Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович: другие произведения.

Духовно-нравственный аспект бедности сельского населения

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

🔔 Читайте новости без рекламы здесь
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне рассматривается духовно-нравственная сторона бедности сельского населения. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что в литературе мало исследований, посвящённых духовно-нравственному аспекту такого социального явления, как бедность. Авторы отмечают, что проблему бедности невозможно рассматривать в отрыве от духовно-нравственных причин. Обращается внимание на негативные последствия духовно-нравственной бедности человека и общества. Ключевые слова: Человек, бедность, духовно-нравственная бедность, духовно-нравственный аспект, сельское население. Ссылка для правильного цитирования: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект бедности сельского населения // Бедность сельского населения России: генезис, пути преодоления, прогноз. - М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова, 2020. - С.47-50. ISBN 978-5-6043464-9-5 http://www.viapi.ru/download/2020/Nikonov-2020.pdf


   Ссылка для правильного цитирования:
   Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект бедности сельского населения // Бедность сельского населения России: генезис, пути преодоления, прогноз. - М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова, 2020. - С.47-50.
  
   ISBN 978-5-6043464-9-5
   http://www.viapi.ru/download/2020/Nikonov-2020.pdf

Рубрика N 2

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ БЕДНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Г.Р. Асадуллина, кан.философ.наук, доцент, БашГУ

Е-mail: Asadullina-guzeliya@yandex.ru

С.И. Ивентьев, юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений, ООО "ДЭЛИЛ"

Е-mail: sergei-zsk@mail.ru

  
   Аннотация. В статье на теоретическом уровне рассматривается духовно-нравственная сторона бедности сельского населения. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что в литературе мало исследований, посвящённых духовно-нравственному аспекту такого социального явления, как бедность. Авторы отмечают, что проблему бедности невозможно рассматривать в отрыве от духовно-нравственных причин. Обращается внимание на негативные последствия духовно-нравственной бедности человека и общества.
   Ключевые слова: Человек, бедность, духовно-нравственная бедность, духовно-нравственный аспект, сельское население.
  
