Иванов Дмитрий Викторович: другие произведения.

Архитектура, история и искусство Чичен Ицы. Часть 2

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Во второй части рассказывается о группе Гробницы Верховного Жреца, группе Женского монастыря, сенотах и зданиях, закрытых для посещения.


Архитектура, история и искусство Чичен Ицы. Часть II

Цомпантли

  
   Недалеко от восточной стены Большой площадки для игры в мяч находится платформа, которая из-за своего убранства названа Цомпантли. Это слово происходит из языка науа. Оно означает сооружение, где выставлялись черепа принесённых в жертву людей, нанизанные на деревянные балки. Название дано в современное время. Мы не знаем, как эту постройку называли сами майя.
  

0x01 graphic

Цомпантли. Фото автора.

  
   Цомпантли в Чичен Ице - это большая платформа высотой около 1,5 м. Т-образной формы. Вертикальные стены Цомпантли разделены на три регистра, в каждом из которых изображён ряд черепов на деревянных столбиках. Часть сооружения квадратной формы, выступающая на восток, имеет декор, сходный с таковым у двух лежащих по близости платформ. Здесь изображены процессии воинов и гигантские орлы, держащие в когтях человеческие сердца и пожирающие их, вверху и внизу эту композицию обрамляют изображения пернатых змей, причём верхняя змея больше нижней, а её голова вырезана из камня целиком и выстоит из каря платформы.
  

0x01 graphic

Рельефы орлов и воинов на Цомпантли. Фото автора.

0x01 graphic

Рельефы орлов и воинов, а также голова пернатого змея на Цомпантли. Фото автора.

  

Платформа Венеры

   Платформа Венеры находится севернее большой пирамиды. Её конструкция такая же, как и у платформы Орлов и Ягуаров - квадратная постройка, на вершину которой ведут четыре лестницы - по одной на каждой стороне. Плоский рельеф изображён как на выпирающих, так и на заглублённых поверхностях здания. Здесь изображён человек-птица в фас. Этот персонаж сочетает в себе черты человека, змеи, ягуара и орла. Рядом с ним находятся символы планеты Венера - связка палок, из которого наверх выступает так называемый миштекский символ носителя года. Это указывает на календарную функцию сооружения. Лестницы платформы украшены головами пернатых змеев. Эти скульптуры завершают изображения змеиных тел, которые тянутся вдоль верхнего края платформы. Здесь же находятся изображения рыб. Другая подобная платформа находится восточнее пирамиды Осарио.
  

0x01 graphic

Платформа Венеры. Фото автора.

0x01 graphic

Платформа Венеры. Изображение человекоптицы. Слева -символ Венеры. Фото автора.

  
  

0x01 graphic

  

Платформа Венеры. Фото автора.

  
  

Платформа орлов и ягуаров

  
   Напротив Кастильо находится Цомпантли - стойка для черепов и две ритуальные платформы, имеющие сходную конструкцию. Меньшая из них лежит около юго-восточного угла Цомпантли - это платформа Орлов и ягуаров. В отличие от Платформы Венеры на ней нет символов этой планеты. Здесь изображены орлы и ягуары, которые держат или пожирают человеческие сердца. Орлы и ягуары были у народов Мезоамерики символами орденов воинов. Можно предположить существование аналогичных сообществ в Чичен Ице, возможно эти обычаи были привнесены с тольтекским влиянием. Лестницы по четырём сторонам платформы заканчиваются скульптурными изображениями голов змей. Пернатые туловища рептилий изображены в технике плоского рельефа на перилах лестниц.
  
  

0x01 graphic

Платформа Орлов и Ягуаров. Фото автора.

0x01 graphic

Платформа Орлов и Ягуаров. Фото автора.

  
  
  

0x01 graphic

Рельефы на Платформе Орлов и Ягуаров. Фото автора.

  
  

0x01 graphic

Балюстрада лестницы. Рельеф хвоста пернатого змея.

Большая стена

   Путь к Священному Сеноту пересекает стену, которая окружает северный участок Большой Платформы. На внутренней стороне стены около прохода к Священному Колодцу обнаружены колонны, которые возможно, поддерживали крышу галереи, проходящей вдоль стены. Её функция не понятна, возможно, здесь некогда находились лавки торговцев. Всего в стене обнаружено восемь ворот, через одни проходит дорога Сак Бе к другим комплексам зданий.
  

