Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Права души и духа человека и древлеправославие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне рассматривается древлеправославие с точки зрения прав души и духа человека, их взаимосвязь, а также отношение Русской Православной Старообрядческой Церкви к указанным правам. Автор отмечает, что Православие, в лице Русской Православной Церкви и Русской Православной Старообрядческой Церкви, не выразило своё отношение к правам души и духа человека при его жизни и после смерти. Данные права не стали объектом церковного права. По мнению автора, права души и духа человека являются основой для межконфессионального диалога, а также связующим звеном между религией и наукой. Для цитирования: Ивентьев С.И. Права души и духа человека и древлеправославие // "Старообрядчество: история, культура, современность": материалы XIII Международной научно-практической конференции, 21-23 ноября 2019 г., Москва - Боровск / гл.ред.В.И. Осипов. - Боровск: Музей истории и культуры старообрядчества, 2019. - С.96-99.


   Ивентьев С.И. Права души и духа человека и древлеправославие // "Старообрядчество: история, культура, современность": материалы XIII Международной научно-практической конференции, 21-23 ноября 2019 г., Москва - Боровск / гл.ред.В.И. Осипов. - Боровск: Музей истории и культуры старообрядчества, 2019. - С.96-99.
  
  
  
  
   УДК 281.39, 342.7

ПРАВА ДУШИ И ДУХА ЧЕЛОВЕКА И ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ

  

С.И.Ивентьев

  
   Аннотация. В статье на теоретическом уровне рассматривается древлеправославие с точки зрения прав души и духа человека, их взаимосвязь, а также отношение Русской Православной Старообрядческой Церкви к указанным правам. Автор отмечает, что Православие, в лице Русской Православной Церкви и Русской Православной Старообрядческой Церкви, не выразило своё отношение к правам души и духа человека при его жизни и после смерти. Данные права не стали объектом церковного права. По мнению автора, права души и духа человека являются основой для межконфессионального диалога, а также связующим звеном между религией и наукой.
  
   Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, вера, религия, православие, права человека, права души и духа человека, старообрядчество
  
