же время, лёгкий и изящный, даже воздушный из-за арочно-консольной конструкции, мост, безусловно, обращает на себя внимание. Он был построен, как и канал, в 1937 году, над оврагом, по дну которого до наполнения канала текла река Химка. Движение по мосту всегда было очень интенсивным: оно проходит по древнему пути из Москвы на Тверь и Новгород, к Санкт-Петербургу.
В годы Великой Отечественной войны, во время битвы под Москвой, он выполнял важнейшую стратегическую миссию. По нему на фронт везли оружие и боеприпасы, продовольствие - для многих он стал "дорогой жизни".
Старый Химкинский мост, авторами которого являлись инженеры В.Д.Васильев и Наумов, был введен в эксплуатацию в 1961 году, одновременно с открытием МКАД. Строительство этой трассы, которая имеет протяженность 109 км, началось в 1956 году, на ее пересечении с Ярославским шоссе.
В 1990-х гг. была проведена реконструкция МКАД, тогда-то и было решено старый мост разобрать, а на его месте возвести два новых - с целью увеличения пропускной способности непомерно загруженной столичной магистрали. Эта весьма сложная задача решалась по проекту Санкт-Петербургского отделения АО "Институт Гипростроймост". Интересно отметить, что аналог старого Химкинского моста - мост через Москву-реку у села Спас на МКАД был реставрирован, а рядом построен один новый мост.
Здесь же, как и говорилось чуть раньше, можно увидеть два новых моста: один из них построен в 1997 году - по нему проходит внутренняя часть МКАД, а другой - под внешнюю часть дороги сдан в эксплуатацию в 1998 году.
Неподалеку расположена небольшая лощина, на северном берегу которой среди вековых деревьев пристроилась старинная Космодамианская церковь, основанная в 1730 году. Прежде здесь находилось село Космодемьянское. В XVI веке оно принадлежало боярам Чубарову, Кучке, а в 1585 году стало вотчиной будущего царя Бориса Годунова. История этого села наполнено сражениями: в 1608-09 годах на берегах речки Химки русские воины разбили польско-литовских захватчиков, которых вел Лжедмитрий II. Однако село было разграблено и сожжено врагами. В Отечественную войну 1812 года эта местность оказалась вновь в зоне боевых действий. Жители села и ближних деревень участвовали в партизанском движении против наполеоновских захватчиков.
Рядом с церковью Косьмы и Дамиана, на южном берегу лощины, находится пансионат ветеранов труда, основанный Правительством Москвы совместно с Центральным административным округом.
За мостом начинается территория Московской области. Область раскинулась на территории 46 000 кв км . Сегодня здесь проживает около 7 млн человек . В стране и за рубежом Подмосковье широко известно своим высокоразвитым экономическим и научным потенциалом, многовековым историко-культурным наследием . Именно со столичной областью связаны блистательный взлет отечественной академической и прикладной науки - ядерной физики, биологии, теоретических исследований в космоплавании, химии - и уверенная поступь высочайших технологий в авиастроении, оборонной, машиностроительной, и других отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, прославивших Подмосковье на весь мир. Столичная область - один из самых благополучных регионов России по степени развития системы связи и транспорта. В Подмосковье 10 крупных аэропортов. Все это создает привлекательный инвестиционный климат для размещения зарубежных капиталовложений. Здесь проходит граница между Москвой и Московской областью.
По обеим сторонам канала расположен ближайший пригород - город Химки.
Г. Химки.
Первый город Московской области на нашем пути - город Химки. Название городу, как и водохранилищу, дала река Химка, по руслу которой проходит теперь канал. Сама речка начинается в небольшом клюквенном болотце близ деревни Гнилуши. Маленьким ручейком, обогнув село Старбеево с востока, набирала она воду из находившихся здесь ключей и болот, устремляясь к Химкам. После чего русло ее растворилось в водах Химкинского водохранилища. Ниже Химкинской плотины река вновь течет в своем естественном русле и впадает в Москву-реку у Щукино, чуть выше 8-го шлюза канала имени Москвы.
Когда-то на территории нынешних Химок располагались древние сёла Куркино, Козлово, Киреево, Красные Горки, Козмодемьянское, которое четыре сотни лет назад считалось вотчиной Бориса Годунова. А сама деревенька Химки числилась лишь станцией на Петербургском тракте. Живописная природа здешних мест, тихие берега Москвы-реки стали популярными у москвичей более полутора века назад, когда здесь появились первые дачи. А после сооружения в 30-х годах прошлого столетия канала "Москва -- Волга" на месте деревни Киреево вырос посёлок Левобережный. Можно сказать, он и стал прародителем современного жилого района.
