Мы живем в смущенное время, когда иные почтенные термины из прошлого нашей культуры могут пониматься не так или измеряться только закостенелой мерой прошлого, не позволяющей свободного их использования, то есть преграждающей путь мысли. В такую ситуацию может попасть и термин "Дух Святой" из моего стиха. Поэтому считаю своим долгом объяснить читателям, что я имею в виду, как понимаю два этих слова.
"Дух Святой" как известно всем, кто внимательно заглядывал в Новый Завет, есть третья ипостась Святой Троицы наряду с "Богом-Отцом" и "Богом-Сыном". Если в "Бога-Отца" древние создатели троичного символа заключили неотделимую от творения универсальную мысль о творце вселенной, в "Боге-Сыне" связали эту универсальную мысль с воплощением в тело человека, то в "Боге-Святом Духе" выразили высшую и глубочайшую общность двух первых ипостасей, их внутреннее единство. Упрощенно говоря, если иметь в виду только Бога как Духа, то это и есть Святой Дух. Именно благодаря Святому Духу Св. Троица и есть, как читается в символе, "нераздельная".
Вне церковных стен "Бог-Отец" легко прочитывается как универсальный лик природы и общества, "Бог-Сын" - как универсальная человеческая индивидуальность. Труднее всего толкуется как раз "Бог-Святой Дух", "наиболее нематериальная" часть Троицы. Как я уже сказал, это единство ипостасей, и потому именно эта наиболее мистичная часть "отвечает" за глубину и высоту человеческого достоинства. Только так для меня понятны слова Иисуса "если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем". (Мф.12:32). Как видите, Иисус прощал тех, кто хулил "Сына Человеческого", то есть его самого, но наотрез отказывал в прощении тем, кто хулил будущую третью ипостась. Почему? Потому что "Сын Человеческий" это, в глазах самого Иисуса, всего лишь человек, а Дух Святой - это нечто большее, чем человек, это та "соль", которая потенциально делает человека божественным существом, Богочеловеком. Иисус узрел эту потенцию в себе и звал за собой других, чтобы они почувствовали то же самое, что он. Но почему хулящим Святой Дух не простится "ни в сем веке, ни в будущем"? Да потому что отрицателям высшего человеческого достоинства, предложенного нам Иисусом, и не иметь его ни сегодня, ни завтра. Кто матерится в "бога мать", как я не раз слышал за свою жизнь, тот и остается при этом мате, не обретя достоинства, он тем самым вычеркивает себя из будущего, поглощенный миром вещей, заставивших его материться.
Поэтому в моих строках и появился "кровавый рубец" хулы на Дух Святой, которую я вижу и в Октябрьской революции, да и во всем ХХ веке - затаптывавших реальное человеческое достоинство ради мифических материальных выгод.