0x01 graphic

Стена Большой Платформы. Фото автора.

  
  

Cenote Sagrado - священный колодец

   На расстоянии 400 м прямо напротив пирамиды Кукулькана находится Священный Сенот. Его контур приблизительно круглый, а стены - вертикальные. Именно он дал название городу - "У колодца Ица". Здесь в 1904-1910 гг. Эдвард Х. Томпсон искал под водой артефакты. Новые исследования состоялись в 1960 году и принесли несколько тысяч новых находок. Среди них украшения из нефрита, золота и множество фрагментов керамики, а кроме того - более пятидесяти скелетов. По сообщению епископа Юкатана Диего Де Ланда в колодце приносились человеческие жертвы. И исследования сенота подтвердили его данные. Около края колодца находится небольшое храмовое здание.
  

0x01 graphic

Священный колодец. Фото автора.

0x01 graphic

Строения у Священного колодца. Фото автора.

  

Группа Гробницы Верховного Жреца

   Эта группа лежит за пределами стены, окружающей Большую платформу и группу Тысячи колонн. К ней можно было пройти по специально выстроенной дороге, проходящей через ворота в стене. Комплекс зданий состоит из пирамиды, нескольких платформ, дороги Сек Бе и храма у сенота Штолок.
  
  

Осарио - Гробница Верховного Жреца

  
   Эта пирамида стоит в стороне от центральных сооружений Чичен Ицы. Название ей дал дипломат и археолог из США Эдвард Х. Томпсон. Он проводил в этом месте первые раскопки и открыл внутри здания длинную вертикальную шахту. Она вела к захоронению, находящемуся ниже уровня земли в естественной пещере. В 1990 году пирамида и храм на её вершине были раскопаны и реконструированы под руководством Петера J. Шмидта.
  

0x01 graphic

Осарио и круглая платформа. Фото автора.

  

0x01 graphic

Головы пернатых змеев у основания лестницы Осарио. Фото автора.

  
  
   Осарио представляет собой семиступенчатую пирамиду. Её конструкция напоминает Кастильо - ступенчатые стены, лестницы по четырём сторонам, заканчивающиеся головами пернатых змеев. Балюстрады оформлены в виде их тел.
   Крутые ступени пирамиды имеют по одному или два продолговатых поля, в которых располагаются изображения двух фантастических птиц с серьгами и головными уборами из перьев, сделанных в технике плоского рельефа.
  

0x01 graphic

Рельефы в верхней части пирамиды Осарио.

  
   Само здание святилища напоминает Храм Воинов. Здесь имеются покрытые рельефом колонны и алтарь, поддерживаемый маленькими атлантами. Вход обрамляют две колонны в виде пернатых змеев. Две колонны внутри святилища имеют надписи с датами 5 февраля и 12 мая 998 года. Наружный фасад храма выдержан в стиле Пуук, но по большей части его элементы не сохранились на своём месте. Из обломков можно было реконструировать только две маски из необычно высоких каскадов, располагавшихся по углам.
  
  

Здания возле Осарио

   С восточной стороны пирамиды находятся три небольших постройки. Они лежат на одной линии, которая затем переходит в дорогу Сак Бе, которая ведёт ко храму Штолок. Это круглая платформа, платформа могил, а между ними - Южная платформа Венеры. Последняя почти не отличается от северной. Наверняка, и функции этих сооружения были одинаковыми. Здесь также находятся изображения Человека-птицы в фас на заглублённой поверхности и символы в виде связок палок с миштекским знаком носителя года -пиктограмма планеты Венера. Однако качество исполнения рельефа здесь гораздо хуже.
  

0x01 graphic

Южная платформа Венеры. Фото автора.

  
   Платформа могил (Platforma de las Tumbas) - это сооружение, вероятно служило для складирования костей, извлечённых из других могил. Здесь найдены разные предметы: наконечники стрел, обсидиановые ножи, бусины из кости и раковин, скелеты и зубы. Наиболее интересной деталью являются колонны, поднимающиеся от скалы в основании платформы. Ранее они поддерживали крышу из недолговечного материала. На верхней части платформы имелся фриз с изображениями змей.
  

