Иванов Дмитрий Викторович: другие произведения.

История средневековой Трансильвании

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткая история Трансильвании с древнейших времён до эпохи реформации


   Даки и римляне
  
   Регион Дуная и Карпат на протяжении всей истории был местом, где пересекались властные амбиции, пути миграции и культуры многих народов. Источники шестого века до нашей эры повествуют о том, что здесь проживали агафирсы. После них на эти земли пришли даки, фракийский народ, который к первому веку до нашей эры создал государственное образование, центром которого была сегодняшняя Трансильвания. Даки подчинили себе и поглотили многочисленные племена, проживавшие на данной территории. После убийства царя Буребисты около 44 г. до н.э. их империя пришла в упадок и распалась.
  

0x01 graphic

  

Поселение даков в Трансильвании

0x01 graphic

Сармизегетуза

  
  
   На юго-западе Трансильвании находился политический и культурный центр даков - столица Сармизегетуза. Даки строили внушительные укрепления, в конструкции которых угадывается влияние средиземноморских народов. В основе общественного устройства лежала строгая иерархия. Верхний слой составляли так называемые обладатели войлочных шапок, им подчинялись длинноволосые, составлявшие низшую страту. Даки выстраивали отношения с близлежащими греческими полисами на побережье Чёрного моря и Римской империей. Рост владений даков вызывал озабоченность в республике ещё во времена Цезаря. Для охраны рубежей державы римляне селили на границах другие народы. Те или противостояли дакам, или платили им дань. Однако отношения Рима и Дакии всегда оставались напряжёнными. В 105-106 гг. н. э. император Траян окончательно захватил Дакию и разрушил её столицу Сармизегетузу. К этому времени государство даков простиралось от Дуная на юге, Тисы на западе, восточных Карпат на севере, а на востоке распространялось за пределы Карпат.
  

0x01 graphic

Битва даков и римлян

  
  
   Император учредил провинцию Дакия Траяна на территории современных Малой Валахии и Трансильвании. Римляне завоевали эти земли не только, чтобы устранить угрозу со стороны даков, но и, чтобы обеспечить себе доступ к богатым месторождениям соли и драгоценных металлов. Кроме того, покорение Дакии подняло национальное самосознание римлян. Завоеватели проложили дороги, построили военные лагеря и города, чтобы привлечь в новую провинцию большое количество переселенцев. С точки зрения производства, Дакия была важна лишь как область добычи полезных ископаемых. После реформирования системы управления часть провинции, лежащая между Дунаем, Олтом и Карпатами, стала называться Dacia Inferior, а юго-западная Трансильвания со отстроенной заново столицей Ульпией Траяной Сармизегетузой - Dacia Superior. Северная Трансильвания позднее стала называться Dacia Porolissensis. Севернее жили враждебные Римской империи германские народы - готы и маркоманы, а также сарматы.
   Следующее столетие оказалось беспокойным. Нужно было организовывать оборону от переселяющихся враждебных племён и платить дань для умиротворения этих захватчиков. Также римляне строили укрепления на восточной границе. Внешняя угроза привела к консолидации населения в городах. Провинция становилась всё менее привлекательной для новых поселенцев, и поэтому правительство вынуждено было вводить всё новые льготы для тех, кто желал там обосноваться. Тексты античных авторов и археологические находки свидетельствуют о том, что в Дакию прибывали люди изо всех концов Империи, по большей части, из соседних областей. В то же время, представителей местного населения после завоевания осталось очень мало. То, насколько медленно в Дакии устанавливались обычные имперские порядки, видно по тому, насколько поздно были здесь приняты нормы городского права. Сначала в провинции базировался один легион, а затем - два. Многочисленные споры вызывает вопрос, насколько доримское население Дакии смешалось с вновь прибывшими поселенцами и в какой степени оно было романизировано.
   Несмотря на усилия римлян, в Трансильванию проникают готы, которые направлялись на запад из земель, находившихся севернее Чёрного моря. С 230-х годов началось массивное движение народов через регион Дуная и Карпат. Поэтому римляне должны были покинуть многие порубежные территории, которые недавно завоевали. Линия границы севернее Дуная была очень протяжённой, и её было чрезвычайно трудно защищать. Империя же переживала глубокий политический и экономический кризис. Войска вынуждены были отступить на юг и на запад. Вместе с ними ушли и многие жители провинции. Император Аверилиан разбил вандалов и готов в 270 г. Но в 271 г. он велел оставить Дакию. Были учреждены новые провинции южнее Дуная - Dacia Ripensis и Dacia Mediterranea. Именно туда направились люди, проживавшие севернее Дуная.
  
  
   Вопрос дако-римской преемственности
  
   Считается, что во времена римского владычества колонисты, говорящие на латинском языке, смешались с даками. Утверждается, что многие из этих людей остались в своих поселениях после того, как римские власти оставили Дакию, и именно они являются предками нынешних румын. С XVIII века большинство румынских учёных придерживаются такой точки зрения. В качестве наиболее веских аргументов они приводят значительное сходство румынского языка с латинским и то обстоятельство, что румыны являются подавляющим большинством населения на территории бывшей Дакии. Согласно данной теории, романизированное население Дакии после ухода римской армии должно было переселиться в горы и там остаться на протяжении нескольких веков, когда через область Дуная и Карпат проходили мигрирующие народы. Некоторые их поселения, оставшиеся в Трансильвании были окончательно уничтожены с пришествием мадьяров с запада. Румынское население Трансильвании, относительно рано христианизированное священниками из Византии, попало в зависимость от венгров.
   Противники теории дако-римской преемственности сомневаются как в том, что романизация значительной части населения была возможна на протяжении всего двух столетий, так и в том, что значительное число жителей, говорящих на латинском языке, могло сохранится севернее Дуная без защиты римской армии. В доказательство приводятся письменные источники и результаты археологических исследований. Они ставят под сомнение тот факт, что гипотетические дако-римляне смогли сохраниться во всём регионе во время великого переселения народов. Противники теории дако-римской преемственности задают резонный вопрос, почему на протяжении многих лет не было никаких письменных источников и археологических свидетельств о дако-римлянах. Ученые ссылаются на тот факт, что во всём регионе нет никаких топонимов, происходящих из языка римлян или даков.
   В качестве альтернативы признанные центральноевропейские и западноевропейские специалисты предлагают теорию миграции, согласно которой предки румын постепенно прибывали с Балкан на земли, находящиеся севернее Дуная. Этому процессу способствовал как образ жизни скотоводческих народов, которые постоянно перегоняли стада на большие расстояния, так и ситуация в Европе - преследования христиан в булгарском каганате в IX веке и политика налогообложения в Византийской империи XI-XII вв. Данная теория подкрепляется историческими сравнениями румынского языка и языков балканских народов романской группы и албанским языком, а также лингвистической географией. Эти этнические группы должны были проникнуть в Трансильванию через Карпаты в XII-XIII вв, где на основе общей веры и сходных общественных устоев происходило их смешение со славянскими народами, а также племенами, говорившими на тюркских, германских и романских языках. Другие ученые исходят из того, что некоторые группы дако-римлян могли остаться на территории Трансильвании, однако к VI веку они должны были быть полностью славизированы.
   Причины появления теории дако-римской преемственности в XVIII веке в качестве аргумента румын в спорах о политических правах в Трансильвании понятны. На протяжении последующих двух столетий она явилась предметом полемики среди учёных. До сего дня данное учение играет большую роль в национальном самосознании румын. Теория дако-римской преемственности также важна для ответа на вопрос: кому принадлежала Трансильвания изначально, кто имеет больше прав на эту территорию, и кто на протяжении столетий являлся угнетателем? Как сторонники, так и противники теории дако-римской преемственности возводят свои положения в догмат, а потому до сих пор серьёзная научная дискуссия по этому вопросу вряд ли возможна. Поэтому во многом принятие или непринятие данного учения является вопросом веры. В любом случае этногенез румын являлся сложным постепенным процессом, происходившем на обширной территории как южнее, так и севернее Дуная. С учетом уже сложившихся демографических отношений в нынешней Трансильвании, вопрос легитимации права румын на владение этой территорией уже не имеет практического значения, и есть надежда, что скоро будет выработан беспристрастный подход к этой проблеме.
  
