Иванов Дмитрий Викторович : другие произведения.

Архитектура, история и искусство Тулума. Часть 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тулум - город майя постклассического периода на берегу Карибского моря. Здесь сохранилось множество построек самого разнообразного назначения. Город являлся центром культа Нисходящего Бога. Его изображения имеются на нескольких зданиях города. Я сам побывал в Тулуме и сфотографировал его здания и фортификационные сооружения.


   Тулум
   Тулум (юкатекский Тулу'ум) - город майя доиспанского периода в штате Кинтана Роо, окружённый стенами. На языке майя он назывался Сама - Город Рассвета, так как он ориентирован на восход солнца над Карибским морем. Современное название Тулум означает "ограждение" или "стена". Руины располагаются на скалах высотой около 12 метров, проходящих вдоль восточного побережья полуострова Юкатан, омываемого Карибским морем недалеко от южного мыса острова Косумель. В настоящее время Тулум является одним из наиболее хорошо сохранившихся городов майя. Руины ежедневно притягивают сотни туристов благодаря живописному расположению на берегу Карибского моря. Он находится в 128 км к северу от знаменитого курорта Канкуна.
  

0x01 graphic

  

План Тулума по данным раскопок Лотропа (1924 г.)

  
   Тулум является одним из последних городов, построенных индейцами майя. Вначале своей истории он служил главным портом для крупного центра Коба. Самая ранняя керамика, найденная в Тулуме датируется средним постклассическим периодом. Расцвет поселения пришёлся на XIII и XV века. После 1250 года Тулум был заселён, предположительно, выходцами из народа майя путун и стал важным коммерческим портом. Город вошёл в зону влияния Майяпана и участвовал в торговом союзе городов подконтрольных Майяпану. В это время число обитателей доходило до 1000-1600 человек. Однако лишь несколько сотен людей проживало в огороженной стеной части поселения.
   В Майяпане правила династия Кокомов, пришедшая к власти, возможно, при помощи наёмников, происходивших из центральной Мексики и говоривших на языке науа. Государство Кокомов контролировало всю территорию Северного Юкатана. Опора на чужеземных наемников вызвала недовольство подвластных правителей, прежде всего династии Шиу из Ушмаля. В 1441 г. Ах-Шупан Тутуль-Шиу поднял восстание, захватил Майяпан и истребил правящий дом, за исключением одного из сыновей правителя, который в это время возглавлял торговую экспедицию на территорию Гондураса. Спасшийся царевич основал новое царство со столицей в Сутутха, просуществовавшее до испанского завоевания. После восстания государство Майяпана распалось на шестнадцать более мелких политий, которые назывались кучкабали. Тулум оказался в кучкабале под названием Экаб. Кучкабали управлялись царём, называемым халач виник. Однако в истории нет упоминаний о халач винике из Экаба. В этом отношении мнения учёных разделились. Одни считают, что в Экабе не было халач виника, другие же предполагают, что упоминаний о нём просто не сохранилось. Кучкабаль, в свою очередь, делился на мелкие княжества, называемые батабили, управляемые князьями, называемыми батабами. В Экабе батаб острова Косумель имел наибольшее влияние. Остальные были равны в правах. Таким образом, Экаб представлял собой процветающее сообщество купеческих городов. Однако некоторые учёные предполагают, что Тулум, занимавший выгодное стратегическое положение на пике своего расцвета не зависел от каких-либо внешних правителей.
