Ирзабеков Фазиль Давуд Оглы : другие произведения.

Азербайджанцы В России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.96*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что знают об азербайджанцах т.н. россияне? Что сами азербайджанцы знают о себе? В том числе, и о своей пятивековой христианской истории. Из какой же страны пришли две тысячи лет назад поклониться младенцу Христу волхвы? Это и в самом деле интересно. И не только азербайджанцам...


   Фазиль Ирзабеков
  
   А З Е Р Б А Й Д Ж А Н Ц Ы В Р О С С И И
   Согласитесь, это только в поднадоевшей рекламе имидж ничто. В реальной жизни все иначе. А потому и название статьи вовсе не претензия автора на некую масштабность, а намеренное созвучие с известным фильмом. И ничего тут не поделать, при одном лишь упоминании моей национальности, у большинства окружающих, как правило, возникают упорные ассоциации с общностью авантюрных предприимчивых южан. Они, как и известные киногерои, проникают в эту необъятную страну с единственным неистребимым желанием - без устали извлекать и вывозить несметные сокровища, околпачивая ее простодушных граждан. Впрочем, что касается сокровищ и простодушия, к ним мы еще вернемся позже.
   Пока же суровая реальность такова, что если тебя все-таки угораздило родиться азербайджанцем, то уже в силу одного этого обстоятельства ты автоматически являешься носителем вполне определенных качеств, которыми априори наделило тебя общественное мнение. При этом абсолютно бесполезно даже пытаться объяснить, что ты в своей жизни ни разу ничего не продал, даже котенка, и рынок для тебя, в силу известных обстоятельств, такой же источник стресса, как и для подавляющего большинства жителей страны, гражданином которой ты, кстати, являешься. И что семейство, носящее твою фамилию, твоя родня, живет в столице вот уже четвертое поколение и, похоже, не за горами пятое. И что все, связанное с понятием русское для тебя, как и для всего твоего рода, вот уже не одно столетие не является экзотическим или чуждым, ибо еще прадед служил в известное время империи в чине надворного советника, сам же ты сорок шесть лет назад родился и долго жил в Баку (а этим, кто понимает, многое сказано), обучая многочисленных иностранных учащихся многотрудному для них и прекрасному для тебя твоему второму родному русскому языку.
   Все это, как теперь принято говорить, лирика. При первом же малейшем даже не столкновении - соприкосновении - тебе с той или иной степенью корректности дадут понять, что ты лицо кавказской национальности, одним махом низведя головокружительное многообразие разительно отличающихся друг от друга многих десятков этносов, населяющих этот дивный по красоте и богатству природы край (помните, как в любимой советской кинокомедии, Кавказ - это и кузница, и житница, и здравница) к постылому термину.
   Какое доселе волшебное слово - Кавказ! Как веет от него неизгладимыми для всего русского народа воспоминаниями; как ярка мечта, вспыхивающая в душе при этом имени, мечта непобедимая ни пошлостью вседневной, ни суровым расчетом! Есть ли в России человек, чья семья... не принесла бы этому загадочному краю жертв кровью и слезами, не возносила бы к небу жарких молитв, тревожно прислушиваясь к грозным раскатам богатырской борьбы, кипевшей вдали?! Снеговенчанные гиганты, и жгучие лучи полуденного солнца, и преданья старины, проникнутые глубочайшим трагизмом, и лихорадочное беспокойство сынов Кавказа, - все это воспето и народом, и вещими выразителями его миросозерцания, вдохновенными светочами русской идеи, - нашими великими поэтами. Кавказ для нас не может быть чужим: слишком много на него потрачено всяческих сил, слишком органически он связан с великим русским мировым признанием, с русским делом.... Эти удивительные строки, написанные на рубеже ХХ века, принадлежат перу замечательного русского исследователя и публициста, поэта, блестящего знатока этого края Василия Львовича Величко. Так вчитаемся же в них еще и еще, дивясь тому, как ничего не утратили они за истекшее столетие, и сегодня дышат неизбывной болью и злободневностью.
   Во все времена мудрецы предостерегали от частого бездумного смеха - обязательно кончится слезами. Так оно и получилось. Вспомним, редкий советский фильм независимо от темы, будь то драма о кровопролитной войне или ударной комсомольской стройке, а то и просто лирическая история, обходился без обязательного персонажа - эдакого разудалого лихого красавца-кавказца с деланным фальшивым акцентом. И все ему нипочем, он и не живет словно, как окружающие его люди, а беззаботно парит над многотрудными буднями, широко, как в жаркой лезгинке, раскинув смуглые руки, того гляди, и впрямь взлетит! Красавец, ну как в такого не влюбиться! Неизменно возникает, солнечный, громоподобно хохоча, именно в те минуты, когда по сценарию, независимо от уровня мастерства картины в целом, требуется развеять грусть-печаль, обязательно предложит шашлыки пожарить, да винца кахетинского попить. Герой этот чаще грузин, а как же иначе, видать, никак нельзя было не угодить Главному Цензору всех времен и народов, первому зрителю всего кинопроката страны, чье мнение и определяло в конечно счете дальнейшую судьбу фильма.
   С кончиной вождя изменилось лишь то, что отныне экранный весельчак все чаще стал возникать на экране в кепке-аэродроме, - прежде просто юморной персонаж становился все более пародийным. Главное же оставалось неизменным - веселье и бесшабашность, шальные деньги и шашлыки, эдакий карнавал жизни перпетуум-мобиле. Его и впрямь невозможно представить труждающимся и обремененным, даже если предъявит кровавые мозоли. Да, что ни говори, великая это сила - искусство, пронизанное духовностью социалистического реализма. Поди, долго еще будет горько отрыгиваться.
