Морозов Александр Владимирович, Данакари Лилия Ричарди, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Формирование коммуникативной компетентности современного специалиста в высших учебных заведениях республики Беларусь и Российской Федерации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье показано, что в современных социально-экономических условиях коммуникативная компетентность является составной частью позитивного имиджа специалиста, под которым понимается сформировавшийся образ с присущими ему ценностными характеристиками, оказывающими определенное воздействие на окружающих. Развитие коммуникативной компетентности в структуре личностных детерминант специалиста принципиально важно не только в процессе коммуникации, но и при осуществлении двух других важных сторон делового общения - перцептивной (оценка партнера по общению) и интерактивной (направленной на совершение совместных действий). Авторы приходят к выводу, что дальнейшее совершенствование коммуникативной компетентности будущих специалистов в образовательном процессе высших учебных заведений Республики Беларусь и Российской Федерации должно быть неразрывно связано с духовно-нравственной инновационной деятельностью личности и основано на инновационной составляющей коммуникационного менеджмента. Для правильного цитирования: Морозов А.В., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Формирование коммуникативной компетентности современного специалиста в высших учебных заведениях республики Беларусь и Российской Федерации // Образование и социальная динамика: сборник научных трудов VIII Международной научно-теоретической конференции, посвященной памяти доктора философских наук, профессора Т.Н. Брысиной (Россия, г. Ульяновск, 23-24 сентября 2022 г.) / под ред. М.П. Волкова. - Ульяновск : УлГТУ, 2022. - С. С. 160-168.


  
   Морозов А.В., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Формирование коммуникативной компетентности современного специалиста в высших учебных заведениях республики Беларусь и Российской Федерации // Образование и социальная динамика: сборник научных трудов VIII Международной научно-теоретической конференции, посвященной памяти доктора философских наук, профессора Т.Н. Брысиной (Россия, г. Ульяновск, 23-24 сентября 2022 г.) / под ред. М.П. Волкова. - Ульяновск : УлГТУ, 2022. - С. С. 160-168.
   ISBN 978-5-9795-2221-0
   Тираж 50 экз.
  
  
   ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
   СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  
   А.В. Морозов
   Минск, Академия управления при Президенте Республики Беларусь
   Л.Р. Данакари
   Волгоград, Волгоградский государственный университет 
   С.И. Ивентьев
   Казань, ООО "ДЭЛИЛ"
  
   Аннотация: в статье показано, что в современных социально-экономических условиях коммуникативная компетентность является составной частью позитивного имиджа специалиста, под которым понимается сформировавшийся образ с присущими ему ценностными характеристиками, оказывающими определенное воздействие на окружающих. Развитие коммуникативной компетентности в структуре личностных детерминант специалиста принципиально важно не только в процессе коммуникации, но и при осуществлении двух других важных сторон делового общения - перцептивной (оценка партнера по общению) и интерактивной (направленной на совершение совместных действий). Авторы приходят к выводу, что дальнейшее совершенствование коммуникативной компетентности будущих специалистов в образовательном процессе высших учебных заведений Республики Беларусь и Российской Федерации должно быть неразрывно связано с духовно-нравственной инновационной деятельностью личности и основано на инновационной составляющей коммуникационного менеджмента.
   Ключевые слова: коммуникативная компетентность, деловое общение, Республика Беларусь, Российская Федерация, высшее образование, духовно-нравственная инновационная деятельность, коммуникационный менеджмент.
  
   FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A MODERN SPECIALIST IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION
  
   A.V. Morozov
   Minsk, Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus
   L.R. Danakari
   Volgograd,Volgograd State University
   S.I. Iventev
   Kazan, DELIL LLC
  
   Annotation: the article shows that in modern socio-economic conditions communicative competence is an integral part of a positive image of a specialist, which is understood as a formed image with inherent value characteristics that have a certain impact on others. The development of communicative competence in the structure of a specialist's personal determinants is fundamentally important not only in the process of communication, but also in the implementation of two other important aspects of business communication - perceptual (evaluation of a communication partner) and interactive (aimed at performing joint actions). The authors come to the conclusion that further improvement of the communicative competence of future specialists in the training process of higher educational institutions of the Republic of Belarus and the Russian Federation should be inextricably linked with the spiritual and moral innovative activity of the personality and based on the innovative component of communication management.
   Keywords: communicative competence, business conversation, Republic of Belarus, Russian Federation, higher education, spiritual and moral innovation activity, communication management.
  