0x01 graphic

Платформа могил. Фото автора.

  
  

Храм Штолок

   От описанных выше малых построек проходит дорога Сак Бе к храму Штолок. Она частично обвалилась в Сенот Штолок. Сам храм стоит на берегу этого карстового провала. Портик данного святилища состоит из четырёх колонн. Далее на две ступени выше находится вход, обрамлённый двумя квадратными колоннами, украшенными рельефами. Качество рельефа необычно плохое, причём это касается, как деталей изображений, так и самой резьбы. Проём ведёт к маленькой комнате, из которой через узкий проход можно попасть в лежащее за ней небольшое помещение с высокой каменной скамьёй. Такой план устройства является модификацией обычного для Чичен Ицы устройства маленького храма.
  

0x01 graphic

Храм Штолок

0x01 graphic

Сенот Штолок. Фото автора.

  

Южная группа или группа Женского Монастыря

  
   На юге раскопанного участка Чичен Ицы находится Южная группа - комплекс из нескольких больших зданий. Наиболее выдающимися сооружениями являются Караколь и Женский Монастырь с несколькими постройками, примыкающими к нему с восточной стороны.
  

Караколь - Башня раковины

   На последней фазе строительства здания Караколь (раковина) была возведена обсерватория. Здание названо так из-за узкой винтовой лестницы внутри башни, ведущей наверх (escalera de caracol - исп. Винтовая лестница). Это здание было раскопано и реставрировано в 1930-е годы Карлом Руппертом. Его строительство шло в несколько фаз, и только на позднейшей из них постройка приобрела свою конечную форму. В самом начале появилась прямоугольная платформа со скруглёнными углами. На неё ведёт сохранившаяся до настоящего времени лестница с западной стороны здания. Балюстрада украшена изображениями тел переплетающихся змеев. На их концах находятся скульптурные изображения змеиных голов. При раскопках в обломках было найдено 60 курильниц в форме человеческих голов. Возможно, ранее, они стояли по периметру платформы.
   Над этой первой платформой была построена другая круглая диаметром 11 метров. Вокруг неё затем построили другую, более высокую также круглую платформу 16 метров в диаметре. Вслед за этим последовало расширение и увеличение высоты западной стороны, а затем и восточной. В итоге получилась платформа в виде не совсем правильного прямоугольника со стороной около 24 м. К этой же фазе относится ещё одна лестница с западной стороны также с переплетающимися змеями. В нише данной лестницы нашли стелу с 132 иероглифическими блоками, однако её датировка до настоящего времени не установлена.
  

0x01 graphic

Караколь. Фото автора.

  
  
   На поверхности последней платформы была построена круглая башня. Она состоит из двух концентрических комнат, перекрытых сводом майя. Как ко внешнему, так и ко внутреннему помещению ведут по четыре входа, которые расположены друг напротив друга. В центре второго круглого помещения находится круглое сооружение, в нём высоте около трёх метров располагается низкий узкий дверной проём. Оттуда идёт очень узкая винтовая лестница, по которой очень трудно взбираться. Она ведёт к комнате наблюдений на уровне крыши. Верхняя надстройка, в которой и находится камера для наблюдений, имеет несколько узких окон. Через эти отверстия можно было наблюдать различные точки на горизонте. Три сохранившиеся окна направлены на следующие точки:
   Окно 1: 270® 57? (Закат Солнца в дни равноденствия), окно 1: 298® 53? (Наиболее северная точка заката Луны), окно 2: 242® 11? (наиболее южная тока заката Луны), Окно 3: 182® 13? (Юг). Были предложены также другие значения ориентации окон.
  

0x01 graphic

Устройство башни Караколя.

  
   Здание оформлено в стиле Пуук. Нижняя часть поверхности стен гладкая. Она необычно высока - 3,3 м. Фриз состоит из пяти простых элементов. Выше него находится сильно разрушенный второй ярус стены. Здесь над каждым проходом ранее находилось по маске и по сидящей фигуре.
   В Караколе обнаружили каменный диск. Предполагается, что он имел церемониальное назначение. В верхнем его регистре изображены трое мужчин, стоящие перед пышно одетым сидящим персонажем. За ним находятся другие фигуры. В нижней половине изображены трое мужчин напротив других двоих, причём двое в середине дают друг другу руки. По краям сцены вверху находятся птицы, а внизу - две собаки.
   Здание датируется концом позднего классического периода - ранним постклассическим периодом.
  
