Ironfox : другие произведения.

Metal Gear Solid [2 мая 2011]

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Еще одна статья, при виде которой мне остро хочется убиться об стену. Надо было в буйной юности меньше читать "Игроманию" и ag.ru

  Сегодня закончил проходить игру Metal Gear Solid. Впервые не только прошел что-то на английском языке, но и вдумчиво разобрался с сюжетом и персонажами, которых представилось порядочное количество. И хотя играть сейчас времени мало,следующий на очереди - проект питерских музыкантов Sublustrum. Пока же я расскажу о уже пройденном.
  
  1. Gameplay
  
  Даже логотип игры однозначно дает понять, что перед нами не что-нибудь, а "Тактический шпионский эшкн", что пророчит гремучую смесь ползания по теням и тактического отстрела суппостатовmetalGearSolid в строго отведенных для этого местах. Причем, надо сказать, что о тактике прохождения каждого участка придется думать самостоятельно. Любители аркад могут смело сушить весла - большую часть времени герой будет ползать, бегать, обходить сектора обзора и выводить из строя камеры слежения с целью остаться незамеченным. Всякое открытие стрельбы обычно карается набегающими на шум солдатами, быстро отправляющими партогониста на тот свет. В принципе, игру можно пройти не убивая никого, кроме боссов и нескольких солдат, набегающих в ключевых сценах. Да, есть несколько видов оружия, да много всяких плюшек и примочек, но на деле, по-моему, геймплей сам по себе вторичен (служит скорее для того, чтобы связать ролики на движке в пространстве) и затянут (бегать по два-три раза туда-сюда явно не комильфо даже такому придурку, как я). Несюжетные миссии в виртуальной реальности доводят его до ума, но это уже другая история. Однако о историях подробней.
  
  2. Сюжет
  
  Вот из-за чего я взялся играть в эту игру. В принципе лучше уж это была не игра, а художественный фильм, поскольку сценаристы поработали на все сто процентов. "Легендарного наемника", по прозванию Solid Snake, заслуженно отдыхающего после прошлых приключений на Аляске, выдергивают из его уютного мирка назад, на службу пентагона. До жути банальное начало, напоминающее завязку чего-нибудь вроде "Рэмбо" с неопределенным порядковым номерком. Впрочем эта миссия сразу же оборачивается интересными подробностями.
  
  На деле, не нужен был бы никому господин Солид Снэйк, если бы одну секретную базу с ядерными боеголовками не захватили члены отряда FOXHOUND (состоящего из не совсем, в общем-то людей), членом которого Снейк когда-то являляся. Являлся, впрочем, недолго - его предыдущая миссия сложилась так, что коммандир оказался во главе предателей, и его пришлось слегка ликвидировать. Но, дело Биг Босса по созданию гордого антиамериканского государства Внешние Небеса (sic!) пустило свои корни глубоко в отряд, и потому при первой же возможности, шестеро бойцов, при поддержке генетически модифицированного рядового состава, устроили дерзкий захват с целью захватить боеголовки и ходячий танк Metal Gear, позволяющий невозбранно их запускать. Для проформы они дали правительству США сутки сроку, чтобы получить деньги и останки погибшего командира. Плюс ко всему, глава повстанцев, пришедший когда-то на вакантное место, выглядит вылитой копией Снейка и откликается на позывной Liquid Snake.
  
  Вариантов у бравого стелс-пехотинца особых нет, и потому, чтобы не коротать срок в тюряге за несанкционированный отстрел командного состава и дезертирство, Солид берется разобраться с понаехавшей на военную базу шантрапой. (см. групповой портрет) Ну и старый друг – полковник Кемпбел - попросил же. Но случается у солдата незадача – решил поговорить с одним из пленников – тот умер. Пробился с боем к другому – тот тоже почил в бозе от сердечного приступа. Короче говоря, единственными персонажами, пережившими вид мрачного лица Солида Снейка оказались племянница начальника Мерил, засланная наподобие казачка, да развеселый любитель аниме и главный конструктор комплекса – Хэл Эмерик, по кличке Отакон.
  
