Чваков Димыч : другие произведения.

Инвалидное кресло творчества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




Инвалидное кресло творчества

обзор рассказа Татьяны Минасян   "Дневник творческой личности"

     
   Начну с того, что замечу - обозреватель писал сей текст в своей обычной манере: оппонировал к автору (чаще же всего - к герою истории) непосредственно в процессе чтения. Как говорится, не давал уйти "ускользающей натуре", чтобы первые впечатления не стёрлись за последующими.
  
   Кто-то называет такой способ сочинения обзора не имеющим ничего общего с настоящей критикой, ибо сказано... А что и кем сказано, кто устанавливал законы жанра, и почему все обязаны следовать подобным правилам, ни один оппонент мне ещё ни разу толком не сумел объяснить. Посему пишу так, как считаю нужным. Как мне удобно.
  
   Замечу лишь в скобках читательского подсознания, что первые впечатления первыми впечатлениями, но если в результате анализа всего изученного текста у меня возникают какие-то новые (иногда бывает - диаметрально противоположные начальным) соображения, я непременно о том подробно докладываю и автору рассматриваемого произведения и всем любознательным субъектам от литературных пастбищ.
  
   Теперь два слова о сюжете. Что называется, разрешите в головах поместить аннотацию к рассказу. Произведение стилистически оформлено в виде дневника молодого (а позднее - и не очень, мягко говоря, молодого) человека, занимающегося робототехникой. В своих записках он рассказывает историю взаимоотношений с другом/врагом, который является противоположностью героя, что касается их воззрения на творческий процесс и взглядов на жизнь. Собственно, конфликтная составляющая рассказа как раз и заключается в борьбе двух различных созидательных концепций.
  
   "Если когда-нибудь мне удастся реализовать свой замысел, интересно будет потом прочитать об этапах его создания, о том, как именно все это происходило... Да и вообще, приятно будет через много лет вспомнить студенческие годы". Достаточно тонкий момент. Повторами однокоренных пользуется герой, а не автор. В личном дневнике могу допустить такого рода тавтологичность. Но с учётом того, что имеем дело с художественным произведением, лучше бы избежать подобных художественных эксцессов.
  
     "Хотя часто писать я, скорее всего, не смогу: уже сегодня, в первый же день учебы, всех загрузили огромным заданием..." На мой взгляд, не совсем сочетаются прилагательное "огромный" с существительным "задание". Мне представляется, что термин "огромный" правильнее употреблять с упоминанием чего-то материального. К нематериальному же "заданию" лучше подходит другое прилагательное. Например: объёмное задание, трудоёмкое задание.
   Не стану, разумеется, настаивать, поскольку текст, вероятно, много раз вычитывался и обдумывался автором, и у него, автора, скорее всего, были причины написать так, а не иначе.
  
   "Вообще-то, я на него еще в первый день обратил внимание". Запятую бы здесь я поставил.
  
   "Преподы ему замечаний не делают, парни сами лезут к нему поболтать, девчонки при его появлении хихикать начинают". Мелочь, разумеется, но я бы предпочёл избежать акустического диссонанса, образующегося парой местоимений "ему - нему". Возможно, это лишь проблема со слухом. Моим слухом.
   Да, ещё хотелось бы отметить, что частое упоминание "преподов" немного режет слух. Ах, да. Да, да, да - проблемы со слухом. И ещё, наверное, моё возрастное нежелание присвоения студенческому сленгу звания литературной дидактической единицы.
  
   "Уж кажется, такой у наших студенток богатый выбор - их же всего одиннадцать штук на пятьдесят с лишним парней!" Измерять количество барышень в штуках, ПМКР, моветон. Не характеризует героя как джентльмена. Впрочем, вольно ему.
  
