Аннотация: Опыт анализа культового фильма замшелым и дремучим мракобесом. 01/04/2018. Исправил штук десять опечаток. Добавил несколько эпитетов. В паре фраз сместил акценты.
Занудное вступление
Все выдающиеся творцы имеют произведение которое и позволяет их называть выдающимися. У Булгакова это Мастер и Маргарита, а Тарантино - Криминальное Чтиво. Эта парочка уникальный и эталонный пример антагонизма. Хорошо образованный русский выходец из семьи непростых священников написал яркое и талантливое произведение. Которое при вдумчивом изучении оказывается евангелием от Сатаны. А безграмотный (Тарантино очень плохо учился и до сих пор не умеет определять время по часам со стрелками) бездуховный американец снял отличный бандитский боевик. Который при вдумчивом изучении очень похож на довольно оригинальное евангелие от Тарантино.
Прав я или нет? Специально ли они это сделали или каждый неосознанно выступил в роли рупора высших сил? Пусть каждый решит для себя. Мне кажется у Тарантино Бог имеет великолепное чувство юмора и в прекрасно оперирует логическим принципом исключенного третьего.
Булгакова разбирали и профессиональные литераторы, и священники. Сказать что-либо принципиально новое о Мастере и Маргарите я вряд ли смогу. Максимум - позже сделаю сводку двух разборов МиМ от профессионала-литератора и профессионала священника. Оба они хороши, оба говорят в одной канве, каждый со своей позиции. А мне зудит произвести синтез. Но вернемся к Тарантино.
Забавно, но при фразе "Квентин Тарантино снял Криминальное Чтиво" мне в голову настойчиво лезет фраза "заговорила Валаамова Ослица". Сюжет и понятие библейские. И совсем для Старины Квена не оскорбительные. Ну в моем понимании. Я долго хотел написать этот текст. Но каждый раз думал: "Кратко не выйдет, а длинно - не справлюсь.". Но благословясь начнем. И на последок. Я буду использовать в основном имена актеров, а не имена героев. Мне так проще. А вам я думаю не помешает.
Прежде всего выдающиеся произведения многослойны. КЧ выдающееся произведение и слоев у него минимум два. Первый слой фильма - банальная история из жизни криминального мира США. При чем старина Квен так живенько и веселенько изложил историю в которой убили минимум 8 человек, чудом не умерла одна Ума Турман от передоза и был изнасилован извращенцами один криминальный авторитет, что весь ужас и мерзость данных событий воспринимается как комедия. Ощущения мерзости и ужаса у меня не возникло. Есть правда один момент, когда я закрываю глаза. Ей богу не могу смотреть как Траволта вгоняет шприц в сердце Уме Турман. Слабак, наверное, но не могу.
Второй слой - это практически проповедь христианства. Это притча о грехе, выборе человека между грехом и не грехом, а главное о закономерных последствиях выбора. Не знание закона Божьего не освобождает от ответственности. Это история где всех героев Бог ставит перед развилками и дает выбор. И каждый герой сознательно делает выбор. А в результате этих как бы не очевидных выборов каждый герой приходит к закономерному и логичному результату. Иногда конечному.
Кроме того, старина Квен гениально сделал винегрет из линейного сюжета. Фильм начинается и заканчивается в забегаловке где в дурацких труселях и футболках, отмывшиеся от мозгов и крови четвертого трупа в фильме, завтракают Траволта и Джексон, после того как организовали первые 4 трупа из 8. Аппетит у них не пропал, но каждый из них уже сделал свой выбор на первой развилке.
Но такая венигретность воспринимается органически. Хорошо она воспринимается. Тарантино явно талантливый мастер. И вообще очень тяжело кратко писать про данный фильм. Он одна сплошная цитата. Не знаю кто писал диалоги и сценарий, но они гении, как и Тарантино. Что бы там не верещал Михалков. Криминальное чтиво покрыл его Утомленные Солнцем, как бык овцу.
Я же выстрою все цепочки в логическую последовательность. Мне так проще.
Винсент и Джулс. Явление героев.
"Не отчаивайся, один из воров был спасён.
Не обольщайся, один из воров был проклят"
Блаженный Августин. Эпиграф
к х/ф "Голгофа" Джона Майкла Макдонаха (2014).