Своим названием поселок обязан левобережной части города Щелково, раскинувшейся на левом берегу реки Клязьма. Тесная связь поселка с водой этим не ограничивается. Его территория на 1500 метров вытянута вдоль живописного берега Щелковского карьера, излюбленного места отдыха жителей Щелковского района.
Сейчас посёлок Левобережный входит в черту города Химки. Неподалеку от трассы канала расположена станция Левобережная Октябрьской железной дороги. Рядом со станцией в XIX веке находилась усадьба русского композитора А.Н.Верстовского, автора известных опер "Аскольдова могила", "Тоска по Родине", комедий-водевилей и многочисленных популярных романсов, в том числе и "Черная шаль" на слова А.С.Пушкина. В течение двенадцати лет Верстовский работал управляющим дирекцией московских императорских театров. Он создал ряд музыкальных произведений в содружестве с композитором А.А.Алябьевым. 18 января 1825 года прологом "торжество муз" М.Дмитриева на музыку Верстовского и Алябьева открылось новое здание Большого театра.
18 января 1825 года прологом "торжество муз" М.Дмитриева на музыку Верстовского и Алябьева открылось новое здание Большого театра. Оно было построено по проекту известного московского архитектора Осипа Ивановича Бове.
Происхождение и значение названия Химка и его старой формы: Хинка - точно не известно. "Толковый словарь" Владимира Даля трактует слово "хинь" как "незначительный", "пустяковый", поэтому можно предположить, что гидроним "Хинка" означает - "бесполезная речка". Со временем слово "хинь" стало малоупотребительным и, возможно, под влиянием более нового, входившего в употребление слова "химия" речка была переименована в Химку.
С этой речкой связаны также и легенды. В одной из них название Химки объясняется по имени восточной полонянки, возлюбленной одного из московских князей. По сходству имя девушки было Хима, или Химка. Потеряв любовь князя, она борсилась в воды реки и утонула. С тех пор речка стала называться ее именем. Вторая же легенда рассказывает о гибели крепостной девушки Ефимии, замученной преследованиями жестоких господ и нашедшей избавление в водах реки. Видимо девушка была с Украины, ее имя было Химка, вместо русского Фимка.
Третья легенда говорит о существующей вероятности того, что по речке "Всходня" (сейчас это река Сходня) люди только сходили к реке Клязьме, а по реке Химке был выход в Москву-реку. И очень тяжелым трудом было сначала пройти долгий путь по реке, а затем переволочь лодки из одной реки в другую. А потому название реки могло происходить от слов "хим" - "загорбок", "химить" - "бранить", "химарный" - "лукавый". Всё это говорит о неудобном для перемещения на такие долгие расстояния пути.
В черте города речка была сильно заболочена. Берега с омутами, заросшими кувшинками, описаны Алексеем Толстым в его романе "Хождение по мукам": "На реке Химке, в овраге, завелись разбойники. Целую неделю никто не ходил в лес, - боялись. Потом стражники выбили их оттуда".
Первые письменные упоминания об округе относятся к XIV - XVI векам. Так, в Духовной грамоте Ивана Калиты рассказывается о волости "Горетовка", включавшей в свой состав несколько поселений. А затем, в Писцовой книге XVI века говорится о Горетовом стане и селах Козлово, Петровское, Старбеево, Козьмодемьянское, деревнях - Киреево, Ивашково, Красные горки и нескольких пустошах.
По территории Химкинского района издревле пролегал путь, связывавший Москву с Тверью и Новгородом. И само поселение началось как почтовая станция на дороге к Твери и Великому Новгороду: в XVIII веке через Химки прошлел Санкт-Петербургский тракт, который в 1834 году стал первой в России дорогой с твердым покрытием (плотно укатанный щебень). В 30-х годах 19 века поселок стал популярным дачным местом . Здесь отдыхали Герцен, Огарев, литературный критик Белинский, историки Грановский, Погодин, композиторы Чайковский, Верстовский, художник Левитан, писатель Куприн, поэт Некрасов, основатель Третьяковской галереи - Третьяков, известные деятели театра Качалов, Станиславский. В 1850 году через Химки прошла железнодорожная линия Москва - Санкт-Петербург. В 19 веке в Химках начинается бурный рост промышленного производства: строятся красильный завод, шерстопрядильная, суконная, мебельная и другие фабрики. В 1937 году Химки стали рабочим поселком.
