Иванов Ниликс : другие произведения.

История одной защиты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




      -- "Артхашастра или наука политики" и "Трактат о военном искусстве" как источники, характеризующие особенности и закономерности становления систем защиты информации в Древнем мире.
   Типовая структура спецслужб в зарубежных странах.
   В зарубежных конституциях не говориться об органах разведки, однако в большинстве конституций называется такая функция государства, как обеспечение госбезопасности. В конституциях зарубежных стран закрепляется т.н. совет государственной безопасности. Как правило это коллегиальные органы при главе государства или главе правительства. Типовые задачи: они координируют работы в области разведки и контрразведки, ставят задачи перед органами разведки и контрразведки, вырабатывают системы мероприятий по пресечению деятельности иностранных разведок.
   Органы разведки, как правило, разделяются на органы внешней и внутренней разведки. Внешняя разведка, как правило, делится на внешнеполитическую, научно-техническую, политическую. Каждой разновидности разведки соответствует государственный орган или группа органов. Особо рассмотрим службу военной разведки. Как правило, руководство службы военной разведки осуществляет генштаб ВС и его спецуправления. Как правило имеют 3 звена: 1) органы военной разведки - генштаб, штабные органы отдельных ВС, родов войск. Имеют как правило общий координирующий орган 2) службы, которые организуют сбор информации при помощи технических средств 3) диверсионные подразделения. Внутренняя разведка - в большинстве стран - политическая полиция. Спецорганы изучают деятельность политических противников (оппозиция).
   Как правило, в зарубежных странах имеется группа органов которая координирует деятельность в области внешней и внутренней разведки. Такие службы не ведут оперативной работы, а занимаются планированием, согласованием деятельности между собой и другими госорганами. Как правило, это правительственные ведомства, которые подчиняются либо главе правительства или главе государства.
   Все основные министерства и ведомства связанные осуществлением внешнеполитической деятельности, как правило, имеют собственные разведывательные службы или участвуют в работе центральных разведывательных органов.
   Главное особенности становления систем ЗИ:
   Прообразом органов ЗИ в зарубежных странах являлись группы разведчиков и шпионов, при отсутствии организационно-оформленных спецслужб данные группы осуществляли функции свойственные спецслужбам.
   Формирование секретных служб осуществлялось на базе дипломатической службы. Первоначально разведывательные и контрразведывательные функции осуществляли послы.
  
   Уже в древнем мире существовали след направления ЗИ: организационная, техническая и криптографическая.
   Источники: Древний Индия - "Артхашастра" - наука политики. Века издания 4-3 века д.н.э. Древний Китай - Трактат о военном искусстве - Сунь-цзы 6-5 века до н. э. Япония - Свод уголовных законов. Тайхо-рё - 8 век нашей веры 702-718.
  
  
      -- Формирование и особенности системы защиты информации в Древней Индии.
   Государственная тайна - сведения, сокрытие которых даёт возможность государству обеспечить свою безопасности и преимущества над противником с наименьшими затратами сил и средств. Возглавлял систему ЗИ царь. СС была единой, централизованной, не разделялась на внешнюю и внутреннюю, а также органы разведки и контрразведки. СС имела следующую структуру: царь, министры и советники, группы агентов, отдельные агенты.
   Функции агентов:
   1) сбор информации в сфере государственного управления экономики, внешней торговли, демографического характера.
   2) контроль деятельности и наблюдение за отдельными должностными лицами
   3) наблюдение за партиями
   4) функции службы охраны главы государства, контроль за родственниками царя
   5) внешний шпионаж
   6) борьба с организованной преступностью
   7) сбор информации в военной области
   8) выявление шпионов
   9) пограничная охрана
   10) контроль за послами
  
   Методы работы: применялась вербовка агентов, применялись психологические методы воздействия, аналитическая работа по выявлению черт у граждан, выявлялись недовольные. Сбор информации за рубежом осуществляли послы. В процессе разведывательной и контрразведывательной деятельности применялись психологические методы: классифицировались признаки тех лиц, которых можно привлечь к сбору информации в стране противника, а также классифицировались признаки лиц, в соответствии с которыми лица могли быть подозрительными с точки зрения контрразведки. Тайна обеспечивалась практически такими же организационными методами что и в современных условиях:
   1) Использование закрытых мест совещаний.
   2) Контроль доступа на территорию
   3) Применение наказаний к нарушителям
   4) Выбор надёжных участников
   5) Определение заранее количества участников
   6) Применялся термин тайна совещаний
   7) Применение криптографии, использовавшейся при дипломатической переписке и переписке царя с министрами. Применялось 60 способ письма.
   8) Система охраны объектов имела многорубежную структуру, несколько охраняемых периметров.
   9) Внутри помещений безопасность обеспечивалась особенностями архитектурных построений, с применением устройств, оптически изменяющих структуру комнат.
   10) биологический метод. Располагались растения, реагирующих на яды.
   11) применялась система контроля доступа и контрольно-пропускной режим при входе на территорию.
  
   Итог: при отсутствии технических средств разведки, особое внимание уделялось организационным методам. Главным считалось наличие разветвлённой агентурной сети, использование которой позволяло высшему госаппарату иметь оперативную информацию о происходящем внутри страны и за рубежом. Работа агентов была высокооплачиваемой и считалась очень важной.
  
  
      -- Формирование и особенности системы защиты информации в Древнем Китае.
   Секретная служба имела следующую структуру:
   Император - Военные (полководцы) - группы шпионов - разведчики.
  
   Особое влияние уделялось вопросу организации агентурной разведки. Сведения о работе разведчиков - наиболее важная государственная тайна.
  
   Применялись элементы криптографии (кодирование, дробление информации).
  
   С целью кодирования вводится система бирок из 8 уровней, каждый из которых отличается длиной, а она соответствует содержанию.
  
   Система кодирования была известна только императору и командующему войсками.
  
   Дробление:
   Секретные письма разделялись на 3 части и ... секретное письмо.
  
   Классификация шпионов:
   Внутренние шпионы (из знати) - из. Другого государства
   Местные шпионы (низшее звено, местные ... государства, которые в период военных действий доставляли разведданные)
   Обратные (возвращающиеся) шпионы (перевербованные агенты противника)
   Шпионы жизни (задача - вернуться с выполненным заданием - послы, врачи)
   Шпионы смерти (образованные люди, в том числе послы, под прикрытием переговоров осуществляли наступление войск)
  
   Высокие требования предъявлялись к руководителю группы шпионов. В трактате программа мероприятий по управлению ими, особое место режиму секретности. Предполагалась предварительная проверка лиц, осуществляющих работу разведчиков.
  
