Иванов Дмитрий Викторович : другие произведения.

Архитектура, история и искусство Чичен Ицы. Часть 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чичен Ица - город на севере полуострова Юкатан. Он процветал в поздний классический и ранний постклассический периоды. Чичен Ица знаменита своими зданиями, построенными с явными признаками тольтекского влияния. Более ранние постройки города имеют только черты архитектуры майя.


Архитектура, история и искусство Чичен Ицы

  
   Чичен Ица - это один из наиболее крупных древних городов майя. Он находится на расстоянии 120 км к востоку от Мериды в штате Юкатан. Площадь руин составляет 1547 гектаров. С 1988 г. Чичен Ица относится к объектам всемирного наследия Юнеско. В центре города сосредоточено множество монументальных построек, имевших религиозное и политическое значение. Вокруг них располагались резиденции знати.
   Наибольшее значение в регионе город имел между VIII и XI веками. В архитектуре Чичен Ицы сочетаются несколько разных стилей: рядом со зданиями в стиле Пуук стоят сооружения с признаками явного тольтекского влияния. Ранее это обстоятельство считалось свидетельством завоевания Юкатана тольтеками из Тулы. В 1998 г. Л. Шиле и П. Мэтьюз поставили под сомнение присутствие тольтеков в Чичен-Ице, полагая, что её "тольтекские" памятники хронологически предшествовали сооружениям Тулы, и что сходство архитектурного и художественного стиля обоих городов коренится в торговых связях и культурных взаимовлияниях Юкатана и Центральной Мексики.
   Но хронологические выкладки Л. Шиле и П. Мэтьюза, на которых главным образом основывается их категорическое несогласие с традиционными взглядами, оказываются не вполне точными. Сооружение в Чичен-Ице с типично "тольтекоидными" чертами архитектуры -- так называемая "Гробница Верховного жреца" (Осарио), -- надпись в котором они датировали 842 годом, на самом деле имеет дату, соответствующую 998 г. Даже в соответствии с "короткой" хронологией Тулы-де-Альенде монументальное строительство в ней началось между 900 и 950 гг., а полвека -- срок вполне достаточный, чтобы какие-то группы выходцев из неё достигли северного Юкатана. При этом, помимо памятников архитектуры и изобразительного искусства Чичен-Ицы есть и другие признаки центральномексиканского влияния на северном Юкатане Х-ХI вв. В разделе Дрезденской иероглифической рукописи, посвященном движению планеты Венера, который, судя по соответствию приведённых в нём дат астрономическим явлениям был составлен в X или XI веке, содержатся науатланские имена богов Какатуналь, Тавискаль и Шивтель, соответствующие Акатоналю, Тлауискальпантекутли и Шиутекутли. В другом разделе той же рукописи (стр. 60, b) текст, посвященный событиям "двадцатилетия" 11 Ахав (1027-1047 гг.) сопровождает батальную сцену, где фигурирует персонаж с чертами центральномексиканского бога Тлалока, восседающий на пиктограмме "Кецалькоа-тенамитл", "Город Кецалькоатля"; сам текст говорит о смертях, бедствиях и неких "потрясениях в селениях", Наконец, сцены битв на золотом диске из "Священного колодца" и фресках "Верхнего Храма Ягуара" в Чичен-Ице воспроизводят ожесточенные столкновения воинов в тольтекском убранстве с воинами майя. Правда, тольтеки напрочь отсутствуют в исторических хрониках ица из книг "Чилам Балам" из Мани, Тисимина и Чумайеля, часто упоминающих Чичен-Ицу. Но из этого следует только, что тольтеки и ица были разными народами, каждый с особой исторической традицией, и в книгах "Чилам Балам" представлена именно традиция ица, сменивших тольтеков и согласно правилам исторических легенд, умалчивавших в своих преданиях о предшественниках.
   Период X--XII вв. обычно характери­зуется как время широкого распростране­ния тольтекской культуры, усвоения ее по­коренными майя и конечного синтеза тольтекских и местных элементов. Это не совсем верно. Прежде всего, тольтекское влияние охватило далеко не все районы, заселенные майя; оно сосредоточивалось главным образом в центральной части по­луострова, а в области искусства нашло наиболее яркое отражение только в памят­никах двух городов: Чичен Ицы и Майяпана. Кроме того, и сам этот процесс влия­ния не следует представлять слишком упрощенно. Нельзя рассматривать тольтекские военные отряды, вторгшиеся на тер­риторию других народностей, как каких-то "носителей культуры". Немногочислен­ные пришельцы должны были довольно быстро раствориться в среде местного на­селения и, вероятно, не смогли бы оказать сильного воздействия на изменение куль­туры и искусства, если бы этому не спо­собствовали сложившиеся к этому времени у майя специфические исторические ус­ловия. Причины таких изменений следует искать более глубоко.
   Согласно одной из гипотез, социальная борьба между общинниками и знатью, крупные передвижения племен, распад старых государственных образова­ний под ударами завоевателей, появление новых религий -- все эти факторы разру­шили прежние идеологические устои. Тольтекская религия была основана на пред­ставлении о верховном божестве -- солнце, которое должно питаться человеческой кровью для поддержания своей жизни; по­этому воин, добывающий на поле боя пленников для жертвоприношений, значил в тольтекском обществе больше, чем жрец, только передававший божеству добытую чужими руками пищу. В результате всех этих событий в Мезоамерике происходит перегруппировка общественных сил; воен­ные вожди и связанные с ними объедине­ния прославленных воинов захва­тывают всю власть, в ряде случаев военачальники даже узур­пируют бывших наследственных правителей.
   В этих условиях новые художественные веяния стали быстро крепнуть и развива­ться. Отдельные элементы тольтекской культуры сыграли в данном случае лишь роль некоего "проявителя", с помощью которого рождалось и оформлялось новое. Это новое характеризуется в изобразитель­ном искусстве прежде всего иной темати­кой: резко увеличивается число изображен­ных на памятниках военных сцен; все чаще вместо прежней религиозно-календарной символики или прославлений древ­ности и знатности рода правителя появ­ляются символы войны или военных объ­единений. Приобретает большее значение народное собрание, где решающие голоса, конечно, принадлежали прославленным воинам. Поэтому вместо крохотных хра­мов, куда допускались лишь избранные, начинают строиться открытые галереи, где могло собраться большее число участни­ков. Ведется решительная борьба против старого канона и в скульптуре: изображе­ние правителя уступает место суровому образу воина, изощренность контуров -- лаконич­ности линий и тяжести, массивности де­талей, с помощью которых скульптор ста­рается передать представление о силе, суровости и непобедимости. Но эта бо­рьба против старого канона привела в конце концов к установлению нового, ко­торый соблюдался еще более строго, чем прежде.
  
  

Этимология

   Название города на языке юкатекских майя значит "У колодца Ица". Оно состоит из трёх слов chi' - рот, край, берег, ch'e'en - источник или пещера с водой, itzА - название самого народа. Колодец из названия города - это священный сенот (Cenote Sagrado) Чичен Ицы. Чичен Ица лежит в краю с множеством карстовых пустот, перепады высот здесь небольшие. В регионе имеется много провалов, возникших вследствие обрушения горных пород. Они служат источником воды для выращивания сельскохозяйственных культур. По одному такому провалу находится в северной и южной части города. На севере - Священный Сенот, на юге - Сенот Штолок около одноимённого небольшого храма. Не случайно церемониальный центр города лежит между этими сенотами.
   В книге Чилам Балам из Чумайеля приводится другое название, которое город носил до прибытия ица. Это название - Уук Йабналь. До сегодняшнего дня продолжаются споры о его значении.
  
