Иванов Константин Константинович
Из переписки 2025

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

  Владимир К.:
  "Еще есть мечта съездить в Толедо. Я в последние годы полюбил Эль Греко. Он на 400 лет опередил свое время."
  
  Константин И.:
  400 лет, о которых ты говоришь, это для меня новость. В чем тут дело?
  
  Владимир К.:
  "Я имею в виду художественную технику. Так стали писать только в 20 веке."
  
  Константин И.:
  Его техника соединяет ветхие надежды Патмоса с новейшими развалинами ХХ века, одно плавно переходит в другое, превращаясь в жуткую иллюстрацию гераклитовского панта рэи.
  
  Владимир К.:
  "Честно говоря, я не понимаю про панта рэи и Патмос. В Метрополитан музее в Нью Йорке организовали зал "Эль Греко современный художник". Картина его, а рядом, скажем, Пикассо."
  
  Константин И.:
  Как раз то, что в музее Пикассо возможен рядом с Эль Греко, и подтверждает мою мысль. Вспомни эволюцию Пикассо - от портретного еще благополучия XIX века до "анатомического" разложения человеческого лица. Он стал зеркалом обвального перехода веков. Гуманный XIX-й с его, казалось бы еще твердыми формами бытия, "вдруг" катастрофически протёк в зловонную лужу бесформенности ХХ-го. Со всех сторон повеяло ужасом конца, и как тут не вспомнить про Апокалипсис и "все течет"?
  Может, сам Гераклит и надеялся, что в вечной утечке возможны и моменты какой-то "притечки", за которую можно ухватиться и "немножко пожить", как, вероятно, надеются и все врожденные материалисты, но у меня таких надежд нет, панта рэи для меня просто синоним смерти, не более. Взгляни на сцены Апокалипсиса Эль Греко, которые как раз в Метрополитане же, и ты увидишь эту текучесть смерти в трепещущих телах человечества, идущего на Страшный суд. Да и все его крупные "социальные" полотна - это обилие все тех же беззащитных смертно текущих тел, окруженных беспощадным мраком мира даже там, где речь идет о мелькнувших надеждах на преображение. Даже эллинский сюжет, Лаокоон, глядится у него всего лишь фрагментом того же Апокалипсиса.
  Да, у автора Откровения надежды были, но они, как и надежды Эль Греко, до поры были упрятаны покровами смерти - таков был замысел церковной сказки, которой оба служили.
  Трудно, кажется, найти художника более католического и более мрачного, католически мрачного, чем этот критский грек. У него даже небо ставшего ему родным Толедо и то дымно лиловеет каким-то отблеском из пасти ада, всеобщей нависшей угрозой. Похоже, он в высшей степени воплотил дух Контрреформации - полистав его, видишь, что на земную жизнь надежд никаких, конец света неотвратим.
  Но, конечно, художник был могучий. Свою поэму в красках и линиях о гибели мира он, безусловно, создал.
  
  Ps. Кстати, насчет "современности" тех или иных деятелей. Можно предложить Метрополитан-музею организовать выставку "Иисус из Назарета - современный мыслитель и пророк", выложить Евангелие, а рядом - "Манифест" и "Капитал" Маркса. Что их объединяет? Радикализм мышления. Оба - подвели черту своей эпохе, времени вообще и экзистенции, мыслили о преображении мира. Есть над чем подумать, хотя организаторам музеев оба, вероятно, покажутся старьем.
  20 - 29 августа 25.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"