Казанцева Дина Борисовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Правосознание личности в современном обществе

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В работе исследуется правосознание российских граждан, которое базируется на духовно-нравственных ценностях, а также на менталитете российского народа. Для цитирования: Казанцева Д.Б., Ивентьев С.И. Правосознание личности в современном обществе // Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. Том 1. - Ставрополь: ИП Светличная С.Г., 2020. - С.83-90. ISBN 978-5-6044330-7-2 Тираж 300 экз.


Казанцева Д.Б., Ивентьев С.И. Правосознание личности в современном обществе // Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. Том 1. - Ставрополь: ИП Светличная С.Г., 2020. - С.83-90.

ISBN 978-5-6044330-7-2

Тираж 300 экз.

ПРАВОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Д.Б. Казанцева

кандидат психологических наук, докторант Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону)

С.И. Ивентьев

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений

ООО "ДЭЛИЛ" (г.Казань)

Аннотация. В работе исследуется правосознание российских граждан, которое базируется на духовно-нравственных ценностях, а также на менталитете российского народа.

Предмет исследования. Правосознание российского гражданина.

Цель исследования. Исследовать влияние российского менталитета на правосознание, правовое поведение российского гражданина и правопорядок.

Методология. Сравнительный и логический анализ, синтез и абстрагирование.

Ключевые слова: право, личность, ценности, духовность, нравственность, менталитет, ментальность, правосознание, поведение, правопорядок.

Введение. На современном этапе развития российской государственности наше общество столкнулось с разотождествлением личности с социальной средой, в которой она пребывает, и ресоциализация - отказом принять нормы и правила жизни социума как свои собственные, потерей ментальных черт, трансформацией духовно-нравственного потенциала личности, нравственным и правовым нигилизмом [16, с.49]. Это связано с дисбалансом материальных и духовно-нравственных потребностей человека, формированием общества потребления, преобладанием в российском народе своих ментальных особенностей, которые оказывают влияние на формирование правосознания и поведение личности, а значит на правопорядок. В ходе исследования авторы осмысляют сложившуюся ситуацию в российской правовой сфере, анализируют и дают оценку происходящим общественным явлениям, что определяет актуальность рассматриваемой темы исследования.

Обзор литературы. В рамках гуманитарных дисциплин юриспруденции, философии, психологии, социологии отмечается тот факт, что исследование правового поведения и правосознания россиян необходимо начинать с выявления существенного влияния на них особенностей российского менталитета, детерминированного особым феноменом России, её цивилизационностью, отличной от запада и востока.

В теории права менталитет как феномен правосознания, область сознательного и бессознательного, носитель определённых ценностей входит в состав правовой культуры (правосознание, право, правовая деятельность (поведение) [24, с.29,36-37].

Впервые исследованием менталитета занимались в рамках изучения исторических процессов древнегреческие мыслители Геродот, Тацит, Плиний, Ксенофонт и др. [24, с.36]. В философии "феномен менталитета есть феномен исторический (то есть становящийся во временном протяжении), психический, а также социокультурный (осуществляющийся в пространстве общественного бытия), то есть имеет как временные, так и национальные (в рамках цивилизационного подхода) особенности и отличия" [25, с.26]. В социальной философии понятия "менталитет" (целое) и "ментальность" (часть) выступают важными философскими категориями. В научных изданиях по психологии и социологии под менталитетом понимается "социальный характер" (для определённого народа - "национальный характер" [29, с.114], который собственно определяет определённый тип поведения человека.

Большой вклад в изучение непосредственно русского менталитета внесли Н.Я. Данилевский, В.О. Ключевский, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, К.Д. Кавелин, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин и другие отечественные мыслители, которые отмечали его многогранность и сложное сочетание взаимосвязанных ментальных качеств [13, с.85].

Изучением ментальности занимались советские учёные А.Я.Гуревич, Ю.Л. Бессмертный, В.Б. Даркевич, Л.П. Репина и другие.

