Иванов Константин Константинович : другие произведения.

О Хромающей Руси И Придатках Экономики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
О ХРОМАЮЩЕЙ РУСИ И ПРИДАТКАХ ЭКОНОМИКИ

I

Караул! Рятуйте! Конец света, прежнего света, таки наступил. Для матушки России. Как ни пыталась она отвертеться от наступающего на пятки и на горло времени, оно ее прихватило. Относительно спокойное и беспечное, хотя и не шибко сытое, существование в географической имперской необъятности приходит к концу. Внешние размеры, власть количества и пространства уже не утешают и не спасают. Ныне приходится считаться даже с каким-нибудь микроскопическим Монако! Увы, рулетка обретает не меньший демократический голос, чем танк (по самолюбию танка удар невероятный!). Даже с гастарбайтерами и то проблемы такие же, как в какой-нибудь крохотной Бельгии - ну куда это годится?!.

II

Глобализм накатывает с неотвратимостью фатума, сметая все прежние плюсы и минусы и устанавливая новые, нами пока еще слабо различаемые. Те, кто справедливо и законно стремится укротить гордыню доллара, обязаны понимать, что глобализм больше власти доллара и что хозяевам доллара, если они хотят быть современными, так же придется искать в нем свое место, как и другим игрокам. Экологические и гуманитарные реакции антиглобалистов, если они исходят от общественных организаций, уместны и своевременны, ибо призваны сдерживать экономическое и политическое безумие землян. Но антиглобализм государственный немыслим и невозможен, ибо несовременен так же, как и претензии одного, даже самого крупного сверхигрока, на исключительную роль в глобализме. Глобализм есть неизбежное сокращение значительной доли любого национально-государственного суверенитета, государствам придется проглотить эту горькую истину и принести жертву на алтарь человечества, если они не хотят повторять сценарии прошлого. Мир, если хочет выжить и войти в будущее, не может быть агрессивно однополярен или столь же агрессивно многополярен, он должен содержать  в себе живой диалектический союз единого и многого, сочетая межгосударственный плюрализм с идеей целостного всеобъемлющего земношарного общества.          

III

В этой перспективе наша правящая верхушка демонстрирует далеко не самое красивое для великой, да и для любой, державы поведение: вместо того чтобы просто симметрично ответить на "дружественный" закон Магнитского каким-нибудь адекватным ему законом Гуантанамо или Петреуса, она приплетает к  обмену этими любезностями детско-медицинские проблемы россиян, политически их замусоливая и делая разменной монетой ползучей подслеповатой дипломатии, являя таким образом мелкую политизированную обидчивость и отсутствие национального достоинства. Ранимость нашего парламента Америкой стала напоминать "Польшу нежную", как некогда писал поэт, "где нету короля", гордую и нервную страну, в свое время на сто  с лишним лет порабощенную царским режимом. Нас же, слава богу, пока, кроме своих  родных властей, никто не порабощал - откуда же такая щепетильная закомплексованность? Такая колониальная ущемленность чувств? Почему? Не потому ли, что сбылось самое нежелательное предсказание экспертов четвертьвековой давности, сделанное над издыхающими Советами, и Россия действительно стала сырьевым придатком экономики Запада? В первое десятилетие нового века она окрепла, разогнулась, встала с колен, чтобы... о ужас! ...подносить на стол рынка нефть и газ. 
Но что же в этом страшного, даже если пока и придаток? Иные страны бывали и в гораздо худшем положении. Взять хотя бы Японию 45 года, поверженную и обесчещенную, Японию завершенной "великой истории". И что? Она исчезла с карты земли? Японцы перестали быть японцами? Умерла японская культура? Отнюдь. Страна не впала в национальную прострацию и не сделала себе харакири. Мы знаем, что Япония с честью вышла из тяжелейших исторических испытаний, не потеряв себя, напротив, став одной из мощнейших и образцовых современных держав.
Хотя японские хранители памяти о погибшей империи, вероятно, пережили очень неприятные чувства - но что нам до них? Подобного рода хранители политических "древностей", и японские, и наши, и вообще любого народа - это неинтересно, без этого в наш век не только можно, но и нужно обойтись.   
И другое. Экономика глобализма делает всех ее участников тем или иным "придатком" своего целого (а не просто Запада), это нечто вроде стихийно слагающегося нового разделения труда между странами, в котором разгорается жесткая конкуренция. Могучий Китай - фабричный придаток этого целого, а американский спрут турбофинансизма - придаток финансовый. Во время кризиса каждый "придаток" есть заложник своей специфической роли в общей экономике.

IV

Русь, как известно, стоит на двух ногах: одна западная, другая восточная. Единодушие думских дьяков напоминает о традиционной русской хромоте на западную ногу. И либералы, и антилибералы, все, только и делают, что танцуют около этой ноги. Первые хотели ли бы ей уподобить все тело; вторые хотели бы ее отсечь, поставив Русь на прочный патриотический костыль, долженствующий привести нас  на тучные евразийские пажити, в колхозы имени Чингисхана.  
Но почему-то о здоровой восточной ноге - молчок. Может, потому, что она уже изначально стоит... "где надо"? Стоит в Азии, и идти из Азии ей некуда. И она... стоит. И ей тут до новых колхозов, Чингисхана ли, Тамерлана ли, не добраться.
                                                                                                                  27 декабря 2012 - 1 января 2013

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"