Иванов Сергей Иванович : другие произведения.

Иоан Богослов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О жизни Иоанна Богослова


ИОАНН БОГОСЛОВ

  
   Иоанн Богослов был вторым сыном рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа обручника, младшим братом апостола Иакова. Вместе с братом Иаковом Иоанн помогал отцу в рыбной ловле на озере Галилейском. Не склонный к мирской жизни, Иоанн удалился от мира и остался девственником. Он был одним из первых последователей Иоанна Предтечи, от которого узнал о Пришествии Мессии и по указанию которого увидел Христа. Это было при Иордане. Здесь Иоанн Креститель проповедовал народу о покаянии. Однажды во время проповеди вдали показался Христос. Иоанн указал на Него ученикам своим. То же случилось и на следующий день. Тогда два ученика Предтечи, Андрей, сын рыбака Ионы, и Иоанн, сын рыбака Зеведея, оставили своего учителя и пошли за Христом. Им хотелось видеть, где живёт Христос, и они воспользовались позволением Христа идти с Ним. Идите и увидите, - сказал Он. Было за полдень. Они пошли за Христом в Его жилище и пробыли у Него до ночи. Душа у Иоанна была нежная, чистая, и он с первого дня полюбил Христа. Эта любовь не была любовью Петровой, то вспыхивающей, то ослабевающей, - нет, любовь Иоанна к Христу горела, неугасимым светом, таилась в тайниках его сердца и проявлялась там, где было нужно. Проведя полдня в беседе с Христом, Иоанн привязался к Нему душой, но пока ещё оставался в доме отца и продолжал помогать ему в рыбной ловле. Впрочем, немного спустя Христос призвал Иоанна идти вслед за Собой, и тогда уже ничто не могло удержать его в доме родительском. Это случилось после чудесной ловли рыбы на озере Галилейском.
   Иоанн видел чудесную ловлю Петра, видел, как, по слову Господню, он бросил сети и последовал за Христом, - и он понял, что только Бог может творить такие чудеса. Иоанн в это время с братом Иаковом помогал отцу, который, сидя в лодке, чинил сети. Призвав двух братьев, Петра и Андрея, Господь, проходя мимо лодки Зеведея, призвал и других двух братьев, Иакова и Иоанна. Они пошли за Христом, оставив отца в лодке с работниками. Избрав в число 12 апостолов Иакова и Иоанна, Господь назвал их Воанергес, "сыны Громовы". В отношении к Иоанну это наименование означало, кроме его ревности, высоту и силу его учения о Христе, Сыне Божьем, и то, что он умел этим учением, как громом, огласить вселенную.
   За кротость и незлобие, за чистоту и целомудрие Иоанн пользовался любовью Господа. Казалось, Учитель не мог разлучиться со Своим любимым учеником. Всё, что сделал Господь важного, - происходило в присутствии Иоанна. Воскрешает ли Он мёртвых, Его сопровождает любимый ученик; преображается ли Господь на Фаворе, Иоанн является свидетелем Его славы; учреждает ли Он последнюю вечерю, приготовления к ней делаются через этого же ученика. И во время этой вечери, последней в жизни Господа, с какой любовью Он позволяет Своему другу возлежать на груди Своей и одному ему открывает, кто Его предаст. Наконец, Иоанн сопровождает Христа в сад Гефсиманский, где Он молился в последние часы перед страданиями.
   Велика была и любовь Иоанна к своему Учителю. Она была беспредельна. Любовь эта имела такой характер ревности, что, несмотря на чистоту Иоанна и нежность его сердца, она нуждалась ещё в смягчении и очищении. И Господь пользовался всяким случаем для воспитания Иоанна, для очищения его души и сердца. Так, однажды Иоанн увидел человека, который именем Иисуса изгонял бесов, и запретил ему употреблять это имя. Господь не одобрил его ревности. "Не запрещайте ему произносить Моё имя, - сказал Он апостолам, - потому что, кто не против вас, тот за вас". Этими словами Христос хотел показать Иоанну, что в ревности к исполнению Божьих повелений не должна скрываться зависть, что ревность не имеет ничего горького, потому что она есть любовь к людям. Другой раз Иоанна возмутило то обстоятельство, что жители одного самарянского селения затворили ворота перед его Учителем, где Он предполагал остановиться на ночь. Иоанн считает, что это подходящий случай продемонстрировать свою ревность, и умоляет своего Учителя позволить низвести с неба огонь на самарян. Но Христос запретил и сказал: Не знаете, какого вы духа, - Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. Здесь Иоанн получает от Христа урок, показывающий, что дух Евангелия - дух любви. Так, пока не было трудных испытаний, любовь Иоанна к Господу воспитывалась и укреплялась Господом.
   Но вот настало время страданий Христа. Это время подвергло испытанию учеников Христовых. Тогда-то любовь Иоанна к Господу открылась во всей полноте. Ни один из апостолов не устоял против испытания. Страх обратил всех их в бегство, когда Учитель был взят врагами. Пётр с Иоанном издали следовали за своим Учителем и пришли за Ним на двор первосвященнический, где Его били и издевались над Ним. Но и Пётр, выражавший готовность даже на смерть идти за Учителем, не выдержал испытания и отрёкся от Христа. "Не знаю я этого человека", - говорит он. Один Иоанн остался верным, один он не отлучался ни на минуту от Господа. Никого из апостолов не было при страданиях, оскорблениях и уничижениях Господа, только любимый ученик Его, со скорбной душой, с болью в сердце, следил за всем, чему подвергался Господь. Его любовь к Господу в это время была неизменна. Она не предавалась ни смелости, ни страху; она издали следила за движениями злобы, она скрывалась в толпе черни, она всё время была недалеко от позорища. Но наконец злодеяние было совершено: Христос, Сын Божий, пригвождён был к Кресту, и воины принялись делить по жребию одежды Господа. Вот и лобное место стало пустеть. Зрители расходились, унося в себе кто радость, иные - презрение, а другие - горесть и отчаяние. Немногие близкие к Господу люди, и между ними Иоанн, остались у Креста. Не как зрители стояли они здесь, - нет, они не могли не сострадать Страдавшему за всех при виде Его страданий, не могли не скорбеть и не плакать, не изъявлять тоски и горести при мысли, давившей и тяготившей их, что меркнут их надежды, что прекращается то веяние, которым жило и одушевлялось их существо. Это любовь к Господу привела Иоанна к Кресту и не пускала его с места казни. Безмолвствовал Иоанн, но сильнее и красноречивее слов говорили его чувства, и этот голос любящего сердца был услышан Господом с Креста. Любовь Иоанна была награждена. Христос усыновил Иоанна Матери Своей. "Вот сын Тебе", - говорит Он Своей Матери. И, обратившись к Иоанну, продолжает: "Вот Мать тебе". Только возлюбленному ученику Своему Господь вручил Своё сокровище, только ему доверил заботы о Матери Своей. И Иоанн исполнил завещание: подобно сыну, он был хранителем Богоматери до Её Успения.
