Исламутдинов Вадим Фаруарович : другие произведения.

Синергетика и суфизм: точки соприкосновения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье исследуется связь между философскими концепциями синергетики и суфизма. Суфии в свое время занимались мистической практикой, направленной на постижение сущности аллаха, его провидения, милости, в том числе и будущих событий. Синергетика в своих последних исследованиях пришла к пониманию того, что будущее может быть явлено в настоящем, может незримо присутствовать в нем, что с одной стороны, подтверждает интуитивные догадки суфиев, с другой стороны, позволяет выявить их ошибки и направления совершенствования.


Синергетика и суфизм: точки соприкосновения

  
  
   Наиболее развитой и перспективной на данный момент философской концепцией и научной парадигмой является синергетика. Термин синергетика в переводе с греческого означает "совместное действие". Вводя его, Герман Хакен вкладывал в него два смысла. Первый - теория возникновения новых свойств у целого, состоящего из взаимодействующих объектов. Второй - подход, требующий для своей разработки сотрудничества специалистов из разных областей. Также Хакен хотел подчеркнуть роль кооперативных процессов при образовании структур, изучаемых синергетикой. Упомянутые структуры являются открытыми, поскольку могут обмениваться с окружающей средой энергией, веществом и информацией [1].
   Дальнейшее развитие и популяризация синергетического подхода к научному познанию и мироощущению осуществлялось И. Пригожиным и его последователями [2]. Синергетика и ее методы все шире используются в разнообразных отраслях науки. Однако основная заслуга синергетики состоит в том, что она позволяет преодолеть многие тупиковые гносеологические и онтологические проблемы, присущие прежним научным парадигмам.
   В частности, одной из таких проблем является проблема прогнозирования будущего, которое в современных условиях постоянно ускоряющегося научно-технического прогресса и общего темпа жизни человека представляется практически неразрешимой задачей. Синергетика же ввела в оборот такие понятия как "детерминированный хаос", "аттрактор", "бифуркация", "диссипативные структуры" и соответствующий математический аппарат, позволяющий находить закономерности там, где раньше виделась только сложность и неопределенность ("энтропия" в терминах самой синергетики).
   Вследствие интенсивного развития синергетики происходят глубокие изменения в наших представлениях о времени. Если раньше время представлялось линейным и последовательным, то согласно современным представлениям в текущем моменте времени можно найти не только признаки прошлого, но в определенных режимах и на определенных стадиях развития сложных структур возникает возможность касания абсолютного будущего, т.е. в некотором смысле касание вечности.
   Благодаря такому свойству времени возможны два альтернативных пути развития, движения к намеченной цели. Первый, простой и понятный современному человеку. "Путь отбора через хаос - это медленный путь эволюции природы, путь случайных вариаций и эволюционного отбора, постепенного перехода от простых структур к более сложным." [1, c. 117].
   Второй путь не совсем понятен рациональному человеку, хотя он иногда пользуется им на практике. "Путь резонансного возбуждения - это быстрый переход к сложному. Это - путь многократного сокращения временных затрат и материальных усилий, путь инициирования желаемых и - что не менее важно - реализуемых на данной среде структур. Вместе с тем это - и путь йоги. Именно йоги убеждены в том, что знают лестницу кратчайшего пути к идеальному, к совершенной форме, образцу. Медитация позволяет реализовать кратчайший выход на структуру-аттрактор, когда происходит кристаллизация духа, высшего знания, таланта." [там же].
   Человеку, знакомому с мусульманской богословской и философской традицией, ясно видно, что второй путь не является прерогативой йогов. В исламе развивалось и развивается похожее направление духовного искательства - это суфизм. В настоящее время идет процесс переосмысления богатого суфийского наследия и попытки приспособить его к современным религиозным и социальным нуждам мусульманской уммы. Об этом свидетельствует выход множества работ, посвященных суфизму, например [3,4].
