Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Истина. 4.Наука и Истина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Публикуется часть книги С.И.Ивентьева "Истина" "4.НАУКА И ИСТИНА"

  Ивентьев С.И.Истина/С.И.Ивентьев. - Казань, 2015. - 250с.
  
  
  
   Со временем каждый человек задаёт себе вопрос: что такое Истина? На этот вопрос человечество ищет ответ уже много тысячелетий. Автор книги также попытался ответить на него. В работе при исследовании категории "истина" использован междисциплинарный подход. Настоящая работа предназначена для всех тех, кому небезынтересны духовные основы нашего Бытия и познание Истины.
  
  
  
  
  
   На обложке книги размещён фрагмент фрески "Афинская школа", написанной Рафаэлем в 1508 г. в папском дворце Ватикана. В центре фрески изображены два самых популярных в древности философа Платон и Аристотель.
  
   Ивентьев Сергей Иванович, 2015 г.
  
  
  
  
   В знак искренней любви
   настоящая книга посвящается нашему Богу-Творцу, Который является Первоисточником Истины и Абсолютной Истиной
  
  
  
   4.НАУКА И ИСТИНА
  
   "Истина не есть вхождение в нас объектов.
  Истина предполагает активность человеческого духа, познание
  Истины зависит от степени общности людей,
  от общения в Духе". Н.А.Бердяев
  "Хлеб духовный питает сам собой,
  Истина укрепляет, а Свет оживляет!" Абдрушин.
  
  "Из утверждения и отрицания рождается истина"
  Л.Фейхтвангер.
  
  "Истина всегда конкретна, абстрактных истин не бывает!"
  В.И.Ленин.
  
  
   Данную главу начнём словами немецкого философа Х.Г.Гадамера (11.02.1900 - 13.03.2002 гг.) о том, что "мы обязаны науке освобождением от многих предрассудков и разочарованием во многих иллюзиях. Вновь и вновь претендуя на истину, наука претендует на то, чтобы, поставив под вопрос непроверенные предрассудки, познать таким образом существующее (was ist) лучше, чем оно до того было познано. Но при этом чем дальше на все существующее (was ist) распространяется этот способ деятельности науки, тем более сомнительным для нас становится то, что допустимо вообще ставить вопрос об истине во всей ее полноте, исходя из предпосылок науки. Мы с беспокойством спрашиваем себя, насколько именно от способа деятельности науки зависит то, что есть так много вопросов, на которые мы должны знать ответы, но ставить которые наука запрещает нам. Запрещает, дискредитируя их, объявляя их бессмысленными. Ибо для нее смыслом обладает только то, что удовлетворяет ее собственному Методу установления и проверки истины. Неудовлетворенность притязаниями науки на истину проявляется прежде всего в религии, философии и мировоззрении. Они есть те инстанции, к которым обращается скептицизм в отношении науки, желая показать ограниченность научной специализации и методического исследования перед лицом решающих жизненных вопросов" [136,с.32].
   Сказанное показывает истинное положение дел, касающихся поиска наукой истины.
   По справедливому мнению В.А.Матвеенко, на познание истины и смысла ориентированы только религия и философия, а наука только устанавливает соответствия знания внутри истины [143,с.77-97].
   Наука имеет генетическую взаимосвязь с мифологией, благодаря которой произошло её становление [139,с.36-42].
  Немецкий писатель и философ О.Э.Бернхардт, псевдоним Абдрушин (18.04.1875- 06.12.1941гг.) в своей работе писал о науке следующее: "Судите сами - как может наука, постигаемая в тяжком учении, привести к Божеству? И что есть знание вообще? Знание - это то, что может постичь мозг. Как ограничена, однако, способность нашего мозга к постижению, проявляющая себя исключительно в жёстких рамках пространства и времени. Ни Вечность, ни понимание Бесконечности уже недоступны для человеческого мозга. Именно то, что неразрывно связано с Божеством. Тем паче мозг замирает перед той непостижимой Силой, которая пронизывает всё сущее и благодаря которой он только и способен действовать. Силу эту все ощущают ежедневно, ежечасно, каждый миг - как нечто само собой разумеющееся, да и наука всегда признавала её существование, и, тем не менее, мозг, то есть знание и рассудок, бессильны в своих попытках понять и постичь её.
  Итак, деятельность мозга, краеугольного камня и инструмента науки, весьма неполноценна, и теперь ограниченность эта естественным образом распространяется и на плоды его трудов, то есть на все отрасли научного знания. А посему - наука вполне пригодна как преемница - для лучшего понимания, классификации и упорядочивания всего того, что она получает в готовом виде от предшествующей ей созидательной Силы. Однако она неизбежно терпит крушение при попытке возвести себя в ранг Руководителя или Критика, пока она по-прежнему столь крепко привязана к рассудку, то есть к способности мозга к постижению.
   По этой причине человечество, стоящее на почве учёности, будет и впредь привязано к частностям, в то время как великое, непостижимое целое каждый человек несёт в себе как дар, будучи вполне способным без утомительного учения достичь чистейшего и высшего!" [141].
   Указанный дар в юридической науке связан с правом человека на дары Бога, в состав которых входят духовные и материальные дары Бога [142,с.21-26].
   "Бог - это Аксиома, принимаемая в рамках теории прав человека за Истину, без необходимости доказывания" [3,с.5].
   К главным духовным дарам Бога относят:
  
  1) Дар Любви;
  
  2) Дар Слова;
  
  3) Дар Бессмертия;
  
  4) Дар Космического сознания;
  
  5) Дар Прощения;
  
  6) Дар Благодарности и другие [4,с.212-213].
  