  
   Мигрирующие народы в Карпатах
  
   После римского владычества на землях севернее Дуная несколько столетий длился период нестабильности, историю которого можно обрисовать лишь схематично. Недавно отброшенные от границ империи вестготы, покинувшие Фракию и Иллирию, вторглись в оставленные римлянами области. Как и у других мигрирующих народов, государство вестготов представляло собой союз племён из большого числа групп различного этнического происхождения. Он утвердили своё владычество на землях, расположенных севернее Дуная и в значительной части Трансильвании, что подтверждается археологическими находками. Вестготы противостояли другим германским племенам и сарматам. В конце IV века из Азии в Европу пришли гунны и вытеснили вестготов на территорию Римской империи. На следующие без малого сто лет империя гуннов занимала область между Паннонской низменностью и нижним течением Дуная, включая Трансильванию. Эти земли были оставлены восточногерманским племенем гепидов. Около 567 г. гепиды были завоёваны аварами. Аварский каганат в те времена раскинулся от Трансильвании на востоке, Дуная на юге до Альп на западе и Татр на севере.
  

0x01 graphic

Аттила. Вождь гуннов

  
  
   В VI веке на территорию, находящуюся под владычеством авар, начали проникать славянские племена. Этот процесс трудно проследить на фоне большого количества различных народов, прошедших через данный регион, и оставивших там следы своей культуры. Однако заселение этой области славянами нельзя считать малозначительным, так как здесь сохранилось огромное количество славянских топонимов, а потому некоторые археологи полагают, что регион был некогда полностью населён славянами. Булгарское влияние осуществлялось, по меньшей мере через южную границу Трансильвании с начала IX века, когда аварский каганат пал в борьбе с булгарами и Каролингами. Небольшие славянские владения в IX веке в западной части Трансильвании, скорее всего, были покорены Великой Моравией. Далее последовали первые походы венгерских племён.
   Вероятно, венгры, кочевой народ коневодов, были вытеснены печенегами с обширной территории между Доном и низовьями Дуная. В IX веке они вторглись в область Дуная и Карпат. За разгромом Великой Моравии последовали набеги на земли, лежащие к западу. Лишь после поражения на реке Лех в 955 г. венгры установили своё владычество на Дунае. Этот народ сохранял свой древний племенной строй ещё длительное время после захвата земли. Каждый из семи основных венгерских кланов имел собственное поселение и свою территорию. С IX века все они находились под предводительством общего великого князя из дома Арпадов. Во второй половине X века постепенно начинается формирование венгерской государственности.
  
  
   Защита границ Венгрии на востоке
   Около 1000 года венгерский правитель Иштван I принял христианство. Его держава располагалась в самом центре Европы, в месте пересечения зон влияния греческой и латинской церквей. Молодое государство было крайне заинтересовано в защите границ и расширении территории. Решение принять христианство по римскому образцу имело далеко идущие последствия, так как в этом случае Венгрия включилась в западное культурное пространство. Поэтому в Венгрии было так сильно влияние немецких стран, само государственное устройство королевства было ориентировано именно на них. Постепенно автономия отдельных территорий сменялась сильной королевской властью. Но феодализм западного образца в Венгрии так и не сформировался. Главной обязанностью дворянства была военная служба королю, которому принадлежала вся земля. Большие владения монарха, которыми он награждал верных людей, сохранялись до конца Средних веков, при этом сила самой королевской власти была подвержена значительным колебаниям. Так магнаты во время борьбы за трон в конце XIII века смогли значительно расширить свои владения. Аналогичные процессы имели место также во время смут в конце XIV и в середине XV веков.
  

0x01 graphic

Иштван I

  
  
   Политические отношения с Византией оставались стабильными вплоть до XV века, несмотря на принятие королевством западного христианства. В значительной степени этому способствовали династические браки. Агрессивная экспансия Венгрии на Паннонскую низменность порой встречала сопротивление со стороны местных жителей. Однако отсутствие стройной политической организации и слабость соседних государств придавало уверенность мадьярскому королевству. Венгрия конфликтовала с Венецией за выход в Адриатическое море. К началу XII века Хорватия заключила в Венгрией персональную унию.
   Внутри державы венгерские короли проводили планомерную христианизацию населения, в первую очередь, это касалось высшей аристократии. Страна включалась в католическую церковную организацию. В XI веке под жёстким руководством короля были основаны десять епископств, которые возглавлял архиепископ Эстергома (нем. Гран). При этом освобождение страны от сильного влияния Константинополя потребовало значительных усилий. Вскоре в Венгрии появилось множество монастырей и представительств духовных орденов католической церкви изо всех уголков Европы. Более всех в этом отношении преуспели доминиканцы. В самой Трансильвании епископство было основано в XI веке, его центром стала Альба Юлия (нем. Вайсенбург).
  

0x01 graphic

Собор Альбы Юлии - резиденция католического епископа Трансильвании

  
  
   Колонизация Трансильвании происходила в XI и XII веках. Этот процесс шёл с учетом географических особенностей и этнического состава региона. Установлено, что старая племенная система частично сохранялась на западе области, и что там имелись небольшие государственные образования славян и кочевников. Однако о них до сих пор ничего определённого неизвестно. Их быстрое подчинение открыло дорогу к экспансии на восточную возвышенность. Как уже говорилось, регион Карпат и Дуная был конечном пунктом миграции степных народов. Эти гетерогенные в этническом плане воинственные группы представляли постоянную угрозу восточной границе венгерского королевства, а потому требовались специальные меры по колонизации этой территории в целях охраны рубежей державы. Для этой цели некоторые из кочевых тюркских народов были переселены в места, откуда осуществлялись вторжения в Паннонскую низменность. Они стали защитниками границы, а в обмен получили значительные привилегии.
   На юге и в центре возвышенности, ограниченной Карпатами, короли поселили секеев, которые должны были оборонять рубежи державы. Этот народ разговаривал на одной из ветвей венгерского языка и имел культуру, сходную с венгерской. Но происхождение секеев до сих пор остаётся неясным. Высказываются предположения, что секеи также являются народом тюркского происхождения. За свою службу эти стражи границы получили особые права, которые поставили данную этническую группу в привилегированное положение, сходное со статусом дворянства. Это обстоятельство сформировало сильное национальное самосознание секеев, которые особо выделяют себя из числа остальных венгров.
  

0x01 graphic

Миклош Олах

  
   Любопытную версию происхождения секеев и интересные сведения об их жизни приводит в своих трудах архиепископ эстергомский, историк и учёный-гуманист Миклош Олах (1493-1568 гг.). Сам он родился в Трансильвании в городе Сибиу (нем. Германнштадт), происходил из валашского княжеского рода, о чём говорит его фамилия. Миклош Олах считал, что венгры произошли от гуннов. Гунны-венгры якобы ушли в Трансильванию, так как не желали попасть под власть Детрика и других германцев после смерти Аттилы и распада его державы. Чтобы не быть уничтоженными, они даже сменили название с "гуннов" на "секеев". По мнению Олаха, венгры-гунны были сплочённым, отважным, свободолюбивым народом. Среди современников учёный находит прямых потомков тех венгров - трансильванских секеев. По его мнению, секеи - свободные воины, живут общинами, которые возглавляют избранные из наиболее древних и именитых семей капитаны; они ведут сородичей на войну, вершат суд. Среди них сохраняется равенство, важные дела общины секеи решают сообща на общем сходе. Не несут тягла, никому не платят податей - даже королю, но обязаны лишь в определённых случаях (коронация, женитьба, рождение сына) поставлять ему определённое количество волов. Над ними нет никакой власти, кроме монарха и посланного им ишпана. Секеи, подобно гуннам, чрезвычайно воинственны; они не терпят малейшего попирания их свобод и прав; если такое случается, отвечают восстанием, ибо ставят свободу выше всего человеческого на свете. Олах приводит свои воспоминания о подобных мятежах, в подавлении которых принимал участие его отец, Иштван Олах. Автор подытоживает: секеи до сих пор не забыли древних скифских обычаев и свобод. "И сейчас, - писал он, - по первому призыву секеи способны собрать и выставить пятидесятитысячное боеспособное войско". В секеях Миклош Олах видел то сохранившееся ядро древних гуннов-венгров, которые способны возродить былое величие страны.
   Сам процесс заселения Трансильвании в эпоху высокого средневековья является предметом дискуссий среди учёных. На одной стороне находятся сторонники теории дако-римской преемственности, которые исходят из того, что территория была заселена дако-римлянами, имевшими собственные политические структуры. Развитие их культуры было остановлено с вторжением венгров. Сторонники другой теории считают, что эта земля была почти не заселена. Здесь жили лишь небольшие славянские племена. И только после прихода венгров румыны начали постепенно просачиваться на земли Трансильвании. Однако ни одна из теорий не подтверждается достаточным фактическим материалом. Во всяком случае считается, что местное население было гетерогенно и рассеянно, эти люди жили в труднодоступной горной местности небольшими племенными и деревенскими общинами и не имели никакой политической организации. Их уровень развития был низким, и они не могли противостоять венгерскому вторжению.
  