  

История

   История Чичен Ицы изучается на основании трёх источников, которые дают информацию о различных аспектах развития города.
   - Археологические находки, данные раскопок, измерения и снимки местности.
   - Иероглифические надписи майя
   - Тексты, созданные после испанского завоевания
   В мексиканской истории не является необычным тот факт, что три разных источника не всегда хорошо согласуются между собой. Эти данные всегда следует понимать в связи с историческим контекстом, в котором они создавались. Археологические находки являются результатом человеческой жизнедеятельности, надписи на памятниках повествуют о правителях и династиях, правивших в городе, а третья группа источников писалась через многие сотни лет после прошедших событий. При этом данные в текстах, написанных испанскими клириками и индейскими писцами, сильно различаются друг от друга.
  
  

Археологические источники

   По типам найденной керамики можно проследить историю заселения Чичен Ицы на протяжении двух тысяч лет. Однако постройки датируются поздним классическим периодом, примерно с 750 г. Это было время развития стиля Пуук в областях, лежащих южнее от города. Далее были возведены здания, которые до 1970-х годов считали построенными под влиянием тольтекских завоевателей. К этому периоду относится большая терраса с Площадкой для Игры в Мяч, Кастильо, Храмом Воинов, Комплексом Тысячи Колонн и Меркадо, а также строения в других частях города. Однако сегодня высказываются предположения, что здания в модифицированном стиле Пуук строились примерно в одно время с сооружениями в тольтекском стиле. Поэтому происхождение тольтекских черт в архитектуре майя до сих пор остаётся неясным.
   Чичен Ица, как показывают тексты из окружающих поселений, доминировала над большой областью вокруг города. Считается, что в этом регионе главной торговой гаванью был Исла Серритос. Сюда стекались товары из Северной и Центральной Америки: Горной Гватемалы, Коста Рики и западной Панамы. В постклассическом периоде город пришёл в запустение. Но и тогда его посещали паломники, которые проводили на руинах жертвоприношения. То же самое происходило и в других заброшенных поселениях.
  
  

Колониальные источники

  
   Книги Чилам Балам.
  
   Книги, созданные в XVII-XVIII вв. в провинциях Юкатана, населённых индейцами майя, носят общее название Чилам Балам. Данные манускрипты писали индейцы майя на языке юкатеков латиницей. Из них три содержат даты в традиционном летоисчислении майя. Это книги Тисимин, Чумайель и Кодекс Перес. Однако по данным хроникам можно чётко восстановить только относительно немного событий. Так как 13 названий к'атунов (периодов времени, длящихся приблизительно 20 лет) повторяются каждые 256,27 лет, точная датировка описанных событий в большинстве случаев невозможна. Поэтому чтобы датировать события по европейскому календарю, нужно соотнести их с другими точно установленными датами. Дополнительные проблемы создают противоречия между разными книгами Чилам Балам. Кроме того, они также содержат пророчества, привязанные к датам, обозначенным к'атунами. Эти предсказания, возможно, являются отражением восприятия исторических событий, и могут пролить свет на свершившееся в прошлом.
  
  
   Испанские тексты XVI в.
  
   Важнейшими источниками по истории Юкатана являются доклад монахов-францисканцев (дошедший в сильно переработанной поздней копии), а также "Сообщение о делах на Юкатане" епископа Диего де Ланда. Кроме того, 50 Relaciones de YucatАn - доклады, написанные с 1577 по 1581 гг., которые построены в форме ответов на опросник, касающийся самых разных тем. Эти доклады писали административные чиновники, которые привлекали к делу индейцев, служивших им информаторами. Однако многие доклады с Юкатана были созданы на основании информации, полученной от одного индейца Гаспара Антонио Чи, и поэтому они не являются независимыми друг от друга. Труды других испанских авторов содержат по большей части единичные сообщения.
  
  
   Восстановление истории
  
   Историческое события сильно различаются в зависимости от источника информации. Иероглифические тексты выражают позицию правящей династии. Они создавались лишь на протяжении небольшого временного отрезка. Колониальные источники содержат много не связанных друг с другом сообщений, которые вызывают больше вопросов, чем ответов. Поэтому большая часть истории Чичиен Ицы остаётся неизвестной.
  
  
   История по иероглифическим надписям
  
   Согласно этим источникам, сначала в северном Юкатане главенствовал Эк Балам, центр классической культуры майя, ориентированный на регионы, лежащие к югу. Чичен Ица представляется, скорее всего, подчинённой Эк Баламу. Серия надписей из Чичен Ицы с чётко установленными датами начинается с длинного горизонтального бордюра в передней комнате Красного Дома (Casa Colorada). В этой надписи составители отходят от традиций надписей Эк Балама и используют местную форму языка, от которой произойдёт позже язык юкатеков.
   В данной надписи рассказывается, что в 869 году состоялась церемония под руководством К'ахк' Упакаль К'авииля (Огонь - щит К'авииля), согласно надписям, выдающегося деятеля Чичен Ицы. Годом позже прошли некие церемонии с огнём в которых участвовали К'ахк' Упакаль и К'инич Хун Пик То'ок, правитель Эк Балама, а также некто, возможно, являющийся членом известной в колониальное время династии Кокомов.
   Последнее упоминание о К'ахк' Упакале датируется 890-м годом. Имя его брата, второго важного персонажа Чичен Ицы читается, предположительно, как К'иниль Кополь. Как и его брат, он не носит титула священного владыки. Его имя упоминается с 878 по 881 гг. Их матерью была, госпожа К'айам, имя отца до сих пор не прочитано. Возможно, наследование трона в Чичен Ице было по материнской линии.
   К'ахк' Упакаль и К'инич Хун Пик То'ок также являются действующими лицами в надписи на монументе из близлежащего города Халакаль. Они упоминаются там вместе с ещё не идентифицированным местным правителем. В другом соседнем городе Йула К'ахк' Упакаль упоминается вместе с местным владыкой То'к Йаас Ахав К'ухуль Умом и другим персонажем, как участники церемонии огня. В здании, называемом сегодня Акаб Дзиб в Чичен Ице упомянут Йахаваль Чо' К'ахк', член династии Кокомов, как владелец постройки. О принадлежности его к Кокомам говорят надписи из других строений.
   Надписи из зданий позволяют говорить о трёх периодах строительства. Первый период относится ко времени до К'ахк' Упакаля. К нему относятся здания Акаб Дзиб и Красный Дом. Ко второму относится комплекс Женского Монастыря. К третьему относятся постройки Grupo de la Fecha, храмы трёх и четырёх притолок, обо всех говорится, что их строительство заказал К'иниль Кополь. Здесь заканчивается последовательность датированных надписей. Не было найдено надписей с упоминанием конкретных дат и имён, относящихся к более позднему периоду, когда были созданы здания в тольтекском стиле. Отсюда следуют два предположения: или навыки создания надписей были утрачены, или их более не ценили, а поэтому и не наносили на стены строений. При этом известно, что иероглифические книги майя создавали до самого конца постклассического периода и даже во время после завоевания.
   Многочисленные имена, которые ранние исследователи считали относящимися к правителям, сейчас приписываются богам. Путаницу вносит то обстоятельство, что по-видимому боги и умершие правители упоминаются в надписях на зданиях в одном и том же контексте.
  
  
   Предполагаемая история по письменным источникам
  
   На основании текстов Чилам Балам Сильванус Гризвольд Морли создал следующую схему. Однако некоторые даты могут быть определены на 256 лет позднее самих событий из-за возможно неправильной корреляции по календарному кругу.
  
   948 г. Племя ица покидает Чаканпутун и движется на север Юкатана.
   987 г. Заселение Чичен Ицы племенем ица. Рост влияния города на северном Юкатане.
   1224 г. Взятие Чичен Ицы Хунак Кеелем. Ица изгнаны из города. Господство Майяпана на северном Юкатане.
   1441 г. Ах Шупан Шиу возглавляет бунт. Майяпан разрушен, погибают все его правители и сановники из рода Кокомов.
  
