Ирониясудьбы Сергей: другие произведения.

Алгебра слова

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попытка несоветского школьника при стечении множества читателей пройти испытание: следовало написать эссе об алгебре слова как "литературно-критический очерк, посвящённый какой-либо проблеме, свободного от канонов традиционного литературоведения и терминологического пуризма".


Алгебра слова

  

Посвящаю внуку Антону и внуку Яну...

  
   Эпиграф.
   Уж сколько раз твердили миру,
   Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
   И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
   И. А. Крылов, басня "Ворона и Лисица".
  
  
   Из названия, посвящения и эпиграфа, пожалуй, видно, что центральной темой моего эссе выбрана точка плодотворного соприкосновения с земными людьми, чья советская педагогика подчинялась советской демагогии.
  
   Закономерный распад "нерушимого" Советского Союза похоронил под руинами и всё советское. Однако педагогика в силу своего призвания была вынуждена обслуживать новоявленных демагогов.
  
   Захватчики высшей власти уверовали в свою непогрешимость и возомнили себя истинной в последней инстанции. Они опоясали корыстолюбием взрослых советских школьников и принялись браздами правления уводить население в непонятное и смутное будущее.
  
   Да, монументально воздвигнутый на подпорках марксизма-ленинизма колосс рухнул, и граждане великой страны в одночасье превратились в бедных и несчастных ходячих мертвецов. Не спас великий и могучий русский язык советских людей. Бесполезен теперь груз их знаний, унижена теперь их добрая совесть. Ведь всё, о чём узнано, - узнано в советских школах. Ведь всё, что сделано добросовестно, - сделано на советских предприятиях. А всё советское - увы, отныне не наше, медвежий угол. Русский язык попран и международным поводырём признан только английский язык.
  
   Советский Союз развалился - и привалило счастье. Алчные валеты демократии под командованием заморских ковбоев объявили о приватизации государственных обломков. Простым обывателям пообещали, что с дележа общенародной собственности каждый участник, каждая участница и каждое их дитё малое получат свою часть в собственность.
  
   Расчленение общего имущества сулило членам общества выгодный барыш: кусок от общего пирога оценивался, по уверению светила новой демократии, двумя самодвижущимися каретами с дорогим названием "Волга".
  
   Мне выпала историческая честь принять от общего пирога два бесплатных куска. Свою долю и долю малолетней дочери я вложил в логово с полупатриотическим названием АО "Инвестиционный чековый фонд "Нижегородская ярмарка"". На первые дивиденды я, российский индивид, отправил в заграничное путешествие письмо. Денег как раз хватило на конверт с марками.
  
   Людмила родила Женьку, Женька родила Машеньку. Дочке Машеньке и предназначалась рукописная весточка.
  
   Не долго думая чековый фонд "Нижегородская ярмарка" приказал долго жить. Большой круг акционеров обрядово обвели вокруг указующего перста, как потом сообщалось в местной прессе - непротивозаконно, и получился маленький эллипс. Я обездолен и лишён, слезинка во вселенском океане страстей и судеб. Но как патриотично всё выглядело! Даже низложения призыва Козьмы Минина "купно за едино!" никто не заметил. До того ли было: общенародную совокупность пустили на купоны, те разошлись по рукам, а затем купоны скупили по заведомо заниженной стоимости у взрослых советских школьников, и всеобщее достояние как сквозь пальцы утекло в укромные сосуды. Так текущие события того периода наполнились финансово-кредитным содержанием.
  
   В стране появились стада обездоленных людей. Гуртовое большинство нуждалось в утешении. Несчастные особи со стадным мышлением паслись между неисчезающим миражом прежней фермы и поднимающимися, словно на чудо-закваске, особняками.
  
   В элитных храмах жили особые особи. В роскошных хоромах жили их особенные пособники. Обитатели элитариумов имели способность расчётливо и хладнокровно вложить в бизнес и свой пай от всеобщего достояния, и свой талант. Как имелось в виду изначально, от каждого по способностям - каждому по вложенному капиталу. Именно отпрыски очень важных персон, особых особ и их особенных пособников заполучили бочки варенья и корзины печенья, а в придачу - шоколадные фабрики и Деда Мороза на побегушках.
  