Траволта и Джексон. Свет и тьма. Грешник и праведник. Они по заданию авторитета Марселоса едут делать первые три трупа. Заслужили ли эти трое свою участь? Да заслужили. Они уперли у Марселоса важный адский чемоданчик с лампочкой и батарейкой (в фильме никак не сказано наркотики ли там, деньги или драгоценности). Далее это будет адский чемоданчик. Символ греховного искушения. Первые 3 трупа поддались искушению. Нарушили заповедь не укради.
Код к замку адского чемоданчика - число зверя 666
Место забоя первых трех жмуриков есть место первой развилки в фильме. Будущий труп N 3 выпускает в упор 6 пуль из револьвера в упор по Траволте и Джексону, ни разу не попав. Уработав третьего кидалу Джексон приходит к выводу что здесь имеет место божественное вмешательство, то есть чудо. У Джексона сомнений в этом нет. Его мучает только два вопроса: "Зачем Бог вмешался? Что он хотел дать понять?". Траволта же считает, что это не чудо. Оба героя получают в моем понимании первое предупреждение от Бога. Джексон вывод сделал, Траволта упорствует во грехе.
На заднем плане в стене дыры от 6 пуль.
Далее в машине имеет место второе предупреждение для Траволты и Джексона, и последнее для юного предателя (труп N 4). Траволта пытается убедить будущего четвертого жмурика, что Бога нет и чуда не было. И сам случайно на ровном месте делает четвертого жмура. Он простреливает голову предателю первых трех жмуров. Безгрешен ли четвертый? Нет. Он подельник первых троих и повторил иудин грех предательства. Вот так Бог дает второе предупреждение Траволте, и его руками прибирает четвертого.
Ситуация с Бонни
Уже в первом эпизоде явно видно, что Траволта менее уравновешен, чем Джексон. И более ослеплен гордыней. Болезненно реагирует на любой намек на его не правоту, хотя он явно не прав. Он раз за разом втягивает тандем Джексон/Траволта в опасные ситуации, он их провоцирует на каждом шагу и своим агрессивным поведением затрудняет разруливание конфликтов. Расписывать подробно Ситуацию с Бонни не буду. Ключевым здесь является два момента.
Первый. убивший негра посреди города днем Траволта нарывается на специалиста по решению проблем мистера Вулфа. ИМХО мистер Вулф спец по решению деликатных вопросов у Марселоса и мог завалить товарища Траволту прямо там. Но будучи специалистом высокого уровня смог разрулить конфликт и поставить на место зарвавшегося тов. Траволту. После этого уже уязвленный Вулфом Траволта получает еще один укол по самолюбию - ему приходится делать самую грязную часть работы по уборке машины. Он собирает фрагменты головы четвертого жмурика. Что не добавляет ему смирения. Тов. Траволта посреди бела дня по безалаберности простреливший башку подельнику явно ищет на ком сорваться и самоутвердиться. Но постоянно получает отлуп и от того еще больше беситься.
Второй. Помывка. После помывки из шланга холодной водой Траволта и Джексон получают идиотскую одежду. Белую (к этому моменту я еще вернусь). Труселя и футболки. Глядя на них герой Тарантино говорит, что они выглядят как придурки (в оригинале звучит слово Dick, на сленге это значит "мужской половой член", имхо здесь точнее был бы перевод "долбо...б"). Что не добавляет смирения и кротости Траволте, но он вынужден сопеть и молчать. Все, кто видят тандем в труселях отмечают данный момент. Тов. Траволта реально крутой бандюк и убийца постоянно страдает от данного момента. Он привык быть в пафосном костюме и убивать всех. А тут он в труселях а напарники по опасному бизнесу мешают массовому отстрелу окружающих. В связи с чем градус озверения у Траволты нарастает от эпизода к эпизоду.
Ограбление в забегаловке
Как они туда попадают вдвоем? Джексон соглашается взять одно такси с Траволтой. И соглашается позавтракать с ним. Таким образом отягощенный злом Траволта приводит Джексона в место где он прочел свою первую проповедь и сделал свой первый осознанный шаг как пастырь и проповедник, а не как бандит-убийца.
Берем тачку на двоих? Да. Позавтракаем? Да.
Вот так двумя вопросами Траволта привел тандем на место ограбления и первой проповеди Джексона.
