Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственная сфера исторических обществ

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматриваются социальные нормы или регуляторы общественных отношений в исторических обществах. Отмечено, что в духовно-нравственную сферу современного общества входят четвёртое и пятое поколения прав человека, которые закрепили духовные и нравственные ценности человека. Исходные данные статьи: Ивентьев С.И.Духовно-нравственная сфера исторических обществ //Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н.Плевако: материалы II Международной научной конференции. 24-27 мая 2018 года / М-во науки и высш. обр. РФ [и др.]; отв. ред. В.Ю. Стромов. - Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2018. - С.59-63. ISBN 978-5-00078-219-4


   Ивентьев С.И.Духовно-нравственная сфера исторических обществ //Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н.Плевако: материалы II Международной научной конференции. 24-27 мая 2018 года / М-во науки и высш. обр. РФ [и др.]; отв. ред. В.Ю. Стромов. - Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2018. - С.59-63.
   ISBN 978-5-00078-219-4, 500 экз.
  
   УДК 316.6

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ

С.И.Ивентьев

ООО "Юридическая Компания "ЮМАРК",

член Российского Философского Общества

   Аннотация: В статье рассматриваются социальные нормы или регуляторы общественных отношений в исторических обществах. Отмечено, что в духовно-нравственную сферу современного общества входят четвёртое и пятое поколения прав человека, которые закрепили духовные и нравственные ценности человека.
   Ключевые слова: Человек, душа человека, дух человека, права человека, исторические общества, социальные нормы, ценности.
  
   Под обществом понимают группу людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности (семья, народ и пр.)?. В данном случае речь не идёт об организационно-правовой форме юридических лиц (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и пр.). Существуют различные классификации и так называемые типологии обществ. В связи с тем, что предметом не выступает классификация обществ, остановимся на общепринятых двух классификациях исторических обществах.
   Традиционно общества подразделяют на следующие типы: традиционное (лат. traditio - предание, привычка), индустриальное (промышленное) и постиндустриальное (информационное). Последние два представляют собой современные общества.
   В настоящее время понятие "постиндустриальное (информационное) общество" заменяют гражданским обществом. По способу производства материальных благ и типу производственных отношений выделяют первобытнообщинное общество, общества рабовладельческие, феодальное общество, капиталистические общество, социалистические или коммунистические общества. В каждом обществе существуют свои социальные нормы (регуляторы), согласно которым регулируются общественные отношения.
   Под социальными нормами, как правило, понимают определенные правила, которые регулируют поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях'. Деление социальных регуляторов проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другиеЁ.
   ___
   1 - Философский энциклопедический словарь. - М. ИНФРА-М, 200. - С.5.
   2 - Манов Г.Н.Теория права и государства. - М.: Изд-во БЕК, 1995. - С.95.
   3 - Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. - С.198.
  
   На всём историческом развитии человечества определённая группа людей всегда хотела управлять и управляет обществом, используя те или иные приёмы. В.Р.Фельдман отмечает, что "основными механизмами социальной организации и самоорганизации традиционного общества, как известно, являлась власть, религия, религиозная идеология и этнокультурная традиция. Идеология в традиционном обществе была неотделима от религии, входила в её содержание в виде качественно определенных компонентов с различной функциональной направленностью"?.
   К социальным нормам относят следующие группы: неправовые обычаи, традиции, ритуалы, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность) и нормы права'. Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определённой общественной среде в результате их многократного повторения, вошедших в привычку людей. Неправовые обычаи можно наблюдать фактически у всех исторических обществах, но особенно в первобытнообщинном обществе. К корпоративным нормам относят те нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений. Данными нормами руководствуются определённые социальные группы людей (жрецы, рабовладельцы, феодалы, представители тайных сообществ, олигархи, представители партий, профессиональных сообществ и пр.). Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, национальные и другие традиции). Эти социальные нормы ярко выражены в традиционных обществах прошлого и настоящего времени (Османская империя, Индия, Китай и Япония). Кроме того, по настоящее время традиции сохраняются в культуре (от лат. cultura - возделывание, позднее - воспитаниеобразование, развитиепочитание). Выделяют традиционную культуру и традиции ремесла.
   К.Ю.Добрин отмечает, что "в традиционном обществе социальная норма играла огромную роль в развитии человека. Она сохраняла ценность родового коллектива и была сравнима с нормами "абсолюта". В индустриальном обществе, когда усилились социальная дифференциация и социальное неравенство, норма становится относительной. Механизм регуляции социального поведения осуществляется уже правящим классом, устанавливающим свои нормы, ценности, идеологию, причем эти нормы не всегда удовлетворяет потребности всех членов общества. В постиндустриальном информационном обществе ситуация с полезностью нормы, справедливостью и легитимностью становится еще более сложной: вместо социальных норм, основанных на принципах культуры и гуманизма, наблюдается регуляция, построенная на финансовых и региональных интересах. Рациональность и эффективность становятся мерилом нормы"Ё.
   Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которые определяют правило поведения людей при совершении обрядов и охраняются мерами морального воздействия. Они присутствуют при проведении национальных праздников, официальных встречах, при короновании и т.д., т.е. сохранились с древних времён. Нормы религии исходят из представлений людей о Боге, как Творце мироздания, и основополагающих начал человеческого общежития4. Религиозные нормы
  
   ___
   1 - Фельдман В.Р.Идеология в традиционном обществе сущность, содержание, функции//Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - N 6. - С.68-71.
   2 - Лазарев В.В. Общая теория прав и государства. - М.: Юристъ, 1996. - С.112.
   3 - Добрин К.Ю.Социальная норма в традиционном и современном обществе//Вестник ПАГС. -2011. - N 1. - С.116-120.
   4 - Философский энциклопедический словарь. - М. ИНФРА-М, 200. - С.209.
  