   Безусловно, что процесс познания и поиск истины уверенно можно также отнести к Божьему дару.
   В.А.Мишнёв в своей работе указывает, что "Когда-то человек обладал универсальным знанием всех тайн Вселенной, но в результате деградации в определенный момент истории мудрость разделилась на две части. С одной стороны, это были опыт и знание, с другой - вера и религия. Но обе эти ветви некогда единой мудрости, развиваясь самостоятельно, деградировали в свою очередь. Сначала интегральное знание о Вселенной в сознании людей разделилось на принципы, а затем - на законы. Человек узнавал об окружающем мире все более многочисленные подробности, при этом теряя представление о Бытии в целом. С течением времени в его сознании мир как целостная система распался на сумму более или менее важных фрагментов, но главное - человек утратил понимание смысла и цели своего существования. Осваивая научный метод познания, он узнавал все больше и больше о все меньшем и меньшем. Итог - современная наука. Сегодня есть физика твердого тела, физика элементарных частиц, ядерная физика, квантовая механика и т.д. и т.п. И всякий физик, который когда-то был физиком вообще, сегодня стал узким специалистом в узкой области. Сегодня подобная специализация происходит во всех областях знания, а синкретизм (универсальность) уже рассматривается как признак архаики. Далее, знание сакральное трансформировалось в эзотерическое. Сакральное знание рассматривает любые проблемы в контексте смысла всеобщего и индивидуального Бытия и является результатом трансформации жизненного опыта в результате его соединения с верой в Бога. Эзотерическое знание - знание о внутренней природе вещей - хоть и выше научного, но на порядок ниже сакрального" [453,с.32-33].
   В.Г.Косыхин отмечает следующее: "Становление науки как социального института начинается в XVII веке, сначала в качестве проекта нового универсального методологического познания и преобразования мира в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта, который завершится созданием первой научной механистической картины мира в "Математических началах натуральной философии" Ньютона (1685). Необходимость общественной организации науки в эту эпоху получает признание в учреждении субсидируемых правительствами европейских стран первых научных организаций - Французской академии (1635), Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе (1660), Берлинской академии наук (1700) и Петербургской академии наук (1724). Научные организации были призваны координировать усилия ученых в первую очередь в области разработки и внедрения технологических инноваций. Все это принесло существенные плоды уже в XVIII веке, когда эпоха Просвещения вместе с реформой университетского образования и начавшейся промышленной революцией сделает науку неотъемлемой частью жизни общества, переходящего на индустриальный путь развития. Тем самым в XVII - XVIII веках произошла полная реформа философии, завершившаяся реформой всех наук. Было осознано универсальное единство наук в единстве абсолютного рационального обоснования. Можно смело предположить, что именно формами такого универсального знания и мыслились в начале новоевропейского периода конкретные науки во всем своем и тогда уже немалом разнообразии. Причем подобное понимание было прерогативой не только философов, но и самих учёных-практиков" [154,с.278-279].
   В Философском энциклопедическом словаре под наукой мыслится сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности, а также представляет собой отрасль культуры. Которая существовала не во все времена и не у всех народов [11,с.287].
   В связи с тем, что наука как область человеческого познания сформировалось на много позже даже философии, то первая не обладает истиной, а только намечает подходы к её изучению.
   Согласно Свободной энциклопедии Википедии, "Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества [160]".
   Естественные науки в своих исследованиях используют эксперимент, чтобы применять на практике, а так называемые общественные науки - статистику.
   В свою очередь, университетская наука занимается фундаментальными исследованиями для получения истинного и теоретически обоснованного знания, промышленная наука базируется на прикладной науке.
   В официальных определениях науки, приёмах исследования мы не найдём указание на то, что она была именно создана для поиска истины. Явно по этой причине Н.Н.Мальцев указал в своей работе, что "Это желание "Владыки земли" спрятаться самому и спрятать Бога, и стало причиной того, что наука на пути к истине познания материального мира не сближалась с Богом, а все дальше и дальше отходила от Бога и сближалась с духом дьявола" [129].
   О науке можно сказать, что она представляет собой хрестоматию знаний о действительности и она апеллирует такими понятиями, как "истинное знание" и "научное знание".
   Современная наука придерживается классической философской концепции истины, в основе которой лежит принцип соответствия знания действительности [392,с.76-80].
   При этом в каждой отрасли науки своё понимание истины, которая имеет различные разновидности и смысловые нагрузки. Выделяют историческую истину, юридическую истину, социальную истину, логическую истину, политическую истину, социологическую истину, гуманитарную истину, истину общественных и естественных наук, и другие отраслевые научные истины [256,431-436,480].
   Проблемой истины занимается гносеология (теория познания) и логика [10].
   С точки зрения науки под истиной понимают неоспоримое суждение, высказывание, мысль или доказанное знание. Это так называемая формальная научная истина. Если утверждение не бесспорно, то оно считается предположением или гипотезой.