   Поверьте, больно видеть, как граждане великой страны, в исторически совсем еще недавнем прошлом мужественно попытавшиеся прорваться из тоталитарного общества к достойной жизни, продолжают бездумно пользоваться одним из главных атрибутов его арсенала, а именно упрощением, грубым низведением жизненной полифонии к чрезвычайно удобному для запоминания набору незамысловатых мелодий, ритмом своим все более и более тревожно нивелирующих к военному маршу. Странно слышать рассуждения солидных по возрасту людей о том, как же прозорливо в свое время отец народов предугадал ненадежные, плохие нации, депортировав их куда подальше, ведь чаще всего, дескать, именно территории их традиционного проживания именуются ныне горячими точками. Им, с привычным упорством ставящим телегу впереди лошади, как бы и невдомек, что проблемы здесь возникли сегодня именно по той причине, что некогда в одночасье волею тирана некоторые национальности решено было считать менее советскими, а значит - менее заслуживающими права на жизнь и достоинство. Давно стало общим местом произнесение по случаю и без оного полюбившейся фразы из кинобоевика: Восток, мол, дело тонкое. Но осознания ее подлинной сути так и не случилось. А жаль, ведь на Востоке давно знают о том, что если выстрелить в прошлое из пистолета, оно ответит в тебя из пушки. Так и случилось.
   И все-таки речь не о Кавказе в целом. И не потому только, что тема эта поистине необъятна, но еще и по той очевидной причине, что это вряд ли продуктивно. Ибо различия в ментальности представителей, к примеру, одной из народностей Северного Кавказа, взятой наугад, и уроженцами Баку, так же велики, как, скажем, между жителями Вологды и Варшавы. Не придет же никому в голову считать двух последних единой этнической общностью только потому, что страны их проживания (как, к слову, и Азербайджан) расположены в европейской части континента. А потому поговорим подробнее именно о моих земляках.
   Азербайджанцев в России и в самом деле много. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто оказаться на продовольственном или вещевом рынке - этом переднем крае нашей жизни, точнее, того беспредела, что творится более десятилетия и с иезуитской циничностью продолжает почему-то именоваться рынком капиталистическим. Ну, а по законам жанра тот, кто на переднем крае, тот и получай, простите за грубость, в морду. Тому и отвечать по полной за все выпавшие на народную долю невзгоды: нищенскую пенсию, не выплачиваемую по полгода зарплату, грабительскую прихватизацию, а заодно и соседа-пьяницу, который вконец извел... да мало ли чего, а тут еще ты со своими черными бровями и усами. Если бы не черными, наверное, не так обидно было бы.
   И глубоко, в который раз простите, плевать на то, что в летней духоте и пыли и в зимней леденящей стуже, чуть не по колено в мерзкой осенней жиже занят ты делом тяжелым и многотрудным (а ведь считать его трудом некоторым и в голову не придет!). Делом, требующим от тебя не только постоянной физической нагрузки, но и трезвости - товар и деньги материя серьезная. И смирись раз и навсегда с тем, что ты не прав всегда уже хотя бы по одному тому, что ты по ту строну прилавка. И никому не интересно знать о том, что, возможно, еще недавно ты был всеми уважаемым сельским учителем или врачом, а семья многодетная, заработков же на родине вообще никаких. И чтоб не видеть более глаз своих голодных детей, не слышать потаенных вздохов старой больной матери готов вытерпеть, кажется, все, зажав покрепче в кулак природную вспыльчивость: и побои тех, кого именуют в народе маски-шоу, и домогательства недобросовестных милиционеров и наезды рэкетиров в течение бесконечного, почти круглосуточного рабочего дня. Безбедная жизнь всегда давалась нелегко, а сегодня тем паче, вот и слово нажива в азербайджанском буквально переводится как головой о камень.
   И ничего тут не поделаешь, так уж ты устроен, с молоком матери впитавший понятие о мужчине как, прежде всего, о добытчике, если вырос среди народа, у которого испокон века смертными грехами считаются воровство и проституция, а самое тяжелое оскорбление для мужчины - сутенер. И которому в голову не придет пить горькую в пору трудностей и невезения, а только еще больше работать. И это не от ханжества вовсе. За редким исключением здесь тоже выпить не дураки - почему бы и не расслабиться, насобачившись за день, но лишь при одном непременном условии - если обеспечены всем необходимым далекая или близкая семья, родные, дети, женщина.
   Вспоминая отношение к выходцам из Кавказа, свидетелем которого мне довелось быть еще в шестидесятые годы в той же Москве, сегодняшнее положение все более напоминает дурной сон. Что и говорить, тяжелые последствия перестройки, толпы беженцев, трагические события последних лет на Кавказе нанесли весьма ощутимый удар по имиджу южан. Это ежедневно и ежечасно ощущают и еще долго будут ощущать на себе те из них, кто живет и работает в России. И если ты человек, который и мухи не обидит, но при этом, скажем, азербайджанец, выходец из народа, у которого не то, чтобы не было и нет к этой стране территориальных претензий, но за всю историю ваши страны и часа на находились в состоянии даже конфронтации, а не то что войны, - это, увы, дела, по большому счету, не меняет. Бьют, как водится, не по паспорту. Да и в разборках, то и дело возникающих на бытовом уровне, не до этих тонкостей.
   Вспоминаю, как в начале 70-х прочел о своеобразном, если так можно выразиться, журналистском подвиге. Некий западногерманский репортер, загримировавшись, принял характерный облик турка, прожив в этой шкуре довольно продолжительное время, непосредственно на себе испытав все прелести отношения общества к человеку, отличающемуся от коренных жителей страны, главным образом, цветом волос. В результате появилась серия правдивых статей, честно написанных немцем, которые произвели на жителей благополучной европейской страны, увидевших себя и других в истинном зеркале, подлинный шок. Так почему бы и российским журналистам не повторить ныне этот достойный поступок?! А ведь в этой среде наверняка происходят удивительные перипетии и бушуют поистине шекспировские страсти, достойные не только правдивого документального повествования, потребность в котором давно уже назрела, но и воплощения средствами художественного кино. Глядишь, и поубавилось бы число фашиствующих молодцов и брюзжащих обывателей с шовинистской отдушкой. Или слабо?!
   Так что же остается? Что предпринимать тем азербайджанцам, которые все же избрали Россию своим вторым домом? Согласитесь, для этнической общности, число которой давно перевалило за миллион, проблема комфортности дальнейшего пребывания в другой стране не праздная. Разумеется, она крайне неоднородна, как и любое иное человеческое сообщество. Большое их число, собственно диаспора, давно проживает в России, многие уже не в первом поколении. Те, кто приезжают сюда на заработки, и чья, так называемая, маятниковая миграция достигает нескольких миллионов в год, и живут и ведут себя иначе. Но, к сожалению, именно этот фактор во многом накладывает отпечаток на отношение коренного населения к нации в целом.