   Наступили тяжёлые, печальные дни для апостолов. Они были в унынии. Но вот наутро третьего дня Мария Магдалина с другими жёнами взяли благовония и пошли к гробу Господню. Мария увидела, что камень отвален от дверей гроба и гроб пуст. Она поспешила к Петру и Иоанну и рассказала им, что кто-то унёс тело Господа из гроба и неизвестно где положил. Другие жёны вошли внутрь пещеры. Они не нашли тела Христова и не знали, что и подумать. Но предстали перед ними два Ангела, которые сказали им, что Христос воскрес из мёртвых, и велели сообщить об этом апостолам. Но не поверили ученики Христовы этой вести. Однако любопытство пробудило в Петре и Иоанне желание посмотреть, что случилось в гробе Господнем. Пётр, увидев гроб пустым и пелены лежащие, ушёл назад, дивясь виденному. Но Иоанн вошёл в гроб. Любящее сердце его стремилось вперёд - в нём светились искры надежды. Он увидел и уверовал, что воскрес Христос.
   Через несколько дней Иоанн с Петром были на берегу Тивериадского озера. Воскресший Господь явился им здесь в образе незнакомца. Но ничто не могло обмануть глаза любви Иоанна. Он узнал Господа и сказал Петру: Это Господь. Во время обеда, последовавшего за этой встречей, Пётр имел случай засвидетельствовать свою веру с любовью и узнать своё будущее. Из сочувствия и привязанности к Иоанну Пётр хотел тоже знать его будущее, но получил от Учителя такой ответ: Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока не приду, что тебе до того? Господь сказал Петру: "Ты занимайся исполнением возложенных на тебя поручений. Что тебе даст, если ты узнаешь, что Я не хочу подвергать его мучительной смерти до того времени, в которое Мне угодно будет взять его из этого мира, до его кончины". Из слов Христа ученики, однако, заключили, что Иоанн не умрёт, но друг Христов объявил в своём Евангелии, что слова Господа не содержат такого значения.
   По сошествии Святого Духа на апостолов Иоанн вместе с Петром принимал участие в устройстве Церкви Иерусалимской. Они желали вместе покорить Его учению Иудею. Они вместе проповедовали и творили чудеса; они вместе подвергались опасностям и вместе разделяли узы темничные; они вместе посланы были апостолами в Самарию для возложения рук на новообращённых. Как велика была деятельность Иоанна в Иерусалиме, можно судить по тому, что он у верующих получил имя "столпа Церкви". В Иерусалиме Иоанн пребывал до смерти Богоматери. Когда тело Богородицы несли к гробу, он шёл впереди, держа в руках ту райскую ветвь, которую принёс Богоматери Архангел Гавриил, возвещая Ей о скором переселении с Земли на Небо. После Успения Богородицы ничто более не удерживало Иоанна в Иерусалиме, и он, взяв с собой ученика своего Прохора, удалился из Иерусалима и отправился в Малую Азию проповедовать учение Христово.
   Отправляясь в путь, Иоанн сказал Прохору, что их на пути ожидает несчастье. И вот, когда они поплыли из города Иоппии на корабле, около полудня поднялась буря. Весь день она бушевала и к ночи разбила корабль на тысячи обломков. Но все путешественники спаслись на обломках, долго носились по волнам и наконец все живыми были выкинуты на берег около Селевкии. Только Иоанн остался в морских волнах. Много слёз о нём пролил Прохор и пошёл дальше в путь. Спустя уже много дней пришёл он в одно селение. Отдохнув там, он вышел на берег и глядел на море, со скорбью помышляя об возлюбленном учителе. Вдруг волна с шумом ударилась о берег и вынесла человека. Какова же была радость Прохора, когда он узнал в выкинутом морем Иоанна, который в продолжение 14 дней плавал в море и, по воле Божьей, остался жив. Они обнялись, плача от радости, и возблагодарили Бога, затем вошли в селение, где попросили хлеба и воды. Подкрепив силы и поблагодарив за гостеприимство, они направились в город Ефес.
   В Ефесе Иоанн и Прохор нанялись в работники к содержательнице бань по имени Романа. В обязанности Иоанна входило топить печь, а Прохор должен был носить воду. Долго они пробыли на этой работе, много терпя от нрава Романы. В основание бани, которую содержала Романа, были зарыты во время постройки живые юноша и девица. От этого каждый год в бане умирали юноша или девица, замученные злым духом, жившим в бане. И вот, когда Иоанн с Прохором нанялись работниками при бане Романы, в ней умер Домн, сын Диоскорида, городского старшины. Отец был в отчаянии, не смог перенести смерть сына и умер от горя. Город оплакивал юношу и отца его. Романа молила богиню Диану воскресить Домна, но тщетны были её моления, не было ответа от идола, юноша не воскресал. Досадуя на происшедшее и боясь его последствий для себя, Романа услышала, как Иоанн расспрашивал Прохора о подробностях смерти Домна. Накинулась она на апостола, начала бить его, обвиняя в смерти Домна, и грозила ему смертью, если не воскресит мёртвого. Романа не ожидала результатов, она срывала гнев на Иоанне, но он помолился Богу и воскресил Домна. Ужас объял Роману, и она говорила, что Иоанн или бог, или сын Божий. Тогда апостол стал учить её о Христе, силой Которого совершилось виденное ей чудо. Потом он воскресил и отца юноши. Диоскорид и Домн, а вместе с ними и Романа уверовали в Христа и приняли Крещение. Весть о чуде разнеслась по Ефесу. Народ был в страхе. Все изумлялись чуду Иоанна и недоумевали, за кого принять его и Прохора. Одни утверждали, что они - волхвы; другие возражали, что волхвы мёртвых не воскрешают. Иоанн изгнал из бани жившего там злого духа, а сам поселился с Прохором в доме Диоскорида.