   В учебнике "Юридическая логика" читаем: "Всякое рассуждение направлено на установление истины. Истина как соответствие мысли объективной реальности является предметом и понятия, и суждения, и умозаключения. Используя понятие, мы заботимся, чтобы оно адекватно отражало соответствующие предметы или явления. Утверждая или отрицая что-либо в суждении, мы настаиваем на определенной истине. Построив умозаключение, мы полагаем, что полученный вывод - истинный. Даже сознательно пытаясь ввести кого-либо в заблуждение, человек не может обойтись без истины, он должен знать её, прежде, чем утверждать нечто, противоречащее ей.
   Поскольку рассуждение так органично связано с истиной, то естественно возникает вопрос, при каких условиях наши понятия, суждения и умозаключения соответствуют ей? Ответ на этот вопрос даёт логика, специально разрабатывающая законы и правила рассуждения, соблюдение которых обеспечивает его истинность. Вопрос об истине - основной вопрос логики. Она, логика, изучается для того, чтобы не допустить ошибок в рассуждении" [467].
  Согласно учебнику "Логика", "Логика не ставит перед собой цель открытие истин, её цель - доказательство уже открытых истин. Логика указывает правила, при помощи которых могут быть открыты ошибки. Определяющим критерием служит практика. Логический же критерий истинности - вспомогательный и производный, вытекающий из практики и сам опирающийся на окончательный критерий истинности" [313].
   В Краткой философской энциклопедии имеется следующая информация о том, что из истории философии известны два вида (формы) логик: диалектическая - единство логики синтеза (и-и) и дуального раздвоения (или-или) противоречий (Лао-Цзы, Чжу-Си, Платона, Гегеля и др.), формальная - логика (или-или) исключения противоречий (Аристотеля). Можно сказать, что первый вид логики охватывает диалектику абстрактной и конкретной истины, а второй связан только с конкретной истиной. На основе формальной логики появилось множество логик (математическая, многозначная, комбинаторная и др.) [439].
   Под абстрактной истиной (от лат.abstractus - отвлечённый) понимают суждение, воспроизводящее в мышлении объект познания, отвлекаясь от тех или иных его особенностей, общих с другими объектами или отличных от них.
   Многие учёные констатируют, что в современной России диалектическая логика не признаётся и не преподается в учебных заведениях, что ограничивает научную мысль в поиске истины.
   Согласно Энциклопедии на Академике, "В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истинойподразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.
   В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости, а также в рамках разведения полезности и бесполезности (эффективности и неэффективности).
   В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формально-аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий.
   В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой - это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических ипрактических задач".
  Часто в науке аксиомы (др.-греч. ἀξίωμα - утверждение, положение) считают истинными.
   Истинность суждений и научных теорий в науке проверяется логикой (др.-греч. λογική - "наука о правильном мышлении", "способность к рассуждению" от др.-греч. λόγος - "рассуждение", "мысль", "разум") [178,313,399-405,407,409-418,479]. В связи с этим даже появилось такое понятие, как "логическая истина", то есть истина познания или высказывания [179,406,408].
  Итальянский философ Эвандро Агацци (родился 23.10.1934 г.) сделал следующее наблюдение: "Если античная наука считала источником своего вдохновения идеал наблюдения, а наука Нового времени - идеал открытия, то наука сегодняшнего дня справедливо представляется как исследование" [341,с.40-52].
   В науке, в отличие от религии, "абсолютная истина интерпретируется как ожидаемое в конце такого процесса знание, которое, полностью исчерпав свой предмет изучения, уже не сможет быть отвергнуто при дальнейшем развитии познания" [422,с.48-70].
   Поиск наукой истины часто сравнивают со служением обществу, выраженного в обучении кадров для экономики, основанной на знаниях, производстве новых, экономически востребованных знаний, использовании уже существующих знаний и технологий для повышения конкурентоспособности местной экономики, а также в прогнозировании научно-технического развития и участие в процессе выработки политических решений [419,с.126-130].
   Государство через право пытается установить (утвердить) свою истину, то есть государственную (политическую, идеологическую) истину. Ю.А.Разинов и ряд авторов об этом говорят следующее: "Истина, если говорить о событии, а не о содержании, имеет не только когнитивный, но и аффирмативный аспект (от лат.affїrmatю - утверждение). Истины существуют постольку, поскольку утверждаются человеком. Акт утверждения характеризует не содержание, а бытие истины, хотя для целого ряда истин содержание неотъемлемо от события их свершения (420,с.16-30)" [421,с.29-36].
   Для любого государства истиной выступает закон, в юрисдикцию которого не входит Абсолютная Истина.
   Закон государства не представляет собой даже первоначальную истину периода Бога первочеловека.
   Любое государственное устройство с его законодательством, включая и трудовое, препятствует размышлению человека о его духовной составляющей: о душе и духе. Трудовая деятельность по производству так называемых благ для государства и общества занимает большое количество времени (40 и более часов в неделю), то есть больше половины жизни человека, в которой он только думает о работе, а не о своей душе.
  Безусловно, что определённые группы людей, движимые какой-либо идеей, также любыми способами стремятся утвердить свою так называемую корпоративную истину (масонская истина, истина сект, истина "тайного мирового правительства", истина товарного знака или бренда и пр.). Наглядным примером корпоративной истины может служить распространение в наше время религиозного экстремизма, то есть "радикальной истины".