   Предмет исследования. Бедность сельского населения.
   Цель исследования. Исследовать духовно-нравственные причины бедности сельского населения, проследить взаимосвязь бедности с духовно-нравственным состоянием сельских жителей.
   Методология. В процессе исследования использовались теоретические методы логического и сравнительного анализа, а также аналогии.
   Введение. К основным причинам бедности сельского населения относят: 1.Экономические (безработица и неполная занятость, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отраслей, задержка выплаты зарплаты); 2. Социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости, отсутствие медицинских учреждений шаговой доступности); 3.Демографические (неполные и многодетные семьи); 4.Образовательно-квалификационные (низкий уровень образования и профессиональной подготовки); 5.Политические (военные конфликты, вынужденная миграция, политическая неопределённость, изменение ценностей); 6.Регионально-географические (неравномерное социально-экономическое развитие регионов, отсутствие сельской инфраструктуры и рынка сбыта сельхозпродукции); 7.Религиозно-философские и психологические (аскетизм как образ жизни, юродство) [5, с. 997]. Как правило, все перечисленные причины бедности носят в основном социально-экономический характер, то есть речь идёт только о материальных потребностях человека.
   Политические причины привели российское общество к сложным и противоречивым обновленческим процессам, к так называемой либерализации и демократизации по западным стандартам, приведшие к падению духовности, ценностной дезориентации, потере смысложизненных ориентаций, прежде всего молодёжи [1, с. 380]. Политические процессы всегда преследуют аксиологические (от греч. axia - ценность, logos - учение, понятие, слово) цели, изменение или создание новых ценностей в государстве, т.е. происходит существенное влияние политики на духовно-нравственные факторы, что, в свою очередь, всегда, так или иначе, сказывается на человеке и обществе.
   К большому сожалению, в указанную классификацию причин бедности не отнесён духовно-нравственный фактор, который раскрывает насущные духовно-нравственные потребности человека и общества. Вне научно-философского осмысления остаются духовно-нравственные причины бедности населения, а также его аксиологическая составляющая, на что будет обращено внимании в настоящей статье.
   Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 (2019-nCoV) привела мир к экономическому кризису, что, в свою очередь, не могло не сказаться на жителях сельской местности.
   Обсуждение рассматриваемой темы.
   Согласно философии индийского мыслителя М.К. Ганди, массовая бедность связана не только экономическими причинами, но и с отступлением индивидов от определённых нравственных норм и с ослаблением в них религиозной веры [3, с. 87], с чем мы соглашаемся полностью. В данном случае речь идёт о духовно-нравственной бедности населения, о которой, к большому сожалению, почему-то не принято говорить в российском обществе.
   На данном этапе развития российского общества произошёл резкий аксиологический разрыв между старшим и подрастающим поколениями. В отличие от молодёжи советского периода, то есть в настоящее время пожилых граждан, современная молодёжь является ярким представителем общества потребления, у которой отсутствует мотивация к интеллектуальному и культурному развитию и утрачены жизненные ценности и моральные нормы [6, с. 1523]. То есть мы наблюдаем явную аксиологическая бедность молодёжи, которая проявляется в алкоголизации, наркомании, криминализации и паразитическом образе жизни молодых людей, что приводит к явной материально-экономической бедности.
   Как справедливо отмечает М.Ш.Гунибский, "наблюдается спад темпов и качества развития духовной культуры россиян, в частности молодежи, снижение ценностной "шкалы" их духовных запросов, потребностей, целевых установок. Усиливается дифференциация населения страны по материальному и социальному положению. Перспективы духовного и материального развития для многих людей остаются неясными. Социальная пассивность и духовная нейтральность многих граждан России находят все большее выражение в том, что они отдают предпочтение не общенациональным, государственным, а личным, семейным или узкокорпоративным ценностям и ценностным ориентациям. Это противоречит духовному строю, менталитету российской нации с ее историческим стремлением к соборности, дружбе и братству" [4, с. 108].
   В настоящее время у народа присутствует дисбаланс духовно-нравственных и материальных потребностей, то есть дисгармония потребностей души и тела человека.
   При гармонии (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность)  Божественных, духовно-нравственных и материальных потребностей человека, его души и духа, наступает Царство Божие: "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17) [2, с. 146].
   Как усматривается из концепции четвёртого и пятого поколений прав человека, Божественные, духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека заведениями [2, с. 146].
   Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, Божественное и духовно-нравственное творчество, духовно-нравственное воспитание и просвещение, осуществляемое семьёй, духовными и светскими учебными заведениями [2, с. 146-147].
   По нашему мнению, при полном отсутствии у человека духовно-нравственных потребностей наблюдается духовно-нравственная бедность, которая приводит к безразличию к окружающему миру, бездушию, социальному паразитизму, тунеядству, утрате смысложизненных ориентаций и духовно-нравственным порокам (алкоголизм, наркомания, проституция и пр.).
   Очевидно, что именно духовно-нравственная бедность общества и человека может привести последнего к социально-экономической бедности. При этом даже улучшение внешних социально-экономических факторов не смогут поменять это внутреннее состояние человека.
   Заключение. Духовно-нравственные факторы напрямую влияют на духовное и нравственное здоровье человека, а также на материальное благополучие народа, включая сельское население. Духовно-нравственная бедность вытекает не только от действий (бездействий) местных властей и государства в целом, но и от конкретного человека.
   Выводы. Социально-экономические причины бедности населения нельзя рассматривать в разрыве с духовно-нравственными причинами. Для разрешения проблемы бедности сельского населения необходимо сбалансировать духовно-нравственные и материальные потребности человека, создав для этого необходимые условия (модель верного человеческого общежития).

Список использованной литературы:

   1.Асадуллина Г.Р. Духовные искания современной молодёжи: интересы и основные ценности// Евразийский юридический журнал. - 2016. - N 8 (99). - С. 380-381.
   2.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно?нравственной интеграции // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. - Вып. 8. Том 2. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. - С.141-147
   3.Битинайте Е.А.Этико-религиозная интерпретация феномена бедности в социальной философии М.К.Ганди // Вестник РУДН. Серия Философия. - 2015. - N 4. - С.87-95.
   4.Гунибский М.Ш. Духовно-нравственные основы формирования гармоничной личности в современном российском социуме // Вестник Университета имени О.Е.Кутафина. - 2016. - N 4 (20). - С.102-109.
   5.Каменская Е.В.Бедность сельского населения - глобальная проблема сельских территорий России // Молодой учёный. - 2016. - N 9 (113). - С. 997-999.
   6.Матвиенко М.А. Ценности современной молодёжи / М.А. Матвиенко, К.Е. Егушев, Н.О. Пименов, Р.Р. Файрузов // Молодой учёный. - 2015. - N 10 (90). - С.1523-1525.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"