В 1939 году Химки обрели статус города. Он вобрал в себя окрестные деревни, села и дачные мета: Куркино, Козлово, Космодемьянское, Киреево, Красные Горки. Сейчас Химки - это крупнейший научный, промышленный, торговый и деловой центр Ближнего Подмосковья с сильным экономическим потенциалом и большими перспективами развития; благоустроенный красивый и современный город с развитой инфраструктурой и качественным жилым фондом. О богатой истории сохранилось множество свидетельств: старинных усадеб, церквей, памятников и архитектурных сооружений, памятных мест. Все они бережно охраняются как важнейшие достопримечательности города и частичка его многоликой культуры. В Химках производят ракетные двигатели для запуска космических спутников, пластмассовые изделия, стройматериалы, имеются предприятия легкой и пищевой промышленности. В городе в настоящее время проживает 133 000 человек.
Третий мост на нашем пути - мост Октябрьской железной дороги, который был построен одновременно с каналом имени Москвы в 1937 году и ведет в Санкт-Петербург.
За мостом Октябрьской железной дороги наш теплоход еще 1,5 км идет по Химкинскому водохранилищу, которое заканчивается у заградительных ворот.
Глубокая выемка
Прямо по ходу теплохода по обоим берегах видны бетонные полукруглые устояс небольшим зданием-павильоном на одном из берегов. Это - аварийные заградительные ворота. В бетонной плите, уложенной на дне канала между двумя устоями находятся в горизонтальном положении фермы заграждения. При необходимости электролебедка, установленная в здании на берегу, поднимает за 25 минут фермы, из которых образуется водонепроницаемая преграда. Такую же операцию проводят с фермами заградительных ворот, которые установлены через 8 км. Плавучими насосными станциями, в случае необходимости, можно осушить этот участок канала. У заградительных ворот и заканчивается Химкинское водохранилище.
Отсюда, на протяжении 8 км наш теплоход будет идти по так называемой "глубокой выемке"- отрезку канала, прорытому через водораздел между реками Химкой и Клязьмой Теплоход идет как бы сквозь горы. Глядя на крутые склоны, легко представить, какая исполинская работа была проделана, чтобы прорыть этот небольшой по длине участок канала.
В выемке глубина достигает 23,5 метров при ширине поверху 140 метров.
При сооружении этого участка канала было вынуто более 10 миллионов кубометров грунта. Здесь работало 30 экскаваторов "Ковровец", около 50 паровозов и 1000 вагонов. Для того времени это был довольно высокий уровень механизации. И все же два миллиона кубометров земли пришлось перебросить вручную, с помощью лопаты и тачки . На восточном откосе этой выемки, то есть на левом берегу, в процессе строительства образовался оползень, захвативший откос до самого верха выемки. Расширением выемки над бечевником откос был разгружен и восстановлен по проекту. Однако оползневые явления на этом участке не затухали и в последующие годы эксплуатации канала. Вообще, эта часть канала считалась одной из труднейших, но была она сдана на год раньше срока.
Береговые путевые знаки - высокие четырехгранные призмы, поставленные через каждые 250 метров, обозначают откосы канала.
К южной части Химкинского водохранилища подходит Сходненскийдеривационный канал, по которому волжская вода изливается в р. Москва. Водоснабжение Москвы происходит через этот самый канал. В настоящее время практически полностью Химкинское водохранилище находится в черте города. На его берегах разместился Северный порт и речной вокзал, водный стадион "Динамо" и другие спортивные сооружения. К водохранилищу примыкают парки речного вокзала, летом вдоль его берегов на пляжах отдыхают москвичи и гости столицы.
Суда из Химкинского водохранилища в р. Москва проходят через шлюзы N7 и N8 южного склона, опускаясь в них на 36 м.
Дальше наше судно проплывают мимо города Долгопрудный. На этом участке справа по борту теплохода виден город Долгопрудный, в котором проживает около 70 000 человек. Канал плавно огибает город , протяженность которого вдоль берегов равна 5 км .
