Мухамеджанова Лалихон Ашуралиевна, Ермоченко Константин Павлович, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Роль правовой и нравственной культуры в воспитании и образовании молодёжи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Правовые и нравственные нормы конкретного общества основаны на духовно-нравственных ценностях, моральных убеждениях, принципах и определённых правилах поведения, а также на обычаях, которые являются относительно общими, выработанными народами этого региона на протяжении веков. В данной статье описывается важность правового и нравственного воспитания и образования молодёжи. Для правильного цитирования: Мухамеджанова Л.А., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Роль правовой и нравственной культуры в воспитании и образовании молодёжи // Третьи международные теоретико-правовые чтения имени профессора Н. А. Пьянова: материалы конференций 5, 20 и 26 ноября 2021 г. / отв. ред. и сост. М. Ю. Спирин; [науч. ред. С. А. Комаров, И. А. Кузьмин]. - Иркутск: Межрегиональная ассоциация теоретиков государства и права, 2022. - С. 48-59. ISBN 978-5-86247-155-7


  
   Мухамеджанова Л.А., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Роль правовой и нравственной культуры в воспитании и образовании молодёжи // Третьи международные теоретико-правовые чтения имени профессора Н. А. Пьянова: материалы конференций 5, 20 и 26 ноября 2021 г. / отв. ред. и сост. М. Ю. Спирин; [науч. ред. С. А. Комаров, И. А. Кузьмин]. - Иркутск: Межрегиональная ассоциация теоретиков государства и права, 2022. - С. 48-59.
   ISBN 978-5-86247-155-7
   Тираж 100 экз.
  
  
  
   УДК 37, 340
   ББК 67.05, 74

Лалихон Ашуралиевна Мухамеджанова

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Константин Павлович Ермоченко

Филиал Брянского государственного университета

им. ак. И.Г. Петровского в г. Новозыбкове,

г. Новозыбков, Россия

Сергей Иванович Ивентьев

ООО "ДЭЛИЛ",

г. Казань, Россия

РОЛЬ ПРАВОВОЙ И НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ МОЛОДЁЖИ

   Правовые и нравственные нормы конкретного общества основаны на духовно-нравственных ценностях, моральных убеждениях, принципах и определённых правилах поведения, а также на обычаях, которые являются относительно общими, выработанными народами этого региона на протяжении веков. В данной статье описывается важность правового и нравственного воспитания и образования молодёжи.
   Ключевые слова: Личность, духовность, мораль, воспитание, правовое воспитание, нравственное воспитание, правовая культура, поведение, правила поведение, образование, молодёжь.
  

Lalikhon A. Mukhamedzhanova

Mirzo Ulugbek National University of Uzbekistan,

Tashkent, Republic of Uzbekistan

Konstantin P. Ermochenko

Bryansk State University named after I.G. Petrovsky in Novozybkov,

Novozybkov, Russia

Sergey I. Iventev

"DELIL" LLC,

Kazan, Russia

THE ROLE OF LEGAL AND MORAL CULTURE IN THE UPBRINGING AND EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

   The legal and moral norms of a particular society are based on spiritual and moral values, moral beliefs, principles and certain rules of behavior, as well as on customs that are relatively common, developed by the peoples of this region over the centuries. This article describes the importance of legal and moral education and education of young people.
   Keywords: Personality, spirituality, morality, education, legal education, moral education, legal culture, behavior, rules of behavior, education, youth.
  