   "Так ведь нет, почти все строят глазки именно этому.
     Так вот, уселся он сегодня со мной, все полтора часа шепотом комментировал лекторшу, а после занятий предложил зайти в буфет. Днем там такая очередь выстраивается, что можно весь перерыв простоять и все равно не успеть поесть, да и мест свободных никогда нет, так что я в институте обычно не обедаю". Нелогичные повторы, от которых нужно бы избавиться.
  
   "Надо признать, что мой новый знакомый - действительно очень веселый и остроумный тип". Тире мне представляется уместным.
  
   "Я ответил, что нет, пока ничего еще не собирал, но что у меня есть одна большая задумка". "Что - что" - не самое удачное сочетание.
  
   "В самом прямом смысле: в компьютерном классе загорелась корзина для бумаг (не иначе, кто-нибудь туда выбросил плохо погашенный окурок), а поскольку стояла корзина, естественно, у стены, а стены у нас везде отделаны деревянными панелями... В общем, еще бы немного, и взорвались бы наши "самые современные" машины, и наша группа, сидевшая в соседней аудитории, вместе с ними!" Что же получается, пройдёт ещё шесть десятков лет, а заветы господина Шойгу относительно отделки помещений негорючими материалами так и останутся заветами? Или это недобрая воля институтских клерков, игнорирующих новинки технического прогресса, которые к 2075-му году наверняка коренным образом изменят отношение к "евроремонту" как таковому, или нужно "в консерватории что-то подправить".
  
   "Правда, потом пришел замдекана и заявил, что в аудитории и так должна была сработать противопожарная система и что, раз уж это сразу не произошло, Виталька запросто мог включить ее вручную. Выключатель у двери, надо было только нажать на кнопку, и все бы залило специальной жидкостью, которая и огонь тушит, и для техники не опасна". Столько лет прошло, а ничего не изменилось... даже не срабатывающие системы пожаротушения. Что-то мне не особо хочется верить в подобный консервативный рудиментаризм вторичного технического подсознания, но... зная, как говорится, наших, допускаешь и подобное развитие событий.
  
   Так-так, далее в тексте назревает литературно-логический конфликт, посему позволю себе повторить авторское предложение ещё разок, но уже вкупе с другими.
  
   "Выключатель у двери, надо было только нажать на кнопку, и все бы залило специальной жидкостью, которая и огонь тушит, и для техники не опасна. Надо было видеть его лицо, когда он это услышал! Ведь знал же про эту кнопку, нам ее еще в начале года показывали, да только забыл, где она находится, а тратить время на поиски побоялся!" Во-первых, получается, что у выключателя с изрядной долей вероятности имеется лицо. Во-вторых, повтор связки "это" лишний.
   Ещё раз замечу, что для дневника героя вполне себе подходяще, но я бы предпочёл стремление к идеалу стилистических коллизий линейного и нелинейного обыкновения.
  
   "Есть действующие, есть просто макеты, есть очень старые, сделанные чуть ли не из консервных банок и другого подручного материала, а есть собранные уже в институте из вполне приличных деталей". Многовато повторов.
  
   "Это же не кофеварка какая-нибудь и не электрический таракан, которым школьники учителей пугают, это серьезная вещь, чтобы начать ее проектировать, нужно соответствующее настроение, нужно почувствовать, как она должна работать! Нужно сосредоточиться, в конце концов!" "Необходимо" - тоже вполне себе слово.
  