  

Женский монастырь (Las Monjas)

  
   Здание Женского Монастыря лежит на одной платформе с Караколем и многими другими меньшими постройками. Это сооружение претерпело множество перестроек и относится к наиболее сложным во всей Чичен Ице. Основательные раскопки проводились Институтом Карнеги Вашингтона в 1933-1934 гг. под руководством Джона С. Боллеса. Этот комплекс состоит из двух самостоятельных частей: восточной, которую ещё называют пристройкой, и высокой платформы, по которой ведёт лестница с северной стороны на второй этаж, на котором видны остатки третьего и лестницы к нему. В комплексе имеются два патио. Возможно, ранее Женский Монастырь был дворцом правителя или резиденцией знати. На восточный патио выходит фасад в стиле ченес, юго-на западный патио выходит строение с рельефом с избранием воинов и скамьёй вдоль стены.
  

0x01 graphic

Женский Монастырь. Фото автора.

  
   История строительства представляется следующей. Сначала была сооружена одна простая платформа с закруглёнными углами примерно 2 метра в высоту с лестницей с южной стороны. Это сооружение теперь видно только в западной части комплекса, где более поздняя кладка обвалилась. Затем высота этой платформы была увеличена в два раза, а на её поверхности построено здание с одной комнатой с тремя проходами с северной стороны.
   С юга к платформе была сделана пристройка. Она имела тринадцать комнат, расположенных в три параллельных ряда и одной поперечно лежащей комнаты с восточной стороны. В помещения среднего ряда можно было зайти через комнаты с южной стороны. Поперечная комната имела проходы в помещения по соседству с ней, а также боковой выход наружу. Такое разделение на комнаты, а также особенности декора фасада свидетельствовали о том, что основная ориентация здания была на двор, находившийся с восточной стороны. Нижняя поверхность стен северного и южного фасадов украшены относительно просто. Из декоративных элементов здесь только крестообразные камни, заполняющие пространства между дверными проёмами. При этом углы здания и фасад восточной стороны полностью декорированы. Верхние части стен с южной и северной сторон украшены различными масками Чаахка, а также уложенными по диагонали пилообразными камнями и розетками. Фризы этих сторон декорированы относительно просто.
  

0x01 graphic

Пристройка к Женскому Монастырю. Фото автора.

  
   В оформлении восточного фасада сочетаются мотивы из всего северного региона майя. Вход, как пасть змеи с острыми клыками. Однако до полной змеиной морды здесь не хватает изображений глаз, носа над проёмом и носовых вставок по бокам от него. Так что речь здесь идёт не о полном архитектурном элементе, а лишь об эклектическом подобии. По бокам от прохода находятся двойные каскады из плоских масок Чаахка. Такие же украшают верхнюю половину стены и углы. Общее число масок на восточной стороне - 12. Такое оформление является примером стиля Ченес. Также маски Чаахка встречаются и внутри здания. Над входом находится изображение правителя в головном уборе из драгоценных перьев. Фигура расположена в овальной рамке в окружении угловатых спиралей. Возможно, это тот же правитель, который увековечил себя на семи дверных балках с датой 8 февраля 880 года.
  

0x01 graphic

Фигура правителя. Фото автора.