   Собственно говоря, ещё в те года изворотливого понимания слова "богатство" вежливые молодые люди посетили обычную общеобразовательную школу и выразили директору своё желание: учесть их мнение при назначении на должность заместителя директора. При этом гости ясно осветили существование директорской внучки.
  
   Мучительно позже, когда в количество поголовья испорченных голов влилось и следующее поколение, совсем одичавшие и обезумевшие горожане-огородники начали избавляться от советских книг. Они несли печатные издания в ближайшие книгохоронилища - библиотеки. Несколько осиротевших книг, предначертанных уже для бога Осириса, я приютил у себя, две из которых и процитирую для общего дела, пользы и блага.
  
   "Энциклопедический словарь юного математика" (для школьников среднего и старшего возраста) осведомляет автора эссе и читателя, что "слово "аль-джебр" (восстановление), от которого новая наука алгебра получила своё название, означало перенос отрицательных членов уравнения из одной его части в другую с изменением знака".
   Итак, 5 - 3 = 2 и 5 = 2 + 3. Надеюсь, метафора (перенос) из программы начального образования читателю понятна. Дошкольникам же будут удобопонятны фигуры из пальцев одной руки: сделай "козу", восстанови прежний вид.
   Если рассмотреть случай, когда в споре, порой переходящий в поприще распрей, между земной особью и разумным существом зрение земной особи отрицает существование данного предмета или явления, события, а мышление разумного существа, опираясь на твердь, подтверждает - то есть доказывает - явность, бытие, генезис упомянутого предмета или существование явления, события, то согласно зрению верно равенство: 0 = 0, а сообразно мышлению правильны равенства:
   0 = 0 + (1 - 1); 0 + 1 = 0 + 1. Как говорится, не видишь палочки - ты ноль без палочки.
   Вывод: мышление разумного существа создаёт последовательное, постепенное приближение данного предмета к зрению земной особи. Резко-дерзкое, неожиданное, внезапное появление "того, чего не может быть" пугает, страшит и ужасает неподготовленную земную персону, и внутри неё возникает чувство боязни, фобия. Причина столь нездорового восприятия реальности кроется в слабой броне школьного образования. Продвижение предмета мышлением одного индивидуума к полю зрению другого индивидуума тоже можно назвать восстановлением. В данном случае происходит восстановление сознания умного животного до состояния личности человека.
  
   Для понимания того, каким образом алгебра связана со словом, я привожу небольшую выборку коротких выдержек из второй книги.
  
   Естественный язык мог возникнуть и развиваться только совместно с мышлением его носителя. Язык образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует. Происхождение языка неразрывно связано с происхождением человека.
  
   По этой причине вся история человеческого языка показывает, что он - продолжаемая последовательность творческих усилий многих тысяч поколений человеческого рода.
  
   Родной язык - язык, усваиваемый ребёнком в раннем детстве путём подражания окружающим его взрослым. [Норма речевого развития: ребёнок в четыре года может рассказать о себе. - Прим. автора эссе.]
  
   Праязык (язык-основа) - древнейший из родственных языков, реконструируемый путём применения сравнительно-исторического метода, мыслимый как источник всех языков, составляющих общую семью (группу) и развившихся на его основе.
   В основном словарном фонде языка наиболее устойчивыми являются названия предметов и явлений природы, представителей животного [а вот наши лось и олень, - прим. автора эссе] и растительного мира.
  
   Поэтому традиционная лингвистика исследует взаимоотношения языка и мышления, связь языка с обществом, говорящим на данном языке коллективом и т. п.
  
   Традиционное языкознание находится в непрерывном движении и развитии, обогащаясь новыми идеями, пополняясь новыми учениями.
  
   Экстралингвистическим (внеязыковым) условиям развития языка относятся в первую очередь общественно-политические факторы.
  
   Структурализм как направление в языкознании противопоставляет себя традиционной лингвистике. Структурализм преимущественное внимание уделяет синхронии - состоянию языка на определённом этапе исторического развития в качестве цельной системы лексических, грамматических и фонетических элементов. Многие американские структуралисты игнорируют смысловую сторону языка. Американский структурализм выделяется утилитарной направленностью лингвистических исследований, их связью с разнообразными прикладными задачами. Структурализм, копенгагенская школа, создаёт алгебру языка.
  