   Итоги: Разведывательные и контрразведывательные работы считались важнейшими функциями государства, способами предупреждения войны. Основное внимание уделялось органам секретных служб, техническим методам защиты тайны, разведки и ведения войны в целом.
  
  
      -- Особенности формирования системы защиты информации в Японии в I - VIII вв.
   Трактаты о военном искусстве древнего Китая были известны и применялись в Японии с 1 в. н.э.
  
   Военные сочинения являлись секретными, запрещено хранить в частном владении, они хранились в императорской библиотеке или архиве, применялась разрешительная система доступа к ним, они были доступны императору и кругу высших чиновников. К особым секретам относились методы государственного управления.
  
   Классификация видов тайны:
      -- Государственная тайна (разведывательная, контрразведывательная, военная и судебно-следственная тайна). Мера наказания - высшая.
      -- Негосударственная тайна (сведения, касающиеся императора и распространение которой способно дестабилизировать государственное устройство (в основном точные науки - геология, астрономия)). Наказание - 1 год каторжных работ.
      -- Сведения, косвенно касающиеся государственных дел, распространение которых может нанести вред государству. Мера наказания - 60 палок.
  
   К секретным сведениям относились проекты императорских указов.
  
   Вывод: Своды законов в 8 веке оставались фундаментом японского права до 60-ых годов XIX в.
  
  
      -- Особенности систем защиты коммерческой тайны в странах Западной Европы в XIX - начале XX вв.
   В странах западной Европы требования к защите информации стали формироваться в XVII - начале XIX в., что было связано с капиталистическим способом производства. Система защиты информации формировалась в ходе противодействия промышленного шпионажа. К началу XX века промышленный шпионаж на Западе практически везде поощрялся на официальном государственном уровне и превратился в важный фактор развития промышленной революции.
  
   Государство исходило из того, что оно ничего не теряет от похищения производственных секретов (противодействие монополии).
  
   В национальных рамках использование методов недобросовестной конкуренции, если это не затрагивало интересов потребителей, негласно поощрялось на уровне государства. Сформировался важнейший принцип защиты коммерческой тайны - коммерческая тайна это задача фирм.
  
  
   Англия:
  
   В XVIII веке промышленный шпионаж сводился к борьбе против монополии и диктата патента.
  
   В 1754 году было создано группой промышленников и банкиров "Общество поощрения ремесел и торговли", которое предлагало премии изобретателям, если они отказываются брать патенты на изобретение и хранить их к секрете.
  
   В конце XVIII века была создана Ассоциация по борьбе с патентами и монополиями.
  
   Промышленный шпионаж привёл к появлению одного из методов защиты интеллектуальной собственности - патенту на изобретение.
  
   Франция:
  
   7.01.1791 года издаётся закон "О патентах", который поощрял промышленный шпионаж за пределами Франции. Он устанавливал для любого, кто привезёт иностранное новшество, льготы изобретателя.
  
   Германия:
  
   1 период (с начала 19 века и до 1871 года):
   Применялись отдельные УК в германских государствах - Пруссия, Саксония, Бавария, Гамбург. От 3 месяцев до 3-х лет.
  
   2 период (с 1 января 1871 года до 1896 года):
   Единое УК Германии. Это УК применяется в ФРГ с по сей день с поправками и исправлениями. Недостаток: УК не содержало статей по защите коммерческой тайны. В нём регламентировался только порядок профессиональной тайны, нотариальной и медицинской.
  
   3 период (с 27 мая 1896 года):
   Издание закона против недобросовестной конкуренции. Более полный закон о ЗКТ от 27 июня 1909 года. Он применяется с поправками и по сей день.
  
   Основные положения закона о недобросовестной конкуренции:
   Разглашение тайны рассматривалось как одна из основных форм недобросовестной конкуренции. Преступлением являлось сообщение тайны третьему лицу с преступными намерениями, т.е. с целью конкуренции или в целях нанесения ущерба владельцу тайны. Преступлением считались упущенные обязанности, а также подстрекательство. При увольнении со служащим заключался договор о неразглашении тайны на срок не более 3х лет. При этом договор не должен был препятствовать служащему в его дальнейшем существовании. По общему правилу уволенное лицо могло лично пользоваться секретом, если эти сведения составляли его опыт. За разглашение чужой тайны полагалось тюремное заключение на срок до 1 года и денежный штраф. За подстрекательство - заключение на 9 месяцев и денежный штраф.
  
  
      -- Становление законодательства по вопросам предупреждения недобросовестной конкуренции в странах Западной Европы в XIX - начале XX вв.
   К концу XIX начале XX века уже довольно чётко сформировались система основных подходов и требований к защите информации:
      -- Профессионализм (выделение защиты информации в специальную область деятельности).
      -- Чёткая регламентация состава деятельности.
      -- Ограничение и регламентация доступа к защищаемой информации.
      -- Высокая оплата труда.
      -- Надежный внутриобъектный режим и охрана, контроль за посетителями.
      -- Организация спец службы безопасности, деятельности которой внешне должна быть незаметной.
      -- В качестве методов защиты информации применялись дробление, кодирование, умная передача, дезинформация.
      -- Систематическая работа с сотрудниками для разъяснения характера и средств промышленного шпионажа, назывались имена сотрудников, с которыми можно обсуждать.
      -- Учёт стремлений квалифицированных специалистов публиковать результаты своей работы (внутриорганизационные издания).
  
   Торговые книги велись уже в странах древнего мира, только в сфере финансов. В средние века более широкое распространение и их ведение стало профессиональной обязанностью любого предпринимателя. Выполнение этой обязанности поддерживалось 2-мя способами:
      -- Мерами уголовной ответственности
      -- Невыгодными правовыми последствиями для виновных
  
   В торговых книгах отражались все сделки и сведения об имуществе.
  
   Защита торговых книг сводилась к:
      -- Охране самих книг, т.е. четкое формулирование случаев, когда содержание книг может быть раскрыто.
      -- Закрытие сведений, содержащихся в книгах, ответственность за разглашение.
  
   В большинстве стран западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Австрия, Италия) определены следующие случаи, когда могут быть раскрыто содержание книг:
      -- Интересы правосудия.
      -- Фискальные интересы государства.
  
   Но в этих случаях служащие обязаны хранить профессиональную тайну, за разглашение которой уголовная ответственность.
  
   В Италии и Франции в конце 19 века устанавливалась практика ежегодных проверок вида торговых книг местным судьёй или нотариусом.
  
