Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на книгу В.А.Чигирева Јнравственный путь безнравственной цивилизации"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    дана рецензия на монографию, посвящённую нравственности. Отмечено, что книгу нельзя считать истинным Нравственным манифестом.

  РЕЦЕНЗИЯ
  на книгу В.А.Чигирева "Нравственный путь безнравственной цивилизации"
  E-mail: academysoctex@gmail.com
  
   Научным руководителем Института нравственности, доктором военных наук, Виктором Анатольевиче Чигиревым была издана книга на актуальную для государства и общества книгу в вышеприведённой формулировке [1].
   В аннотации монография называется Нравственным манифестом.
   Эпиграфом книги взяты слова автора: "Достойная существования человека цель -
  стать нравственным. На пути к ней он неизбежно найдет смысл жизни. Государство должно помочь человеку идти нелегким нравственным путем".
   Данная работа привлекла наше внимание тем, что единственный общественный институт, т.е. Институт нравственности, занимается идеологией нравственности, которая основана на свободном принятии любым человеком основного нравственного правила: не вреди (не наноси вред и не создавай угроз) себе, другим людям, обществу, государству и природе.
   Чтобы осмыслить книгу В.А.Чигирева, необходимо читателю понять, чем занимается Институт нравственности, которому автор посвятил много времени.
   Согласно Уставу, основная цель Института нравственности: развитие открытого глобального гражданского общества, состоящего из нравственных граждан, общества социальной справедливости и глубокой демократии.
   На сайте Института нравственности http://www.inrav.ru/institut-nravstvennosti указано следующее:
  "Институт нравственности создан 5 ноября 2004 года в городе Санкт-Петербурге рядом общественных организаций как общественное учреждение нравственного просвещения и является некоммерческой организаций, действующей без образования юридического лица.
   Институт нравственности является правопреемником двух общественных организаций:
  а) созданного в 1802 году Императором России Александром I "Императорского Человеколюбивого Общества", в состав которого входило большое количество комитетов, охватывающих благотворительностью людей от младенчества до глубокой старости;
  б) созданного под попечительством его высочества принца А.П.Ольденбурского "Общество содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей "Маяк" (Санкт-Петербург, ул.Надеждинская, д. 35. Почётные члены общества: Дж.Стокс; И.Н.Турчанинов; Граф П.Ю.Сюзор; Э.П.Нобель; А.Д.Франсис).
   Институт нравственности продолжает военные научные традиции НИЛ Љ 4 Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского".
   В юридическом смысле Институт нравственности не является правопреемником вышеуказанных общественных организаций. Здесь можно говорить только о том, что Институт нравственности выступает их идеологическим правопреемником, что сказалось на определениях, которые были использованы в книге.
   Автор пишет, что "выступая с инициативой движения добровольцев нравственного пути, мы исходим из того, что нравственность и совесть - понятия
  взаимообусловленные, что нравственность и справедливость - это разные имена
  одного и того же Бога. Мы исходим также из того, что именно нравственностью
  задаётся специфика собственно-человеческого (не биологического) бытия и мера
  его духовного здоровья" [1, с.7].
   В основу монографии была положена религиозная мысль о божественной природе человека, которая не нашла своего логического раскрытия.
   Автор подробно и доступно раскрыл нравственный закон или аксиому нравственности, которая была положена в основу всех мировых религий.
  
  "И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае,
  дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные,
  на которых написано было перстом Божиим" (Исход 31:18).
  
  
   Общеизвестным Божественным Откровением являются "Десять Божественных заповедей", данные Богом человечеству через Моисея, которые были размещены на двух скрижалях:
  
  1.Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всем разумением твоим и всею крепостию твоею (Луки 10:27).
  2.Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Луки 10:27).
  3.Не убивай (Исход 20:13).
  4.Не прелюбодействуй (Исход 20:14).
  5.Не кради (Исход 20:15).
  6.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исход 20:16).
  7.Почитай отца твоего и мать твою (Исход 20:12).
  8.Не сотвори себе кумира, не поклоняйся им и не служи им (Исход 20:4-6).
  9.Не произноси имени Господа Бога твоего всуе, напрасно (Исход 20:7).
  10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исход 20:17).
  
