ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ У ЛИЦ СОВЕРШИВШИХ ГОМИЦИДАЛЬНЫЕ
УБИЙСТВА
Механизмы психических защит представляют собой индивидуальные стереотипные малодифференцированные психические процессы, которые призваны интуитивно поддерживать гомеостаз психических систем индивидуума. Психические защиты функционируют у каждого человека с детства. Их механизмы уравновешивают или "держат взаперти" необозримое многообразие врожденных, приобретенных за время созревания и в зрелом возрасте сознательных и неосознанных микро-, макроконфликтов и связанных с ними деструктивных побуждений.В душе каждого человека хранится множество личных "тайн", любая из которых потенциально может стать клинической основой тяжелого невроза или предпосылкой расстройств личности. Они существуют в виде исполненных запретных желаний, влечений или хронически пребывают в виде несбыточных (благодаря действию личностно-социального контроля и механизмов психической защиты) криминальных гомицидальных фантазий [25].Психические защиты могут быть, обусловлены нереализованными и реализованными гомицидальными побуждениями, а также защиты, связанные с возникшей после гомицидального деяния криминальной и юридической ситуациями. Стрессовое воздействие криминальной и юридической ситуаций существенно нарушает психическое состояние ее участников, нарушает устоявшийся баланс психических защит, видоизменяет их содержание. Психотравмирующие факторы, обусловленные юридической ситуацией, многообразны и пронизывают все этапы и стадии судопроизводства. Поэтому их совокупность целесообразно объединить понятием "юридическая психическая травма". Есть все основания считать, что психические защиты наиболее проявляются при гомицидальных убийствах. Это обусловлено тем , что психическую структуру гомицидального поведения и гомицидальных убийств, в частности, отличают выраженная представленность в ней архетипических элементов. Участие архетипических гомицидальных структур обусловливает то, что основной механизм гомицидальных убийств функционирует в глубине криминального конфликта, часто недосягаемой без познаний в области психических защит. Гомицидальная сущность мотивации, организующей психическую структуру преступного деяния, часто маскируется, зашторивается парадоксальным содержанием той или иной психической защиты, что препятствует распознаванию гомицидального характера агрессии на этапах следствия и судопроизводства. В отношении гомицидальности механизмы психических защит выполняет ряд функций. Перед совершением гомицидального деяния могут препятствовать развитию гомицидального эксцесса, вытесняя ненависть, месть , неприязнь в область бессознательной сферы, или, наоборот, блокировать антигомицидальный контроль, способствуя совершению гомицидальной агрессии. После совершения гомицидального деяния психические защиты могут способствовать нарастанию агомицидогнозии и оправданию уже совершенной агрессии ( хотя бы в собственных глазах субъекта). Более того , во втором случае они нередко формируют механизм дополнительного психического сопротивления субъекта процессу расследования. Психические защиты основаны на приемах уклонения ( избегания, упрощения, размывания, зашторивания) психотравмирующей информации, вызывающей тревогу, угрожающей психическому гомеостазу. Их механизмы архаично просты и незатейливы, поэтому часто действуют без учета особенностей реалий повседневности - лишь бы снять тревогу и вернуть психическое равновесие. Такая "безответственность" психических защит оправдана в повседневной житейской практике. Однако, в юридической ситуации те примитивные психические защиты, которые только "приглаживают" сложные противоречивые обстоятельства, сами нередко усугубляют юридические последствия, препятствуя адекватному, осознанному разрешению ситуации. Логика упрощенных психических защит нередко приводит к искажению показания участников и этим вольно или невольно деформируется объективная информация. Кроме этого, вторгаясь в процесс различных следственных действий, психические защиты налагают отпечаток парадоксальности, непредсказуемости и непонятности на безотчетно-защитное поведение участников уголовно-правовой ситуации. Активизация и характер механизмов психических защит определяются не только психотравмирующей значимостью события