   Следует обратить особое внимание на то, что государственная истина находится в противоборстве с корпоративной истиной или же является последней. Для решения геополитических задач некоторые государства используют всегда идею "корпоративной истины".
   В любом случае, государственная и корпоративная истины не являются первоначальной истиной периода Бога первочеловека, а представляют собой интеллектуальные построения (изобретения), которые прикрывают первоначальную истину и преднамеренно уводят от неё человека.
   Наука, открывая те или иные природные законы и создавая теории, называла их гениальными истинами [423,с.75-83] или вечными истинами [425,с.48-50].
   Л.С.Берг считает, что "В науке все то, что способствует её развитию, есть истина, все, что препятствует развитию науки, ложно. В этом отношении истинное аналогично целесообразному...Итак, истина в науке - это всё то, что целесообразно, что оправдывается и подтверждается опытом, способным служить дальнейшему прогрессу науки. В науке вопрос об истине решается практикой. Теория Птолемея в свое время способствовала прогрессу знания и была истинной, но когда она перестала служить этой цели, Коперником была предложена новая теория мироздания, согласно которой Солнце неподвижно, а Земля движется. Но теперь нам известно, что и это воззрение не отвечает истине, ибо движется не только Земля, но и Солнце. Всякая теория есть условность, фикция. Правильность этой концепции истины, поскольку она касается теории, вряд ли будет оспариваться кем-нибудь в настоящее время. Но и законы природы в этом отношении в таком же положении: каждый закон есть условность, которая держится, пока она полезна. Законы Ньютона казались незыблемыми, однако, ныне их признают лишь за известное приближение к истине...
   Польза есть критерий пригодности, а, следовательно, истинности. Другого способа различать истину человеку не дано... Истина есть полезная фикция, заблуждение - вредная...Итак, мы определили, что такое истина с точки зрения науки" [388,с.18-23].
   Исследователи истины В.Г.Берест и А.В.Берест полагают, что "Пути движения "человеческой мысли" - неисповедимы. Выводят ли они к истине?
   Все наши знания - косвенные ее свидетели. От начала и до конца они построены на противоречиях - на "истине" противоречий, как противоречивой истине ("истина в последней инстанции" нам не ведома). Истина подробно описывается и объясняется наукой. Именно это и выдается за "знание" истины, хотя самой истины там нет, а есть только её "описание", которое подразумевает наличие истины в себе, но не открывает её нам. Наука не изъясняет нам истину ("изъяснение" - индивидуально и неповторимо), не делает её для нас ясно видимой - происходящей. Она указывает лишь пути к "этому". Истина в науке, по-прежнему, остается "сокрытой" за "тонкой вуалью" внешней (знаковой) очевидности, сотканной и наброшенной на нее диалогом "словесно-логического мышления", заключившего её в "темницу" слова - стандарт определения. Нам всегда видится только "радужная" оболочка слова. Содержание его (истина) - неведомо. Но, даже пытаясь проникнуть во "внутренние покои" слова, чтобы обозреть их истинный динамический "интерьер", мы делаем это, опять же, при помощи вереницы слов. Каждое из них несёт в себе свою истину, но она продолжает оставаться для нас недоступной. Истину нельзя доказать словами или пересказать другому. Её можно только "изъяснить" - увидеть ясно, не прибегая к помощи слов" [424,с.33-39].
   Можно согласиться со словами О.В.Колесовой о том, что "Истина в современной науке стала категорией относительной, она не претендует на Абсолют не только в миропонимании всего общества, но и в миропонимании научного сообщества. Одни ученые исповедуют одни научные истины, другие ученые - другие истины. Возник разрыв в различных формах научного миропонимания. Сложнейшие научные теории становятся все менее доступны пониманию - современные физические теории, описывающие окружающий нас мир, по своему математическому и терминологическому аппарату недоступны абсолютному большинству людей" [394,с.392-396].
   Некоторые исследователи к фундаментальному свойству истины относят саморекурсивность (рекурсия - определение, описание, изображение какого-либо объекта или процесса внутри самого этого объекта или процесса, то есть ситуация, когда объект является частью самого себя). Так, например, В.А.Светлов говорит о том, что "Саморекурсивная природа истины опровергает распространенное мнение о том, что истина и ложь несовместимы, что существование истины устраняет существование лжи, существование лжи устраняет существование истины. На самом деле, истина и ложь выступают необходимыми компонентами существования друг друга: истина в качестве конъюнктивной части лжи, ложь - в качестве дизъюнктивной части истины" [103,с.129-135].
  Некоторые учёные языком истины считают рефлексию (от лат. reflexio -обращение назад) - способность человеческого мышления к критическому самоанализу. [198, с.20].
   Д.С.Лихачев указывает: "Истина - это непосредственная данность. Истину нельзя пересказать, описать, как нельзя полностью адекватно выразить. В передаче истины, в ее описание вкрапливается "ложь", а вернее, не ложь, а искажение...Есть две науки: наука объясняющая и наука открывающая непосредственную данность. То и другое есть в науках гуманитарных и в науках "естественных" [199, с.5-8].
  Истина - реальная вещь, мышление, которые человек испытывал в своей жизни, встречаясь с разными взглядами людей, и верящий до конца своим взглядам. Истина - это понятие нематериальное, а идеологическое (Марс Мубаракович Гимадиев, ст.преподаватель КГПИ. 05.08.2015 г., Казань).
   Например, кандидат сельскохозяйственных наук Игорь Александрович Борздыко при определении истины апеллирует понятиями классической теории истины, добавляя, что она собой представляет правильное соотношение всех эстетических, этических, геометрических и других параметров, и при этом вызывает у человека эстетическое наслаждение (04.08.2015 г., г.Казань). При этом данный автор отмечает, что к истине ближе по своим свойствам и характеристикам ДНК, а время как величина обмена информации приближено к Абсолютной истине.