   В 1950-х годах Альфред М. Тоззер предпринял попытку интерпретировать данные письменных источников в контексте археологических находок. Однако и эта реконструкция сейчас подвергнута критике.
   Заселение региона или, как говорится в книгах Чилам Балам, открытие приходится на 692 (Чилам Балам из Тисимина), 711 или 731 гг. (Чилам Балам из Чумайеля). Однако согласно Кодексу Перес, это событие произошло в промежутке между 475 и 514 годами. Тоззер не признаёт ни одну из этих дат, как исторически достоверную. Колониальные источники говорят о большом переселении с востока и малом переселении с запада. В книге из Чумайеля приводится список мест, из которых вышли люди во время большого переселения. Он начинается с гавани Поле на Восточном побережье.
   Многие тексты упоминают персонажа по имени Хунак Кеель и некое важное событие, связанное с ним, смысл которого не до конца ясен. Примерная дата события 1194 г. (по другим данным XIII в.). Согласно кодексу Перес, путём коварства он добился изгнания правителя Чичен Ицы Чаахк Шиб Чаахка. Здесь же говорится, что Хунак Кеель был правителем Майяпана. Причём правитель Чичен Ицы был изгнан несколькими людьми с именами на языке науа. Это изгнание было как-то связано с банкетом, который дал Улиль, правитель Исамаля. Чужаки назывались позднее Купуль. Возможно, именно их встретил Франсиско Монтехо при взятии Чичен Ицы.
   В книге из Тисимина история описывается несколько по-другому: на празднике по случаю свадьбы Ах Улиля из Исамаля среди приглашённых были Чаахк Шиб Чаахк и Хунак Кеель. И его коварство состояло в том, что он дал понюхать Чаахк Шиб Чаахку любовное зелье, и тот страстно возжелал невесту Ах Улиля. Это привело к войне, в результате которой Чаахк Шиб Чаахк был изгнан из Чичен Ицы. Есть некоторые археологические данные, которые говорят о том, что в XIII в. Чичен Ица была разграблена.
   Между 1224 и 1444 годами прибыл Кукулькан с племенем ица в Чичен Ицу, а несколько позднее он основал Майяпан.
   Позже Хунак Кееля бросили в священный сенот Чичен Ицы, но он выжил и вернулся обратно с пророчествами и стал верховным вождём. Правителем сделался Ах Меш Кук. В 1461 году Чичен Ица была покинута жителями, многие из них отправились на юг в город Тайасаль, где обороняли свою независимость вплоть до 13 марта 1697 года.
   Согласно этой теории, племя ица пришло относительно поздно из местности с сильным влиянием выходцев из центральной Мексики. Они достигли Юкатана в ходе малого переселения с запада. О них говорится, что они пользовались сильно искажённым языком майя. Их предводителя звали Кукулькан (ранние исследователи связывали его с Топильцином Кецалькоатлем из Тулы), который оставил свою землю и удалился в направлении Мексиканского залива. Это случилось в 987 году. Историкам не удалось установить, играли ли в истории Чичен Ицы какую-либо роль тольтекские переселенцы, государственные или религиозные деятели.
   По мнению современных учёных, ранняя фаза строительства города приходится на время с 750 по 900 годы. С 900 г. на протяжении всего X века город разросся и стал региональной столицей, чьё влияние распространялось от центрального Юкатана до побережья Мексиканского залива, от восточного до западного побережья полуострова. Считается, что лишь Коба и Йашуна оставались независимыми от Чичен Ицы. Однако к концу X столетия Коба лишилась большей части территории. Йашуна оказалась в изоляции, и Чичиен Ица смогла подчинить оба государства. К 1250 г., возможно после завоевания Хунак Кеелем, Чичен Ица лишилась статуса регионального центра ещё до возвышения Майяпана. Однако город не был полностью оставлен. Несмотря на то, что здесь более не было элиты и царской власти, во время завоевания испанцы наши город обитаемым, однако не ясно были ли эти люди майя или представителями других народов.
  
  

Инфраструктура города

   Территория Чичен Ицы составляет по данным археологов 15 квадратных километров и доходит до окраин небольшого городка Писте на западе. Плотность застройки в городе была неравномерная. Районы с плотно стоящими зданиями из камня находились на платформах, возвышающихся над окружающим ландшафтом, частично окружённых низкими стенами. Вокруг них располагались почти незастроенные территории. Они могли использоваться для сельского хозяйства, но это ещё не доказано. Узкие платформы, облицованные штуком, могли служить для перемещения людей внутри группы строений. Для перемещения между группами зданий и связи с центром Чичен Ицы был проложено не менее 70 дорог Сак Бе.
   Для сельского хозяйства особенно важными были многочисленные воронкообразные карстовые провалы, не достигавшие уровня грунтовых вод, называемые местными жителями rejolladas. В них благодаря особым условиям микроклимата можно выращивать различные культуры, например, какао, которые нельзя было возделывать на открытой местности. Водоснабжение осуществлялось из провалов, заполненных водой - сенотов. Священный сенот, скорее всего, не использовался для нужд простых смертных. Также имелись и цистерны чультун. В одном из карстовых провалов около группы Чичен Вьехо был открыт колодец со стенами из каменной кладки, который мог использоваться как источник воды.
  
  

