Исламутдинов Вадим Фаруарович : другие произведения.

Инновации и ислам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мои потуги на философию


ИННОВАЦИИ И ИСЛАМ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

  

В.Ф. Исламутдинов, к.э.н., доцент кафедры "Налоги и налогообложение"

Югорского государственного университета

  
   В статье исследуется вопрос: есть ли связь между такими казалось бы далекими друг от друга понятиями как инновации и ислам? Показывается, что такая связь есть, но отношение к новшествам в исламе и в экономике кардинально различается. Также показывается связь инноваций с термином джихад. Предлагается исламский подход к новшествам распространить и на экономику.
  
   Инновации - по другому новшества, всегда являлись и сейчас являются объектом пристального внимания исламских богословов. Однако зачастую рассматриваются они в очень узком аспекте обрядовых и культовых новшеств. В исламе есть даже специальное понятие для обозначения новшеств - бид'а. Причем все новшества делятся на допустимые и недопустимые. Критика кадимистов или ваххабитов строиться на недопустимости любых новшеств. Другие течения допускают новшества, но только после того, как эти новшества будут признаны величайшими авторитетами.
   Причина такого пристального внимания к новшествам в том, что ислам сам по себе на момент своего появления был одним из величайших новшеств - социальной инновацией в современном понимании. Он впервые сумел соединить воедино мирское и духовное, достичь некоего баланса между ними. В этом и был секрет его успеха в свое время. Однако в дальнейшем ислам, как и любое другое религиозное учение, развивался под влиянием развития общественных отношений, и каждое из поколений начало привносить в ислам что-то свое. Однако пророком Мухаммадом (с.а.с.) было заявлено, что Аллаhом будет обеспечиваться неизменность текста Кор'ана, то есть основ вероучения ислама. В то же время сам Пророк не отрицал возможности развития учения, постижения новых знаний. Этот естественный дуализм создал почву для множества религиозных споров на века вперед. Другое дело, что зачастую победа того или иного течения определялась не способностью отстоять, обосновать свою точку зрения, а политическими факторами, предпочтениями правителей. Следует отметить, что к определенному моменту спор о допустимости новшеств в исламе выродился до спора о тонкостях обрядовой составляющей. Это был период застоя в исламе. Однако, в отличие от других религий, ислам сумел сохранить в определенном смысле некое единство (если не считать разделения на шиитов и суннитов).
   Сейчас же исламская мысль значительно оживилась, и в определенной степени этому поспособствовал приток новообращенных из числа европейцев. То есть бид'а стало массовым явлением. В качестве примеров можно привести появление исламских Интренет-сайтов, запись молитв и проповедей на электронные носители, массовое производство продукции под маркой "халяль" и т.д. В основном эти новшества затрагивают материальную часть жизни мусульман, однако есть и новшества в духовной жизни, в частности нестандартный перевод смыслов и комментарии Кор'ана В. Пороховой, чтение проповедей на русском языке. Такие новшества вызывают сильное неприятие со стороны традиционных богословов. Хотя многое из того, что сейчас считается традицией, в свое время также было бид'а - например, хадисы, Сунна, разделение на мазхабы. Сразу возникает вопрос, что же считать допустимым бид'а, а что недопустимым. Для того, чтобы понять разницу, необходимо обратиться ко всей истории развития ислама. Если приглядеться, то все признанные новшества способствовали единению, сохранению мусульманской уммы. Соответственно, и к современным новшествам следует относиться также - если новшество ведет к раздору, разделению мусульман, либо подвергает опасности само существование уммы, то оно недопустимо и наоборот.
   Такое утилитарное отношение к новшествам или инновациям в исламе можно и полезно распространить и на другие сферы жизнедеятельности человека. То есть любую инновацию следует рассматривать через призму влияния ее на стабильность существования человечества в целом или страны в отдельности. То есть у государства как у общественного института на первый план выходит новая функция - функция оценки потенциального влияния инноваций на стабильность, целостность человеческого общества. Другой вопрос, что зачастую, предугадать влияние инновации на развитие общество практически невозможно. Значит, необходимо поступать так как всегда поступали исламские богословы и правители - вести мониторинг влияния новшества на все стороны жизни человека, и при появлении первых негативных признаков начинать активную борьбу с этим новшеством, причем в первую очередь на идейном, духовном фронте, выбивая социальную базу из-под этого новшества. Запретительные меры, как показывает история, практически всегда были малоэффективны. Что касается полезных новшеств, то они сами приживаются в процессе естественного отбора, что отмечают сторонники эволюционной экономической теории [2].