  
   В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [11, с.5-6].
   К четвёртому поколению прав человека относят следующие права: право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на духовное и моральное творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право человека на духовную и моральную истину, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека [6, с.130].
   В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [4, с.10; 6, с.131].
   К пятому поколению прав человека относят: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на бесстрашное и доверительное общение с Богом, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, материей, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие, право на переселение души, право человека на Абсолютную истину и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии [6, с.132].
   Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
   Душа человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, нематериальное благо человека [7, с.153-164].
   Под духом человека мыслится нетелесное, невещественное начало, эманация Бога [6, с.17, 352].
   Четвёртое и пятое поколения прав человека - это права духа и души человека [3, с.183-185].
   Ранее в своих исследованиях мы рассматривали отношение Русской Православной Церкви (далее - РПЦ), т.е. канонического православия, к правам души и духа человека [8, с.127-130].
   Религия, включая две ветви православия (каноническое и древлеправославие) и ислам, в отличие от государства, обращает особое внимание на спасение бессмертной души человека как при жизни, так и после его смерти. С этой целью у староверов существует определённый похоронно-поминальный обряд (чтение молитвы, причащение крещёной "иорданской" водой, омовение, отпевание, обряд похорон, поминовение в определённые дни и пр.), который так или иначе сходен с посмертным ритуалом в каноническом православии.
   Автором указывалось, что РПЦ так и не сформулировала своё понимание прав души человека при его жизни и после смерти [8, с.130].
   В настоящей статье автор рассматривает древлеправославие с точки зрения прав души и духа человека, их взаимосвязь и отношение Церкви к указанным правам.
   Старообрядчество или древлеправославие - совокупность религиозных течений, возникших во второй половине XVII века в результате раскола Русской православной церкви или церковной реформы патриарха Никона [5, с.211], которая проходила не без помощи религиозного Иезуитского ордена Римско-католической церкви [16, с.287-288].
   В настоящей работе не рассматривается иноземный геополитический план раскола Русской православной церкви XVII века, который преследовал, как точно указывают Г.С.Широкалова и соавторы, следующую духовную цель: "Переворот в системе ценностей вызывает не только растерянность, но и подавляет творческие способности личности, что способствует развитию жизнеотрицающих идей. Именно жизнеотрицание - важнейший стимул для "разумного эгоизма". Но если "разумный эгоизм" преобладает в обществе над всеми другими стимулами и ценностями, происходит глубокая нравственная деградация, вызывающая гибель этноса" [17, с.19]. В данном случае речь идёт о подавлении Божественных и духовно-нравственных прав человека, его души и духа, на творчество и Сотворчество, совершенствование окружающего мира и других прав, т.е. духовный раскол системы ценностей всегда направлен на умаление души и духа человека, а также на парализацию прав и свобод души и духа человека.
   В истории всё повторяется, и мы, к большому сожалению, не делаем из неё ценных уроков, что наглядно показывает нам издание патриархом Константинопольским Варфоломеем Томоса (греч. ????? - "кусок"; "том" от "резать", "делить")  об автокефалии Православной церкви Украины от 06.01.2019 г.
   Исследователь С.В.Перевезенцев пишет о старообрядчестве следующее: "Старообрядчество (или староверие) - это общее название движения русского духовенства и мирян, сохраняющих церковные традиции древнерусской православной церкви и отказавшихся принять церковную реформу 1653-1667 гг. Старообрядцы выступали за сохранения самобытности России и Русской Церкви. По их мнению, церковная реформа и отказ от древних традиций стали изменой истинной православной вере. Свою правоту старообрядцы обосновывали решениями Стоглавого Собора 1551 г., которые закрепили самобытные правила Русской Церкви: например, двуперстное сложение при крестном знамении было запрещено менять под страхом анафемы. Формой выражения борьбы с церковными нововведениями стала борьба за сохранение древней обрядности"  [13].
   Согласно пункту 1.4 Устава Русской Православной Старообрядческой Церкви (далее - РПСЦ, Церковь), именуемая ранее до 1988 г.  Древлеправославной Церковью Христова, основами вероучения Церкви являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов) [14].
   Основами вероучения старообрядцев являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов) (пункт 1.4 Устава РПСЦ) [14]. При этом используется только Библию, которая существовала до церковной реформы Никона.
   Старообрядцы (староверы, обрядоверы) руководствуются каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне) (церк.-слав. ко?рмчїй, ст.-слав. кръмьчии - рулевой; греч. ????????? от греч. ????? - закон, устав, греч. ????? - канон, правило), постановлениями Поместных соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями соборов РПСЦ, принятыми после церковной реформы XVII века (пункт 1.5 Устава РПСЦ). К Поместным соборам Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, относятся: Владимирский собор 1274 г., котором была принята "Кормчая Книга" св. Саввы, Собор "О вдо­вых попах" 1503 г., Макарьев­ский собор 1547 г., Макарьевский собор (церковный и зем­ский собор) 1549 г., Стогла­вый собор 1551 г., на котором было унифицировано церковное право, и Москов­ский собор 1620 г.
   Старообрядцы "фактически возвели обряд до высоты догмата" (догмат от др.-греч. ????????? - "постановлять, утверждать") [5, с.211].
   Ф.Ф.Болонев указывает, что "приверженность к старой вере, старым обрядам, к заветам предков были закреплены целой системой запретов, которые строго регламентировали их быт, религиозные верования, семейные и общественные отношения" [2, с.4].