   "Писать пока не может, на лекциях сидит с диктофоном собственной конструкции и с мечтательным выражением на лице. Доиграется ведь, что его отчислят!" Писать? На лекциях? И снова речь о будущем? Ещё в конце 70-ых годов прошлого века у нас на факультете автоматики и вычислительной техники по некоторым профильным предметам практиковали этакое новое слово в обучении: каждому студиозу раздавали печатную версию конспекта лекций. Причём брошюра-книга на неважного качества бумаге была сделана не совсем обычно. Представьте себе разворот. На правой странице отпечатан текст лекции (с формулами, эпюрами и графиками), отпечатанными в институтской типографии тиражом до тысячи экземпляров. А левая половина разворота была пустой - для заметок студента. Слушать и делать пометки - это куда как лучше, нежели бездумно записывать акустический ряд за преподавателем, нимало не углубляясь утомлённым об натруженные пальцы мозгом в смысл излагаемого материала.
   Преподаватели с кафедры электроники или кафедры цифровых автоматов, читающие лекции, отслеживали, у кого из студентов хороший почерк, а потом (в конце семестра/курса) на основе этих записей делался оригинал-макет для книги-конспекта.
   Тираж в тысячу экземпляров - для обучения четырёх-пяти курсов, а потом неизбежно изменение концепции обучения. Потому создаётся новый вариант книги для обучающихся.
   Такая вот история, автор.
   Думаю, нынче тоже не всё так кондово... Практически на любых курсах повышения квалификации и в институтах даже не самого крутого пошиба давно пользуются методикой чтения лекций в интерактивном режиме, когда каждому обучающемуся на его рабочую станцию раздаётся фрагмент лекции при помощи презентационной программы. Раздаётся с сервера - рабочего места преподавателя. Началось это не вчера, а лет семь-восемь назад. А уж через семьдесят лет... Или тогда все немедленно забудут достижения науки, техники, утратят технологические наработки?
  
   "Но потом начались танцы, и пришли две запоздавшие девчонки с первого курса". В сложносочинённом предложении не худо бы поставить запятую.
  
   "И, похоже, на самом деле очень даже умная и много чего знает, хоть и изображает из себя "милую глупышку"". Выделенная запятая лишняя. На каком основании, спрашиваете? Сошлюсь на Розенталя.

$99. Вводные слова и словосочетания

     7.      После присоединительного союза (в начале самостоятельного предложения) запятая обычно не ставится, например: И в самом деле, послышались голоса внизу (Чехов); И действительно, все у него, получалось удивительно вовремя и складно (Каверин); И пожалуй, это все; И наконец, достоинством работы является хорошее литературное изложение; Да кроме того, выяснились и другие подробности дела; Но конечно, все кончилось благополучно. Ср. разную пунктуацию: Однако, кажется, решение задачи
     
     "Преподы задают все больше и больше, количество лекций тоже увеличилось - каждый день по четыре пары, а раз в неделю - даже по пять". На мой взгляд, тире бы здесь пришлось очень и очень кстати.
    
   "Тут я не утерпел, и высказал ему все, что по этому поводу думаю. Что если он хочет над собой издеваться, то это, разумеется, его личное дело, но пусть при этом не рассчитывает, что у него получится хоть что-то стоящее". По ходу чтения не понял, на чьей стороне автор, но слова, которыми увещевает Виталия главный герой, меня лично не убедили. Стоящее может возникнуть не только в результате вдохновенного озарения. Чаще всего рутинный труд приводит к наиболее оптимальному результату.
  
   "Потому что создание роботов - это не ремесло, это творческий процесс, и заниматься им можно только по вдохновению, а не из-под палки". Заблуждение расхожее и, пожалуй, весьма распространённое.
  
   "И что если бы он не делал таких глупостей, а занялся бы чем-нибудь серьезным, у него могло бы выйти настоящее изобретение, а не дурацкие игрушки вроде той автоматической открывашки для бутылок". Запятой не хватает.
  
   "Сама чашка, как и следовало ожидать, весит не меньше килограмма, у нее толстенное дно, а когда этот "гений робототехники" для наглядности начал из нее пить, его неслабо шибануло током". Да-да, помню анекдот, что первые отечественные микросхемы имели четырнадцать ножек и две ручки... для переноски.
  
   "...он и сам понимает, что никто такими чашками пользоваться не будет, но прикольно же сделать такую интересную штуку!" Повтора лучше избежать.
  
   "И я решил рассказать про свой проект и даже показал ему первые наброски". В очередной раз придираюсь к разговорной форме. "О своём проекте" звучит более литературно. Но тут уж всё отдаётся на откуп автору. Только он имеет право наделять своего героя теми или иными особенностями письменной речи.
  