преступления или процессуальным положением того или иного участника уголовно-правового конфликта, но и в немалой степени - психической толерантностью индивида к критическим ситуациям. Психику потерпевших, подвергшихся изощренному насилию, нередко спасает от реактивного психоза защитная реакция типа "вытеснения", а механизм "идентификации" парадоксальным образом избавляет потерпевших от страха перед преступником - насильником или убийцей. Под влиянием панического страха, вызванного угрозой для жизни, жертвы нападения идентифицируют себя с насильником, то есть проявляют к преступнику псевдосимпатию, псевдосочувствие и даже иногда оправдывают после своего освобождения их жестокость. При этом жертвы могут неблагоприятно отзываться о тех, кто их освободил (так называемый "стокгольмский синдром"). В тех случаях, когда невозможно полностью устраненить тревогу, психические защиты ищут способы ее смягчения и адаптации субъекта к сложившейся новой ситуации. С этой целью механизмы психической защиты (вытеснение, изоляция, отрицание и др.) осуществляют процессы частичного или полного удаления из активного осознания субъекта (в пределах вменяемости) юридически значимой информации, связанной с совершенным преступлением. Причем, психологические защиты интуитивно (опережая сознательное логическое осмысление субъектом опасности) "укрывают" в области подсознательной психики наиболее важные фрагменты информации. Термин "сопротивление" используется для обозначения механизмов противодействия переводу подсознательных психических переживаний в сознательные. Принято выделять три типа проявлений сопротивления: а) открытая борьба, когда субъект в тревоге наотрез отказывается от дальнейшего обсуждения темы, подозревая, что его вводят в заблуждение; б) защитные эмоциональные реакции, при которых субъект стремится смягчить страх и тревогу перед расследованием. Этими эмоциональными реакциями он стремится склонить на свою сторону, вызвать к себе сочувствие и даже симпатию дознавателя, следователя, судьи. Субъект надеется, что установив таким образом "личные" отношения, он сможет повернуть ход расследования и рассмотрения его дела в суде в благоприятную для себя сторону, а в случае осуждения свалить вину на неправильное расследование и на необъективность, несправедливость суда; в) защитные внутренние запреты и уклонения, при которых сопротивления-запреты представлены в виде различного рода блокировок психических процессов, что приводит к непродуктивности мышления (непониманию смысла и значения), затруднениям памяти (забыванию, смещению событий и др.), повышает пассивное внимание в ущерб активному. Сопротивления-уклонения субъекта проявляются также в неожиданных заявлениях, интерпретациях актов, выводах и умозаключениях, которые не имеют логической основы, не вытекают из контекста расследуемого уголовного дела и противоречат одно другому. Каждый из этих условно выделенных типов сопротивления имеет большое многообразие переходных вариантов индивидуального исполнения. Понятийное поле сопротивлений и психических защит граничит с областью симулятивных невротических реакций. Дифференциальная диагностика симуляции невротического уровня (в пределах вменяемости) от психических защит и сопротивлений практически не поддается даже экспертному криминально-психопатологическому разграничению. На практике перевод вытесненного или изолированного юридически значимого переживания из подсознательного уровня психики субъекта в активное "рабочее" состояние является процессом чрезвычайно тонким и хрупким. Для его эффективного осуществления необходимы специальные навыки и соблюдение определенных правил. В качестве примеров функционирования разных психических защит ниже представлены специально подобранные диалоговые (между субъектом и специалистом по криминалистической психопатологии) фрагменты из конкретных уголовных дел, получивших широкую известность в связи с гомицидальными одиночными и серийными убийствами. ................ 