  
   Административная организация
  
   Уже в правление Иштвана I столицей Трансильвании становится город Альба Юлия на юге региона. Задолго до прихода венгров это поселение являлось важнейшим политическим центром местных славян. Становление оборонительной системы внешних границ способствовало постепенной интеграции Трансильвании в венгерское государство. Защитные укрепления включали в себя линии стен. Они проходили в дикой безлюдной местности, покрытой лесами, лишь немногие дороги вели к сюда. За районом укреплений тянулись пустоши, а уже за ними шли территории, заселённые людьми. По мере того, как граница владений венгерской короны смещалась к востоку, люди селились на этих полосах пустошей. Таким образом, кочевые племена держали первую линию обороны восточных границ от степных народов. И уже до середины XII века вся Трансильванская возвышенность постепенно вошла в венгерское королевство. В это время была внедрена система графств или комитатов. На большей части территории исторической Трансильвании было учреждено семь комитатов. Эти земли принадлежали потомственной аристократии или людям, сделавшим карьеру на королевской службе, которых монарх продвигал в противовес магнатам. Высшей должностью в комитате был ишпан (или граф), который осуществлял властные полномочия и был главным судьёй графства. Ему помогал избираемый престольный судья. Король назначал из числа высшей аристократии воеводу Трансильвании. Чаще всего им становился человек не из местной знати. Первые упоминания о воеводах Трансильвании относятся к концу XII века. Эта должность была аналогична бану Хорватии. Обычно воевода также являлся ишпаном Альбы Юлии. Он был военачальником трансильванского ополчения, высшим представителем власти в регионе и судьёй местного дворянства. Срок полномочий воеводы обычно был коротким, но некоторые из них добивались власти над провинцией на длительное время, превращая Трансильванию в относительно автономное государственное образование. Обычно это происходило в периоды значительного ослабления королевской власти.
  

0x01 graphic

Золотая печать, которая скрепляла Золотую буллу

  
   Права многочисленного среднего и мелкого дворянства Венгрии были признаны в золотой булле короля Андраша II от 1222 г. Она стала одним из первых в европейской истории документов, ограничивающих права монарха. Булла закрепляла привилегии дворянства и духовенства: освобождение от налогов, право судопроизводства в комитатах, ограничение военной службы пределами Венгрии и др. Данный документ предоставлял высшему и среднему дворянству право восстания против короля в случае нарушения им буллы. То есть дворяне получили возможность выступать сообща, как natio (в средневековом смысле этого слова). Дворянство комитатов Трансильвании учредило генеральное собрание под председательством воеводы. Оно было высшим судебным и совещательным органом провинции. Сообщество дворян называлось universitas nobilium.
   Народы, охраняющие границы, также были включены в систему комитатов. Так секеев представлял секейский ишпан (или секейский граф), часто он также был и воеводой Трансильвании. Когда колония достигла естественных границ в Карпатах на севере, востоке и юге, охрана рубежей была организована по-новому. Секеи были переселены на земли вдоль восточной границы. Кроме того, на западе провинции появилась группа секейских поселений, южнее Турды (нем. Торенбург). Этот народ воинов долгое время имел родоплеменную организацию, сохранившуюся ещё с тех времён, когда секеи были кочевниками. Однако в связи с новым разделением провинции на округа со столицами и судебными престолами на востоке, старая система начала постепенно вытесняться. Выполнение задач по обороне страны привело к жёсткому социальному разделению общество секеев составляли primores - сословие богатых руководителей, primipili - воины-всадники и prixidarii - пехота. В каждом из семи секейских престолов имелся назначенный монархом королевский судья избираемые чиновники. Все они подчинялись секейскому ишпану. Секеи выступали сообща в качестве universitas Siculorum.
  

0x01 graphic

Diploma Andreanum. Старейший сохранившийся экземпляр, в котором король Карл I подтверждает привилегии, дарованные Андрашем.

  
  
   С отбытием секеев в середине XII века на юге появилась свободная приграничная территория. Данные земли предоставили переселенцам из Священной Римской Империи. Эти люди прибывали в Венгрию из восточных германских областей, которые ранее были заселены славянами, а также из долин Рейна и Мозеля. На новых землях они хотели претворить в жизнь свои планы, которые на родине оказались неосуществлёнными. Они имели статус приглашённых (hospites) и обладали особыми правами, касавшимися их политической системы и производства. В свою очередь, поселенцы должны были, с одной стороны, обеспечить охрану границ на юге и севере провинции, а с другой - развивать ремесла и платить значительные налоги в казну. Особенно король надеялся на развитие добычи полезных ископаемых. Этой отраслью в Трансильвании долгое время почти никто не занимался, частично, из-за слабого развития животноводства. По большей части новые колонисты говорили на немецком языке, и вскоре всех переселенцев с запада стали звать saxones. Первая провинция саксов именовалась Германнштадтской по названию главного поселения. Её жители получили особые права от короля Андраша в 1224 г., они были изложены в документе, называемом Diploma Andreanum. Эта область находилась на землях, принадлежащих монарху (fundus regius), и имела собственное управление. Главным представителем власти здесь был королевский судья, которого сначала назначал монарх, но затем данная должность стала выборной. Этот человек подчинялся только королю, а потому мог действовать независимо от властей Трансильвании. Вскоре к области права германнштадтской провинции присоединились ещё два престола в окрестностях Медиаша, а затем область Нёснерланд со столицей в Бистрице на севере и Бурценланд со столицей в Кронштадте (рум. Брашов). Как область единого права эти территории в XV веке стали обозначаться аналогично сообществу секеев universitas Saxonum. Оба этих объединения имели очевидные демократические черты. Другой особенностью сообщества саксов было основание независимого от епископа Трансильвании пробства саксов. Его учреждение подтвердил римский папа в 1191 г.
   В немецких общинах королевской земли на юге и на севере Трансильвании вопреки гетерогенному происхождению поселенцев, люди говорили на мозельско-франкском диалекте на уровне развития средневерхненемецкого языка. Это наречие ныне известно как язык трансильванских саксов.
  

0x01 graphic

Андраш II

  
   В 1211 г. король Андраш II пригласил на юго-восточные земли Трансильвании рыцарей Тевтонского ордена. Это событие стало важным этапом колонизации данной области. Этот регион подвергался набольшей опасности со стороны половцев, азиатского степного народа. Юго-восток Трансильвании был стратегически важен, так как, согласно планам королей Венгрии, здесь находилось место выхода границ державы за пределы Карпат, отсюда мадьяры хотели далее расширять свои владения. Тевтонский орден хорошо справлялся со своими обязанностями по защите границ, однако он стремился к независимости от короля, желал подчиняться лишь папе Римскому, и зашёл слишком далеко. Уже в 1225 г. рыцари были выдворены из страны. Во время господства ордена Бурценланд был не только хорошо защищён, но и населён немецкими колонистами. Они остались на этих землях и скоро присоединились к области права саксов.
  