   Я не зря привёл высказывания об истине вышеуказанных двоих моих уникальных казанских собеседников, а чтобы показать наглядно, как различна истина в понимании даже различных современных учёных, воспитанных на идеях социализма и материализма.
   Так, А.В.Болдачёв считает, что "Есть истина и есть Истина. С одной стороны, "дважды - два - четыре", правильное решение задачки, формула-закон из учебника по физике - то есть просто истина: правда, достоверность, правильность, соответствие чего-то чему-то. С другой стороны, Истина - то, что мы имеем в виду, когда говорим, что "наука лишь приближается к Истине" или "Бог есть Истина". То, что не просто правда, что несводимо к слову, формуле. То, что с большой буквы. Что ощущается, а не говорится-слышится-руками трогается.
   Чтобы не путать с Истиной, истину с маленькой буквы в философии традиционно именуют "истинность". Истина относится к сфере ощущения, понимания Мира. Истинность - к области слов, фактов, к логике. В логике она выступает как формальная истинность высказывания и является не более чем свидетельством совпадения двух или нескольких высказываний. Истинность - это то, что подтверждается справочниками, энциклопедиями, ответами в конце задачника, свидетельскими показаниями. И как таковая она существует принципиально вне нас" [345].
  Некоторые авторы полагают, что истина всегда связана с конфликтом (спором). Например, Ю.А.Разинов пишет, что "Согласно распространенному мнению об истине, она есть согласие. Однако при более глубоком рассмотрении обнаружится, что истина есть разногласие, спор. Она есть тяжба равносущностных сил. И если все же понимать её как согласие, то как согласие внутри этой тяжбы. Поэтому неверно думать, что истина рождается в споре. Истина рождается как спор, который человек ведёт в своем бытии о своём бытии. Спор ведётся и в самом понятии истины" [100, с.12-19].
   Считается, что при высказывании с лексемами истина и truth (правда) в научной речи характерно использование настоящего времени, то есть указание на существование фактов "здесь и сейчас" истина [238,с.722-726].
   Л.В.Мурейко указывает, что "Истина двугранна. Одна её грань связана с логической, рефлексивно-конструктивной разработкой более совершенного, то есть наиболее близкого к самой реальности знания, максимально свободного от человеческой субъективности. Однако сведение сути истины только к этой ее грани не приближает знание к реальности, к самой жизни, а делает ее формальной, усеченной, упускающей из виду неповторимость и ценность единичного, мир в его конкретности, изменчивости. Другая грань истины связана с системой ценностей, определяющей идеал или
  совершенство знания в соответствии с другими ценностными категориями, с его доступностью широким слоям населения, а также с практической применимостью в конкретно и индивидуально значимой ситуации. В этом плане истина является неформальной. Ценностная грань истины проявляется в ее стремлении к расширению возможностей собственно человеческого существования, его
  вариативности" [104, с.137-144].
   В праве выделяют юридическую истину, которая облекается в законы, направленные, как полагают государственные и общественные деятели, на благо народа и для установления социальной справедливости. Безусловно, что юридическая истина - есть порождение политической или государственной истины.
   Советский и российский учёный-философ лезгинского происхождения, специалист по этике А.А.Гусейнов (родился 08.03.1939 г.) о праве говорит следующее: "Богиня правосудия предстает перед нами с закрытыми глазами. Она вершит суд, невзирая на лица. Она реализует уравнивающую (в аристотелевом понимании) справедливость, и потому ей безразлично, о каком конкретно лице идёт речь, но ей это только потому безразлично, что все лица ей равно, одинаково дороги. Она безразлична к лицу, но не к человеку. Совершенно ложным является представление о праве как механическом, бездушном механизме общественной жизни. В действительности оно представляет собой одно из одухотворённых и одухотворяющих начал совместного человеческого существования. Нет лучшего признания и обоснования этой истины, чем обращение к библейским истокам философии права" [496,с.10]. Сказанное этим философом не соответствует действительности по нижеуказанным причинам.
   В любом государстве правосудие направлено на установление именно социальной справедливости, отчасти нравственной справедливости, но не духовной справедливости с точки зрения Бога, а также души и духа человека.
   Согласно Свободной энциклопедии, "справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. В экономической науке - требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость".
   В российском законодательстве отсутствует какое-либо определение истины. Это связано с тем, что, как верно указывает М.В.Савостьянова, "проблема современной науки заключается в том, что понятие истины практически отсутствует в философско-методологической литературе о науке последних десятилетий" [480].
   В юридической науке под истиной понимают объективное (верное) соответствие юридической теории юридического знания правовой действительности [290].
   Российский юрист Г.М.Резник (родился 11.05.1938 г.) указывает, что "истина может существовать не только в форме доказанного, обоснованного знания, но и в виде гипотезы" [232, с.63].
   Как правило, проблема истины в отечественной юриспруденции обсуждается правоведами, практикующими юристами в рамках теории доказательств.
   Н.Е.Бухарова, Е.В.Писарев указывают о том, что "в юридическом судопроизводстве достигается лишь относительная истина, которая является результатом установления истины абсолютной" [98,с.251-253].