   Этимология как раздел языкознания изучает происхождение и историю отдельных слов и морфем.
  
   "Словарь-справочник лингвистических терминов" (пособие для учителей) сообщает автору эссе и читателю, что морфема (от греч. morphe - форма) - это значимая часть слова, далее неделимая; морфемный анализ - это выделение в слове живых с точки зрения современного языка морфем. Так, в словоформах рука, руки, ручка три морфа (рук-, рук'-, руч-) составляют одну морфему.
   Попытаемся рассуждать не с точки зрения специалиста, чья полнота в суждениях, как известно, односторонняя и узконаправленная, а сообразно мышлению разумного существа. Для этого надо вообразить себя исследователем родного языка или следопытом, который обнаружил след неизвестного зверя и пытается увидеть пришельца воочию.
  
   Кладбище - могила - гроб. По такому маршруту шёл за телами умерших детей Анатолий Москвин - "повелитель мумий", как прозвали его журналисты, и по совместительству - нижегородский краевед. В газете "Нижегородский рабочий" от третьего февраля 2009 года опубликованы его заметки о происхождении названий нижегородских рек. Вот что пишет Анатолий Москвин о реке Линде.
   "Линда: извилистая лентяйка
   Собственно говоря, рек с таким названием у нас в древности было две. Вторая в XVI веке протекала по территории нынешнего Сормовского района; позже она была то ли переименована, то ли попросту высохла. [Сохранилось название улицы Линдовская. - Прим. автора эссе.]
   Название Линда пытались объяснять через марийское "илемде" - "нежилая ", но это маловразумительно. Земли по Линде и Узоле как раз были лучше освоены в средневековье, чем окрестные лесные чащобы.
   Сравним название Линды с названием деревни Линдино в Тверской области, которое тамошний краевед Воробьёв связывает с русским языческим именем Линда / Лында - "лентяй, шатун, побродяга". Кстати, есть древнерусский глагол "лындить", который означает "отлынивать от труда, бездельничать". Для речки это могло значить "виляющая из стороны в сторону"".
  
   Для живого, с учётом временной последовательности, морфемного анализа выберем слово лень. Зная, что говорят в радиоэфире филологи про слово тень, предположу допустимое морфемное соединение в виде тандема: л-ень. Так выглядит синтагма (нечто соединённое). Правильность моего хода мыслей, думаю, подтверждает следующий ряд слов: лень, тень, сень, день, пень. А также карта таро "Дурень" и два джокера. В кинофильме "Иллюзия обмана-2" ("Magic unmasked") прозвучало предупреждение профессионала: Дурак (Fool) в картах таро самая главная карта, шут - чистый лист и он может быть кем угодно. Так Иван-дурак из русских сказок вполне может стать Иоанном-Предтечей. Наша синтагма л-ень содержит тайну.
  