0x01 graphic

Тевтонские рыцари обороняют трансильванское поселение. 1. Брат-рыцарь. 2. Брат-сержант. 3. Половецкий воин. 4. Крестьянин.

  
   В противоположность другим областям Венгрии, где комитат оставался основной административно-территориальной единицей, c XIII-XIV века Трансильвания развивалась в соответствии с собственным устройством. Обе группы населения с особыми правами, секеи и саксы, не подчинялись местному дворянству. Они составляли противовес аристократии и были надёжной опорой венгерской короны. Свои привилегии они получали в обмен на обязательства платить налоги и нести военную службу, а также в ходе разрешения конфликтов с монархом.
   Нашествие монголов в 1241 г., которому не смогли противостоять оборонительные системы европейских государств, изменило также и облик Трансильвании. Значительные территории обезлюдили, большая часть элиты была уничтожена. Прошли десятилетия, прежде чем провинция была снова заселена и восстановлена. Новая политика и усиление центральной власти проводились стараниями короля Белы IV. Эти меры оказались весьма своевременными, так как надвигалась новая внешняя угроза. С одной стороны, продолжилось привлечение к защите границ небольших кочевых народов и выстраивание добрососедских отношений с соседними державами, вплоть до русского государства, с другой - безопасность страны обеспечивалась строительством замков и укреплённых городов.
  

0x01 graphic

Нашествие монголов в Трансильванию

  

Общество и производство

  
   Ещё одной важной этнической группой Трансильвании были румыны. До XIX века их называли валахи. Первое упоминание о румынах Трансильвании относится к XIII веку. Можно лишь строить предположения о численности и распространения данного народа в Семиградье в то время. Тогда они селились в небольших областях, называемых кенезаты. Они представляли собой объединения нескольких деревень под руководством кенезов (князей). Больше всего румын проживало в Фэгэрашском регионе на юге, в окрестностях Хацега на юго-западе, в Марамуреше на севере. У них также было собственное самоуправление и своя юрисдикция. Некоторые из румынских кенезов смогли войти в дворянство Венгрии и стали частью natio Hungarica. При этом они принимали католицизм и постепенно перенимали венгерский язык и культуру. Кенезы участвовали в дворянских собраниях отдельных комитатов и всей Трансильвании. Особенностью положения кенезов было то, что они могґли находиться в вассальной зависимости не только от коґроля, но и от отдельных феодалов как светских, так и духовных.
   Простые же румыны исповедовали православие и в отличие от остальных народов Трансильвании, включённых в систему католической церкви, имели особое налогообложение. Однако католическая церковь стремилась собирать десятину и с румынских крестьян. Согласно привилегии, утвержґденной королём Белой IV в 1263 г., архиепископ эстергомский мог взыскивать с румын десятину мелкого и крупного рогатого скота. С целью расширения круга плательщиков десятины и своего влияния римская курия при поддержке светских властей проводила политику обраґщения румын в католичество. В тесной связи с данной практикой находились мероприятия венгерских королей против правоґславных священников и румынских феодалов-кенезов, не перешедших в католичество. Согласно распоряжению короля Лайоша от 20 июля 1366 г., владельцы имений в комитатах Кеве и Крашшо, где имелись православные священники, были обязаны схватить последних и доставить вместе с семьями и имуществом в пункт, указанный ишпаном комитатов. Король Жигмонд в грамоте от 5 декабря 1428 г., предписывает очистить от неґкатолических попов и землевладельцев район Себеша в комитате Крашшо. Согласно королевскому указу, землей здесь могли владеть лишь католики -- дворяне и кенезы. Под страхом конфискации имений последние не могли держать в своих владениях православґных священников.
   Можно предполагать, однако, что радикальная "чистка" от православных попов и феодалов проводилась лишь в отґдельных районах. В некоторых местах католические венґгерские феодалы мирились с существованием православґной церковной иерархии и использовали ее в своих целях. Там румыны получали особые права и условия налогообложения. Иногда православное духовенство вовсе освобождалось от уплаты податей.
   В основном, румыны селились в горах или у подножья гор, где были условия для их главного занятия - отгонного животноводства. Большая часть валахов проживала в Рудных горах. Пастбищное хозяйство было весьма эффективным, и румыны, по большей части, платили налоги скотом или продуктами животноводства. Такой образ жизни привёл к появлению стереотипа, согласно которому все пастухи, мигрирующие вместе со своими стадами в восточной и центральной Европе, независимо от этнической принадлежности, стали называться валахами. Ко времени позднего средневековья овцы, быки, шерсть и кожи стали важными экспортными товарами Трансильвании и Венгрии.
   С конца XIII века происходила постепенная институционализация румын Трансильвании, и к 1291 г. их представители уже заседали в совете Альбы Юлии. В XIII-XIV веке началось вытеснение православной церкви, гонения шли как со стороны королевских чиновников, так и католического духовенства. Со второй половины XIV века каждый представитель дворянства был обязан исповедовать католичество. Большая рассеянность румынских поселений, стремление кенезов войти в ряды венгерского дворянства и отсутствие острого чувства национального самосознания привели к тому, что валахи Трансильвании так и не смогли сформировать сильную нацию, выступающую единым фронтом. При этом южнее и восточнее Карпат начали возникать первые румынские государственные образования, которые сократили владения мадьярских королей, лежавшие вне Трансильвании. Так в 1330 г. Валахия на юге и в 1359 г. Молдавия на востоке перестали быть вассалами венгерского монарха. Они стали частично независимыми княжествами, которые балансировали между интересами Венгрии, Польши Византии, а позже - Османской империи. Налаживание отношений с этими государствами было важно не только для румын Трансильвании, но и для развития ремесла и торговли в целом, а также для обороны.
   В самой Трансильвании в XII-XIII веках появились городские центры, которые должны были выполнять любые требования короля. Наибольшая поддержка требовалась монархам анжуйской династии, которые занимали трон Венгрии после того, как прервалась линия династии Арпадов. Как и в других частях восточной и центральной Европы городская культура Венгрии времён позднего средневековья была преимущественно немецкой. В ходу было немецкое право. Города населяли немецкие купцы, ремесленники и горнорабочие. В Трансильвании, по большей части, города находились на территории саксонского права. Они являлись центрами небольших округов. Владельцы и главы колоний, так называемые графы, превратились в городскую олигархию, которая руководила политикой региона саксонского права. Освоение рынков юго-восточной Европы и Малой Азии, добыча и обработка драгоценных металлов, а также контроль таможенных постов сделали такие города как Германнштадт (рум. Сибиу), Кронштадт (рум. Брашов) и Бистирица важными перевалочными пунктами европейской торговли. Местное купечество поддерживало отношения с Веной, Ренегнсбургом, Нюрнбергом, а его интересы простирались дальше в западную Европу. Создание этой торговой империи заложило основы процветания нации саксов и привело к постепенному переходу лидерства от старой элиты к предпринимателям новой формации. Такое развитие привело к концу XV века к полному упразднению особых прав дворянства и аристократии в обществе саксов. В то же время с XIV века в городах складывается система могущественных ремесленных гильдий.
  