Джексон покупает за 1500 баксов жизни, двух дурачков. Тут герой Тима Рота и его напарница получают свое предупреждение. Они заглянули в глаза смерти, хотя рассчитывали по легкому срубить бабла. А нарвались на двух матерых убийц в смешных труселях и футболках. И вот они чудом выжив, чудом не обосравшись от ужаса и получив свое предупреждение от Бога уходят в закат. О них мы ничего более не узнаем. А мы еще раз отметим что Траволта раз за разом идет в те места где его ждут опасные приключения. А те, кто следует с ним неумолимо попадают в очередной блудняк. Окружающие Траволту субъекты постоянно огребают со всех сторон.
Вот и здесь Траволта выступает как катализатор смерти. В тот момент как Джексон уже все разрулил Траволта вываливается из сортира и обостряет ситуацию фразой: "Да я завалю их из принципа!"
Конфликт гасит Джексон. Он избавляется от неправедных кровавых денег и читает проникновенную проповедь заблудшей овце Тиму Роту.
Траволта: Да я завалю их из принципа!
Дурачки-грабители ушли в закат кушать вкусный и полезный валидол ведрами. А наши герои? Наш тандем с чемоданчиком синхронно подходят к выходу из забегаловки. Они идут вместе, но каждый идет на встречу к СВОЕЙ судьбе. Синхронно прячут пистолеты в труселя и синхронно переступают порог забегаловки. НО каждый в свою половинку двери. Физически они два человека с пистолетами в придурочных прикидах, которые вместе несут Марселосу чемоданчик. Но это уже не тандем. Они физически идут вместе в к одному человеку в одно и тоже место. Но это только физически. Из забегаловки выходят не два бандита, а наглый неуравновешенный бандит и проповедник. Джексон уже принял решение завязать. Кроме того, он добровольно отдал дурачкам грабителям неправедные деньги, сделал все что бы спасти их грешные задницы и прочитал отличную проповедь. Его устами Бог дал предупреждение этим дурачкам. Последнее? Мы не узнаем это никогда.
Слева: Проповедник и Труп N 6 прячут в смешные труселя оружие.
Справа: Проповедник вступил на свой путь, а Труп N6 начал свой путь к финальному сортиру N7. Вехами его пути будут сортиры 4,5,6.
Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Федор Тютчев
Лучше иметь умного врага, чем друга дурака
В замысловатый сюжет фильма здесь вплетается линия Брюса-НашеФсе-Виллиса. У Брюса переломный момент судьбы. Бог с помощью Марселоса ставит его перед выбором. Участвовать в подставном боксерском матче или нет. Очень ярко видно, как под вкрадчивые слова Марселоса Брюс гнет свою гордость. И он ее почти согнул.
Все испоганил как всегда Траволта. Да и вообще все поведение Траволты описывается фразой: "И тут пришел Траволта и обкакал всю малину." В половине эпизодов его гордыня получает очень чувствительные уколы: постоянные намеки на проблемы с женой Уоллеса, стычка с Вулфом у Тарантино, уборка мозгов в машине, постоянные подколки по поводу дурацких футболок и труселей (от Тарантино, дочки владельца свалки, бармена, и Брюса). И вот он наконец встретил человека на котором он смог самоутвердится. Он оскорбляет Брюса. А старина Брюс утерся, но затаил злобу.
Данный эпизод он мега ключевой. Ключевой для Траволты, Брюса и Марселоса. Особенно для Марселоса. В результате одной брошенной фразы: был убит один боксер на ринге (труп N 5), был убит сам Траволта (труп N 6), был изнасилован простыми американскими извращенцами крупный криминальный авторитет Марселос, были убиты извращенец-продавец (труп N7) и до смерти замучен извращенец Зед (Труп N8). "Где логика? Какая тут связь?" - спросите вы? Ну давайте рассмотрим логические цепочки.
Почему Брюс решился на опасную аферу вместо договорного боя? Его оскорбил Траволта. Почему Брюс решился именно на аферу, направленную против Марселоса, ведь Марселос вполне честно предложил ему сотрудничество? Потому что Марселос на глазах униженного Брюса радостно приветствует и обнимает Траволту.
Слева на право: Траволта мешает с дерьмом Брюса/ Смешанный с дерьмом Брюс видит / Видит, что символ своего унижения - это тандем Траволты и Марселоса. Прямо из бара Брюс пойдет царапать авто Траволты гвоздем, делать ставки на подставной бой и мочить Траволту в сортире. Попутно тов. Марселос вступит в ЛГТБ партию.