4.1. Виды психических защит.......1) Вытеснение (репрессия): Вытеснение является основным видом психической защиты, механизм который переводят психотравмирующее переживание субъекта из активной в неактивную сферу сознания. Все нижеописанные механизмы защит, являются его подвариантами, модификациями. Наиболее частыми пусковыми психотравмирующими факторами, активирующими механизм вытеснения, являются страх перед смертельной угрозой при опасениях неизбежности ее осуществления (неизлечимая болезнь, угрозы криминального характера), а также обстоятельства, связанные с переживаниями унижающего стыда или оскорбленного самолюбия и др.. Субъект не воспринимает психотравмирующий факт, как конкретную реальность, имевшую место в его опыте. Вытеснение трансформирует связанные с ним события и обстоятельства из позитивной формы отражения в их копию - негатив. А его субъект довольно искренне не признает как имевший место факт. Механизм защитного вытеснения может полностью исключить из памяти потерпевших факт перенесенного тяжелого насилия. В криминальном контексте широко распространено вытеснение враждебности, вызванной мотивами зависти, ревности, честолюбия, мести или беспредметной неприязнью. В таких случаях механизм вытеснения включается, когда враждебность достигает выраженности, угрожающей потерей контроля и инстинктивным импульсом. У субъекта возникает страх перед невозможностью удержаться от импульсивной разрушительной агрессии. Процесс вытеснения происходит по принципу непроизвольно-рефлекторной реакции "расстворения", после которой та или иная враждебность тут же "забывается", но не уничтожается. Она погружается в круг неактуальных внеситуативных переживаний и пребывает там как взрывоопасный аффективный комплекс. Этот комплекс, оторванный от личностного целесообразия, сохраняет тенденции к накоплению, разрядке, высвобождению. Поэтому он продолжает находиться под контролем и давлением энергий вытеснени. Этапы развития тревоги, враждебности, их вытеснения, а затем иррациональные, противоречащие здравому смыслу аффективно-гомицидальные разрядки отчетливо прослеживаются на примере гомицидальных убийств. ....................................2) Отрицания: Этот защитный механизм игнорирует психотравмирующие аспекты реальности, субъекты активно отрицают серьезность юридической ситуации, в которой они оказались, отрицают отдельные юридические факты, не допускают мысли о неблагоприятных для них последствиях: "Это ничем мне не грозит". ...........................................3) Проекция: работа защитного механизма направлена на отрицание и вытеснение субъектом собственных аморальных, асоциальных желаний, влечений. Субъект приписывает их окружающим. В криминальной ситуации, например - при изнасиловании, субъект приписывает потерпевшим - проецирует на них - свои желания, цели и мотивы, что помогает ему преодолеть борьбу мотивов и решиться на преступное деяние. Собственную вину субъект отрицает и перекладывает ее на потерпевших. * * * ( в диалоге имеет место сочетание феноменов Отрицания и Проекции) - Да... Я не уверен, что я мог ее изнасиловать. - он нерешительно усмехнулся и без уверенности в голосе произнес, Ну не могло такого быть. Первая хоть выглядела нормально. А эту я как увидел... То есть, когда к ней я зашел, я лица ее н-не запомнил даже. Можно сказать, не видел. А когда я ее фотографию увидел в милиции, у меня к ней такое отвращение появилось, какая-то злоба, что такую уродину я мог изнасиловать. Обычно насилуют-то красивых таких. А тут какая-то .... и я ее н-н-на... как говориться, на нее встал. Н-не - м-может этого быть. + Не может быть, но как все-таки произошло?- Да нет, вряд ли я ее изнасиловал. Я не мог. Не помню, что она говорила. Совершенно как глухонемые были. То есть я не помню, что бы я ей что-то говорил. Помню какой-то голос звучал такой... приятный, зовущий, он продолжался минуту - не больше. Когда я вошел, то есть, я видел силуэт этой женщины, лица я ее не разобрал. Оно как-то размазано было, то есть не видно... + Ты ведь сразу, когда тебя задержали, рассказывал, что потерпевшая показалась тебе красивой девушкой. - Не помню. Может быть говорил... Я разрезал веревки, которыми перед этим ее связал... я видел лицо, но не этой, которую видел в милиции, а совсем какой-то другой женщины. Лицо было совсем молодое. + На кого похожее? - На лицо молодой девушки. Я с ней познакомился раньше. Вот на нее очень похоже. Потом оно вроде исказилось....Я не помню, чтобы я с ней совершал акт. Я помню только, как разрезал эти веревки. Тогда она представилась мне молодой. Я видел ее лицо никакое не морщинистое... Молодое лицо... Потом это лицо в какой-то гримасе исказилось...