  
  
   Само здание покоится на необычно высоком цоколе, который завершается бордюром в виде перьев. Средний карниз приподнимается в месте расположения прохода и образует прямоугольную выпуклость. Он состоит из пяти бордюров. Первый - орнамент в виде переплетенных лент, затем идёт другой орнамент в виде переплетённых лент, гладкий элемент, ряд Т-образных символов Ик, которые свисают с ещё одного узкого бордюра. Верхний фриз имеет четыре элемента. Два гладких бордюра обрамляют углублённое поле с поставленными наискось пилообразными каменными плитами. Выше, как обычно, стоит ряд скошенных кнаружи камней. Между ними на одинаковом расстоянии друг от друга находятся плетёные украшения, которые напоминают миштекский знак носителя года.
   После сооружения флигеля в 880 году в начале X века высокая платформа была расширена. Данное расширение перекрыло три западные комнаты в постройке на уровне земли. Для этой цели они были заполнены камнями. Во время следующего расширения были поглощены ещё три комнаты с восточной стороны. Их тоже заполнили булыжниками. Самая верхняя платформа теперь была хорошо видна, и её декорировали со всех сторон мозаикой из камней. После расширения платформы возникли условия для увеличения стоящего на ней верхнего здания, которое имело всего одну комнату. Теперь его достроили так, что число комнат стало равно восьми, из которых шесть лежали двумя рядами параллельно друг другу (большая средняя с тремя входами и две маленькие по сторонам), а с западного и восточного концов имелись поперечные комнаты.
   Стены украшены большими немного заглублёнными полями с расположенными по диагонали пилообразными каменными плитами с торцевых сторон и ступенчатым меандром с длинных сторон. Верхняя половина стен наклоняется немного кнутри. Перед северным фасадом сооружена лестница, которая вела к небольшому зданию на следующем уровне. Там, где лестница переходит через фасад создано плоское перекрытие из каменных блоков, а не свод майя. Самое верхнее здание не имело украшений. Здесь было только одно помещение. Напротив него найдены рельефные орнаменты на последних ступенях.
   Непонятно зачем, оставшиеся две комнаты заполнены камнями, при этом были снесены также и части свода. Однако при продлении входов к средним комнатам были оставлены свободными узкие слепо заканчивающиеся проходы, которые позже стали местом притяжения грабителей.
  
  

Церковь. (Iglesia)

  
   Так называемая Иглесиа (церковь) находится непосредственно около здания Женского Монастыря. Это - небольшая постройка с единственной комнатой и одним входом с Востока. В оформлении фасада виден явный контраст между нижними поверхностями стен из плохо обработанных камней, составленных в нерегулярные ряды, и каменной мозаикой верхнего регистра. Предполагается, что на месте обычной каменной облицовки имелась занавеска из ткани, так как по нижнему краю среднего карниза расположены многочисленные просверленные отверстия, которые могли служить для крепления занавеса. Такой способ оформления фасадов не известен из других поселений майя.
  

0x01 graphic

Церковь. Фото автора.

  

0x01 graphic

Фасад церкви. Фото автора.

  
   Нижний карниз состоит из пяти горизонтальных бордюров. Средний и них имеет рельеф в виде угловатых спиралей. Этот карниз одинаков на всём здании. Лежащая над ним поверхность стен украшена тремя масками Чаахка на передней стороне (две из них по бокам). Между ними в двух небольших квадратных нишах находятся по две фигуры человекозверей. Они представляют из себя (с севера на юг) броненосца, улитку, черепаху и рака. Их тела с помощью штифтов прикреплены к стене. Головы к настоящему времени отбиты. Предполагается, что это были фигуры бакабов, мифических держателей неба.
   На задней стороне здания находятся также три маски, между ними поверхность заполнена меандром. Такие же имеются и с торцевых сторон. Верхний карниз также одинаков на всём здании. Он состоит из четырёх бордюров. Второй снизу украшен косо поставленными друг напротив на друга пилообразными каменными плитами. По углам из этого карниза выступают головы змей, которые сохранились лишь частично.
  

0x01 graphic

  

Церковь. Вид сзади. Фото автора.

  
  
   Над фасадом находится кровельный гребень. Он украшен ступенчатым меандром. Выше находятся три маски, а далее - простое завершение. На задней стороне кровельный гребень декорирован каменными плитами, стоящими по диагонали.
   Назначение сооружения не понятно. Здание является одним из самых выдающихся творений майя в стиле Пуук.
  