   В слове лень морфема л' заключена в букву л и далее деление буквы-морфемы, казалось бы, невозможно: предел, лимит, граница - на замке. Что предпринять, граждане предприниматели, какого предприятия недостаёт? Какой почин поддержать, граждане чиновники, какие меры принять и какие мероприятия провести для содействия? Видите, родной язык предоставляет земной особи возможность самостоятельно развивать мышление. Читатель, чтобы не прослыть в коллективе или в классе интеллектуальными импотентами воспользуемся потенцией и мы. Мы проведём настоящее исследование древнейшего остатка (реликта) языка, донесённого до нашего времени произнесением и записью слова лень.
   Для начала видоизменим лингвистический термин морфема, заменив греческое слово морф более привычным латинским словом форма. Однокоренные слова к этому слову нам хорошо известны, и мы их довольно часто употребляем в современной повседневной речи. Например, форма фермы устойчива благодаря несущей конструкции, произведённой строительной фирмой. Или пример на злобу дня. Фирма веников, чтобы выметать сор из избы-читальни, не вяжет, а если вяжет - то только фирменные и согласно прейскуранту представителей структурализма и структурной лингвистики. Теперь дадим другое определение лингвистическому термину морфема, сначала пояснив прежнее.
   Морфема - значимая часть слова, далее не делимая, то есть стоящая перед нулевым форматом формы. По сути дела, морфема несёт смысловую нагрузку формулы: кратко и точно выразить недостающую, отсутствующую, неучтённую, дефицитную и, наконец, неизвестную часть содержания.
   0 = 0 + (Х - Х), 0 + Х = 0 + Х; где Х - неизвестная часть содержания.
   Формула - это добытый в бытии формат формы, помогающий извлечь скрытую информацию, необходимую для обнаружения следующего значимого формата (образования) формы.
   Слово значимый можно заменить также словами: видимый, замечаемый, наблюдаемый; находимый, измеряемый; важный (которым нельзя пренебречь, презреть); существенный, (которым нельзя проигнорировать, и следует произвести сигнифику - предвестие).
   То же самое определение, но уже по-русски, расширяя терминус до просторов терплюса.
   Образец - это любимый размер внешнего вида, помогающий извлечь скрытое содержание и спрятанные сведения, необходимые для обнаружения следующего, видимого, размера внешнего вида. Как говорят о себе "бесхвостые" студенты, мой любимый размер входит и выходит.
   Заметили, что в метаморфозном примере (в примере обновлённого вида) любимый и видимый автором эссе выдаются за тождественные слова? Разве они вполне сходны? Вспоминаем кинофильм "Аватар". В кинокартине о нисхождении небесных американцев вместо привычного для земных особей признания "я люблю тебя" из уст инопланетной аборигенки прозвучало равноценное признание "я вижу тебя". Содержание оригинального признания в любви следующее: ты мне открылся, потому что любишь меня; ты доступен моему зрению, поскольку любишь меня.
  
   Таким образом, если слово лень мысленным взором представить как последовательность морфем, то алгебраическое уравнение морфемы л' принимает геометрический вид:
   (л') >< 0 + (1 - 1) или (л') >< 0 + (1) - (1) .
   е
   н
   ь
   Некоторым взрослым советским школьникам поможет воспринять незаурядную запись словосочетание диссертационный бронепоезд на мизере.
   Что скрыто в единице? Или кто скрыт в единице? Единица - великая обманщица. Не верите? Спросите у известной актрисы Чулпан Хаматовой.
   Для дошкольников наглядным примером, образцом геометрического вида станут две детских пирамидки. Как видим мышлением, игра в морфемы (в формулы, в образцы, в виды, в любовь к родному языку, в понимашки-обнимашки) по силам даже детям дошкольного возраста. Главное, внешний вид начертательного знака - буквы - не может быть произвольным и случайным, а должен подчиняться духовно-нравственному содержанию некоего замысла. К примеру, наличие в морали алиментов свидетельствует не столько о материальной стороне заботы о потомстве, сколько о духовно-нравственной составляющей в работе с последующими поколениями.
   Я допускаю вероятность того, что в моё толкование термина морфема и в мой глубокомысленный взгляд на слово лень незаметно вкралась досадная ошибка. Если мои размышления исказили принятое специалистами точное понятие морфемы, то в таком случае перед глазами читателя - языковедческая "квантазия", которая, может быть, превратилась в лингвистический софизм или в обыкновенную инсинуацию. Да, такое раньше в науке случалось, вспомним хотя бы известную историю с термином атом... Он обездолен и лишён, мыслинка во вселенском океане страдательных залогов. А сейчас, ё-моё, сколько научных томов написано о делимом атоме. Кстати, выдающийся датский физик Нильс Бор кому-то сказал, что "специалист - это тот, кто знает некоторые привычные ошибки в данной области и умеет их избегать". Кому же адресовано высказывание нобелевского лауреата? Поэтому я убеждён, что наряду с синтагматикой и парадигматикой существует энигматика. Было же в физике 0 = 0, а после мысленных экспериментов Альберта Эйнштейна появилась самоделка Е = мсс, в которой ещё предстоит увидеть человека разумного и периодическую систему графических элементов.
  