Таким образом для Брюса зримым символом унижения становиться не Траволта, а именно Траволта+Марселос. Унижение Траволтой стало последней каплей, и почти согнутая гордость распрямилась как сжатая пружина и дала по лбу Траволте, Марселосу, да и самому Брюсу тоже.
Далее сорвавшийся с резьбы Брюс (предварительно поцарапав автомашину Траволты) случайно убивает боксера (труп N5). Затем убивает Траволту (труп N6). Случайно и по идиотский. Тут к месту воскликнуть "Quos Deus perdere vult dementat prius" (Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума). Убивает он его из Узи, который Траволта оставил на столе, а сам пошел в сортир покакать (к теме сортиров я тоже вернусь позже). Без Узи. Ну не идиот ли?
А затем руками простого американца Брюса и не совсем руками простого американского извращенца Зеда (гусары не ржать!!!) урок смирения получает Марселос Уоллес. А он как тут оказался? А все очень просто. Джексон завязал и пара Траволта/Джексон распалась. Марселос объявил тотальную мобилизацию для поиска Брюса и лично возглавил засаду на пару с Траволтой. За что и пострадал за компанию с Траволтой, как раньше за компанию этим неадекватом страдал Джексон. Но Джексон свернул с дороги бандита в костюме. Он пошел в смешных труселях путем проповедника. А его место при мобилизации занял сам Марселос.
Последнее китайское предупреждение. Траволта и Ума.
Привет, детки. Есть сообщение от дядюшки Билла.
Не покупайте наркотики. Становитесь поп-звездами...
и получите наркоту даром!!!
х/ф Реальная любовь
Между трупами 4 и 5. Траволта получает последнее предупреждение. Смерть Турман, а значит его самого прошла рядом.
Последнее китайское предупреждение. Брюс и Марселос.
В магазине извращенцев наступает момент последней развилки фильма.
Развилка сюжета. Трупы 7 и 8 решают кто вступит в ЛГТБ партию первым. Детской считалочкой.
Развилки для Брюса и развилки для Марселоса. Брюс мог не спасать Марселоса. И тот до конца своих дней был бы пухленькой и чёрненькой секс игрушкой. Но Марселос (отныне побратим Элтона Джона и уже просвещенный мореплаватель) был спасен. А Марселос мог зачистить единственного свидетеля своего изнасилования, но не стал этого делать. А почему детской считалочкой извращенцы выбрали в ЭлтонДжоны Марселоса? ИМХО он более грешен.
Вступление тов. Марселоса в ряды всеамериканской ЛГТБ партии. Приобщение, так сказать, его к европейским ценностям. От ныне тов. Марселос побратим сэра Элтона Джона и просвещенный мореплаватель.
Марселос отпустил Брюса с деньгами, как с деньгами до этого Джексон отпустил грабителей в забегаловке. Ступай и не греши. Мы не видим, как умирает Зед. Но нет сомнений - он труп N8. Почему Брюс и Марселос получили такие странные предупреждения от Бога? ИМХО Брюс просто ослеплен гордыней и жаждой мести, но человек он тут скорее случайный. Слепое орудие Бога. А Марселос не такой беспредельщик как уже покойный Траволта (труп N6), но как ни крути он не безгрешная овечка. Вот ему и намекают что на каждую хитрую задницу найдется болт с левой резьбой.
А еще я уверен, что за кадрами фильма за спасение грешной задницы Брюса Виллиса горячо молиться чистая и безгрешная душа - подруга Брюса.
ИМХО Брюса Вседержитель оставил в живых только ради слез из этих глаз, и молитв из этих уст. С женщинами такое бывает и крестика нет, но как припрет, то так истово возносят жаркую молитву, что не у всех священников выходит. А Господь вздыхает, и считалочка указывает не на Брюса, а на Марселоса.
Мне хочется верить, что Брюс правильно поймет предупреждение Господне и все у них будет как в сказке. Правда американской. Чистая душа дождалась своего принца на белом извращенческом чоппере и они ускакали на нем на встречу закату. Принц без доспехов, но с самурайским мечем и крепко отмудохан. А вместо дракона и спасенной принцессы у нас два извращенца и приобщенный к европейским ценностям авторитет Марселос.