   В Тулуме сходились морские и сухопутные торговые пути. Артефакты, найденные в городе и его окрестностях, говорят о том, что сюда прибывали товары из Центральной Мексики и Центральной Америки. Медные изделия из мексиканских нагорий обнаружены неподалёку от Тулума. Здесь найдены предметы из кремня, керамика, курильницы и золотые украшения со всего Юкатана. Город являлся важным центром торговли обсидианом. Этот минерал применялся для изготовления режущей кромки оружия, украшений и культовых предметов. Жадеит и обсидиан - одни из наиболее ценных материалов, могли доставлять из Иштепека в северной Гватемале на расстоянии 700 км от Тулума. Соль и ткани привозили в Тулум по морю, а затем они доставлялись во внутренние районы материка. Оттуда экспортировались перья, изделия из меди и другие товары. Они транспортировались по таким рекам, как Рио Мотагуа, Усумасинта и Рио Пасьон. Исток Рио Мотагуа находится в горной Гватемале, а сама река впадает в Карибское Море. Рио Пасьон берёт начало в холмах северной Гватемалы. Она сливается с рекой Салинас и образует могучую Усумасинту, которая протекает по границе Гватемалы и мексиканского штата Чьяпас, пересекает штат Табаско и впадает в Мексиканский залив.
   Судя по многочисленным фрескам и скульптурным изображениям, Тулум являлся важным центром почитания Нисходящего Бога. Нисходящие Боги (другие названия Ныряющие или Опускающиеся боги) известны в религии народов Мезоамерики с классического периода. На Юкатане подобные изображения появляются в конце классического периода. Одно из ранних украшает дворец Сайиля. Другие известные изваяния находятся в Кобе и Майяпане. Изображения Нисходящего бога известны не только по скульптурным изображениям, но и по фрескам, изделиями из керамики. Его фигура вырезана на деревянном посохе, найденном в священном сеноте Чичен Ицы. Изображения Нисходящего бога есть в Мадридском кодексе. Одно из них показывает бога направляющимся к связанной жертве. Иногда данные персонажи носят головные уборы в виде маски птицы. Здесь в Тулуме подобное божество вновь стало популярным через 200-300 лет забвения. Имеется много предположений, кто такой этот нисходящий бог - бог маиса, неба, Луны, Венеры, пчёл. Часто такие изображения связываются с культами светил, фертильностью и плодородием. Возможно Нисходящий Бог является богом-пчелой Ах Масехкабобом. Есть мнение, что это Шуш Эк - звезда-оса, божество Венеры. Известный исследователь майя Карл Таубе относит изображения Нисходящего бога к так называемому богу Е, связанному с маисом. Такой вывод он делает на основании того, что на большинстве изображений нисходящего бога головной убор напоминает листья маиса. Автор отмечает, что на изображениях Нисходящего Бога в мадридском кодексе через лицо проходит полоса, характерная для бога маиса. В книге Чилам Балам из Чумайелья рассказывается о нисхождении бога Болон Майель из сердца небес со сладкими ртом, кончиком языка и мозгом. Суммируя все свои наблюдения К. Таубе пишет, что нисходящий бог изображался как в сценах, связанных с жизнью, так и со смертью, и с изобилием, по большей части, он связан с сельским хозяйством и растительностью. Согласно другому мнению, фигуры Нисходящего Бога, созданные в разные периоды и в разных городах, изображают разных персонажей.
  

0x01 graphic

Фигура Нисходящего Бога. Тулум. Национальный Музей Антропологии. Мехико. Фото автора.