  
   Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная сформировать у подрастающего поколения систему положительных качеств личности, взглядов и убеждений [10, с. 229].
   Духовно-нравственное воспитание - это непрерывный процесс, обеспечивающий развитие человека как личности, служащий обогащению качеств человека и избавлению его от пороков. Как известно, качества - это духовное богатство не только человека, но и общества. Увеличение количества добродетельных людей в обществе влияет на духовное и материальное развитие, ускоряет развитие социальной сферы. Моральные и этические нормы формируются на основе духовно-нравственных ценностей, сложившихся общественных отношениях и воспитании. По этой причине сильно влияние социализации и воспитания на природу человека. Образование, формирование и развитие социальных отношений всё больше продвигает поведение людей, отношения между ними за пределы естественных потребностей и возможностей, не всегда связанных с духовностью.
   Как указывает протоиерей Е. Шестун, духовно-нравственное воспитание - процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него нравственных чувств, позиции и поведения [21].
   Духовно-нравственные ценности человечества базируются на нормах морали (нравственности) и религии, которые затрагивают фактически все сферы жизнедеятельности человека [11, с. 19-22].
   Современная наука духовность рассматривает в двух направлениях: 1. Внутренняя, психическая жизнь человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Связана с церковью, религией, принадлежит ей; церковный [5].
   В монотеистических (авраамических) религиях - иудаизм, христианство и ислам - духовность напрямую увязывают с верой в Бога и миром Святого духа [19, с. 186-190]. При этом понятие "духовность" без Бога не существует [7, с. 22-30].
   В целом под духовностью подразумевают Бога, Его характеристики, свойства и деятельность, а также человека как образ и творение Бога, природу и деятельность души и духа человека [7, с. 22-30].
   Этимологически понятие "духовно-нравственные ценности" включает в себя три таких слова, как духовность, нравственность, а также ценность, под которым понимают то, что имеет для человека большое значение и особую значимость [17, с. 9-12].
   Как отмечает З.А. Айзатуллин, духовность - это стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу, построить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, гармонии с окружающим миром [3, с. 9-12]. При этом этот же автор, справедливо к одному из сильнейших источников духовности относить совесть, а к проявлению духовности - Любовь, Которая ассоциируется в религии с Богом-Творцом [9, с. 60].
   Далее З.А. Айзатуллин говорит, что "нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
   Духовно-нравственные ценности - это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов" [3, с. 9-12].
   Например, другой автор С.С. Гузенко верно под нравственностью понимает "внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, которые исходят от религии" [6, с. 100-101].
   Следует подчеркнуть, что понятия "духовность" и "нравственный" имеют сакральную (от англ.sacral и лат.sacrum - священное, посвящённое Богу) семантику [20, с. 336-353]. По этой причине важным является процесс духовно-нравственного воспитания человека.
   Под духовно-нравственным воспитанием следует также подразумевать педагогический процесс, в котором непосредственно задействованы и участвуют душа и дух человека.
   Духовность, нравственность (мораль) и духовно-нравственные ценности - это духовно-нравственные начала государственно-правового регулирования.
   Утверждая, что моральные требования отражены в верховенстве закона, мы подтверждаем, что мораль и закон неразрывно связаны. В конце концов, это действительно так.
   Духовная зрелость - это стремление к высотам, поступательное развитие, стремление к социальному прогрессу, равенству, равенству, свободе, справедливости, защите человеческого достоинства и прав. Человек не приходит в мир с определённой целью. Он ищет смысл в жизни после осознания себя, и это то, что составляет смысл его жизни. Пока человек жив, он всегда стремится к совершенству. Ему важно нравственное, эстетическое и правовое воспитание, чтобы он стал идеальным человеком. Эта деятельность намного эффективнее, когда она осуществляется с учётом общей культуры каждого человека, вовлечённого в сферу юридического образования, то есть его духовного, нравственного, религиозного, научного, философского и политического потенциала.
   Знание закона и его восприятие обычно работают вместе, чтобы помочь человеку отличить незаконное от законного, дать юридически правильную оценку событию и представить его возможные правовые последствия. Жизненный опыт человека - важный источник представлений о праве. По словам узбекского учёного-правоведа А.Х. Саидова: "Несовершеннолетние оценивают юридические факты, которые они наблюдают, только с точки зрения их применения. Если такая практика отличается от того, что прописано в законе, то у этих молодых людей можно сформировать представление о том, что юридические инструкции - это всего лишь формальная вещь: "да, закон другой, жизнь совсем другая" [16].
