Наливая холодный борщ, Мила поглядывала на подругу, не зная как начать разговор.
- Ты что-то затеяла, Мила. Вижу, по твоему рассеянному взгляду вижу. Говори, не томи. Ведь не можешь все равно утерпеть. Выкладывай. Не томи. Что-то случилось, пока меня не было?
- Нет, нет. Светлана, как тебя встретили? Что нового на фирме?
- Все, как всегда. Дела и дела. Пришел новый заказчик, надо придумать программу для его предприятия. А знаешь, что он хочет? Ни за что не догадаешься.
Мила посмотрела на подругу: глаза у той опять загорелись. "Может, теперь забудет про свою отпускную любовь. Есть работа, нет времени. Некогда будет думать о своем отпускном романе. Да и был ли он? Вот теперь, я думаю, пора и мне выйти на сцену со своим сценарием. Лишь бы обид не было. А, переживем. И не такое переживали, потом поймет меня и простит. Так было всегда. Ведь кто ее лучше меня знает?".
- Так что же хотят от тебя?
- Мой новый заказчик, Владимир Петрович, вот только фамилию не знаю, желает построить ресторан...
- Тоже мне новость. Ресторан. Мало их у нас в городе.
- Опять ты недослушала, перебила, а самое главное я не успела тебе сказать.
Мила посмотрела на подругу, радуясь, что та быстро вошла в свою колею, загорелась новым проектом, отвлеклась от Володи.
- Он хочет построить шикарный ресторан, но с не очень дорогой кухней.
- А так бывает?
- Поживем - увидим. Для меня сейчас главное - что я теперь буду занята и перестану думать, может быть, о Володе. А вообще-то что-то странное творится на фирме. Ничего не могу понять. Начальник просил быть осторожнее.
- Как это? - Удивленно спросила Мила. - Почему? Что-то случилось?
- Нет. Мой замечательный директор Борис Николаевич уходит в отпуск. Придет какой-то новый начальник. Кто такой, не знаю. А у меня новый заказчик, который почему-то мне не нравится. Чует мое сердце: хлебну я еще с ним горя. А не хотелось бы. Ты знаешь, как он на меня сегодня при знакомстве смотрел? Как кот на сметану. Только что слюни не текли. Не люблю таких. А придется терпеть. Вот такие дела. Понимаешь? Скучать некогда.
- Ну и славно. Может, отвлечешься. Ладно, обедай.
Разговор перебил звонок в дверь:
- Кто бы это? Я никого не жду, - удивилась Мила, глядя на Светлану, - пойду открою.
Светлана не слышала разговора, который доносился из прихожей. Она думала о Володе, который остался там, в ее отпуске. А когда услышала слова Милы, то в дверях стоял уже Александр Николаевич.
- Проходите, Александр Николаевич. Вы вовремя. Мы только что сели обедать. Правда, Светлана? - Мила внимательно посмотрела на подругу. Та молчала.
- Я помешал, наверное. Добрый день!
- Виделись уже, - недовольно ответила Светлана.
- Что вы, садитесь, и на вас хватит, Александр Николаевич. На всех хватит.
- Конечно, когда специально готовишься к этому, - тихо произнесла Светлана и, не поднимая головы, молча доела борщ, а потом также тихо, только для Милы, произнесла, - ты все специально устроила. Я так и знала, чувствовала, что не просто так ты меня пригласила сегодня на обед. Ну, подруга, держись... Поговорим потом. - И, не дожидаясь ответа, громко сказала:
- Спасибо большое. Мне пора.
- Ты куда так быстро? А второе? А десерт?
- Мне пора. Спасибо. Вечером увидимся и поговорим. Пока.
- Пока.
- До свидания, Светлана, - тихо произнес Александр Николаевич. - Это все из-за меня. Я помешал вам? - Теперь уже обращаясь к Миле произнес он.
- Что вы, Александр Николаевич. Просто у нее много работы. В первый день после отпуска всегда так. Правда?
- Да, наверное, - согласился гость.
Светлана молча шла к своей машине: "Даже поесть не дал, а Мила тоже хороша, не могла меня предупредить, я бы сразу же ушла. А с другой стороны, она права: скажи мне об этом раньше, я ни за что бы не пришла. Ладно, подруга, один ноль в твою пользу. Посмотрим, кто кого".
