Ironfox : другие произведения.

Dark Window. Осколки [19 июня 2011]

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на рассказ "Осколки" автора Dark Window.

  То, что писать рецензии на своих любимых авторов трудно, пожалуй общеизвестно. Тем не менее, я все-таки попрбую, хотя и опасаюсь все переврать, исказить и испорить.
  
  Вот, если подумать, есть в российском городском фэнтези такая дурная традиция - равняться на запад. А если не на запад, то на худой конец на Русь Киевскую, пращурами обетованную. Или Японию, если уж совсем хочет душа экзотики (веяние аниме, что закономерно). И даже если герой или героиня повествования поселяется в каком-нибудь модном районе Москвы или Петербурга, непременно отягощается нелегким, но прибыльным ремеслом и живет безбедно. А про простого, не выдающегося и ничего большую часть жизни не превозмогающего человека говорить не модно и не гламурно.
  И... Действительно здорово, когда есть писатели, понимающие, что ходячие горы мяса а-ля герои Лукьяненко, Сапковского (не без исключений), да и Перумова сочетают, несмотря на некоторую харизму, изящество железобетонной шпалы и могучий интеллект лесного пня. То, что фентезийный мир - оно хорошо, но не всегда и не везде необходимо.
  И вдвойне замечательно, когда эти писатели в своих творениях избегают грубых, потертых (хотя и проверенных временем) приемов, открывая нам новый взгляд на недавное прошлое или даже современность. Вид, открывающийся лишь после одного, маленького и в то же время огромного шага - шага к фантазии и чудесам.
  
  Впрочем, переходя ближе к теме рецензии и отвлекаясь от плача по массово хорошему фентези общефилософских разглагольствований, приведу цитату из описания рассказа самим DW: Навеяно развалом Союза. Тогда казалось, что процесс уже не остановить. А ещё навеяно поисками крайних. Проблема не снялась даже в наши времена, хотя за десять лет всё (вроде бы) началось стабилизироваться. Итак, древнее проклятие над "самостийной" областью. И компания "добровольцев", назначенных на искупление.
  
  Апрель 1992 - еще то было времечко. Кто-то шумел в парламентах, кто-то просто старался выжить в стремительно разлагающейся реальности. Я впрочем, полагаю, лежал в детской кроватке и пускал слюни... И лишь немногие из творцов в таком , казалось бы, отвлеченном жанре, как фентази почувствовали, пропустили через себя и претворили на бумаге ощущение этого смутного времени. Dark Window'у это удалось.
  
  Если честно, некоторый опыт написания критики и аналитики вызвает труднопреодолимое желание сказать что-то эдакое... Наподобие "Рассказ явно антиутопичен, что показывают гипербола в первых абзацах, доведение до абсурда исторических тенденций и ..." Но... Не стоит, я полагаю. Не стоит в том смысле, что нельзя описать иррациональное, чувственное ощущение математической формулой канцелярских выражений.
  
  Да, в начале рассказа говорится о Великом Распаде, кратко и емко живописуются его подробности. В то же время после жизнеописания героя (заметим, с него и начинается страшная псевдо-обыденность, совершается шаг-в-сторону) все как бы входит в русло старо-новой, более привычной жизни. И дальше уже катится по рельсам, которые, если стереть новую рекламу с домов, видны прямо в окно. Если присмотреться, конечно.
  Площадь, митинг, трибуна, яркие типажи, живые в строках, да и никуда не девшиеся с улиц: демократы, ставшие лишь чуть-чуть поосторожнее, сталинисты, ставшие лишь капельку скромнее... Маги, научившиеся говорить псевдонаучным языком... Все, все они - тут. И проклятие, вокруг которого весь сыр-бор, кажется не с нами, а в нас. Добровольцы и те - как всегда, принудительные...
  
  Подвал - одна из сюжетных локаций, где героям суждено измениться под действием древнего проклятия. Темный, заброшенный. Казалось бы - вся аура страха - нанесена молвой и слухом, но постепенно к тому страху примешивается и нечто иное. И обычные шорохи сменяются калейдоскопом ужасов. Сводящих с ума кошмаров, описанных с такой пугающей достоверностью что поневоле пробирает дрожь. Они-то и доводят историю до закономерного финала. Финала, вызвавшего такое ощущение глобальной подставы (не со стороны автора, замечу), что просто захотелось заплакать так же, как герой повествования хотел заплакать над товарищами по несчастью...
  И лишь три вопроса звенят для меня в тишине после того, как занавес захлопывается:
  
  Кто на самом деле наложил проклятие? Как глубоко и откуда приходит тот или иной страх в нас? Наконец, как действительно сделать так, чтобы нашлись те, кто пройдет испытание?
   Я не знаю как ответить, чтобы это звучало правдой. Но рассказ заставил задуматься, и я надеюсь на то, что когда-нибудь я найду ответы на них. А также на то, что прочитавшие это удивительно компактное и в то же время живое, атмосферное и очень образное, почти-что необъятное в плане вызываемых воспоминание произведение, тоже зададут вопросы, и попытаются ответить на них. Для себя.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"