   Под коммуникативной компетентностью понимается совокупность знаний и навыков, которые позволяют человеку выбирать адекватные модели речевого поведения в зависимости от ситуации общения. В активный научный оборот данный концепт ввел американский социолингвист Д. Хаймс, согласно которому сущность коммуникативной компетентности заключается не только в знании отдельных лексических единиц и способности правильно формулировать предложения, но и в умении использовать их в подходящий момент для достижения конкретной цели общения [12].
   Как нами было показано ранее [10], в современных социально-экономических условиях коммуникативная компетентность является составной частью позитивного имиджа специалиста, под которым подразумевается сформировавшийся образ с присущими ему ценностными характеристиками, оказывающими определенное воздействие на окружающих. Исходным мотивом, составляющим основу мотивационного механизма совершенствования коммуникативной компетентности специалиста, является осознание того, что в современных социально-экономических условиях развитая коммуникативная культура способствует повышению эффективности жизнедеятельности и становится составной частью позитивного имиджа.
   В настоящее время в научной и учебно-методической литературе коммуникативная компетентность описывается в виде совокупности следующих компонентов:
   - языкового (формирование базовых лексических и грамматических навыков);
   - речевого (смысловое, логическое построение высказываний, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать и отвечать на вопросы, слушать, устанавливать контакт);
   - учебно-познавательного (навыки эффективной работы с разнообразной информацией);
   - социокультурного (культура коммуникации в условиях сотрудничества, умение выслушать и осознать позицию партнёра по общению, сформулировать его интересы);
   - этикетного (знание и использование правил и норм этикета в процессе общения) [3, 8, 11].
   Коммуникативная компетентность - важнейшая составляющая профессиональной культуры: чтобы быть эффектными и эффективными, современным специалистам важно владеть технологиями ведения основных видов монологического и диалогического делового общения.
   Основные признаки коммуникативной компетентности специалиста: 1) оперативная и адекватная ориентировка в ситуации взаимодействия при деловом общении; 2) культура вербальной, невербальной и паравербальной составляющих коммуникации; 3) мастерство подготовки и произнесения публичной речи с использованием приемов диалогизации; 4) целенаправленное стремление понять друг друга в контексте конкретной ситуации делового общения; 5) учет социального статуса коммуникантов и возможных межкультурных различий; 6) установка при взаимодействии не только на деловой результат, но и на партнёра, его интересы; 7) психологическая уверенность в себе (не переходящая в самоуверенность); 8) умение организовывать и поддерживать продуктивное взаимодействие с общественностью, в том числе с помощью средств массовой информации и коммуникации; 9) владение приемами эффективной обратной связи; 10) умение управлять отрицательными и положительными эмоциями на всех этапах делового общения.
   В настоящее время в странах Европы и Северной Америки подготовка высококвалифицированных специалистов включает в себя обучение специфике и культуре деловой речи, в том числе на психологическом уровне.
   В Республике Беларусь и Российской Федерации повышенное внимание к формированию коммуникативной компетентности уделяется не только при обучении по филологическим и лингвистическим специальностям.
   При подготовке учебных планов и программ высшие учебные заведения наших стран исходят из того, что коммуникативная компетентность современных специалистов самого разного профиля заключается в умении эффективно устанавливать и поддерживать деловые отношения, хорошей осведомлённости в области коммуникационного менеджмента и способности результативно воплощать знания и навыки в процессе делового общения. Чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности важно уметь вести переговоры с партнерами, взаимодействовать одной командой, умело руководить подчиненными, работать без конфликтов. Развитие коммуникативной компетентности в структуре личностных детерминант специалиста принципиально важно не только в процессе коммуникации, но и при осуществлении двух других важных сторон делового общения - перцептивной (оценка партнера по общению) и интерактивной (направленной на совершение совместных действий).
   Ярким примером повышенного внимания к формированию и совершенствованию профессиональной компетентности специалиста является опыт преподавания в Институте государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
   Так, первостепенное значение совершенствованию коммуникативной компетентности уделяется в процессе преподавания дисциплин "Деловой этикет, протокол и технологии выступлений" (специальности "Государственное и местное управление", "Государственное управление и идеология" и "Кадровая политика в государственных органах и организациях") "Деловой этикет, протокол и технологии публичных выступлений" (специальность "Управление персоналом"), "Деловой этикет и протокол, работа со СМИ" (специальность "Государственное строительство").
   Целью изучения данных учебных дисциплин является освоение знаний, умений в области современной деловой риторики, норм этикетного поведения и психологии общения государственного служащего, обеспечивающих руководителя возможностью эффективно управлять политическими, идеологическими, экономическими, социальными процессами и отношениями.
   Основные задачи вышеперечисленных учебных дисциплин:
   - обучить нормам делового этикета, правилам организации и проведения протокольных мероприятий;
   - сформировать мастерство публичного выступления и полемики в различных деловых контекстах;
   - освоить способы оптимизации служебных отношений, в том числе посредством совершенствования коммуникативной компетентности специалиста.
   В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
   знать:
   принципы и нормы современного делового этикета и протокола;
   технологию публичных выступлений;
   логическую и психологическую основы убеждающей коммуникации;
   специфику межкультурного делового взаимодействия;
   методы диагностики, профилактики и урегулирования конфликтов;
   технологию репутационного менеджмента;
   уметь:
   применять на практике технологии публичных выступлений;
   использовать современные технологии взаимодействия со СМИ;
   применять различные формы и методы оптимизации служебных отношений;
   использовать логические, риторические и диалектические приемы и методы аргументации;
   вести конструктивные беседы, совещания, переговоры;
   применять правила протокола и этикета в международном деловом общении;
   владеть:
   профессиональной культурой государственного служащего;
   навыками публичных выступлений;
   методиками подготовки и произнесения выступлений на телевизионную камеру;
   эффективными приемами полемического мастерства;
   технологиями эффективного взаимодействия с общественностью.
   Для слушателей специальностей переподготовки "Государственное управление национальной экономикой" и "Государственное управление социальной сферой" преподаются дисциплины "Технологии публичных выступлений" и "Технологии публичных выступлений в социальной сфере".
   Целью изучения данных учебных дисциплин является освоение слушателями практических основ публичного выступления.
   Основные задачи вышеперечисленных учебных дисциплин:
   - развить практические навыки слушателей по использованию техники публичного выступления для повышения эффективности профессиональной коммуникации;
   - обеспечить слушателей прикладными знаниями о правилах и приемах аргументации в публичной речи;
   - совершенствовать навыки воздействия на аудиторию при публичном выступлении;
   - развить умения слушателей по подготовке публичных выступлений при диалогических формах делового общения.
   В результате изучения учебных дисциплин обучающиеся должны:
   знать:
   технологии организации эффективного речевого взаимодействия;
   типологию и особенности подготовки и произнесения устных публичных выступлений;
   способы организации полемики, повышения доказательности и убедительности речевого воздействия;
   уметь:
   композиционно правильно и логически последовательно выстраивать публичную речь;
   аргументировано вести полемику,
   устранять коммуникативные барьеры в различных коммуникативных ситуациях;
   владеть:
   приёмами эффективного речевого взаимодействия и воздействия в устной монологической форме;
   техникой красноречия, методами аргументации и опровержения;
   опытом публичного выступления информационного, убеждающего и побуждающего типа.
   Кроме того, в учебный план специальности переподготовки "Государственное строительство" введена дисциплина "Технологии эффективных переговоров". Цель данной учебной дисциплины - освоение слушателями теоретических основ и практики ведения переговоров, обеспечивающих эффективное решение задач в профессиональной деятельности государственного служащего.
   Передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием учебной программ по всем дисциплинам, направленным на формирование коммуникативной компетентности, осуществляется с использованием следующих методов: технологий проблемного изложения учебного материала на лекционных занятиях, анализа конкретных ситуаций и видео-кейсов, ситуационного моделирования, интерактивного взаимодействия для отработки практических умений, выполнения творческих проектов по проблемным вопросам.
   Главной задачей высшей школы Российской Федерации является качественная подготовка специалиста, отвечающая изменениям, происходящим именно на рынке труда [9, с. 14-22]. При этом показателями качественной подготовки специалиста приняты два основных интегральных критерия: 1) количество времени, необходимое выпускнику вуза для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью; 2) количество "родственных" (смежных) специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение [7, с. 27-29].
   В целом, российские образовательные программы бакалавриата, магистратуры, специалитета базируются на так называемом компетентностном подходе, направленном на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускников с учётом общеевропейской и мировой тенденций к интеграции науки и экономики [9, с. 14-22].
   Вышеперечисленные базовые элементы образовательных программ по формированию профессиональной компетентности специалиста Республики Беларусь, так или иначе, схожи с основными принципами образовательных программ Российской Федерации, т.к. они основаны на главных постулатах советской высшей школы (всестороннее развитие личности, вооружение молодёжи научными знаниями о природе и обществе, выработка у неё определённого мировоззрения, воспитание молодёжи в духе существующей в обществе нравственности, сочетание образования с принципом трудового воспитания и др.) [2, с. 30-34].
   Формировать у обучающихся коммуникативную и профессиональную компетенции невозможно в отрыве от духовно-нравственного воспитания и развития личности.