Такое неприятное...Вот я и накинул тряпку на него... ..................................4) Изоляция (отчуждение события)......... Часто встречается у субъектов, совершивших тяжкое преступление в условиях неочевидности. Событие преступления как бы "зашторивается" в сознании субъекта. Оно не забывается, однако лишается своей адекватной эмоциональной оценки, поэтому и не тревожит его. Ассоциативные связи с событием преступления подавляются (тормозятся) и психотравмирующая информация, связанная с событием преступления, не подвергается критической оценке субъекта, который производят впечатление внешнее "безразличного" к совершенному убийству. Нередко за внешней бесстрастностью субъекта прячется эмоциональное "жало" вины, которое можно достичь, преодолев изоляцию путем восстановления его ассоциаций. В таких случаях изолированное переживание вины актуализируется в признательных показаниях, сопровождающихся выраженной аффективной разрядкой и покаянием, нередко в момент, неожиданный как для субъекта, так и для следствия. * * * - Когда я уже убивал со мной происходило что-то. Какая-то апатия. То есть я-а-а не соображал, что я делаю, я просто уходил, а когда приходил домой, когда уже осознавая то, что у меня случалось, сначала я гнал эти мысли, а потом как-то по нарастающей опять начинала все это опять начинало восстанавливаться. То есть я опять готовился к соверш... Ну вот, между эпизодами, вот, я опять как-то сначала... Я старался... Ну, когда первое произошло, просто я не поверил. Потом, второй раз когда, вот, произошло. Второй раз я тоже в это не поверил. Почему? Я объясню. Во-первых, э... Это нигде не прошло. То есть я по ориентировкам этого не видел. Значит я мог.. Я подумал, что мне это все приснилось. Вот. Тогда со мной произошло вот это. Второй случай - я испугался, но не осознал, что я это сделал. То есть я полностью не мог. Не смог осознать, что это действительно сделал я. И вот, когда третья жертва появилась, когда я это сделал. Куда мне было идти? Идти к вам? У меня двое детей. Все! Это сейчас могу говорить как на духу потому что я потерял все...........................................5) Рационализация: защитная позиция субъекта, которая с одной стороны "логически" псевдооправдывает совершенные ним преступления социальной необходимостью, а с другой скрывают (и для самого субъекта) их истинную мотивацию. Так серийный гомицидоман-убийца несовершенолетних в свое оправдание привел довод, что они беспризорные, а потому никому не нужны. В другом случае субъект называл себя "санитаром" общества. В данном фрагменте имеет место сочетание рационализации, проекции, сопротивления + Помнишь ты говорил, что люди, которые к тебе приходили они были не нужны обществу?- Ну правильно, да. Не нужны. Точно не нужны. Вот Сидоров (один из потерпевших) уже прожил жизнь, ему 54 года, он бомж, ничего не умел делать. + Кому он был в тягость ? - В тягость людям, пугал людей... по нему только тюрьма... + Так, что ты выполнил... Ты как бы чистильщик ? - Теперь там живут порядочные люди в его квартире. Я как-то заходил, интересовался. Мне не открыли дверь. Я ничего. Хотел только поинтересоваться кто там живет. + Тебе нужно разобраться во всем и в себе, хотя бы для того, чтобы ты смог как-то построить свою защиту. - Защиту уже бесполезно. Человека убил я знаю. Я, можно сказать, как санитар, чтобы не нужных людей уничтожать. + Все-таки, когда ты сейчас говоришь, что ты как-бы был санитаром общества , как-бы убирал людей, которые не нужны никому. Ты говорил, что они приходили к тебе на смерть. - Они хотели у меня ...умертвить... (искажение речи - как проявление подавления) + Умереть? Что бы ты их умертвил? - Да. Я так думаю. Так думаю. + Приходили как в последний раз? - Последний раз отдышаться. + Получается, что ты за них делал то, на что они были не способны, у них не хватало моральных сил с собой покончить. Так я понимаю? - Да. точно. Это правильно. + Тогда второй вопрос в связи с этим. Ты чувствовал себя правым и у тебя не было чувства греха. Ты считал, что делаешь с ними то,чего они сами хотят? - Я ходил за П. очень много раз молился в церкви. Я ездил в Никольскую церковь, ставил свечи, молился. ..................................................6) Смещение: защитный принцип заключается в том, что субъект переводит преступный интерес с одного объекта на другой, который становится более приемлемым эквивалентом или заменителем первичного. Нередко наблюдается у субъектов, склонных к гомицидальному насилию, когда объектом агрессивного влечения на какой-то период времени становятся животные (кошки, собаки). В приведенном ниже случае субъект после первого убийства человека с расчленением и антропофагией (поеданием человеческих органов) в течение длительного времени убивал, расчленял кошек, употреблял в пищу их мясо, а затем вновь совершил несколько убийств людей, аналогичных первому убийству. + Говоришь, что ты выполнял желание твоих знакомых умереть. А с кошками? Ведь рассказывал, что возбуждал, лизал их половые органы, чтобы доставить им последнее удовольствие. Себе доставлял последнее удовольствие и им. Я правильно тебя понял? - Да-а. + Что значит последнее удовольствие? - То есть я человек, который им сделал приятное. Они знаете, что даже делали... Вот я приведу, например, к Даше (любимая кошка, которая постоянно жила в доме). Даша начинает гонять новую кошку или кота по всей квартире, понимаете лишний. + Ревновала? - Конечно ревновала. + Сначала ты их прикармливал, угощал, но точно знал, что кончится тем, что ты их будешь "разделывать"? - Да, да. + То есть, как ты говоришь " давал им последнее удовольствие". - Да, да. В том то и дело. Кошек, которых приводил, я 2-3 часа держал. Я взял у тети Гали. Такой большой кот был. Он ей мешал жить. Она мне сказала, чтобы я взял его, чтобы она не видела. Потому что усыплять очень дорого, и я взял этого кота. Всю ночь он под батареей сидел. Утром я проснулся. Он не ел, не пил. Я его ну... Так немножко так, это самое, полюбил. + Что значит полюбил? - Он шипел.... не хотел. + Полюбил - это трогал за половые органы? - Да. Да. Да... + Ну, расскажи конкретно, что делал? - Ну-у-у хотел потрогать. + Пробовал у него органы. Смог возбудить его? - Нет он шипел. + Он отбивался? - Да, потому что Даша там была. + И ты решил, что пора его кончать? - Да. Всю ночь у меня под батареей сидел. + Как тебе удалось его заловить. Кошку схватить и с ней, что-то сделать очень сложно. - У меня на кухне лежала большая палка такая. Я ударил кота по голове, Он потерял сознание и потом уже можно было легко его. Как хотите. Я его в таз положил, а потом уже отрезал ему голову. + Чем отрезал? - Ножом, да. Большим ножом отрезал ему голову, а потом лапки отрезал, потом взял его вот так. Ну как зайца. + Как с зайца шкуру сдирают. Приспособление такое на доске? - Нет к стенке. На вбитых гвоздях. + Так стенка же в крови. Как же так. - Я потом подтирал тряпкой. Ничего страшного. + А куда кровь стекала? - В ванну. Я потом смывал все. + Когда отрезал голову коту, кровь собирал в таз? - Нет, все уходило в ванну, холодной водой я все промывал. Потом резал ножом, вытаскивал оттуда кишки, печень, желчь, легкие доставал, сердце доставал. Сердце Даше давал. + А почему только сердце ей давал? - А потом варил, готовил. Не только сердце.+ Даша просила, начинала орать?- Нет, она ходила, только смотрела как я делаю. Прямо на газетку давал ей сердце, легкие. Она так прямо сырое ела. Шкуру сниму, положу в таз. Шкурки я заворачивал в полиэтиленовый пакет. Голову иногда распиливал полотном.- А зачем голову распиливал?+ Доставал оттуда мозги, язык. Язык доставал.- Мозги зачем?+ Варил. Варил в ковшике мозги, солил.- Для себя или для Даши?+ Для себя, в основном.- Они чем-нибудь отличаются от человеческих?+ Я человеческие не пробовал. Человеческие не пробовал.- Человеческие головы распиливал? + Нет, не распиливал. - Пробовал кошачью кровь? Некоторые пьют кровь - считают, что кровь придает силу, бодрость, энергию. + Нет, не пробовал. Почему то мне н-н-не нр... у Б. я попробовал кровь. Кровь попробовал. Она сгустками. Сгустками на кухне. - А горячую, когда течет? + Нет, не пробовал. Я попробовал, когда сгустками. К-как. Как трава. Как горькая трава. Шурку складывал, заворачивал в полиэтиленовый пакет, а дальше? - Выносил в мусорный контейнер. Зачем так долго с ней возился, чтобы потом просто выбросить? - Почему долго. Достаточно полчаса. Шкуру я снимал за полчаса. + Ты разрезал как хирург-анатом или просто как мясник?