   "Автоматическое инвалидное кресло. Которым можно будет управлять и руками, и одним пальцем, и только голосом, которое само объезжает препятствия, само вызовет врача, если сидящему на нем человеку станет плохо или он с него упадет, и которое вообще еще много чего сможет сделать для своего владельца". Возможно, для дневника героя и правильно, но, по моим скромным понятиям, лучше было бы разбить это предложение на несколько небольших, чтобы при чтении кресло не смешивалось с пальцем, голосом и состоянием человека в нём сидящим. Да-с, вот вам и каламбурчик сам собою получился - человек, сидящий в собственном голосе. Что-то в духе маэстро Дали, изрядно подгулявшего при встрече католического Рождества в православных традициях. И что в это время, интересно знать, делало Святое Семейство Антонио Гауди?
  
   "Это же, говорит, ты просто замечательную вещь придумал, людям это действительно нужно, к тому же это такая тонкая область робототехники, в какую мало кто суется!" Сорить повторениями связок "это" я бы не стал. А мысль Виталия о том, что в область роботов медицинского назначения мало кто суётся, мне представляется несколько абсурдной. И в наше время медицина - достаточно широкая область применения кибернетических устройств... Неужели, через шесть десятков лет всё переменится к худшему?
  
   "Ну, тренируется человек на игрушках, руку себе набивает, так ведь в этом ничего плохого нет". Предпочёл бы запятую поставить. Но это не главное. Главное в другом. Не помню уже, кто сказал, но сентенция довольно известная. Суть её такая: человек, считающий себя поэтом, обязан писать каждый день хоть несколько строф. Пусть ерундовых по смыслу, но точных по форме. Никто же не требует рождать, а тем более - публиковать, шедевры в любой момент времени. Для чего же тогда нужен такой подход? А чтобы навык согласования рифмы и ритмики постоянно тренировался. Это правильнее, чем ожидать, когда же на тебя снизойдёт вдохновение, и плакаться коллегам по поэтическому цеху, что Муза вновь ушла к другому. К приходу Музы надобно быть готовым и не подвести эту капризную даму слабыми техническими кондициями, коль уж она надумает свалиться на голову, ненароком задев ваше подсознание волшебной лирой поэтики.
   И так ведь в каждом деле, дамы и господа. Да-с...
     
     "Проснулся среди ночи со страшной мыслью: а вдруг Виталий решит украсть мое изобретение? Не случайно же он так загорелся, когда я ему про него рассказал!" Чисто формально - не совсем точно изложено, кому и о ком рассказали. Можно подумать, что герой рассказал Виталию о нём же самом. Да, и "про него" лучше заменить на - "о нём". Мне, во всяком случае, так представляется.
  
   "И что теперь делать, если он все запомнил и сейчас восстанавливает мои наброски? Сколько таких случаев было, сколько изобретений вместо имен своих настоящих создателей носят имена их предприимчивых дружков! Ну почему, почему это должно случиться со мной?!" Да уж. Червь сомненья закрался, теперь так просто не отобьёшься.
     
     "Два дня чертил рабочую версию кресла и сегодня принес показать заместителю декана. Тот сперва поворчал, что этот чертеж я ему нес почти полгода, но потом заинтересовался..." Однокоренным глаголам лучше бы так рядом не оказываться.
  
   "...и тоже, как и Виталий, объявил, что проект очень важный и перспективный и что я ни в коем случае не должен от него отказываться. И все это тоже с горящими глазами, разве что по кабинету, в отличие от Виталия, не скакал". И здесь вовсе не обязательный повтор.
     
     "Просто кошмар, скоро сессия, а я ни к одному зачету не готов, не говоря уже про экзамены!" "Не говоря уже об экзаменах" - так-то будет литературно. Но этого ли требуется автору?
  