Архитектура Чичен Ицы

   В городе имеются здания различных типов и архитектурных стилей, и именно они являются наиболее важными источниками информации по истории города. Здания различаются как по плану, деталям конструкции и декоративным элементам фасада. Ранее все постройки классифицировались на три группы - майя, тольтекские и майя-тольтекские. Теперь данная классификация не является общепринятой. Предназначение многих зданий неясно.
   Архитектурные стили Чичен Ицы знаменуют собой не возрождение, а продолжение стиля классического периода на Юкатане, превращение его в своеобразный местный вариант. Он содержит некоторые более ранние элементы, например, маски бога дождя с длинным носом, помещенные на углах зданий, и скульптурные вставки на лестницах. Подобные черты часто встречаются в архитектурных памятниках Ко­пана и других центров майя.
   Уже довольно давно исследователи заме­тили, что тольтекские постройки Чичен-Ицы если не повторяют, то удивительно близки к зданиям Толлана -- столицы тольтеков в Центральной Мексике -- по общему виду зданий, их планам и архитектурной декорировке. Учитывая сказанное выше об исторических судьбах тольтеков, найти разгадку такому сходству нетрудно.
   Во время своего расцвета в период тольтекского влияния Чичен-Ица обогатилась целым рядом за­мечательных архитектурных памятников. Отличительной чертой архитектуры это­го периода является применение колонн в виде стоящих пернатых змей. Для древ­нейшего периода майяской архитектуры наличие колонн не было характерным. Тип колонны в виде туло­вища пернатой змеи, голова которой яв­ляется базой, а хвост -- капителью, был впервые создан в архитектуре Толлана. Пернатая змея была символом одного из главных тольтекских божеств -- Кецалькоатля, и поэтому появление оформленных таким образом колонн в храмах, посвящен­ных этому божеству, вполне естественно. Колонны использовались для поддержки крыши и сводов; это позволило расширить внутренний объем помещений, в чём архи­текторы тольтекского периода были очень заинтересованы. Широкое применение ко­лонн коренным образом изменило как пла­нировку внутреннего пространства, так и внешний вид зданий. Поэтому планы хра­мов тольтекского времени совершенно от­личаются от планов предшествующего периода.
   Весь этот пышный ансамбль культовых и правительственных зданий, составляю­щий тольтекское ядро Чичен-Ицы, строил­ся постепенно, в течение по меньшей мере двух столетий. Новые строители избрали для него еще не застроенную часть между "Священ­ным колодцем" и самыми северными зда­ниями стиля Пуук, к которым принад­лежал и комплекс "Женского монастыря". Выбор места был не случаен, правителей города привлекал Священный Колодец; они учитывали его большое культовое значение и надеялись с его помощью при­влечь симпатии местного населения. Многочисленные паломничества к этому культовому центру поощрялись и сторонниками нового порядка, потому что они способствовали при­току больших богатств и повышали не только престиж, но и доходы элиты. По той же причине, очевидно, сторонники тольтекской религии не только не тронули ни одного старого куль­тового здания майя, а наоборот, изображали на рельефах наряду со своими и майяские божества.
   В декорировке храмов тольтекского периода новая символика, спокойно сосуществует с древними культовыми образами майя. Из наиболее распространенных в искусстве Чичен-Ицы тольтекских мотивов следует назвать пернатую змею, орлов и ягуаров -- олицетворение военных союзов -- и атлан­та. На фризах храмов часты процессии орлов и ягуаров, подносящих божеству солнца его пищу -- вырванные из груди пенников сердца. По религиозным представлениям тольтеков солнце, должно питаться человеческой кровью и сердцами, чтобы набрать силы для пути по небу. Из культовых образов майя на памятниках Чичен-Ицы мы видим маленьких улитко-, черепахо- или паукообразных человечков, поддерживающих поднятыми руками небесный свод (бакабы), данные в фас лица чудовища -- олицетворения земли, -- и изящный бордюр из водяных лилий с рассеянными по нему рыбками, сосущими цветы.
   По типам реставрированные и раскопанные здания распределяются следующим образом.
   1. Пирамидальные постройки с лестницами с четырёх или одной стороны, на вершине которых имеется здание храма с внутренним помещением: Castillo, Osario. Назначение, предположительно, религиозное.
   2. Храмы с внутренним помещением на высокой ступенчатой платформе: Храм Воинов, храмы Большого и Малого жертвенника, Templo de la Fecha.
   3. Площадки для игры в мяч: Большая площадка для игры в мяч, стадион восточнее Casa Colorada, (Красный Дом), площадка в Комплексе Тысячи Колонн.
   4. Колонные залы: многочисленные залы в Комплексе Тысячи Колонн. Согласно рельефам на колоннах, они были местом собрания граждан, преимущественно воинов.
   5. Дворы, окружённые портиками: Mercado (рынок), Grupo de la Fecha. Назначение не ясно.
   6. Здания с рядами комнат в стиле Пуук. Комнаты в них располагаются в один или два параллельных ряда, обычно имеются поперечно ориентированные комнаты по краям здания. Casa Colorada, Casa del Venado, Akab Dzib, Las Monjas (Женский Монастырь), Храм трёх притолок. Функция - административные центры или официальные резиденции знатных семейств.
   7. Здания с многочисленными внутренними помещениями, сложным планом и закрытым внутренним двором: Casa de los Caracoles в Grupo de la Fecha, здания восточнее Женского Монастыря. Функция - официальные резиденции знатных семейств.
   8. Низкие квадратные платформы с четырьмя лестницами: Платформа Орлов и Ягуаров, Платформа Венеры, Платформа перед Osario. Предполагается ритуальная функция.
   9. Большие платформы с окружающей их низкой стеной и воротами: Большая Платформа, Grupo de la Fecha. Эти постройки не имели функции оборонительных укреплений, а служили для отграничения определённых зон.
   10. Сак Бе - специально построенные дороги, связывающие между собой группы зданий. К настоящему времени известно примерно 70 таких дорог. Они служили для ритуальных процессий и символической связи между разными зонами города.
   Названия построек происходят из колониального времени или даны археологами. Они обычно указывают на характерную деталь здания. Некоторые здания до сих пор не имеют собственного названия.
  
  

Большая платформа

  
   Для туристов открыта только небольшая часть Чичен Ицы, в которой расположены самые большие частично реконструированные здания города. Они находятся на большой платформе площадью 18 гектаров, окружённой стеной. Она связана с другими частями города дорогой Сак Бе.
  
  

Кастильо

   В центре священного квартала Чичен Ицы находится Кастильо (исп. Замок) - большая ступенчатая пирамида высотой 24 метра. Здание датируется XI-XII веками. К храму на вершине идут четыре лестницы - по одной с каждой стороны. Сообщается, что число ступеней по 91 с каждой стороны, и они вместе с самой платформой, на которой стоит храм, оставляют 365 - число дней в году. На самом деле существующие сегодня ступени - результат реконструкции, и никто не знает, сколько их было на самом деле. К тому же уровень грунта здесь не совсем ровный, и число ступенек могло отличаться с разных сторон. Число ступеней самой пирамиды - девять. Каждая ступень вверху украшена горизонтальным бордюром, от которого вниз отходят прямоугольные выступающие поверхности. По мере продвижения вверх эти элементы становятся от ступени к ступени меньше, и на последних двух ступенях число их уменьшается. Углы ступеней слегка закруглены.
  

0x01 graphic

0x01 graphic

Кастильо. Фото автора.

  
  
   На вершине пирамиды находится храм Кукулькана, пернатого змея, божества, ведущего своё происхождение от тольтекского бога Кецалькоатля. Данная постройка имеет 6 м. в высоту. Главный вход святилища ориентирован на север. Его обрамляют две колонны в виде змей. Из-за этого дверной проем визуально расширяется и делится на три равные части. Через этот проход можно попасть в узкую комнату, занимающую почти всю ширину квадратного здания. Из неё имеется проход в центральное помещение. Его потолок поддерживают две колонны. Вокруг этого зала с трёх сторон проходит коридор, в который открываются три оставшиеся входа. На обрамляющих вход камнях находятся плоские рельефы с изображением тольтекских воинов.
  

0x01 graphic

Вход в святилище на вершине Кастильо

0x01 graphic

План святилища Кастильо

  
  
   Фриз разделен на три части, из которых средняя, более широкая, ничем не орнаментирована. Крыша Кастильо уже не имеет ни кровельного гребня, ни "летящего фа­сада", характерных элементов более раннего периода архитектуры майя. Весь храм-пирамида поражает своим монументальным величием и гармонично­стью форм. Он является центром архитек­турного ансамбля Чичен-Ицы, и в какой бы точке города ни находился путешест­венник, взор его попадает на взнесенное над всеми постройками города святилище этого храма.
   Внутри Кастильо скрывается другая меньшая (длина стороны в два раза меньше) пирамида VIII-IX веков. Она также имеет девять ступеней. У неё имеется только одна лестница с северной стороны. К ней можно пройти по небольшому туннелю, проделанному археологами. Этот более древний храм устроен проще позднего. В нём две одинаковые комнаты, лежащие друг за другом. В заднее помещение можно попасть из переднего. В передней комнате был найден Чак Мооль - фигура полулежащего человека, держащего чашу, в которую, возможно помещались сердца принесённых в жертву людей. Глаза и зубы фигуры выполнены из кости. Здесь было найдено изваяние ягуара из камня, оно некогда могло служить троном. Он высечен из монолитного известнякового блока в виде стоящего в напряженной позе ягуара с по­вернутой вбок головой, оскаленной пастью и слегка прижатыми ушами. Уплощенная спина животного образует сиденье. Извест­няк окрашен в ярко-красный цвет, краска отлично сохранилась. Глаза и пятна на шкуре животного исполнены большими дисками из зеленого нефрита, инкрустированными в камень; зубы и клыки -- вставками из белого камня. Лучше всего моделированы голова и передние лапы.
   Фасад храма был частично освобождён. Фриз разделён изображениями двух переплетённых змей. С каждой стороны показаны процессии ягуаров, идущих в противоположных направлениях со щитами. Карниз украшает зубчатая линия. Её зубцы входят между петель извивающихся переплетённых змей.
   Два раза в год в дни равноденствия одна из сторон пирамиды полностью находится в тени. Затем лестница начинает освещаться солнцем, и на неё проецируются ступени пирамиды. Эта полоса света на некоторое время стыкуется с головой пернатого змея у подножья пирамиды. Так получается изображение змеи. Нет никаких доказательств, что данный световой эффект был задуман индейцами майя специально или что он имел какое-либо символическое значение.
  