Российский менталитет в социологическом измерении связан и с общенациональной идентичностью, национальной и этнической культурой народов России [10, с.102]. Данный вопрос освящается в работах исследователей К.А. Кочновой, М.Ю. Шевякова, Т.А. Поляковой, Р.Я. Додонова, П.С. Гуревича и других.

Методы. В процессе исследования использовались теоретические методы сравнительного и логического анализа, синтез и абстрагирование, которые базируются на философском, историческом, религиозном и социопсихологическом подходах. Был применён историко-правовой метод.

Обсуждение. Взаимосвязь российского менталитета, правосознания и правового поведения известно с древних времён, формирование которых происходило со становлением Государства Российского. В первом сохранившимся правовом памятнике Древней Руси Русской Правде 1016 г., которую в Московском государстве 1497 г. заменил Судебник, зафиксированы нормы права, а также нравственности (человеческого отношение к другому независимо от социального положения и возраста), которые определяли правовое поведение граждан, а также в некоторых случаях имели даже приоритет над первыми в части уголовного наказания, показывая особенности российского менталитета.

У россиян исторически было своё отношение к свободе, справедливости, моральным и нравственным нормам, правовым обычаям, а также нормам права, которые относят к социальным нормам регулирования общественных отношений [27, с.80]. Право, базируясь на нормах морали и религиозных нормах, является более жестким, несправедливым, а иногда бесчеловечным социальным регулятором (применение судом смертной казни, назначение условного наказания за коррупцию и особо крупные хищения, а за кражу курицы из магазина из-за голода - реальные сроки лишения свободы и пр.).

Неоднозначное отношение к указанным социальным нормам всегда увязывается именно с особенностями российского (русского) менталитета (от лат. mens - сознание, ум).

"Менталитет - устойчивая совокупность предпочтений, складывающихся на уровне коллективного сознания вокруг традиционно признаваемых образцов, стандартов и эталонов" [18, с.25].

По мнению А.В. Гурьяновой и А.Е. Маховикова, "российское правосознание больше опирается на традицию духовного совершенствования личности, в рамках которой постоянно происходит сопоставление идеала (абсолютного) и реальности (относительного). Постепенно складывается устойчивая ментальная установка, в соответствии с которой нравственный идеал обладает большей истиной, чем любая реальная правовая норма" [9, с.52-58]. При этом под ментальностью понимается "исходный пласт общественной психической деятельности, образуемый сплавом чувств и умонастроений, сферу бессознательных влечений и предпочтений" [18, с.25].

В философской традиции понятия "менталитет" и "ментальность" отождествляют.

Особенность российского менталитета напрямую связана с "русским характером", духовной сущностью русского (российского) человека, его душой и духом, которые некоторыми авторами относятся к духовно-нравственным ценностям человека [4, с.62-65].

По нашему мнению, особенность российского менталитета напрямую связана с "русским характером", а также с духовной сущностью нашего человека, его душой и духом, которые некоторыми авторами относятся к духовно-нравственным ценностям человека [4, с.62-65].

Основными характеристиками российской ментальности выступают понятия "дух", "русский дух", "духовность" [7, с.150].

В современной науке в российском менталитете и ментальности выделяют правовой (юридический) менталитет и правую ментальность, основой которых выступает правосознание человека [3, с.114-119; 22, с.18].

Как указывает М.Ю. Осипов, "правосознание - это форма человеческого сознания, представляющая отражение правовой реальности, совокупность знаний, представлений, мыслей, убеждений и чувств, возникающих у индивида, группы лиц или всего общества по отношению к действующему праву и к правовой реальности" [22, с.21]. Наиболее точное определение правосознанию, учитывающее особенности российского менталитета даёт Р.С. Байниязов: "Правосознание - это фундаментальное духовное образование, определяющее развитие правовой действительности. Оно не сводимо лишь к правовой грамотности или пониманию юридической догмы" [5, с. 21]. Поэтому, в связи с тем, что в российской действительности, большинство норм права представляют собой нравственные и религиозные нормы, следует говорить о так называемом нравственном правосознание человека, которое складывается из духовно-религиозных и этических аспектов.

