Ирзабеков Фазиль Давуд Оглы : другие произведения.

Волк Или Медведь?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:


Фазиль Ирзабеков

В О Л К

И Л И

М Е Д В Е Д Ь?

О некоторых идеологических и прикладных

аспектах взаимоотношений общественного сознания

с системой государственных символов России.

   Давно стало общим местом, рассуждая о символах государства и отношении к ним рядовых граждан, упоминать, в первую очередь, США. И в самом деле, герб, гимн и, в особенности, национальный флаг этой страны стали со временем не только атрибутами официальных мероприятий, но и привычным фоном частной жизни американцев.
   Таковое состояние общественного сознания, несомненно, есть закономерный совокупный результат всего исторического развития нации. И все бы ничего, если б не возникала у россиян, в массе своей испытывающих отчужденность к нынешним отечественным символам, если и не комплекс неполноценности, то все же некую ущербность. Причем, явление это особенно усилилось после распада союзной державы.
   В то же время применительно к России проблема эта представляет определенную сложность по целому ряду причин, главные из которых как исторически сложившаяся привнесенность ее государственной символики, так и сложнейшая модель этногенеза народов, населяющих страну, включая процесс формирования титульной нации. Нельзя не принимать во внимание и всю драматичность коллизии, связанной с троекратной (!) сменой державных символов, случившейся здесь в 20-м веке, по сути, в течение жизни одного поколения.
   Важно осознать то обстоятельство, что символы государственной власти являются не просто эффектными зрительными образами. На качественно ином уровне, в идеале, они призваны служить концентрированным художественным выражением (не путать с иллюстрацией!) той основополагающей концепции, того фундамента и каркаса конкретного государственного образования, что принято еще называть национальной идеей.
   Таким образом, размышляя о скрытых механизмах воздействия государственной символики на тектонические основы общественного сознания, видимо, следует рассматривать эту категорию и в плане того, способствует ли она - и в какой мере - позитивному процессу кристаллизации национальной идеи, ее генезиса как общенациональной объединительной доктрины.
   Современное российское общество переживает, пожалуй, один из наиболее трудных и ответственных периодов своей истории, а потому проблема духовного единения конгломерата народов, населяющих бескрайнее евразийское пространство, является одной из первостепенных. Одновременно нельзя не учитывать негативные факторы, активно противодействующие этому процессу. В этот перечень, в первую очередь, наверняка следует включить слабость экономики и перманентную политическую нестабильность, когда очередные выборы парламента или главы государства каждый раз грозят радикальной сменой всего политического курса. Отрицательно сказывается и непозволительно затянувшееся отсутствие как четко сформулированной государственной идеологии и национальной политики, так и авторитетной власти вообще, прямым следствием чего не замедлили стать межнациональные конфликты, перешедшие в отдельных случаях к открытому вооруженному противостоянию. Плюс резкое социальное расслоение общества, усилившееся после августа 1998 года, и, как закономерный итог, нарастающая апассионарность значительной части населения, что само по себе является весьма тревожным социальным симптомом.
   Закономерно, что в высокоразвитых странах, где налицо массовое почитание государственной атрибутики (в тех же США, где явление это подчас принимает даже характер фетишизации), процесс этот стал прогнозируемым следствием того, что именно ее нация воспринимает и чтит в качестве символов своего стабильного материального благополучия и развитой системы твердых социальных гарантий.
   В свою очередь, ситуация, сложившаяся в России, не может не мобилизовать политическую и интеллектуальную элиту к стимуляции этого важного для духовного здоровья нации процесса. К данной проблеме традиционно сложились два подхода. Упрощенно это выглядит следующим образом: сторонники первого полагают, что национальная идея должна формироваться в умах интеллектуалов и ими же формулироваться, чтобы в последующем посредством специальных мероприятий, в том числе, и пропагандистского характера, внедряться в сознание масс, преобразуясь, таким образом, в органичную составляющую общественного сознания. Для чего, видимо, и устраивались посиделки для генерации идей на закрытых госдачах. Оппоненты же, напротив, убеждены в том, что подлинно национальная идея, а не ее профанация, способна вызреть непосредственно в среде самого народа и только в ней.