Ученые утверждают, что история города Долгопрудный берет свое начало в XII веке - именно в это время здесь появились первые следы проживания людей, которые селились на западном берегу речки Мерянки. Доказательством подобных исторических выводов служат исследования здешних захоронений и курган XII века, который находится в непосредственной близости от современного города. В течение двух последующих веков здесь строились лишь единичные поселки и дома, и только в XIV веке свет увидели городские постройки с небольшими поселениями.
Наиболее интересная история у одного из поселений, которое позже вошло в состав Долгопрудного - деревни Виноградово.
В 1623 году в документах упоминается "деревня Виноградово на Долгом пруде". Долгие пруды были являлись запрудой, образованной речкой Мерянкой, притоком Клязьмы. Владельцем деревни был далекий предок поэта А.С.Пушкина - Гаврила Григорьевич Пушкин. При его сыновьях Григории и Степане в 1650 году построили деревянную церковь, и деревня стала селом. Великий русский поэт упомянул Григория Пушкина в трагедии "Борис Годунов" и в стихотворении "Моя родословная":
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.
Сын Степана, боярин Матвей, был сослан, а его сын Федор повешен как противник Петра I, о чем позже написал А.С.Пушкин:
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Пушкиным Виноградово принадлежало с начала 17 века до 1729 года. Последними хозяевами усадьбы из знаменитого русского рода Пушкиных стали дальние родственники великого русского поэта Иван и Петр. Далее село перешло во владение князя В.В.Долгорукова, здесь в 1696 году была построена каменная церковь, налажено почтовое сообщение с Москвой, выложен тележный путь Москва - Дмитров.
Архитектурный ансамбль усадьбы, представляющей собой памятник архитектуры раннего классицизма, сложился в 1770-х гг, когда ее хозяином был генерал-аншеф А.И.Глебов. Императрица Екатерина 2 называла Глебова плутом и мошенником. 8 лет он был под следствием за хищения , тем не менее его произвели в генерал-аншефы. Он был среди тех, кто судил Емельяна Пугачева и подписал ему смертный приговор.
Вблизи усадьбы находится Владимирская церковь, построенная во второй половине 18 века предположительно Баженовым или Казаковым в стиле раннего классицизма. Она представляет собой в плане треугольник, в одном из углов которого сооружен алтарь. В южной части города среди новой застройки можно увидеть деревянную Георгиевскую церковь (1774), повторяющую формы более древних построек; в северной части - Спасскую церковь (1684).
Внешнюю и внутреннюю отделку выполняли крепостные мастера. Церковь представляет собой в плане треугольник: нижняя одноэтажная часть вписана в треугольник, в одном из углов которого сооружен алтарь, а центральная часть представляет собой высокий цилиндр. Великолепен интерьер храма с иконостасом в стиле барокко. Сохранился дом причта.
В 1790-х годах Виноградово досталось жене суворовского полковника Е.И. Бенкендорф. И с этих пор стало поистине светским местом, ведь хозяйка усадьбы слыла гостеприимной и хлебосольной госпожой и не переставала это доказывать. Гости, среди которых были знаменитые литераторы, музыканты, поэты и художники каждое лето (да и не только лето) съезжались в Виноградово к Бенкендорфам. В усадьбе подолгу гостили Гавриил Державин и Николай Карамзин.
Виноградово - единственное место в Подмосковье, связанное с великим русским баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым. Крылов жил в Виноградово в 1803-04 гг и посвятил дочери владелицы именно этой усадьбы свои первые две басни - "Дуб и трость" и "Разборчивая невеста".
В первой басне вельможный Дуб хвалился могуществом пред тонкой бедной Тростинкой, предрекал ей гибель в бурю. Но, когда беда случилась, "Тростиночка к земле припала", а ветер вырвал с корнем "того, кто небесам главой своей касался и в области теней пятою упирался".
Во второй басне "разборчивая невеста" год за годом отвергала завидных женихов:
"Невеста-девушка смышляла жениха;
Тут нет еще греха,
Да вот что грех: она была спесива.
Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умен,
И в лентах, и в чести, и молод был бы он
(Красавица была немножко прихотлива)"
А кончилось, в конце концов, все печально:
"За первого, кто к ней присватался, пошла:
И рада, рада уж была, что вышла за калеку".
Обе басни появились в январе 1806 года в журнале "Московский зритель".