В свою очередь, правосознание состоит из двух взаимосвязанных компонентов: правового сознания и правовой ментальности [17, с.18]. Правовой менталитет имеет психологическую и социальную сторону [20, с.12-13].

Как справедливо отмечает В. С. Морозевич, "правосознание личности проявляет своё реальное содержание в правовом поведении. Поэтому в правосознании целесообразно выделить компоненты, которые оказывают влияние на поведение, что выражается в готовности личности к деятельности в юридически значимых ситуациях" [21, с.52].

К этим компонентам следует отнести духовно-нравственные ценности, российский менталитет, без которых невозможно реализовать неукоснительно принимаемые законы и обеспечить правопорядок.

Ценности были и являются историческими атрибутами российского права [26, с.173].

Под ценностью понимается "то, что имеет для человека важное значение, особую значимость", "дорогое, стоящее много, что в цене" [12, с.578; 28, с.9]. К исконным традиционным российским ценностям относятся духовные и нравственные ценности и идеалы славянской культуры, христианства и других религий. К высшим славянским ценностям причисляются Бог, любовь, красоту, истину, социально-значимым (семья, народ, культура, Родина, природа, мир, жизнь и т.д.), а к личностным ценностям (счастье, справедливость, честь, достоинство, совесть, ответственность, здоровье и т.д.) [15, с.120]. Основными категориями нравственных ценностей выступают понятия добра и зла [8, с.121].

Можно сказать, что "общечеловеческие ценности "выросли" из христианства: свобода, достоинство человека, забота о детях и старшем поколении, забота о природе, необходимость труда, потребность в самосовершенствовании, а значит в образовании" [23, с. 144].

В христианстве высшей ценностью являются Бог и любовь, вера в Бога, любовь к Богу и человеку (Мф: 22:37-39) [2]. Именно религия сформировала так называемую религиозную ментальность.

В бессознательной ментальной матрице россиянина нравственная ценность "справедливость" определяет отношение ко всему чуждому ей и инородному. Социальный порядок без справедливости вызывает сначала недоверие, затем отторжение. При длительности жития без справедливости - недовольство и агрессию. Поэтому и правовая регламентация без справедливости (правды) и без нравственного обоснования ценностью не является и поэтому нарушается лицами, к которым она направлена, что должно всегда учитываться законодателем. Справедливость оценивается именно через нормы морали и права, через конкретные дела и социальные отношения.

Вопрос справедливости волновал человечество с давних времён. Как Божественная и этическая ценность, она прослеживается в работах древних греческих философов (Платон, Аристотель и др.), философов средневековья А. Аврелий, Ф. Аквинский и др.), нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) и эпохи возрождения (Н. Макиавелли), немецкой классической философии (И.Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и др.), а также у русских мыслителей (И.А. Ильин, Л.А. Тихомиров, И.Л. Солоневич, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.).

Справедливость имеет различные характеристики в зависимости от конкретных видов социальных норм (регуляторов), благодаря которым регулируются общественные отношения. Принцип социально-правовой справедливости используется при осуществлении правосудия при назначении гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; нравственная справедливость в своей основе содержит нормы морали (нравственности); духовная справедливость зиждется на религии (религиозных нормах); критерием духовной и нравственной справедливости всегда выступает душа человека [14, с.271-282], которая относится к религиозной ценности.

Право и государство в России развивалось вне восточно-азиатских особенностей по европейской традиции, во главе которой было христианство, провозглашающее духовно-нравственные ценности и строгие нормы нравственности [19, с.121]. Как указывает А.В. Мурунова, "право через понятие "справедливость" было тесно связано в русском правовом сознании с "правдой" как нравственной ценностью. Согласно В.И. Далю, слово "право" означало прежде всего "правду", т. е. справедливость" [11, с. 337]. "При этом именно у русских справедливость находится в первом блоке базовых ценностей, а у западноевропейцев - во втором, не базовом. Русский человек не уважает юридические нормы, если они не основываются на высших ценностях правды и справедливости" [19, с.121].