   Что же общего у синергетики, йогов и суфиев? Как известно, путь суфия состоит из четырех ступеней. Сначала мюрид (начинающий суфий) должен признать и изучить законы и предписания ислама - шариат. Помощником его в это время является разум. Затем он может вступить на второй этап - тарикат (так называемый "истинный путь"), то есть самотренировку, заключающуюся, помимо духовной практики, в приобретении ряда качеств и свойств характера, таких как старание, вежливость, отшельничество и т.д. Основным спутником и помощником мюрида на данном этапе является терпение. Следующая ступень - магрифат - этап обучения, образования. В основном подразумевалось изучение философских и богословских трудов основоположников суфийского братства, хотя не исключалось и изучение других религиозных учений и даже светское образование. Помощниками на этом этапе являлись чувства, этика и вера. И последний этап - по сути, цель суфия - это достижения состояния "хакикат". Помощником здесь является любовь к Аллаху, благодаря чему достигается мудрость и могущество, которые проявлялись в способности познания высшего Знания (божественной благодати).
   Последний этап в суфийской практике - аналог медитации у йогов. Понятно, что не каждый, кто встал на этот путь, способен достичь хакиката, и получить откровение из уст самого Аллаха. Однако, история имеет множество свидетельств того, что некоторые суфии все-таки достигали искомого состояния и были способны видеть саму суть вещей, в том числе и пророчить будущее. Кстати, именно суфии значительно продвинули восточную науку - медицину, астрономию, математику в период их расцвета.
   Однако, как мы знаем, в дальнейшем суфизм, как и ислам в целом претерпел упадок и духовное вырождение. Дошло даже до того, что в суфизме появилась крайняя точка зрения, последователи которой вообще считали научные знания помехой в достижении Абсолюта. Как отмечает Тухватуллина "они исходили из того, что пророк Мухаммад, не обладая элементарной грамотой, тем не менее смог стать восприемником божественной мудрости. Поэтому знания могут лишь исказить тот чистый смысл, который должен быть донесен до сознания человека воспринимающего истину из божественного источника".[4, с. 42.].
   Тухватуллина далее приводит, что "выход из этого противоречия между книжной образованностью и чистотой восприятия Абсолютной истины, не замутненной приобретенными знаниями, нашел Ибн Араби. В своих "Мекканских откровениях" он объясняет, что, и не будучи неграмотным, интеллект способен приостановить свою деятельность, и по примеру Пророка, непорочного восприемника Откровения, существо способно целиком раскрыться навстречу благодати" [там же. с. 43]. Однако, как отмечали йоги, сделать это ему тем сложнее, чем больше "захламлено" сознание разнообразными знаниями. В определенной степени это справедливо, поскольку, по данным современной психологии [5], имеющийся багаж узкоспециальных знаний формирует стеоретипы мышления и не дает подняться над проблемой.
   Однако, с высоты сегодняшнего состояния науки видно, что отрицание роли знаний в достижении резонансного возбуждения (проблеска интуиции), было принципиальной ошибкой суфиев. Чтобы показать, в чем ошибка, необходимо обратиться к терминологии синергетики. Так согласно Князеву и Курдюмовой "существуют два различных и взаимно дополнительных режима в открытых и нелинейных средах: HS-режим и LS-режим с обострением. HS-режим - это режим "неограниченно разбегающейся волны", когда нет локализации, и все структуры, неоднородности стираются, размываются. LS-режим с обострением - это режим "сбегающейся волны горения", режим локализации и интенсивного развития процессов во все более и более узкой области вблизи максимума. Чередование этих режимов имеет место в открытых средах (системах) с сильной нелинейностью"[1. с. 190].
   Работа человеческого сознания (мозга) представляет из себя пример такой открытой системы с сильной нелинейностью, соответственно ему присущи и необходимы оба режима, и признаки подобных режимов найти легко: сон и бодрствование, фазы быстрого и медленного сна и т.д. Так вот, современные исследования выявили что "при увеличении нелинейности в LS-режиме появляются новые решения, когда сложная структура начинает развиваться не просто в режиме колебания LS <-> HS <-> LS, а автомодельном режиме спада активности и "неограниченно разбегающейся волны", т.е. как бы в режиме "отдыха" и "сна" сложной организации.. Только при автомодельности появляется связь пространства и времени. И тогда сегодняшние процессы в центре этой структуры с падающей амплитудой являются индикатором того, как они будут протекать во всей структуре в будущем. Но этот режим нестабилен. Возможны случаи, когда он держится достаточно длительное время, и при этом в центре этой структуры происходит касание неограниченно отдаленного от нас (абсолютного) будущего (не t = tf, а t = "бесконечно"). Такого рода состояние, по-видимому близко к состоянию сна без сновидений (режим "тахиката" в терминах суфизма)."[1, с. 191].