0x01 graphic

  

Германнштадт, Сибиу XVII век

  
   Однако от четверти до трети немецких поселенцев были крестьянами и жили вне области саксонского права, имевшего место на королевских землях. Их деревни соседствовали с поселениями румын. Данные поселения относились дворянским комитатам и находились в зависимости или от короля, или от графов. Эти люди разделяли судьбу большей части населения страны. И для них уже не было важно происхождение, а лишь принадлежность к землям, на которых они проживали. В последующее столетия на них распространилось крепостное право. Имелись и другие немецкие поселения - шахтерские города на севере или такой важный центр внутренней торговли как Клуж-Напока. Здесь немецкоговорящее население росло с XIV века, но в течение XVI столетия почти полностью исчезло.
   Добыча полезных ископаемых в Трансильвании играла большую роль для ремесленного производства всей Венгрии. Месторождения соли и золота в горах на западе региона тогда казались неисчерпаемыми и притягивали людей со всей Европы. Крупные торговые семьи брали шахты во временную аренду. Как и права на добычу, короли Венгрии сдавали в аренду и таможенные посты как представителям знати, так и городам. Это были очень важные источники дохода.
   В целом, плотность заселения Трансильвании на протяжении всего средневековья была ниже, чем в западных частях венгерского королевства. В XII веке на данной территории проживало около 200 000 жителей, в XIV - 500 000 (в среднем 9 человек на квадратный километр). Прибытие новых поселенцев сопровождалось оттоком людей и обезлюдиванием некоторых местностей, как, например, при нашествии монголов. С конца XIV века начались нападения передовых отрядов из Османской империи, в то же самое время, с середины столетия в Трансильвании свирепствовала чума. Это также привело к потере населения провинции.
   Главной задачей дворянства была защита страны. Поэтому высшее сословие освобождалось от налогов. Присутствие значительной военной силы в провинции обусловило многочисленные конфликты королей с местными воеводами, которые стремились к независимости от короны и хотели стать полноправными хозяевами Трансильвании. Дворянство региона было весьма гетерогенным как по этническому, так и по социальному происхождению. Собственнические отношения между этими людьми были весьма разнообразны. Дворянство Трансильвании делилось на множество групп, например, коменданты замков, приезжие иностранные рыцари, primores секеев, румынские кенезы, саксонские графы. Венгерские язык и культура преобладали в среде дворянства и объединяли его представителей. Ниже благородного сословия стояли секеи, которые также были лично свободными, несли военную службу и имели значительные налоговые льготы. Cаксы были обязаны лишь время от времени выставлять военные отряды определённой численности и платили существенно более высокие налоги.
   Воеводы Трансильвании, относившиеся к высшей аристократии, порой правили провинцией как самодержцы. Они периодически противостояли королю и трансильванским нациям. Их злоупотребления часто приводили к проведению расследований, судебным разбирательствам и даже вооружённым конфликтам. Королям из Анжуйской династии в XIV веке, в основном, удавалось сдерживать амбиции воевод. В этой связи следует упомянуть восстание трансильванских саксов 1324 г. против воеводы и короля. После его подавления область германнштадтского права была заново организована и поделена на престолы.
   Примерно в конце XIV века появляются сведения об ещё одном народе Трансильвании - цыганах. Этот народ имел в венгерском королевстве особые права. Они находились в юрисдикции цыганского воеводы. Цыгане всегда были изгоями общества. Они вели кочевую жизнь и вступали с другими группами населения в отношения товарообмена. Цыгане обычно изготовляли изделия из металла, разводили лошадей на продажу, и занимались мытьём золота. Цыгане обычно использовали язык и исповедовали религию народа, на территории которого они кочевали. В Трансильвании они переняли культуру румын, к которым они были ближе всего из-за того, что валахи также имели низкий социальный статус. О численности цыган на протяжении всего средневековья нет достоверных сведений. Однако предполагается, что их число в Трансильвании было больше, чем в других частях венгерского королевства.
   Евреи в Трансильвании, как и во всей средневековой Венгрии, то подвергались гонениям, то получали привилегии. Так в период восстановления провинции после нашествия монголов в 1251 г. они получили королевскую грамоту, в которой устанавливались их права и отношения с христианами. На протяжении следующих столетий периодически появляются свидетельства о том, что евреи были вовлечены в торговлю. Но они не играли в средневековой Трансильвании большой роли, и число их было невелико.
  
  
   Становление сословного государства
  
   С середины XIV века в Европу начали вторгаться османы. В последние годы столетия их первый отряд прошёл через карпатские перевалы в Трансильванию. Недавно выигравший борьбу за трон Сигизмунд Люксембургский в 1396 г. в битве при Никополе потерпел от турок сокрушительное поражение. Только почти через пятьдесят лет регент королевства и воевода Трансильвании Янош Хуньяди смог временно остановить вторжения турок. Оба румынских княжества Молдавия и Валахия в это время несколько раз попадали в вассальную зависимость от Порты. В условиях нестабильных союзов воеводы этих государств, особенно Валахии, пытались сбросить владычество османских ставленников. При этом они находили в Трансильвании как союзников, так и убежище при необходимости отступить. Правители Валахии скрывались как в полуавтономных румынских районах провинции, так и в саксонских городах. В этом контексте следует рассматривать и фигуру Влада Цепеша. Его действия являлись следствием нестабильных отношений между Венгрией и Османской империей в XV веке.
  

0x01 graphic

Янош Хуньяди

  
   Задачей многочисленных турецких грабительских набегов было ослабление приграничных регионов и деморализация их жителей. Османские орды, атаковали, прежде всего, регионы, населенные секеями и саксами, державшими первую линию обороны. Более бедные изолированные румынские деревни не представляли интереса для грабителей и обычно щадились. Они становились резервом для возобновления местного населения. Большая часть выживших жителей пострадавших городов и деревень угонялись в рабство. Их продавали на Балканах или в Малой Азии. Один трансильванский сакс, захваченный в 1438 г. в Мюльбахе (рум. Себеш), написал труд, познакомивший христианский мир с обычаями турок. Для защиты приграничных районов Трансильвании от постоянных нападений в городах строились кольца стен и башен, а в сельской местности - укреплённые церкви. Именно поэтому в Семиградье имеется больше укреплённых церквей, чем в любой другой части Европы.
   Организация обороны от внешней угрозы требовала огромных затрат. Кроме того, в период турецких набегов часто проводились денежные реформы. Всё это приводило к росту социальной напряжённости и восстаниям местного населения. Налоговое бремя крестьянства постоянно росло. В то же время, простой народ больше всех страдал от непрекращающихся войн. В 1437 г. началось крупное крестьянское восстание против дворян комитатов, организованное по гуситскому образцу. Крестьяне требовали от землевладельцев пойти на уступки. Данное выступление заставило дворян искать поддержки среди секеев и саксов. И хоть само восстание не было направлено против них, секеи и саксы были крайне заинтересованы в сохранении порядка в провинции и в эффективной защите от внешней угрозы. Так был образован fraterna unio trium nationum - Братский Союз Трёх Наций. Он был направлен на защиту от внутренних и внешних врагов. Этот союз смог подавить крестьянское восстание в 1438 г., участники бунта были жестоко покараны, что имело далеко идущие последствия. Дворяне, секеи и саксы - социальные группы, на которые ещё в начале столетия король Сигизмунд возлагал надежды по защите страны, теперь объединились, и этот союз оставался стабильным долгие годы. В 1459 г. он был обновлён.
   Более о недовольствах крестьян не могло быть и речи. Стоит сказать, что волнения 1437-1438 г. не имели почти никакой этнической подоплёки, как это порой представляют некоторые историки. Данное выступление следует рассматривать как конфликт непривилегированных (по большей части венгерских и румынских) крестьян и мелких дворян против владеющих землёй аристократов, и католической церкви. Вообще этническое самосознание в позднее средневековье не играло большой роли. Большее значение имели конфессиональная принадлежность и правовой статус человека. Однако в тех областях, где подобные различия сглаживались, в борьбе за политическое влияние формировались фракции по этническому принципу. Первые противоречия подобного рода в Трансильвании были зафиксированы в середине XV века среди жителей города Клуж-Напока между венграми и саксами. Те же nationes, которые заключили союз, стоит понимать как группы людей со сходным правовым статусом, а не как этнические общности. Также и в борьбе трансильванских саксов XV века за привилегии и права превалировали правовые аспекты: их успешно завершившийся спор с королём и дворянством касался сохранения изначальной области саксонского права и более поздних округов, присоединённых к нему, и неприкосновенности их исключительных прав. Позднее в 1486 г. упоминается "Саксонский Национальный Университет", который создавался как правовое и политическое объединение и был представлен королю именно как таковое.
   Союз Трёх Наций XV века усилил самосознание жителей Трансильвании как провинции. Известные с XIII века собрания носителей права превратились в парламенты провинции (ландтаги) с квази-законодателной компетенцией, однако по-прежнему, главной их функцией оставалось рассмотрение фискальных и военных вопросов. Появление данных советов значительно повысило стабильность региона и укрепило центральную власть знаменитого короля Матьяша Корвина. Основание Союза Трёх Наций усилило Трансильванию в военном отношении, так как аристократия теперь получала помощь от саксов и секеев, и без них не могла вести политику. Так уже в 1479 г. в битве при Хлебовом поле на территории Трансильвании османы потерпели сокрушительное поражение. Союз Трёх Наций мог также защищать Трансильванию и от посягательств короля. Это произошло во время выступления против Матьяша Корвина в 1467 г. И, хотя восстание потерпело поражение, в результате все привилегии были подтверждены монархом. Теперь нации союза, которые стали осуществлять местное самоуправление, могли сообща противостоять любому посягательству на их правовой статус.
  