Слева на право: Принц идет повергать дракона в подземелье / Принц и спасенная Белоснежка / Принц на белом извращенческом чоппере перед ускаканием в закат с принцессой.
А была ли у Марселоса чистая душа, которая молилась за спасение его черной грешной попки? Судя по результатам нет. Каждому воздалось по вере его.
Слегка не померев от передоза Турман оделась в черные одежды. Чета мне не верится, что Турман в перерывах между дозами молится о спасении грешной задницы тов. Марселоса. Что зримо отразилось на судьбе означеной грешной задницы. Посмотрите на Турман. Именно так выглядит смерть, которая прошла рядом.
Немного о символизме.
- Ну, и в чем здесь симвология?
- Симвология? Не успел Даффи сложить корону тупизны,
как у нас, похоже, появился наследник! Я уверен,
ты хотел сказать символизм... и что же символизируют монеты?
х/ф Святые из трущоб
Данный фильм переполнен символами. Я поражен как безграмотный американский паренек смог придумать и ненавязчиво внедрить в фильм столько символов и намеков. Некоторые из них стебовые и местами сортирного свойства (тут явно прет амерская природа Квентина). Я уверен, что все их я не заметил. Я обычный русский паренек, а Тарантино талантливый творец, и, сдаётся мне, его кистью по данному холсту водил Всевышний. Но что заметил, то заметил.
Первое и очевидное. И кто скажет, что фильм никак не связан с темой Бога, путь первым кинет в меня камень. Код к адскому чемоданчику:666.
Одежда и цвет одежды. Черный цвет - цвет греха и смерти. Белый цвет - цвет чистоты. Костюм одежда взрослых и официальная. Серьезная. Труселя и футболки одежда неофициальная, и скорее детей, чем взрослых. Взрослые костны и уверены, что знают все. Они уверены в своей железобетонной правоте. Дети смотрят на мир другими глазами с целью познания его. Они находятся в поисках нового опыта. Их души открыты новому. И да, дети безгрешны.
Черное символ греха и смерти
Вседержитель ненавязчиво и с юмором снимает с героев униформу убийц. Начисто отмывает их от крови, мозгов и пороховых газов. С помощью холоднючей воды из садового шланга руками Вулфа Господь проводит ритуал крещения. И каждый из героев получает возможность начать с чистого листа. Как ребенок.
Далее в забегаловке Джексон действует уже не как убийца, а как проповедник. А Траволта все же не оставил стезю душегуба. Он готов убивать из принципа: "Ты хочешь им подарить 1500$?!!! Да я завалю их из принципа". Вот! Вот здесь и есть ключевой момент фильма!!! Джексон отказывается от неправедных денег и спасает жизни двух дурачков от Траволты. Джексон отдал неправедные деньги. Ранее он снял кровавые одежды убийцы, а далее он отдаст адский чемоданчик и отложит пистолет. Из бара Марселоса он выйдет ТОЛЬКО в белой футболке и труселях.
Одновременно переступив порог забегаловки оба героя идут уже разными дорогами. Джексон идет дорогой праведника вернуть адский чемоданчик и сказать Марселосу что завязывает. Он не одевает черные одежды. Он уходит в жизнь в белой одежде.
А Траволта снова одевает костюм бандита и идет дорогой грешника отравлять мир злом и смертью. И в греховной слепоте своей подставляет еще и Марселоса. Который тоже не ангел, но все же более вменяем, а потому остался жив. Правда подвергся изнасилованию. Это было предупреждение. Для Марселоса, Траволта же исчерпал терпение Господне и сел покакать без оружия в засаде.
ИМХО данный момент есть отсылка к ритуалу крещения. Оба героя получив предупреждение неявно проходят как бы крещение. Они очищаясь от кровищи и мозгов начинают все с чистого листа. Далее Джексон начинает вести себя не как бандюга, а как проповедник, и первыми жатвами его пастырского рвения становиться два дурачка-грабителя в забегаловке. А Траволта встал на путь который привел его к смерти в сортире.
Пресветлый праздник крещения.
Слева направо: Отбрасывание кровавых темных одеяний/Крещение (вода холодная)/Светлые детские одежды (символ второго шанса).
Только я вижу параллели?
Одним из не явных признаком подступающего 3,14ца является посещение кем-то сортира.
Сортир N1. Будущий труп N3 идет в сортир. Но с револьвером. После этого в помещение заходят Траволта и Джексон. К концу эпизода образуются первые 4 трупа фильма.