   Десять заповедей закона содержат два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.
  Иисус Христос (Божий Сын, Пророк, Великий Моралист) называет главными две первые заповеди, которые составляют основу Закона Божьего:
  
  Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою
  твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.
  Сия есть первая и наибольшая заповедь.
  Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
  На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
  (Матф.22:37-40)
  
   Указанные заповеди философия и наука отнесли к моральному закону или "золотому правилу", которое заключено в следующем: "Не поступай по отношению к другим, так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе" [3,с.24].
   Мы соглашаемся с мнением, что "Десять Заповедей" представляют собой основные требования к человечеству для сохранения мира и спокойствия, а также духовно-нравственного развития человека [5, с.101].
   Как нами отмечалось, духовность и нравственность существуют в неразрывном и целостном единстве [5, с.10].
   В монографии В.А.Чигирева данный принцип вообще не прослеживается.
   Автор представил на обсуждение общественности по своей сути основы светской этики.
   Вне обсуждения в книге осталась взаимосвязь нравственности с нравственным чувством человека [6, с.192-195].
   В.А.Чигирев верно указал, что "нравственное чутьё" находится в душах людей [1, с.11-12]. При этом, к большому сожалению, не была раскрыта сущность понятия "душа".
   В.А.Чигирев нравственный принцип (нравственность) относит к высшей абсолютной общечеловеческой ценности [1, с.13]. При этом мало говорит о любви.
   Е.И.Рерих указывала, что "...нравственность есть основа Бытия, или закон Космический, ибо эволюция основана на нравственности или усовершенствовании, и нарушение этого закона приводит к разрушению" (письмо от 27 сентября 1946 г.) [2].
   Понятие "Любовь" в работе не раскрыто, ибо военные научные традиции далеки от этой важной духовной составляющей человека. Поэтому некоторые выводы автора монографии являются неверными и противоречивыми.
   Так, Любовь - это определённые энергии соединения.
   Любовь относится к тонкой энергии.
   В древней мифологии и поэзии Любовь - космическая сила. Как нами отмечалось, Любовь и Божественная энергия (информация), которые составляют пятое поколение прав человека, непосредственно участвуют в создании пространства и времени, материи и жизни, а человек принимает в этом активное участие через творчество, мысль (слово) и молитву.
   Любовь - это главная и абсолютная Божественная, Вселенская и общечеловеческая ценность.
   Любовь является правовой ценностью и относится к главному источнику права.
   Без энергии Любви невозможно существование человечества и всего живого [5,с.215].
   В основе нравственности лежит любовь, о чём не говорится в монографии, что на порядок снизило качество и ценность работы.
   Следовательно, вывод о том, что "ни любовь, ни слава, ни деньги не приносят удовлетворения, не являются истинными человеческими ценностями, если они приобретены в результате безнравственных действий" [1, с.37], в части любви является поспешным.
   Человек должен стремиться не только к тому, чтобы быть нравственным, как это указывается в эпиграфе книги, но и быть духовно и нравственно совершенным, как наш Бог-Творец [5, с.19,130].
   Автор нравственность относит к истине [1, с.15], но не раскрывает причины данного вывода.
   Под Истиной следует понимать Божественную, духовную и материальную (физическую) информацию (энергию), критерием которой выступают душа и дух человека [4,с.106].
   Безусловно, что рецензируемая работа носит просветительный характер.
   Помимо идеологии нравственности, в работе даётся оценка капиталистическому строю и выборной системе, образованию и другим вопросам государственного устройства России.
   Чтобы реализовать нравственный принцип, о котором говорит В.А.Чигирев, необходимо восстановить духовную и материальную гармонию в человеке, соединив его вновь с природой. Примером служит реализуемый проект "дальневосточный гектар". Кроме того, нравственные уроки должны даваться в семье, а в школе и других учебных изучаться духовно-нравственные законы.
   Автор, к большому сожалению, на обсуждение не выносит важные вопросы для человека, его души и духа (отношение души человека к нравственности, материи, пространству и времени, бессмертию, что первично душа или тело человека, каким образом душа общается с физическим телом человека, почему религия так беспокоится о душе, права души и др.).
   По указанным выше причинам, нельзя считать книгу В.А.Чигирева "Нравственный путь безнравственной цивилизации" истинным Нравственным манифестом.
  
  Литература
  
  1.Чигирев В.А. Нравственный путь безнравственной цивилизации / Серия книг: Теория и методика профессионального образования и воспитания взрослых / Под ред. П.И. Юнацкевича. - СПб.: ОСБ ПАНИ, 2006. - 72с.
  2.Письма Елены Рерих. - Новосибирск: Издательство "Вика", 1993. - 512с.
  3.Гусейнов А.А.,Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 2004. - 472с.
  4.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ". - 384с.
  5.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с. URL: http://econf.rae.ru/article/7171
  6.Литвякова Л.А.Философское рассмотрение понятия "нравственное чувство//Вопросы студенческой науки. - 2017. - Љ 8. - С.192-195.
  
  19 сентября 2017 г.
  
  Советник Российской Академии Естествознания,
  член Российского Философского Общества,
  юрист Ивентьев С.И.
Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"