   "Полсеместра почти не появлялся на лекциях, разрабатывал чертежи. Работа идет, как по маслу! Вот в таком состоянии и нужно изобретать, а не по расписанию, как Виталий!" Не совсем ясно, в каком состоянии - в состоянии движения по маслу?
  
   "Он, кстати, сдержал слово и очень много мне помогал, выбил время для работы на институтском компьютере, указал на некоторые ошибки". Что-то снова у меня такое чувство, будто речь идёт не о 2076-ом, а о 1976-ом годе. Да, тогда всё так и обстояло - каждому студенту давалось "машинное время" на семестр. В его рамках требовалось откомпилировать свою программу и получить итоговый листинг и распечатку отчёта. Как правило, использовался пакетный режим обработки с перфорированных носителей.
   И в рассказе что-то подобное. Странно, не кажется? В наше время, наверное, не осталось ни одного студиоза, обучающегося по технической специальности, у которого не было бы персонального ноутбука с мощностью в сотни тысяч раз, превышающую мощность "супер-ЭВМ" из моей юности.
   Итак... Компьютер только в институте, а бедным студентам полагается чертить от руки. Это такая авторская затея?
  
   "Даже совестно становится, как подумаю, в чем я его подозревал. Он совершенно искренне мной восхищается. И четко осознает свою ограниченность: понимает, что ни на какие великие дела не способен и ни на что подобное не претендует. Как же я рад, что у меня есть такой замечательный друг!" Ого! Уже и мания величия начинает предавать героя сладким мукам самолюбования.
  
   "Зато первый пробный чертеж почти готов, завтра понесу его показывать". И опять... чертёж... Но надеюсь, что в каком-нибудь продвинутом AutoCadе.
  
   "На радостях решил отметить это дело и попал в вытрезвитель. Впрочем, настроение у него даже после этого не особо ухудшилось. Попытался ему втолковать, что оценки - это еще не показатель мастерства, но он, как всегда, все мои слова пропускает мимо ушей". Связки "это" и их производные текст не украшают совершенно определённо.
  
   "Но в одном месте он сделал замечание - по его мнению, пульт управления креслом должен находиться не сверху подлокотника..."
  
   "Он тут же встал на сторону "сверхзануды"-зама: тому виднее, и вообще, мол, я радоваться должен, что он придрался ко мне только в одном месте". По-моему, "в одном месте" оба раза звучит не совсем удачно. Не стану даже объяснять , почему. Неплохо бы изменить формулировку.
  
   "Других он дипломные проекты по десять раз заставлял переделывать, а у меня ему не понравился только этот пульт, значит, все остальное его устраивает, так что в этом можно и уступить, тем более, что кнопки, спрятанные под подлокотник, и в самом деле удобнее". Пропущена запятая в конце причастного оборота, а повтора связки "это" лучше бы избежать.
     
   "В общем, мы опять поссорились и на этот раз, кажется, серьезно". Не совсем логично. Герой ссорился с Виталием более полугода назад, а потом они жили во вполне дружеском симбиозе, так что выражение "и на этот раз", предполагающее частые распри, в данном случае неуместно.
  
   "Зато в жизни они - всегда первые, не то, что такие, как я". А здесь бы запятая пришлась ко двору.
  
   "...и я нарушил-таки свое слово никому не говорить про изобретение. В конце концов, она-то не робототехник, она вообще с техникой на "вы", так что ее можно не опасаться". Ха, а не это ли тот самый рояль, выглянувший из кустов, при помощи которого пианиста бьют по пальцам самоуверенности крышкой жизненных обстоятельств.
  