С 1895 по 1911 год усадьбой Виноградово владел московский купец Бучумов, знаменитый своей жадностью и скупостью. Как итог - его сгоревший 11 октября 1905 года дом, подожженный его же крестьянами. Последней владелицей Виноградова стала помещица ЭМ.Банза, которая в 1911 году реконструировала имение в стиле неоклассицизма: старый был перестроен в 1911 году, а новый возвели в 1912 году. Вокруг построек сохранился старинный приусадебный парк с липовыми аллеями.
В начале 20 века рядом с городом была построена железная дорога на Дмитров, а на окраине города был возведен железнодорожный мост.
После событий 1917 года имение Виноградово стало государственной собственностью, и на его территории построили совхоз "Долгие пруды".
Собственно говоря, с этого времени и начинается более близкая история города Долгопрудный. Ведь именно неподалеку с совхозом "Долгие пруды", возле железнодорожной платформы Долгопрудная, рядом с водоемом, образованным благодаря притоку Клязьмы речке Мерянке, и стали возводить в 1931 году поселок.
В 30-х годах 20 века Долгопрудный попал в индустриальную сферу влияния Москвы: в 1931 году около платформы Долгопрудная началось строительство первой в СССР дирижаблестроительной верфи. Кроме того, был построен газовый завод и ряд вспомогательных производств, необходимых для эксплуатации дирижаблей. Первый построенный здесь дирижабль проплыл в воздухе над Красной площадью во время демонстрации 7 ноября 1932 года, совершая опытно-агитационные полеты. В 1930-е гг здесь плодотворно работал научно-исследовательский комбинат "Дирижаблестрой". В 1935 году населенный пункт получил статус рабочего поселка, и назывался также Дирижаблестрой.
В 1937 году на комбинате был создан дирижабль "СССР В-6" , который с 29 сентября по 4 октября 1937 года установил мировой рекорд, выполнив беспосадочный перелет по маршруту Москва - Новгород - Белозерск - Горький - Ростов - Брянск - Курск - Воронеж - Пенза - Москва продолжительностью 130 часов 27 минут.
В 1938 году строительство дирижаблей прекратили, тогда же поселок переименовали в Долгопрудный, который в 1957 году получил статус города. В настоящее время это крупный промышленный и научный центр Подмосковья. На базе газового завода здесь был создан завод тонкого органического синтеза, а также машиностроительный завод. Продукцию Долгопрудненского камнеобрабатывающего комбината можно увидеть не только во многих городах России, но и в странах СНГ, Ближнего и Дальнего Зарубежья. Облицовочный и архитектурно-отделочный материал, производимый на комбинате, использовался и в Москве при строительстве высотных зданий, жилых комплексов на улице Горького и Фрунзенской набережной. Местная продукция применялась также при строительстве метрополитена в Москве, Ленинграде и Киеве. Среди научных учреждений города - Московский физико-технический институт, Центральная аэрологическая обсерватория, Агрохимическая опытная станция.
В южной части современного города раньше располагалось село Старбеево-Гнилуши. В настоящее время почти все жители села живут в городских квартирах.
Первым владельцем этой местности на правах поместья считается окольничий князь Петр Иванович Татаев. Трудно сказать, в каком состоянии ему была пожалована подмосковная вотчина в XVI веке. Но при нем уже здесь в селе, расположенном на берегу заболоченной речки Гнилуши, у пруда, в окружении убогих крестьянских строений, стояла небольшая деревянная церковь "страстотерпца Егория, а в ней образа, и свечи, и книги, и на колокольнице колокола". И, конечно же, присутствовал образ святого Георгия, пронзающего дракона.
Обычно так "страстотерпец Егорий" изображался на православных иконах, ведь одна из легенд, посвященная его Житию, рассказывает, что когда-то страшный змий, поселившийся в озере, долгое время мучил жителей близлежащего города, и они вынуждены были приносить ему в жертву своих детей. Когда на откуп змею привели прекрасную царскую дочь-христианку - по Божьему Благословению явился Святой Георгий в образе молодого воина. Сотворив крестное Знамение, он поразил копьем змия, который пал к его ногам. И вновь добро восторжествовало над злом!
Земная же жизнь Святого Георгия протекала обычно. Он родился в знатной семье, юношей поступил на армейскую службу и стал блестящим воином, достигнув высокого звания в армии римского Императора Диоклетиана, известного гонителя христиан. Но, когда мужественный юноша, уверовав в Иисуса Христа, публично принял христианство, и вступился перед Императором за братьев по вере, его заточили в темницу. Претерпев жестокие мучения, он все же не отрекся от Христа, за что и был казнен в Никомедии 23 апреля (6 мая) 303 года. Теперь этот день Православная церковь празднует как главный день этого Святого.