   Риски, связанные с духовным и нравственным уровнем развития человека, именуют духовно-нравственными. Впервые концепт "духовно-нравственные риски" был использован в дисциплине "риск-менеджмент" С.С.Гузенко, Р.А.Тимофеевым, которые обратили внимание на то, что любые риски связаны с человеческим фактором, духовным и нравственным уровнем человека, который определяет верные и направленные на пользу человека и общества управленские решения [4, с. 179-182].
   Духовно-нравственным рискам подвержены не только правовая, социальная, политическая, экономическая, но и педагогическая деятельность [6, с. 66-70]. При этом педагогический состав может быть сам подтвержден духовно-нравственным рискам. Очевидно, что низкий духовно-нравственный уровень педагога приводит к деформациям в духовном и нравственном развитии его подопечных.
   Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в процессе образования и обучения должно стать важнейшим приоритетом государственной образовательной политики в силу недооцененного явления духовно-нравственных рисков в педагогической деятельности как  возможности возникновения неблагоприятной ситуации, которая будет связана с безнравственным и аморальным поведением личности воспитанника, ставшим реакцией на "неправильную" со стороны преподавателя педагогическую деятельность.
   Поиск источников и условий, при которых происходит становление и развитие педагогической духовно-нравственной деятельности педагога и воспитуемого, связан с возникновением их способности превращать собственную жизнедеятельность, в том числе на коммуникационном уровне в процессе обшения, в предмет практического преобразования при формировании процессов духовного развития. Отсутствие духовно-нравственного ядра как у педагога, так и у его воспитанника, без осуществления творческих процессов в ходе их совместной деятельности, ведёт к духовно-нравственному и социальному дисбалансу в педагогической деятельности [5].
   Кроме того, в оборот российской системы высшего образования вошли такие понятия, как "духовно-нравственная инновация" и "духовно-нравственная инновационная деятельность" [1, с. 123-131].
   Духовно-нравственные инновации - это новшества и изменения в духовно-нравственном облике человека и его душе.
   Под духовно-нравственной инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на формирование нового понятийного аппарата духовно-нравственной сферы человека, трансляция и культивирование моральных ценностей человека, развитие духовно-нравственного потенциала личности и духовно-нравственное совершенствование человека с использованием прогрессивных методов и технологий. Духовно-нравственная инновационная деятельность направлена на балансировку духовных потребностей и материальными притязаний человека, что позволяет создать благоприятные условия для духовного, нравственного и физического развития человека.
   Мы считаем, что дальнейшее совершенствование коммуникативной компетентности будущих специалистов в учебном процессе высших учебных заведений Республики Беларусь и Российской Федерации должно быть неразрывно связано с духовно-нравственной инновационной деятельностью личности и основано на инновационной составляющей коммуникационного менеджмента - самостоятельного вида современного менеджмента, профессиональной деятельности, направленной на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой путем реализации вырабатываемой коммуникационной политики.
   Разнообразные коммуникации в инновационном менеджменте отражают непрерывный процесс обмена информацией между участниками инноваций. Особенностью коммуникационного менеджмента является то, что он не рассматривает систему управления информационными процессами с точки зрения технических средств осуществления (источник, сообщение, передатчик, каналы, помехи, приемник, обратная связь), а акцентирует внимание на социальном аспекте технологии управления, где определяющим компонентом является человеческий фактор, прежде всего, личность специалиста, обладающего необходимыми навыками инновационной деятельности. Поэтому ключевое значение для инновационного развития организаций и предприятий, общества в целом имеет уровень инновационной составляющей коммуникационного менеджмента как элемент коммуникационной компетентности современных специалистов, выпускников высших учебных заведений Республики Беларусь и Российской Федерации.
   Таким образом, проведенный анализ позволил сформулировать следующие выводы:
      -- Коммуникативная компетентность специалиста представляет собой умение эффективно устанавливать и поддерживать деловые отношения, хорошую осведомлённость в области коммуникационного менеджмента и способность результативно воплощать знания и приобретенные навыки в процессе делового общения. Исходным мотивом, составляющим основу мотивационного механизма совершенствования коммуникативной компетентности специалиста, является осознание того, что в современных социально-экономических условиях развитая коммуникативная культура способствует повышению эффективности жизнедеятельности и становится составной частью позитивного имиджа.
      -- Развитие коммуникативной компетентности в структуре личностных детерминант специалиста принципиально важно не только в процессе коммуникации, но и при осуществлении двух других важных сторон делового общения - перцептивной (оценка партнера по общению) и интерактивной (направленной на совершение совместных действий).
      -- Дальнейшее совершенствование коммуникативной компетентности будущих специалистов в образовательном процессе высших учебных заведений Республики Беларусь и Российской Федерации должно быть неразрывно связано с духовно-нравственной инновационной деятельностью личности и основано на инновационной составляющей коммуникационного менеджмента.
  