   В этой связи насущная задача, стоящая перед азербайджанцами, являющихся россиянами, как мне кажется, состоит сегодня в том, чтобы научиться жить в условиях цивилизованной диаспоры, для чего жизненно необходимо в самом недалеком будущем образовать соответствующие общественные институты. С их помощью, в свою очередь, могут быть созданы необходимые предпосылки для перехода в качественно новую фазу. Она, прежде всего, должна заключаться в том, что и общественное бытие членов диаспоры должны отныне служить не только личным интересам (что явление вполне нормальное), но и интересам той страны, того общества, в рамках которых диаспора и осуществляет свою жизнедеятельность. И если, к примеру, тот или иной азербайджанец приехал в Россию на заработки, которые, помимо прочего, дают ему возможность поддерживать своих стариков на родине, следует думать и о том, чтобы за счет получаемой им здесь прибыли, и местным старикам стало жить полегче. Это не только оправданно соображениями гуманитарного порядка. Такой подход, как мне кажется, должен быть наконец узаконен, зафиксирован юридически. Средства, регулярно отымаемые у торговцев, должны наконец не только нелегально попадать в бездонные карманы многочисленных теневых хозяев и хозяйчиков рынков всех уровней, но и легально - в тощие кошельки российских пенсионеров и бюджетников. Гласность в этом вопросе размыла бы ту плотную перегородку отчужденности, а подчас и враждебности, которую по понятным причинам испытывает к многочисленным торговцам коренное население, видя в них лишь удачливых гонцов за прибылью, о чем было сказано в самом начале. Решающую роль в решении проблемы призвана сыграть власть на местах - сильная и неподкупная.
   Вот и В.В. Величко, рассуждая о национальных особенностях азербайджанцев, отмечает: У азербайджанцев (у автора - адербейджанцев) кровь, несомненно, благородная; они от природы добры, мужественны, великодушны, способны к умственному и нравственному развитию. Идея государственности, и притом сильной, внушающей уважение к власти, традициям и порядку, несомненно им присуща, несмотря на кажущуюся их анархичность, объясняемую историей, географическим положением края и вытекшими отсюда бытовыми условиями. В основе азербайджанец является стихийным сторонником неограниченной власти, сильной и патриархально-справедливой. Это почти та же психическая расовая черта (выделено мной - авт.), которая есть и в русском народе.... Разумеется, десятилетия жизни в советском государстве не могли не наложить своего характерного отпечатка на склад души и умонастроения всех народов, проживающих в нем. Но ведь не случайно эта важная черта национального характера названа исследователем расовой, а значит, основополагающей.
   Жизненно важно, чтобы приехавшие на заработки не только испытывали внутреннюю благодарность стране, дающей им возможность безбедно существовать. Государству давно пора продумать и осуществить цивилизованные меры для практической реализации этого похвального чувства. Что касается правового механизма, то он давно отработан во многих государствах. К слову, Московской городской Думой недавно внесен проект закона О регулировании привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории города Москвы. Как сказано в комментарии, он направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов жителей Москвы на рынке труда, совершенствование управления миграционными процессами, а также устанавливает порядок приема на работу и пребывания в городе иностранных работников. Дело, как обычно, за небольшим, но самым важным - продумать четкий механизм, обеспечивающий реальную дееспособность нового закона и распространить полезный опыт в пределах всей Федерации.
   Другая немаловажная задача, которую предстоит решать в рамках и усилиями самой диаспоры - это создание заслонов на пути культурной и нравственной деградации, явные признаки которой все чаще бросаются в глаза, раня душу. Убежден, что, как и многим соотечественникам, автору этих строк стыдно и больно каждодневно лицезреть людей, оторванных от традиций, подчас ведущих себя вызывающе, чего никогда не позволили бы себе на родине. Выступая еще в 1995 году с проблемной статьей на страницах одного еженедельника, издающегося в Москве, я уже высказывал публично свое возмущение подобными проявлениями. Хочется вновь повторить, что у торговца, как говорят азербайджанцы, с кончика языка должен капать мед. Но то у торговца, а мы, к сожалению, в большинстве своем сталкиваемся с торгашами. Вспомним, раньше мои земляки привозили для продажи чаще всего собственную продукцию. В то почти забытое время, когда даже студент мог позволить себе подарить любимой девушке красивый букет, а на прилавках лежали живые южные фрукты и овощи с чарующим ароматом и вкусом, а не эти дорогостоящие импортные муляжи. Да и с каких это пор в Азербайджане произрастают ананасы и бананы?! Что и говорить, за последние полтора десятилетия сообща мы немало способствовали дальнейшему расцвету экономик Голландии и Израиля, Бельгии и Турции - только нам-то самим от этого стало легче?!
   Как и прежде, не выдерживая грубого отношения к покупателям, привычно одергиваю очередного грубияна на родном языке: Послушай, почему ты хамишь людям, за счет которых живешь? Почему позоришь нашу нацию?. Спрашиваю: Можете себе представить, что в Азербайджане на всех рынках торгуют русские и устанавливают свои цены?. Смеются в ответ и откровенно признаются, что такое невозможно. Но если это п о к а возможно в России, то сколько еще можно испытывать терпение ее жителей, да и зачем его вообще подвергать испытанию. Громкая брань, грубость по отношению к женщине - как быстро слабые люди усваивают плохое. Ни один из них не позволил бы себе подобное на рынках того же Баку. Ибо с малолетства приучен к тому, что мужчина должен быть готов ответить за каждое всуе произнесенное крепкое словцо, за каждый недвусмысленный жест. И если все-таки обидел ненароком женщину, за нее обязательно заступятся. Если не муж, сын, брат или сосед, то первый же оказавшийся поблизости мужчина. Беззащитных женщин в здешнем толковании этого слова в Азербайджане попросту нет. Не поздоровится и тому, кто посмеет грязно заругаться при ребенке или пожилом человеке, не выскажет признаков уважения старикам. Одной из положительных отличительных особенностей тамошнего уклада жизни является решающее значение общественного мнения. Как показывает опыт, восточному мужчине, да еще в юном возрасте оказавшемуся вне этого многовекового общественного института, к сожалению, не всегда удается сохранить те нравственные черты характера и модель поведения, которые всегда делали честь его народу.