   Обряд является составной частью обычая и традиции того или иного сообщества.
   Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определённой общественной среде в результате их многократного повторения, вошедших в привычку людей [18, с.194; 12, с.112].
   Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, национальные и другие традиции) [18, с.195].
   Ритуально-обрядовая практика староверов говорит о сохранении традиционализма в вере и общежитии, т.е. в их сложившемся укладе жизни, который характерен традиционным историческим обществам.
   Согласно догматам древлеправославия, "человек двойственен: обладает смертным телом и бессмертной душой. Тело и душа враждуют: "Плоть желает противного Духу, а Дух противного плоти" (Посл. к Галатам, 5, 17). Тело стремится к удовлетворению физических и эмоциональных потребностей, душа жаждет единения с Тем, Кто сотворил человека, ибо человек - "образ и подобие Бога" (Бытие, 1, 26). После смерти тела душа каждого идёт на суд к Господу, Который определяет души верных и праведников - в Царство Своё (Царство Небесное - прим. авт.), души грешников - в ад. Истинная жизнь начинается только после смерти физического тела. Земная жизнь лишь подготовка к истинной жизни, экзамен. Христиане не признают перевоплощения душ в иные тела, зависания в "ином измерении" ("духи предков", "привидения"), чистилища" [14].
   О направлении души после смерти тела человека на суд к Богу (Страшный Суд, Последний День Суда, Судный День) говорится в Библии (Мф.13:41, 25:31-46; 2Кор. 5:10; Дан.12:2; Откр.20:1-15 и др.) и Коране (20:15; 22:6-7; 23:115; 36:49-54 и др.).
   Некоторые источники указывают, что "старообряцы-последователи праведного Аввакума хранили учение о перерождении как неотъемлемую часть исповедания христианского.  По крайней мере - первые  два- три века после раскола" [15].
   РПСЦ в настоящее время не придерживается буддийской философии о перерождении души или реинкарнации (лат. reincarnatio - "повторное воплощение") и трансмиграции (сансары, санскр. sarnsara - прохождение, протекание).
   Вышеприведённое говорит о том, что право души человека на переселение (пятое поколение прав человека) в древлеправославии отсутствует и по определению не может быть.
   Право человека на бесстрашное и доверительное общение с Богом, которое вытекает и одиннадцатой и двенадцатой заповедей ("Не бойся Бога своего", "Помогай Богу своему") [9, с.20-24], у староверов не предусмотрено, т.к. у них, как у христианства в целом, существует только десять заповедей, а не двенадцать.
   РПСЦ к духовным христианским ценностям относит веру в Бога, любовь к ближнему, смирение, целомудрие, милосердие и сострадание [10, с.74]. Указанные духовно-нравственные ценности провозглашаются и закрепляются четвёртым и пятым поколениями прав человека, т.е. ценности старообрядцев не противоречат правам души и духа человека.
   РПСЦ официально не выражала своё мнение о каких-либо правах человека и гражданина, не говоря уже о правах души и духа человека, несмотря на то, что Церковь исповедует духовно-нравственные ценности и говорит об истинности и важности жизни души после смерти.
   В целом Православие, в лице РПЦ и РПСЦ, не сформулировало своё отношение к правам души и духа человека при его жизни и после смерти. Эти права даже не являются и не стали в настоящее время объектом церковного права.
   К большому сожалению, концепция прав души и духа человека не получила христианского осмысления и не была признана Православием, в лице РПЦ и РПСЦ, несмотря на то, что многие ценности являются общими (Бог, Любовь, Истина, Вера в Бога, Душа человека, бессмертие души человека и др.), что, по мнению автора, можно считать её слабостью и неспособностью своевременно отвечать потребностям и вызовам человеческого общества.
   Следует отметить, что и другие религии также адекватно не прореагировали на открытие четвёртого и пятого поколений прав человека.
   Согласно публикациям в Интернете, РПСЦ обсуждает только имеющиеся нарушения прав верующих на свободу совести и вероисповедания, а также вопросы, связанные с передачей старообрядческих храмов Церкви.
   Христианская доктрина о Царстве Небесном была неправильно понята и истолкована людьми, как "истинная жизнь души только после смерти физического тела", что привело к потребительскому отношению человека ко всему в нашем Мире, и он стал сторониться реальной жизни на Земле (создание кумиров, употребление алкоголя и наркотиков, азартные игры, суициды и пр.).
   Именно у человека Раем может быть только Земля, которая была сотворена Богом именно для его жизни (возможно, и другие планеты), не зря говорится, что "Рай начинается в нашем сердце" [1, с.122], а для души человека после смерти его физического тела - Царство Небесное.
   При гармонии (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность)  Божественных, духовно-нравственных и материальных потребностей человека, его души и духа, наступает Царство Божие: "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17).
   Божественные, духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека.
   Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, Божественное и духовно-нравственное творчество, духовно-нравственное воспитание и просвещение, осуществляемое семьёй, духовными и светскими учебными заведениями.
   К большому огорчению, человек Рай на Земле превратил в огромную свалку материального и духовного мусора, который необходимо нам рано или поздно убирать.
   Права души и духа человека позволяют осмыслить значимость духовных ценностей и сбалансировать Божественные, духовно-нравственные и материальные потребности человека.
   На наш взгляд, права души и духа человека являются основой для межконфессионального диалога, почвой для объединения РПЦ и РПСЦ, а также связующим звеном между религией и наукой.
   Кроме того, на наш взгляд, рассматриваемые права человека могут являться хорошим подспорьем для дальнейшего развития религиозной доктрины о Царстве Небесном и буддийского учения о реинкарнации.
   Считаем, что настоящая статья позволит обратить внимание Православия, в лице РПЦ и РПСЦ, на концепцию прав души и духа человека (четвёртое и пятое поколений прав человека).
  