  

Другие постройки комплекса Женского Монастыря

  
   Восточнее и южнее пристройки к Женскому Монастырю находятся два небольших и относительно замкнутых двора. Здания, окружающие их, являются наиболее поздними сооружениями в этой области. Их возведение, возможно, связано с расширением комплекса или изменением его использования. Южный двор имеет два узких прохода: один с севера возле угла пристройки к Женскому Монастырю, другой - с запада. Его ещё в древности сузили двумя блоками каменной кладки. Западное здание имеет некоторые особенности. В начале строительства этого сооружения были запланированы четыре входа. Это видно по укладке нижних камней в основании здания. Затем были сделаны только два прохода, причём кладка возле дверных проёмов сделана из плохо обработанных каменных блоков. То, что входы так и не были закончены, говорит отсутствие дверных балок.
  

0x01 graphic

Здание южнее Женского Монастыря. Фото автора.

0x01 graphic

Вид на здание восточнее Женского Монастыря, пристройку и Церковь. Фото автора.

  
  
   Восточный двор немного более открыт. С севера здесь находится небольшой колонный зал, далее следует сложная структура с многочисленными комнатами, чей вход в углу мог служить для контроля и ограничения прохода во двор. Восточное здание, возможно, имеет похожее предназначение, даже, если его портик первоначально был открыт. Очевидно, эти постройки ограничивали частную территорию, которая была доступна лишь избранным.
  
  

Акаб Дзиб

   Акаб Дзиб находится на расстоянии 150 м восточнее Женского Монастыря в лесу около карстового провала, называемого на Юкатане Rejoyada. Данный провал не доходит до уровня грунтовых вод. Это сложное здание, название которого означает Тёмные Письмена. Дело в том, что в этом строении на передней и нижней поверхности дверной балки у южного конца здание были найдены надписи. Одна из притолок с южной стороны украшена рельефом. Нижняя часть его изображает правителя, сидящего на троне и проводящего ритуал. Перед ним находится розетка, которая используется во время действа. Некоторые стены здания имеют вдавления от рук. Всего в здесь 17 комнат.
  

0x01 graphic

Акаб Дзиб. Фото автора.

  
   По стилю постройки здание представляется более ранним, чем другие строения. Две комнаты разной величины ориентированы на запад. К ним ведут по три входа. Эти два помещения являются самыми старыми частями здания. С обеих сторон к ним были приставлены зеркально расположенные блоки, в каждом по восемь комнат со входами с трёх сторон. То, что эти части были пристроены к более старому зданию, видно по разной высоте декоративных бордюров. Особенности конструкции дали возможность построить позади большинства остальных комнат по такому же по величине помещению, как обычно, на ступень выше предыдущего. При всех этих перестройках также был использован старый стиль Пуук.
   Фасады здания скромно декорированы, также, как и фриз из трёх компонентов. Позади на востоке старой части здания лежит массивный блок камней, на котором, возможно, должен был построен второй этаж, что так и не было сделано. На второй этаж должна была вести лестница, перекидывающаяся через фасад первого этажа. Майя обычно не строили одну комнату над другой, чтобы возвести второй ярус, они заполняли нижележащие помещения камнями. Таким образом настоящих многоэтажных построек они обычно не возводили. Единственным исключением является башня дворца Паленке.
   В иероглифических надписях говорится, что Йахавал Чо' К' ак, член династии Кокомов занимал это здание.
  
  

Храм Резных Панелей (Templo de los Paneles Esculpidos)

   Храм резных панелей имеет технический номер 3C16. Он лежит к югу от платформы Караколя и севернее Женского Монастыря. Первоначально здесь располагалась одна платформа 17в12 метров, на которой стоял храм с двумя параллельными комнатами. Первое помещение представляет из себя портик с двумя колоннами. Во второе можно было попасть через проём в центре. Затем впереди здания во всю ширину платформы был добавлен колонный зал. При этом лестницу, которая вела на верх платформы снесли и заменили на другую, которая проходила впереди колонного зала. Сохранилась только самая верхняя часть старой лестницы. Под этой лестницей находится маленький сводчатый проход перед самим залом. Ещё позже боковые стены лестницы были укреплены каменной кладкой. Название храму дали два слегка углублённых поля на торцевых стенах колонного зала. Здесь в технике плоского рельефа показаны сцены со многими действующими лицами. Качество исполнения работы очень грубое. Ранее рельефы были покрыты тонким слоем штука и расписаны.
  

0x01 graphic

Храм резных панелей. Фото автора.