   Как справедливо указал Н.А.Шавеко, "В настоящее время среди юристов (по крайней мере, в науке гражданского процесса) чрезвычайно распространена позиция, которая может быть сформулирована следующим образом. Истина в суде не устанавливается: суд не обязан делать это. Решение суда основывается не на фактах объективной реальности, а на формально оцененных доказательствах, представленных сторонами. Истина недостижима, и доступна только Богу" [396,с.148-154].
  В уголовном судопроизводстве органы уголовного преследования и суд пытаются найти объективную истину [161, с.36-42]. Аналогично происходит и в гражданском процессе [475,с.6-8].
   По уголовному делу устанавливается "объективная истина", которая обозначается термином "материальная истина" [200,с.195-198]. Речь в принципе идёт о судебной истине или процессуальной истине.
   Согласно юридической этике, "обязанность устанавливать истину в каждом конкретном случае есть не только служебный, правовой долг судей, прокуроров, следователей, но и долг нравственный" [213, с.102].
   Часто в уголовном процессе истине находят синоним "достоверность" [234,с.192].
   Многие авторы считают, что в уголовном процессе возможна лишь вероятная (юридическая, судебная) истина, а не объективная истина [233,с.122-125].
   В настоящее время в России на законодательном уровне и среди научной общественности идёт дискуссия о необходимости установления объективной истины в уголовном процессе [385,с.115-119]. При этом речь идёт только об объективной истине совершенного преступления, а не о причинах и последствиях любого правонарушения для общества, самого подсудимого, его семьи и родственников, что говорит о неполном и не всестороннем рассмотрении важного для общества вопроса. Мы считаем, что в суде должны устанавливаться все эти обстоятельства, то есть подходить системно или рассматривать вопрос с позиции междисциплинарного подхода (закон, наука, философия, религия, эзотерика и пр.).
   Из вышеизложенного следует, что в судопроизводстве устанавливается в виде судебного акта формальная истина, которая может быть всегда опровергнута или скорректирована адекватными доказательствами или внешним воздействием (злой умысел, коррупция, идеология и пр.).
   Потерпевший (истец) обращаются в суд для поиска правды, справедливости, а не истины, раскрывающей причинно-следственные связи и кармические причины происшествия, и не с целью создания условий для совершенствования своей и души правонарушителя. В данном случае обращение обиженного всегда преследует принцип талиона ("око за око, зуб за зуб") или "отмщения", который так или иначе закрепляет право в нашей жизни.
  Реализация права всегда происходит на основе силы, а не нормах морали.
   К большому сожалению, современное правосудие данные вопросы не решает, её основной целью является установление социальной справедливости. Так или иначе причинно-следственные связи и кармические причины тех или иных событий раскрывают эзотерика, магия (шаманизм) и экстрасенсорика, к которым наука категорична [301], не понимая взаимосвязь невидимых приборами духовных законов с событиями в материальном мире.
   Карма (санскр. कर्म, пали kamma - "причина-следствие, воздаяние", от санскр. कर्मन् karman IAST - "дело, действие, труд") является невидимым духовно-нравственным и социальным регулятором человеческих отношений, который неотвратимо работает в той или иной ситуации [297,с.158-164].
   Следовательно, говорить о том, что право "одно из одухотворённых и одухотворяющих начал совместного человеческого существования" не приходиться.
  Рано или поздно будут создаваться юридические фирмы, которые будут являться посредниками между материальным и духовным мирами для решения вопросов, которые не решили ушедшие, раскрытия кармических причинно-следственных связей того или иного события в жизни человека и создания необходимых условий для совершенствования человеческих и других инопланетных душ. Для этого необходимы будут именно юристы-философы, которые знают Божественные законы, законы духовных и материальных миров. Через некоторое время земная судебная система сможет апеллировать не только позитивным правом, но и применять Божественную и духовную юриспруденцию при разрешении различных правовых дел и житейских ситуаций.
   У нас возникает справедливый вопрос: Можно ли считать истину конфиденциальной информацией, если она находится у третьих лиц, то есть правообладателей или хранителей?
   Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", под конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя [395].
   Очевидно, что Абсолютная Истина находится вне юрисдикции Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", так как на Неё распространяется Божественный Закон.
   Интересен этимологический разбор Н.Ждановой таких слов, как закон, истина и правда: "Русское законъ происходит от корня конъ, означающего одновременно и "начало", и "конец" (этому не стоит удивляться: многие корни древних языков объединяют в себе противоположные понятия). То есть закон - это некий предел, ограничивающий пространство между началом и концом. Зримое воплощение такого предела наиболее близко к кругу с точкой в центре - индийскому символу Дхармана, закона существования Вселенной. По этому принципу в древности строились все поселения - это были укрепленные, огороженные и освященные пространства с чётко обозначенным центром, где вбивался кол или столб. Они назывались "миром", "своим", освоенным пространством.
   Значит, закон - это и точка отсчёта, стержень, ось, вокруг которой вращается жизнь, и граница, преступив которую человек оказывался в "чужом" пространстве, в иной, враждебной сфере.
   Слово беспредел и сегодня означает "беззаконие", отсутствие тех границ, которые нельзя преступать, ибо они охраняют, огораживают "наш мир" от всего чуждого и враждебного, что может разрушить его. С этим же значением связаны слова преступник (тот, кто преступил закон), враг и изверг (тот, кто, нарушив закон, уподобился дикому зверю и потому "извергнут", отринут общиной), изгой (гои - "мир, спокойствие", гоило - "успокоение, укрепление", то есть изгой - изгнанный из мира своих, где господствует закон и связанное с ним спокойствие).