   В Германии, Австрии, Венгрии устанавливалось право судебного учреждения проводить проверки торговых книг и назначать дополнительных экспертов для проверки торговых книг.
   Законодательство было направлено в первую очередь на пресечение недобросовестной конкуренции. Разглашение тайны рассматривалось как форма недобросовестной конкуренции. Уже в 19 веке к недобросовестной конкуренции относились следующие действия: продажа по ценам ниже рыночных с целью вытеснения конкурента, тайный сговор на торгах, распространение ложной информации (дискредитация), выпуск чужой продукции, похищение документов, чертежей, образцов продукции, установление контроля за деятельностью конкурента, злоупотребление господствующим положением на рынке. Впервые этот термин стал применяться во Франции в 19 веке. В парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года даётся следующее определение недобросовестной конкуренции: конкуренция, противоречащая честным обычаям в области промышленности и торговли.
  
   Основные уголовные кодексы:
  
   УК Франции 1810 года (кодекс Наполеона). Он применялся в современной Франции до середины 90-ых годов.
  
   Промышленный секрет - секрет, который может быть предметом патента или любая особенность производства.
   Виновными по этой статье могли быть только действительные служащие предприятия, на бывших служащих ответственность не распространялась.
   Личное пользование секретом после прекращения службы не являлось преступлением.
   Преступление состояло в сообщении секрета третьему лицу с намерением причинить ущерб владельцу предприятия. Разглашение секрета иностранцем влекло за собой тюремное заключение на срок от 2х до 5-ти лет и денежный штраф. Разглашение секрета внутри страны влекло за собой тюремное заключение на срок от 3х месяцев до 2 лет и денежный штраф.
  
   УК Бельгии 1868 года. Мера ответственности - за разглашение секрета вводилось тюремное заключение от 3 месяцев до 3 лет и денежный штраф. Ответственность распространялась и на бывших служащих.
  
   УК Нидерландов в 1881 году. Ответственность распространялась и на всех партнёров по предпринимательской деятельности.
  
   Современное законодательство по предупреждению недобросовестной конкуренции:
   Все страны можно разделить на 3 группы:
      -- Те страны, где есть специальное законодательство в этой области.
        -- Страны, в законодательстве которых имеется общая норма о запрете недобросовестных конкурентных действий и общее определение недобросовестной конкуренции, а также перечень недобросовестных конкурентных действий. Германия (закон 1909 года в редакции 1986 года), Австрия (закон 1923 года в редакции 1980 года), Швейцария (федеральный закон 1986 года).
        -- Страны, где в законах содержится только перечень недобросовестных конкурентных действий. Япония (закон о предотвращении НК 1934 года в редакции 1990 года), Канада (о товарных знаках и недобросовестной конкуренции 1952 года).
      -- Страны, где нет специальных законов, а пресечение недобросовестной конкуренции обеспечивается общими нормами права.
        -- Страны, в законодательстве которых имеется нормативное закрепление охраны против НК в ГК. Франция, Италия, Нидерланды.
        -- Страны общего права. Великобритания, Австралия, Ирландия. Преследование НК осуществляется судами на основе прецедентов.
      -- Государства смешанного законодательства. Бельгия. Здесь законодательство включает как нормы общего права, так и специальные постановления в этой области. В Бельгии, как и во Франции, НК преследуется на основе норм гражданского права. Кроме этого, закон 1971 года о торговой практике содержит перечни, но закон носит вспомогательный характер по отношению к основному правовому урегулированию. К этому закону прибегают для ускорения таких вопросов.
  
  
      -- Правовая защита информации во Франции в XIX в. и ее влияние на формирование систем защиты информации в странах Западной Европы и Японии.
   УК Франции 1810 года (кодекс Наполеона). Он применялся в современной Франции до середины 90-ых годов.
  
   Промышленный секрет - секрет, который может быть предметом патента или любая особенность производства.
   Виновными по этой статье могли быть только действительные служащие предприятия, на бывших служащих ответственность не распространялась.
   Личное пользование секретом после прекращения службы не являлось преступлением.
   Преступление состояло в сообщении секрета третьему лицу с намерением причинить ущерб владельцу предприятия. Разглашение секрета иностранцем влекло за собой тюремное заключение на срок от 2х до 5-ти лет и денежный штраф. Разглашение секрета внутри страны влекло за собой тюремное заключение на срок от 3х месяцев до 2 лет и денежный штраф.
  
   УК Бельгии 1868 года. Мера ответственности - за разглашение секрета вводилось тюремное заключение от 3 месяцев до 3 лет и денежный штраф. Ответственность распространялась и на бывших служащих.
  
   УК Нидерландов в 1881 году. Ответственность распространялась и на всех партнёров по предпринимательской деятельности.
  
   <...не знаю, что еще тут добавить...>
  
  
      -- Этапы становления системы защиты информации в Германии в XIX - начале XX вв.
   Организация служб безопасности (на примере предприятия Альфреда Крупа в XIX в.).
  
   Основным принципами ЗИ являются максимизация внешнего шпионажа и обеспечение внутренней безопасности как важный элемент системы управления, дезинформация.
  
   К методам обеспечения защиты информации относились:
      -- Создание специальной службы безопасности.
      -- Разработка и реализация систем мер против шпионажа, на что выделялись значительные средства.
      -- В правилах внутреннего распорядка предусматривался постоянный контроль за производством, выявление шпионов поощрялось вознаграждением.
      -- Создание специального исследовательского подразделения.
  
   В 1875 году на заводе Крупа была создано специальное помещение для промышленных секретов.
  
   Выводы:
  
   К концу XIX начале XX века уже довольно чётко сформировались система основных подходов и требований к защите информации:
      -- Профессионализм (выделение защиты информации в специальную область деятельности).
      -- Чёткая регламентация состава деятельности.
      -- Ограничение и регламентация доступа к защищаемой информации.
      -- Высокая оплата труда.
      -- Надежный внутриобъектный режим и охрана, контроль за посетителями.
      -- Организация спец службы безопасности, деятельности которой внешне должна быть незаметной.
      -- В качестве методов защиты информации применялись дробление, кодирование, умная передача, дезинформация.
      -- Систематическая работа с сотрудниками для разъяснения характера и средств промышленного шпионажа, назывались имена сотрудников, с которыми можно обсуждать.
      -- Учёт стремлений квалифицированных специалистов публиковать результаты своей работы (внутриорганизационные издания).
  
