Два положения, одно вытекающее из другого, определяют политику Грузии в отношении соседей уже без малого век: нас больше (следовательно, мы древнее), и отсюда - имеем преимущественное право делать, что хотим. Прошу учесть игру случая, ухмылку фатума - граница Грузии, по несчастью совпадающая в своей северной части с северной же границей ЮО, "собирает" лишь способ хозяйствования, который по южную сторону ГКХ несколько отличается от такового по северную сторону. По общности уклада и сформировался культурный ландшафт, пределы которого и замкнули в государственную границу, отграничили тогдашнюю закавказскую виноградарскую Ойкумену - сходный с/х цикл, общие торговые центры, дороги, календари бытовой и церковный. Принимать ли во внимание, что истинный смысл абриса - очертить территорию и население, занятые схожей жизнедеятельностью, в котором грузин всего-навсего количественно больше? Ну что вы, гораздо проще означенный уклад объявить своим, а соседей - импортерами "грузинского образа жизни", нахлебниками и пришельцами. Скоро начнут брать роялти за выращивание винограда и замкнут значком
Copyright само слово "виноград". Естественная граница жизненного уклада пролегает по хребту, и трудно сказать, что было бы, окажись ГКХ чуть севернее. Стала бы Южная Осетия чуть больше, окажись по южную сторону часть Чечни или Дагестана... Как вы представляете себе риторику Тбилиси в этом случае? Рискнули бы Гамсахурдия, а теперь и Саакашвили меряться писькой с чеченцами и дагестанцами на предмет, кто древнее? Крошечная Южная Осетия - словно кость в горле, проглотить не получается, скоро стукнет век этим потугам, скоро слезы хлынут, а тут чеченцы и дагестанцы... Я хоть и фантаст, но от подобной альтернативки дурно попахивает кровищей, разумеется, если признаем непогрешимость грузинского принципа "нас больше, стало быть, мы древнее, а вас тут никогда не стояло". По просьбам друзей могу написать, но не очень хочется. Гораздо проще написать: "... а дальше по Шекспиру - все умерли".
Подобно странам Балтии, Грузия до предела обозлена десятилетиями, проведенными под пятой большевиков и после обретения независимости в новейшее время стремительно бросилась наверстывать упущенное. Нельзя сказать, что южные осетины остались всем довольны большевиками - куцая автономия "не тянет" против жирного куска, что получила Грузия - но в отношении Тбилиси все это сильно напоминает бешенство, когда волк исходит ядовитой слюной и кусает всех подряд.
26 мая 1989 г. в Грузии объявлен всенародный праздник - очередная годовщина возникновения Грузинской демократической республики и по всей стране... вывешивают меньшевистские флаги. Южная Осетия не подчинилась. Слово "гости" в тогдашней (да и сегодняшней) риторике официального Тбилиси не содержало ничего светлого, про стереотип "грузинское гостеприимство" лучше вообще не вспоминать. Статья "Что спасет Грузию" от 29 июня 1989 г. газета "Ахалгаразда Комунисти", за подписью Реваза Мишвеладзе публикует текст следующего содержания: "Что за сатана овладел нашим сознанием, веками защищенное с трудом найденное пядь за пядью лоно, залитую кровью землю уступить всем - безродному ли дервишу с Кавказских гор, бескультурному племени, не имеющему прошлого... Любыми мероприятиями мы должны стараться, чтобы процент грузинского населения с 61 (на тот момент) поднялся бы до 95". Подобное звучит до января, когда на 87-ми автобусах, 20-ти спецмашинах в Цхинвал ворвались "грузинские соколы" - сотрудники МВД и боевики-волонтеры, в числе которых оказались по случаю амнистированные уголовники и наркоманы. Комично выглядели грузинские "милиционеры", на толстых животах которых не сходились форменные рубашки, выданные наспех.
Было все - обстрелы из пушек и крупнокалиберных пулеметов, осада. Жителям Цхинвала отрезали доступ на кладбище, и убитых приходилось хоронить во дворах. Двор одной из школ стал настоящим военным кладбищем. Полосовали свинцом детей на улицах. Гамсахурдия на встрече с осетинскими общественными деятелями в институте грузинской литературы брызгал слюной: "Ни одного осетина не останется на земле Самачабло".