   ЛИТЕРАТУРА
  
   1. Асадуллина Г.Р. Духовно-нравственная инновационная деятельность / Г.Р. Асадуллина, С.И. Ивентьев // Вторые международные теоретико-правовые чтения имени профессора Н.А. Пьянова: материалы конференций, 06.-14.10.2020 г. / отв. ред. и сост. М.Ю. Спирин; [науч. ред. С.Ю. Суменков, И.А. Кузьмин]. - Иркутск: Межрегиональная ассоциация теоретиков государства и права, 2021. - С. 123-131.
   2. Ашенова Т.М. Доктрина советского образования и современная реформа образования / Т.М.Ашенова // Национальные приоритеты России. - 2012. - N 1(6). - С. 30-34.
   3. Багдасарьян И.С. Формирование коммуникативной компетенции менеджера: психолого-педагогические аспекты / И. С. Багдасарьян, Г. В.Дудкина - Красноярск : Изд-во Сибирского федерального университета, 2012. - 190 с.
   4. Гузенко С.С. Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента / С.С. Гузенко, Р.А. Тимофеев // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, 25-26.03.2020 г. - Луганск: Изд-во ЛНУ им. В. Даля, 2020. - С. 179-182.
   5. Данакари Л.Р. Духовно-нравственные ценности как основа системы образования / Л.Р.Данакари, К.П. Ермоченко, С.И. Ивентьев // Социально-политические и экономические проблемы современной России // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Э.Ш. Мусаева - Махачкала: АЛЕФ, 2021. - С. 53-61.
   6. Данакари Л.Р. Педагогическая деятельность: духовно-нравственные риски / Л.Р. Данакари, К.П. Ермоченко, С.И. Ивентьев // Карбышевские чтения: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции / под общ. ред. Грошевой Л.И. в 8 т., Т.4. - Тюмень: ТВВИКУ, 2021. - С. 66-70.
   7. Кириллова О.Ю. Противоречия и перспективы развития Российской системы образования / О.Ю.Кириллова // Успехи современного естествознания. - 2006. - N 10. - С. 27-29.
   8. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет / И. Н.Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 212 с.
   9. Мамедова А. В. Формирование  коммуникативной  компетентности  магистров в современной системе подготовки специалистов / А.В.Мамедова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2013. - N  2 (39). - С. 14-22.
   10. Морозов А.В. Коммуникативная компетентность как основа позитивного имиджа современного руководителя / А. В. Морозов // Проблемы управления человеческими ресурсами: Сб. м-лов V науч.-практ. интернет-конф. / Под общ. ред. М.А. Пономаревой, Н. А. Азаренок. - Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2020. - С. 24-28.
   11. Тимченко Н.М. Психология и этика делового общения / Н. М. Тимченко. - М. - Берлин : Директ-Медиа, 2016 . - 480 с.
   12. Hymes D. On Communicative Competence / D. Hymes // Sociolinguistics / Ed. : J. B. Pride, J. Holmes. - Harmondsworth : Penguin, 1972. - Р. 269-293.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"