  Интересно, что латинское lex, "закон", родственно глаголу ligare, который означает "связывать". Закон, таким образом, может пониматься как связь.
   Слово истина сегодня чаще всего соотносят со старославянским истъ - "тот самый", "подлинный, настоящий". Значение "свой, принадлежащий данной вещи" противопоставляется чему-то привнесенному в эту вещь извне, "фальшивому". С другой стороны, истъ соотносится c латинским iu - stus - "справедливый, законный".
  Правда родственна прилагательному правъ, правый, то есть "прямой, правильный". Кривда, в отличие от правды, - это уклонение от прямой. Кроме того, правъ соотносится и с пьрвъ - "первый", "тот, за которым следуют другие". Эквивалентом русскому правый является латинское rectus, имеющее те же основные значения и восходящее к rex, regis - "царь". В италийской культуре rex - это человек, который обладает правом "чертить прямые линии", то есть указывать место для строительства города и храма, а также предписывать человеку "прямую линию поведения" в моральном и правовом смысле.
   Итак, понятия "закон", "истина" и "правда" связаны с осознанием двойственности бытия. Истина принадлежит Идеальному, Небесному миру, она существует в Вечности. В материальном мире отражением её являются закон и правда. Недаром В.И.Даль говорил, что "правда - это истина на деле, истина во образе". Носителем истины является установленный порядок, закон; носителем правды - образцовый человек, за которым можно следовать по внутреннему убеждению" [397].
   М.В.Савостьянова констатирует, что "Острота дихотомии "истина-ложь" снимается. Практика как критерий истины и учение о соотношении абсолютной и относительной истины перестают "работать" на том уровне анализа, к которому пришла философия науки в ХХ веке. Научная теория опирается на абстрактные понятия и величины, создает систему идеализированных объектов, часто весьма далёких от реальности. Так создаются современные теории. Поэтому сложно говорить о соответствии научных теорий действительности, т.е. об их истинности. У нас остается лишь одно - говорить о соответствии фактам, результатам экспериментов, о подтверждении и проверке, а это разные вещи... В науке ХХ века понятие истины оказывается попросту излишним. Общие рассуждения об истине и практике становятся неэффективными. Тезис "Практика - критерий истины" ушёл в прошлое вместе с XIX в. Некоторые философы ставят вопрос об отказе от понятия истины, считая использование этого понятия признаком мифологического мышления" [480].
   Истина взаимосвязана со временем, то есть с энергией времени (прошлое, настоящее и будущее). Так или иначе истина и история, имеющий временной характер, взаимосвязаны между собой. Не зря говорит П.Б.Михайлов о том, что "История, безразличная к истине, лишена всякого смысла. Истина, обособленная от истории, лишается какого-либо значения" [436,с.109-123].
   По указанным причинам в науке, в частности исторической науке (истории как науке о прошлом), особое внимание уделяется исторической истине.
   Наука длительное время пытается установить взаимосвязь между прошлым и настоящим, установить историческую истину, а также спрогнозировать будущее, что не получается из-за неверного научного подхода. По этой причине государства не могут заблаговременно подготовиться к надвигающим природным и техногенным катастрофам, терактам и прочим событиям.
   Наука базируется только на видимых материальных (физических) носителях прошлого и настоящего, археологических находках, но не занимается серьёзно исследованиями различных пророчеств (например, феномен Кассандры, Нострадамуса, Вольфа Мессинга, Монаха Авеля, Ванги и других). Вне научного исследования находятся так называемые духовные носители информации (энергоинформационное поле Земли, Вселенной и живого организма, душа и дух человека, духовная энергия, энергетика живых и неодушевлённых объектов, энергия мысли, молитвы, эгрегоры, духовные поля, цвета, запах и звуки, мыслеобразы [4,с.281,302] и пр.). В данном случае наука даже не помышляет об изучении в ближайшее время Божественной информации и энергии, если у неё отсутствуют представления даже о духовных носителях информации на Земле.
   В.В.Лубенко выделяет универсальную общую истину или корневой истину, которая должна быть познана разумом и чувствами одновременно [239-242,441].
   В.С.Ольховский указывает, что "следует отличать "науку фактов", науку, действительно, ориентированную на непредвзятое изучение мира, от "науки-идеологии", которая, фактически, занимается тем, что творит и множит мифы, выполняя функцию мировоззренческую" [292,с.9].
   Доктор философских наук, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета М.Д.Щелкунов полагает, что "Наука в условиях консюмеризма жертвует дискурсом самоценности истины ради дискурса полезности. Главным заказчиком научных изысканий становится массовый потребитель. На пике востребованности оказывается знание, приносящее быструю экономическую выгоду. В основу управления наукой кладется хозяйственный менеджмент. Все эти изменения влекут риски утраты наукой своей идентичности" [324,с.196-200].
   Некоторые современные исследователи говорят о том, что наука имеет перспективу замены истины на смысл или правдоподобие, так как, как пишет Л.А.Маркова, "Цель учёного - не получить истинное знание (я беру крайнюю форму социологического анализа науки), а сделать карьеру, добиться известности, славы и т.д..." [222, с.48-57;223,с.63-67].
   Антиподом (антонимами) истины являются ложь, дезинформация, неправда, фальшь и обман.
   Ю.П.Поваренков, Е.Г.Черноморец в своих работах точно раскрывают различия истины от лжи: "Итак, анализ философской и психологической литературы позволяет подвести некоторые предварительные итоги и уточнить содержание обсуждаемых понятий.
  