  
  

Красный Дом (Casa Colorada или Chichanchoob)

  
   Недалеко от Гробницы Верховного Жреца на высоком цоколе с широкой центральной лестницей находится Красный Дом (Casa Colorada). Такое название дано потому, что внутренние стены были расписаны красной краской. Её след до сих пор сохранились на некоторых небольших участках. Длинный бордюр с иероглифической надписью тянется из передней комнаты через дверной проём в заднюю. Здание имеет также название на языке майя ChichАnchob - маленькие отверстия. Эти архитектурные элементы видны на фасаде строения. В передней части храма имеются три входа. Фасад оформлен в строгом стиле. Его разделяют два лежащих друг над другом карниза и зубчатые элементы. На крыше находятся два кровельных гребня. Стиль постройки - поздний Пуук. Здание датируется приблизительно 850 годом и относится к старейшим постройкам Чичен Ицы. Назначение, скорее, общественное или религиозное. На задней стороне здания позднее была построена площадка для игры в мяч на высоком цоколе. Та площадка, которую мы видим теперь - это результат ещё более поздней перестройки, в ходе которой стадион был увеличен. На восточной стороне площадки находится сильно разрушенное здание с портиком. Реставрационные работы проводились в 2009-2010 гг.
  

0x01 graphic

Красный Дом. Фото автора.

0x01 graphic

Площадка для игры в мяч у Красного Дома.

  
  

Casa del Venado или Дом Оленей

  
   Около Красного Дома находится другое здание. Оно расположено также на высокой прямоугольной платформе с монументальной лестницей и сходно с Casa Colorada. Постройка называется Дом Оленей (Casa del Venado). Название возникло потому, что в западной комнате на задней стене найдено изображение оленя. В передней стене также имеются три прохода. Правый вход, и правые части передней и задней комнат обрушились. В здании было три помещения, стоящие в один ряд, а перед ними - маленький алтарь. Фасад был гладким, возможно украшения имела лишь самая верхняя часть кровельного гребня, но он сильно повреждён, и о характере декора судить трудно. Здание, возможно, имело публичные и религиозные функции. Оно относится к концу классического периода.
  

0x01 graphic

Дом Оленей. Фото автора.

  
  
   Группа Даты (Grupo de la Fecha)
  
   На юге на расстоянии 1,2 километров от Кастильо около дороги Сак Бе 7 находится Grupo de la Fecha (группа даты) или Grupo de la Serie Inicial (группа начальной серии) - комплекс зданий, окружённых стеной. В него можно пройти через большую или через малую арку.
  

0x01 graphic

Арка Группы Даты.

   Центральная постройка, которая дала своё имя комплексу - это относительно небольшой храм. В его строительстве различают по меньшей мере, четыре фазы. Дверная опора несёт на себе единственную дату долгого счёта в Чичен Ице 30 июля 878 года. Считается, что данный архитектурный элемент был принесён сюда из другого, более раннего строения, и дата не означает постройку этого здания.
  

0x01 graphic


Храм Группы Даты

  
   Другое важное здание Casa de los Caracoles - дом улиток. Это сложного плана строение с длинной историей перестроек. Оно называется так из-за изображений раковин на среднем карнизе. Верхняя половина стен западного фасада украшена большим плоским рельефом. На нём среди орнамента в виде вьющихся растений показаны сцены, которые изображают происхождение строителей и владельцев здания, предположительно, важной династии Купуль. Другие сцены сохранились не фризах здания и небольшой постройке на втором уровне. Эти рельефы были найдены среди руин и сложены из нескольких обломков, однако многие части отсутствуют. В центре сооружения находилось большое внутреннее помещение. Сейчас оно частично реконструировано. Его свод некогда поддерживало большое количество колонн. В поздний период истории города проходы здания были заделаны, стены пробиты, и были сооружены плиты для приготовления пищи. Эти перестройки указывают на изменения функции постройки.
  

0x01 graphic

Дом Улиток

  
   Другие сооружения группы также несут на себе грубо выполненные, некогда раскрашенные рельефы на фасадах, но с другими мотивами. Так небольшие храмы Casa de los Buhos (Дом Сов) и Casa de los Monos (Дом Обезьян) украшены изображениями, которые дали им такие названия. Примечателен круглый алтарь в форме гигантской черепахи. Группа полностью раскопана и реконструирована, однако ещё не открыта для посещения.
  