Труп N3 в сортире N1
Сортир N2. Дом Тарантино. В сортире наш тандем отмывает руки от крови Трупов 1,2,3,4. Далее Траволта чудом не довел до смертоубийства товарища Вулфа. Но здесь Бог попустил.
В следующих кадрах великолепный Вулф намекает Тарантине, что иногда проще в машине везти 2 трупа, чем один труп и одного Тарантину
Сортир N3. Забегаловка. Траволта прерывает богословский диспут и со словами "продолжение следует" уходить в сортир забегаловки. Сразу после этого два горе грабителя начинают грабеж. Траволта выходит из сортира как раз к началу первой проповеди Джексона.
Джексон: Если тебя пугают мои ответы, не задавай пугающих вопросов.
Траволта: Мы не закончили. А пока я схожу в туалет.
Далее будет ограбление и проповедь.
Сортир N4. Бар Марселоса. Джексон отдает адский чемоданчик и уходит в сортир. Более мы его не увидим. Он пошел своим путем. Оставшийся в одиночестве и без контроля (раньше его сдерживал либо Джексон, либо Вулф) Траволта немедленно мешает с дерьмом Брюса, чем запускает неумолимый процесс собственного убийства и изнасилования Марселоса.
Джексон уходит в сортир. А далее Траволта запустит финальный 3,14дец одним диалогом с Брюсом.
Сортир N5. Сортир в Джек Реббит Слимс. Турман нюхает наркоту. Привычка нюхать гадость приведет ее на порог смерти в течении считанных часов. А в данный момент она и Траволта молчат и понимают, что хотят трахнуть друг друга. Марселос их за это поубивает, но они все равно хотят.
Сортир N6. Сортир дома Марселоса. Траволта уходит в сортир что бы там перед зеркалом убедить самого себя не трахнуть жену Марселоса. А в это время жена Марселоса загибается от передозняка. Собственно, передозняк Умы Турман и есть последнее китайское предупреждения Траволте. Последний раз смерть прошла рядом. И предупреждение Уме о недопустимости блуда и наркомании.
Турман загибается от передоза, пока в сортире N6 Траволта проникновенно убеждает себя не трахнуть Турман.
Сортир N7. Финальный сортир. Число семь - число сакральное. Траволта оставляет оружие на столе и идет покакать. На выходе его ждут Брюс, узи, тостер и смерть. Иронично, что в смешной одежде Траволта остался жив, а в дорогом костюме помер в сортире. Вседержитель намекает что дерьмо (независимо от упаковки) должно быть в сортире? И что Траволта дерьмо?
Слева на право: Эпическое полотно "Траволта до3,14зделся"/ Тостер как проводник воли Господа/ Мочить в сортире как завещал великий Дарт Путин.
Вот собственно и все что я хотел сказать по поводу фильма на религиозную тематику товарища Квентина Тарантино. Шедевр. Культовое кино. Простой парень снял свое евангелие от Тарантино. С трупами и сортирным юмором. Американец. Ему простительно. Шо ты с ним поделаешь.
Примечания.
Закон исключённого третьего (лат. tertium non datur, то есть "третьего не дано") -- закон классической логики, состоящий в том, что из двух высказываний -- "А" или "не А" -- одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых формулирует отрицание другого, не могут быть одновременно ложными. Закон исключённого третьего является одним из основополагающих принципов "классической математики".
История "Валламовой ослицы" ведет своё начало от Библейской притчи о знаменитом чернокнижнике, прорицатель и маге из города Пефор, на реке Евфрат. Древние израильтяне, под предводительством Моисея, после исхода из Египта завладевают землями за Иорданом. После этого ими собираются вооруженные силы для захвата земли Ханаанской, которую им обещал Бог (Яхве). Царь Моава, соседней к Ханаану страны, не имея достаточно сил для отражения агрессии просит некоего Валаама напустить на врагов своих проклятия. Прорицатель после долгих уговоров соглашается и отправляется в путь на ослице. Впоследствии дорогу преграждает видимый только животному ангел, которого послал Бог (Яхве). Валаам стал избивать ослицу, после чего она заговорила и донесла до него волеизъявление Бога. Невзирая на многочисленные просьбы Царя Моава, прорицатель Валаам не только не проклял народ израильский, но и трижды благословил его.