Иванов Иван Iwbi : другие произведения.

Нравственный закон внутри, или Стокгольмский синдром моралиста, проигравшего в борьбе с уничтожившей его естество моралью

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эссе-рецензия на фильм Ивана Ноэля "La tutora". Ужал её до требуемой "Кинопоиском" тысячи слов, но рецензию всё равно не пропустили. Их тоже Роскомнадзор и прочие надзоры своим черным глазом отслеживают, они тоже осторожничают. Хорошо - на "Кинопоиске" отклонённые рецензии не закрывают, они просто не появляются на странице фильма, а на авторской странице их можно читать, отзываться, лайкать.

  Попытался написать для Кинопоиска рецензию на фильм Ивана Ноэля "Воспитатель / Обожжённые колени / La Tutora / Burnt Knees". 2016. Аргентина. Набросал страницы три ещё с год назад, но в одном месте была для меня неясность, и я отставил материал надолго. Сейчас пересмотрел свой клип "Tutora. Если правила перевыдумать", что-то ещё для себя уточнил в интернете и вроде бы доделал. Получилось довольно несобранно и размыто. Но как есть пока.
  
  Посмотрел больше года назад фильм Ивана Ноэля "Воспитатель".
  Фильм - один из традиционных перевёртышей от автора, когда о финале фильма догадываешься лишь в его финале, а осознаёшь, что же это было, только что просмотренное тобой, ещё время спустя.
  Дядя-психиатр двух осиротевших детей нанимает для них воспитателя, женщину непростой судьбы, в чьей жизни это будет первой настоящей самостоятельной работой. Насколько непростой судьбы этот персонаж, мы понимаем уже только под конец фильма.
  Два маленьких маугли - мальчик и девочка - и их горничная ждут героиню в живописном и запущенном имении, вдали от города и цивилизации. Взрослые планируют излечить детей от ранее полученной ими тяжёлый душевной травмы.
  Но каким образом новая воспитательница поможет детям, сама она даже и не догадывается, наивно полагая, что любовь и скромный опыт психолога помогут ей справиться с задачей. Любовь, которая оказывается всего лишь иллюзией, и опыт, представляющий собой психологическую травму более тяжёлую, чем у детей, которым женщине предстоит помочь.
  После просмотра картины возникла невольная ассоциация с фильмом "Разрыв мозга", подозрительно манипуляционным, пропагандистским фильмом, чем-то напоминающим систему "синий кит" для голубых педофилов. Только в данном случае ситуация вывернута наизнанку и касается моралистов. "Убейся апстенку", как принято писать сейчас на агрессивных форумах и в чатах. Другого варианта для тебя, гнида, нет. Но и эта ассоциация тут всего лишь одна из многих.
  Перипетий сюжета не буду пересказывать, их можно узнать, посмотрев фильм. Он прекрасно удерживает интерес на всём протяжении - психологической сложностью, мерно раскрываемой намёками интригой, красивыми кадрами, талантом неизвестных и харизматичных актёров.
  Что касается рекомендаций, я бы советовал отнестись к просмотру с определённой осторожностью и, как минимум, набраться терпения. Фильм 18+, никак не меньше.
  Ни хоррор, ни триллер не те жанры, которые я смотрю с удовольствием. Психологическая драма с элементами фантастики или нетяжёлой, философской мистики, притчи - да, жанр мой, приемлемый. Между этими непростыми полюсами существует и временами заметно мечется фильм "Воспитатель".
  В своё время Фрейд высказал такое предположение. Психика пещерного и современного человека имеют лишь одно отличие: цивилизация сумела внедрить в человека то, что у животного было внешним - принуждение к самоограничению. Можно назвать это воспитанием, совестью, моралью. Можно назвать и условно "супер эго", как обозначил одну из базовых позиций своей системы сам Зигмунд Фрейд. Нравственный закон внутри человека, противостоящий его дикой животной природе. Божественное начало в бренной глине. Дух и плоть. В противоборстве этих двух начал формируется сам человек, его личность.
  В пользу или во вред такое приобретение? Однозначного ответа нет. Проблема в интенсивности внутреннего конфликта, в зависимости от которой реализуемы самые крайние сценарии: от почти идеальной уравновешенности личности до неразрешимости вне суицида.