0x01 graphic

Матьяш Корвин

  
   После смерти короля Матьяша Корвина в 1490 г. в течение нескольких лет центральная королевская власть значительно ослабла. Это привело к тому, что магнаты начали образовывать партии, противостоящие группировкам мелкого и среднего дворянства. Владислав II Ягеллон (венг. Уласло II), король Венгрии и Чехии, оказался слабым правителем, при нём королевская власть лишилась своего престижа и влияния. Затратной системе защиты Трансильвании, традиционно осуществляемой дворянством, был нанесён серьёзный ущерб.
  

0x01 graphic

Дьёрдь Дожа

  
   В 1514 г. вышла булла папы Льва Х о крестовом походе против Османской империи. Набранное в кратчайшие сроки добровольческое войско получило название куруцев (крестоносцев) и состояло преимущественно из крестьян, ремесленников, странствующих студентов, нищенствующих монахов, священников низкого ранга и городской бедноты. Впоследствии название "куруцы" будет распространено на венгерских борцов против владычества Габсбургов. Дворяне, осознав опасность утраты контроля над народным ополчением, добились отмены крестового похода. Обманутые крестьяне-крестоносцы начали восстание, которое значительно ослабило государство. Оно напоминало выступления таборитов в Чехии, но не имело религиозной подоплёки. Лидером восстания был мелкий трансильванский дворянин Дьёрдь Дожа из народа секеев. Повстанцы выступали против привилегий дворянства и требовали равноправия. Это восстание также не носило этнического характера. После первых успехов отряды восставших были разбиты воеводой Трансильвании Яношем Запольяи, а лидеры бунтарей - казнены. Восстание определило дальнейшее развитие событий в королевстве и имело далеко идущие последствия. Дворянство приняло решение о полном закрепощении крестьян. Отныне им запрещалось владеть оружием, отменялась свобода передвижения крестьян даже на территории комитата. Эти решения вошли в свод венгерского обычного права "Tripartitum" Иштвана Вербёци, который de facto представлял собой взгляд дворянства на правовую систему. В то же возрастающий гнёт крестьянства после подавления восстания приводил к ослаблению державы и утрате способности к обороне.
  
  
   От битвы при Мохаче к разделению страны на три части
  
   Османская империя под властью султана Селима I приросла значительными территориями в Азии и Африке, которые стали источником большого количества ресурсов. Это открыло новые возможности для наступления на северо-западном направлении в юго-восточную Европу. Преемник Селима, Сулейман I уже в 1521 г. взял крепость Белград. В 1526 г. началось новое наступление на Венгрию, которое определило судьбу всей Восточной и Центральной Европы. Оборонительная система мадьярского королевства не могла выдержать натиск османов. Только часть низшего дворянства сохраняла верность молодому монарху Лайошу II (Людовику II). Сам король игнорировал советы наиболее крупного землевладельца державы, воеводы Трансильвании Яноша Запольяи и выдвинулся навстречу хорошо обученной турецкой армии со своими неповоротливыми войсками, численность которых едва превышала третью часть армии противника. Император Карл V, шурин короля Лайоша, мог бы отправить свои отряды на помощь, но сам был занят войной с коалицией, сформированной против власти Габсбургов. А воевода Янош Запольяи со своими подразделениями находился на пути из Трансильвании в южную Венгрию, когда османская и венгерская армии встретились в битве при Мохаче 29 августа 1526 г. Сражение закончилось уничтожением мадьярского войска. Король и большая часть светской и церковной знати пала в бою. Катастрофа при Мохаче явилась концом средневекового венгерского королевства.
  

0x01 graphic

Сулейман I

0x01 graphic

Лайош II

0x01 graphic

Битва при Мохаче

  
   После гибели короля о претензиях на престол заявили два претендента: австрийский эрцгерцог Фердинанд, признанный наследником по Венскому договору с Ягеллонами 1515 г. и Янош Запольяи, поддерживаемый дворянством. Было проведено два сейма, провозгласивших двух разных королей. Сначала монархом был избран Янош Запольяи, опиравшийся на поддержку мелкого и среднего дворянства востока и севера страны. Затем - Фердинанд Габсбург, сторонниками которого были высшие аристократы и дворянство запада Венгрии, которые надеялось на отвоевание страны у турок. В борьбе за власть Янош заключил союз с султаном в 1529 г. незадолго до осады Вены османскими войсками. С этого времени Венгрия, а позднее и Трансильвания, получила особый правовой статус как государство, лежащее в зоне интересов как турок, так и Габсбургов. С точки зрения султана Венгрия стала частью Османской империи, но при этом Фердинанд оставался претендентом на венгерскую корону.
  

0x01 graphic

Янош Запольяи

0x01 graphic

Фердинанд Габсбург

  
   Следующе полтора десятка лет после 1526 г. ознаменовались борьбой Яноша Запольяи с Габсбургами и их сторонниками. Последние, однако, не имели возможности защитить страну от турок. С другой стороны, Запольяи не смог полностью обезопасить себя от Габсбургов. В этой патовой ситуации в 1538 г. стороны заключили Орадский договор. Оба короля поделили зоны влияния. Фердинанд I Габсбург признал Яноша Запольяи пожизненным королём Венгрии и правителем двух третей королевства, в то время как Запольяи согласился на господство Фердинанда над западной частью страны и признал его своим престолонаследником, так как сам тогда был бездетным. Заключение договора стало результатом дипломатических усилий епископа Варадского Дьёрдя Мартинуцци, казначея и важнейшего советника Яноша Запольяи. Мартинуцци вёл рискованную политику лавирования, цель которой было объединение Венгрии, причиной разделения которой он считал отсутствие сильной власти.
   Когда Запольяи умер в 1540 г. у него остался сын, Янош Жигмонд, которому было всего несколько недель отроду. Мартинуцци постарался, чтобы младенца выбрали королём, а сам епископ встал во главе регентства. При этом договор 1538 г. был разорван. В 1541 г. войска Фердинанда осадили Буду (нем. Офен). В такой неопределённой ситуации османы решили перейди к действию. В 1541 г. турки подошли к Буде и заняли большую часть венгерской низменности якобы для защиты малолетнего короля Яноша II Жигмонда. Войска Фердинанда отступили. Так как турецкое владычество в самом сердце Венгрии укрепилось, Мартинуцци начал создание независимого государства на востоке страны, в которое входили комитаты, не занятые османами, - воеводство Трансильвания и некоторое регионы, расположенные к западу и к северу от него. По желанию султана эти территории должны были находиться под властью Яноша Жигмонда в обмен на ежегодную дань. Таким образом были сохранены права короля на престол.
  

0x01 graphic

Янош II Жигмонд

  
   Страна разделилась на три части. Средняя часть, принадлежавшая османам, стала называться пашалык Буда. Она являлась полноценным регионом империи в военном, производственном и религиозном отношении. Земли, принадлежавшие Фердинанду Габсбургу, назывались Королевская Венгрия. Они лежали на юге и частично включали в себя Хорватию, на западе и на севере Венгрии. Трансильвания с окружающими территориями находилась во внешней зависимости от Османской империи, однако сохраняла внутреннюю самостоятельность.
  