  Ну и вот, по ходу сюжета бья врага не числом, но из-за угла ножом в почку, эта троица осторожно пробирается к тому самому Metal Gear’у, из-за которого все и собрались на острове Shadow Moses (Теневой Моисей ??). После чего следуют разборки с тем самым Ликвидом, оставшимсяя в результате нехитрых манипуляций Солида в гордом одиночестве, но с нечайно заведенным танком. Конец вполне очевиден (хотя концовки две). Либо с Мерил, либо с Отаконом, Солид Снейк таки побеждает своего “братца” – а по сути – такого же клона Биг Босса как и он сам, но не в открытом бою. Просто добрые люди вкололи незадачливому диверсанту вирус Fox Die, от которого-то и померли некоторые его собеседники.
  
  Если честно – ничего бы не спасло этот сюжет, если бы не персонажи. Сама игра до безобразия коротка, но ее можно условно разделить на главы, в конце каждой из которых следует схватка с боссом (одним из шести повстанцев) и долгий предсмертный загон оного про то кто он такой, и что он там делает. Да и сам Снейк не прочь пофилософствовать в свободное от перестрелок время или даже пофлиртовать с девушкой – радисткой, сохраняющей данные игры.
  3. Злобные дети
  
  Есть у американцев такое труднопереводимое слово: “Butthurt”, буквально интерпретируемое как “Ж*поболь”. Ближайшим, но неполным аналогом служит незабвенное выражение “Шило в заднице”. Ну так вот, собственно говоря, он, то есть butthurt, в полной мере присутствует у каждого персонажа игры. Почему-то из пяти историй, рассказанных героями, мне понравились только две. надо сказать, что один из врагов не успел выговориться, поскольку подхватил Fox Die находясь в образе одного из заложников. Вот о них, и их рассказчиках я и хотел бы поговорить немного поподробней.
  
  3.1 Sinper Wolf.
  
  Mgs-sniper-wolf Вообще-то я не люблю я концепцию Gigls’n’Guns. Не то, чтобы был против того, чтобы милые дамы держали в руках и применяли оружие, просто реализация в произведениях искусства обычно получается глупой и вульгарной. Но не в этот раз. Мне нравятся загадочные и умные персонажи, независимо от их пола. Еще больше мне нравится, когда персонаж скрыт от глаз читателя или игрока как можно дольше – видны только результаты его влияния на ситуацию. Наконец, мне по душе не бездушные герои или злодеи, а размные и живые личности, на какой бы стороне баррикад они не стояли. Снайпер Вулф подходит подо все эти определения.
  
  Первая встреча с ней оборачивается большими проблемами – она ранит спутницу Снейка и использует е в качестве приманки, при этом ни разу не показавшись на глаза. Она спокойна, она может ждать часами, пока Снейк раздобудет снайперскую винтовку, чтобы сразиться с ней, и угодить в ловушку, подстроенную в его отсутсвие.
  
  И вот, когда казалось бы, враг схвачен и опасаться нечего – она недовольна. Ее сторона победила, но цель ушла из перекрестия. А настоящий снайпер не упускает целей. “Ты – это все, о чем я думаю, пока не убью тебя” – говорит она Солид Снейку, и это действительно так. Как скажет позже Оцелот - “То, как она желает убить каждую свою цель похоже на влюбленность”. Вулф даже дает Снейку пару предметов, чтобы у него было поменьше трудностей при побеге – ей нужна охота, а не отстрел в загоне. Битва для нее – единственная цель в жизни, которую она наблюдает через оптический прицел. И даже поражение для нее не потеря всего, как для остальных, а логический итог и долгожданный покой.
  
  И тут вместе с историей и ее пониманием приходит удивительная метаморфоза - хладнокровная убийца оказывается простой курдской девушкой, просто хотевшей отмстить миру за загубленные в гражданских войнах жизни родных и друзей, которую сделал настоящим солдатом тот самый Биг Босс (которого она называет Саладдином). И когда она говорит, что поняла, что все это время ждала, что кто-нибудь ее убьет, становится по-настоящему жутко. Жутко от того, что на месте души, казалось бы, лучшей из лучших выжженная пустыня, ждущая девяти граммов свинца.
  