   Правовая культура как часть общей культуры общества и совокупность правовых знаний в виде норм, установок и убеждений на сегодняшний день находится в фазе наиболее острой общественной трансформации, когда происходит разрушение большинства нормативных образцов и смена общественных ценностей, связанной с появлением социально-обусловленных и информативных средств, которые реализуют социальные потребности людей, отвечая запросам информационного общества. Формирование правовой культуры личности человека является важной социально-значимой задачей современного общества, потому что в итоге именно человек станет главным субъектом правового государства, и от того, какие современные информационно-технические средства будут использоваться для формирования современной правовой культуры, зависит будущее государства и общества в целом.
   В течение длительного времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, это объяснялось, прежде всего, различными объективными и субъективными факторами. Итак, российской правовой системе были свойственны не развитые институты конституционализма, характерные для западноевропейской правовой системы, а неуважительное отношение к личности, к её правам и свободам, низкая роль судебной власти, господство тоталитарного режима и т.д. В последннее время в Российской Федерации положение дел с формированием правосознания и правовой культуры меняется в лучшую сторону.
   Правовая культура - чрезвычайно сложное явление. Её общественная значимость во многом превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения, так как, являясь составной частью общечеловеческой культуры.
   Правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни общества.
   Существуют три разных точек зрения на правовую культура, как социальное явление:
   1. Антропологический подход, согласно которому правовая культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных;
   2. Социологический взгляд подразумевает под праовой культурой сумму духовных ценностей, где культура - компонент общественной жизни;
   3. Философский подход рассматривает культуру среди явлений, не связанных с общественным развитием и выделяемых чисто аналитически [8, с. 174].
   Проанализировав вышеперечисленные точки зрения, можно сделать вывод, что правовая культура - это не только правовая, но и социальная категория, которая весьма ёмкая по своему содержанию и структуре [8, с. 174].
   В юридической литературе существуют разные трактовки правовой культуры.
   Итак, Е.В. Аграновская определяет правовую культуру вот так: "Правовая культура - это элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка" [1]. Например, американский учёный-правовед Л. Фридман считает, что: "правовая культура - это барометр общественной жизни, являющаяся одновременно и общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется на практике, как его избегают или как им злоупотребляют. Правовая система без правовой культуры не действует - так уснувшая рыба лежит в корзине, тогда как живая рыба плавает в океане" [18, с. 11].
   При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. В узком смысле она включает в себя не только результат, но способ деятельности людей, проявляет себя в их образе мышления, нормах и стандартах поведения.
   Основными составляющими структуры правовой культуры являются: правосознание, уровень развития правовой деятельности и степень совершенства всей системы нормативно-правовых актов. Исходя из этого, можно говорить о том, что суть правовой культуры индивида можно выразить следующей формулой: "знать - уважать - соблюдать".
   В теории права в состав правовой культуры входят право, правосознание, правовая деятельность (поведение), а также менталитет как феномен правосознания, область сознательного и бессознательного, носитель определённых ценностей [2, с. 9-16; 12, с. 83-90].
   При этом под менталитетом понимается "устойчивая совокупность предпочтений, складывающихся на уровне коллективного сознания вокруг традиционно признаваемых образцов, стандартов и эталонов" [13, с.25].
   Как отмечает М.Ю. Осипов, "правосознание - это форма человеческого сознания, представляющая отражение правовой реальности, совокупность знаний, представлений, мыслей, убеждений и чувств, возникающих у индивида, группы лиц или всего общества по отношению к действующему праву и к правовой реальности" [15, с.21].
   Наиболее точное определение правосознанию даёт Р.С. Байниязов: "Правосознание - это фундаментальное духовное образование, определяющее развитие правовой действительности. Оно не сводимо лишь к правовой грамотности или пониманию юридической догмы" [4, с. 21].
   Многие политические и общественные деятели, учёные-правоведы справедилво и обоснованно считают, что прививать правовую культуру в гражданском обществе необходимо начинать с самого детства [8, с. 174]. При этом процесс правового воспитания должен должен входить в систему дошкольного образования, школьного, профессионого образования и охватывать все слои населения, в том числе и молодёжь [14].