   У азербайджанцев традиционно сильно развиты родовые связи. Троюродный брат, которого в России, возможно, и по имени-то едва помнят, это просто брат и, как правило, очень близкий человек. Получается, что своего обмануть рискованно, ведь рано или поздно придется вернуться на родину, а здесь, похоже, можно жить по двойному стандарту. Вот и живут в России, как бы нацепив маску - мне, мол, ничего не стыдно, меня здесь никто не знает. Беда в том, что со временем маска эта так прочно прирастает к лицу, что уже вернувшись к родному очагу остаток жизни наверняка придется провести с отвратительной психологией торгаша.
   А ведь в той же Москве, помимо относящих себя к интеллигенции, много тех азербайджанцев, кто давно и честно трудится на ЗИЛе, Карбюраторном заводе, АЗЛК, других промышленных предприятиях. А сколько врачей, инженеров, преподавателей вузов и школ. Они не умеют торговать, зато много и хорошо работают.
   Так вот, национальной элите, проживающей в России, следовало бы продумать - с учетом особенностей традиционной психологии и обычаев - меры для удержания земляков в соответствующих этических рамках, создать атмосферу общественной нетерпимости вокруг тех, чье поведение дискредитирует общину, носит откровенно провокационный характер, вызывая негативную реакцию населения. Не секрет, что осуждение, высказанное земляками, тот же вердикт суда чести или порицание совета старейшин-аксакалов должен принести ощутимые результаты.
   Еще одна проблема, которая не может не волновать азербайджанцев, живущих в России - будущее детей. Кем они вырастут? Какие ценности предпочтут? Что предпринимается сегодня для того, чтобы следующие поколения росли полноценными россиянами, любящими и уважающими эту замечательную страну, не растеряв в то же время все то драгоценное, чем заслуженно гордились предки их родителей, а не людьми второго сорта и неопределенной национальности? Не приобретет ли со временем ситуация такие крайние формы, когда дети азербайджанцев, родившиеся здесь, будут стесняться своей национальности, всячески дистанцироваться от нее.
   Вспоминаю, как еще в начале семидесятых годов сокурсник по МГУ моего двоюродного брата, как и он родившийся в Москве, посещал бесплатные курсы национального языка в постпредстве одной закавказской республики. Это позволило ему, будущему журналисту, не только свободно общаться со своими земляками на втором родном языке. Оставаясь стопроцентным москвичем, нежно любящим свой город, привязанным к нему, человек стал духовно богаче, обрел, как принято говорить, свои корни, - при этом и Россия, и его историческая родина только выиграли. Ведь даже травинка растет на корнях, так говорят на Востоке.
   Приходится порой слышать сетования земляков о том, что, мол, есть народы, накопившие большой опыт проживания в условиях диаспоры, им проще. Это верно, но ведь описанная мною выше инициатива не требует чрезмерных усилий и финансовых затрат. И потом, даже самый долгий путь начинается, как известно, с первого шага. Не кажется ли моим землякам, что многое нужно было сделать еще вчера?
   На традиционный же русский вопрос что делать?, все часто задаваемый сегодня в России лицами кавказской национальности, могу лишь посоветовать - быть личностями кавказской национальности. Чего бы это не стоило!
   Между тем, за последнее десятилетие в России выдвинулась и заняла видное положение целая плеяда талантливых предпринимателей и руководителей крупнейших кампаний из среды азербайджанцев и выходцев из Азербайджана, имена которых давно у всех на слуху. Думается, что именно они, как никто, по целому ряду причин, должны быть кровно заинтересованы в оптимизации ситуации, связанной с восприятием выходцев из Кавказа, в частности, азербайджанцев. Пониманием этого было продиктовано мое участие в создании еще в 1993 году Клуба азербайджанских предпринимателей Таджир (Купец), зарегистрированного тогда же управлением юстиции Москвы. В перечне основных целей деятельности провозглашалось, помимо прочего, объединение на профессиональной основе предпринимателей азербайджанцев и выходцев из Азербайджана, осуществляющих коммерческую деятельность в Москве с целью содействия упрочению экономических связей между двумя странами, служение делу улучшения взаимопонимания между азербайджанским и российским народами, внедрение цивилизованных форм занятия бизнесом, в том числе способствование объединению азербайджанских предпринимателей, занятых мелким неорганизованным бизнесом в организованные структуры, содействие решению проблем быта и предпринимательства, возрождение и развитие этических традиций азербайджанского предпринимательства. Планировались также пропаганда достижений культуры, науки и искусства азербайджанского народа среди жителей Москвы, организация информационно-издательской деятельности, систематические контакты с Правительством Москвы и заинтересованными сотрудниками посольств, аккредитованных в столице, целый ряд других полезных инициатив. Остается сожалеть, что группа предпринимателей, объединенных вокруг этого начинания, не смогла подняться до уровня понимания задач, заложенных в его основу.
   Неорганизованность общин и диаспор, отсутствие талантливых харизматических лидеров находит свое отражение и в том, что в ходе выборов различных уровней, прошедших в России за все последние годы, политические технологи регулярно пренебрегают такой немаловажной составляющей, как национальная принадлежность потенциальных избирателей, привычно оперируя традиционными: политические пристрастия, социальные и возрастные категории. А ведь в городах и весях страны проживают десятки национальностей, многие из которых представлены весьма многочисленным контингентом. Единственный контекст, в котором им периодически так или иначе уделяется внимание, это, в лучшем случае, проблемные статьи с демографическим уклоном. В худшем - регулярные всевозможные унижения по национальному признаку. В том числе, и со стороны целого ряда административных структур, облаченных реальной властью. Плюс скрытые и явные проявления фобии, по причине которых среди этой, повторяю, весьма многочисленной категории российских граждан (в данном случае, электората) складывается вполне определенное отношение к властям и, как следствие, апассионарность, если прибегнуть к терминологии Л.Н.Гумилева.
