Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовные интеллектуально-творческие права души и духа человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В конце XIX в. - начале XX в. были провозглашены права души и духа человека. В современном понимании интеллект человека никакого отношения к его душе и духу не имеет, что опровергается автором, который указывает, что последние обладают духовными интеллектуально-творческими правами. Исходные данные статьи: Ивентьев С.И.Духовные интеллектуально-творческие права души и духа человека//Интеллект. Культура. Образование: материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения академика РАО И.С. Ладенко, с элементами научной школы для молодежи (Новосибирск. 16-18 сентября 2018 г.)/М-во образования и науки РФ, Новосиб.гос.пед.ун-т, омск.гос.ун-т им.Ф.М.Достоевского, Сиб.ин-т управления - филиал РАНХиГС, Обр.комплекс школа-сад "Наша Школа". - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. - С.132-135. ISBN 978-5-00104-325-6


   УДК 130.3, 342.7, 347.77

ДУХОВНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРАВА ДУШИ И ДУХА ЧЕЛОВЕКА

  

Ивентьев Сергей Иванович,

юрисконсульт

ООО "Юридическая Компания "Юмарк",

Член Российского Философского Общества

   В конце XIX в. - начале XX в. были провозглашены права души и духа человека. В современном понимании интеллект человека никакого отношения к его душе и духу не имеет, что опровергается автором, который указывает, что последние обладают духовными интеллектуально-творческими правами.
   Ключевые слова: Бог, человек, душа и дух человека, права человека, душа и дух человека, творчество, интеллект.
  

"Интеллект - прикладной ум, а разум - духовный ум"

Неизвестный автор.

   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [4, с.10]. Об этом говорится в известных древних философских трудах научно-философских трактатах, Библии и других религиозных и эзотерических учениях [8, с.9].
   Основные права души и духа человека были закреплены в четвёртом и пятом поколениях прав человека [8, с.19-21].
   В российском законодательстве в состав гражданских прав человека и гражданина были включены интеллектуальные права, под которыми понимают совокупность прав, принадлежащих автору в связи с созданием результата интеллектуальной деятельности [1, с.36].
   Е.В.Дзюба констатирует, что "трактовка содержания категории ИНТЕЛЛЕКТ в словарях ХХ в. носит, безусловно, светский и науко-ориентированный характер" [6, с.167].
   В современном научном понимании словосочетание "интеллект человека" никак не связано с душой и духом человека.
   Интеллектуальные права относятся к первому поколению прав человека (гражданским правам человека и гражданина) [9, с.248].
   Интеллектуальные права нормативно подразделены на имущественные права, которые могут свободно участвовать в гражданском обороте, и не имеют неразрывной связи с личностью автора, личные неимущественные права (неотчуждаемые и непередаваемые интеллектуальные права, не имеющие экономического содержания и неразрывно связанные с личностью автора) и "иные" интеллектуальные права, которые по тем или иным причинам невозможно однозначно отнести к одной из этих категорий  [7].
   Как нами отмечалось, интеллектуальные права человека и гражданина нельзя причислять к четвёртому и пятому поколениям прав человека в связи с тем, что духовные и душевные явления человека не относятся к интеллекту человека [9, с.253]. Указанное не противоречит предмету настоящей статьи по следующим основаниям.
   Традиционно под душой человека понимают бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волею, которая представляет собой бесплотное тело духа, - в этом значении дух выше души [5, с.504].
   Душа человека - это Божественная, духовно-нравственная и правовая ценность, а также нематериальное благо человека [10, с.153].
   Дух человека - эманация Бога [8, с.352].
   Душа человека связана с Богом (духовным, иррациональным) и человеческим сознанием (рациональным).
   Согласно Православной энциклопедии "Азбука веры", "душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела. Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от неё исходящих.
   Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познаётся телесными органами.
   Следуя св.Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворённое по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину: "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одарённая разумом". Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем...
   Говоря о человеческой душе, свв.Отцы делали два важных уточнения.
   Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя её духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.
   Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. "Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - ибо всё, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине - невещественно и бестелесно". Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв.Отцам, тварное, а значит и обладающее определённой мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.
   В строении души свв.Отцы выделяют три силы (способности) - разумную, раздражительную и вожделевательную.
   Разумная сила души (?????????, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признаётся господствующей частью души. В своём неповреждённом состоянии разумная сила "здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определённо и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям" (св. Симеон Новый Богослов).
   Раздражительная сила души (?????????????, irascile) есть её чувствующая, эмоциональная сила. Св.Василий Великий называет её душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв.Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. "Дело раздражительной части души гневаться на дьявола", - говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.
   Вожделевательная часть души (????????????, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.
   "Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли..." /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.
   Все силы души суть стороны её единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св.Симеона Нового Богослова, от их разделения не остаётся и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.
   Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы - душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова, срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором "ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть" (св. Симеон Новый Богослов). При всём такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха" [11].
   В своём труде "О душе" также говорил древнегреческий философ Аристотель (др.-греч. ???????????; 384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.) о разумном начале души человека, которая наделена способностью к размышлению [2, с.371-448].
   Вышеизложенное подтверждает, что душа и дух человека обладают духовным разумом, то есть духовно-интеллектуальными (лат.intellectus - ум, рассудок, разум) способностями.
   Кроме того, душа и дух человека имеют творческое начало, что было отражено в праве человека (души и духа человека) на духовное и морально-этическое творчество, право на Божественное Сотворчество [8, с.156-157].
   К духовному и морально-этическому творчеству следует относить творчество (результат), "связанное с религией, спиритуалистической или духовной философией, метаисторией, магией, высокой этикой или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений" [3, с.446].
   Разумное начало и мудрость можно увидеть в религии (лат.religio -набожность, совестливость, благочестие и святость; связываю развязанное, воссоединяю видимое с невидимым), духовной философии (лат.spiritus, греч.pneuma (Дух) - Сущность Бога, бестелесное существо, душа; др.-греч. ????????? - любомудрие, любовь к мудрости) и морали (лат.moralis - нравственный, от mos, мн.ч. morеs - обычай, нравы, поведение). Разумной гармонией пронизаны духовные музыка и искусство.
   Таким образом, душа и дух человека обладают духовными интеллектуально-творческими правами, которые, по нашему глубокому убеждению, имеют прямое отношение к современным рациональным интеллектуальным системам, так как душа человека связана с человеческим сознанием.