   Правовое воспитание о образование поглощается процессом духовно-нравственого воспитания и образования. В то время как мораль является основой духовности, человек добровольно следует в процессе привития моральных взглядов. Естественно, юридическая цель может быть достигнута, если она выполняется в соответствии с этическими критериями.
   В культуре Востока мораль всегда преобладала над законом. По этой причине роль и значение нравственной зрелости в государстве, обществе и единстве нации постоянно возрастают. Это привело к тому, что нравственное единство народа стало все более устойчивым и прочным. Единство и общность интересов также зависит от того, насколько отношения между людьми основаны на моральных ценностях.
   Правовые нормы конкретного общества основаны на моральных убеждениях, принципах, нормах, а также на обычаях, которые являются относительно общими, выработанными народами этого региона на протяжении веков. Очевидно, что мораль и закон, хотя и имеют одни и те же корни, имеют разные способы управления моральной жизнью своего общества: если мораль действует в основном через объяснения, предписания, закон действует через принудительный метод и карательные меры. Поведение человека отражается на самом человеке, и в то же время в обществе человек становится личностью в результате наличия определенных прав и обязанностей. С философской точки зрения, индивид относится к месту человека в обществе. Становление личности как личности зависит от общества, и развитие общества также неразрывно связано с практической деятельностью личности.
   Очевидно, что некоторые обычаи и традиции могут не дойти до уровня правовых норм. Это связано с тем, что они носят, прежде всего, относительно частный характер, а также не могут отвечать требованиям морально-правового развития. Например, в древности у арабов был обычай хоронить заживо девочку, когда она родилась. Позже, с распространением ислама, этот обычай был отвергнут, как немусульманский. В настоящее время подобный инцидент считается преступлением по закону. Или обычай брать деньги в качестве наказания, который существовал в Узбекистане и других восточных странах в прошлом, теперь тоже карается как преступление. Таких примеров много.
   Новые исторические условия и потребности в развитии общества также создают новые духовные потребности и более широкие возможности для их реализации. Со времени, когда человек находится под влиянием социальных и экономических отношений, общество начинает формироваться и развиваться. Отсюда складывается сложная диалектическая взаимосвязь между объективными и субъективными основами развития общества. Развитие общества происходит на основе диалектического соотношения между объективными условиями, в которых живет человек, и духовностью, на которой основана его деятельность. Экономическое, политическое и социальное развитие общества неразрывно связано с его духовным развитием, и одно становится процессом, который не может происходить без другого. Когда доходит до сходства закона и морали, говорят, что моральное требование отражено в правовых нормах. Отсюда видно, что мораль и закон имеют сильную связь.
   Очевидно, что мораль и закон, хотя и имеют одни и те же корни, имеют разные способы управления моральной жизнью своего общества: если мораль действует в основном через объяснения, предписания, закон действует через принудительный метод, карательные меры. Хорошо известно, что во многих случаях нормы этики и нормы права в принципе совпадают по своей сути и содержанию. Соответственно, мораль можно назвать общественным правом, а закон - узаконенной моралью. Таким образом, соотношение права и морали приобретает своеобразный диалектический характер. Исходя из этого, можно сказать, что моральные нормы имеют свое собственное давнее прошлое по сравнению с правовыми нормами. То есть мораль сосуществует с возникновением общества.
   Этические отношения нельзя противопоставлять правоотношениям. Потому что они составляют единое целое и дополняют друг друга. Это единство проявляется в том, что требование нравственных отношений проверяется в жизни и отражается в законе, и в том, что любые правоотношения имеют глубокое народное нравственное содержание и имеют место в повседневной жизни людей. Таким образом, рассмотрев понятие и сущность правовой культуры, мы пришли к выводу, что она является неотъемлемой частью современного общества и играет важную роль в обучении специалистов в области права, а так же понимании права обычных граждан.
   В заключение можно сказать, что кризисные процессы, катастрофы, конфликты и экологические катастрофы будут продолжать расти и распространяться в жизни общества, если моральная зрелость, сотрудничество, солидарность, человечность, демократия и верховенство закона, прогресс в науке и технологиях и интересы человека не принимаются во внимание. Эти проблемы современного развития стоят на повестке дня как неотложная задача, которую нельзя игнорировать. Этим определяется необходимость того, чтобы XXI век стал периодом духовной зрелости. В этом, конечно, неоценима роль духовно-нравственного и правового воспитания и образования нашей молодёжи.
  