  В какой-то момент фильма нам сообщают, что сын горничной покончил с собой. Хотя сейчас уже мы знаем, что сам Иван Ноэль в 2021 году закончил жизнь именно таким образом, это поначалу не настораживает. Ключевые моменты режиссёр вводит аккуратно, неподчёркнуто, они выстреливают позднее, как ружье в его первом фильме "В твоё отсутствие". И когда потом нам дают понять, что юноша покончил с собой из-за неприятия обществом его сексуальной ориентации, мы начинаем ожидать чего-нибудь в диапазоне между американской "Кошкой на раскалённой крыше" 1958 года и "Молитвами за Бобби". Но тут ситуация хуже, намного хуже. Не винное и даже не уксусное брожение по определению Юрия Тынянова - "гнилостное брожение" по крови и по мысли. По итогу выходит ближе к "Крысятнику", в обманчиво пасторальном антураже тарковско-соловьёвских картинок.
  И вот тут, по осознании степени драматизма происходящего, мы обнаруживаем во всей остроте старый ноэлевский вопрос. Чем отличается любовь от насилия? И многим ли дано отличать эти вещи? Ноэль, у которого в системе ценностей ангелом, Анхелем, является ребёнок, обычно мальчик, даже на первый взгляд порочный и падший, а носителями зла оказываются взрослые, пусть на первый взгляд и продвигающие нормы этические и нравственные, преподносит нам свой очередной жестокий парадокс.
  Ненависть генетически связана с понятием "жертва", любовь - с понятием "самопожертвование". Можно сказать, вполне христианские представления о мире. Но не тут-то было. У Ноэля в его вселенной всё устроено сложнее, как и в реальности.
  Куда приведёт мораль, в какие дебри мрака, взяв на себя роль высшего судии, претендуя на абсолют, подавляя природу человека и в частности его сексуальность до степени полного обнуления, отбирая детей у родителей за воспитательный шлепок по мягкому месту, за косой взгляд? И есть ли альтернатива у человека с собственной родовой генетикой превращению в законопослушное унифицированное кастрированное стадо овец, лишённое воли и традиций? Не с этим ли гиперсоциальным неврозом сталкивается сегодня закатная Европа, катастрофически перестающая самовоспроизводиться? По поводу не этого ли поветрия, распространяемого по миру, как зараза, и грозящего уничтожить человечество, бьёт набат Ноэль своим фильмом?
  Фильм Ноэля не лишён категоричности и, на мой взгляд, заметно проскакивает момент истины. Но полярность мнений естественное явление для острой дискуссии, в основе которой вопросы витальные, вопросы жизни и смерти. На множество категоричных тезисов, предложенных современностью, автор даёт свои контртезисы.
  Не превращается ли фрейдовское супер эго в момент одержания им полной победы над дикой природой человека парадоксальным образом в саму эту дикую природу, в ид?
  На самом деле конфликт фильма Ноэля не в столкновении правильного с неправильным, конфликт в непримиримой войне двух патологий, проистекающих из тех самых ид и супер эго.
  Воспитатель, сформировавшийся через насилие над его природой, против антивоспитателя, тоже в свою очередь прошедшего через насилие над своей природой. Конфликт конформиста и бунтаря, отягощённый всей сложностью реальности, в которой существует человечество.
  Если ты своей моралью убиваешь меня, моих детей, что я должен сделать с тобой, чтобы спасти их? Если ты любишь этих детей, способен ли ты убить не их, а погибнуть сам ради спасения их жизней от твоей убийственной морали?
  В мире патологии нет правых и виноватых, есть война на уничтожение противника, на выживание. И чумазые, нагие дети оказываются наиболее душевно чистыми из предлагаемых автором вариантов. По наивности они пытаются примкнуть то к одной из взрослых сторон, то к другой, но в конечном итоге остаются самими собой, в собственном мире, возможно, в мифическом райском мире изначального человечества, на пороге первого греха, ещё не совершённого.
  Они вырастут и тоже станут взрослыми. Мир выкрутит им души, как выкручивают руки, они станут такими же, как те, от кого пытались бежать. Со стокгольмским синдромом моралиста, проигравшего в борьбе с уничтожившей его естество моралью. Но сейчас они пока дети, на судьбоносном распутье между хочу и нельзя, и фокал интереса режиссёра на их территории. Симпатии режиссёра на их стороне.
  Считается, что эта картина - экранизация известного романа. Но от первоисточника в фильме остались лишь отдельные контуры событий. Да ещё свобода нравов главного героя-мальчика, что - второе - и побудило, вероятно, Ноэля взять за условную основу своей работы роман "Поворот винта". Здесь нам рассказана совершенно другая история.
  Сложную дилемму предложил Ноэль своим фильмом. Не случайно обе стороны конфликта выглядят почти в равной степени неблагополучными внешне.
  Но, возможно, именно затянувшееся метание между двумя непримиримыми полюсами в конечном итоге погубило самого Ивана Ноэля: тщетные усилия сформулировать доказательства своей правоты в противостоянии внешнему насилию над своей природой, и невозможностью найти безупречную формулу своей правды.