До работы Светлана ехала молча, не возмущаясь и даже ни о чем не думая. Просто устала от своих мыслей, которые последние дни не давали ей покоя. Да еще и неприятности на работе. А то, что на работе что-то случилось, Светлана уже и не сомневалась. Паркуя машину возле офиса "ТехноКома", она вновь увидела своего нового заказчика Владимира Петровича. "Опять он здесь. Что на этот раз забыл? Он что, думает, что уже и проект готов? Но почему он мне так неприятен?"
- Вы что-то забыли? - произнесла Светлана, подходя к заказчику.
- Я просто решил уточнить: через полгода у моей жены день рождения, я хотел бы сделать ей подарок.
- И что? Вы хотите, чтобы через полгода она получила в подарок готовый ресторан? Так быстро в нашей стране ничего не делается. Это - нереальные сроки.
- Я оплачу все дополнительные расходы, все сверхурочные. Вы уж постарайтесь, Светлана Анатольевна. Я надеюсь на вас. Не обижу, будьте уверены.
- Я все поняла. Мы постараемся...
- Владимир Петрович.
- Извините, Владимир Петрович. Все, что будет в наших силах, мы сделаем. Не забывайте, проект нужно согласовать да мало ли чего нужно еще сделать, прежде чем начать строительство.
- Светлана Анатольевна, по кабинетам мы можем ходить вместе, поверьте, мои связи и деньги сделаю все, что я захочу. Это я возьму на себя. Вы только скажите: куда и когда надо идти, вас, нас там будут ждать и даже кофе-коньяк наливать.
- Спасибо за помощь, Владимир Петрович.
- Тогда до свидания, Светлана Анатольевна.
- Всего доброго.
И тихо, чтобы тот не слышал, прошептала:
- Долго бы тебя еще не видеть...
- Вы что-то сказали? - глядя в глаза, спросил Владимир Петрович.
- Обед заканчивается, пора работать.
- Вам идет этот цвет, Светлана Анатольевна, и загар вам к лицу. Ну что ж, не буду вам мешать. Всего вам доброго! До свидания!
- Спасибо. До свидания. - И чтобы он вновь не услышал, еще тише произнесла, - ведь только приняли заказ, а уже достал. Противный тип, неприятный. Как это молодежь говорит: бесит. Стоп. Первый день после отпуска, а заказчик уже бесит. Что будет дальше? Нельзя так. Что-то слишком много навалилось на меня. Надо вечером нагрянуть к Милке. Сейчас я ей позвоню, задам по первое число, а потом напрошусь в гости на вечер. Да, именно так и сделаю.
Проходя мимо Юли, Светлана велела пригласить к ней Коноваленко и Степанцову. А пока было еще время до обсуждения нового заказа, Светлана решила просто постоять у окна, посмотреть на играющих ребятишек, коих на улице было много, и ни о чем не думать.
- Можно?
- Да, проходите. Садитесь. - И, продолжая лишь иногда посматривать в окно, приступила к рассказу о предстоящей работе. - Вы в курсе, что у нас большой заказ? - повернувшись к подчиненным, продолжила:
- Сережа, Катя, вы возглавите группу по подготовке этого заказа. Для такого большого заказа у нас почти нет времени, чтобы расставить все точки над "И". Заказчику нужен подарок ко дню рождения жены, который будет через полгода, и мы должны его преподнести за те хорошие деньги, что он нам платит. За очень хорошие деньги. В средствах он нас не стесняет, поэтому все в ваших руках.
- И что же такого он хочет?
- Хочет не он, скорее, а его жена. Я так думаю.
- Да... - Произнес задумчиво Сергей Коноваленко. - И чего же желает его мадам?
- Его мадам желает свой ресторан.
- Светлана, но ресторанами мы не занимаемся, - теперь уж не промолчала Катя.
- Да, все правильно, не занимаемся, но в данном случае - это немного другое.
Катя и Сергей удивленно посмотрели на Светлану.
- Не смотрите на меня так. Если у человека есть деньги, большие деньги, и он не знает, как ими распорядиться, мы поможем ему в этом. Короче, нужно через месяц-другой, сроки поджимают, создать в его крутом ресторане АСУ.