     "И она тоже сказала, что это просто прекрасная идея, что я молодец, думаю о больных людях, а не о всяких глупостях, как другие парни. А потом добавила, что, еще когда в первый раз меня увидела, поняла, что я не обычный человек и что я способен на что-то великое". Многовато повторов, ПМКР.
   Кстати, ещё одна техническая несуразица прорезалась из подсознания. Уже в наше время всякого рода изобретения с момента идеи до выхода в серию обретают конкретную повседневную оболочку за три-пять лет. О глобальных открытиях здесь речи нет. Там другие масштабы.
   А в нашем-то случае что же? Герой начинает вынашивать идею на первом курсе. Ему говорят, что это может стать темой диплома... Пять лет для такого нужного кресла многовато, не правда ли?
  
   "Я сначала вежливо ему объяснял, что уступать не буду, а потом не выдержал и поставил ультиматум: или мы все делаем так, как я хочу, или я разрабатываю кресло сам, а на диплом ищу себе другого куратора. Зам поворчал, но был вынужден согласиться: делайте, говорит, как считаете нужным, все равно потом модель будет проходить испытания". Странность, однако. Заместитель декана борется за то, чтобы оставаться руководителем дипломного проекта. Сомнительно.
  
   "Естественно, Виталик рвется участвовать и пытался затащить на этот конкурс меня..." На мой взгляд, настоящее и прошедшее время плохо сочетаются.
  
     "Я уже давно понял, что объяснять что-то этому существу бесполезно, поэтому просто попросил его не приставать ко мне со всеми этими глупостями". Очень неважно выглядят повторы.
  
   "А я тратить время на такое издевательство над творчеством не собираюсь. Это ж надо такое придумать - конкурс изобретений, конкурс творческих работ!" Ещё один повтор, которого я бы избежал.
  
   "И как они, интересно, собираются их оценивать, как определять, какой робот лучше, какой хуже, если участники делают их не по единой схеме, а каждый по-своему?" Что-то подобное звучит перед каждым творческим конкурсом литературных произведений.
  
     "Виталий тут же начал этот конкурс защищать: это, говорит, прекрасный шанс для студента быть замеченным". Повтор.
  
   "В организаторах, вроде как, не только институтское начальство, но и некоторые известные специалисты, которые потом могут помочь победителям с работой". Похоже, запятые пропущены. Или автор имеет в виду, что для дневниковых записей (пусть и в литературном изложении) не так и важна пунктуация.
     
   "Выпроводил Виталия вон и улегся досыпать. Все равно первый прибежит мириться, у него же никакой гордости отродясь не было". На мой взгляд, герой трактует понятие гордости слишком вольно.
  
   "На факультете вывесили результаты летнего конкурса, и Виталий теперь светится, как радиоактивный изотоп. Ладно бы еще первое место занял, а то ведь седьмое! Хотя, говорят, модели, занявшие первые десять мест, попробуют запустить в продажу. Но все равно радоваться здесь особо нечему - авторам за это заплатят копейки, если вообще что-нибудь будут платить". Как хотите, но мне отчётливо представляется, что автор дневниковых записей завидует Виталию, хотя не может признаться в этом даже самому себе, даже в интимной обстановке общения с собственным подсознанием (читай - совестью).
  
   "Пришел ко мне мириться и произнес длинную речь про то, что по характеру мы с ним оба не подарки, но что он уважает мой талант и не хочет, чтобы у нас были какие-либо разногласия". Не люблю "про то, что". Мне "о том, что" подавай! Наверное, возрастной каприз, а?
  
   "Что ж, я не злопамятный, тем более, что с ним, в отличие от остальных наших сокурсников, хотя бы иногда бывает интересно общаться". Так-так-так, высокомерие начинает высовывать свою лисью мордочку из-под личины эстета и бессребреника.
     
   "Одна Наташа меня понимает. Советует не обращать внимания, говорит, что способным людям всегда в жизни тяжело, но зато последнее слово остается за ними. Она действительно мудрая женщина, я это сразу заметил". Каждый видит то, что хочет видеть... К сожалению, визуальный образ не всегда соответствует объективной действительности.
     