  
   Тулум был обитаем ещё спустя около 70 лет после начала испанского завоевания. Предполагается, что заболевания, принесённые европейскими поселенцами, послужили одной из причин, по которой поселение было покинуто жителями.
   Впервые Тулум упоминается Хуаном Диасом, капелланом экспедиции Хуана де Грихальвы 1518 года, как "очень большой город" и "самая высокая башня, которую они видели". Далее в 1549 году город упоминается в налоговом списке Юкатана. Затем Тулум пропадает из поля зрения историков до того, как руины были открыты Хуаном Хосе Гальваресом в 1840 году.
   Первое детальное описание городища опубликовано Джоном Ллойдом Стефенсом и Фредериком Казервудом в 1843 году в книге "Случаи из путешествия на Юкатан". Как только они прибыли с моря, путешественники увидели высокое впечатляющее здание, называемое Кастильо (исп. замок). Исследователи сделали подробные карты руин и укреплений. В своём отчёте они также упомянули стелу классического периода, датированную 564 годом. В настоящее время она находится в коллекции Британского Музея. Скорее всего, она была высечена в другом месте и привезена в Тулум из одного из близлежащих городов, например, Шель Ха или Танках.
   С 1913 г. работа была продолжена Сильванусом Морли и Джорджем П. Ховом. С 1916 по 1922 гг. раскопки проводились Институтом Карнеги, а с 1924 - Самюэлем Лотропом. Последний составил карту руин. Далее в 1930-х и 1940-х годах здесь работал Мигель Ангел Фернандес, в 1956 г. - Уильям Сандерс, в 1970-х годах - Артур Г. Миллер. В ходе последних исследований установлено, что город относился к позднему постклассическому периоду и был основан около 1200 гг., а также, что он поселение было покинуто во второй половине XVI века.
  
   Архитектура Тулума
   Архитектура Тулума типична для городов майя восточного берега Юкатана, ряд учёных выделяет отдельный архитектурный стиль, характерный для региона. Кроме кровельных гребней, возможно, позаимствованных из стиля Пуук, способа обработки блоков для каменной кладки и колоннад имеется мало других следов влияния архитектуры классического периода. Самыми старыми строениями в городе являются первое здание на месте Кастильо и сооружения с колоннами, такие как дом Халач Виника. Здания города стоят на невысоких платформах. Дверные проёмы обычно узкие или с колоннами, поддерживавшими перекрытие больших строений. Верхнюю половину стен обычно украшают два карниза. В комнатах часто имеется одно или два небольших окошка, в задних частях помещения оборудовались алтари, перекрытие было или сводчатым, или состояло из близко лежащих друг к другу деревянных балок, покрытых слоем известкового раствора. Стены часто строились скошенными. Данные сооружения напоминают своей конструкцией здания в Чичен Ице, однако в уменьшенном масштабе, или современные им строения Майяпана. Большинство из них было перестроено в позднем постклассическом периоде. В архитектуре Тулума чувствуется влияние центральномексиканского стиля. Например, использование колонн в виде змеев, обрамляющих вход в Кастильо является чертой тольтекских храмов.
   Тулум был защищён со стороны моря прибрежными скалами, а со стороны суши - стенами от двух до пяти метров в высоту. Они ограничивали поселение с севера, запада и юга. Толщина по большей части не превышает 6 м, но на стороне, параллельной морю, она достигала 8 м. Здесь длина составляла - 385 м. С боковых сторон длина стен равнялась около 165 м. На сооружение данных укреплений было затрачено большое количество сил, ресурсов, и времени, что свидетельствует о важности организации обороны города. На юго-западных и северо-западных углах стены находятся небольшие сооружения. Ранее считалось, что они выполняли роль дозорных башен, однако теперь есть мнение, что они служили святилищами. Внутрь огороженного участка вели пять узких арочных ворот: по двое с севера и юга и одно в центре. По одному дозорному помещению располагалось с каждой стороны северо-восточного входа. Через каждые врата проходила дорога Сак Бе. Вдоль стен на неравном расстоянии друг от друга находилось несколько небольших помещений. Такая система фортификации показывает, насколько хорошо был защищён город. Возле северной стены находится небольшой сенот, снабжавший город питьевой водой. Однако полагают, что стены не только защищали обитателей Тулума от атаки извне, но ещё и выполняли сакральную функцию, ограничивая доступ в священное пространство города.
  

0x01 graphic

  

Стена Тулума. Фото автора.

0x01 graphic

Ворота Тулума напротив структур 31 и 32. Фото автора.

0x01 graphic

Ворота Тулума в области Дома Сенота (структура 35).