- Нет. К-как мясник и как хирург. Я смотрел внутренности. + Бывало так, чтобы сердце еще билось? - Нет. У меня одна кошка была очень больная. Знаете в чем дело. Я ее принес. Сдавал бутылки. Она сидела на ящиках. Ну-у-у... + Чем она тебе приглянулась? - Красивая. Более-менее хорошая кошка. Я принес. Так, Тузик (также некоторое время жил в доме) ее тоже начал гонять по всей квартире.+ И, что же ты сделал?- Я ее в ванну закрыл. Так, она в ванной сидела полчаса. Ей не понравилось и в комнату пошла, легла на диван. Так, Тузик ее опять начал гонять.+ Чем это все кончилось?- Я думал. Ну, что?+ Пришлось ее тоже...- Да. я ее палкой ударил. Когда ударишь палкой по голове она, теряет сознание. Одного удара достаточно, а потом ножом. Извините это глупо.+ Но это жизнь. Реальность.- Н-не хватало де... Ни каких денег не хватало.+ Ее также разделал, на тех же гвоздиках. Шкуру выбросил?- Все выбросил.+ Не пробовал их хоронить?- Нет. Я хоронил своего Пуса кота. Я назвал его Пус.+ У тебя были Даша, Тузик и еще Пус?- Он маленький был. Он обделал мою работу специально. У него был день рождения , исполнилось 3 месяца. Он нагадил прямо на мою работу.+ Какую работу?- Гнездо, где все мои кошки сидели.+ Сам придумал такое сооружение.- В одной книжке про кошек и собак прочитал. Там рассказывалось как можно сделать.+ Оно смотрится как трон. Мог бы на продажу такие делать, имел бы деньги хорошие.- Нет материал, трудно достать.+ Ты как человек верующий по-божески хоронил бы котов.- Пуса похоронил. Я завернул, задушил его тряпкой. Он стал пищать, я отнес его в ванну и засунул в рот тряпку.+ Как подвесил его, за шею что ли?- Нет, за лапки. Он стал кричать. Я и засунул ему в рот тряпку. Он задохнулся. Он маленький был. Я его кормил таблетками.+ Какими?- Паркопаном, он сьест и возле еды упадет и лежит валяется............................ ............ 7) Расщепление: защитный механизм, который создает у субъекта переживание раздвоения личности: на "плохую" и "хорошую". "Плохая" соединяет в себе темные асоциальные влечения, злобу и толкает на преступное насилие. Довольно частая защитная реакция у субъектов, совершивших гомицидальное насилие. * * * Докт... доктор, неужели я.. Ч- Чи-Ч... Чик... Чикотило, неужели я Чикотило? У меня даже сейчас, сейчас какое-то раздвоение, как-будто это я... я и не я, как-будто во мне сразу два человека. И тогда тоже. И сейчас второй надо мной злорадствует. Как-будто во мне сразу два человека. Сейчас он меня как-будто останавливает: не рассказывай ничего. Вы мне верите? Он как бы навязывал мне свое мнение - все равно. Понимаете, он как бы завладевал. Когда я говорил: нет, он все равно давил, давил, давил...+ Это было больше в мыслях, в голове, в теле?- Начиналось все через голову. Я, например, когда договаривался с жертвой, говорил про себя: "Мне это не надо". А он говорил: "Нет, тебе это надо". Голова начинала как бы сама расширяться. Такое ощущение, что она разъезжается, раскругляется. Какое-то вещество тебя заполняет, как бы дает тебе дурение, что ли. Не хочешь, а тянешься! Ты отпихиваешься, а оно тебя заволакивает, заволакивает, заволакивает. ...........................8) Регрессия: защитное полное или частичное возвращение субъекта к поведенческим стереотипам адаптации, своественным его более раннему возрасту. Они проявляются в речи: слова произносятся детским просящим или капризным голоском, коверкаются простые слова при уверенном произнесении более сложных. В поведении бросаются в глаза неадекватная возрасту ребячливость, бестолковость, обезьянничание. Регрессия может проявляется также в упрощении, примитивизации оценочных представлений. Субъект делит все имеющее отношение к конфликту только на "плохое" и "хорошее", не различая деталей обстоятельств, индивидуальных личностных особенностей участников конфликта. Упрощение формирует и типы агрессивности Принято делить ее на локальный и генерализованнный типы. При локальном - агрессивно воспринимается только тот человек (фрустратор) с которым субъект состоит в конфликте. В случае генерализации субъект причисляет к недоброжелателям и всех окружающих каким-либо образом связанных с основным фрустратором. Агрессивность может быть косвенной (в виде распространения слухов, сплетен) или прямой (физической). Возможен вариант и смещенной агрессии, когда в ярости на фрустратора, субъект