0x01 graphic

Голова пернатого змея у основания Кастильо. Фото автора.

  
  
   От Кастильо проходит дорога Сак бе 300 м. длиной и 6 м. шириной к Священному Колодцу.
  
  

Храм Воинов

  
   Храм называется так из-за изображений воинов на его колонах. Аналогичные рельефы встречаются также и в других частях Чичен Ицы. Он доминирует на восточной стороне главной платформы. Здание состоит из пирамиды 11 м в высоту с четырьмя ступенями и расположенного на её просторной вершине храма.
  

0x01 graphic

  

Храм Воинов. Фото автора.

  

0x01 graphic

Фасад святилища Храма Воинов.

   Само святилище отодвинуто кзади и занимает примерно половину площади на вершине пирамиды, а перед ним имеется большое свободное пространство. Наверх ведёт лестница из колонного зала, лежащего перед храмом. У верхнего конца её балюстрад на платформе помещены статуи сидящих и стоящих муж­ских фигур. Во время празднеств в руки их вставлялись знамена. Две более высокие колонны по краям лестницы и остатки стен свидетельствуют о том, что над ней крыша была выше, чем над другими частями колоннады. Как и все остальные строения, храм закрыт для посещений. Наружные стены пирамиды покрыты повторяющимися рельефами с изображением орлов, ягуаров, а между ними - воинов в положении полулёжа. Их костюмы типично тольтекские: большие горизонтально расположенные украшения в пробитой носовой перегородке, похожие на очки обрамления вокруг глаз, привязанные большими бантами наколенники и сандалии, копьеметалки в руках.
   На свободном пространстве площадки на вершине пирамиды находится фигура Чак Мо'оля в характерной полу лежачей позе. Само имя Чак Мо'оль происходит от Нью Йоркского любителя археологии Аугустуса Ле Плогеона (вторая половина XIX в.), который считал его изображением одного из принцев майя. Это название не имеет ничего общего с богом дождя Чаахком. Крышу самого святилища поддерживают колонны, сделанные из прямоугольных каменных блоков. На них изображены воины, а также орлы, пожирающие человеческие сердца. Вход в святилище обрамляют две колонны в виде пернатых змеев. Их загнутые кверху хвосты поддерживали большие деревянные дверные балки. Такие же колонны найдены и в Туле, и поэтому они считаются тольтекскими. Внутри самого храма находится несколько рядов квадратных колонн, покрытых рельефами. Крыша не сохранилась. У задней стены находится низкий стол из каменной плиты, который поддерживали руками и головами миниатюрные фигуры атлантов. Наружные стены храма украшены каскадами масок Чаахка, которых больше всего по углам постройки. Между ними свободные места заполнены плоским рельефом с изображением перьев, в центре которого находится скульптура человекоптицы. Аналогичные персонажи встречаются и в искусстве Тулы.
  

0x01 graphic

Фигура человекоптицы.

  

0x01 graphic

Вход в храм. Фото автора.

0x01 graphic

Колонна перед храмом. Фото автора.

  
  
   В Северной стороне пирамиды храма находится сделанный археологами проход к остаткам ранней фазы постройки. Это сооружение часто называют Храмом Чак Мо'оля. Он по устройству повторяет позднее строение, но несколько отодвинут к северу. Для возведения нового храма поверх старого, помещения раннего святилища засыпали камнями, чтобы удержать вес надстройки. Крышу удалили. Колонны старого храма подобны опорам нового. Эти элементы освободили в ходе раскопок в 1930-х годах. На них сохранилась раскраска. Колонны нового храма выглядели так же, но из-за воздействия внешних факторов вся краска сошла. А росписи старого храма сохранились.
   Во фреске из святилища "Храма воинов" изображена мирная жизнь в небольшом майяском поселении, располо­женном на берегу моря. Странствующие торговцы с большими тюками товаров за плечами проходят через это селение. Четы­рехугольные дома с верандами, покрытые соломенными крышами, разбросаны среди деревьев. На самом берегу мужчина, стоя на коленях, стирает белье; поодаль от него сидящая на корточках женщина стряпает еду. Большой сосуд, поставленный ею в се­редину костра, извергает клубы пара. Три другие женщины, глядят вслед торговцам и что-то говорят о них, одна даже показывает вслед им рукой.
  

0x01 graphic

  

Фреска в храме Чак Мооля

  
  
   Действие происходит уже во времена тольтекского влияния: об этом свидетельствует характерная пернатая змея, под­нимающаяся над овальной тростниковой постройкой (по-видимому, деревенским храмом Кецалькоатля). В переднем поме­щении сидит знатная женщина (судя по одежде) в молитвенной позе, а в глубине виднеется жрец, совершающий какой-то обряд (роспись здесь повреждена). Вдоль берега скользят три большие лодки, запол­ненные вооруженными вои­нами в тольтекских костюмах. В каждой из них на носу стоит полу­обнаженный гребец.
   Несмотря на живость исполнения отдель­ных сцен (судачащие женщины, стираю­щий мужчина, летящая птица, рыбы, че­репахи и крабы, резвящиеся в воде), фрес­ка в художественном отношении уступает росписям классического периода. Про­порции человеческих фигур напоминают о канонах росписей Центральной Мексики, в позах нет выразительности, перспектива передается также наивно. Реалистические черты прежних майяских фресок заменя­ются здесь декоративностью. Вся фреска в целом напоминает огромный пестрый ко­вер. Таким образом, в живописи распро­странение тольтекского влияния не приве­ло к каким-либо положительным резуль­татам, наоборот, оно лишь сказалось отри­цательно на мастерстве рисунка, кото­рым отличалось искусство классического периода.
   Стенная роспись в первом помещении этого же храма показывает яростную атаку тольтекских воинов на осажденный или восставший город майя. Около небольшого озера, в середине которого на островке вы­строен каменный храм, разгорелась оже­сточенная борьба. Находящийся в центре города дворец еще защищают майяские воины. Успех в сражении выпал на долю тольтеков; об этом свидетельствуют груп­пы вымазанных черной краской тольтек­ских воинов (символ смерти), уводящих обнаженных пленников со связанными ру­ками. Раскрашенные горизонтальными чер­ными и белыми полосами тела пленников означают, что они будут принесены в жертву.
  

0x01 graphic

Фреска с изображением битвы.

  
   Вокруг храма воинов проходит колоннада, с востока она окружает с трёх сторон большой двор. Она относится к группе зала тысячи колонн "Grupo de las Mil Columnas". С западной стороны храма перед лестницей расположен открытый зал с четырьмя ря­дами столбов. Шестьдесят прямоугольных в плане опор этого зала высотой в 2,6 м (состоящие из отдельных частей кубической формы) украшены рельефами со всех че­тырех сторон. Если учесть, что двадцать столбов внутри храма также покрыты рельефами (все эти триста двадцать релье­фов не повторяют друг друга), и прибавить фризы на уступах пирамиды, круглую скульптуру на лестнице, рельефы на внеш­них и росписи на внутренних стенах храма, то только тогда можно ясно представить, каким художественным воображением и та­лантом обладал замысливший это здание архитектор и какое число искусных масте­ров требовалось, чтобы привести этот за­мысел в исполнение. Создание "Храма вои­нов", несомненно, было наивысшим дости­жением тольтекской архитектуры в Чичен Ице. Ни в какое другое здание этого города не вкладывалось столько умения и мастерства.
  

0x01 graphic

Колоннада перед Храмом Воинов. Фото автора.