0x01 graphic

Дьёрдь Мартинуцци

  
  
   При выстраивании системы государственного аппарата Мартинуцци использовал уже имеющиеся институции и распорядился обновить "Братский союз" Трёх Наций XV века. Сам Мартинуцци добился, чтобы его избрали наместником, а мать Яноша Жигмонда стала регентом. На первом официальном местном парламенте (ландтаге) выборных представителей было решено создать княжеский совет при наместнике, или, скорее регенте, где должны были заседать представители от каждого из городов. Их число варьировалось от четырёх до двенадцати. Три Нации условились сообща поддерживать в королевстве мир и улаживать все вопросы на совете. Они должны были подчиняться наместнику и поступать в соответствии с обычаями страны. Положение XV века о равноправии Трёх Наций нашло своё продолжение и подтверждение в правилах проведения парламента. Когда принимался закон, на документ ставились три печати каждой нации: дворян комитатов, саксов и секеев, и печать наместника. Также были отрегулированы и согласованы вопросы обороны. Парламент должен был заниматься лишь делами, касавшимися всей Трансильвании. Каждый отдельный регион оставался автономным в решении внутренних задач. Трансильвания была в самом начале своего автономного существования выборной монархией. Кандидаты на пост князя происходили из комитатской знати. Порта оставляла за собой право утверждать данную кандидатуру. Она вмешивалась в дела Трансильвании очень редко, в основном, лишь в кризисные периоды XVII века, когда османы наставили на избрании их кандидатов.
   Правитель с 1570 г. носил титул князя. Он созывал местный парламент (ландтаг) не менее одного раза в год, а иногда и чаще. С 1541 по 1691 гг. прошло 299 заседаний парламент. Эти заседания выполняли часть функций, которые в остальных регионах Венгрии входили в обязанности местных, комитатских органов самоуправления. Основная же роль парламента заключалась в одобрении предложений, выдвинутых правителем, а тот выбирал и менял членов совета по собственному усмотрению, часто оставляя вакансии. Лояльность и надежность признавались самыми главными качествами при выборе советников. Они ценились значительно выше родовитости или опытности в делах. Князья Трансильвании не занимались централизацией власти или установлением абсолютистских форм правления. Просто в специфических условиях Трансильвании они изначально обладали значительными полномочиями. Основой княжеской власти здесь была земельная собственность, принадлежавшая казне. Князь являлся самым крупным землевладельцем региона, во много раз превосходя в данном отношении своих подданных. Правители Трансильвании тщательно старались сохранить такое положение вещей, избегая практики передачи земель и доходов с них в частные руки. Поэтому в Семиградье не сложилось ни крупных латифундий, ни альтернативных источников власти, как это было в остальных частях Венгрии. В результате столь уникального статуса князя очень многое зависело от его личных качеств. При одаренном правителе жизнь в Трансильвании быстро расцветала и столь же быстро ухудшалась, когда его сменял человек менее толковый. В целом же, внешняя политика князя Трансильвании была свободной, если не противоречила интересам Порты. Он являлся верховным судьёй и главнокомандующим и находился на престоле, пока османы благосклонно относились к нему.
   Однако законы Трансильвании не были жёстко фиксированными. В правовой системе важными являлись следующие моменты - особые права отдельных городов, обычное право и решения парламента, которые были собраны в сборники и изданы в 1653 г. под названием "Approbatae" и в 1669 г. под названием "Compilatae". Права дворянства излагались в своде законов "Tripartitum", который хоть и не был официально утверждён, фактически использовался в юридической практике Трансильвании. Положение секеев определялось с 1555 г. сборником грамот с изложением их привилегий и сводов муниципальных уставов. Саксы имели "Статуты или собственное земельное право саксов Трансильвании", данный документ был утверждён князем в 1583 г. и являлся основой их правового статуса до середины XIX века.
   Сама земля Трансильвании в документах на латинском языке обозначалась словом "regnum", а присоединённые к ней комитаты Восточной Венгрии - "partes adnexae", то есть они не были полностью интегрированы в государство, а рассматривались отдельно. Самостоятельность княжества под покровительством Османской империи находилась под угрозой из-за политики лавирования Мартинуцци и интервенции войск Габсбургов. И хотя Янош Жигмонд был признан на парламенте 1542 г. законным королём, он и его мать Изабелла должны были под напором Мартинуцци, находящегося в сговоре с Фердинандом, покинуть страну в 1551 г. В качестве компенсации они получили два силезских герцогства и 140 000 флоринов. В том же году командир императорских войск, который был объявлен воеводой Трансильвании, приказал убить Мартинуцци.
   Видно, что уже в начале "самостоятельности" Трансильвания стала игрушкой в руках могущественных империй. Фердинанд взошёл на трон в 1558 г. и был всецело занят конфликтом с протестантами в Священной Римской империи. Он не мог защищать королевскую Венгрию от османов, и ему не было особого дела до далёкой Трансильвании. Карательные экспедиции османов, проводимые после 1551 г. и их требование восстановления на троне Изабеллы и её сына не встретили сопротивления. А потому члены парламента призвали Яноша Жигмонда и его мать обратно. Пришлось снова предать интересы Фердинанда, и Трансильвания оказалась в промежуточной позиции, где на одной стороне стояли интересы Порты, которая гарантировала автономию во внутренних делах страны, а с другой - Трансильвания продолжала формально считаться частью Венгрии, которая находилась под властью Фердинанда, так как согласно договору, венгерская корона принадлежала Габсбургам. Поэтому в 1570 г. Янош Жигмонд отрёкся от титула короля Венгрии и стал князем Трансильвании и вассалом венгерского короля. С этого времени князья Трансильвании номинально признавали верховную власть Габсбургов, которые утверждали кандидата и давали ему инвеституру, однако князь должен был обещать верность и турецкому султану, которому было необходимо ежегодно выплачивать дань.
   Во первой половине XVI века расстановка сил в Центральной и Восточной Европе сильно изменилась. Молдавия и Валахия попали в вассальную зависимость от турецкого султана, и Трансильвания оказалась в окружении с трёх сторон. Одновременно после 1526 г. Габсбурги расширили свои владения в Центральной и Восточной Европе. Они получили наследие Лайоша II - Богемию, Моравию, Силезию и Лужицу. На севере Польша и Литва скоро должны будут объединиться. Земли тевтонского ордена и Курляндия перешли под власть Польши. Самосознание Трансильвании как маленького княжества на данном фоне только росло, и это обусловило её политику. В этом отношении стоит упомянуть то обстоятельство, что Трансильвания поддерживала дипломатические отношения со многими странами Европы - от Стамбула через страны Священной Римской империи до Англии и Скандинавии.
  