   Вскоре после этого настал праздник почитаемой в Ефесе богини Дианы. Народ в белых одеждах собирался в храме богини. И Иоанн отправился туда же. Он встал близ идола Дианы, воздвигнутого против храма, и обличал заблуждение собравшихся на праздник, говоря, что они вместо Бога чтут дьявола. Язычники пришли в ярость и начали бросать камнями в Иоанна. Но ни один камень не коснулся его, а все отлетали назад и наносили удары бросавшим их. Апостол же, воздев руки к небу, начал молиться, и наступил такой зной, что до 200 человек упало мёртвыми. Остальные не помнили себя от страха. Они едва могли прийти в себя и, припав к ногам апостола, умоляли помиловать их. Иоанн обратился к Богу с молитвой, и умершие ожили. Тогда собравшиеся на праздник уверовали в Христа и крестились.
   Спустя немного времени Иоанн исцелил расслабленного, страдавшего 12 лет. Много и других чудес он совершил, и чудеса эти всё больше увеличивали число верующих. Слух об Иоанне и творимых им чудесах распространился по всей стране. Живший в храме Дианы злой дух, боясь, что скоро власть его будет уничтожена апостолом, задумал удалить его из города. Приняв на себя образ воина, нечистый дух сел на одной из улиц города и начал плакать. Все обращали на него внимание и интересовались, кто он такой и о чём плачет. "Я - главный смотритель темницы в Кесарии Палестинской, - отвечал бес. - Мне отданы были под стражу два волхва, Иоанн и Прохор, которые, пришедши из Иерусалима в Кесарию, сделали много худого и за то осуждены были на смертную казнь. Накануне того дня, в который должна была совершиться казнь, волхвы эти, сняв с себя оковы, ночью убежали из темницы. За это хотели казнить меня, и я едва упросил позволить мне отыскать тех волхвов. Вот пришёл в ваш город и слышу, что волхвы здесь, но при мне нет никого, кто помог бы схватить их". Воин показывал и свидетельство из Кесарии, удостоверявшее истинность того, что он говорит, а также мешок золота, назначенный в награду тому, кто выдаст ему волхвов. Несколько воинов прониклись несчастьем смотрителя кесарийской темницы и решили ему помочь. Они настроили народ против Иоанна и Прохора и приступили к дому Диоскорида с требованием выдать им апостола и ученика его, грозя в противном случае сжечь дом. Но Диоскорид отказался исполнить требование - он был готов скорее пожертвовать домом, чем выдать Иоанна и Прохора. Иоанн, зная, по откровению Свыше, что это народное восстание послужит к обращению многих в веру Христову, вышел с Прохором к народу. Увлекаемые толпой, они приблизились к храму Дианы. Иоанн обратился с молитвой к Богу, и храм разрушился, не нанеся никому вреда. "Скажи мне, нечистый дух, - обратился апостол к обитавшему там бесу, - сколько лет живёшь ты здесь? И тобой ли восстановлен народ на нас?" "Я живу здесь 109 лет, - отвечал нечистый дух, - я возмутил народ против вас". "Именем Иисуса Христа, - воскликнул апостол, - приказываю тебе оставить это место!" Злой дух удалился оттуда. Народ был поражён силой имени Христова и уверовал во множестве в Христа.
   В то время император Домициан поднял гонение на христиан. Проливалась кровь христианская. Одного того, что человек именовал себя христианином, было достаточно, чтобы считать его преступником и наказывать жесточайшими муками. И на Иоанна сделан был донос римскому правительству как на врага языческой религии, врага опасного и зловредного, и апостол был доставлен в Рим на суд императора Домициана. Иоанн исповедал веру Христову перед Домицианом и претерпел за это мучения. Сначала он был подвергнут побоям, но не пал под ударами: охраняемый невидимой силой, он перенёс их. Потом, осужденный на смерть, он выпил яд, поднесённый ему палачами, и остался невредим. Наконец, повелено было бросить апостола в котёл кипящего масла - служитель Христов, прославляя Господа, с радостью идёт на эту муку, но Господь останавливает действие пламени. Напрасно усиливается ярость палачей: огонь гаснет под котлом, кипящее масло делается холодным. "Велик Бог христианский!" - восклицал народ при виде этого чуда. И император не осмелился больше мучить Иоанна, думая, что он бессмертен, и присудил его к изгнанию на остров Патмос. Прохор не захотел оставить своего учителя и решил разделить с ним ссылку.
   Был снаряжен корабль. Плыли вместе с Иоанном на корабле и вельможи царские. Раз они пировали. Вдруг сын одного из вельмож упал в море. Радость и веселье сменилось печалью и слезами. Отец утонувшего рвался броситься в море, и едва могли удержать безрассудного. Тогда вспомнили об Иоанне, о котором все знали, что он силён в чудесах. Со слезами умоляли апостола спасти погибшего. Но Иоанн обратился к ним с вопросом: "Скажите мне, какого бога кто из вас почитает?" Одни отвечали, что почитают Аполлона, другие - Зевса, третьи - Геркулеса, иные - Диану Ефесскую. "Столько богов у вас - неужели же все они не могут спасти одного человека!" - сказал им Иоанн и оставил их горевать до утра. Наутро, сожалея об утонувшем юноше, он совершил молитву о спасении его. Море вспенилось, и волна вынесла на корабль к ногам апостола юношу. Всех объяла радость, и в знак благодарности с апостола сняли оковы и относились с того времени к нему с почтением.
