Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на статью Ирины Ивановны Ивановой ·ересиология как направление религиоведческого постижения религииЋ

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дана рецензия на статью, посвященную "ереси". Отмечено,что данная статья, как и аналогичные, является неполной, т.к. не рассмотрена с точки зрения истины, души и духа человека.

   РЕЦЕНЗИЯ
  на статью Ирины Ивановны Ивановой "Ересиология как направление религиоведческого постижения религии" ٭ (E-mail: ivanova_ii@mail.ru)
  
  
   Профессором-консультантом, доктором философских наук Кыргызско-Российского Славянского университета (г.Бишкек) Ириной Ивановной Ивановой на Третий конгресс российских исследователей религии, который состоялся 07-09.10.2016 г. на базе Владимирского государственного университета, г.Владимир, была представлена статья "Ересиология как направление религиоведческого постижения религии".
   Автором своевременно была выбрана для рассмотрения актуальная тема не только для российского общества, но и для всего человечества.
   Данная статья является продолжением работ автора, посвященных ересям [1-10].
   Больше половины работы представляет собой подробную историческую справку о становлении так называемой ересиологии (греч. от airesis мнение, секта, и logos слово).
   В статье скрупулёзно проведён анализ теолого-богословских и религиоведческих определений ереси. При этом для сравнения не приведены другие определения ереси.
   Согласно Философскому энциклопедическому словарю, ереси (греч. - особое вероучение) - различные отклонения от официального вероучения в области догматики и культа, враждебные ему [11,с.155].
   Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова под ересью понимает нечто ложное, вздор, чепуху [12].
   В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова читаем: "["ЕРЕСЬ] ереси, мн. ереси, ересей, жен. (греч. hairesis). 1.Религиозное учение, противоречащее церковным догматам (церк.). Впасть в ересь. 2. перен. Отступление от общепринятых взглядов или правил, заблуждение (ирон.). "Не учиться по-латыни считалось еще ересью, даже в обществе." Гончаров. Чепуха, вздор (разг. фам. ). Что за ересь ты городишь?" [13].
   И.И.Иванова даёт следующее определение термину "ересь": "ересь -
  это общественно и культурно значимый, но аксиологически по-разному
  воспринимаемый феномен религиозного сознания, являющийся таким отклонением от канонического образца, которое, с точки зрения конкретной
  церкви или общины и в конкретно-исторических условиях, делает невозможным пребывание в пределах данного религиозного сообщества".
   В статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года ? 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" даётся правовое определение "информации", под которой понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [14].
   В юридической науке под информацией понимают "строительный материал", первооснову творимых, высказываемых или воспринимаемых людьми взглядов, суждений, оценок, мнений, сообщений, которые представляют собой личностно окрашенную информацию, отражающую чьи-либо позиции и интересы [15,с.228].
   Ересь - это определённый вид информации.
   В современном информационном обществе понятия "ересь", "еретические учения" и "ересиология" должны быть рассмотрены с точки зрения информации, что, к большому сожалению, не было сделано автором.
   В соответствии с классификацией информации [16,с.237-239], для религии ересь - это ложная и недостоверная информация, отрицательная информация (дезинформация), для философии - вероучение, мировоззрение, для науки - определённый вид знания (сознания).
  
  
  ٭ - Иванова И.И.Ересиология как направление религиоведческого постижения религии//Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгр.рос.исследователей религии (7 ‒ 9.10.2016, Владимир, ВлГУ). В 6 т. Т.1/Владим.гос.ун-т им.А.Г. и Н.Г.Столетовых. ‒ Владимир: Аркаим, 2016. - С.91-114.
  