  
  

Храм Большого Жертвенника - Templo de las Mesas

  
   Севернее Храма Воинов находится раскопанный в 1990-е годы храм. Первые попытки исследования были предприняты Теоберто Малером. Эта постройка напоминает Храм воинов, но уступает ему по размеру. Храм также снабжён собственной небольшой колоннадой, проходящей также немного к северу.
  

0x01 graphic

Храм большого жертвенника. Фото автора.

  
   Пирамида состоит из четырёх ступеней. Лестница к верхней площадке находится с западной стороны. В здании на платформе находилось несколько четырёхугольных алтарей, поддерживаемых небольшими атлантами. На косяках святилища находятся изображения воинов. Похожие имеются также и на колоннах храма. Внешние стены украшали фризы с изображением ягуаров и пернатых змеев.
  

0x01 graphic

Рельефы Храма Большого Жертвенника. Фото автора

  
  
   Здесь также под более поздним зданием найдены остатки ранней фазы строительства с хорошо сохранившимися раскрашенными рельефными колоннами. Храм был богато украшен. На сводах имелись изображения змеев, а на колоннах - воинов.
  
  

Площадь Тысячи колонн

   Южнее и восточнее Храма Воинов находится ранее крытый колонный зал. Кровля уже обвалилась, так как деревянные балки, которые ранее перекидывались между колоннами, сгнили. Подпиравшие ранее кровлю квадратные опоры по большей части полностью покрыты рельефами. В основном, здесь показаны воины в тольтекских костюмах и с тольтекским вооружением, в нижних и верхних регистрах располагаются изображения змей и человека-птицы. Считается, что они носят идеологический характер. Вдоль задней стены колонного зала проходит каменная скамья. Иногда она прерывается невысокими платформами. Её наружная стена декорирована рельефами с процессией воинов. Площадь имела собственную дренажную систему, по которой вода отводилась в естественное углубление на северо-востоке. Здесь обнаружено также более 40 остатков других зданий, построенных с использованием камней из главных построек, когда те уже более не использовались. По большей части те дома состояли из разлагающегося материала. Их возводили люди, жившие на руинах некогда великого города. Некоторые восстановленные к настоящему времени колонны были найдены именно в составе таких построек.
   Колонный зал разделяется на пять колоннад.
   1. Западная находится южнее Храма Воинов. Она ведёт на запад и заканчивается небольшим храмом.
   2. Южная - это несколько колонных залов, среди которых расположены другие здания. Она отходит от конца Восточной колоннады и поворачивает на юг.
  

0x01 graphic

Южная колоннада. Фото автора.

  
  
   3. Северная колоннада расположена перед самим Храмом Воинов. Эти колонны украшены рельефами с изображением воинов. По заднему краю колоннады проходит скамья. Здесь также располагался алтарь со скульптурами, изображающими ритуал с возжиганием благовоний. Здесь имеются четыре входа: два спереди, со стороны площади и два боковых - со стороны Храма Воинов и северо-восточной колоннады. Платформа, на которой располагается колоннада украшена рельефами с изображением орлов и ягуаров, которые пожирают сердца.

0x01 graphic

Северная колоннада. Фото автора.

0x01 graphic

Колонна Северной колоннады с изображением воина. Фото автора.

0x01 graphic

Северная колоннада. Фото автора.

0x01 graphic

Цоколь Северной колоннады, украшенный рельефами. Фото автора.

0x01 graphic

Рельефы цоколя Северной колоннады. Фото автора.

  
   4. Северо-восточная колоннада. Здесь имелся вход с южной стороны. Сооружение соединялось с другими комплексами колонн. Предполагается, что была создана, чтобы изолировать происходящее на площади. Здесь выявлено два этапа строительства. Сначала было возведено четыре крытых пролёта колонн и покрытых штукм стен, украшенных цветными росписями. На втором этапе два восточных пролёта замкнули, чтобы соорудить помещения на втором этаже. Время строительства колоннады 900-1200 гг.
  

0x01 graphic

Северо-восточная колоннада. Фото автора.

  
   5. Юго-восточная колоннада. Первоначально это было большое помещение, покрытое сводчатой крышей. Оно замыкает юго-восточный угол площади. Постройка внутренних стен проходила в несколько этапов. Не понятно, были ли данные стены возведены, из-за нестабильности здания, или их строительство стало следствием смены назначения сооружения. Здесь имеются проход во двор Паровой Бани и к другим частям колоннады.
  

0x01 graphic

Юго-восточная колоннада. Фото автора.

  
  
   Важно отметить, что именно здесь находится столько колонн, и они такого размера, как нигде в другом месте Чичен Ицы. Пространственная организация и расположение изображений, платформ и колоннад позволяет предположить назначение всего комплекса сооружений. Скорее, всего, здесь проходили собрания людей одного ранга. Повторяющиеся изображения воинов говорят о том, что здесь собирались воины. Время сооружения - поздний классический - ранний постклассический период. Подобные колонные залы были обнаружены в Туле и окрестностях Великого Храма Теночтитлана.
   На площади тысячи колонн расположено несколько зданий
  
  

Дворец Скульптурных Колонн (Palacio de las Columnas Esculpidas)

  
   Дворец скульптурных колонн - одно из наиболее важных строений на восточной стороне площади тысячи колонн. На это указывают прекрасно выполненные рельефы на дверных косяках и колоннах.
  

0x01 graphic

Дворец Скульптурных Колонн. Фото автора.

  
  
   Это здание имеет технический номер 3D5. С запада к нему примыкает зал с двумя рядами колонн. Оно несколько раз перестраивалось. Ранее постройка состояла из двух перпендикулярно расположенных рядов комнат. К первому зданию позднее были сделаны пристройки со всех сторон, чтобы на вершине сооружения возвести небольшой храм. К нему должна была вести лестница с востока, что примечательно, не с площади Тысячи Колонн. Для постройки колоннады с запада от здания передний ряд комнат разрушили, а остальные наполнили каменной кладкой.
   Из-за того, что первое здание было полностью застроено, его фасад хорошо сохранился. Цоколь сооружения высокий скошенный. Нижняя половина стен гладкая, средний карниз состоит из трёх бордюров. Из них украшен только средний. Из него на относительно большое расстояние выступают головы змей. Верхняя часть фасада украшена каскадами из двух рядов масок. Поля между ними заполнены или тремя розетками друг над другом, или одной большой розеткой. Верхний карниз также состоит из трёх бордюров. Средний из них украшен плоским рельефом. Это здание - прекрасный пример стиля Чичен Ицы, бытовавшего до начала тольтекского влияния. Он имеет сходство со стилем Пуук. На одном из сохранившихся участков фасада имеется изображение персонажа, возможно, правителя, сидящего на небесной полоске, выходящей из пасти змеи.
  

0x01 graphic

Розетки и крестообразные каменные плитки на деталях фасада Дворца Скульптурных Колонн. Фото автора.

  
   Восточнее находится длинный зал (3D6) с шестью рядами квадратных колонн. В более позднее время между ними возвели стены или в целях повышения устойчивости здания, или, чтобы создать небольшую комнату. Южнее эта постройка примыкает к непосредственно дворцу скульптурных колонн. Данное сооружение относится к разряду комплексных. Ко двору примыкает портик из двух рядов круглых колонн, украшенных рельефами. В середине находится вход в узкую комнату. За ней располагается прямоугольная комната с двумя рядами колонн. Отсюда можно попасть в квадратные помещения с севера и юга, в каждом имеется по девять колонн.
  