   Что касается автора, все же не рискнул бы переоценивать подлинных возможностей народа как такового в его нынешнем состоянии, в чем не вина последнего, а скорее беда. Задача же элиты, думается, заключается именно в том, чтобы, обладая абсолютным слухом, чутко уловить тенденцию, созвучную сокровенным чаяниям нации, совпадающую с ней - выражаясь языком физики - амплитудой частот с тем, чтобы в последующем профессионально ее сформулировать, возвратив социуму в виде изящной доступной системы. Проблема здесь, помимо прочего, заключается еще и в наличии в современном российском обществе людей, способных мыслить в общенациональных масштабах. И тогда многое будет зависеть от того, насколько еще не утрачен государственный инстинкт и политическая воля у лучшей части граждан.
   Признаюсь, дело прошлое, чуть было не оказался вовлеченным некогда в круг избранных на одной из упомянутых дач, но не задалось: некий важный чин счел негожим касаться этой материи человеку с нерусской фамилией. Я не в претензии, однако тема эта, как и Россия, гражданством которой дорожу, мне по-прежнему любы. Но всерьез осознавая подлинные масштабы задачи, считаю необходимым оговориться относительно того, что излагаемые ниже рекомендации и оценки есть лишь отражение частного мнения по поводу отдельных ее граней. И которые, тешу себя надеждой, в качестве подспорья, немногих кирпичиков, будут, возможно, полезны тем, кто возведут в свое время величественное здание в ранге профессионального зодчего.
   Прежде всего, счел бы продуктивным структурное разделение задачи по двум условным векторам, придав им, соответственно, функции идеологического и прикладного характера. С позиций первого, наиболее перспективной представляется работа с детьми и подростками. Именно они, не отягощенные противоречивым политическим опытом предшествующих поколений, лишенные пропагандистских шор, способные - в силу специфических особенностей возрастной психологии - с малых лет испытывать искреннюю привязанность к родной стране, уважение к ее символам и традициям, способны, при соответствующей постановке воспитательного процесса, вырасти самодостаточными гражданами, наделенными необходимым потенциалом для возрождения страны. Это тем более актуально в связи с упразднением детских и юношеских массовых общественно-политических организаций (в данном случае без политической оценки). Попытки внедрить на российской почве скаутское движение носят фрагментарный характер и в силу целого ряда причин обречены, похоже, на неуспех.
   Между тем, ощутимых результатов в этой сфере можно добиться, сделав ставку на возрождение детских и молодежных неполитических организаций нового типа. Причем, в работе с базисной группой - младшими школьниками - для большей эффективности важно шире применять игровые формы обучения и воспитания.
   Можно рассмотреть, как вариант, деление школьного класса, как некогда на звенья, на три равные части, присвоив им соответствующие цвета государственного флага. Учитывая то обстоятельство, что в геральдике цвет несет большую семантическую нагрузку и подразумевает высокие нравственные качества, было бы полезно поощрять в детях формирование именно этих черт и достоинств. К примеру, алый - это право, мужество; синий - верность, искренность и т.д. Важно при этом делать упор на воспитание у детей уважения к общечеловеческим ценностям и благородным свойствам натуры, а не идейной непримиримости, как это, увы, имело место в прошлом.
   Свято место, как известно, пусто не бывает, как не бывает вакуума в пространстве, именуемом идеологией. А потому в мятущиеся в поисках героев для подражания сердечки наших детей и подростков, возможно, не без чьего-то умысла и при нашем же попустительстве, грубо отталкивая благородных сказочных персонажей, протиснулись сонмы туповатых атлетов с накаченными мышцами и пустыми глазами, жутких монстров и нагловатых агрессивных черепашек. Вдумаемся, неспроста один из былинной богатырской троицы Алеша Попович является выходцем из семьи священнослужителя, а ее центральная фигура, Илья Муромец, является ныне небесным покровителем погранвойск России. И разве ж не являются витязи воплощением гармонично - не только физически, но и духовно - развитых мужей, подлинных рыцарей без страха и упрека. И достойным внимания примером, по словам поэта, юноше, обдумывающему житье, думающего сделать жизнь с кого. Поистине, нет пророков в отечестве своем, а потому проблема популяризации былинных и исторических персонажей в детской аудитории заслуживает особого подхода. Как и тех духовных воителей, чьи образы отражены в государственных символах.