  

Список литературы

  
   1.Алфавит духовный. Составленный по письмам и беседам старца иеросхимонаха Сампсона (Сиверса). - М.: Альманах "Держава", 2009. - 448 с.
   2.Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики. - Барнаул: Издательство БЮИ, 2001. - 51 с.
   3.Гузенко С.С.Что такое права души человека? // Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ.конф. (26 мая 2017  г., г. Нижний Тагил) в 2 т. Т. 2/ Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина", Нижнетагил. технол.ин-т (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185.
   4.Долин В.А.Концепт "Четвёртое поколение прав человека": опыт философско-антропологического обоснования // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал.отд-ния Рос. акад. наук. - 2018. - Т. 18. - Вып.4. - С.7-20.
   5.История религий: учеб. пособие для студентов высших учебных
заведений / Под ред. О. Н. Бархатовой и Д. В. Буярова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. - 448 с.
   6.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357 с.
   7.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова, С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н. Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   8.Ивентьев С. И. Права души и духа человека и Православная церковь // Православие и общество: грани взаимодействия : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / Забайкал. гос. ун-т; [отв. ред. Е. В. Дроботушенко]. - Чита: ЗабГУ, 2018. - С.127-130.
   9.Ивентьев С.И. Пятое поколение прав человека: право на доверительное, бесстрашное общение и сотрудничество с Богом-Творцом // Культура. Духовность. Общество. Современность: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2018. - С.20-24.
   10.Интервью с Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви Высокопреосвященнейшим Корнилием, митрополитом Московским и всея Руси на тему: "Обмирщение веры недопустимо..." // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2010. - N 4. - Т.28. - С.73-74.
   11.Ивентьев С.И.Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. - Казань, 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://iventev.narod.ru/ (дата обращения: 17.02.2019).
   12.Лазарев В.В. Общая теория прав и государства. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.
   13.Перевезенцев С.В.Старообрядчество. История и современность // Виноград. - 2006.  - N 1 (13).  [Электронный ресурс]. URL: https://vinograd.su/education/detail.php?id=43195
   (дата обращения: 17.02.2019).
   14.Сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://rpsc.ru (дата обращения: 17.02.2019).
   15.Старообрядцы о переселении души... [Электронный ресурс]. URL: https://nethistory.su/blog/43202406618 (дата обращения: 17.02.2019).
   16.Старообрядчество: история, культура, современность: коллективная монография. В 2-х томах. Том 1: В Агафьиной тайге. / Отв.ред. Г.С.Широкалова. - Нижний Новгород: Нижегородская ГСХА, 2018. - 556 с.
   17.Старообрядчество: история, культура, современность: коллективная монография. В 2-х томах. Том 2: История и современность старообрядчества. / Отв.ред. Г.С.Широкалова. - Нижний Новгород: Нижегородская ГСХА, 2018. - 164 с.
   18.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. - 384 с.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"