Иванов В.И., АННОТАЦИЯ (1). Книга "СЕКСУАЛЬНЫЕ ГОМИЦИДОМАНЫ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА" не является развлекательным чтивом. В ней сложнейшие вопросы сексуально-гомицидального (смертоносного) насилия рассматриваются в жанре научно-хроникального детектива. Основное содержание книги - это насыщенный драматизмом насильственной смерти фактический хроникальный материал из самооценок тех, кого называют сексуальными маньяками. Слово "маньяк" имеет интригующую историю. Оно зародилось в непостижимой древней тьме человеческого бытия. От него пахнет гарью средневековых костров инквизиции, пеплом городов, сожженных во имя идей маньяков-разрушителей, кровью крестовых походов и потом одержимых пиллигримов-первопроходцев. Лишь в конце ХХ века слово маньяк стало устойчиво ассоциироваться с теми, кто одержим пристрастием к повторному - серийному - сексуальному насилию и убийствам. Научный анализ убийств обусловленных сексуальным насилием довольно сложная задача. Малейшие отступления от истины сбрасывают исследователя в кювет банальности, пошлости и цинизма. В этом исследовании тексты диалогов психиатра-эксперта с сексуальными гомицидоманами приведены практически дословно (по магнитофонным записям). Они содержат искажения речи, вызванные напряженностью диалогов, и проявляются в речи исследуемых гомицидоманов то "детским "лепетом, то степеотипиями слов и междометий, аффективной вязкостью и незавершенностью фраз. Пожалуй впервые широкому кругу читателей предоставляется возможность самим проанализировать и оценить гомицидальный душевный мир субъектов-маньяков, совершивших "страшные" преступления, пугающие необъяснимой жестокостью. Читатели, не желающие обременять себя тонкостями научного подхода, смогут реально представить себе, как не стать жертвой. Уникальные тексты диалогов с сексуальными маньяками-убийцами изобилуют информацией, которую автор этой книги не успел или не смог проанализировать до конца. Это дает читателям, которые профессионально исследуют криминальную сексологию, сексопатологию, сексуальную гомицидологию и др. возможность найти в них сведения, проливающие свет на парадоксы человеческого бытия. Фамилии гомицидоманов в тексте изменены не только из этических соображений. Их гомицидальные мысли, чувства, влечения можно считать безымянными. Они универсальны и поэтому мотивационно сходны у всех сексуальных маньяков-гомицидоманов. Одни из тех гомицидоманов, чьи рассуждения, откровения содежит эта книга, отбывают пожизненное заключение, другим - смертный приговор уже приведен в исполнение. [ Литература: 1) УДК 34 ББК 67.411 Практическая криминальная гомицидология /В.И.Иванов.СПб.: СПб юрид.ин-т Генеральной прокуратуры РФ,2005.140с..// 2) ББК 56.14 Иванов В.И.Введение в криминальную гомицидологию: Учебное пособие. СПб., 2004.88 с.,// 3) ББК 56.14+67.52я73 Иванов В.И. Практикум по криминальной психопатологии.Психологические защиты у лиц, совершивших гомицидальные убийства, их распознавание и преодоление СПб., 2002. 64 с.]
