Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственная ответственность и коррупция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматриваются концепты "духовно-нравственная ответственность" и "коррупция". Целью работы является: изучение взаимосвязи коррупции с духовно-нравственной ответственностью. Основные методы - логический и сравнительный анализ, абстрагирование. Актуальность темы связана с тем, что в исследовании применяется авторское понятие "духовно-нравственная ответственность", а также в том, что в литературе отсутствуют какие-либо исследования, посвященные духовно-нравственной ответственности человека и коррупции. В ходе исследования концепта "коррупция" была установлена взаимосвязь с понятиями "ответственность" и "духовно-нравственная ответственность". Теоретическая и прикладная ценность статьи заключается в обобщении данных исследования в понимании духовно-нравственной ответственности, сущности коррупции, а также в использовании результатов исследования в раскрытии и глубоком понимании духовно-нравственной сферы человека и коррупционных преступлений. Для цитирования: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная ответственность и коррупция // Практика противодействия коррупции: проблемы и достижения : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 9 декабря 2020 г. / под ред. А. В. Морозов [и др.]; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2021. - С. 24-28.


  
   Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная ответственность и коррупция // Практика противодействия коррупции: проблемы и достижения : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 9 декабря 2020 г. / под ред. А. В. Морозов [и др.]; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2021. - С. 24-28.
  
  
   УДК 123, 328.185
  

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КОРРУПЦИЯ

Асадуллина Гузелия Рауфовна

кандидат философских наук, доцент Башкирского государственного университета

Е-mail: Asadullina-guzeliya@yandex.ru

Ивентьев Сергей Иванович

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ"

E-mail: sergei-zsk@mail.ru

   Аннотация: В статье рассматриваются концепты "духовно-нравственная ответственность" и "коррупция". Целью работы является: изучение взаимосвязи коррупции с духовно-нравственной ответственностью. Основные методы - логический и сравнительный анализ, абстрагирование. Актуальность темы связана с тем, что в исследовании применяется авторское понятие "духовно-нравственная ответственность", а также в том, что в литературе отсутствуют какие-либо исследования, посвященные духовно-нравственной ответственности человека и коррупции. В ходе исследования концепта "коррупция" была установлена взаимосвязь с понятиями "ответственность" и "духовно-нравственная ответственность". Теоретическая и прикладная ценность статьи заключается в обобщении данных исследования в понимании духовно-нравственной ответственности, сущности коррупции, а также в использовании результатов исследования в раскрытии и глубоком понимании духовно-нравственной сферы человека и коррупционных преступлений.
   Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, преступление, коррупция, ответственность, духовно-нравственная ответственность.

SPIRITUAL AND MORAL RESPONSIBILITY AND CORRUPTION

Asadullina Guzeliya Raufovna

candidate of philosophy, associate рrofessor,

Bashkir state University,

E-mail: Asadullina-guzeliya@yandex.ru

Iventev Sergey Ivanovich

legal adviser, theologian, specialist in national and religious r

elations of "DЕLIL" LLC

E-mail: sergei-zsk@mail.ru

   Annotation: The article deals with the concepts of "spiritual and moral responsibility" and "corruption". The purpose of the work is to study the relationship between corruption and spiritual and moral responsibility. The main methods are logical and comparative analysis, abstraction. The relevance of the topic is due to the fact that the research uses the author's concept of "spiritual and moral responsibility", as well as the fact that there are no studies in the literature on the spiritual and moral responsibility of a person and corruption. The study of the concept of "corruption" has established a relationship with the concepts of "responsibility" and "spiritual and moral responsibility". The theoretical and applied value of the article is to generalize the research data in understanding spiritual and moral responsibility, the essence of corruption, as well as to use the research results in revealing and deep understanding of the spiritual and moral sphere of a person and corruption crimes.
   Keywords: God, man, human soul, human spirit, crime, corruption, responsibility, spiritual and moral responsibility
  