   Очевидно и то, что геометрический вид алгебраического уравнения слова, выраженный образом 0><0 + 0 - 0, является примером суперсимметрии - сверхсоразмерности, высшей симметрии. Как вы думаете, каким образом выражается суперсимметрия? Какая морфема здесь уместна?
   Детям дошкольного и младшего школьного возраста о существовании суперсимметрии поведает басня Ивана Андреевича Крылова "Ворона и Лисица", где русский литератор использовал слово лесть в качестве псевдо-, квазисуперсимметрии, или лжесверхсоразмерности (в басне - не присущее птице свойство, навязываемое хитрым зверем).
   Я попытался показать читателю, что у буквы три ипостаси, качества: во-первых, звуконосец, во-вторых, разящий образом мысленосец и, в-третьих, заразоносец, помогающий рождению мысли в противовесе системе "чистых отношений". Иначе - буква убивает...
   Я вижу тебя, молчащий читатель. Немота твоя - в слепоте твоей. Веское слово твоё - наше духовное возрождение.
  
   Читатель, коль ты осилил текст до этих строк, подумай, разве российские школьники стали лучше советских школьников? По-моему, российский баланс тоже нулевой, и чтобы восстановить связь с родным языком, нужно пополнить счёт.
   Посмотри на себя в зеркало! Зеркальная поверхность отражает раз... И мы видим, как родительская забота о своём ребёнке, когда ученика или ученицу облепляют репетиторы, чтобы тот или та смогли подтянуться на школьном интеллектуальном турнике, повсеместно становится общепринятым образцом гражданского поведения и гражданского повиновения.
   Мнение несоветского школьника: специалисты присвоили власть над думами послушного большинства и угождают присвоенным верховенством высшей власти, а высшая власть состоит из взрослых советских школьников.
  
   Alma-mater, возвысь любовь к alter ego как к собственному ego, будь сыну человеческому сочеловеком. Это станет твоим alibi на Страшном суде; поимка тебя с поличным неизбежна.
   Поклонники веры в Брежнева и его звёзды, а я хочу переумия. Представьте себе немыслимое представление, - метанойя ноосферы!..
   Православные читатели, наполнив текст эссе отрывками из Ветхого и Нового заветов, вы увидите, как неразрывна связь между их содержаниями.
   Загляните вглубь себя!.. Погружение в глубины памяти опустит вас в информационную бездну, и событийный первоисточник радушно притянет к себе навещателя. В свете люциферского предсказания, сегодня вы, современные земные люди, - настоящие боги. Но только вы боги в облике умных животных и умных зверей - жертв и их пожирателей, боги, чья жизнь лишена человеческого содержания и смысла. Второе появление Христа на Земле, связанное с завершением земного существования человечества, наступило и наступает. Страшный суд настал.
  
   Рассматривая слияние советских и российских школьников в несоветского школьника в качестве первоочередного шага по постепенному усилению России, видишь, как сегодняшнюю деградацию гражданского населения заменит восходящая градация потомков - воинов, противостоящих и противодействующих антихристу. Отмазаться от Армии У - значит отмазать себя от Христа, Помазанника. Уклоняться - значит отлынивать.

Сын человеческий пришёл...

Сын человеческий увидел.

Сын человеческий убедил!

  
   Литература
   1. "Энциклопедический словарь юного математика", Москва, "Педагогика", 1989. - 352 с.: ил.
   2. Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова, "Словарь-справочник лингвистических терминов"; Москва, "Просвещение", 1976. - 543 с.
  
  
   Армия У, Нижний Новгород, 02 - 22 января 2017 года.
  
   [22 045 знаков]
  
  
  
   7
  
  
  
  

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  А.Миллюр "Сбежать от судьбы или верните нам прошлого ректора!" (Любовное фэнтези) | | Р.Вешневецкая "Хозяйка поместья Триани. Камни, кости и сердца" (Любовное фэнтези) | | Л.Тимофеева "Заклятье для неверной жены" (Юмористическое фэнтези) | | Н.Яблочкова "Академия зазнаек или Попала в дракона!" (Попаданцы в другие миры) | | А.Анжело "Сандарская академия магии. Carpe Diem." (Любовное фэнтези) | | В.Крымова "Запасной жених" (Любовное фэнтези) | | В.Мальцева "Месть" (Современный любовный роман) | | О.Валентеева "Вместо тебя" (Юмористическое фэнтези) | | М.Акулова "Вдох-выдох" (Любовные романы) | | Л.Сокол "Заставь меня влюбиться" (Молодежная проза) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"