Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Экологическая культура с точки зрения прав души и духа человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В конце XIX в. - начале XX в. были провозглашены права души и духа человека, которые взаимосвязаны с экологическим правом. В современном понимании в экологическую культуру не входят компоненты духовно-нравственной сферы человека, которые, по мнению автора, должны быть её основой. Ивентьев С.И.Экологическая культура с точки зрения прав души и духа человека // Социально-инновационные практики развития экологической культуры российского общества // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г.Нижнекамск, 21 сентября 2018 г. - Казань: Изд-во "Познание" Казанского инновационного университета, 2018. - С.111-116. ISBN 978-5-8399-0644-0


   Ивентьев С.И.Экологическая культура с точки зрения прав души и духа человека // Социально-инновационные практики развития экологической культуры российского общества // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г.Нижнекамск, 21 сентября 2018 г. - Казань: Изд-во "Познание" Казанского инновационного университета, 2018. - С.111-116. ISBN 978-5-8399-0644-0; 500 экз.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВ ДУШИ И ДУХА ЧЕЛОВЕКА

Ивентьев С.И.

ООО "Юридическая Компания "ЮМАРК",

г.Казань, Россия

   Аннотация: В конце XIX в. - начале XX в. были провозглашены права души и духа человека, которые взаимосвязаны с экологическим правом. В современном понимании в экологическую культуру не входят компоненты духовно-нравственной сферы человека, которые, по мнению автора, должны быть её основой.
   Ключевые слова: Человек, душа человека, дух человека, права человека, права души и духа человека, экология души человека, природа, экологическая культура.
  
   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [4, с.10]. Об этом говорится в известных древних философских трудах научно-философских трактатах, Библии и других религиозных и эзотерических учениях [2, с.371-448; 8, с.9].
   Основные права души и духа человека были закреплены в четвёртом и пятом поколениях прав человека [8, с.19-21].
   В состав четвёртого поколения прав человека или духовно-нравственных прав и свободы человека и гражданина входит право на благоприятную окружающую среду (экологическое право), которое обеспечивает человеку реализацию всех его духовно-нравственных прав (право на жизнь, право на духовное и морально-этическое творчество, право на уважение достоинства, право на выбор, право на свободу мысли, совести и религии, право на духовные образование, воспитание и развитие и др.). Рассматриваемое право неразрывно связано с правом человека на одухотворение природы и окружающего мира [9, с.39].
   Д.З.Мутагиров указывает следующее: "В мире утверждается понимание того, что человеческое достоинство неотделимо от возможности реализации его естественных прав на здоровье, определяемое степенью чистоты того, что он потребляет, - воды, воздуха, продуктов питания и т.д." [15, с.43]. Д.О.Буркин отмечает, что "экологическое право следует относить к так называемым наукоемким отраслям права, потому что выработка и применение его норм не обходится без новейших достижений наук об окружающей природной среде, без участия ученых неправовой квалификации, специалистов в сфере экологии и смежных естественнонаучных дисциплин, которые задействованы в эколого-правовом нормотворчестве и правоприменении. Проблемы эколого-правовой культуры научных разработок касаются не только всех технических новинок и проектов, связанных с воздействием на окружающую среду, но и фундаментальных исследований мировоззренческого характера. Например, юридические работы по проблематике эколого-правовой культуры позволят осознать ее роль и место в процессе развития права окружающей среды в целом, выработать предложения по её неуклонному повышению" [1, с.116].
   В России право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об её состоянии закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации. Данное право нашло своё отражение и развитие в федеральных законах "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О радиационной безопасности населения", "Об использовании атомной энергии", "О недрах", Водном, Земельном, Лесном кодексах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах [9, с.39].
   Согласно статье 1 ФЗ "Об охране окружающей среды", под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов [17].
   Следует указать, что окончательно экологическая функция нашего государства была закреплена в Конституции СССР 1977 г. [19, с.140].
   Ю.В.Васильчук и Е.А.Макушенко считают, "что существующее определение благоприятной окружающей среды, закреплённое в статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", нуждается в доработке путём включения и иных критериев благоприятности окружающей среды, в том числе таких, как ресурсоемкость, видовое разнообразие, сохранение естественных экологических систем, а также здоровье человека" [16, с.173].
   По нашему мнению, вне правого понятия "благоприятная окружающая среда" остались духовно-нравственная сфера человека, его душа и дух, а также естественные духовные компоненты Природы (духовное пространство, духовная энергия, любовь, красота, гармония, высшая этика животных, мудрость и др.), хотя в науке давно уже стали использовать такие понятия, как "экология человека" и "экология души" (наука о влиянии окружающей среды на человека и его душу) [18, с.321].
   Кроме того, в российском законодательстве отсутствуют правовые определения "экологическая культура" и "эколого-правовая культура". При этом этими понятиями пользуются учёные-правоведы, а также законодатель в правотворчестве при определении целей или задач того или иного нормативно-правого акта.
   В современном научном понимании "экологическая культура" и "эколого-правовая культура", к большому сожалению, никак не связаны с душой и духом человека.
   Согласно Толковому словарю обществоведческих терминов, 1999 г., "экологическая культура  - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. В истории человечества прослеживается три типа Э.к.: патриархальная, производственно-преобразующая и гармоничная" [20].
   В.А.Ситаров и В.В.Пустовойтов определяют экологическую культуру как "нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность" [14, с.167]. Например, М.Д.Андреев указывает, что экологическая культура включает в себя "творческую деятельность человека в процессе познания природы и, как самореализация личности, носит продуктивный и творческий характер в динамично развивающейся природно-общественной системе" [13, с.143].
   В научной литературе экологическую культуру рассматривают в одной связке с экологической нравственностью (выработка активной жизненной позиции личности, проявляющаяся в сознательном отношении и любви к родной природе, умении бережно относиться к растениям и животным, способности воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы [20]), которые, по мнению Миркина Б.М. и Наумовой Л.Г., составляют так называемый экологический менталитет, представляющий собой "природосообразный тип поведения человека, руководствующегося принципами сохранения окружающей среды за счёт снижения уровня потребления, экологизации всех видов природопользования и осознающего необходимость сохранения биоразнообразия" [21, с.44]. Безусловно, что указанные определения необходимо будет уточнять с учётом экологии души и духа человека. В состав экологической культуры должно входить духовное пространство, в котором пребывают душа и дух человека.
   Традиционно под душой человека понимают бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волею, которая представляет собой бесплотное тело духа, - в этом значении дух выше души [5, с.504].
   Душа человека - это Божественная, духовно-нравственная и правовая ценность, а также нематериальное благо человека [10, с.153]. Под Духом человека мыслится эманация Бога [8, с.352]. В связи с наличием духа человека необходимо ввести в оборот научное и правовое понятие "экология духа человека", под которым следует понимать науку о взаимодействии духа человека с окружающей средой.
   Душа человека связана с Богом (духовным, иррациональным) и человеческим сознанием (рациональным).
   Согласно Православной энциклопедии "Азбука веры", "душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела. Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от неё исходящих.
   Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познаётся телесными органами" [11].
   Одной из важнейших составляющих культуры современного человека является эколого-правовая компетентность [7, с.171], которая достигается через просвещение и образование.
   "Одной из форм заботы о физическом и духовном здоровье людей, - пишет Е.В. Хазиева, - является создание обширных возможностей общения с природой. Оказывается, что возросшее стремление горожан проводить своё свободное время на природе, имеет в своей основе те же причины, что обусловливают формирование внепроизводственных "мы". В общении с природой человек получает чувство своего единения с другими людьми, получает эмоциональную компенсацию за недостаток общения в сутолоке городской жизни. Общение с природой восстанавливает "живую связь", чувства "мы", "своего" среди других людей" [12, с. 127].
   Налаживание дружеского общения с Природой происходит благодаря экологическому туризму, различным учениям (например, "Детка" П.К.Иванова, о родовом поместье площадью 1 га и др.) и другим формам коммуникации.
   В случае нарушения и неправомерных посягательствах, право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду (экологическое право) обеспечивается судебной защитой  [16, с.169].
   Таким образом, основой экологической культуры должны выступать экология души и духа человека.
  