   Работу эту можно и нужно начинать еще с дошкольного возраста, используя специфические возрастные особенности и формы восприятия. К примеру, через ту же популярную у малышей развивающую игру в кубики можно заложить самые первые кирпичики в сознание будущего гражданина, если некоторые из граней при сборке будут изображением любимого сказочного героя, а другие - того или иного символа государства. Важно, что ребенок сам выстроит его.
   Несомненно, важным подспорьем в пропаганде нового детского и молодежного движения, его локомотивом, могло бы стать телевидение, цикл специальных передач. Достаточно вспомнить, как многие интересные массовые молодежные инициативы (тот же КВН) получили широкое распространение на местах именно благодаря трансляции их по ТВ.
   Памятуя о том, что около трети населения России составляют тюркоязычные, а также народы, исповедующие ислам и буддизм, важно, пропагандируя общегосударственный герб, особое место отвести разъяснительной работе. Представления о нем, бытующие среди многих представителей этой части населения страны, носят, к сожалению, нередко искаженный характер, далекий от подлинного историзма. Это способствует его некоторому отторжению в упомянутой среде. Взять, к примеру, такое широко бытующее выражение, как царский орел. Важно довести до общественного сознания тот факт, что двуглавый орел - как державный символ - не является исконно русским по своему происхождению. Генеалогия его гораздо древнее, ибо орел у многих народов традиционно является символом власти, олицетворением могущества и прозорливости. Вряд ли при такой постановке вопроса какая-либо национальная общность откажет в признании у себя этих качеств.
   Что касается исконно русского тотема, то общепризнанным лидером, несомненно, является медведь, удачно выбранный в свое время символом московской Олимпиады. Упоминания о нем встречаются и в житиях двух наиболее почитаемых на Руси святых, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; изображение животного даже запечатлено на иконах, посвященных этим подвижникам веры. В то же время, тотем ряда степных и тюркоязычных народов, как известно, волк, а у коренных народностей, населяющих обширные северные и дальневосточные территории России, это морж, кашалот. Можно заметить, что упомянутые животные, пусть отдаленно, но все же родственны по своей природе, ибо являются хищниками и, что немаловажно, не антагонисты. Так почему бы не рассматривать их в этом контексте в качестве неких образов, олицетворяющих три главные природные стихии нашего общего геополитического пространства: землю, океан и небеса. В этом ракурсе даже отвлеченно функциональное верховенство орла по вертикали выглядит не стремлением к непременному лидерству, а некоей миссией.
   Используя уникальные возможности анимации, соответствующие заставки (или их цикл) на каналах общенационального телевидения несли бы куда более весомую смысловую нагрузку, нежели невнятные приторно-лубочные циклы типа Россия - это мы, которыми услаждали взоры многомиллионной телевизионной аудитории.
   С сожалением приходится констатировать, что в определенно настроенных кругах в последние годы оформилась и развивается тенденция агрессивного противопоставления символа волка остальному, в том числе, славянскому миру, что не может не вызывать ответной неприязненной реакции. Негативную роль в восприятии европейским и, в частности, русским, сознанием данного тотема сыграла и печально знаменитая международная террористическая организация Серые Волки. А ведь сепаратисты, наносящие наиболее ощутимый урон идее и процессу единения народов России, избрали именно волка в качестве устрашающего жупела. Между тем, можно заметно поколебать эти амбиции, грамотно проведя аналогии в виде целого ряда исконно русских фольклорных сюжетов, в которых волк выступает не только союзником излюбленных персонажей, в том числе, царского происхождения, личину которых он порой принимает, но даже именуется их братом, а ведь это теснейшее кровное родство. Таким образом, волк, наряду с медведем, является одним из традиционных тотемов славянских народов и эксплуатация его образа в качестве символа активного противодействия русскому мировосприятию, по меньшей мере, нелепо. Куда полезнее использовать факт наличия единого тотема у разных национальных общностей России в ином аспекте, придав ему объединительный пафос.