   Другой путь - пытаться просчитать возможные последствия от распространения новшества. Для этого необходимо четко понимать процессы отвода энтропии в системе человек - внешняя среда. Привлекательность любого новшества состоит в том, что позволяет индивиду снижать уровень собственной энтропии за счет отвода ее в системы более высокого порядка - общество, природная среда и т.д. Как следует из опыта развития ислама, опасными являются новшества, которые отводят энтропию в область социальных отношений, т.к. это создает предпосылки для разрушения человеческого сообщества. Еще более опасными являются новшества, создающие иллюзию снижения энтропии за счет сублимации или замещения, т.к. на самом деле энтропия накапливается, и со временем разрушит или самого индивида или сообщество, в котором он существует. В этом плане главной проблемой современного общества является так называемая "энтропия выбора", когда информации становится так много, что принимать решения самостоятельно для многих людей становится затруднительно. Поэтому так широко распространились различные секты, которые предлагают быстрые и главное, не требующие собственных мыслительных усилий, пути решения проблемы. В то время как Ислам всегда акцентировал, что для достижения определенно совершенства человек должен прикладывать усилия, что отражается в понятии "большой джихад" - борьба с собственным неверием, несовершенством.
   Кстати, еще оно значение термина "джихад" - преодоление. А, как известно, инновации всегда связаны с преодолением сопротивления среды всему новому, что в нее привносится, независимо от того, полезно это или вредно, просто в силу инерции сознания людей. По этому поводу очень хорошо сказал мер Москвы Юрий Лужков [3]: "Созидание - это тоже борьба, усилие, преодоление, которые могут быть в экономике, бизнесе, культуре и других сферах", - пояснил он. "Мы тоже в Москве совершаем джихад, преодолевая сопротивление", - отметил столичный мэр.
   Ощущения людей, занимающихся осуществлением инновационных преобразований весьма похожи, независимо от того, когда и в какой среде осуществляются эти преобразования. Например, в Сунне, в описании жизнедеятельности пророка Мухаммада (с.а.с.) упоминается, что на пути формирования новой общности людей - мусульманской уммы, он часто сталкивался с массовым непониманием со стороны людей, с их тайным или явным сопротивлением его нововведениям, и лишь молитва поддерживала его веру в необходимости затеянных им преобразований, и лишь вера дала ему силы довести задуманное до конца. Похожие упоминания о "глухоте" людей ко всему новому встречаются и на страницах Библии. Интересно то, что современные исследователи инноваций описывают схожие ощущения у людей, которые занимаются инновациями в крупных компаниях. Так, например, в книге Джона Коттера "Впереди перемен" описаны цинизм, состояние боли и страха, которые испытывали менеджеры высшего звена при проведении в жизнь крупномасштабных преобразований. В следующей книге "Суть перемен" [4] Коттер и его соавтор Ден. С. Коэн показали, что главное в крупномасштабных преобразованиях - суметь донести до сознания людей свои идеи так, чтобы заставить их чувствовать по новому и, в конечном итоге, изменить их поведение. Кстати, не в этом ли таится один из секретов успеха различных сект в последнее время. Они умеют заставить людей чувствовать по новому, в то время как традиционные конфессии зачастую используют старые методы воздействия, которые в новых условиях, при новом менталитете просто не работают. Однако, опасность здесь представляет другая крайность - в погоне за новшествами, за умами (и кошельками) людей утратить моральный стержень своей религии, ее суть, что произошло кстати, с христианством, особенно с его западной разновидностью.
   Таким образом, подытоживая вышесказанное, следует отметить, что ислам и инновации связывает пристальное внимание к новшествам. Отличие религиозного и экономического подхода в различной степени свободы развития новшеств. Экономический подход предполагает, что полезные новшества сами пробьют себе дорогу, а неправильные отомрут. Однако на практике, ввиду несовершенства человека и социальных институтов, могут процветать инновации, приводящие к саморазрушению человека и общества. Ислам же сразу пытается выявить возможное влияние новшества на умму (сообщество) и через эту призму, на отдельного человека, и если замечает негативные моменты, начинает бороться с этим новшеством, пусть и с переменным успехом. Может в этом таится секрет, позволяющий исламу, с одной стороны сохранять некую основу, стержень морального облика человека, с другой стороны, находить себе все новых сторонников даже в таких обществах, которые на первый взгляд, не имеет ничего общего с исламским миром. Может и в экономике следует ввести некоторый предварительный отбор новшеств на предмет их соответствия неким вечным ценностям?
  

Литература

  
       1. Марджани Ш. Зрелая мудрость в разъяснениях догматов ан-Насафи (ал-Хикма ал-балига) / Шигабутдин Марджани; предисл. и пер. с араб. Д. Шагавиева. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2008 - 479 с.
       2. Нельсон Ричард Р., Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. - М.: Дело, 2002. - 536 с.
       3. Лужков Ю. Выступление на международной конференции "Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности". //http://vz.ru/news/2009/9/24/330693.html
       4. Коттер Джон П., Коэн Ден С. Суть перемен. Невыдуманные истории о том, как люди изменяют свои организации / пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп-бизнес", 2004 - 256 с.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"