- Автоматизированную систему управления в ресторане? Ты удивляешь нас, Светлана Анатольевна.
- А что здесь такого. Ресторан не подходит для этих целей?
Сергей согласно кивнул.
- Почему? Сережа, мне не хочется думать, что ты отстал от жизни, и считаешь, что компьютеры могут быть только в солидных фирмах или учреждениях. Ты в курсе, что сейчас век компьютеризации. Посмотри, кругом сплошные компьютеры, принтеры, факсы. А почему он, наш заказчик, не может позволить себе этого? Хочет - получит. Другое дело, что нет сети, так во всей стране ее нет. Каждый компьютер работает только на свою фирму и все, дальше ничего. А мы и не будем изобретать велосипед, поставим ему компьютеры, напишем программы, соединим их воедино, пусть управляет свои рестораном. Так давайте же сделаем такое маленькое развлечение для его жены. Ты не согласен? Объясни мне, пожалуйста, свои слова.
- Светлана, это же ресторан. Рестора-а-ан! Понимаете? Зачем частнику в ресторане маленькая АСУ? Это же большие "бабки"! Я, конечно, понимаю, что у каждого
могут быть свои тараканы в голове. Но почему мы должны выполнять все прихоти богатого клиента?
- Сережа, дорогой, я же сказала: у нашего клиента их "куры не клюют". Почему мы не можем за его же деньги доставить ему удовольствие? А потом, мне кажется, что это делает честь нам, нашей фирме: представляете, первый частный ресторан, оснащенный компьютерами по последнему слову, а уж компьютерные программы... А ты не допускаешь мысли, что ресторан - это только начало. Вдруг он замахнется на нечто большее? А потом, что в этом такого? Вы только представьте. При всей кажущейся простоте ресторан является сложнейшим организмом. Это может и не такое многопрофильное предприятие, как скажем какое-нибудь производство, например, но зато отличается разнообразием форм обслуживания. Вот эти все формы нам и надо объединить в одно целое, чтобы мадам могла управлять и следить за своим подарком не только на работе, но сидя дома или в машине.
- Где сидя? - удивленно спросила Катя.
- Не знаю. Где-нибудь. Все равно где. Хоть в бане, хоть в космосе.
- Светлана, но ведь есть готовые программы, зачем нам что-то придумывать, зачем изобретать велосипед, как ты только что сама сказала.
- Разве вам не интересно попробовать себя в чем-то новом? Ведь все это тоже связано с техническим прогрессом. Нужно все автоматизировать. А потом эта практика для нас, шаг в будущее. Вдруг нам это понравится, в работе появится новое направление. Я уже успела подумать над этим предложением. И вот что получается: значительная часть товаров и услуг продается за наличные деньги либо оплачивается с помощью кредитных карт. Так? Так вот нам и необходимо всю эту систему объединить в один модуль таким образом, чтобы он смог выполнять различные задачи. Нужны компьютеры в ресторане для рабочего места официанта (это может быть и шведский стол, бар, буфет, мини-бары и т.д.). Все, что захочет его мадам. И это надо сделать доступно и просто так, чтобы в любой момент можно было бы увеличить количество оказываемых услуг. Также необходимо учесть и возможность целой системы скидок, наценок. А самой главной неотъемлемой частью должна быть база данных с возможностью длительного хранения накапливаемой информации и получения самых разнообразных отчетов, как заготовленных заранее, так и получаемых самими клиентами. Но при этом нельзя забывать и о законодательстве, о защите. Не так ли? А потом все эта система будет управлять светом в зале, движением сцены, ну, и еще чем-нибудь. Потом подумаем над этим. Мне кажется, возможности открываются перед нами огромные. Грех не воспользоваться ими, как вы думаете? - Замолчала на несколько минут, посмотрела на своих сотрудников и сказала, - конечно, вы правы, я думаю. В ресторане нашего города АСУ... слишком все это. Ладно, поживем- увидим. А пока, есть заказ и его надо выполнить. Кушать всем нам хочется. Или я не права?
- Допустим. Объясни, что требуется от нас.