   Плавание было продолжительное, и Иоанн совершил ещё много чудес. Так, однажды среди ночи поднялась буря, корабль бросало из стороны в сторону и, казалось, не было надежды на спасение. Все обратились к Иоанну, припали к ногам его и просили умолить его Бога не дать им погибнуть. Апостол повелел им умолкнуть, помолился - и буря утихла. Другой раз он исцелил воина, страдавшего болью в желудке и бывшего уже при смерти. Плаванию всё не приходил конец, а на корабле уже не оставалось больше пресной воды. Жажда мучила всех, и многие изнемогали, чувствуя, как горит внутренность. Иоанн приказал ученику своему Прохору наполнить сосуды морской водой. "Во имя Иисуса Христа, почерпайте и пейте", - сказал он томившимся жаждой. По слову апостола, солёная вода превратилась в пресную, и все утолили жажду. Видя столько чудес, сотворённых Иоанном, спутники его уверовали в Христа и приняли Крещение. Они хотели даже дать свободу апостолу и предлагали ему высадиться на берег, где он захочет, но он отказался и просил отвезти его куда им приказано. Достигнув острова Патмос, они отвели Иоанна и ученика его к правителю острова. Мирон, тесть правителя, принял апостола и Прохора в свой дом.
   Старший сын Мирона, именем Аполлонид, был одержим беснованием. Злой дух, бывший в нём, предсказывал будущее устами его, и все считали юношу прорицателем. Боясь, что Иоанн изгонит его из Аполлонида, этот злой дух заставил юношу бежать в другой город. По внушению того же нечистого духа Аполлонид известил отца своего письмом, что его изгоняет из родительского дома своими чарами волхв Иоанн и, пока волхв этот будет жив, он не может вернуться домой. Мирон с письмом этим поспешил к зятю - правителю острова. Тот отдал приказание взять Иоанна под стражу и отдать потом на съедение зверям. Иоанн стал просить правителя помедлить с исполнением приговора и позволить послать к Аполлониду Прохора, обещая возвратить сына отцу. Правитель согласился исполнить просьбу апостола, но приказал надеть на него оковы и заключить в темницу. Прохор, отправляясь в путь, получил от учителя своего послание. В нём было написано: "Иоанн, апостол Иисуса Христа, Сына Божия, духу прорицателю, живущему в Аполлониде, повелеваю именем Отца и Сына и Святого Духа: выйди из создания Божия и не входи в него никогда, а пребывай вне острова, в местах безводных, но не в людях". Только приблизился Прохор с этим посланием к Аполлониду, и злой дух вышел из него. Аполлонид пришёл в себя и вместе с Прохором вернулся в родной город. Услышав о возвращении Аполлонида, родители и родственники его обрадовались и освободили Иоанна от оков. Аполлонид на расспросы окружавших рассказал, что с ним случилось. Однажды он спал. Кто-то потряс его. Проснувшись и открыв глаза, он затрепетал от ужаса: с левой стороны около постели стоял некто чёрный, с блестящими глазами. Он велел ему открыть рот и вошёл внутрь его. С этой минуты ему стало известно всё, что имеет случиться. Когда же Иоанн поселился в доме отца его, злой дух сказал ему: "Беги отсюда, Аполлонид: этот человек - волхв, он хочет умертвить тебя". Он покинул дом отца и бежал в другой город. Бывали минуты, когда хотелось ему вернуться, но злой дух не позволял и говорил: "Пока Иоанн жив, ты не можешь жить в своём доме". Когда же пришёл Прохор в тот город и Аполлонид увидел его, злой дух вышел из него и ему стало легко и свободно. Все слушали рассказ Аполлонида. Когда он кончил, все припали к ногам апостола. Иоанн начал поучать их вере Христовой. Первыми уверовали в Христа и крестились Мирон, его жена и дети. Их примеру последовала жена правителя с сыном своим и со всей прислугой, а за ними крестился и правитель. Приняв Крещение, он отказался от должности правителя и посвятил жизнь Богу.
   Иоанн с учеником своим провёл три года в доме Мирона, проповедуя веру Христову и творя чудеса и исцеления. Однажды он разрушил храм Аполлона с идолами. Многие, поражённые этим чудом, были просвещены верой Христовой и крещены апостолом. Жрецы храма Аполлонова воспылали злобой на Иоанна за разрушение храма и за обращение многих в веру Христову и отправились с жалобой на него к волхву Кинопсу. Кинопс жил в пустынном месте и имел сношение со злыми духами. Жители острова почитали его как бога. Его-то и умоляли жрецы отомстить Иоанну за оскорбление богов. Кинопс не хотел идти к Иоанну, так как он уже много лет не оставлял своего жилища. Он обещал жрецам послать лукавого духа, который возьмёт душу Иоанна и предаст её суду. На следующее утро лукавый дух явился к Иоанну, но ничего не смог сделать и был прогнан с повелением не возвращаться к Кинопсу. Также и других два злых духа, посланных за первым, не имели успеха. Кинопс исполнился ярости: собрав множество злых духов, он решился оставить своё жилище и пошёл в город, где был Иоанн. Жители города приветствовали волхва, так давно не посещавшего их. Иоанн в то время поучал вере Христовой. Кинопс направился на толпу, окружавшую апостола. "Послушайте меня, - воскликнул волхв, - ослеплённые, заблудившиеся и уклонившиеся от истинного пути! Если Иоанн праведен и всё, что говорит он, справедливо, то пусть идёт, побеседует со мной и сотворит такие же чудеса, какие я творю. Увидите тогда, кто больше, Иоанн или я. Если покажет, что сильнее меня, то поверю тому, что он говорит". Проговорив это, Кинопс обратился к стоявшему там юноше: "Жив ли твой отец?" "Умер", - отвечал тот. "Какой смертью?" - продолжал Кинопс. "Мой отец был моряк, - ответил юноша, - и однажды корабль, на котором он плыл, разбился, все погибли и отец мой утонул". Кинопс обратился к апостолу: "Покажи нам силу твою, Иоанн: представь этому юноше отца его живым, и мы поверим тому, что ты говоришь". "Христос послал меня, - ответил Иоанн, - не мёртвых вызывать из моря, но вразумлять обольщённых". "Верьте мне, - сказал Кинопс, - что Иоанн - льстец и прельщает вас, возьмите его и держите, пока не изведу из моря отца этому юноше". Иоанна стали держать. Кинопс, всплеснув руками, бросился в волновавшееся море и исчез в волнах. "Велик ты, Кинопс!" - восклицал народ. Через некоторое время Кинопс вышел из волн морских в сопровождении человека. "Твой ли это отец?" - обратился волхв к юноше. "Да, это он", - отвечал тот. Народ поклонился Кинопсу. Многие бросились на Иоанна, чтобы умертвить его, но волхв не допустил этого. "Когда увидите ещё большее чудо, - сказал он, - тогда предайте его мучениям!" Подозвав другого человека, Кинопс спросил его: "Был ли у тебя сын?" "Был, но его уже давно убили из зависти", - отвечал тот. Волхв начал звать убийцу и убитого. Появились два человека, которые и были убитый и убийца, как это подтвердил спрошенный. Народ был в изумлении. "Что? Удивляешься этому? - обратился Кинопс к Иоанну. - Устрашу тебя ещё большими чудесами". "Не удивляюсь, - ответил Иоанн, - но скажу тебе, что скоро исчезнут твои чудеса". Народ кинулся на Иоанна и начал бить его.