  Она сама говорит, “Я родилась на поле боя, выросла на поле боя… Орудийный огонь, сирены и крики – они были моими колыбельными.“ Она не виновата в том, что “ Каждое утро, просыпаясь, я находила еще нескольких из моих родных и друзей мертвыми, прямо рядом со мной. Я смотрела на утренне солнце… И молилась о том, чтобы прожить день. Правительства всех стран закрыли свои слепые глаза на наше бедствие.”
  
  Таких людей и в реальности действительно много. И женщин, и мужчин. Только вот идут они не в спецвойска, а в обычные шахиды, взрывая себя почем зря, и еще более разжигают пламя раздора и войны. Они ненавидят, и делают так, чтобы и другие ненавидели не меньше. Вот и Вулф говорит: “Я наблюдала человеческую глупость и жестокость через прицел своей винтовки. Я присоединилась к группе этих революционеров чтобы свершить свою месть миру.” И тут же, прямо в продолжении этого разговора она заставляет уважать себя тем, что начинает сожалеть, что она больше не волк, а собака.
  
  Но она не собака, и не не-человек. Та же подстрелянная ей Мерил оказывастся лишь раненной – она не была основой целью, и потому Вулф пощадила ее, оказав помощь, когда Снейк отступил. А ведь любой из FOXHOUND предпочел бы убить ставшую ненужной приманку. Об этом ей и напоминает ГГ. Это последнее, что он может сделать, прежде чем добить Снайпер Вулф по ее же просьбе. И тоскливо поющие волки, и пытавшийся остановить ковопролитие Отакон – единственные, кто оплакивает ее кончину.
  
  Все же, она оказалась действительно не такой, как остальные террористы. Как и другие, она оправдала свой “звериный” позывной, однако в отличии от других, попросту нечеловечных или бешенных, она оказалась действительно благородной и одинокой волчицей, загнанной в угол флажками человеческой жестокости и безразличия.
  
  3.2 Psycho Mantis
  
  Еще одна жертва общетвенного отношения, но уже немного с другой стороны. Кстати, наш с вами соотечественник.
  
  Богомол сам по себе был наполовину сиротой: мать умерла когда рожала его, отец ненавидел сына за это, и все бы было как у людей, если бы не одна маленькая особенность: мальчишка читал чужие мысли. Узнав об этом, его отец решает убить “отродье”, погубившее его жену, однако терпит былинное поражение: сынок берет его под контроль и сжигает всю деревню.
  
  Так начинает свой путь сильнейший практикант телепатии и телекинеза, Психо Мантис. Слабость тела он компенсирует силой мысли, спокойно вытаскивая информацию из головы противника. Оптический камуфляж позволяет ему быть невидимым до момента, пока он возьмет под контроль нужного ему человека.
  
  Так он пытается поступить и со Солидом Снейком, взяв под контроль Мерил, и попытавшись отвлечь своего противника томным голосом девушки и не очень пристойными предложениями. Впрочем, Снейк оказался не типичным американским героем, и потому в обалдении спросив у напарницы “какого хрена”, и получив в ответ очередное “займись со мной любовью” быстро сообразил, что что-то тут неспроста, успокоив пристающую девушку вырубающим ударом.
  
  Но все же вся мощь интеллекта не спасла открывшегося Мантиса от грубой силы кулаков главного героя. И потому, умирая, телекинетик не только рассказывает историю своей жизни, но еще и очень рад тому, что нашел нечеловека подобного себе. По мнению Мантиса, прочитавшего тысячи людских умов, люди – жалкое зрелище, всего лишь биологическое вместилище ДНК, думающее только о том, чтобы размножиться в наибольшем числе, и его целью всегда было убить как можно больше людей. Умирая, он открывает Снейку дверь дальше, говоря, что впервые использует свою силу чтобы помочь кому-то а не убить его, и “It's strange... it feels kind of... nice”
  
  Но мне Мантис показался не сколько злодеем, сколько просто слабым и испуганным человеком, который не решаясь выйти в открытый бой с миром, исподволь разрушал его. А понял, что мог бы и созидать, когда было уже совсем позндно. Когда вся его слава, внушающая ужас, оказалась пустыми словами перед фактом. Когда все все идеальные расчеты проваливаются, а остается только суровая действительность.
  