Список литературы

  
   1.Алистратова М.Е.К вопросу о содержании понятия "интеллектуальные права"//Современное право. - 2010. - N 9. - С.33-36.
   2. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.1. - М.: Мысль, 1976. - 550 с.
   3.Андреев Д.Л.Собрание сочинений. В 3-х т. Т.2. - М.: Московский рабочий: Присцельс, 1995. - 608 с.
   4.Гусейнов А.А.Великие моралисты. - М.: Республика,1995. - 352с.
   5.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.1. - СПб.: ТОО Диамант, 1996. - 800 с.
   6.Дзюба Е.В.О влиянии идеологии на формирование категории "интеллект" в русском языковом сознании//Политическая лингвистика. - 2015. - N 2 (52). - С.162-171
   7.Зимин В.А. Личные неимущественные и "иные" интеллектуальные права в системе интеллектуальных прав // Гуманитарные научные исследования. 2015. N 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/9796 (дата обращения: 05.05.2018).
   8.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357 с.
   9.Ивентьев С.И.Интеллектуальные права с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Наука и современность - 2013: сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2013. - С.247-253.
   10.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека//Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова,С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н.Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   11.Православная энциклопедия "Азбука веры". [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/ (дата обращения: 05.05.2018).
  
  
   Исходные данные статьи:
   Ивентьев С.И.Духовные интеллектуально-творческие права души и духа человека//Интеллект. Культура. Образование: материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения академика РАО И.С. Ладенко, с элементами научной школы для молодежи (Новосибирск. 16-18 сентября 2018 г.)/М-во образования и науки РФ, Новосиб.гос.пед.ун-т, омск.гос.ун-т им.Ф.М.Достоевского, Сиб.ин-т управления - филиал РАНХиГС, Обр.комплекс школа-сад "Наша Школа". - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. - С.132-135.
   ISBN 978-5-00104-325-6
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"