   Можно еще подумать, учитывая национально-территориальную структуру нашей федерации и уже имеющийся мировой опыт в данной области, об использовании местных традиционных эмблем. К примеру, в той же единой Великобритании, тем не менее, принята система фигурных девизов. Так, в Шотландии это репейник, в Уэльсе - лук-порей, а в Англии - роза.
   Рассуждая о системе государственных символов России, можно заметить, что все еще не востребована одна из традиционных составляющих герба, а именно девиз. Если согласиться, что национальная идея есть понятие многозначное и, помимо иных аспектов, включает в себя широчайший спектр мероприятий экономического, политического и культурологического свойства, а также совокупность специфических выразительных средств, то именно словесный девиз, передающий в лаконичной форме кредо или основные направления деятельности государства, мог бы заметно усилить смысловую нагрузку всего символа. К примеру, такие священные понятия, как Земля, Отчизна или сентенции типа Нас много - Россия одна.
   Общеизвестны несколько художественных символов, прошедшие испытание тысячелетиями. И если крест, свастика, пентаграмма, бута символизируют фундаментальные духовные и философские понятия и категории, то иные, как то шестиконечная звезда, круг - стали своеобразными визитными карточками отдельных наций и этносов, графической квинтэссенцией их самости. Считал бы сверхзадачей в контексте рассматриваемой проблемы мобилизацию художественной и интеллектуальной элиты страны для создания графического символа России, единого и на все времена, который, будучи лаконичным, воплотил бы в себе все ее величие и многомерность, ее мессианское предназначение.
   Рассуждая о прикладной грани проблемы, связанной с популяризацией системы государственных символов России, автор подразумевал бы, прежде всего, создание и продвижение в массовое сознание принципиально нового стильного направления. Представляющего, к тому же, заметный интерес для отечественного бизнеса. Обозначим для начала наиболее перспективные, с данной позиции, категории и группы населения, а именно: дети и юношество, средний класс и предприниматели всех уровней плюс популярные представители искусства и шоу-бизнеса. Нелишне напомнить в этой связи, что ставшее, увы, традиционным механическое тиражирование идеи не только не принесет ожидаемого эффекта, но непременно вызовет привычную реакцию активного отторжения, как навязываемой сверху инициативы.
   Предлагаемый пилотный вариант прикладного (промышленного) аспекта задачи предполагает неуклонное следование высокому классу качества нового типа изделий, являющихся носителями государственной символики, на первом этапе их ограниченного производства. Им надлежит стать престижными аксессуарами, своего рода джентльменским набором. Это элитные часы, авторучки, перстни-печатки, зажигалки, портсигары, браслеты, кулоны, запонки, брелоки, иные изделия из драгметаллов. Законодателями нового веяния призваны стать звезды, выведенные нами в отдельную категорию как важный элемент раскрутки нового стиля, его живые иллюстрации и рупоры одновременно.
   Закономерно, что уже на втором этапе, согласно законам потребительского рынка, следует ожидать поток дешевых (доступных) копий и подделок. Но именно тогда можно будет констатировать возникновение массовой моды, чего бояться как раз не следует. Тем не менее, во избежание дискредитации самого стиля по причине неизбежного на этой стадии снижения качества, к нему следует соответствующим образом подготовиться. И не только экономически, работая на опережение, заблаговременно обеспечив промышленные мощности для производства продукции этого направления, но несколько иного класса и ассортимента (тем не менее, качественной!), тем самым снизив до минимума появление кустарной продукции. Но и юридически, утвердив соответствующие ГОСТы на продукцию данной категории, разрешив ее производство на конкурсной основе. А также ввести на все промышленные изделия, отображающие государственную символику, фиксированной процентной надбавки к стоимости, особо рассмотрев вопрос о целевом направлении аккумулирующихся таким образом средств.
   Целесообразно на этом этапе отдать предпочтение производству товаров, являющихся воплощением ценностей, связанных с домом, уютом и здоровым образом жизни, включая посуду и игрушки, спортивные товары и одежду, а также сувениры.