   До тех пор били апостола, пока не сочли его мёртвым. Волхв велел оставить тело Иоанна без погребения, чтобы его расклевали птицы. Но Иоанн не умер - волей Божьей он остался цел и невредим. Вскоре он по-прежнему начал учить народ. Сильно было негодование Кинопса, когда он узнал об этом. Призвав нечистого духа, при помощи которого творил он волхвования, Кинопс пришёл с ним к Иоанну и сказал: "Я сохранил тебя живым, чтобы ещё более тебя посрамить. Пойдём на берег: увидишь там мою славу и устыдишься". Иоанн пошёл к морю. Туда направился и Кинопс в сопровождении трёх злых духов, которых народ принимал за воскрешённых им мертвецов. Кинопс, подойдя к морю, всплеснул руками и бросился в волны. Народ восклицал: "Велик ты, Кинопс! Нет человека, который был бы больше тебя!" Иоанн запретил злым духам, которые стояли на берегу в человеческом образе, помогать погрузившемуся в волны волхву, а сам стал молиться Богу, чтобы Кинопс не возвращался более из моря. И вот море взволновалось, вскипело и поглотило в пучину свою Кинопса. Обратившись к злым духам, апостол приказал им именем Иисуса Христа оставить навсегда остров, и они стали невидимы и удалились с острова. Народ ожидал появления Кинопса. Три дня стояли люди на берегу, изнемогая от жажды и голода и страдая от солнца. Некоторые пришли в изнеможение и без чувств распростёрлись на песке, а трое детей даже умерли. Иоанн сжалился над народом. Помолившись о спасении их, он стал беседовать с ними о вере, воскресил умерших детей и исцелил всех страждущих. Все обратились к Христу, приняли Крещение и разошлись по домам, славя Бога. Иоанн вернулся в дом Мирона и часто приходил к народу, наставляя его в вере.
   Однажды Иоанн увидел около дороги лежащего человека, больного горячкой, и крестным знамением исцелил его. Филон, из иудеев, несколько раз вступавший раньше в спор с апостолом о Священном Писании, увидав это чудо, был поражён и позвал апостола к себе в дом. Жена Филона страдала проказой. Она обрадовалась Иоанну и припала к ногам его. Она получила исцеление и уверовала в Христа. Уверовал и Филон, и весь дом их крестился. После этого Иоанн вышел на площадь к собравшемуся народу. Все внимали учению, которое предлагал им апостол. Пришли сюда и жрецы. Один из них, слушая апостола, сказал ему: "Сын мой хром на обе ноги. Умоляю тебя, учитель, исцели его; если сделаешь это, уверую в проповедуемого тобой Бога". "Для чего искушаешь Бога? - отвечал Иоанн жрецу. - Он откроет твоё лукавство". Иоанн послал жреца к сыну, велев сказать от его лица: "Во имя Христа Бога моего, встань и приди ко мне". Встал хромой и пришёл к апостолу здоровым. А отец исцелённого в наказание за искушение апостола охромел на обе ноги. Он упал на землю, крича от боли, и молил апостола смиловаться над ним и исцелить именем Христовым. Он с верой говорил, что нет другого Бога, кроме Того, Которого исповедует и проповедует Иоанн. Иоанн исцелил жреца, научил его вере Христовой и крестил.
   На следующий день Иоанн исцелил страдавшего 17 лет водяной болезнью, наставил исцелённого в вере и крестил. В этот же день правитель острова, поступивший на место зятя Миронова, пригласил апостола к себе в дом, потому что жена его мучилась в родах. Едва Иоанн ступил на порог дома, как жена правителя разрешилась от бремени. Обрадованный муж уверовал в Христа и крестился со всем домом своим.
   Прожив в этом городе в продолжение трёх лет, Иоанн перешёл в другой, который отстоял от того на расстоянии десяти вёрст. Там готовились к совершению празднества какому-то богу, и несколько юношей стояли на площади связанными. Иоанн спросил, для чего связаны юноши. Ему отвечали, что в этом городе почитают бога, волка, что в честь его готовится празднество, на котором эти юноши будут принесены в жертву богу. Апостол начал просить, чтобы ему показали их бога. "Погоди немного, - сказал ему один из присутствовавших. - Скоро жрецы со всем народом пойдут на то место, где является бог; иди с ними, и ты увидишь нашего бога, волка". "Вижу, что ты человек добрый, - обратился к нему Иоанн. - Я здесь пришелец и не знаю того места, но мне бы хотелось увидеть вашего бога. Прошу тебя, проводи меня туда. Если покажешь мне его, подарю тебе жемчужину". Тот согласился и привёл апостола к болоту, из которого являлся их бог. Спустя немного времени вышел из воды волк. Это был злой дух. Иоанн именем Святой Троицы повелел ему оставить остров Патмос, и злой дух исчез. Приведший апостола к этому месту в ужасе припал к ногам его. Иоанн просветил его верой Христовой и сказал: "Вот тебе обещанная мной жемчужина". Подошли к болоту жрецы, ведя связанных юношей, в сопровождении толпы. Жрецы приготовили отточенные ножи и ждали появления волка, чтобы совершить жертвоприношение и отдать ему на съедение юношей. Долго ждали они - волк не появлялся. Иоанн подошёл к жрецам и народу и попросил развязать юношей... "Бога вашего, волка, уже нет, - говорил он. - Это был злой дух, и силой Христовой он прогнан с острова". Все пришли в страх, услышав о гибели волка. Но ещё не знали, верить ли услышанному. Наконец, после поисков и ожидания, освободили юношей. Вера начинала сменять недоверие. Апостол стал проповедовать им слово Божье и обличать их заблуждение. Многие из народа уверовали в Христа и крестились.