   В настоящем исследовании под коррупцией (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) понимается не только правовое (уголовное), но и духовно-нравственное преступление [3, с.86].
   Согласно религиозному подходу, коррупция - это грех или нравственный порок.
   А.А. Остапенко справедливо отмечает, что "нравственность определяется качеством поведения, а духовность - качеством помыслов" [7, с.108].
   В связи с вышеизложенным, можно также определённо сказать, что коррупция - это следствие злых помыслов (мыслей, намерений) и безнравственных поступков.
   Из определений коррупции определённо нельзя сказать, что это духовно-нравственное преступление имеет какую-либо взаимосвязь с концептом "ответственность". И с этим никак нельзя согласиться по следующим причинам.
   Как правило, в коррупционных преступлениях участвуют двое или более лиц.
   Этимология слова "ответственность" восходит к понятию "отвечать", под которым, согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, понимается: "отвечать, ответить, чем, дать ответ, подать весть, сведенье на вопрос, отозваться, возразить, отповедать... Ответственность, обязанность отвечать в чём за что, повинность ручательства за что, долг дать в чем отчёт" [2, с.717].
   Понятие "ответственность" относится к этической категории [6, с.215].
   Как правило, в коррупционных преступлениях участвуют двое или более лиц, которые заключают часто между собой так называемые сделки на слово (устные противоправные договоры), а иногда в письменном виде. В литературе эти сделки именуют "коррупционными сделками"[4, с.30]. При этом у сторон коррупционных сделок возникают определённые обязательства (передача денег и оказание услуг или предоставление материальных благ и пр.), возлагающие также на стороны этих сделок конкретную ответственность за её исполнение или неисполнение, что подкрепляется обещанием, клятвой и т.д., то есть определённой моральной ответственностью. Следовательно, можно утвердительно говорить о том, что понятие "коррупция" связано с понятием "ответственность".
   Согласно классификации видов ответственности, выделяют духовно-нравственную (связана с духовно-нравственной сферой человека, с его душой и духом), моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную (корпоративную) и другие виды ответственности [1, с.100-104; 5, с. 214].
   Ответственность сторон коррупционных сделок можно отнести больше к группе моральной ответственности, ибо она зиждется на морали той или иной социальной группы (мораль чиновника, молодёжи, военнослужащего, криминалитета и пр.).
   Какая бы не была мораль, она всегда подразумевает ответственность человека перед членами социальной группы.
   Уровень ответственности личности зависит от ценностно-смысловой сферы человека, осмысленности жизни и его духовно-нравственного уровня [9, с.226-227], а также от морали той социальной группы, к которой он себя относит или позиционирует.
   Человек по своей природе является духовной личностью, несмотря на принадлежность его к определённой социальной группе, что подразумевает наличие духовно-нравственной ответственности человека.
   Духовно-нравственная ответственность человека и его души - это необходимость и обязанность человека отвечать за нарушение, искажение и попрание духовно-нравственных ценностей и законов перед Богом, своими душой и духом, другим человеком, обществом и другими живыми существами, а также природой. В понимании авраамических религий (иудаизмхристианство и ислам) такая ответственность связана с верой и со всеми её обязательствами и наступает при нарушении Божьего Закона (Библия Лк.12:48, Иез.18:20, Сир.33:23; Коран 33:72) [1, с. 100-104].
   Согласно мусульманской традиции, "ответственность (амана) - производное от "веры" (иман), и кто бережен к ответственности перед Аллахом, тому Аллах оберегает его веру" [8]. Поэтому верующие люди наиболее ответственны за свои слова и дела, а также перед другими людьми и обществом. То есть религия позволяет понять и осознать человеку об его ответственности перед Богом, самим собой, своей душой, другими людьми, семьёй и обществом.
   Духовно-нравственная ответственность человека повышается в связи с ростом уровня его духовно-нравственного развития [1, с.103], что позволяет человеку осознать своё поведение в той или иной ситуации. По этой причине важно обществу и государству обращать особое внимание на молодёжь, заниматься их духовно-нравственным развитием, что позволит пресечь вовлечения её в коррупционные связи.
   Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно утвердительно сказать, что концепты "коррупция" и "духовно-нравственная ответственность" взаимосвязаны.
   По нашему мнению, именно осознание человеком своей духовно-нравственной ответственности перед самим собой и другими людьми позволит ему отказаться от коррупционных сделок, что, в свою очередь, сведёт к минимуму коррупцию.
  
  

Список литературы

   1. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная ответственность в современном обществе // Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 8-10 октября 2020 г.) / [редкол. : Л. И. Дементий (гл. ред.), А. Ю. Маленова (отв. ред.), А.А. Маленов]. Электрон. текст. дан. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. С.100-104.
   2. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.2: И-О. СПб.: ТОО "Диамант", 1996. 784 с.
   3. Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект коррупции // Практика противодействия коррупции: проблемы и достижения: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, 7 декабря 2018 г. Казань: Изд-во КНИТУ, 2019. С.86-90.
   4. Лаптева Л.Е. Коррупционная сделка: некоторые вопросы возмещения нанесённого ущерба // Евразийский Союз Ученых. 2020. N 1(70). С.29-33.
   5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.  М.: Юристъ, 2004. 512 с.
   6. Никифорова О.А., Митрофанова Д.О. Концепции социальной ответственности бизнеса: исходные понятия и классификации // Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Т.10. Вып. 2. С. 214-228.
   7. Остапенко А.А. Со-Образность образования. Очерки православной педагогики. Саарбрюккен: Sank-tum, 2015. 253 с.
   8. Об ответственности. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://islam-vera.ru/biblioteka/knigi/440-2/glava-13-ob-otvetstvennosti/ (дата обращения 29.11.2020 г.).
   9. Слотина Т.В. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков с разным уровнем и видами ответственности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. N  3 (43). С.223-228.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"