  
   Реформация
  
   Решение находиться под властью Османской империи имело ещё одно важное последствие. В Трансильвании началась реформация. Первые её последователи появились в Семиградье ещё в двадцатых годах XVI века, и с 1541 г. это религиозное течение распространялось с огромной быстротой. На первых парламентах религиозный вопрос не поднимался, в 1552 г. было принято решение не преследовать никого по религиозному принципу. Парламенты 1557 и 1558 гг. возвели свободу вероисповедания в ранг закона. Сначала, речь здесь шла только о католической и лютеранской вере, но затем в закон были включены также быстро распространившийся кальвинизм и с 1568 г. набирающее своих сторонников, по большей части в рядах дворянства, унитарианство (антитринитаризм, социнианство). В 1571 г. завершилось формирование религиозного законодательства Трансильвании. В этом году преемник Яноша Жигмонда, Иштван Батори (Стефан Баторий), дал клятву охранять четыре "реципированые" то есть полностью признанные вероисповедания. Православие получило лишь статус "терпимого".
   Свобода вероисповедания вместе с соблюдением других прав стала крупным достижением трансильванского законодательства. Каждый князь должен был гарантировать это право. В то же время Габсбурги вели борьбу против протестантов, они стремились восстановить католическую веру в своих владениях, в том числе, и на территории Королевской Венгрии. Кроме того, Габсбурги приступили к укреплению центральной власти и отменили особые права многих городов. А потому жители Трансильвании считали верным решением оставаться под властью Османской империи. С точки зрения мусульманского права, Трансильвания обозначалась как dar al-'ahd, так что местные общественные структуры оставались неизменными, и жители имели право исповедовать свою религию без каких-либо притеснений. Однако некоторые представители городов были недовольны тем, что они должны подчиняться нехристианскому правителю. Однако свобода вероисповедания, которую предлагал султан, перевешивала, а Габсбурги никогда не давали убедительных гарантий защиты на случай выхода Трансильвании из-под владычества османов.
   Однако свобода вероисповедания в Трансильвании XVI века не соответствовала современному представлению. Было вполне возможно, что в одном и том же поселении существовали общины, исповедовавшие разную веру. Но при той роли, которую религия играла в эпоху раннего нового времени, не приходилось думать о полном признании чужой веры. Просто люди разных конфессий терпели существование друг с другом. И достигалось это благодаря тому, что в кругах власть имущих преобладали идеи гуманизма. Политические причины признания четырёх конфессий с одной стороны, коренились в бедственном положении страны в военном отношении, которая не могла себе позволить подавлять внутренние конфликты, а с другой - в поисках законодательной базы для соглашения между отдельными городами.
   "Толерантность", проявляемая к православной церкви, означала только, что её последователи не должны были притесняться в исповедовании своей религии, однако юридический статус православия был совершенно другим, нежели четырёх официально признанных религий. Так право на постройку церквей ограничивалось. Духовенство было ограничено в правах, особенно в праве взымать церковные налоги. К православной, или, как тогда говорили, схизматической или греческой, церкви принадлежали румыны, греки и славяне. Так как православные в трёх городах не имели официального представительства, у них не было рычагов воздействия для признания их религии на законодательном уровне.
   Вероисповедание как критерий различия по этническому принципу в ходе реформации стал более значимым. В Трансильвании со стороны землевладельцев, а ими были или дворяне, или городские власти, предпринимались неоднократные попытки перевести для православных евангелие с церковнославянского на родной язык. Так появились первые издания евангелия на румынском языке, напечатанные типографским способом. Но это лишь укрепило связь языковой и конфессиональной принадлежности. Именно такое значение имели переводы и печатные издания дьякона Кореси, который работал в Кронштадте, хотя в его мировоззрении четко определялось влияние идей реформации. Стремления Яноша Жигмонда в конце 1560-х годов приблизить православие к протестантизму путём основания румынской реформаторской церкви потерпели неудачу при его преемнике-католике Иштване Батори, хотя эта церковь при нём продолжала существовать. Наоборот, Батори поддержал православных и в 1574 г. основал православное епископство в Альбе Юлии. Это учреждение стало главной духовной институцией румын Трансильвании.
  

0x01 graphic

Йоханнес Хонтерус

  
   Первыми в Трансильвании реформацию приняли города саксов. В Кронштадте в 1543 г. учёный-гуманист Йоханнес Хонтерус издал "Реформаторский буклет". С этого времени новое учение стало доминирующим во многих других городах, так что Саксонский национальный Университет поспешил издать "Церковный устав всех немцев Трансильвании" в знак повсеместного принятия лютеранства. Важно отметить, что этот свод правил действовал для немцев, как проживающих на королевской земле, так и в комитатах, а не только для саксов, на которых распространялось саксонское право, хотя только на них официально распространялись решения Саксонского Национального Университета. Это было первое решение, которое распространялось не на людей с определённым правовым статусом, а на этническую группу. При этом лютеранство исповедовали не только немцы, но и некоторые венгерские сообщества, но всё же в Трансильвании слово "лютеранин" вскоре стало синонимом слова "немец". Однако с решением сделать немецкий язык официальным языком евангелической церкви саксы на протяжении долгого времени не предпринимали шагов для образования единой лютеранской церкви Трансильвании. В 1556 г. с избранием Ференца Давида первым епископом в городе Клуж-Напока была учреждена отдельная венгерская евангелическая церковь, официальным языком которой стал венгерский. Лютеранство стало первой религией, официально признанной местным ландтагом после католичества. Поэтому к данной конфессии примкнули не только горожане, но и дворянство с их подданными, а также секеи.
   К середине 1560-х годов в сёлах, не населённых саксами, среди дворян и секеев появилось много последователей учения Кальвина. В некоторых областях оно стало доминирующим. Богословские споры в 1559 г. привели к переходу епископа Ференца Давида со всей паствой в кальвинизм. Распространению этого учения среди венгров, а также написанию истории и стихосложения на венгерском языке в городе Клуж-Напока способствовал учёный Гашпар Хельтаи. Его типография развернула весьма плодотворную деятельность. Вообще в XVI веке книгопечатание пережило настоящий расцвет и не только способствовало распространению в Трансильвании идей гуманизма и реформации из Западной, Центральной и Южной Европы, а также и культурному обмену с восточной церковью.
   В 1564 г. кальвинисты выбрали Ференца Давида своим епископом. Интенсивные теологические споры привели Давида в течение нескольких лет к унитарианству. Он был придворным священником у Яноша Жигмонда. Тот принял идеи прелата и стал первым унитарианским правителем. Его поддержало также и дворянство. В 1568 г. в парламенте это вероисповедание также было признано официально разрешённым в Трансильвании, кроме того, княжество стало центром распространения данного учения в другие земли. В самой Трансильвании унитарианство приняла часть дворянства, венгерского бюргерства, по большей части в городе Клуж-Напока, и часть секеев.
  

0x01 graphic

Ференц Давид выступает перед Яношем Жигмондом

  
   К 1570 г. католичество было почти полностью вытеснено из Трансильвании. Около 90% членов парламента были протестантами. Только небольшая часть дворянства, а также жителей некоторых секейских престолов, прежде всего Чика, оставались католическими. Католическая церковная организация была расформирована парламентом 1556 г., резиденция епископа Альбы Юлии была отдана князю. Только почти через 160 лет католическое епископство было восстановлено. С избранием князем католика Иштвана Батори, богатого магната восточной Венгрии, в 1571 г., распространение реформации было остановлено, но всё же свобода вероисповедания не была ограничена. Однако Давид, который всегда занимал радикальные теологические позиции, граничащие с сектантством, был заключен в тюрьму. В 1575 г. Иштвана Батори избрали также и королём Польши. В 1579 г. он принудил парламент пустить в страну иезуитов. Этот орден начал успешную образовательную и миссионерскую деятельность.
  

0x01 graphic

Иштван Батори

  
   Свобода вероисповедания, которая всегда бережно охранялась парламентом, стала самым тяжёлым дискуссионным пунктом на переговорах с католиками Габсбургами. Все представители народа саксов были лютеранами, кроме того, эту религию исповедовали и немцы, проживающие на территории дворянских комитатов, а также часть венгров. Почти все кальвинисты и унитарианцы были венграми, кроме того, эту религию исповедовали представители дворянства и секеи. Православными оставались почти исключительно румыны и некоторые приезжие купцы с юго-востока. К этому времени уже установилась связь между конфессией и этнической принадлежностью. С появлением свободы вероисповедания в молодом государстве установилась такая модель общественных отношений, какой ещё не было нигде в Европе, и на протяжении следующих десятилетий и даже столетий люди, бежавшие из своих государств из-за притеснений их веры, прибывали в Трансильванию и основывали там свои секты.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Пылаев "Видящий-4. Путь домой"(ЛитРПГ) Б.лев "Призраки Эхо"(Антиутопия) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези) М.Тайгер "Выжившие"(Постапокалипсис) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) Н.Любимка "Алая печать"(Боевое фэнтези) С.Казакова "Своенравная добыча"(Любовное фэнтези) Wisinkala "Я есть игра! #4 "Ни сегодня! Ни завтра! Никогда!""(Киберпанк) Д.Сугралинов "Мета-Игра. Пробуждение"(ЛитРПГ) Е.Мэйз "Воровка снов"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"