   Становление законодательства по защите коммерческой тайны в Германии:
  
   1 период (с начала XIX века и до 1871 года):
   Применялись отдельные УК в германских государствах - Пруссия, Саксония, Бавария, Гамбург. От 3 месяцев до 3-х лет.
  
   2 период (с 1 января 1871 года до 1896 года):
   Единое УК Германии. Это УК применяется в ФРГ с по сей день с поправками и исправлениями. Недостаток: УК не содержало статей по защите коммерческой тайны. В нём регламентировался только порядок профессиональной тайны, нотариальной и медицинской.
  
   3 период (с 27 мая 1896 года):
   Издание закона против недобросовестной конкуренции. Более полный закон о ЗКТ от 27 июня 1909 года. Он применяется с поправками и по сей день.
  
   Основные положения закона о недобросовестной конкуренции:
   Разглашение тайны рассматривалось как одна из основных форм недобросовестной конкуренции. Преступлением являлось сообщение тайны третьему лицу с преступными намерениями, т.е. с целью конкуренции или в целях нанесения ущерба владельцу тайны. Преступлением считались упущенные обязанности, а также подстрекательство. При увольнении со служащим заключался договор о неразглашении тайны на срок не более 3х лет. При этом договор не должен был препятствовать служащему в его дальнейшем существовании. По общему правилу уволенное лицо могло лично пользоваться секретом, если эти сведения составляли его опыт. За разглашение чужой тайны полагалось тюремное заключение на срок до 1 года и денежный штраф. За подстрекательство - заключение на 9 месяцев и денежный штраф.
  
  
      -- Особенности современного законодательства зарубежных стран по вопросам предупреждения недобросовестной конкуренции.
   Все страны можно разделить на 3 группы:
      -- Те страны, где есть специальное законодательство в этой области.
        -- Страны, в законодательстве которых имеется общая норма о запрете недобросовестных конкурентных действий и общее определение недобросовестной конкуренции, а также перечень недобросовестных конкурентных действий. Германия (закон 1909 года в редакции 1986 года), Австрия (закон 1923 года в редакции 1980 года), Швейцария (федеральный закон 1986 года).
        -- Страны, где в законах содержится только перечень недобросовестных конкурентных действий. Япония (закон о предотвращении НК 1934 года в редакции 1990 года), Канада (о товарных знаках и недобросовестной конкуренции 1952 года).
      -- Страны, где нет специальных законов, а пресечение недобросовестной конкуренции обеспечивается общими нормами права.
        -- Страны, в законодательстве которых имеется нормативное закрепление охраны против НК в ГК. Франция, Италия, Нидерланды.
        -- Страны общего права. Великобритания, Австралия, Ирландия. Преследование НК осуществляется судами на основе прецедентов.
      -- Государства смешанного законодательства. Бельгия. Здесь законодательство включает как нормы общего права, так и специальные постановления в этой области. В Бельгии, как и во Франции, НК преследуется на основе норм гражданского права. Кроме этого, закон 1971 года о торговой практике содержит перечни, но закон носит вспомогательный характер по отношению к основному правовому урегулированию. К этому закону прибегают для ускорения таких вопросов.
  
  
      -- Становление системы защиты информации в США (начало XX в. - 30-е гг. XX в.).
   В конституции США 1787 г. предусматривалась возможность существования правительственной тайны. В 1875 году создаются 2 комитета:
      -- Комитет безопасности - защита информации в военной области.
      -- Комитет секретной корреспонденции (комитет иностранных дел) - защита информации во внешне-политической области.
   Защищаемой являлась информация в военной и дипломатической области.
  
   В 1887 году конгрессом США предусмотрена возможность засекречивания информации по национальной безопасности, президенту предоставлена ведущая роль в решении этих вопросов.
  
   В 1869 году издан армейский приказ ограничивающий доступ к информации о военных сооружениях, запрещалось фотографирование, зарисовки таких объектов. Для совершение таких действий требовалось разрешение Министерства обороны.
  
   Разведывательные органы были созданы в армии в 1885 году. На флоте - в 1882 году.
  
   В 1907 году МБ издаётся циркуляр, в котором определяется порядок использования на документах грифа Конфиденциально. Документ с таким грифом должен был сопровождаться описанием, в котором отражалось, кто из должностных лиц может пользоваться данным документом.
  
   28 июля 1908 года было основано ФБР. Функции - проверка государственных служащих на предоставление права доступа к информации, составляющей ГТ.
  
   В 1911 году был издан закон о предотвращении раскрытия секретов национальной обороны. Впервые вводился термин "секреты национальной обороны". В законе указывалось, что такая информация может быть получена путём фотографирования или создания эскизов военных объектов. Закон был направлен на предотвращение шпионажа. В развитие этого закона принято несколько ведомственных инструкции МО:
        -- инструкция 1912 года, изданная МО, уточняла порядок работы с документами с грифом Конфиденциально. Такие документы запрещалось копировать, требовалось, чтобы каждый документ имел уникальный номер, и предусматривалось хранение таких документов в сейфах.
        -- инструкция 1916 года; тоже уточняла этот порядок, требовалась пересылка в двойном пакете, причём гриф Конфиденциально проставлялся только на внутреннем пакете. Внешний помечался "Лично".
        -- инструкция 1917 года. Появляется гриф "Секретно". Он проставлялся на документах, предназначенных для использования одним должностным лицом. Гриф "Конфиденциально" предназначался для минимального круга должностных лиц. Гриф "для служебного пользования". Такой документ предназначался только для внутреннего пользования.
  
   В 1917 году был издан закон о шпионаже (заменил закон 1911 года). Этот закон относил информацию о шифрах, кодах и сигнальных книгах к секретной. Закон вводил смертную казнь за шпионаж.
  
   Закон о торговле с противником 1917 года. Предоставлял широту полномочий президенту по засекречиванию информации на изобретения (патенты).
  
   В 1921 году - уточнялось применение грифа "конфиденциально". Требовалось указывать должность и фамилию лица, присвоившего гриф, и возможность отмены этого грифа в дальнейшем.
  
   В 1935 г. вводится новый гриф - "ограниченный доступ". Применялось для конструкторской документации и исследовательских работ.
  
   Инструкция МО 1936 года оставляла 3 типа секретной информации - "Секретно", "Конфиденциально" и "Ограниченный доступ". Информация, которая раньше считалась "для служебного пользования" переводилась в категорию "Ограниченного доступа". Такая система грифования применялась до 50ых годов.
  