   Важно подойти к делу неформально, творчески. К примеру, если речь идет о производстве той же фарфоровой кружки, но, скажем, с гербом, можно предложить, как вариант, поместить здесь же портрет выдающегося соотечественника или национального героя, заслуги и личностные качества которого были бы бесспорны: Пушкина, Петра I, Чайковского, Алехина, Жукова, Гагарина, Багратиона, Гамзатова и других. Этот несложный, на первый взгляд, прием позволяет путем совмещения в подсознании двух образов - государственного символа и общепризнанной личности - закрепить симпатию к одному непререкаемым авторитетом другого.
   В то же время, важно соблюсти чувство меры и уважение к ментальности, изначально оговорив перечень предметов, на которых государственная символика не может быть нанесена ни в коем случае и закрепив эту норму юридически. Дабы не уподобляться тем же американцам, умудряющимся запечатлевать свой государственный флаг не только на нижнем белье, но и на предметах куда более интимного назначения.
   Таким образом, второй этап промышленного тиражирования призван обеспечить широкую доступность престижных (и, значит, популярных) изделий с государственной символикой при обязательном условии соблюдения их должного качества.
   Разработка и производство соответствующих аксессуаров к школьной одежде (галстуки, нарукавные, нагрудные и нашейные знаки, бэджи и прочее), а в ряде случаев, возможно, и новой формы представляется весьма привлекательной с экономической точки зрения. Как и возможность осуществления интересного эксперимента в одном из округов или районов Москвы или других городах России с привлечением к нему деловой и интеллектуальной элиты.
   Вернемся же к американцам, о коих упоминали вначале. И, прежде всего, потому, что все же не стоит потаенно вздыхать, наблюдая сцены демонстративной любви, щедро напомаженные жизнерадостным бриолином. Лично я при этом, поверьте, неизменно испытываю за тамошних жителей чувство некоей неловкости. Не покидает ощущение показушности: словно кто-то пылко изъясняется в нежных чувствах в переполненном общественном транспорте. Возникают навязчивые ассоциации с дежурным общенациональным оскалом, именуемым почему-то улыбкой. Вовсе не ратую за угрюмость, но даже она, являясь искренним проявлением отношения к конкретному событию или человеку, столь же естественна, как не вымученная упражнениями со словом сыр улыбка. Не потому ли на глянцевитой незамутненной поверхности лучшего из миров нет-нет, да и разорвется очередной зловонный гнойничок вроде серии жутких малолетних расстрельщиков собственных одноклассников или всенародного, без тени застенчивости и намека на деликатность сюжета, отслеживания эпопеи с засохшими фрагментами, прошу прощения, семенной жидкости незадачливого главы государства, да еще затянувшейся до неприличия несмешной клоунады, именуемой почему-то демократическими президентскими выборами. Да мало ли чего... Нет, не все ладно в датском королевстве.
   Именно здесь несколько лет назад разразился не нашедший, увы, освещения в отечественных СМИ нешуточный скандал, затронувший щепетильную тему формирования заокеанской нации. Так, был обнародован новый научный взгляд на историю заселения Северной Америки. Как оказалось, первыми переселенцами с европейского материка, заложившими основы этой цивилизации, были в подавляющем своем большинстве... гомосексуалисты, которых в бескрайних просторах материка привлекала, прежде всего, возможность надежно укрыться от пуританских устоев Старого Света. Предприимчивые американцы тотчас наладили, по этому случаю, выпуск компьютерных игр с соответствующими сюжетами и полными пикантных намеков сценками.
   Так стоит ли так уж сокрушаться, подолгу косясь в закатную сторону, что не там де угораздило родиться. Приноровимся все же мерить собственную жизнь и судьбу своим, а не чужим аршином, не пытаясь уподобляться тем, кто, вопреки изобилию умных механизмов и еды, так и не может преодолеть комплекса культурной неполноценности.
   За нашими спинами незыблемые пласты высочайшей духовности и святости предков, величественной многотысячелетней истории. А потому всем нам, как мне кажется, важно впредь бережнее относиться к традиционным символам собственной государственности. И дело не только в том, что с точки зрения геральдики сохранение древних герба и эмблем государства его историческими наследниками, то есть государствами с иным политическим строем, но образованными на том же геополитическом пространстве, не только вполне допустимо, но имеет прецедент на примере ряда европейских стран. Преемственность в этом вопросе убедительно продемонстрировала бы всему миру примат общенациональных непреходящих ценностей в обновленной России как над изжитыми догмами, так и сиюминутными политическими амбициями.
  
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"