Светлана внимательно посмотрела на Катю, Сергея и продолжила:
- Если вам не нравится эта затея, можете отказаться. Я вас пойму. Мне самой все это не очень-то нравится, хотя и очень интересно, привлекательно. Только сказать об этом вы должны сейчас и здесь. Потом будет поздно отступать.
Ребята переглянулись и в знак согласия дружно кивнули.
- Спасибо вам. Юля, - вызывая секретаря, Светлана уже думала о новой работе, в голове были планы-планы, - принеси, пожалуйста, сок для нас с Катей и минералку для Сергея. - А потом, уже обращаясь к ребятам, принялась рассказывать им, что бы она хотела от этого проекта. - Так, Сережа, ты возьмешь на себя, как всегда, связь в целом, электроника, автоматика тоже за тобой. Подумай, что можно предложить заказчику. А ты, Катя, подумай над работой ресторана, вся бумажная работа - твоя, тоже как всегда. Договорились? Посмотрите, чтобы все это согласовалось между собой. Вот смотрите, что мне кажется уместным в нашем случае.
Разговор затянулся надолго. Когда все дружно посмотрели на часы, рабочий день был на исходе.
- Ну что ж. Вот завтра с утра и приступайте, а после обеда я жду вас у себя с предложениями. Да, Катя, рабочее место официанта тоже твое. Все, всем спасибо. Все свободны. До свидания. До завтра.
"Да, совсем непросто будет нам с этим Владимиром Петровичем", - Светлана уже не раз успела пожалеть, что взялась за это дело, позволила начальству уговорить себя. Не любила работать с клиентами, к которым не лежала душа. Владимир Петрович был как раз из этих.
- Юля, принеси, пожалуйста, мне сок, и можешь идти домой. Дверь плотно не закрывай за собой.
- Хорошо, Светлана Анатольевна.
Светлана так увлеклась, что долго вокруг себя ничего не замечала, не заметила и Александра Николаевича, который уже долгое время стоял возле нее со стаканом сока, а когда подняла глаза, то была очень удивлена:
- Вы...
Перед ней стоял Александр Николаевич в строгом костюме темно-серого цвета, который, кстати, очень шел ему. На это Светлана обратила внимание в первую очередь. Светло-серая шелковая сорочка и та была ему к лицу. "Смотри-ка, а ему все идет: и джинсы, и этой костюм. Неужели ради меня столько хлопот?"
- Добрый вечер.
- А где Юля?
- Вы же ее отпустили.
- Да, да... Добрый вечер. И давно вы так стоите?
- Не очень.
- Что-нибудь случилось?
- Нет. Просто по моей вине вы сегодня остались без обеда. Я хотел... - Александр Николаевич замялся. - Я хотел пригласить вас на ужин.
- Спасибо, но у меня много работы. По вечерам лучше работается, никто не отвлекает. Да и спешить некуда. Спасибо за приглашение, но мне хочется поработать. Извините.
- Я очень вас прошу мне не отказывать, я и так целый день себя не ловко чувствую. Соглашайтесь. Ведь ужинать все равно надо, а в компании веселее.
- Ну, хорошо, уговорили, но освобожусь я только минут через двадцать. Подождете?
Александр Николаевич утвердительно кивнул:
- Давайте ключи.
- Какие ключи?
- Ключи от машины.
- Это зачем? - Светлана внимательно посмотрела на собеседника. - Зачем вам ключи от моей машины. Что вы хотите с ней сделать? Хотите угнать?
- Вы зря испугались. Я просто хочу ее поставить на стоянку. Ведь не могу же я, пригласив девушку в ресторан, позволить ей приехать и уехать на своей машине. Не обижайте меня. Или я не подхожу вам?
- Для чего? Очень хотелось бы знать, - чуть улыбаясь, Светлана посмотрела на собеседника. - Так для чего вы мне не подходите?
- Не смейтесь. Я провожу вас до дома.
- Надеюсь. Если учесть, что живем мы в одном доме, то идти вам совсем не далеко.
- Ну, так что?
- Александр Николаевич, я до этого момента никому не доверяла свою "девочку".
- Не беспокойтесь, все будет в порядке. - И, видя как Светлана колеблется, добавил:
- Смелее.
- Хорошо, но, если что-нибудь случится с моей "девочкой", отвечать будете вы. Не забывайте, я знаю, где вас искать.