   Безусловно, отдельные группы национальных меньшинств создают немало всевозможных проблем, в том числе и криминального характера. Однако бесстрастная статистика упрямо свидетельствует о том, что граждане титульной национальности создают их гораздо больше. А значит, к данной проблеме можно и нужно подойти мудро: коль скоро есть пчелы, следует думать не только о том, что они могут жалить, но и том, что они же способны давать целебный мед. В конкретном политическом аспекте - это голоса, отданные в пользу того кандидата или властного политика, который раньше других заметит их национальную самобытность и отнесется к ней с уважением, что не может не повлиять, в конечном счете, на выбор сердцем. Даже такой технически несложный остроумный ход, как использование агитационных визуальных средств (а попросту, предвыборных плакатов), исполненных на нескольких национальных языках и размещенных в традиционных местах жизнедеятельности и проживания той или иной этнической группы, так и не был использован никем из кандидатов. Итак, шанс обрести вполне определенное число голосов все еще реально упущен политтехнологами, изрядно поднаторевшими в нечистоплотных изысках черного PR-а.
   Между тем гигантская азербайджанская диаспора пребывает практически не организованной. Карликовые образования, периодически возникающие на ее поверхности, за редким исключением, не способны влиять существенно на ситуацию. Важно, чтобы общественные объединения создавались не по местническому признаку, этому бичу нации, чтобы целью их создания было не обслуживание амбиций какого-нибудь очередного тугого кошелька, как это порой имеет место, сводя свою деятельность, в лучшем случае, к проведению национальных праздничных застолий.
   Созданную пять лет назад ассоциацию вследствие нечетко сформулированных задач и откровенной кадровой беспомощности постигла участь многих общественных объединений этого типа. Демонстрируемая же многочисленной азербайджанской интеллигенцией, проживающей в России и, прежде всего, ее писателями и историками, деятелями культуры и искусства некая сомнамбулическая отстраненность от рассматриваемых проблем, тишайшее благополучное сосуществование на мирной обочине в весьма непростую для своего народа пору способны вызвать у этого самого народа не только досаду. В этой связи хочу напомнить этим своим землякам, что слово интеллигент в азербайджанском языке происходит от слова луч и дословно значит лучезарный, несущий свет.
   А ведь с точки зрения аккумулятивной способности азербайджанцы всегда отличались умением органично вбирать в себя иные культуры, не разрушая собственной ментальной целостности и национальной уникальности. Так некогда из причудливого сочетания языков и рас возник всемирно известный феномен Баку. Подлинно интернациональный Баку вовсе не досужий плод пропаганды, а реальность, в которой счастливо жили миллионы людей, принадлежащих к десяткам национальностей. Доживают последние поколения этого уникального человеческого сообщества, но время еще долго будет хранить неповторимые черты города, украшенного изумительными творениями зодчества, отражающими богатство многих стилей мировой архитектуры. Они вспоминают, как в урочный час спешили жители окрестных улиц: кто в мечеть и синагогу, кто в православную церковь или григорианский храм, а кто и в молельный дом молокан или католическую кирху. Да еще греет душу чудотворный бальзам - поразившая мир музыка Вагифа Мустафа-заде, волшебно ткущего виртуозными пальцами сказочный ковер, вплетая в замысловатую ткань джазовых ритмов неуловимую живую нить древнего мугамного лада.
   Хочется привести ставший хрестоматийным случай, когда видный член азербайджанской националистической партии Мусават Джеваншир, впоследствии один из первых советских постпредов, узнав о готовящейся расправе над 26-ю бакинскими комиссарами, бросился на поиски С.Шаумяна, являющегося, по сути, его политическим противником, чтобы предупредить последнего о грозящей ему лично опасности. И пусть сегодня это покажется кому-то невероятным, но не вера, не конфессиональные, классовые и национальные различия регламентировали когда-то отношения людей.
   Один мой знакомый в ответ на раздумья о том, за что судьба посылает такие тяжкие испытания моему народу, в основной своей массе традиционно дружелюбному, наивному и, может, излишне ценящему отдельные жизненные блага, предположил, что видно и нам суждено на роду пройти испытание, выпавшие некогда на долю древнего народа, которого суровый пророк, как известно, водил по пустыне до тех пор, пока не умер последний из рожденных в рабстве. Не соглашусь - на моих глазах более всего страдают пока именно те, в ком этого рабства менее других.
   Рассуждая о феномене Баку, уместно вспомнить и о том, что расцвет градостроительства пришелся здесь на конец Х1Х - начало ХХ века и стал возможен во многом благодаря широкому привлечению российского и иностранного капитала, вложенного в развитие нефтяной отрасли. Так вот, один из корифеев этого времени Г.З.Тагиев заслуженно почитался в Азербайджане даже в советские времена. Уместно и полезно вспомнить сегодня о том, что знаменитый нефтяной магнат и видный меценат являлся членом Российской Государственной Думы, гордился этим обстоятельством и чрезвычайно дорожил им. От этого он вовсе не перестал быть одним из лучших представителем своего народа, немало сделавшим для его просвещения, оставаясь в то же время приверженцем патриархальных традиций.
   Многие азербайджанцы, чьими именами заслуженно гордится народ - Мехмандаров, Шихлинский, Бакиханов - вошли в историю как выдающиеся российские военачальники, ярко проявившие полководческий дар и личное мужество, служа на стороне Белого Царя интересам империи. Азербайджанцы всегда гордились М.Ф.Ахундовым, реформатором национального алфавита, выдающимся литератором Х1Х века и царским полковником, немало сделавшим для Отечества, служа в канцелярии кавказского наместника. Таких примеров масса. Наверняка чувство чести и национального достоинства, как и понятие о геополитических приоритетах, у всех этих и многих иных мужей были развиты более, чем достаточно.
   А можно ли представить наш богатейший кинематограф без картин, снятых по сценариям Р. Фаталиева, ставших классикой фильмов Белое солнце пустыни, Урга, Утомленные солнцем, Сибирский цирюльник и многих других, чьи сценарии принадлежат таланту кинодраматурга Р. Ибрагимбекова, а современную русскую литературу без романов Ч. Гусейнова, прозы и драматургии М. Ибрагимбекова.