На Руси Святого Георгия издавна почитали и как небесного покровителя нашего государства: образ Святого можно встретить не только на гербах Московии и России, но и на боевых наградах, знаменах победоносных полков. Ему посвящались и храмы, в том числе - в поместье Старбеево.
С годами состояние древнего храма ухудшалось, и в связи с этим в 70-х годах XVIII века князь Александр Алексеевич Долгоруков подал прошение о переносе старой, пришедшей в ветхость церкви, на новое место, к погосту, вдали от жилья. Вскоре храм был поставлен вновь, с прибавкой леса. Освящение церкви состоялось 15 декабря 1774 года...
Шло время, менялась жизнь в здешнем поместье, его хозяева, но стояла Георгиевская церковь, построенная некогда русскими умельцами из дуба и мореной сосны. Будучи совсем небогатой, на протяжении нескольких столетий радовала она сердца звоном своих колоколов, неподдельной красотой внутреннего и наружного убранства, оставаясь для многих людей по-прежнему близкой и дорогой.
К северо-западу от храма стояла небольшая звонница на массивных, оштукатуренных столбах с низкой шатровой крышей, луковичной главкой и деревянным крестом. В ней висел колокол с узорным орнаментом. С приходом Советской власти, в Старбееве-Гнилушах происходили дальнейшие изменения. В это время по всей стране начались большие ограничения в отношении культовой деятельности, но Георгиевский храм продолжал служить верующим людям. При нем действовал церковный совет - "Двадцатка" , которому принадлежит большая заслуга, что церковь не только устояла в годы массового уничтожения религиозных учреждений, но и не прекращала своих богослужений. Но храм не смогли отстоять в 1961 году, однако в 1974 году добились, чтобы храм был поставлен под охрану государства.
Чуть покосившаяся, грустная и "обиженная" стояла более четверти века церковь Святого Георгия Победоносца, закрытая от постороннего взгляда разросшимися садами и частными домиками, расположившимися неподалеку от нее. И лишь 5 ноября 1988 года, в год 1000-летия христианства на Руси, у ее стен состоялось первое богослужение, проводимое настоятелем Георгиевской церкви священником, отцом Владимиром (Симаковым).
А чуть позже, решением Совета по делам религии при Совете Министров СССР и уполномоченного по Московской области от 6 декабря 1988 года в Долгопрудном была зарегистрирована община Русской Православной Церкви - и ей официально было передано пустовавшее здание храма Георгия Победоносца. Началась подготовка к его реставрации.
С тех пор прошло более 20ти лет. За эти годы полностью восстановлен в своем первозданном виде Георгиевский храм. Рядом появилась еще одна церковь Во Имя Живоначальной Троицы, задуманная по первоначальному проекту как дом причта. Построен и новый храм - в честь Казанской Иконы Божьей Матери с шестью приделами.
В апреле 1999 года Архиепископ Можайский отслужил Божественную литургию и молебен, и совместно с Главой администрации города Долгопрудный Климовым, заложил камень в основание алтарной части храма. И вот новый красавец-храм взметнулся в небо золотом своих куполов, преобразив окрестности и набережную канала имени Москвы. Возле церковного комплекса заложен памятник жертвам политических репрессий. В 1998-99 гг заново отстроена колокольня. На ней находится новый колокол, а старый, весом более 28 пудов, поставлен рядом на постамент. Рассказывают, что во время ВОВ находившиеся здесь бойцы Советской Армии проверяли силу своего оружия. В конце концов подвязали к языку колокола гранату, взорвали... и колокол замолчал. Узнав об этом, полковник запаса Олег Николаевич Пашин, будучи предпринимателем, заказал новый колокол, который стал весить на 14 пудов больше, чем прежний. Освятили его 2 августа, в день Святого Илии Пророка. Теперь колокольный звон слышен далеко в округе.
Остается добавить, что в северной части города, на месте бывшего села Котово-Спасское расположена кирпичная Спасская церковь 1684 года, возведенная на средства князя Репнина при его усадьбе. В 1830-х годах у алтаря северного придела Спасской церкви построили часовню-усыпальницу князя Юсупова.
Пройдя город Долгопрудный, мы закончим свой путь по Глубокой выемке. В конце Глубокой выемки - вторые