  Остальные персонажи, включая Снэйка, мне не приглянулись. Кто-то недостаточно раскрыт, кто-то просто заторможен, тот же Ликвиид слишком шаблонен и пафосен – а по сути всего лишь неудачный клон. Потому играл до конца, только чтобы узнать, чем же все таки закончилось. Узнал. Спасаются либо Снейк и Мерил, либо Снейк и Отакон – выбор, кто умрет, лежит на игроке. У меня Снейк сдался на допросе сразу и потому Мерил погибла. По-моему сюжет получился красивей и без лишних схваток. Да, были и оригинальные решения, были и ляпы, но именно эти две истории зацепили так, что все остальное – бледный фон для них.
  
  4. Послевкусие и индуцированные размышления
  
  Игра на удивление четко дает понять, что война – не романтика. Война – работа. И через это сюжет кажется не боевиком, а производственной драмой. Да, люди воюют. Да, среди них есть герои и великие войны, но вот только цена этого – пустота и духовная бедность, если не совсем отсутствие души, выжженой пламенем пожаров и ружейным порохом.
  
  В реальности солдаты – не байты видеопамяти. Не система ИИ, а живые люди. И почти ни у кого нет времени или возможности рассказать историю своей жизни или выслуушать ее, прежде чем умереть. Но эта невысказанная история есть у каждого. Не столь безумного как показаные крайние случаи, не столь жестокого, у простого человека с винтовкой в руках, идущего защищать интересы своей страны, или просто заработать немного денег для себя и близких. Мне нравится такой взгляд на войну. Не очень политкорректный.
  
  Когда-то я задал своему преподавателю истории вопрос, и это было накануне дня победы. Он звучал просто: “Почему вы говорите о героях? Разве убить как можно бльше себе подобных это достойно человека разумного? И если самый результативный пилот-истребитель был у немцев, почему же тогда мы не поем ему хвалы?” Он так и не нашел ничего конкретного в ответ, хотя и очень разозлился на меня за то, что я затронул очень неприятную в сознании совка установку о том, что у врага не может быть героев, враг труслив, глуп и подл и неспособен ни на что серъезное. Я понимаю, ее вбивали людям десятилетиями даже после Великой Отечественной. Но все-таки…
  
  Как много кино, игр и книг о том, как воюют. Много меньше – о том, кто воюет. Да, порой без насилия не обойтись. Да, люди убивали и будут убивать друг друга в силу своей природы. Но все-таки, в идеале, хотелось бы, чтобы массовое убийство не было выгодным бизнесом, а патриотов учили не быть готовыми убить или умереть за свою страну, а думать головой и договариваться.
  
  И игры серии Metal Gear Solid и хороши тем, что каждая – наглядная иллюстрация к глупости и бессмысленности войны. Напоминание, что существующих запасов ядерных ракет все еще хватит чтобы разнести мир в клочья, хотя холодная война и миновала. Да, напоминание не политическое, не программное, не учебное… Но явное. И достаточно популярное. А если хотя бы до одной сотой из нескольких миллионов дойдет мессэдж, то это будет маленький шажок если не к миру во всем мире, то хотя бы к уменьшению нынешней плачевной ситуации.
   P.S. И все-таки есть у меня дурное свойство – нравятся мне некоторые эпизодические третьеплановые персонажи, которых обычно и не запоминают, в отличии от перво- и второплановых. В Metal Gear таким персонажем стала Мей Линг – та самая радистка, с которой Снейк вел милые беседы только лишь после особо проведенного сохранения игры. Почему-то после бесед с ней оставалось такое настроение, что все точно будет в порядке. И даже серъезная философская перепалка по поводу природы и существа человеческой памяти выглядела весело и незанудно.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"