   Много и других чудес совершил Иоанн в этом городе. Так, однажды сын жреца Зевса мылся в бане и был удавлен злым духом, жившим в ней. Отец удавленного умолял Иоанна воскресить сына, обещая уверовать в Христа. Иоанн воскресил юношу и прогнал из бани злого духа. Жрец со всем домом своим уверовал в Христа и принял Крещение.
   В другой раз, когда Иоанн на площади наставлял народ в слове Божьем, к нему подошла женщина. Со слезами припала она к ногам апостола и умоляла его исцелить её бесноватого сына. Иоанн велел позвать к нему бесноватого. Как только посланные апостолом сказали бесноватому: "Иоанн зовёт тебя", - злой дух оставил его. Исцелённый пришёл к Иоанну и вместе с матерью обратился в веру Христову.
   Настал в этом городе праздник Бахуса, в честь которого был там храм. Во время празднества мужчины и женщины собирались с яствами и напитками в этот храм. Здесь они пили, ели и предавались непотребностям в честь своего бога. Иоанн вошёл в храм в разгар праздника и обличал всю мерзость его. Жрецы бросились на Иоанна. Избив и связав его, они выбросили его из храма, а сами вернулись продолжать пиршество. Апостол начал молиться Богу, чтобы Он не потерпел этих мерзостей. И храм обрушился и убил жрецов. Ужаснулся народ. Развязали Иоанна и просили не погубить и их. В толпе был волхв Нукион. Он оскорбился разрушением храма и гибелью жрецов и начал укорять Иоанна. "Ты поступил дурно, - говорил ему Нукион, - разрушив храм Бахуса и погубив его жрецов. Народ разгневан на тебя за то. Итак, воскреси жрецов, как воскресил сына жреца в бане, - и я уверую в твоего Бога". "Причиной гибели жрецов, - отвечал Иоанн, - были беззаконные дела их, потому они недостойны жить на Земле". "Если ты не в силах воскресить их, - сказал Нукион, - то я их воскрешу именем богов моих и храм восстановлю, а ты не избегнешь смерти". Нукион отправился к развалинам храма. Он вызвал 12 злых духов в образе погибших жрецов и приказал им убить апостола. Нечистые духи отвечали, что они не могут стерпеть и присутствия Иоанна... "Но, - говорили они Нукиону, - если ты хочешь смерти Иоанна, то приведи сюда народ. Увидев нас, он подумает, что ты воскресил жрецов, и убьют Иоанна". Нукион собрал народ и повёл его к развалинам, обещая показать живых жрецов и восстановить разрушенный храм. Иоанн с учеником своим Прохором другой дорогой пришли туда прежде них. Злые духи при виде Иоанна и ученика его исчезли. Пришёл и Нукион, сопутствуемый толпой. Огорчился он, не видя злых духов. Он ходил вокруг развалин и призывал бесов. Все волхвования его были напрасны. Нечистые духи не смели явиться. Стало темнеть, народ начал выражать нетерпение. Наконец наступил вечер, и народ потерял терпение. Нукиона окружили и хотели убить. Но некоторые посоветовали отвести его к Иоанну, чтобы сделать с ним то, что повелит апостол. Так и сделали. "Отпустите его - пусть покается", - сказал им апостол. Наутро Иоанн проповедовал учение Христово и многих обратил в веру. Они выразили желание принять Крещение, и апостол привёл их к реке. Нукион волшебством превратил в реке воду в кровь. Иоанн молитвой лишил зрения Нукиона и, сделав воду чистой, крестил уверовавших в Христа. И Нукион был вразумлён наказанием: он осознал грехи свои и умолял Иоанна помиловать его. Видя покаяние Нукиона, Иоанн начал учить его вере Христовой и крестил. Прозрели глаза Нукиона. Он повёл апостола в дом свой. Лишь нога Иоанна коснулась порога, как идолы, стоявшие в доме Нукиона, разбились. Домашние пришли в страх от этого чуда, и все уверовали в Христа и приняли Крещение.
   Жила в том городе богатая вдова Проклиания. Она была красива и имела красивого сына Сосипатра. По внушению злого духа Проклиания почувствовала страсть к сыну и старалась соблазнить его. Сосипатр возненавидел мать. Убежав из дома, он пришёл на площадь, где Иоанн учил народ, и слушал проповедь апостола. Иоанн, провидя, что случилось с Сосипатром, отвёл его в сторону и убеждал его почитать мать и повиноваться ей, но противиться ей в деле, к которому она его склоняет. Сосипатр не захотел вернуться домой. На четвёртый день Проклиания после долгих поисков нашла сына и с криком влекла его за одежду домой. Услыхал крик её правитель города и спросил, в чём вина юноши. Проклиания оклеветала сына перед правителем, будто он намеревался сделать насилие над ней. Правитель поверил Проклиании и приказал зашить юношу в мешок с гадами и бросить в море. Иоанн стал обличать правителя в неправосудии, говорил ему, что, не произведя расследования, он осудил на смерть невинного. Проклиания начала клеветать и на Иоанна, будто он научил её сына злому делу, потому и защищает его. Правитель поверил Проклиании и велел зашить апостола в мешок вместе со Сосипатром и утопить в море. Тогда Иоанн обратился с молитвой к Богу. И вот - поколебалась земля, у правителя отсохла рука, которой указывал он на апостола, а у Проклиании отсохли обе руки и вышли из орбит глаза. Правитель просил помилования у апостола. Иоанн научил его вере Христовой и даровал ему исцеление. Проклиания же, забывшись от страха, убежала домой. Иоанн в сопровождении её сына пошёл к ней. Но Сосипатр не хотел идти к матери, и Иоанн должен был убеждать его забыть зло, уверив его, что она теперь стала целомудренной и он уже не увидит и не услышит от неё ничего беззаконного. Когда они вошли к Проклиании, она пала к ногам апостола. Иоанн исцелил её, научил вере Христовой, утвердил в целомудрии и крестил её со всеми домашними.