Четыре дня держалось маленькое село Хелчуа. Мужчины сражались до последнего, а когда кончились боеприпасы, забрали женщин, детей, способных передвигаться стариков и ушли через леса и горы в Цхинвал. Несколько стариков остались, уповая на древнюю традицию горцев чтить старость. Догадываетесь, что было дальше? Престарелых Нину Бестаеву, Сергея Хугаева, Германа Кисиева подвергли жестокому избиению, пытали и расстреляли. Село разграбили (помните, амнистировали уголовников) и сожгли. Один из боевиков увидел на пальце 95-ти летней Текле Казиевой золотое обручальное кольцо. Когда-то на тонкий палец изящной девичьей руки его надел муж. За восемь десятков лет натруженные руки так набухли мозолями, что кольцо словно вросло в палец. Бандит ножом отрезал у живой Текле кольцо вместе с пальцем...
"Прелесть" истории с осетинами в том, что в этом случае Грузии не удалось все сделать тишком и молчком. Шум вышел громкий, осетины молчать не стали. Но подобные авантюры у Грузии, к сожалению, уже проходили по тихому сценарию. Вдруг духоборы, через два столетия внезапно все и сразу "вспомнили" о своей исторической родине и "единодушно" выразили желание уехать в Тульскую область. Пять тысяч аварцев, прожив несколько веков по южную сторону ГКХ, "неожиданно прозрели" и как один запросились в Россию в Дагестан.
Третья волна геноцида
Хотел было начать описывать, но поймал себя на мысли: А надо ли? Не хватит? Все это напоминает дурной сон, круги ада. Ждать ли осетинам четвертую волну?
Несколько слов напоследок.
Новости показывают плачущих женщин и почти не видно мужчин, мне это о чем-то говорит. Любая информационная среднедневная выборка так или иначе выхватила бы несколько небритых лиц, но в кадре они не мелькают, а если изредка появляются, отрешенно мрачны. Конечно, двенадцатикратное превосходство в живой силе и в технике грозным взглядом не компенсируешь, поддержка регулярной армии неоценима, просто пытаюсь бросить взгляд в тень, на то, что никогда не будет освещаться СМИ, но что, наверняка, поимеет место (так уже было в прошлый грузинский заход). Что будет потом...
Для начала абрисный потрет южного осетина: независим, немного диковат в том правильном смысле, что природы вокруг него и в нем самом очень много. Весьма злопамятен и решителен. Духовитый малый, привык полагаться только на себя и в общении с природой лишен посредников в виде излишеств цивилизации. Она (цивилизация) в ЮО, конечно, есть, но я не о водопроводе, интернете и телефонах. Все проблемы, которые возникают вовне (подкидывают природа или соседи) решает по древнему и единственно правильному алгоритму:
я + рабочий инструмент = сила. Идет ли речь о расчистке дома в горах (зимой иногда столько снега выпадает, что были случаи, когда крыши проламывало под его тяжестью), или визит непрошенного соседа. Кстати, о лопатах: в начале девяностых пацаны с черенами от лопат вставали на пути у ряженых грузинских зеков. Это не байка, увы, быль.
После той войны, когда дела в ЮО не стало, привычный уклад оказался разрушен, многие подались в СО. Было всякое, головы горячие, от безделья крышу сносило, но все это пусть останется в границах Осетии - дела внутренние. Характерен почерк - по необходимости стреляет решительно. Многих выкосили разборки, кто-то осел, занялся делом, но дела недавние всколыхнули Осетию, и горцы потянулись обратно. Мешать им, думаю, теперь никто не станет. Теперь давайте прикинем, что станется в ЮО, когда парни обзавелись оружием. Какое будущее уготовил Мишико собственным соотечественникам, проживающим в грузинских селах? Мир не знает и десятой доли того, что творили "гамсики" в прошлую войну, это печально, но не знает и десятой доли того, что стало с грузинами в той войне. Вышеупомянутый "рабочий инструмент" - вот что нужно южному осетину. Это Кавказ. Глаз за глаз, кровь за кровь. Трех эпизодов геноцида осетины не простят и не забудут. Вектор грузинских настроений очерчен достаточно прямо, прямее некуда. Теперь спросите сами себя, чего стоит выхолощенная западно-демократическая риторика "Сесть за стол переговоров", "обо всем можно договориться"... С кем договариваться? О чем?
С Россией Осетия более двухсот лет и ни разу не посмотрела "на сторону". Для осетина служба в царской армии считалась честью и привилегией, желающие могут убедиться в этом сами. Договор о дружбе для Осетии - не просто слова. Это значит полноценное участие в общественной, культурной жизни страны. На всех одна беда и одна радость, будь то война с оружием в руках или спортивные баталии, звон сабель или олимпийских медалей... Неужели кто-то думает, что Россия прошла бы мимо, отвернувшись?