  
  
   Внутри стен хорошо спланированный ансамбль был ориентирован вдоль центральной улицы, проходящей с севера на юг. Главная площадь Тулума огорожена невысокой каменной стеной. Она расположена около угла утёса. Центром данного ансамбля является Кастильо. Большинство сохранившихся зданий Тулума датируются XII и XIII веками. Однако не всем жителям повезло обитать под защитой стен. Согласно данным раскопок город протянулся на 6 километров вдоль берега моря. Однако за пределами укреплениях находилось, в основном постройки простых общинников из пальмовых листьев и дерева. Важно отметить, что на территории Тулума не было найдено площадки для игры в мяч. В постклассический период у майя строительство стадионов постепенно прекращается. Однако по данным испанских хронистов известно, что сама игра не исчезла. Возможно, спортивное действо перестало играть прежнюю роль для правителей и элиты, в то время как простые люди продолжали играть вне специальных сооружений.
  
   Башни (El Torreon)
   На юго-западных и северо-западных углах стены находятся башенки. Археологи обозначают их как структуры 55 и 56. Большинство учёных склоняется, что они не были предназначены для обороны города, а служили храмами. Левая башня, лежащая ближе к действующему входу, сохранилась лучше, чем правая, которая сильно разрушена. Обе имели по три входа и алтарь, расположенный вдоль задней стены. Здесь, возможно, помещали подношения. Над карнизами башен обнаружены панели с геометрическим орнаментом. Считается, что в древности он был раскрашен. Из-за плохой сохранности, башни закрыты для посещения туристами.
  

0x01 graphic

Башня Тулума

  
   Дом Сенота (Casa del Cenote)
  
   Это небольшое здание находится на краю обнесённой стеной части города. Своё название оно получило, так как расположено над пещерой с сенотом. Вода в сеноте солёная и не пригодна для питья. Возможно, во времена расцвета города она была пресной. Город не мог бы вырасти без достаточного источника воды, а другого здесь не было.
   Здание имеет прямоугольную форму и стоит на платформе. Внутрь ведут три входа. Передний обрамлён колоннами. В верхней части стены украшены двумя карнизами. Нижний состоит из двух рядов камней: первый скошенный кнаружи и книзу, второй - прямой. Верхний является его зеркальным отражением. Спереди и сзади находится по комнате. В центре сооружения найдена хорошо отделанная могила в полу. В задней комнате находится алтарь, где майя проводили религиозные церемонии. Над ним проделано квадратное отверстие в стене. Такие же есть и в боковых стенах. Эти окошки слишком маленькие, чтобы использоваться для освещения. Позже к зданию была добавлена ещё одна комната непосредственно над входом в пещеру.
   Среди обломков перед зданием в 1920-х годах была найдена грубая каменная фигурка неизвестного животного. Предполагается, что некогда она была отделана штукатуркой и стояла на краю крыши.
  
  

0x01 graphic

  

Пристройка к Дому Сенота. Фото автора.

0x01 graphic

Пристройка к Дому Сенота. Видна пещера с сенотом. Фото автора

0x01 graphic

Дом Сенота. Фото автора

  
  
   Северо-Западный дом (Casa Del Noroeste)
  
   Постройка обозначается археологами, как структура 34. Хорошо сохранившееся частично реконструированное здание в северной части города, по конструкции оно сходно с Домом Сенота. Сооружение стоит прямоугольной на платформе, на которую можно подняться по лестнице. Вход обрамляют колонны. Фасад украшен двумя карнизами из двух бордюров, такими же, как и в Доме Сенота. В стенах также имеются меленькие квадратные окошки, а в верхней части - отверстия, в которые, предположительно вставлялись деревянные балки перекрытия. Внутри стены были отделаны штукатуркой, выкрашенной в красный цвет. Здесь также найдено захоронение под полом здания.
  