Список литературы

  
   1.Буркин Д.О.Эколого-правовая культура научных исследований //Общество и право. - 2012. - N 4 (41). - С.115-117.
   2. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.1. - М.: Мысль, 1976. - 550 с.
   3.Андреев Д.Л.Собрание сочинений. В 3-х т. Т.2. - М.: Московский рабочий: Присцельс, 1995. - 608 с.
   4.Гусейнов А.А.Великие моралисты. - М.: Республика,1995. - 352с.
   5.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.1. - СПб.: ТОО Диамант, 1996. - 800 с.
   6.Дзюба Е.В.О влиянии идеологии на формирование категории "интеллект" в русском языковом сознании//Политическая лингвистика. - 2015. - N 2 (52). - С.162-171
   7.Игнатов С.Б.Эколого-правовая компетентность как составляющая общей культуры современного человека// Теория и практика общественного развития. - 2011. - N 1. - С.171-174.
   8.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357 с.
   9.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Экология // В мире научных открытий. - 2010. - N 4 (10). - Часть 6. - С.39-40.
   10.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека//Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова,С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н.Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   11.Православная энциклопедия "Азбука веры". [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/ (дата обращения: 05.05.2018).
   12.Хазиева Е.В. Деструкция духовной гармонии: монография. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. - 163 с.
   13.Андреев М.Д.Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой // Успехи современного естествознания. - 2009. - N 7. - С. 143-145.
   14.Ситаров В.А., Пустовойтов В.В.  Социальная экология. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 280 с.
   15.Мутагиров Д.З.Права человека как центральный пункт проблемы охраны окружающей среды // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Политология. Международные отношения. - 2016. - Вып. 2. - С.42-54. 
   16. Васильчук Ю.В., Макушенко Е.А. Понятие и особенности судебной защиты права граждан на благоприятную окружающую среду (с учетом практики Волжской природоохранной прокуратуры) // Вестник ТвГУ. Серия: Право. - 2018. - N 1. - С.169-181.
   17.ФЗ "Об охране окружающей среды"//Российская газета. - 12.01.2002. - N 6.
   18.Марченко Г.В.Экология души человека и средства массовой информации // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2008. - N 6. - С.321-323.
   19.Попов А.Г.Основные этапы становления экологической функции Российского государства // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - N 4. - Т.12. - С.137-140.
   20. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб.: Лань, 1999. - 524 с.
   21. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Проблема формирования экологического менталитета // Экология и жизнь. - 2011 . - N 7. - С.44-49.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"