(Прокуратура и институты гражданского общества в противодействии экстремизму и ксенофобии. Международная научно-практическая конференция. 1-2 февраля 2005 г.: Тезисы выступлений Спб., 2005. 184 с.) Иванов В.И. доцент СПб юридического института Ген.Прок. РФ, советник юстиции), \ *** Гомицидальные тенденции, гомицидомания лат. гомо - человек + окцидо - убиваю, смертоносный. См. в кн. Я.П.Фрумкин Психиатрическая терминология. Краткий словарь Гос. Медиц.Издательство Украины,1939 г.; Гомицидология - в кн. В.И.Иванов Введение в криминальную гомицидологию: Учебное пособие. Спб.,2004.\.... Теоретической основой гомицидологии является концепция, постулирующая существование особого вида врожденной смертоносной агрессии, которая зародилась в психике первобытного человека в эпоху каннибализма и развилась в условиях так называемой антропофагической культуры. Гомицидальный - смертоносный, гомицидальная смерть м.б.:психическая, социальная, биологическая *** \ Одной из главных проблем, требующих решения при построении гражданского общества, является создание условий бытия, которые могли бы в максимальной степени гарантировать гражданам не только естественную жизнь, но и естественную смерть. Понятие "естественная жизнь" до сих пор не имеет однозначных криґтеґриґев, поґэтоґму о ней часґто приходится судить по такому фактору, как насильственная смерть.По количеству случаев насильственная смерть занимает третье место после спида и туберкулеза, что дало исследователям основание ввести в лексику понятие "синдром насильственной смерти". Всего же насильственной смертью ежегодно умирает три процента населения Земли, т. е. не менее 1,6 млн человек в год. Убийство является одной из главных причин смерти людей в возрасте 15-44 лет.О нарастании значимости проблемы насильственной смерти косвенно свидетельствует и тот факт, что слово "смертоносный" стало одним из наиболее употребляемых и повторяемых в современной лексике СМИ, публицистики, научной литературы и многих других областей знаний, формирующих современную культуру. Например, определение "смертоносный" часто используется применительно к словам: бактерии, игра, ненависть, вакцина, находка, зима, атака, газ, наследство, орудие, существо, искусство и др. Складывается впечатление, что человек все больше открывает смертоносных свойств в традиционно "мирных" вещах, предметах, явлениях. В действительности же подобные "открытия" есть не что иное, как реакция коллективного сознания на циркулирующие в нем гомицидальные (смертоносные) угрозы, интенсивность которых то усиливается, то ослабевает. При усилении смертоносных угроз в социуме нарастают страх, отчаяние, которые вытесняются в бессознательное посредством проекции связанных с ними идей, желаний, фантазий на окружающий мир процессов, вещей и т. п.. Вышеописанное нарастание смертоносных угроз носит извращенный характер. Дело в том, что общечеловеческая культура, которая по своему главному назначению должна противостоять агрессии, в описанной ситуации сама способствует усилению смертоносных тенденций. Такое состояние культуры, по словам З. Фрейда, следует считать патологическим -"невротическим".Одним из основных "патогенных" факторов, вызывающим "коллективный невроз", является гомицидальность. Эпохальный опыт каннибализма с применением "зверского" умерщвления своих собратьев по виду развил в психике человека гомицидальную потребность и психобиологический механизм ее удовлетворения в виде гомицидального влечения. Из-за этого человек, которому природа предназначила быть травоядным, стал всеядным. Более того, гомицидальная психология позволяла дикому первочеловеку относится к себе подобному не только как к соплеменнику, сородичу, но и как к объекту гомицидальной охоты - охоты человека на человека.Концепция гомицидальности вполне согласуется с позицией Э. Фромма, по мнению которого каннибальская предыстория человека еще не закончилась. Он считает, что стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей является утонченной формой каннибализма. Иррациональная гомицидальная идея самоутверждения, возникшая в эпоху каннибальской культуры, функционирует в симґвоґлиґзиґроґванґных обґличьґях и в современной культуре как модернизированный социокультурный эквивалент архетипа антропофагии. Во имя иррационального самоутверждения гомицидальное насилие одного человека уничтожает биологические и/или психологические, и/или социокультурные атрибуты индивидуальности другого человека.Н. Бердяев, анализируя беспримерную смертоносность мировой войны, обращает внимание на то, что физическое насилие, завершающееся убийством, есть знак духовного насилия, зла, совершающегося в духовной действительности. Это знак существования внутреннего зла и болезни. По словам Н. Бердяева, в глубине духовной действительности людей давно уже началась мировая война, мировая вражда, ненависть и взаимоистребление. Гомицидальность, подобно патогенному вирусу, наследуется от поколения к поколению. Выраженная способность к мимикрии позволяет ей маскироваться в современных социально приемлемых формах деятельности и неузнаваемо их извращать. Наиболее