   При этом необходимо помнить, что во-первых, для данного режима требуется повышение нелинейности системы, а во-вторых, "разбегание" идет по старым следам, т.е. следам былой активности структуры. Для мозга (сознания) повышение нелинейности достигается за счет усвоения новых методик, образов действий и мышления, а "старыми следами" являются остаточные знания. Соответственно, если мозг девственно пуст, автомодельный режим спада вряд ли возникнет, да и разбегаться автомодельной волне будет не по чему, а значит соответствующее состояние "тахиката" вряд ли будет достигнуто.
   Кстати, интуитивно в практике суфизма были заложены реальные основы для достижения тахиката - это тарикат, то есть самотренировка, выражающаяся в постижении новых видов деятельности и повышающая нелинейность мышления, и магрифат - образование, позволяющее расширить базу остаточных знаний. Другое дело, что сам факт прохождения стадий тариката и магрифата является лишь необходимым условием, но не гарантирует достижения высшей стадии саморазвития суфия. К сожалению, как показали достижения синергетики, автомодельный режим спада активности и "неограниченно разбегающейся волны" по своей природе нестабилен.
   Есть еще несколько системных ошибок, которые со временем извратили суть суфийской философии и практики. Одна из них - это концепция любви к Аллаху, которая является явно заимствованной из христианства. Во-первых, она никак не объясняет, что должен делать суфий для достижения хакиката, хотя собственно, если он правильно выполнил предыдущие стадии, делать собственно ничего не надо и даже вредно, надо наоборот пытаться очистить сознание и позволить ему впасть в нужный режим (чему учит и йога). Во-вторых, она создает повод для нападок со стороны других мусульманских течений. Вторая ошибка - это ограничение магрифата узкими рамками богословской литературы, тогда как, чем больше будет остаточных знаний из разных областей науки и практики, тем шире будет база для разбегания автомодельной волны. Третья ошибка - это идеализация тариката, когда мюрид вместо набирания жизненного опыта и разнообразной деятельностной практики начинает всю жизнь посвящать только одному виду деятельности - например, широко распространенному в средние века дервишевству. Ну и четвертая ошибка - это жесткое следование этапам суфийской практики, когда суфий, прошедший три первых стадии, и не достигший хакиката, боялся признаться в этом самому себе и своим ученикам, хотя нам кажется, что ничего постыдного в этом нет, т.к. согласно природе этого явления успех не гарантирован.
   Скорее всего, суфий должен просто вернуться к предыдущим стадиям, например к тарикату (или даже к шариату), причем желательно заняться видом деятельности, как можно далеким от того, чем он занимался раньше, и при этом дающим большой жизненный опыт, например, пойти работать врачом скорой помощи или пожарным. Потом снова перейти к стадии магрифата, пополняя багаж знаний из как можно более разнообразных источников, причем желательными являются философские концепции (не только религиозные) и фундаментальные знания из различных отраслей науки. Только такой, итеративный подход может привести к успеху на нелегком пути личного духовного роста суфия.
  

Литература

  
       1. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. - М.: КомКнига, 2007. - 272 с.
       2. Николис Грегуар, Пригожин Илья. Познание сложного. Введение: Пер. с англ. Изд. 2-е, стереотипное - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 344 с.
       3. Суфизм как социокультурное явление в российской умме. Матер. Всеросс. научн-практ. конф. (Казань, 21 ноября 2006 г.) - Казань: ИД "Медина", 2007. - 268 с.
       4. Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX - начало XX веков. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. - 207 с.
       5.Палмер Дж. Эволюционная психология. Секрет поведения Homo sapiens. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 384 с.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"