  
  
  
  
   (церковное право) представляют собой разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих ту или иную веру. Нормы религии содержательно определены и документально зафиксированы в Библии (Ветхий и Новый Завет), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др. В некоторых случаях
   религиозные нормы выступают в качестве источника права?. Например, речь идёт о некоторых странах континентальной Европы, а также странах так называемой мусульманской правовой системы. Так, в Германии каноническое право по сей день является основной частью национальной правовой системы. В России до 1917 года источниками права, например, признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Священного Синода и т.д. Религия (лат. religare - связывать, соединять) длительное время придерживается устоявшейся традиции, основанной на религиозных догматах и ритуалах.
   О.В.Пацукевич справедливо указывает, что существенную роль в формировании духовности в обществе играет религия'. В современных исторических обществах, за исключением мусульманских, религия утрачивает свою роль как социальный регулятор общественных отношений. В настоящее время выделяют так называемую гражданскую религию, в которой происходит подмена или изменения объекта поклонения с Бога на государство или другие объекты поклоненияЁ.
   К большому сожалению, современный человек поклоняется своим кумирам (гражданской религии): науке, государству, власти, знаменитостям, тайным сообществам, нравственным порокам, криминалу, сектам, деньгам, талантам и прочим идолам, преднамеренно или с помощью других, отодвигая на задний план Бога (Абсолютную Истину)4.
   Традиционно мораль определяется как древнейшая форма общественного и индивидуального сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех, без исключения, областях жизнедеятельности человека5. В.Н.Хропанюк считает, что нормы морали (нравственности) - это есть правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением6 [15, с.197]. В основном мораль базируется на религиозных нормах. Фундаментальным правилом нравственности является так называемое "золотое правило", которое заключено в следующем: "Не поступай по отношению к другим, так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе"7. Это правило чаще всего осмысливается как основополагающая, важнейшая
  
  
   ___
   1 - Лазарев В.В. Общая теория прав и государства. - М.: Юристъ, 1996. - С.114.
   2 - Пацукевич О.В.Роль религии в формировании духовности: исторический аспект//Традиционные общества: неизвестное прошлое [Текст]: материалы Х Междунар.науч.-практ. конф., 21-22 апреля 2014 г. / редколлегия Д.В.Чарыков (гл.ред.), О.Д.Бугас, И.А.Толчев. - Челябинск: Изд-во ООО "ПИРС". - С.69-72.
   3 - Егоров В.А.Тема гражданской религии в современном российском религиоведении//Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2015. - N 4 (Том 2). - С.185-193.
   4 - Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ". - С.59.
   5 - Философская энциклопедия. В 5 т. Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - С.499.
   6 - Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. - С.197.
   7 - Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Гардарика, 1998. - С.24.
  
  
  
   моральная истина. В наиболее полном и развернутом виде она представлена в Нагорной проповеди Иисуса Христа: "Итак во все, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними; Ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7:12); "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Лк. 6:31).
   Нормы морали как регуляторы человеческих отношений присутствуют во всех исторических обществах. В современных обществах выделяют светскую и профессиональную этику.
   В.Е.Черникова отмечает, что "благодаря интенсивному развитию информационных технологий наблюдается аксиологический конфликт традиционных моральных ценностей и ценностей информационного общества. Процесс "машинизации" современной реальности способствует уничтожению традиции, что и составляет сущность главного этического конфликта ценностей информационного общества, вступающего в противоречие с традиционными ценностями"?.
   В юридической науке под нормами права понимаются правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. В настоящее время, к большому сожалению, к главному регулятору общественных отношений следует отнести также капитал (деньги), который отодвигает на второй план другие социальные регуляторы, в том числе, нормы права (закон). Нормы морали и религии составляют духовно-нравственную сферу общества.
   В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности'. К четвёртому поколению прав человека относят следующие права: право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право человека на духовную и моральную истину, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека.
   В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия. К пятому поколению прав человека относят: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на бесстрашное и доверительное общение с Богом, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, материей, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и сотрудничество с Богом, право на совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие, право человека на Абсолютную истину, право души человека на переселение и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
  
   ___
   1 - Черникова В.Е.Конфликт традиционных моральных ценностей и ценностей информационного общества// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2014. - N 3 (144). - С.45-50.
   2 - Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - С.5-6.
  
   Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны. Четвёртое и пятое поколения прав человека - это права духа и души человека?.
   Душа - Божественная и духовно-нравственная ценность, нематериальное благо человека'.
   Провозглашённые четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту души и духа человека, а не на клерикализацию (лат. clericalis - "церковный") государства и обществаЁ.
   К духовно-нравственной сфере современного общества следует отнести и четвёртое и пятое поколения прав человека, которые провозглашают и закрепляют духовные и нравственные ценности человека, души и духа человека.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ___
   1 - Гузенко С.С.Что такое права души человека?//Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ.конф. (26 мая 2017  г., г. Нижний Тагил) в 2 т. Т. 2/ Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина", Нижнетагил. технол.ин-т (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185.
   2 - Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека//Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова,С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н. Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   3 - Ивентьев С.И.Секуляризация с точки зрения четв?ртого и пятого поколений прав человека//Система ценностей современного общества: сборник материалов LIV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. - С.7-13.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"