  
   Храм малого жертвенника (Templo de las Mesitas)
  
   Южнее Дворца Скульптурных Колонн находится до сих пор не раскопанный и неотреставрированный храм (3D8). Его первое описание сделал Теоберт Малер. Он же придумал название храма. По устройству сооружение напоминает Храм Воинов и Храм Большого Жертвенника. Здесь также имелась платформа с центральной лестницей западной стороны. В самом святилище имелось две комнаты, лежащие одна за другой. Крышу поддерживали колонны, украшенные рельефами. У входа возвышались две монументальные колонны в виде пернатых змеев. Между ними располагалась статуя Чак Мооля. Название храму дал найденный на руинах алтарь, поддерживаемый атлантами.
  

0x01 graphic

Храм Малого Жертвенника. Фото автора.

  
  
   В ряду зданий с восточной стороны двора находится много до сих пор не раскопанных построек. Сооружение 3D9 представляет из себя колонный зал, за которым расположено святилище с двумя помещениями.
   Здание 3D10 состоит из нескольких соединённых друг с другом колонных залов, которые занимают значительную площадь. Здесь было построено большое количество стен между колоннами.
   За колоннадами расположено много небольших строений. Примечательна необычно большая искусно построенная паровая баня (Темаскаль). Другие близлежащие бани имеют гораздо меньшие размеры. Большая баня имеет маленький портик из четырёх колонн со скамьями вдоль задней стены, расположенными на разной высоте. Отсюда ведёт низкий лаз в собственно помещение паровой бани. Это прямоугольная комната с низким каменным сводом и нишей в задней стене.
  

0x01 graphic

Темаскаль. Фото автора.

  
   Севернее паровой бани находится средняя по величине площадка для игры в мяч 3E2. Здесь раскопаны только боковые каменные стены. На них имеются изображения воинов или игроков в мяч в больших головных уборах из перьев в технике плоского рельефа грубой работы. Ранее они были покрыты штуком.
  
  
   Рынок (Mercado)
  
   Ошибочно называемое рынком здание является примером двора, обнесённого галереей, такие сооружения часто строились после времени расцвета культуры майя. Здание состоит из длинного портика, ориентированного в направлении восток-запад. Сюда можно попасть по лестнице. Вдоль задней стены портика проходит каменная скамья. В нескольких местах её прерывают троны с рельефами на сторонах. Они изображают процессии воинов.
  

0x01 graphic

Рынок

  
   Портик был перекрыт сводом майя, который поддерживали деревянные балки. В середине задней стены находится широкий дверной проём в квадратный двор. Он также был украшен изображениями воинов. Двор был со всех сторон обнесён высокими стенами, параллельно стенам проходил ряд колонн, которые поддерживали деревянные перекрытия. Центр двора был несколько заглублён и не покрыт.
  
  

Большая площадка для игры в мяч Juego de pelota

  
   В Чичен Ице найдено по меньшей мере двенадцать площадок для игры в мяч. Тот стадион, что находится на Большой Платформе является самым крупным из более чем 520 подобных сооружений, созданных индейцами майя. В отличие от более ранних типов таких построек, этот стадион в Чичен-Ице представляет собой целый сложный комплекс зданий.
  

0x01 graphic

Площадка для игры в мяч и Храм Ягуаров. Фото автора.

0x01 graphic

На Площадке для Иры в мяч. Фото автора.

  
   Пространство игры ограничивают расположенные по обеим сторонам поля две монументальные платформы с гладкими вертикальными стенами, обращенными к площадке. В них вмурованы выступающие массивные каменные кольца, через которые, возможно, игроки должны были прогнать мяч. На торцовых сторонах поля были выстроены небольшие храмы на низких стилобатах. На платформах первоначально стояло по три маленьких постройки; позже на южном конце восточной платформы был воздвигнут "Храм ягуаров". Для его постройки участок платформы значительно расширили, чтобы сформировать пирамидальное основание святилища. Его богато орнаментированные наружные стены очень интересны, так как являются, в сущности, единственным дошедшим до нас примером чисто тольтекского стиля декорировки фасадов в Чичен Ице. К комплексу "Боль­шого стадиона" принадлежат также два небольших здания, чрезвычайно богато ук­рашенные внутри рельефами: расположен­ная на уровне земли часовня позади "Храма ягуаров" и "Северный храм" на торцовом конце поля для игры. Оба они имеют толь­ко по одной комнате.
   Площадка находится на расстоянии около ста метров от пирамиды Кукулькана. Пространство для игры имеет 168 м в длину и 38 м в ширину. Форма стадиона напоминает две поставленные основанием друг к другу буквы Т. Поле окружено очень толстыми стенами около 8 м высотой. От них мяч отскакивал назад на площадку. Снаружи по всей длине располагались лестницы на стены, но они не реконструированы. Из-за относительно небольшого места на стенах за игрой могло наблюдать лишь небольшое число зрителей. Из-за слишком большого размера и высоты расположения колец предполагается, что большая площадка для игры в мяч в Чичен Ице не использовалась непосредственно для игры, а была сооружена исключительно для религиозных церемоний, которые служили отображением власти правителя города.
  

0x01 graphic

Кольцо для игры в мяч. Фото автора.

  
   На протяжении всей длины платформ находится длинный широкий цоколь. Он также несколько выступает за пределы стен. Его передний край скошен. На его поверхности находятся длинные рельефы, изображающие шесть сцен. Они представляют огромный интерес. На рельефе изображены четырнадцать необычайно пышно одетых воинов, разделенных на две группы; они движутся с противоположных сторон к дискообразному центру. Этот диск обозна­чает круглый алтарь, часто вмуровывав­шийся в поле стадионов, или сам мяч. На нем изображён большой человеческий череп. Изо рта последнего выходят спиральные завитки -- символ речи, возможно, указывающие на произнесение предсказания. Во главе одного отряда стоит воин, держащий в правой руке кремневый нож, а в левой -- отрезан­ную человеческую голову. Перед другим (правым) отрядом помещена обезглавлен­ная человеческая фигура, припавшая на колено. Из шеи бьют струи крови в виде шести змей и изогнутой ветви, украшенной цветами и плодами. Очевидно, в этом рель­ефе повествуется о каком-то торжественном жертвоприношении, совершенном на поле стадиона. Культовая игра в мяч считалась у народов Мезоамерики важной религиоз­ной церемонией, и поэтому ей часто сопут­ствовали человеческие жертвоприношения. Весь рельеф отличается строгим, суровым стилем. Очевидно стремление скульптора занять полностью все имеющееся у него в распоряжении пространство, что и дости­гнуто продуманностью композиции.

0x01 graphic

Рельеф Площадки для игры в мяч. Процессия игроков. Фото автора.

0x01 graphic

Рельеф Площадки для игры в мяч. Сцена отрезания головы. Фото автора.

0x01 graphic

Рельеф Площадки для игры в мяч. Процессия. Фото автора.

0x01 graphic

Рельеф Площадки для игры в мяч. Человек, у которого отрезали голову. Фото автора.

0x01 graphic

Прорисовка рельефа.

  
   Игра в мяч была очень опасным занятием и требовала от игроков полной отдачи. Мяч отбивали без помощи рук и ног. Разрешалось использовать только плечи, грудь и бёдра. Мяч изготовлялся из каучука и, скорее всего, не имел полости внутри. На сохранившихся изображениях игроков видны элементы защитного снаряжения. Оно было сделано из кожи и содержало деревянные усиления. Кроме того, часть игроков надевала разные туфли. Один из них имел защиту для лодыжек, чтобы игроки не получали травм, когда бросались на пол. Для защиты рук использовался некий объект из дерева, похожий на утюг. Книги колониального времени повествуют о том, что, несмотря на все предосторожности, игра редко обходилась без серьёзных травм. Особенно часто встречались кровоизлияния, которые лечили хирургически.
   Целью игры в позднюю классическую эпоху и постклассический период было забросить мяч в кольцо на стене. По другим данным кольца висели только для того, чтобы отметить середину площадки. Так как отверстия колец были немногим больше самого мяча, было очень трудно забросить туда мяч. Кроме того, на большой площадке в Чичен Ице кольца расположены особенно высоко. В настоящее время нет никаких научных данных о том, что проигравшая или победившая сторона приносилась в жертву путём отрубания головы. Вероятно, в жертву приносили специально приготовленного человека после игры. Точные правила игры в мяч сегодня утрачены. Некоторые аспекты, с вязанные с игрой известны по описаниям игр ацтеков.
  