  
      -- Становление системы защиты информации в США в 40-е гг. XX в.
   В июне 1942 года было создано управление стратегических служб, первый в истории США национальный орган разведки, который объединил военную и политическую разведки. После окончания войны в 1945 году это подразделение было расформировано, а кадры распределены между военными и дипломатами. Вопросами ЗИ в вооружённых силах занимался отдел службы безопасности армии. В 1949 году был переименован в отдел службы безопасности вооружённых сил. В 1952 году его заменяет национальная службы безопасности.
  
   В 40е годы принят ряд федеральных законов США, послуживших основой для создания современной системы защиты информации в этой стране.
  
   Март 1942 г. - исполнительный указ президента США "Правило грифования документов".
  
   В июле 1947 года издается закон о национальной безопасности, согласно которому создается ЦРУ как координирующий орган гражданской и военной разведки, введена должность директора центральной разведки и эти функции возложены на директора ЦРУ, создаётся Совет национальной безопасности при президенте США, реорганизованы военные ведомства, созданы единые министерство обороны, объединённый комитет начальников штабов, министерство ВВС.
  
   В 1947 году впервые начал применяться термин "разведывательное сообщество", и в этот период в состав этого сообщества были включены следующие организации: ЦРУ, службы разведки вооружённых сил, службы разведки государственного департамента, министерство финансов и ФБР.
  
   1949 году принято дополнение к закону о национальной безопасности в виде закона о ЦРУ. В соответствии с этим законом более чётки определены задачи ЦРУ:
      -- Добывание разведывательных сведений тайным и легальным путём.
      -- Тайная подготовка вмешательства в дела других государств, если затрагиваются интересы США.
      -- Обобщение информации, собранными другими ведомствами и подготовка выходных документов разведки.
  
   1947 год - закон "о военных закупках".
  
   1949 год - "о контроле над экспортом".
  
  
      -- Становление системы защиты информации в США в 50--80-е гг. XX в.
   1950 год - закон "о внутренней безопасности".
  
   В ноябре 1952 года создано агентство национальной безопасности. Задачи:
      -- Осуществление радиоэлектронной разведки.
      -- Разработка кодов, шифров.
      -- Защита правительственной информации.
   Т.е. 2 группы задач: наступательные и оборонительные.
  
   Наступательные: добывание информации о иностранных государствах путём перехвата любых ЭЛМ сигналов. Функции определялись от обратного, т.е. было определено, чем НЕ занимается агентство (обработкой нешифрованных сообщений, цензурой и сообщениями СМИ и радиовещания).
  
   Оборонительные: защита от иностранного проникновения всех линий связи, по которым передавалась информация.
  
   Задачи:
      -- Создание, пересмотр и санкционирование шифров всех правительственных служб.
      -- Обеспечение сохранности передачи данных в различных каналах связи.
      -- Обеспечение безопасности связи для систем стратегического оружия.
      -- Создание личного шифра президента.
  
   Классификация информации:
      -- Доставляемая ежедневно президенту.
      -- Доставляемая санкционированным потребителям в госучреждениях.
      -- Информация справочного характера, она вводится в АИС
      -- Информация коммерческого характера.
  
   В 1962 году создано Разведывательное управление министерства обороны и Национальная космическая разведка.
  
   В 1976 году в Разведывательное сообщество вошло министерство по энергетики (информация по атомной науке и технике).
  
   В 1981 году в него включено Национальное агентство картографии и изображений.
  
   Государственная политика в области защиты информации по национальной безопасности реализуется в деятельности органов, составляющих Разведывательное сообщество США. Объединяет и координирует их деятельность высший военно-политический орган - Совет национальной безопасности.
  
   Исполнительные указы президента США по вопросам национальной безопасности:
  
   Февраль 1950 года. Установил современный состав грифов секретности. Система грифования распространялась на министерство обороны США.
  
   Сентябрь 1951 года. Система грифов распространилась на информацию невоенных ведомств, связанных с обеспечением национальной безопасности.
  
   1953 год. ЗИ в интересах обороны США.
  
   Февраль 1960 года - "Правила выдачи допусков к грифованной информации для служащих промышленных предприятий".
  
   1972 г. - "Грифование и снятие грифов секретности с информации по вопросам обеспечения НБ".
  
   1978 г., 1982 г. - "Информация по национальной безопасности".
  
   Наиболее важные стратегические вопросы, определяющие национальную политику в сфере защиты ГТ решаются на уровне совета безопасности, а решения оформляются в виде директив президента.
   К таким директивам относится директива 1978 года - "Политика в области защиты систем связи", в которой впервые подготавливается необходимость защиты "чувствительной" информации, но имеющей значение для обеспечения НБ.
  
   В 60-70 годы в США приняты ряд федеральных законов, заложивших правовую основу для формирования и проведения Единой государственной политики в области информационных технологий и защиты информации.
  
   1967 год - закон "о свободе информации".
  
   1974 год - закон "секретности".
  
   1978 год - закон "о праве на финансовую секретность".
  
   1979 год - закон "о торговых секретах".
  
  
      -- Организация доступа к документам государственных органов в Великобритании. Основные критерии ограничения доступа к документам государственных органов, связанные с защитой информации.
   В Великобритании в ходе исторического развития высших органов государственной власти сложилась традиция строгого соблюдения секретности и закрытого характера их деятельности.
  
   К высшим органам власти относятся правительство, кабинет внутри правительства, Королевский тайный совет и парламент.
  
   Особенность государственного управления: кабинет действует внутри правительства. Кабинет осуществляет высшую исполнительную власть в стране, занимается внешней политикой страны.
  
   Тайный совет - совещательный орган при британском монархе, консультирует монарха по поводу деятельности парламента.
  
   Требование соблюдения тайны в деятельности совета определялось регламентом действия совета от 1426 года (все советники приносят присягу о сохранении ГТ, и все вопросы относятся к защищаемым).
  
   Парламент разделился на 2 палаты в 14 веке, и с этого времени было определено, что содержание выступлений в парламенте - ГТ (т.е. закрыты и защищаемы). К концу 18 века стали печататься краткие отчёты о заседаниях парламента без предварительного разрешения палат. Полная публикация отчёта всех дебатов разрешается только с разрешения палат.
  
   Закон о государственных документах 1967 года запрещает ознакомление общественности с информацией документов кабинета в течение 30 лет.
  