  
   Можно согласиться с выводом автора о том, что "всякое религиозное инакомыслие обретает статус еретичества не только в определенных временных рамках и социальных условиях, но и, главное, в соотносительном контексте точно известной христианской конфессии".
   В работе не даны ответы на вопросы: Можно ли атеизм и науку отнести к разряду "ереси"? Можно ли считать лиц, скрывающих истину от народа, еретиками, а их знания - "ересью"?
   Очевидно, что под определение "ереси" подпадают наука и атеизм.
   Некоторые еретические учения часто увязывают с сектами (сред.-в. лат. secta - школа, учение, от лат. sequor - следую) [17], о чём не сказано в статье И.И.Ивановой.
   К большому сожалению, И.И.Иванова, как и большинство других авторов [18,19], не рассмотрела исследуемый вопрос с позиции других религий (ислам, буддизм и др.), что говорит о неполноте работы.
   Вопросы ереси и еретических учений взаимосвязаны не только с религиозными догматами, но и с истиной.
   Автор исследуемой статьи не рассмотрела понятие "ересь" с точки зрения истины, а также с позиции души и духа человека [20,с.106]. В связи с чем, не раскрыта отрицательная или положительная роль ереси в духовно-нравственном развитии человека и для безопасности государства и общества.
   Констатировано, что в статье отсутствует личное отношение автора к исследуемому вопросу.
   В целом статья является незаконченной, а значит, требует доработки с учётом вышеизложенных замечаний.
  
  
   Литература
  
  1.Иванова И.ИЕресь в религии и ересь в науке//Проблемы преподавания истории и философии науки: Материалы научно-практической конференции и методологического семинара /Под общ. ред. И.И.Ивановой. - Бишкек: ООО "Дэна", 2006. - С.168-187.
  2.Иванова И.И.Рационалистические ереси в истории христианства.
  - Бишкек: РАЙТЕХ, 2003. - 374с.
  3.Иванова И.И.Религиозная философия. Учеб.пособие: (Программа и научно-методические материалы для студ. вузов по спец. "Религиоведение" и "Теология"). - Бишкек: КРСУ, 2001. - 80с.
  4.Иванова И.И.Рационалистические ереси как средство деуниверсализации классической логики //Логика толерантности и права: Материалы научной конференции. Екатеринбург, 24-25 декабря 2001 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - С.113-129.
  5.Иванова И.И.Концепции возможных миров и еретический рационализм //Онтология возможных миров (Материалы научной конференции). - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. - С.121-134.
  6.Иванова И.И.Безрелигиозная нравственность как ересь//Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С.37-42.
  7.Иванова И.И.Еретические движения в России//Энциклопедия религий /Под ред. А.П.Забияко, А.Н.Красникова, Е.С.Элбакян. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. - С.437-439.
  8.Иванова И.И.Феномен христианской ереси и творчество //Теория и методология творчества: итоги и перспективы. - М.: Изд-во ИФ РАН, 2001. - С.100-102.
  9.Иванова И.И.Нетерпимость религиозная//Энциклопедия религий /Под ред. А.П.Забияко, А.Н.Красникова, Е.С.Элбакян. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. - С.875-876.
  10.Иванова И.И.Терминологическое обозначение логики как признак логической культуры//Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. Двенадцатая международная конференция. 22-24 июня 2016 г., Санкт-Петербург. Тезисы докладов. - СПб.: СПбГУ, 2016. - С.151-152.
  11.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570с.
  12.Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова - 27-е изд., испр. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2011. - 736 с.
  13.Толковый словарь русского языка/Под редакцией Д.Н.Ушакова.- М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2006. - 1056 с.
  14.ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"//Российская газета, ? 165, 29.07.2006.
  15.Конституционное право России: учебник/отв.ред.А.Н.Котов И М.И.Кукушкин. - М.: Норма: Инфра-М, 2010. - 544с.
  16.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с. URL: http://econf.rae.ru/article/7171
  17.Меланченко И.В.Юридическая литература IV-V вв. о еретиках и вероотступниках//Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2013. - ? 21 (681). - С.79-88.
  18.Лапшин А.Г.Ересь Петробрюсиан//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012 . - ? 4. - Том 18. - С.45-48.
  19.Крапчунов Д.Е. Феномен ереси в контексте православной Традиции//Известия Томского политехнического университета. - 2009. - ? 6. - Том 315. - С.114-119.
  20.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ". - 384с.
  
  
  
  21 мая 2017 г.
  
  Советник Российской Академии Естествознания,
  член Российского Философского Общества,
  юрист Ивентьев С.И.
  
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"