  

Храм ягуаров

  
   Из всех храмов площадки для игры в мяч наиболее значительным является тот, что расположен на южном конце восточной стены. Он - единственный дошедший до нас пример чисто тольтекского стиля декорировки фасадов в Чичен Ице. Стена стадиона на этом месте расширяется и образует основание пирамиды. К самому храму ведёт узкая боковая лестница. Сейчас она закрыта для посетителей. Сам храм ориентирован фасадом на стадион. Конструкция здания демонстрирует борьбу строителей за место под храм: само святилище занимает чуть меньше площади, чем его пирамидальное основание. Поэтому здание храма заполняет почти всю площадь на вершине пирамиды. Там остаётся лишь узкая полоска свободного места. И почти всё это пространство занимает лестница во всю ширину фасада святилища. Она ведёт непосредственно ко входу. Сам портал во внутреннее святилище очень широкий. Он обрамлён двумя толстыми колоннами в виде пернатых змеев. Языки рептилий выпирают далеко из пастей. Сами тела змей стоят вертикально, выше они изгибаются вперёд, а затем - вверх, так что погремушка на конце хвоста огибает притолоку спереди.
  

0x01 graphic

Храм Ягуаров. Фото автора.

0x01 graphic

Оформление входа Храма Ягуаров.

  

0x01 graphic

Храм Ягуаров. Вид сзади. Фото автора.

0x01 graphic

Лестница к Храму Ягуаров. Фото автора.

  
   Сам храм имеет две комнаты, расположенные одна за другой. На стенах сохранились сильно выцветшие росписи. Ранние их копии демонстрируют битву с участием большого количества воинов. Враг неожи­данно напал на селение. Защитники его строятся длинными рядами, а их жены ищут спасения в бегстве, взвалив на плечи узелки со своим имуществом. В селение точно такие же домики, как на мирной фреске Храма воинов, следовательно, защищавшимися были майя. Судя по тому, что предводителей их противников сопровождает пернатая змея, можно установить, что нападающие -- тольтеки или майя, принявшие тольтекские традиции. Время собы­тия -- довольно позднее, потому что у майя то же оружие (круглые щиты, длинные копья и копьеметалки), что и у их против­ников. У нижнего края фрески художник поместил тольтекское селение. Оно состоит из круглых соломенных хижин, располо­женных по краю площади, в середине ко­торой возвышается большой шест с изо­бражением солнечного божества. В этом селении происходят переговоры победите­лей с вождями майя, которые умоляющими жестами выражают свое подчинение. Вся роспись очень декоративна.
  

0x01 graphic

Роспись Храма Ягуаров

  
   Оформление фасада Храма Ягуаров наиболее сложное и богатое во всей Чичен Ице. Стены святилища расположены на скошенном цоколе. Нижний регистр украшен углублёнными внутрь прямоугольными полями, которые не имеют никакого декора. Далее один за другим идут бордюры. Самый нижний полностью гладкий. Второй и четвёртый украшены изображениями переплетающихся пернатых змей. Наиболее впечатляет третий бордюр. На нём изображена процессия ягуаров. После каждых двух фигур хищников следует изображение щита. Его украшения из перьев свешиваются вниз на два нижележащих бордюра. Выше располагается полоска с пернатой змеёй. А за ней ещё одна гладкая полоса. Над ней находится зубчато извивающаяся пернатая змея. Там, где изгиб проходит наверху, внизу под ним находятся три концентрических круга. А там, где изгиб проходит внизу, над ним расположены группы из трёх мелких колонн в форме песочных часов. Далее проходит третья по счёту полоса с переплетающимися пернатыми змеями. За ней идёт ряд больших каменных плит, скошенных кпереди. Высота фасада восемь метров. Вся передняя часть фасада реконструирована. Только цоколь стены и нижние части колонн в виде пернатых змей находятся на изначальном месте.
  

0x01 graphic

Бордюры Храма Ягуаров. Фото автора.

  
  

Нижний Храм Ягуаров

   Нижний Храм Ягуаров представляет собой прямоугольную комнату. Она располагается под верхним святилищем, вход открывается на наружную стену пирамидального основания. Проём разделён двумя колоннами на три части. В среднем проходе стоит трон в виде ягуара.
  

0x01 graphic

Нижний Храм Ягуаров. Фото автора.

  
  
   И колонны, и стены украшены плоским рельефом. Рельеф переходит с одной стены на другую и разделён на несколько регистров, когда-то он был раскрашен. Следы краски сохранились в углах. На нем навстречу друг другу пятью рядами движутся фигуры воинов, распе­вающих победные песни, и жрецов. В цен­тре находится статуя тольтекского божест­ва дождя -- Тлалока, окруженная пламенем и сопровождаемая гигантской пернатой змеей. В левой руке бога -- щит, на гру­ди и круглой шапке -- большие золотые диски, а вокруг глаз и рта -- круги из того же металла. Такие кольца, вырезанные из тонкого золотого листа и украшенные че­канкой в виде пернатых змей, были най­дены в иле Священного колодца. Ве­роятно, они имели отношение к деревянной статуе Тлалока, изображенной на этом рельефе. В трех верхних рядах процессии шествуют исключительно тольтекские вои­ны; в четвертом ряду помещена статуя Тлалока, перед ней необычной формы круг­лый алтарь, а по сторонам -- жрецы. По­следние подносят божеству большие ман­тии из перьев. В пятом ряду среди воинов встречаются и майя, они отличаются от тольтеков как одеждой, так и вооружением. Именно эти фигуры скульптор сопровож­дает иероглифами. Вероятно, они обозна­чают местности, из которых майя пришли в Чичен-Ицу, чтобы воздать почести богам новых владык. Но эти символы не являются иероглифами майя. Украшение фасада представляет собой комбинацию стиля Пуук (верхняя поверхность стен с двумя карнизами по три бордюра в каждом) и декора, характерного для центральной Мексики (нижняя часть стен). Передняя часть свода и фасад реконструированы.
  

0x01 graphic

Рельеф на колонне. Фото автора.

0x01 graphic

Рельеф на колонне. Фото автора.

  

0x01 graphic

Рельеф на колонне. Фото автора.

  

0x01 graphic

Рельеф на колонне. Фото автора.

  

0x01 graphic

Рельеф на основании колонны. Изображение человекоптицы. Фото автора.

  

0x01 graphic

Рельеф на стене храма. Фото автора.

  
  

Северный Храм площадки для игры в мяч

   Северный храм, известный также, как Храм Бородатого, - это небольшое здание на северной стене Большой площадки для игры в мяч. В нём всего одно помещение, в которое ведёт проход, обрамлённый двумя колоннами. На балюстрадах лестницы изображено дерево, корни которого выходят из Земляного Чудовища. Внутренние стены комнаты и частично сохранившиеся элементы свода декорированы грубым плоским рельефом, сходным с убранством Нижнего Храма Ягуара.
  

0x01 graphic

Северный Храм. Фото автора.

  
  

Южный Храм площадки для игры в мяч

   Южный Храм площадки для игры в мяч - это помещение длиной 25 метров, открытое в сторону стадиона. Здесь свод опирается на шесть украшенных рельефом колонн. На них изображены воины в тольтекском военном снаряжении, которые стоят на изображении человекоптицы. Фигуры подписаны иероглифами, не являющимися письменами майя. Эта постройка сохранилась плохо. Стены были частично реконструированы.
  

0x01 graphic

Южный Храм. Фото автора.

  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"