   В 1967 году в Англии принят ещё один закон - "о парламентском уполномоченном по делам администрации". Деятельность уполномоченного связана с организацией доступа к документам государственных органов. Уполномоченный ежегодно представляет доклады парламенту о своей деятельности, который носит общий характер. В целях защиты информации в докладах не содержатся персональные данные и информация, которая позволяет идентифицировать дело. Из сферы компетенции парламентского уполномоченного полностью исключены разведка, полиция, коммерческо-договорные отношения и персональная информация военных служащих и гражданских.
  
   Допускается возможность запрета министерством публикации информации о результате расследования парламентского уполномоченного в тех случаях, в которых требуется защита государственной информации и защита общественных интересов. Ограничен прямой доступ к уполномоченному, минуя парламентарий. Функции уполномоченного не всегда известны общественности.
  
   С 1994 года - после принятия "практического кодекса доступа к правительственной информации" - парламентский уполномоченный рассматривает обращения граждан, связанные с отказом в доступе к документам государственных органов. В сферу действия данного кодекса не включены службы безопасности и разведки.
  
   В Великобритании отсутствует спецзакон, предоставляющий общее право доступа к информации госорганов.
  
   В 1999 опубликован проект закона "о свободе информации", расширяющий права граждан на доступ к официальной информации государственных органов. Кроме следующих случаев, когда информация касается:
      -- Обороны.
      -- Внешних связей.
      -- Законодательной деятельности систем безопасности и разведки.
      -- Судебных процессов.
      -- Конфиденциальной информации государственных органов.
      -- Неприкосновенности частной жизни.
      -- Информации, предоставляемой государственному органу в конфиденциальном порядке 3-ей стороной.
      -- Вопросов, по которым не принято окончательного решения.
   К такой информации доступ предоставляется в случае, если это оправдано общественными интересами.
  
   Меры ответственности:
   Любое лицо, препятствующее доступу к документам государственных органов, в соответствии с этим законом подлежит тюремному заключению на срок до 6 месяцев и денежному штрафу.
  
   Правительство публикует:
      -- Данные, которые являются значимыми в принятии важнейший политических решений.
      -- Пояснительный материал к уже принятым решениям министерств и ведомств.
      -- Информацию, раскрывающая деятельность государственных служб.
  
  
      -- Состав и основные направления деятельности органов защиты информации в Великобритании.
   В 1905 году создан Комитет имперской обороны.
   В 1909 году он провёл реорганизацию спецслужб.
   1 октября 1909 года в Иностранном департаменте комитета создано бюро секретных служб - прообраз службы внешней разведки (МИ-6).
  
   В июне 1909 года создан Департамент внутренних дел - прообраз современной контрразведывательной службы (МИ-5).
  
   В 1915 году в Великобритании впервые применены методы электронной разведки.
  
   1 ноября 1919 была создана Правительственная криптографическая школа в структуре военно-морской разведки (Центр правительственной связи с 1946 года).
  
   Разведывательные органы:
  
   Секретная разведывательная служба МИ-6:
  
   Включена в структуру МИД. Возглавляет генеральный директор, который одновременно является 1-ым заместителем министра иностранных дел. Подчинение заместителю министра иностранных дел формально, по существу подчиняется премьер-министру.
  
   Задачи:
      -- Внешняя разведка (политическая, военная, экономическая, научно-техническая).
      -- Проведение активных мероприятий для оказанию выгодного для Великобритании влияния на внешнюю политику других стран.
  
   В составе МИ-6 следующие директораты:
      -- Административно-кадровый.
      -- Постановки заданий и подготовки разведывательной продукции - получает заявки на разведывательные мероприятия от других спецслужб и готовит выходные данные разведки.
      -- Региональных контроллёров - состоит из оперативных региональных отделов.
      -- Внешней контрразведки и безопасности - обеспечивает безопасность работы британской разведки.
      -- По снабжению оперативно-техническими средствами (директорат поддержки).
  
   Кроме этого, предусматриваются группы советников по международным отношениям, по связям с МО и спецслужбами США и других стран.
  
   Центр (штаб-квартира) правительственной связи:
  
   Главная задача этой службы - радиотехническая разведка. Служба находится в структуре МИДа, но подчинение формальное.
  
   Директораты:
      -- Организационно-штатный.
      -- Планирования радиоэлектронной разведки.
      -- По радиоэлектронным операциям и разработке заданий.
      -- По безопасности коммуникаций.
  
   Функции:
      -- Перехват сообщений иностранных, правительственных, коммерческих каналов связи, обработка этой информации и подготовка выходных документов разведки.
      -- Обеспечение защиты важнейших каналов правительственной и ведомственной связи.
      -- Обеспечение защиты правительственных и ведомственных АСОД (автоматизированных систем обработки данных), научная деятельность, изготовление радиоаппаратуры, шифровальной техники для военных и правительственных учреждений.
      -- Оказание содействия в изготовлении и использовании криптографической аппаратуры крупным фирмам и компаниям.
  
   Служба военной разведки Министерства обороны:
  
   Основные задачи: сбор информации о военном потенциале, численности, боевой готовности вооружённых сил, наиболее важных правительственных объектов, военных расходов, военном производстве, обработка этой информации и разработка выходных документов.
  
   В структуре следующие департаменты:
      -- Военной разведки.
      -- Научно-технической разведки.
      -- Экономической разведки
      -- Управления и поддержки.
      -- Разведки тыла.
  
   В МО функционируют 2 специализированных подразделения, занимающиеся обеспечением безопасности по контрактным работам.
  
   Проверка сотрудников на предоставление допусков к секретным работам и документам осуществляет штаб разведки МО.
  
   Каждый вид вооружённых сил имеет свою разведывательную службу.
  
   Специальная воздушно-десантная служба:
   Официально она входит в службу военной разведки и обычно проводит операции под руководством МИ-6. Эта служба осуществляет разработку персонала местных служб безопасности.
  
   Контрразведывательное органы Великобритании:
  
   Служба безопасности (МИ-5):
  
   Эта служба находится в структуре МВД. Генеральный директор является одновременно первым заместителем министра внутренних дел.
  
   Директораты:
      -- Разведывательных ресурсов и операций (оперативно-технические мероприятия, наружное наблюдение, радиоперехват, установка подслушивающих устройств, негласное проникновение в помещения).
      -- Административно-финансовый (безопасность сотрудников службы и помещений).
      -- Охраны объектов (участвует в разработке мобилизационных планов и действий в чрезвычайных условиях).
      -- По вопросам внутренней подрывной деятельности.
      -- Контршпионажа (проверка сотрудников на предоставление права доступа к документам)
      -- Вспомогательных служб.
  
   Специальные подразделения безопасности при кабинете министров:
   Включены в структуру комитета по безопасности правительственных учреждений.
  