0x01 graphic

Северо-западный дом. Фото автора

0x01 graphic

Северо-западный дом. Фото автора

  
  
   Храм Бога Ветра (Templo del Dios del Viento)
  
   Храм бога ветра обозначается археологами, как структура 45. Данное культовое сооружение возведено на утёсе на берегу моря. Считается, что оно относится к наиболее раннему этапу застройки. В основании здания находится круглая платформа. Наверх ведёт лестница. Само святилище имеет прямоугольный план. Вход только один. В верхней части фасада здания имеется два карниза, декорированных небольшими скульптурами из штука. Постройка смотрит на Дом Сенота, а не на море. Ориентация здания несколько отклонена от направления на север. Считается, что постройка использовалась для отправления религиозных ритуалов. Недалеко от храма стоят несколько небольших святилищ.
   Религиозное назначение здания подтверждается тем, что 82% осколков керамики здесь, предположительно принадлежат курильницам.
  
  
  

0x01 graphic

Храм Бога Ветра. Фото автора

0x01 graphic

Храм Бога Ветра. Вид сзади. Фото автора

  
   Стены храма имеют толщину около 50 см. В верхней части задней стены имеется небольшое отверстие прямо под нижним карнизом. По отношению к плоскости стены оно проходит косо и почти точно ориентировано на юг. Некоторые считают, что оно использовалось в астрономических наблюдениях, иные говорят, что отверстие служило для того, чтобы вызывать свист, когда ветер проходил под определённым углом.
  

0x01 graphic

План храма, расположение отверстия и символа

  
   Символ, найденный на стене внутри храма, говорит о том, что здание использовалось религиозной сектой во время восстания жителей Юкатана против правительства, называемого Юкатанской Войной Рас. Восстание началось в 1847 году. Мятежники поклонялись культу говорящих крестов. Они считали, что три креста начали говорить и повелели индейцам майя уничтожить всех чужаков на их землях. После падения столицы восставших эти кресты некоторое время находились в Тулуме. Символ, начертанный повстанцами можно увидеть, если посмотреть через отверстие снаружи храма. Он располагается на притолоке у входа.
  

0x01 graphic

Фотография символа через отверстие

0x01 graphic

Символ на стене

0x01 graphic

Предполагаемая реконструкция символа

  
   В храме проводили обряды до 1924 года.
   Храм имеет двойника. Напротив него также на утёсе в южном конце Тулума имеется святилище, сходное по размерам и планировке - Храм Моря (Templo del Mar). Фасад этой постройки смотрит на море. Она стоит на квадратной платформе. Крыша, которую упоминал Стефенс, теперь обвалилась. Под её обломками погребён алтарь, описанный исследователем. Среди обломков керамики процент фрагментов курильниц довольно низкий. Характер керамики здесь больше напоминает содержимое резиденций. Возможно, что назначение здания определено неправильно.
   Народы науа в центральной Мексике, в том числе и ацтеки, придавали храма бога ветра Ээкатля круглую форму, возможно, чтобы ветер мог свободно без препятствий овевать собственную пирамиду. О таких верованиях в среде майя нам не известно. Поэтому нельзя сказать наверняка, действительно ли было посвящено данное святилище богу ветра. Кроме того, в ацтекском храме ветра круглым было и само святилище, а не только пирамида, а здесь здание храма имеет прямоугольную форму.
  
   Дворец (El Palacio)
  