с топором нападает на случайного прохожего. Регрессивные защитные реакции могут при резких психотравматических обострениях достигать глубины реактивного психоза (пуэрилизм, синдром Ганзера, синдром "одичания"). * * * Ж., 1971 года рождения, Обвиняется в том, что в течение 1993-1994 годов совершил серию изнасилований мальчиков. В сентябре 1994 года напал на малолетнего К., душил его, совершил с ним насильственный акт мужеложства, а затем ввел руку в задний проход и вырвал часть кишечника, причинив потерпевшему тяжкие телестные повреждения. Впервые разговор с ним состоялся через несколько часов после его ареста. Несмотря на ошеломление, вызванное задержанием, он производил впечатление холеного, самоуверенного, кокетливого - с томными глазами - покорителя тел. однако уже тогда опытный глаз мог рассмотреть признаки врожденной, а по жизни закрепившейся психической незрелости. Вторая встреча с ним произошла через полгода во время дополнительной психиатрической экспертизы, перед предъявлением ему обвинения. Он стал неузнаваем. Стали уродливыми голос, лицо, фигура. Полгода пребывания в тюремном изоляторе привели его в состояние близкое к так называемому синдрому "одичания". Надзиратель ввел сгорбленную, прозрачную тень человека. Казалось, что в сгорбленном теле уже не осталось нравственных сил и морального смысла для поддержания двуногой стойки и оно вот-вот станет на четыре лапы. Опустится, чтобы больше никогда не подняться, и его человеческая речь - отрывистая, временами нечленораздельная - перейдет в подлаивание, скуление и когда-нибудь станет писком в пустой телестной оболочке. В том, что раньше было храмом души. Так выглядит психическая и социальная смерть. * * - Я боюсь, боюсь всего... + Я понимаю тебя.- Боюсь закрытой больницы, боюсь уколов, стать дураком боюсь. + Я сейчас специально с тобой разговариваю, чтобы привести все это в порядок. Все-таки, скажи пожалуйста, когда ты ввел руку в кишечник мальчика, для тебя это было что-то новое? Что ты испытывал? - Вы поймите тоже меня. Я боюсь!+ Что все-таки тебя в этом привлекало? Тепло, запах...- Вы знаете, в какое положение вы меня ставите?+ Я пытаюсь, чтобы ты выглядел человеком.- Вы не думайте, что именно, вот, вы. Вы говорите: это общество... Это не главное, что че...чел... Человек имеет напротив, что... Кто с ним разговаривает, имеет общее. Гарантия какая-нибудь должна быть! Этот человек, которого вы спрашиваете, что он будет цел...н-не поврежден... + Единственные мои гарантии в том, что я могу представить тебя как человека. - Вы понимаете, что этот человек все знает, - продолжает он плачущим без слез голосом ребенка. -... он пронес все на себе, вы понимаете? Гарантия какая, что он будет цел, что его никто не будет трогать, что он останется тем же какой я и был? Его нервы... Вы знаете, что и его можно сделать и нормальным, можно сделать и психическим. Его можно сделать и калекой, можно сделать. Гарантия, г-де-е, скажи-и-те мне, по-ожалу-у-йста? Где гарантия? У меня есть мать родная. Я ее никогда не забуду. Есть мать родная и кто-то должен отвечать за эти проступки, которые сделали - за все это... + У тебя есть свои проступки, из-за которых ты здесь! - Есть и мои проступки. + Вот ты давал 8-9-летним мальчикам по пять тысяч рублей после насилия минетом, помнишь?! (Наступила продолжительная пауза, которую он прервал уже более спокойным голосом.)- Вы...Вы над...+ У тебя есть тоже проступки. Так, давай уж...- Мы разговариваем про эти проступки... но есть... есть рядом эти проступки.. (И словно вспомнив что-то, вновь затянул):- У вас м-мама потом приедет и сп-р-о-сит...+ Послушай, давай перейдем к делу. Потому что плакать мы здесь можем вместе сколько угодно. А дело у тебя очень серьезное. (Заметно успокоившись, он и меня стал успокаивать):- Вы только не сердитесь.+ Так расскажи, пожалуйста, зачем ты ввел руку в кишечник?- Рас-сказа-ать? Он выдержал паузу, наклонился через стол и отчетливо выговаривая слова продолжил:+ Когда человек пси-хи-трический, он может взять неожиданно вещь и ударить человека. Это как можно... как врач может объяснить?- Когда ударить, это всем понятно. А вот, зачем?+ Это одно и тоже.- А вы не сердитесь!+ А я и не сержусь, - миролюбиво заметил я.