   Однажды, в день воскресный, Господь дал узреть Иоанну в видении славу Свою и судьбу Церкви Христовой. По повелению Божию Иоанн описал это откровение - оно дошло до нас в книге, названной Апокалипсис, что значит "откровение". Здесь в образах и картинах изображается слава Господа, Его попечение о Церкви, Его благость и любовь, милость и правосудие. В видениях указаны бедствия, которые на Земле претерпит Церковь Божья, - борьба человека с Агнцем Божьим, торжество Агнца, искупившего верующих кровью Своей, общее воскресение, последний Суд и красота Нового Иерусалима, Царства Небесного. Как удостоившегося узреть судьбы и тайны Церкви Христовой, Иоанна стали звать Тайновидцем и Тайнозрителем.
   В конце описания видения Иоанн восклицает: Ей, гряди, Господи Иисусе! Слова эти выражали его желание соединиться с Тем, Кого он так любил на Земле. Но ему предстояли ещё труды и заботы, он ещё много должен был сделать для славы Божьей и пользы ближних.
   Вскоре император Домициан, заточивший Иоанна на остров Патмос, был убит, и на престол взошёл император Нерва. Он даровал свободу всем заточённым христианам. Стал свободен и Иоанн. Жители Патмоса почти все уже исповедовали веру Христову, и потому Иоанн вознамерился оставить место своего заключения. Он стремился в Ефес, первое и главное место своих апостольских трудов. Прежде чем удалиться с Патмоса, Иоанн обошёл все города и селения, утверждая верующих. Во время этого путешествия Иоанн зашёл в одно селение, где жил жрец Зевса Евхарис. У него был слепой сын, и он давно желал видеть апостола, о котором слышал, что он - чудотворец. Узнав о прибытии Иоанна в их селение, Евхарис пришёл к апостолу, умоляя посетить дом его и исцелить сына. Видя веру жреца, Иоанн отправился к нему. "Во имя Иисуса Христа, прозри!" - сказал апостол слепому, и тот прозрел. Евхарис вместе с сыном уверовал в Христа и принял Крещение. Иоанн же продолжал путешествие по Патмосу. Наконец, устроив церкви, рукоположив везде епископов и священников, Иоанн собрался в путь. С рыданиями прощались с ним верующие. Пожелав им мира и дав благословение, Иоанн вошёл на корабль и отправился в путь.
   Со слезами провожали апостола на Патмосе, с радостью встретили его в Ефесе. "Благословен грядый во имя Господне!" - восклицали христиане. Иоанн остановился в доме городского старшины Диоскорида, принадлежащем теперь сыну его Домну, которого апостол воскресил из мёртвых. Здесь прожил он до кончины своей, просвещая неверных светом веры Христовой и творя чудеса. Случилось, что один христианин пришёл в бедность. Он не имел средств уплатить долги и решился на самоубийство. Для этого он выпросил у знахаря, родом и верой еврея, яд. Получив ядовитый напиток, христианин задумался. Объятый страхом, он не знал, что делать, и не мог решиться на последний шаг. Наконец он перекрестил чашу и выпил. Велико было его изумление, когда он почувствовал, что яд не причинил ему вреда. Заимодавцы продолжали всё с большей настойчивостью мучить этого христианина. Он снова обратился к знахарю за ядом. Тот удивился, увидав его ещё живым, и дал ему самую сильную отраву. Христианин перекрестил сосуд с ядом и выпил. Опять яд не оказал действия. Христианин стал смеяться над знаниями еврея. Знахарь ужаснулся и не знал, что и подумать. "Что ты делал, выпивая яд?" - спросил он христианина. Тот отвечал, что полагал крестное знамение на чашу с ядом, прежде чем выпить. И понял еврей, что сила креста избавляла христианина от смерти. Чтобы убедиться в этом, он дал тот же яд собаке, и та околела. Они пошли к Иоанну и рассказали ему всё. Иоанн научил еврея вере Христовой и крестил его. Потом велел обедневшему христианину принести связку соломы и превратил её силой крестного знамения и молитвы в золото. Одну половину апостол повелел отдать заимодавцам, а другую оставить для пропитания.
   Иоанн обозревал и все малоазийские церкви и заботился о том, чтобы сохранялось в чистоте учение Христово. В то время начали вкрадываться в общество христиан ереси. Лжеучения эти много последователей имели в Малой Азии. Ещё Павел, прощаясь с пастырями Ефесской Церкви, предостерегал их от волков, не щадящих стада, и предсказывал, что между ними явятся люди, которые будут говорить превратно, чтобы увлечь за собой учеников. Появилось множество лжеучителей, которые извращали слово Божье, примешивая к нему басни из восточных учений, и толковали то, что в Священном Писании казалось им непонятным. Споры еретиков касались лица Иисуса Христа. Одни отрицали Божество Иисуса Христа, утверждая, что Он был человек; другие отвергали Его человечество, говоря, что Христос приходил на Землю призрачно, а не в облике человека. Лжеучения эти беспокоили и смущали верующих. Стали убеждать Иоанна изложить письменно учение об Иисусе Христе, как он принял его от Учителя, и обстоятельства жизни Его, которых свидетелем и очевидцем он был. Иоанн наложил на христиан пост, а сам с учеником своим Прохором удалился на гору. Здесь они провели три дня в посте и молитве. Настал четвёртый день, и вот загремел гром, заблистала молния, гора потряслась. Прохор упал лицом на землю. Но Иоанн поднял его и велел приготовиться записывать, что услышит от него. Возведя очи на небо, апостол стал молиться и по внушению Духа Святого начал говорить: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Так было написано Евангелие, начинающееся исповеданием Божества Иисуса Христа. Иоанн показал, что Христос - сын Девы Марии по природе человеческой и Сын Божий по существу Божественному; он уяснил, что в Христе соединены Божеская и человеческая природы, что Он - Богочеловек. Другие евангелисты следят за Спасителем на Земле, но Иоанн восходит до Источника Слова, возвышается до лона Отца и оттуда возвещает о Сыне Единородном, что он видел в Отце. Бога не видел никто никогда, - пишет Иоанн, - Единородного Сына, сущего в недре Отчем, Он явил. Прочие евангелисты ограничились рассказом о чудесах, свидетельствующих о могуществе Богочеловека, но Иоанн описывает опущенные ими чудеса Его благости, чудеса милосердия Его к грешникам, Его снисхождения к нашим слабостям. Каждое слово этого Евангелия - таинство. За высоту этого учения Иоанн среди апостолов удостоился именования Богослов. По той же причине принято у нас изображать Иоанна на иконах с орлом, символом парения мысли. "Сын грома", как назвал Иоанна Христос, в своём Евангелии поражает громами ереси и светом освещает веру.