Характеризуя правосознание россиян, А.В. Гурьянова и А.Е. Маховикова также отмечают, что "российское правосознание больше опирается на традицию духовного совершенствования личности, в рамках которой постоянно происходит сопоставление идеала (абсолютного) и реальности (относительного). Постепенно складывается устойчивая ментальная установка, в соответствии с которой нравственный идеал обладает большей истиной, чем любая реальная правовая норма" [9, с.52-58].

Таким образом, историческое бытие российского народа с его традиционными смыслами и ценностями формировало в культурном пространстве особое право, отзывавшееся в сознательных и бессознательных структурах ментальности каждого гражданина. Своеобразие права россиянина, которое можно назвать и ментальным правом в том, что выражая самобытность и органичную целостность бытия внешнего и внутреннего, оно соединяет в единое целое нормы духовно-нравственные, моральные и правовые, создавая из них единую канву развития цивилизационного механизма. Полное подчинение личности и общества государству обуславливалось критериями универсумальности (Божественности), которыми наделялась в смысловом поле российской действительности власть, ради согласованного проведения в систему жизни народа норм, соответствующих высшим нормам поведения, права. Идеалы российской ментальности побуждали личность идти за ними и складывать реальность в соответствии с высшими смыслами. На уровне государства - через право, на уровне общества - через мораль, на уровне личности - через нравственность. Этому было подчинено все. Служение высшему, универсумальному проходило генеральной линией через служение государству, обществу, своему народу. Индивидуальная свобода проявлялась в свободе выбора служения высшему.

Право, базируясь на нормах морали и религиозных нормах, является более жестким, несправедливым, а иногда бесчеловечным социальным регулятором (применение судом смертной казни, назначение условного наказания за коррупцию и особо крупные хищения, а за кражу курицы из магазина из-за голода - реальные сроки лишения свободы и пр.).

Неоднозначное отношение к указанным социальным нормам всегда увязывается именно с особенностями российского (русского) менталитета (от лат. mens - сознание, ум).

"Правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к закону и праву - российская традиция, уходящая своими корнями в далекое прошлое и "канонизированная" в известной пословице "Закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло" [6, с.18]. По указанным причинам в России преобладает правовой нигилизм, который является одной из причин роста преступности среди граждан, в т.ч. несовершеннолетних лиц, игнорирование законов, которые, по мнению наших граждан, являются нечеловеческими и безнравственными, не основанными на справедливости [1, с.37; 6, с.18].

Вышеуказанное говорит том, что российский менталитет влияет на формирование правосознания, поведение личности и правопорядок.

Результаты. В ходе исследования была раскрыта взаимосвязь российского менталитета с правосознанием и правовым поведением личности. Духовно-нравственная и правовая триада "российский менталитет-правосознание-правовое поведение" влияет на правовую реальность и правопорядок. Установлено, что на российский менталитет влияют духовно-нравственные ценности, девальвация которых приводит к искажению первого, а значит, существенно влияет на правосознание и правое поведением человека. В правотворческом процессе не учитываются особенности российского менталитета, что привело к правовому нигилизму.

Теоретическая и прикладная ценность работы заключается в обобщении данных исследования в понимании российского менталитета, правосознания и правового поведения, а также в использовании результатов исследования в правотворчестве.

Выводы. Исследование показывает, что существующее отечественное право находится всё ещё вне контекста российского менталитета. Правовые нормы должны учитывать особенности российского менталитета, а также в своей основе содержать духовно-нравственные ценности и идею справедливости, что приведёт к ликвидации правового нигилизма и обеспечит правопорядок.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"