   Административно-кадровое управление:
   Выполняет задания правительственных органов по вопросам усиления, совершенствования, развития систем государственной безопасности, контролируют исполнение правительственных директив в данной области и, в целом, действуют в тесном контакте в МИ-5.
  
   Первый открытый закон Великобритании, касающийся деятельности спецслужб, именно о деятельности МИ-5 - закон "о службе безопасности" от 27 апреля 1989 года.
  
   Служба безопасности департамента уголовного розыска:
   Участие в системе контроля за соблюдением закона о государственной тайне, обеспечение безопасности членов королевской семьи, кабинета министров, а также обеспечение безопасности важных стратегических объектов (аэропорты).
  
   Уведомительный комитет по обороне:
   Состоит из представителей вооружённых сил и представителей СМИ. Задача: предупреждение появления в СМИ тем, сведений, которые могут принести ущерб госбезопасности.
  
  
      -- Контроль и координация деятельности органов защиты информации в Великобритании.
   В Британии функционирует объединённый комитет спецслужб. К его задачам относится контроль бюджета и установление приоритетных разведывательных заданий. От парламента контроль осуществляет парламентский комитет по разведке и безопасности. Он был создан в 1994 году в соответствии со вторым открытым законом, касающимся спецслужб. Задачи:
      -- Надзор за разведывательным сообществом от парламента.
      -- Контроль за использованием бюджетных средств.
      -- Контроль за соблюдением законодательства.
      -- Законодательные обязанности, связанные с государственной тайной и безопасностью.
  
   Работа данного комитета обеспечивается сотрудниками аппарата комитета министров, из штата правительственного объединённого правительственного комитета. Парламентский комитет готовит для премьер-министра ежегодный отчёт о деятельности спецслужб, имеет право запрашивать в спецслужбах необходимую информацию.
  
   Объединённый разведывательный комитет:
  
   Задачи: Анализ разведывательной информации, поступающей от спецслужб и постановка перспективных задач разведывательным органам. Для решения этих задачи созданы следующие департаменты:
      -- Текущих разведывательных оценок.
      -- Группа органов, которая осуществляет поставку...
  
   В состав объединённого комитета входят руководители 4 основных разведывательных служб, кроме того, координатор по вопросам разведки и безопасности. Возглавляет комитет заместитель министра иностранных дел. Координатор по вопросам разведки и безопасности осуществляет надзор за разведывательным сообществом Великобритании по линии правительства.
  
  
      -- Особенности защиты государственной тайны в Великобритании.
   Нормативные акты по вопросам защиты ЗИ содержатся в собрании законов Англии (11 том, 11 глава - преступление против правительства и общества, 4 раздел - государственная тайна и передача информации).
  
   Защита ГТ осуществляется в соответствии с законами о государственной тайне:
   1911 года, 1920 года, 1939 года, 1946-1950 годов, 1989 года.
  
   Шпионаж - (1911) - разведывание "запрещённого места".
  
   Запрещенное место - (1911, 1920) - оборонительное сооружение, предприятие, здание, другой объект, принадлежащий ВВС, военным, ВМФ.
  
   Шпионаж - добывание, собирание сообщений с целью, угрожающей безопасности государства; документов или другой информации, относящейся к запрещённому месту; составление плана, модели запрещённого места, что может быть прямо или косвенно использовано неприятелем, включая возможного неприятеля. Такие преступления наказываются лишением свободы на срок до 14 лет.
  
   Понятие измены сложилось в средние века и практически не изменялось - нарушение верности монарху. В судебном праве под изменой подразумевалось посягательство на интересы государства (короны). Впервые законодательно зафиксировано в законе 1351 года "об измене" (законы с таким же названием принимались в 1870 году, в 1940 году, 1945 году; они не вносили существенных изменений в понятие измены).
  
   Состав преступления - лицо виновно, если оно начинает войну против монарха, примыкает к противникам, или оказывает им помощь или услуги. Иностранные лица не попадают по действие этого закона, если она принимают на себя обязательства верности монарху. До 1965 года назначалась высшая мер наказания, хотя не применялась в мирное время; с 1965 года по 1971 годы поэтапно отменялась; сейчас - пожизненное заключение.
  
   Разглашение государственной тайны (передача информации):
  
      -- Если какое-то лицо, имея в своём владении информацию, в силу служебного положения осуществил передачу этой информацию лицу, которое не уполномочено его получать.
      -- Если лицо получило такую информацию в нарушение закона о государственной тайне.
      -- Если такая информация была доверена этому лицу конфиденциально другим должностным лицом
   -- лишение свободы не более 2 лет.
  
   Закон о атомной энергии 1946, 1960 гг.:
  
   К ГТ относится информация о методах и установках атомной техники. Разглашение карается лишением свободы до 5 лет.
  
   Разглашение государственной тайны, касающееся секретных изобретений, в соответствии с законом "о патентах" 1977 года карается лишением свободы до 2 лет.
  
   В Англии 3 степени секретных сведений, составляющие государственную тайну и, соответственно, 3 грифа: СС, С и "конфиденциально".
  
   К СС сведениям в соответствии с законом 1994 года "О разведывательных службах" относятся сведения:
      -- Раскрывающие источники и оперативные методы работы спецслужб.
      -- Относящиеся к конкретным операциям спецслужб.
      -- Представленные третьей стороной в конфиденциальном порядке
  
   Закон "о ГТ" от 11 мая 1989 года включает следующие разделы:
      -- Служба безопасности и разведки.
      -- Оборона.
      -- Международные отношения.
      -- Уголовные и специальные следственные органы.
      -- Информация, получаемая путём незаконного разглашения сведений (конфиденциальная информация).
      -- Информация, засекреченная для других государств или международных организаций.
  
   В законе указано, что к преступлениям относятся разглашение информации, которая фактически является секретом, а также информации, не имеющей грифов секретности, но разглашение которой может нанести ущерб безопасности государства.
  
   Сотрудники и бывшие сотрудники службы безопасности и разведки несут ответственность за разглашение любой служебной информации, связанной с их работой.
  
   Другие государственные служащие совершают преступление, если осуществляют незаконное разглашение информации из следующей области:
      -- Государственная безопасность.
      -- Разведывательная и контрразведывательная деятельность.
      -- Оборона.
      -- Международные отношения.
  
   Лицо, которое обязано соблюдать требования секретности получает об этом письменное уведомление от представителя соответственного государственного органа, которой действует в течение 5 лет с момента получения. Затем новым уведомлением сообщается об отмене или продлении требований на следующие 5 лет.
  