   Кто посмеет вычеркнуть из сокровищницы современного вокального искусства таких его ярких представителей, каковыми являются великие Бюль-Бюль и Р.Бейбутов, М.Магомаев, одинаково неподражаемые как в классическом, так и эстрадном репертуаре?!
   Задумывается ли сегодня азербайджанец, живущий в России, о том, что знает рядовой россиянин о его стране, народе, его истории, культуре? Не испытывает ли он боли и горечи от того, что нация, подарившая миру гениев литературы Низами и Физули, Насими и Вургуна, Мирза Шафи и Вагифа, великих композиторов У. Гаджибекова и К. Караева, Ф. Амирова и Ниязи, А. Бакиханова и Т. Кулиева, выдающихся живописцев С. Бахлул-заде и Т. Салахова, Т. Нариманбекова и Р. Бабаева совершенно неадекватно воспринимается массовым обывательским сознанием. К счастью, азербайджанцы не додумались еще до того, чтобы составлять и издавать совершенно умилительные списки великих представителей нации. К слову, любопытно, как бы выглядел этот список у русского народа, вздумай кто-нибудь составить таковой, какую печатную площадь он занял бы!
   Больно слышать сегодня, что многие талантливые бакинские музыканты, выпестованные знаменитой на весь мир музыкальной школой, едут в поисках заработка в соседнюю Турцию. А ведь еще на моей памяти, когда выдающиеся азербайджанские музыканты и балетмейстеры приглашались в эту страну с целью оказания содействия в создании национальных основ симфонизма и классической хореографии... И это неудивительно, если вспомнить, что именно в Баку в начале прошлого теперь уже века состоялась премьера первой оперы на Востоке.
   Нельзя забывать и о том, что благодаря самоотверженному труду в тяжелейших условиях сотен и тысяч азербайджанских рабочих и инженеров, открыты и освоены гигантские нефтяные и газовые месторождения Сибири, Второй Баку. По сей день живы и здравствуют, продолжая плодотворно трудятся замечательные люди, уроженцы Азербайджана, чьей доблестью преумножены богатства страны, разведаны ее нефтяные недра и космические дали - Н.К.Байбаков, К.Керимов, Ф.Салманов и многие другие.
  
   ... А азербайджанцы все едут в Россию. Страну, где климат и уклад жизни коренного населения так несхож с их привычным. Страну, которая встречает их все более недружелюбно. Они мигрируют в поисках заработка именно сюда, а не в соседние Иран или, скажем, Турцию, немалое число граждан которой также зарабатывают хлеб насущный на многочисленных строительных площадках российских городов. Упорно стремятся именно сюда - видать по всему, что им здесь, невзирая ни на что, все-таки х о р о ш о. И вовсе не потому, что так комфортны для их слуха местные топонимы от Балчуга и Арбата до Енисея. Хорошо, как мне кажется, именно по той причине - и тут я хочу высказать предположение на первый взгляд парадоксальное - что русские и азербайджанцы, невзирая на внешние различия, тем не менее, во многом сходны в тех своих неисследованных тектонических основах, лежащих куда глубже и незыблемей даже так называемой ментальности. То, что физики емко и лаконично называют совпадением амплитуды частот. Дабы быть понятым, полезно сообщить хотя бы вкратце о п о д л и н н о й истории Азербайджана, становления народа, формирования его психологии, кристаллизации духовности. Отмечу только, что она не менее трагична российской и так же полна глубоко драматичных коллизий, трудно объяснимых противоречий.
   Потоками крови орошены эти благодатные земли, омываемые Хазаром, заманчиво простирающиеся для бесчисленных орд завоевателей на важнейшем перекрестке Великого Шелкового Пути. Не миновали их армии Александра Македонского и полчища монгольской Орды. Но именно сюда, в древнюю Албанию, являющуюся наряду с Персией родиной предков современных азербайджанцев, 18 веков назад пришло Православие. Первым его проповедником стал Елисей, который, получив себе в удел восточные страны, был рукоположен, как сказано, первым патриархом Иерусалима, братом Господним Яковом. Основные районы его деятельности располагались в зоне целого ряда современных районов Азербайджана, включая Карабах. И вера эта была так прочна, что когда три столетия спустя персидский царь Йездигерд II пытался насильно навязать народам Закавказья огнепоклонничество, вследствие кровопролитной войны изрек обречено: Кто чему желает поклоняться - пусть и поклоняется. Еще два века спустя этот край заполонят вооруженные арабские воины, неся на острие копий новое учение. Но и нынешние азербайджанцы, говоря о своей вере, неизменно добавляют слово гылындж, что значит меч, памятуя, таким образом, о способе своего обращения.
   Двумя столетиями позже в ходе возникшего в Азербайджане крупного народно-освободительного движения под руководством Бабека, беспримерно противостоящего захватчикам в течение целых двадцати лет, халифат потерпит череду страшных поражений. Бесстрашного воина сгубило предательство и ему после четвертования отрубили голову. При этом ни он, ни брат, разделивший с ним страшную участь, не вскрикнули и не проронили ни единого вздоха. Но и сейчас можно услышать, как на Востоке пугают разошедшихся не на шутку детей Бабайкой, который придет и накажет. Из тысячелетней глубины дошла до нас эта угроза, - так стращали своих детей арабские матери, на свой манер называя легендарного азербайджанского полководца. Вот и древний историк Ибн Тагриберди свидетельствует, что Бабек был героем своего времени и храбрецом, которого страшились в Халифате.
   Во все времена Бабека свято чтили в Азербайджане: он воспет в песнях, множестве стихов и поэм, ему посвящены научные исследования и симфонические произведения, исторические романы, о великом воине снят грандиозный постановочный фильм, его имя присвоено ряду административно-территориальных единиц, им называли и продолжают называть новорожденных мальчиков.