   "Но у Виталия на этот счет свое мнение: он уверен, что в любую организацию поначалу трудно пробиться, но если он будет настойчивым, ему все-таки ответят". Стучите, и вам откроется... да-с... Но всегда ли это так?
     
   "Похоже, Наташа нравилась Виталию - когда он узнал, что она согласилась за меня выйти, то сразу как-то сник. Но при этом поздравил, пожелал счастья, все, как положено. Все-таки он неплохой человек: ограниченный, но знает свое место, а это уже кое-что". Гордыня-матушка с элементами общения в стилистике "разговор короля с народом" раньше нас родилась. Если перефразировать известную присказку.
  
   "...который на первом курсе вместо того, чтобы нажать на кнопочку, со всей дури кинулся на амбразуру... то есть, на горящую стену. Думал, она признает свою ошибку, а она во время всего рассказа ахала и охала, и глаза у нее стали такие же горящие, как, когда она впервые услышала про мое изобретение". "Горящий" повтор вполне уместен и очень неплох. А вот выражение "как, когда" мне представляется не очень удачным.
  
   "На что Виталий отвечает, что без проблем, желание дамы - закон, будут и живые, после чего минут на двадцать куда-то исчезает и возвращается с букетом настоящих тюльпанов! Где он мог их взять в одиннадцать вечера, когда территория института уже закрыта, а цветочных магазинов нигде поблизости нет?!" Герой-герой, да ты уже вовсе и не герой в моих глазах. Автор устроил всё таким образом, что читатель в моём лице перестал воспринимать его в качестве обычного высокомерного индивида, а начал относится к нему с изрядной долей отвращения.
  
   "...а изобретение мое при этом, как было на стадии макета, так на ней и осталось". От запятой бы я не отказался.
  
   "Пришлось немного повысить голос и объяснить, что сложные проекты не терпят спешки и что мне не интересно ходить с ней на экологические митинги и знакомиться с ее мамой". Ну, уж это - извините, - где здесь сложные проекты? Впрочем, я и раньше говорил, что несколько искусственно (можно сказать, гипертрофированно) завышены "размеры границ" изобретательской планки. То, о чём говорится в рассказе, не изобретается нынче так долго и в таких муках.
  
   "Я знал, что у них с Наталией к этому идет, но все-таки расстроился. Хотя, конечно, должен был предвидеть, что этим кончится". Повтор связки "это" совсем ни к чему.
  
     "Похоже, она неплохая девушка, хоть и страшненькая". Знакомые мотивы. Без союзников не может оставаться даже индивидуалист из индивидуалистов. А тут всё так мило и удобно.... Она я его за муки... как говорится, а он её за... В общем, вы в курсе, надеюсь.
  
   "Рука у Наташки оказалась тяжелая, а уж про хватку Виталия я вообще молчу - хорошо еще, ничего не сломал, пока ступеньки пересчитывал". Здесь не совсем понятно, кто из героев пересчитывал ступеньки.
     
   "Что ей стоило немного подождать? Я бы закончил проект того инвалидного кресла, я бы защитил диплом, поступил бы в аспирантуру... Так ведь нет, поспешила удачно выскочить замуж, а то, что я без нее так и не смог ничего разработать, на это ей было наплевать!" Всё верно - в неудачах никогда не виноват ты сам. Для этого существуют близкие, друзья и женщины.
     
   "Дальше я слушать не стал, вернулся в общагу. Значит, действительно он мне завидовал и пытался ко мне примазаться и поэтому изображал восхищение моим проектом. Не зря же он так взорвался, когда его в этом обвинили!" Да-да, так часто и случается. Талантливые люди забывают самосовершенствоваться, полагаясь исключительно на божий дар, принимая трудолюбие за никому не нужную пережаренную яичницу.
    
    "Еще его спрашивали, как он создавал своих роботов, долго ли приходилось ждать вдохновения при выдумывании новой вещи. Он наморщил лоб и долго что-то вспоминал, а затем ответил, что работа, сделанная на чистом вдохновении у него была только одна - коляска для младенцев". И этот повтор не мешало бы убрать из текста.
  