  
      -- Особенности защиты служебной тайны в Великобритании.
   Требования по защите служебной тайны обозначены в "Статусе гражданской службы", в законе "О свободе информации" 1999 года, в "Практическом кодексе доступа правительственной информации" 1994 года.
  
   Законами предусмотрен общий запрет на разглашение служебной информации. Определяется порядок защиты информации в процессе контроля государственных служащих частного сектора. Это запрет передачи конфиденциальной служебной информации, запрещение пользования льготами в процессе приобретения товаров и услугу частных предпринимателей, над которыми осуществляется контроль, запрещение в течение 5 лет после оставления государственной службы переходить на работу в организацию, над которой осуществлялся контроль.
  
   Разглашение наказывается тюремным заключением на срок до 3 месяцев + штраф.
  
   В соответствии с законом "О защите тайны корреспонденции" 1969 года к преступным деяниям относится нарушение отправителей в пересылке, вскрытие корреспонденции, раскрытие содержания телеграммы, если не входит в обязанности. Мера ответственности - тюремное заключение от 6 месяцев до 7 лет + штраф.
  
   В соответствии с законом 1981 года "Об ответственности за неуважение к суду" вводится понятие журналистской тайны, т.е. судебные учреждения не вправе требовать от журналистов раскрытие источника опубликованной информации, если это не относится к с интересам национальной обороны. В качестве наказания за отказ выполнить решение суда штраф или лишение свободы до 2 лет.
  
   Журналисты и общественные деятели по общему правилу не обязаны отвечать на вопросы по расследованию уголовных дел. Исключение составляют:
      -- Дела по обвинению в шпионаже и разглашению государственной тайны.
      -- Купле/продажа ценных бумаг лицам, которые имели доступ к закрытой информации.
      -- Торговые операции, основанные на незаконном использовании конфиденциальной информации.
  
  
      -- Особенности защиты коммерческой тайны в Великобритании.
   Основу правового регулирования в данной области составляют:
      -- Прецедентное право.
      -- Закон "О доходах и налогах корпораций" 1970 года.
      -- Закон "о патентах" 1978 года.
      -- Закон "об организации торговой практики" 1977 года.
      -- Закон "об ответственности за разглашение конфиденциальной информации" 1984 года.
  
   Впервые в истории Великобритании термин "конфиденциальная информация" применительно к коммерческой тайне получил юридическое значение в судебном прецеденте 1948 года.
  
   Термин "Ноу-хау" впервые получил применение в американской судебной практике в 1916 году.
  
   В законе "о доходах и налогах корпораций" указано, что "ноу-хау" является любая производственная информация, а также технические приёмы непосредственно содействующие производству товаров и услуг (параграф 386).
   Общий подход к "ноу-хау" - выражение навыков мастерства, производственного опыта специалистов в определённой сфере (секретной и несекретной).
  
   Большинство судов Великобритании придерживаются следующего определения: информация финансовая или коммерческая, секретная или несекретная, предназначенная исключительно для промышленных и коммерческих целей и имеющая в отношении правовой охраны меньшее значение, чем изобретение или секретный процесс.
  
   Коммерческая тайна (торговый секрет) определяется:
      -- Это информация, обладающая абсолютной или относительной секретностью.
      -- Владелец принимает действие по её сохранению в секрете.
      -- Информация должна быть пригодна для промышленного или коммерческого применения.
      -- Владелец должен быть заинтересован в соответствии правовой охране и иметь действительный экономический интерес.
  
   В соответствии с законом 1984 года "об ответственности за разглашение конфиденциальной информации" обязательства по соблюдению секретности могут быть:
      -- Включены в договоры, трудовые соглашения.
      -- Могут составлять подразумеваемые условия трудового договора.
  
   Впервые такое понятие в договорном праве Англии применено в 1863 году.
  
   По общему правилу требования о сохранении тайны включаются в трудовой договор. В договоре должно быть предусмотрено требование о сохранении тайны после увольнения сотрудника (не более 3-х лет). При этом, защищаемая информация должна быть классифицирована и обозначена как КТ. Для ведущих сотрудников фирмы срок может быть увеличен до 7 лет. В договоре предусматривается запрет на занятость в конкурирующей деятельности по отношению к бывшему работодателю.
  
   В Великобритании не используется термин "недобросовестная конкуренция", а применяется "нарушение интересов бизнеса".
  
  
      -- Особенности защиты персональных данных в Великобритании.
   Регулируется законами "о защите данных" 1984 года и "о защите персональных данных" 1998 года.
  
   Принципы защиты по закону 1998 года:
  
      -- Принцип законности.
      -- Целевое использование ПД.
      -- ПД не должны быть избыточными по отношению к заданной цели.
      -- Принцип оперативности.
      -- ПД не должны храниться более длительный срок, чем требуется.
      -- Обеспеченность обработки ПД.
      -- Запрет передачи ПД на территории третьих стран, не являющихся членами ЕС и не поддерживающих адекватные меры защиты прав и свобод субъекта данных.
  
  
      -- Организация доступа к документам государственных органов в Германии. Основные критерии ограничения доступа к документам государственных органов, связанные с защитой информации.
   На федеральном уровне отсутствует специальный закон, регламентирующий доступ к документам в государственных органах. Отсутствует также федеральный закон, гарантирующий свободу информации.
  
   В отдельных землях в конце 90-ых годов приняты законы о свободе информации, в соответствии с которыми регламентируется доступ граждан к государственным базам данных. Надзор за соблюдением земельного законодательства осуществляют уполномоченные по защите информации и персональных данных (комиссары).
  
   Земельные законы о СМИ также содержат отдельные положение о праве на доступ к правительственной, парламентской, служебной и партийной информации. С 1990 года действует специальный закон о праве доступа частных лиц и исследователей к архивам спецслужб ГДР.
  
   Право на доступ к документам федерального правительства содержится в главе 5 конституции. Доступ свободный. Исключения составляют следующие случаи:
      -- Нарушение норм секретности.
      -- Препятствие судопроизводству.
      -- Нарушение общественного или частного интереса.
      -- Чрезмерный объём запрашиваемой информации.
  
   Заседания парламента имеют открытый характер. Судебные заседания тоже носят открытый характер. Исключения составляют следующие случаи:
      -- Угроза безопасности государства или общественного порядка.
      -- Возможность нанесения ущерба коммерческой, производственной, налоговой тайне или тайне изобретения.
      -- Возможность разглашения персональных данных.
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"