- Гарантия какая-нибудь должна быть! Этот человек, которого вы спрашиваете, что он будет цел. Н-не поврежден. + Единственные мои гарантии в том, что я могу представить тебя как человека. - Вы понимаете, что этот человек все знает, - продолжает он плачущим без слез голосом ребенка, - он пронес все на себе, вы понимаете? Гарантия какая, что он будет цел, что его никто не будет трогать, что он останется тем же какой я и был? Его нервы... Вы знаете, что и его можно сделать и нормальным, можно сделать и психическим. Его можно сделать и калекой, можно сделать. Гарантия, г-де-е, скажи-и-те мне, пожалу-у-йста? Где гарантия? - У меня есть мать родная. Я ее никогда не забуду. Есть мать родная и кто-то должен отвечать за эти проступки, которые сделали - за все это............................................ 9) Компенсация: характер деятельности, когда субъект восполняет недостатки своих способностей в одной области успехами в другой. Физические недостатки компесируются успехами в интеллектуальной сфере. Так слабый, хилый самоутверждается достижениями в шахматах, учебе и ,наоборот, трудности в получении образования, профессии нередко компенсируются достижениями в физическом труде. * * * - Начал ходить по парадным. У меня не первый случай был,-.... когда меня задержали. Это был уже не первый мальчик. Но, правда, со всеми остальными, которые были до него, у меня было только - я раздевал, смотрел и трогал. Мне уже, к тому времени встречались многие мальчики. Многие начинали плакать, что, именно, я их раздел. Один заплакал. Потом спросил, вы что - врач? Я говорю, да, врач. Он успокоился. Я так его потрогал и больше ничего с ним не делал. Потом сам разделся, показал ему. Попросил потрогать, он потрогал, удовлетворился и пошел покупать ему мороженое. (С усмешкой). Во время второй отсидки я, в общем-то, думал только о том, чтобы скорее освободиться и увидеть хотя бы, а тем более поиметь контакт.+ Как у тебя складывались отношения с ребятами в школе?- Ну, то что они, например, могли хорошо учиться, то, что меня постоянно отец упрекал этим, "смотри они хорошо учатся, не хулиганят, не бегают", а ты вот такой - сякой. Все в классе плотно дружно друг с другом жили, а я как-бы отошел от них, не нашел контактов с классом. + Доставляло удовлетворение, что, если они у тебя выигрывают в том, что лучше учатся, примерные, но зато ты....- /перебивает/ Но зато у них нет мальчиков! Я в детстве был хилый, плакал часто, впечатлительный такой... Мать, отец мне часто говорили - "тебе бы девочкой быть........................................... 10) Гиперкомпенсация: механизм психической защиты, направляющий на достижение успеха в той области способностей, которая дефектна. Например, физически слабый подросток упорно тренируется в силовых видах спорта и становится чемпионом по поднятию тяжестей или в боксе. Робкий и застенчивый выбирает профессию, требующую необычайного мужества. Боязливый на публике может совершать отчаянные поступки. * * *+ Ты не помнишь от чего появились такие желания. Такое чувство стать идеальным?- Не идеальным, а сильным. В основном по книгам, фильмам, например, три мушкетера.+ По жизни ты все-таки чувствовал себя ущемленным?- В основном да. Драться я не умел потому что бабушка учила:" Ударили - лучше убеги"+ Ты пошел на эту работу из-за формы?- ( задумался) + Можно я выскажу предположение?- Да. + Место работы удобное, люди перед тобой, доступ к жертвам? То есть доступ к женщинам ?- Ну, мной больше руководило не это. Наверно, больше. Я одел форму всего для того, чтобы... потому что драться я не умел. Какое-то самоутверждение. Вот, я стал выше тех моих обидчиков, которые меня, когда-то обижали. Что теперь не мне их бояться, а они меня будут бояться.+ Тебя в детстве больше обижали мальчики или девочки?- Девочки иногда обижали......................................... 11) Идентификация: защита, когда субъект строит свой образ адаптации на основании принятия психических и социальных характеристик другого человека более удачного типа, чтобы преодолеть чувство неполноценности или одиночества. Идентификация может быть не только с отдельным человеком, но проявляется и в виде приобщения к той или иной общественной организации. Выделяют вариант "идентификация с агрессором", когда субъект, охваченный страхом, оправдывает поступки человека, которого боится - "стокгольмский" синдром.