   Ревность к славе Божьей и любовь к ближним побудили апостола написать ещё и послание, которое носит название Первого соборного послания. Послание это представляет собой дополнение к Евангелию Иоанна. В Евангелии он предложил образец веры для Вселенской Церкви, а здесь он написал руководство к христианской жизни, основанной на вере в Сына Божия. Учение, предлагаемое Иоанном в этом послании, - учение любви. Бог есть любовь, вера наша - дело любви Божественной, учение христианское - учение любви, и деятельность христианина должна быть деятельностью любви и милосердия. Каждое слово послания блестит искрой Божественной любви и полно любви к ближним. Но тем строже относится в послании апостол к лжеучителям, называя их противниками Христа и убеждая христиан не слушать их и не верить им. Апостол вскоре пишет ещё одно послание, известное под названием Второе соборное послание, к одной христианской жене. Иоанн просит её и детей её беречься от лжеучителей, не признающих пришествия Христова во плоти, называет этих еретиков отступниками от учения Христа и заповедует даже не принимать их в дома свои и не приветствовать.
   Проникнутый духом любви, Иоанн приветствовал проявления любви в других. Так, он пишет послание, носящее наименование Третьего соборного послания, к Гайю, похваляя его за ту любовь, с какой он относился к христианам и особенно к странникам. Высказывая благопожелания Гайю, апостол со строгостью говорит о Диотрефе, предстоятеле той церкви, и обещает его обличить за то, что он поступает вопреки любви, и другим запрещает дела любви...
   Старость и слабость телесная не уменьшили в Иоанне ревности к славе Божьей и любви к ближним. Вот случай, в котором проявилась душа апостола. Однажды, когда Иоанн обозревал церкви Малой Азии, в одном городе ему понравился юноша. Иоанн научил его веровать в Христа и крестил. Вскоре после этого ему нужно было отлучиться из города, и он поручил надзор за юношей епископу. Епископ учил его Священному Писанию, но не наблюдал за поведением его. Юноша попал в общество порочных людей, которые увлекли его дурным примером к порокам. Чем дальше, тем больше, - и молодой человек развратился до того, что сделался начальником над шайкой разбойников и жестокостью превзошёл товарищей. Спустя время Иоанну пришлось опять быть в том городе. Он осведомился об юноше. "Юноша погиб, - проговорил епископ, - он умер для Бога и Вечной Жизни", - и рассказал апостолу, что случилось. Эта весть огорчила Иоанна. "Так ли следовало тебе, - сказал он епископу, - заботиться о вверенной тебе душе брата? Дайте лошадь мне и проводника, - воскликнул Иоанн, - я поеду за ним". Апостол отправился в горы, где были разбойники. Старца, только он ступил в горы, разбойники схватили и, по его просьбе, повели к предводителю. Взглянув на старца, тот узнал его. Не в силах выдержать его присутствие, он бросился бежать. Иоанн последовал за ним. "Сын мой! - восклицал он. - Зачем бежишь от отца? Сжалься надо мной, дитя моё. Не бойся, есть ещё надежда Жизни Вечной. Я буду отвечать за тебя Христу, я готов отдать жизнь мою за тебя. Остановись же и послушай меня, верь мне: я послан Христом..." Побеждённый любовью апостола, разбойник остановился. Чувствуя тяжесть своей вины, он не смел взглянуть на Иоанна и залился слезами. Апостол обнял его и, обнадёживая милосердием Божьим, увёл с собой. С терпением и любовью Иоанн наставлял заблудшего, молился с ним и постился, читал ему Священное Писание. Только тогда апостол оставил город, когда раскаявшегося юношу смогли опять принять в общество христиан.
   Иоанн дожил до глубокой старости. Уже слабость телесная не позволяла ему посещать собрания христиан и вести беседы. Ученики на руках вносили его в собрания, но он только повторял: "Дети мои, любите друг друга!" Когда его спросили, зачем он повторяет одно и то же, он отвечал: "Это заповедь Господа. Если бы она была и одна, то и одной её довольно было бы для спасения..."
   Более ста лет было Иоанну, когда он почувствовал приближение смерти. В сопровождении 7 учеников своих он пошёл за город и велел им выкопать крестообразную могилу в длину его роста. А сам, отошедши в сторону, стал молиться. Когда могила была готова, Иоанн дал наставление ученикам, облобызал их и лёг в могилу, приказав ученикам покрыть его землёй. Ученики сначала покрыли его землёй до колен, облобызали их, а затем покрыли до шеи. Облобызав последний раз отходящего в Вечную Жизнь учителя своего, они покрыли лицо его платком и, обливаясь слезами, засыпали его землёй. Христиане, узнав о таком погребении апостола, собрались к могиле его. Могилу раскопали, но не нашли в ней тела Иоанна. Удивились этому и плакали верующие.
   Эта кончина Иоанна последовала через 72 года по вознесении Христа, когда уже все 12 апостолов скончались. День преставления Иоанна празднуется 9 октября.
   Ежегодно 21 мая при совершении богослужения над могилой Иоанна из неё появлялся тонкий прах. Верующие собирали его и получали исцеления от болезней. В память этого чуда установлено 21 мая празднование в честь апостола Иоанна.
  
  
  
  
  
  
  
  

10

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"