   Это здание также называется домом Халач Виника или Структура 25. Однако не известно, носил ли правитель Тулума титул Халач Виник. Считается, что в Экабе Халач Виника не было. Постройка служила резиденцией правителя или другого знатного человека.
   Здание располагается на платформе, на которую можно было взойти по лестнице. Вход обрамляют четыре круглые колонны. Внутри видны следы перестроек. Например, считается, что было добавлено несколько опор, возможно из-за угрозы обрушения крыши. Фасад ранее был раскрашен в синий и красный цвета. Теперь он сильно разрушен. Как и в других зданиях Тулума, стены здесь украшены двумя карнизами на сей раз из одного ряда гладких камней. Маленькие квадратные оконца расположены в верхних частях стен, причём не только наружных, но и тех, что разделяют внутренние помещения. Дворец не имеет богатого декора, однако украшен штуковым рельефом с изображением Нисходящего Бога. Фигура находится в нише над входом в помещение позади переднего зала и отличается самым качественным исполнением из всех найденных в Тулуме и относительно хорошей сохранностью. Возможно, ранее таких фигур было несколько. Тростниковая крыша над рельефом призвана защитить её от неблагоприятных внешних воздействий и не является реконструкцией.
   Комнаты во дворце больше, чем в других строениях Тулума. Помещений три - переднее, заднее и восточное. Из переднего помещения в заднее ведут три прохода. Причём центральный расположен прямо напротив святилища в задней комнате. С запада от него были добавлены две дополнительные опоры. В восточную комнату можно пройти из задней. Здесь имеется вход с двумя колоннами, но к нему не ведут ступеньки.
   Также имеется проход слева со ступеньками, вдоль стены, ведущий к задней части строения. В некоторых помещениях дворца, в том числе и в холле с колоннами вдоль стен расположены каменные скамьи.
   В ходе раскопок в здании были найдены обломки керамический посуды и курильниц, а также раковины моллюска Fissurella barbadensis. У них была срезана верхушка, так что получилось овальное отверстие, через которое, возможно, продёргивали верёвку. Также обнаружены остатки других раковин настолько хорошо отполированные, что идентификация их не возможна. Это подтверждает предположение о проведении во дворце ритуалов. Кроме того, обнаружен рыболовный крючок из раковины.
  

0x01 graphic

Дворец или Дом Халач Виника. Фото автора.

0x01 graphic

Дворец. Фото автора

0x01 graphic

Интерьер дворца. Фото автора. Видна фигура Нисходящего Бога

  
  
   Дом Колонн
  
   Дом колонн (структура 21) расположен напротив дворца Халач Виника и обращён к нему задним фасадом. Он построен на невысокой платформе. Дом Колонн - одна из наиболее крупных резиденций знати в Тулуме, возможно, даже больше, чем дворец. Возможно именно здесь, а не в доме Халач Виника размещался царский двор.
   В длину он составляет около 85 м, в ширину - 35 м. Здесь имеется несколько небольших комнат. Здание имеет форму буквы L. Западное крыло было добавлено позже. Фасад здания ориентирован на юг. Западное крыло имеет собственный вход со ступенями и двумя колоннами. Спереди фасад сильно разрушен. Здание украшено двумя карнизами. Нижний состоит из двух бордюров. Первый представляет собой один ряд камней, скошенных книзу и кпереди. Выше него находится гладкий бордюр также из одного ряда камней. Верхний регистр стен украшен нишами с крестообразными элементами. Верхний карниз состоит из двух бордюров: нижний - гладкий, верхний - скошенный вверх и кнаружи.
   В основном корпусе два помещения - одно позади другого. Первое представляет из себя колонный зал. Передний ряд из четырёх колонн обрамлял вход. Второй - из восьми - поддерживал крышу. Вдоль стен располагались скамьи. Задняя комната длинная узкая. В этом помещении с маленькими оконцами, похожими на те, что имеются в Северо-Западном Доме и Доме Сенота, находилось святилище. Здесь жители резиденции проводили религиозные обряды. В западном крыле имеется две комнаты. В первую ведёт вход снаружи. Его обрамляют две колонны. Вторая комната почти квадратная. В неё можно попасть как через первую, так и через колонный зал основного корпуса. Её потолок поддерживает одна колонна в центре.
  