  Не буду гадать. Слишком много факторов влияло на конечное решение режиссёра уйти из жизни.
  Последнее. При чём тут обожжённые колени, заявленные в названии фильма, явленные в его середине, отработавшие своё предназначение под конец? Интуитивно вполне понятно о чём автор ведёт речь, но с логическим обоснованием смысла этого выражения есть сложности. Является ли "обожжённые колени" каким-то устойчивым известным словосочетанием? Я не смог найти ответа на этот вопрос. Кто-то пытался перевести второе название фильма как "Сбитые колени". И в этом есть резон. Содранные колени - это атрибут ребёнка, в большой степени - мальчика, его специфическая черта. И логично сделать такой перевод, обозначив вполне заметную параллель между крапивинскими мальчиками с их смазанными зелёнкой поцарапанными коленками и непростыми мальчиками Ноэля. У обоих авторов высшим метрономом, которым измеряется всё остальное, является мальчик предподросткового возраста. Его чистосердечной, честной правдой и отношением к этой правде окружающих определяется степень правильности и моральности всего сущего. Даже мальчик генетически проблемный, подверженный приступам агрессии, тайный потомок чудовищного нацистского преступника оказывается совершенно незащищённый беспомощной жертвой в жестоких руках бесцеремонного моралиста, как мы видим в последнем фильме Ивана Ноэля "Агнцы божьи". Только тот, кто любит мальчиков с их по существу ангельской детской чистотой, оказывается носителем света и справедливости. Любовь у Ноэля и Крапивина близка по своему смыслу, хотя отсюда, из России, она может выглядеть существенно отличающейся, потому что у Ноэля в отношениях мужчины и мальчика больше естественной экзистенциальной свободы, характерной для запада, а у Крапивина больше зажатости, религиозный предвзятости и скованности, вообще характерной для среднего Востока, где родился и сам Иван Ноэль, вернувшийся в дальнейшем в лоно Западной цивилизации, откуда происходили его родители. Потому ему удаётся извлечь зерно общечеловечески значимого знаменателя, в каждом своём фильме очищая его от плевел местечковости. Человек генетически мультикультурный, собравший в себя важное из разных, в чём-то даже малосовместимых мировоззрений, Ноэль отчасти подобен Энгу Ли, который тоже творит на стыке географически диаметрально противоположных культур.
  И там, на Западе, выражение "обожжённые колени" может иметь вполне определённый символический смысл, которого мы не улавливаем. А вдруг это те самые обожжённые колени героя Робера Мерля, в апокалиптическом огне осознающего, что его мир погиб и уже нет возможности ничего спасти?
  Может быть, апокалипсис для этих людей уже случился? Может быть, уединённый замок с призраками прошлого - это горячечный бред, на руинах собственной разума. Своего рода Мальвиль, где надо выживать, где надо переосмыслять всю систему ценностей, чтобы создать базу для новой, более справедливой морали будущего? Более щадящей, менее безжалостной по отношению к природе человека, не ожесточающей его настолько, чтобы вызвать желание уничтожить весь мир?
  Обгорая, как на электрическом стуле, дети у Ноэля пытались спасти убиваемых родителей, гарантирующих защиту их свободы от агрессии общества. Символически - они спасали свой генетический код, полученный от родителей, свою природу, своё естество. Но не вышло, сил не достало. И только незаживающие ожоги на коленях, только кровь, запекающаяся в корку, хранит след этого конфликта. Её можно расковыривать, мазать демонстративно где попало, обозначая тем не до конца уничтоженный немой протест, не убитое в полной мере право оставаться самим собой - ребёнком с не изуродованной воспитательным насилием душой. Бессильный, обречённый протест в мире, где стремительное детство всего за несколько штормовых подростковых лет переходит во взрослость, быстро закостеневающую в навязанных обществом догматах.
  И у кого на самом деле в этом фильме больше не заживающих ран? Невидимых миру сбитых коленей? У дяди-психотерапевта, больше похожего на безжалостного маньяка, с холодным, как у медузы-горгоны взглядом? У воспитательницы, чьё морализаторское прошлое сталкиваясь с несовместимым с ним нонконформистским настоящим постепенно сводит её с ума? У горничной, переосмыслившей реальность после насильственной гибели её сына?
  Фильм замечательный, сложный, заслуживает очень серьёзного внимания. Но именно сложность, неоднозначность и отчасти спорность не позволяют мне оценить его максимально высоко. Слишком сложная задача предложена зрителю. Он, массовый зритель, не готов морально к таким острым постановкам вопросов.
  Но в любом случае спасибо Ивану Ноэлю за его замечательное авторское кино со своими, особенными законами, возможно, намного опередившими время и общепринятую сейчас конформистскую обывательскую мораль.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"