   Но разве это не вопиющий парадокс, когда у народа, традиционно относящего себя к магометанству, общепризнанным национальным героем первой величины является историческая личность, сделавшая делом всей своей жизни и ее же отдавшая на непримиримую борьбу именно с теми, кто принес эту веру на его родину?! Возможно, будущие исследователи и найдут вразумительный ответ на эту мучительную загадку. Вдумаемся, не в этой ли критической точке вершится загадочный психологический контрапункт народа, не здесь ли следует искать некий шифр к разгадке подлинных истоков целой череды его прошлых и нынешних трагических нестроений.
   Подлинное взросление человека наступает с того момента, когда он начинает понимать себя, догадываясь, таким образом, до истинной мотивации своих мыслей и поступков, их происхождении. Наверняка родословные древа выполняли, помимо чисто формальных, еще и эту важнейшую функцию. Насколько же важно, в данном контексте, осознание своих подлинных корней, и в первую очередь духовных, целой нацией. Вот и замечательный этнолог Лев Николаевич Гумилев замечает в этой связи в своем известном трактате Тысячелетия вокруг Каспия: Часто люди искренне полагают, что прошлое, как бы грандиозно оно не было, исчезло безвозвратно, и, следовательно, никакого значения для сегодняшней, а тем более будущей действительности иметь не может. Нам нужны современность и знание о ней! - этот тезис приходится слышать и в беседах за чаем, и в случайных разговорах в поездах, и на научных заседаниях, причем каждый раз с нескрываемым апломбом. Да и как не быть апломбу, если мнение столь очевидно, и оспаривать его может только чудак?! Однако, если подумать, большинство очевидностей ложно. То, что Солнце обходит плоскую землю очевидно, но ведь уже некому доказывать, сколь это неправильно... То же и в нашем случае. Достаточно спросить себя, откуда начинается так называемая современность? Пять минут тому назад? Или месяц? Или десятилетие? Или век, но если так, то почему не несколько веков? На этот вопрос еще никто не мог ответить. Это первое. И второе, ведь даже момент, любое переживаемое мгновение тут же становится прошлым. А раз так, то оно ничем не отличается от аналогичных же моментов до новой эры или после нее...
   Упомянув выше Персию, отметим, что здесь, ныне Иране, и сегодня проживает азербайджанцев гораздо больше, нежели на территории современного государства Азербайджан. Азербайджанцами же, вплоть до сравнительно недавнего исторического времени, были нередко представлены шахские династии этой империи, включая владычество того же Альп-Арслана, во времена которого, как свидетельствуют историки, расцвели в этой державе науки, искусства, земледелие и ратное дело.
   А ведь два тысячелетия тому назад отсюда, из этой земли пришли трое волхвов-звездочетов, чтобы поклониться младенцу Иисусу и преподнести драгоценные дары, которые хранятся до настоящего времени в монастыре Святого Павла на горе Афон в Греции. Именно сюда, к проживающим в этой стране народам, направится со временем для проповеди Православия один из учеников Христа апостол Фома. И именно от него через много лет Мельхиор, Каспар и Валтазар, которых называют еще магами и царями Востока, и чьи мощи покоятся в Кельнском соборе, приняли крещение.
   Лично для меня и, уверен, большинства моих соотечественников, подавляющее большинство которых наверняка впервые узнает об этой стороне известных событий, которые принято называть библейскими (и дело не только в том, что мы, как и предрек великий Пушкин, ленивы и нелюбопытны), помимо иных, существует еще один существенный аспект. Чрезвычайно важно, что наши прародители не только не находились на обочине мировой истории, как это пытаются представить порой недобросовестные литераторы и историки от политики. Более того, предки тех, кого позже стали называть азербайджанцами, имели самое непосредственное отношение к ее величайшим вехам, положившим начало отсчету новой эры.
   Пусть это покажется сегодня кому-то невероятным, но взаимопроникновение двух великих мировых религий даже в отдаленные от нас времена в целом ряде случаев имело место, как принято сейчас говорить, на самом высоком уровне. Не стал исключением и Азербайджан. Так, Ибрагим-Шах, чей уникальный дворцовый комплекс по сей день заслуженно является одной из архитектурных жемчужин Баку, приходился внуком легендарной царице Тамаре. И это далеко не единичный пример. Обидно другое: своевременное широкое признание азербайджанской научной и политической элитой своего более, чем пяти векового (!) христианского периода истории, помимо иных аспектов, заметно усилило бы доказательную базу Азербайджана в многолетней дискуссии об истинной принадлежности спорных территорий в Нагорном Карабахе. Однако, как изрекала Шехерезада на исходе очередной ночи, это уже совсем другая история.
   Можно доказательно объяснить причины, породившие упорное замалчивание этих удивительных фрагментов отечественной истории в Азербайджане, досадно продолжающееся по сей день. Однако от этого, как известно, легче не становятся. Конечно, не могли не измениться за истекшие века страна и нация, ее населяющая, нравственные и иные приоритеты народа. И, тем не менее, вдумаемся, - не христианское ли мироощущение, как первая монотеистическая религия, поразившая некогда языческое мировосприятие моих далеких предков, продолжает и еще долго будет мистическим образом оказывать свое ощутимое влияние на совершенно очевидный дуализм склада души и образа мысли, поведенческой модели многих современных азербайджанцев?!
   Как во многом схожи ныне эти два народа - русские и азербайджанцы - для тех, кто близко знаком с обоими: та же непростительная импульсивность в пору принятия судьбоносных решений, парадоксальность во всем, то же скорбное отсутствие чувство единения с собственной нацией. Особенно с теми, кто живет за пределами родины, в соседних республиках СНГ. Та же неспособность, не в пример иным нациям, объединяться в диаспоры для решения насущных проблем. Тот, кому приходилось жить в Баку в разгар военного противостояния и кто наблюдает нынешнюю Москву, не может не подивиться неподражаемой праздности столичных жителей. Мимолетный гость ни за что не догадался бы тогда, да и не догадается сегодня, что находится в воюющих государствах. А кто еще, скажите на милость, в пору, когда рушатся еще незыблемые недавно стены и объединяются разделенные подолгу нации - от Кореи и до Германии - так бездарно воспользовался бы плодами нового времени, что оказался в положении вечно балансирующих на зыбкой грани утраты территориальной целостности с болезненно тлеющими конфликтами на собственной территории, которым их подлинные вдохновители упорно пытаются придать национальную и религиозную окраску. И которые таковыми никогда не являлись.