   "В тот день, когда он впервые увидел свою дочь, он неожиданно понял, что может для нее сделать, и за одну ночь начертил проект этой самой коляски". Проекты чертили очень давно. И в будущем, полагаю, столь трудоёмким делом инженеры заниматься не будут, разве что спираль прогресса примется раскручиваться в обратном направлении.
   Ведь даже сегодня существуют такой инструментарий как ViennaOS.net. Не говоря уже о более продвинутой версии, разработанной студентами Калининградского университета, которой заинтересовались ведущие производители микроэлектроники в мире.
  
   Ссылки нигде пока не обнаружил, поскольку об изобретении сообщили всего пару дней назад, стало быть, о ней известно лишь специалистам. Одно знаю точно - на этом устройстве уже обкатывали программу для студентов-медиков по проведению полостных операций на виртуальном пациенте. Ещё - т.н. сканирующий стол способен запомнить и одновременно работать с руками пятидесяти операторов-дизайнеров. Кроме того, он может распознавать бытовые предметы по их поверхности. Следовательно, его можно будет использовать в быту и более "продвинутых" сферах человеческой деятельности. В том числе для вёрстки сборочных чертежей из готовых наборов, помещённых в базу данных.
  
     "Сегодня Виталий опять приходил меня навестить. Еще более жизнерадостный, чем обычно - узнал, что скоро станет дедушкой. Сообщил, что меня скоро выписывают, и в очередной раз отругал за то, что я довел себя до такого состояния. "Инфаркт в нашем возрасте - тебе за это должно быть стыдно!" - даже эту реплику он украл у нашего главного врача.
     Вообще-то вести себя, как мальчишка, в нашем возрасте тоже стыдно, но я уже давно понял, что спорить с ним бесполезно. И когда он в очередной раз начал строить планы о том, как я буду у него работать, я дал свое согласие. Чем бы дитя не тешилось... Он ведь никогда не поймет, что проиграл в этой жизни, зачем же я буду его в этом разубеждать?" Горбатого могила исправит.
  
   Итак, всем воздалось по делам их. Талант, ожидающий, когда на него снизойдёт вдохновение, так ничего и не добился. А его антипод - трудяга и оптимист, не унывающий при любых объективно тяжёлых обстоятельствах, - достиг всего, чего хотел. И женщина из талантливого ворчуна и трудолюбивого, успешного оптимиста сделала верный выбор.
  
   На мой взгляд, успешность - это ещё не признак ума, работоспособности и умения. Но вкупе с первыми тремя качествами - огромная сила. А талант, который не подпитывается постоянным трудом, в конечном итоге способен породить лишь зависть и непонимание собственной незначительности.
  
   Идея интересна. Рассказ достойный. На мой вкус, правда, несколько затянута фабульная часть. Но не стану настаивать на своём представлении о "размерах границ", поскольку автору всегда видней.
  
   А вот, что касается фантастической составляющей и технических описаний, здесь автору нужно что-то делать. Может быть, не стоило относить историю в достаточно отдалённое будущее, когда современность демонстрирует нам куда как более интересные разработки, чем те, которые описаны в рассказе.
  
   Такого рода технический прогресс можно было представить когда-нибудь в 80-ых годах прошлого века, но никак не в 2005-ом году, когда был создан обозреваемый текст. А стоит ли считать, что история началась в 2077-ом году, а не, скажем, в 2015-ом, если жизнь удивляет нас техническими чудесами, о которых даже и подумать в будущем времени кажется фантастичным?
  
   Феномен Жюля Верна в данном конкретном случае не срабатывает. И это не мудрено, если мы ложимся спать с самым навороченным гаджетом на всей планете, купленным за большие деньги прямо у разработчика... прямо сегодня, а просыпаемся - он уже морально устарел.
  
   8 - 11 января 2010 г.
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"