0x01 graphic

Дом Колонн. Вид сзади. Фото автора

0x01 graphic

Дом Колонн. Фото автора

0x01 graphic

Дом колонн и структура 18. Фото автора

  
  
   Дом Чультун (Casa de Chultun)
  
   Напротив Храма Фресок располагается дом Чультун (структура 20). Дом стоит на платформе. Наверх ведёт лестница. Фасад дома обращён на восток. Верхняя часть стен украшена двумя карнизами. Первый состоит из двух бордюров: нижнего скошенного вниз и кнаружи и верхнего гладкого. Второй также состоит из двух карнизов: нижнего гладкого и верхнего, скошенного кверху и кнаружи.
   Искусственная цистерна для сбора дождевой воды, называемая чультун, находится в области юго-западного угла платформы. Вход дома обрамляют две колонны. В здании три помещения. Два длинных - одно позади другого. В заднем находится небольшое святилище. Отсюда можно попасть в ещё одну небольшую комнату. Вдоль стен располагаются каменные скамьи. Над входом в заднюю комнату уцелела скульптура Нисходящего Бога в нише. В задней стене здания имеются квадратные оконца. Ранее стены строения были раскрашены в чёрный и красный цвета. Следы красок сохранились на отдельных участках. Скорее всего, он служил резиденцией знати. В здании найдены острия из раковин моллюсков, кельты из раковин Strombus gigas, и колокольчик из раковины Oliva reticularis.
  
  

0x01 graphic

Дом Чультун. Фото автора

0x01 graphic

Дом Чультун. Фото автора

  
  
  
   Храм Нисходящего Бога (Templo del Dios Descendente)
  
   Храм нисходящего бога - одно из самых красивых строений Тулума. Археологи обозначают его, как структура 5. Он был построен на месте более раннего сооружения, которое заполнили камнями, а затем использовали в качестве основания для возведения нового здания. Теперь оно скрыто внутри платформы. Наверх ведёт лестница. Фасад здания ориентирован на запад. Этот храм получил своё называние из-за скульптуры, расположенной в нише над входом. Она изображает антропоморфного бога в красивом головном уборе, опускающегося с небес головой вниз. Его ноги поджаты и расположены сверху, на лодыжках браслеты с шариками или колокольчиками. Предполагается, что конструкция сандалий бога тольтекская. Руки с перьями, изображающие крылья, согнуты перед головой. В них бог держит некий объект. Стены здания отклонены от вертикали. Это не является следствием обветшания конструкции, а было задумано заранее. Над дверью находится бордюр, скошенный вниз и вперёд, далее идёт прямой бордюр, украшенный чередующимися изображениями двух концентрических колец и таких же колец с двумя стекающими струями жидкости. Последний символ Э. Зелер при анализе кодексов науа трактует, как сочетание драгоценного камня и воды, что вместе даёт понятие "драгоценная влага" - метафора для обозначения жертвенной крови. Насколько это справедливо для Тулума, сказать нельзя, хотя, учитывая центральномексиканское влияние на город, и изображения Нисходящего бога, опускающегося к жертве, такую вероятность отрицать нельзя. Согласно другому мнению, это - не потоки влаги, а струи выдыхаемого воздуха. Выше располагается бордюр, скошенный кверху и кнаружи. . Внутри святилища всего одно помещение.
   Внешние стены были расписаны изображениями богов Солнца, дождя и маиса, обрамлённых телами змеев в смешанном стиле, сочетающем мотивы из региона миштека-пуэбла с чертами майя, что характерно для искусства региона позднего постклассического периода. Задняя стена храма также была расписана. Изображения включали в себя большую голову пернатой гремучей змеи с плюмажем из перьев и богиню с многочисленными украшениями и морскими раковинами, напоминавшую богиню вод науа ЧальчиутликуэПлетёные мотивы на фресках, возможно, являются символом пуповины. Вдоль стен имеются каменные скамейки.
   В области Храма Нисходящего Бога среди обломков керамики найдено всего 19% обломков курильниц. Это меньше, чем в других храмах, но больше, чем в области жилых резиденций.
  
  

0x01 graphic

Храм Нисходящего Бога. Фото автора

  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"