  1.Истина - это соответствие знания объекту, действительности, существующей реальности.
  
  2.Заблуждение - это знания, содержащиеся в сознании, не соответствующие реальности, но принимаемые за истинные.
  
  3.Неправда - это высказывание, основанное на заблуждении или неполном знании. Наиболее близким по значению к понятию "неправда" является понятие "заблуждение".
  
   Различие данных понятий состоит в том, что понятие "неправда" отражает феномен коммуникативного процесса, а понятие "заблуждение" характеризует знания человека вне контекста межличностного общения. Сообщая неправду, человек осознает, что не владеет полным знанием, на этом основании неправда является одним из видов лжи.
  
  4.Обман - это полуправда, провоцирующая человека делать ошибочные выводы из достоверных фактов. Понятие "обман" по своему значению шире понятия "ложь". Обман искажает истинную информацию, делая акцент на выгодных для информатора фактах, обман является одним из видов лжи.
  
  5.Вранье - это тривиальная, незначительная, безвредная, простительная ложь. Вранье не преследует какой-либо личной выгоды, является проявлением защитных механизмов личности. Вранье предполагает сообщение заведомо недостоверной информации, на этом основании вранье является одним из видов лжи.
  
  6.Дезинформация - это передача (объективно) ложного знания как истинного или (объективно) истинного знания как ложного. Дезинформация является основой для образования высказываний лжи.
  
   Сказанное позволяет конкретизировать понятие "ложь". С содержательной стороны ложь - это сознательное искажение знаемой истины, совершаемое с определенной целью и намерениями. Синонимичным по значению понятию "ложь" является понятие "интенциальная дезинформация". Оно является характеристикой коммуникативного процесса, в рамках которого коммуникатор, с определенными намерениями, сообщает ложную информацию, обладая истинным знанием. Сознательное искажение информации (то есть ложь) приобретает особое значение только при высказывании сообщения. Ложь существует как некоторый момент взаимодействия людей и является одним из феноменов общения" [498]. Аналогично раскрываются перечисленные понятия другими авторами [497,499].
   В своей работе мы указывали, что под дезинформацией, как правило, понимают один из способов манипулирования информацией, введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или неполной, ненужной информации, искажение контекста или части информации. Как правило, дезинформацию используют в корыстных целях, для усиления власти и подчинения людей [4,с.304].
   Как нами указывалось, перечисленные антиподы истины - это различная информация по форме представления, предназначению и по кругу действия [4,с.237-238].
  Безусловно, что существует истинная и ложная информация [4,с.239]. К первой группе относится истина, а ко второй - антиподы истины.
   Антиподы истины отнесены к отрицательной информации [4,с.304-305].
   В науке часто присутствует фальсификация научных знаний [502]. При этом верификация (от лат.verus - "истинный" и facere - "делать") и принцип фальсификации могут выступать критериями научной рациональности.
   Принцип фальсификации основан на критериях научности эмпирической теории австрийского и британского философа и социолога К.Р.Поппера (28.07.1902 - 17.09.1994 гг.), согласно которой истинность научных знаний выявляется лишь в их способности к опровержению [501,502].
   Как указывает немецкий философ и методолог науки Курт Хюбнер (родился 01.09.1921 г.), "сегодня учёные часто избегают употреблять выражения "истинность" или "верификация" и говорят охотнее о "предварительном подтверждении", слово же "фальсификация", напротив, в силу влияния попперианства пользуется сегодня большей популярностью, хотя и здесь следовало бы лучше говорить о "предварительном опровержении" [117].
   Согласно Свободной энциклопедии Википедии, в различных сферах деятельности человека под верификацией могут подразумеваться разные понятия, например:
  - проверка, подтверждение, способ подтверждения с помощью доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путём их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами. Принцип верификации был выдвинут Венским кружком;
  - подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым эталонным требованиям;
  - методика распознавания лжи (укрывательства, искажения).
   В настоящее время в науке делается постановка вопроса о необходимости создания новой так называемой науки "Истиннологии" [462], которая, по нашему мнению, не должна обойти исследования настоящей работы.
   В наше время наука все свои силы направила на борьбу с лженаукой, под которой "понимается совокупность идей, основанных на теории, выдвинутой в качестве научной, в то время как научной она не является" [138,с.20-23]. В данном случае наука отметает различные мировоззрения (религия, миф и эзотерика), тем самым ограничивая поле для своего исследования, превращаясь в ущербный путь духовного развития человека.
   В век информационных технологий была создана так называемая информационная система "Истина" [254,с.85-86].
   Кроме того, учёные создали в Интернет сайт с аббревиатурой "Истина", которая означает Интеллектуальную систему тематического исследования научно-технической информации с целью распространения научных знаний и работ учёных.
   Государство распространяет свою истину через законы, СМИ, Интернет, образование и т.д., а частные корпорации свою истину - также через услуги и товар. Так или иначе наука продвигает свою истину через образование и государственные программы, используя государственный ресурс.
   Читая настоящую книгу и иную литературу или сталкиваясь с различной информацией в повседневной жизни, у любого человека всегда возникает злободневный вопрос: Достоверны ли научные знания?
   Считаем, что научные знания будут достоверны только в том случае, если они также будут оцениваться через критерии души и духа человека, а также подвергаться проверки диалектической логикой, то есть включать в себя не только материальную (физическую), но и духовную информацию об объекте (субъекте) исследования и познания.
   В соответствии с Декларацией Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23 ноября 2010 года, каждый имеет право на Божественную и духовную информацию и энергию (статья 6), то есть любой человек имеет право на Истину, включая Абсолютную Истину.
   Чтобы получать достоверные научные знания и реализовывать право человека на Истину, государство и наука должны создавать каждому из нас все необходимые для этого условия.
  
  
Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"