  

Главная Юго-Западная Группа (Grupo Principal del Suroeste)

   Эта группа на юго-западе центра Чичен Ицы находится на небольшом расстоянии от Grupo de la Fecha. Здесь до сих пор не проводились археологические раскопки, и данные здания недоступны для посещения. Группа представляет собой скопление по большей части маленьких зданий на общей платформе, а под ней - колонный зал. Также здесь находится пирамида (Castillo Viejo). Её верхнее святилище напоминает своими колоннами строения на Большой Платформе, например, Храм Большого Жертвенника.
  

0x01 graphic

Castillo Viejo

  

Старый Чичен (Chichen Viejo)

  
   У южного конца дороги Сак Бе N7 на расстоянии 2,3 км от Кастильо находится группа небольших построек. Здесь на дверных притолоках найдено множество надписей. Только одно здание здесь было полностью раскопано и отреставрировано. К этой группе ведёт Сак Бе, по которой Эдвард Томпсон проложил дорожку для посетителей, по которой те ездили на лошадях. Остатки этой Сак Бе ещё сохранились. Проход для туристов в эту зону также запрещён. Рядом с постройками находится карстовый провал, который не доходит до уровня грунтовых вод. Здесь в самом глубоком месте был сооружён колодец из Бутового камня, который служил для снабжения водой.
  
  

Храм трёх притолок (Templo de los Tres Dinteles)

   Храм трёх притолок (Templo de los Tres Dinteles) - это здание (7B3) с тремя помещениями, выстроенными в один ряд. Данная постройка - пример разновидности стиля Пуук, характерного для Чичен Ицы. Сооружение стоит на необычно высоком цоколе. Его средний заглублённый бордюр украшен крестообразными каменными плитами. По углам находятся большие маски Чаахка. Стена над средним карнизом украшена пятью группами по четыре колонны, расположенными меду тремя дверями. Сам средний карниз декорирован расположенными в виде зигзагов пилообразными каменными плитками. Входы в три комнаты украшены балками с иероглифическими надписями и датами.
  

0x01 graphic

Храм Трёх Притолок

  
  

Храм четырёх притолок Templo de los Cuatro Dinteles

  
   От полностью разрушенного здания Храма Четырёх Притолок (7B4) на месте остались лишь два дверных проёма с притолоками, украшенными иероглифическими надписями. Здесь ещё не приводились раскопки и работы по реконструкции.
  

0x01 graphic

Храм Четырёх Притолок

  
  
   Другие группы на юго-западе
  
   Западнее Сак Бе 7 в глухом непроходимом лесу находятся многочисленные группы построек, которые до сих пор не нанесены на карту и описаны весьма поверхностно. Во многих из них находятся храмы, сходные с Храмом Большого Жертвенника или храмом Главной Юго-Западной Группы. Ещё одна группа такого типа с собственной пирамидой (5D1) находится южнее отеля Hacienda.
  

0x01 graphic

Головы змей у основания пирамиды 5D1

  
  
   Группа Чультун (Grupo Chultun)
  
   Группа Чультун - группа монументальных зданий, находящихся на расстоянии 1,3 км восточнее центра города за объездной дорогой. Она соединяется с центром с помощью Сак Бе N 19. Примечательным строением является площадка для игры в мяч. Группа до сих пор не раскопана и закрыта для посещений.
  

0x01 graphic

Площадка для игры в мяч группы Чультун

  
  
   Северо-западная Группа (Grupo del Noroeste)
  
   Небольшая группа до сих пор не раскопанных зданий лежит недалеко к западу от Большой Площадки для Игры в Мяч в глухом лесу. Примечательно, что колонны одного здания очевидно изготовлены не для этой постройки, а принесены из другого сооружения. Части рельефа на их не подходят друг к другу. Эта область закрыта для посетителей.
  

0x01 graphic

Колонна с неподходящими друг к другу блоками

  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Кретов "Легенда 2, инферно"(ЛитРПГ) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Кристалл "Покорение небесного пламени"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) А.Кристалл "Покровитель пламени"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"