Источники и литература

  
   1.Аграновская Е.В.  Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / АН СССР, Ин-т государства и права. - М., 1982. - 16 с.
   2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Влияние духовно-нравственных процессов на правосознание, правотворчество и правоприменение // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 15 марта 2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. - С. 9-16.
   3.Айзатуллин З.А. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://islam.ru/content/obshestvo/44258 (дата обращения: 05.10.2021).
   4.Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.01 / Сарат. юрид. ин-т МВД РФ. - Саратов, 2006. - 349 с.
   5.Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 544 с.
   6.Гузенко С.С. Свобода совести, физическая культура и спорт // Здоровьесбережение как инновационный образования: сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции, Санкт-Петербург, 15.04.2020 г. - СПб.: ЧОУ ВО СПбУТУиЭ, 2020. - С. 100-108.
   7.Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная интуиция и виртуальное пространство // Социальная реальность виртуального пространства: материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20.09.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. - С. 22-30.
   8.Ермоченко К.П. Социальные сети как способ приобщения к современной российской правовой культуре на примере региональных поселений Брянской области // Вопросы студенческой науки. - 2021. - N 3 (55). - С. 173-180.
   9.Ивентьев С.И. Наш Бог-Творец. - Новосибирск: Издательство "СИБПРИНТ", 2014. - 228 с.
   10.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Воспитание // Современное образование в условиях реформирования: Инновации и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 17.03.2010 г. / Под общ.ред.А.И. Таюрского. Ч.3. - Красноярск, 2010. - С. 229-332.
   11.Ивентьев С.И. Современные духовно-правовые ценности // Научный поиск. - 2012. - N 4.3. - С. 19-22.
   12.Казанцева Д.Б., Ивентьев С.И. Правосознание личности в современном обществе // Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. Том 1. - Ставрополь: ИП Светличная С.Г., 2020. - С. 83-90.
   13.Мартишина Н.И. Менталитет и ментальность // Омский научный вестник. - 1998. - N 5. - С.25-26.
   14.О коренном совершенствовании системы повышения правосознания и правовой  культуры в обществе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/docs/4149770 (дата обращения: 05.10.2021).
   15.Осипов М.Ю. О российской правовой ментальности в свете социоестественной истории и коммуникативной концепции права // Журнал российского права. - 2017. - N 6. - С.18-25.
   16.Саидов А.Х. Теория правовой культуры. - Ташкент, 1998. - 198 с.
   17.Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. - 2010. - N 7. - С. 9-12.
   18.Фридман Л. Введение в американское право : [Пер. с англ.]. - М. : Прогресс : Универс, 1993. - 284 с.
   19.Штумпф С. П. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. - 2014. - N 1. - Т. I (Гуманитарные науки). - С. 186-190.
   20.Шкуран О.В. Языковые единицы с сакральной семантикой: лингвокультурологический и лексикографический аспекты. Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2019. - Т.10. - N 2. - С. 336-353.
   21.Шестун Е. Православная педагогика. - Москва: Про-Пресс : Правосл. педагогика, 2001. - 559 с.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"