  
   Кто не знает, наука о языке по точности и глубине не уступает математике. Если даже, согласно рецепту грибоедовского героя, собрать все книги да и сжечь, переврать или умолчать подлинную историю народа, останется все-таки - пока он жив - его устное творчество. Те же пословицы и поговорки не только украшают, обогащая, нашу с вами повседневную речь, они ненавязчиво передают - имеющий уши, да слышит - тончайшие нюансы этнопсихологии. Одна из них, взятая в отдельности, способна порой сохранить, как в некоем загадочном тайнике, пронеся сквозь нескончаемую вереницу веков, куда больше бесценной информации о людях, выпестовавших ее, нежели иной многотомный высоконаучный изыск.
   Из поколения в поколение передают азербайджанцы пословицу, по обыкновению урезонивая и примиряя ею своих вспыльчивых и столь же отходчивых собратьев, и которая буквально звучит так: враг тебя камнем, а ты его пловом. И еще прибавят вдогонку иную: отвечать добром на добро - дело каждого человека, добром же на зло - дело благородного человека. Из ничего, как известно, не рождается ничего. И если не в этих поразительных словах, как в капле воды океан, отражено то главное, ради чего явлен был миру и принял крестные муки Иисус (по азербайджански Иса), то в чем, ответьте, тогда?! Поразительная эта вещь - память, на каком бы уровне не проявлялась, будь то слух, зрение, обоняние, гены. А есть еще память историческая. Она продолжает жить в людях даже тогда, когда о ней и не помышляют, невидимо, но властно влияя на слова и поступки, порой вопреки здравому смыслу и зрелому рассуждению.
   Не приходилось ли вам задумываться над тем, почему русские так стремятся на отдых к турецким берегам, спросила меня как-то знакомая, вдумчивый, искренне верующий человек. Побывав во множестве стран и отдохнув на многих курортах, многие признаются, тем не менее, что лучше всего они чувствуют себя все-таки в Турции. И сама же ответила: это же совершенно очевидно, иначе и быть не может. И не потому только, что земля эта уже была некогда нашей, что наглядно продемонстрировал князь Олег, прибив щит к воротам Царьграда... все гораздо сокровеннее и глубже - не может не тянуться душа к стране, из которой некогда пришел к ней свет веры...
   К вопросу об исламе, - сетовал В.Л.Величко на исходе позапрошлого века, - мы доселе относимся некультурно. Мусульмане в нашем государстве занимают первое место после русских, а у нас даже не существует перевода книги Le Coran analyse, являющейся настольною для всякого французского чиновника в северной Африке; о сколько-нибудь серьезных и беспристрастных самостоятельных исследованиях, которые бы помогли нашим служилым людям, имеющим дело с мусульманами, вникнуть в главный источник миросозерцания этих последних, у нас нет речи. Сказать по правде, покуда и не для кого писать такие книги, так как чиновники наших азиатских захолустий поглощены другими интересами.
   Так что же изменилось за истекшее столетие? Увы, немногое. А ведь скольких бед наверняка удалось бы избежать, столько жизней сберечь, если бы правители бывшего СССР и властные политики новой России вдумчиво и ответственно относились бы к проблеме Кавказа, особенностям населяющих его народов, вняв мудрому предостережению графа Потемкина, призывавшего в свое время требовательней относиться к нерадивым чиновникам, в чье попечительство вверены заботы об этом крае, ... не допускать своевольству начинаться в той земле, где должно ловить сердца и привязывать к себе.
   Что же касается современных религиозных предпочтений русских и азербайджанцев, то вряд ли следует искать здесь фатальной несовместимости. Если вникнуть в догматику и историю Ислама, - пишет Василий Львович, - то нельзя не признать, что эта религия, проповедующая милосердие к ближним, заботу о немощных и скорбящих, озаряющая несколько раз в день (строго требуемые намазы) человека напоминанием о Едином Боге, является, этическими сторонами своими, хотя и переплетенными с воинственной нетерпимостью и чувственным материализмом - так сказать, духовной ветвью христианства, протоком, оторвавшимся от этой великой реки и неминуемо долженствующим вернуться к ней. Поистине, удивительное пророчество.
   Изрядно сказано, что счастлив народ, не знающий имени своего правителя. Нам, похоже, еще долго не грозит эта завидная доля. Но нельзя не замечать и того, как жива и все более крепнет в людях надежда и решимость на достойную жизнь и власть, на цивилизованную интеграцию, но уже на совершенно новой честной основе. Мы подготовлены к разумным переменам всей своей историей, экономикой, культурой. Но заметно мешают уродливо разросшиеся за последнее десятилетие национальные амбиции, да непонятные и ненужные людям, далекие от их насущных запросов и проблем игры отдельных политиканов. Наверняка это подспудно присутствует и в сегодняшних России и Азербайджане. Давно настала пора понять это властным политикам.
   Что и говорить, велик соблазн принять на веру утверждения историков и политологов, считающих большинство современных военных конфликтов новыми религиозными войнами. Иная точка зрения заключается в том, что речь в данном случае идет скорее об удачном идеологическом прикрытии принимающей порой самые причудливые формы глобальной необъявленной конфронтации. Между, условно говоря, бедным Югом и богатым Севером. Отдельными векторами, из совокупности которых, помимо иных прочих, складывается это противоборство, являются, в том числе, стремление к овладению запасами полезных ископаемых и энергоресурсов, и прежде всего нефти, а также привлекательными с экологической точки зрения территориями. Не секрет, что именно этими важнейшими факторами и будет определяться в новом тысячелетии будущее отдельных наций и государств. Азербайджан, как и Россия наделенный этими заманчивыми особенностями в полной мере, да еще находясь на самом острие геополитических интересов многих могущественных держав, оказывается ныне на горячей линии этого все усиливающегося противостояния. Участь это или же миссия - в этом наиважнейшем вопросе предстоит определиться самому народу. Однако безошибочность именно этого выбора в недалеком будущем и выявит самым решающим образом подлинные перспективы его жизнеспособности.
  
   Москва, 07.06.2000 г.
   1
   15
   Азербайджанцы в России
Оценка: 5.96*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"